Вакх, Леонардо да Винчи — описание картины

Леонардовские цвета

В Национальной Лондонской галерее хранится Леонардовская «Мадонна в скалах». Именно этот музей первым признал оригинальность «Спасителя мира». Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент.

Анализ пигментов краски «Спасителя» показал, что он абсолютно идентичен краскам «Мадонны в скалах».

Справа: фрагмент картины «Мадонна в скалах». 1499-1508. Национальная Лондонская галерея.

Да, несмотря на повреждения красочного слоя, цвета и правда мастерски подобраны.

Но этот же факт легко доказывает и другое. Картина была создана учеником Леонардо, который вполне логично пользовался теми же красками, что и сам мастер.

Источники

  • Чепмен, Хьюго; Файетти, Марция (2010). Фра Анджелико Леонардо: Рисунки итальянского Возрождения . Лондон, Англия: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2667-8.
  • Оттино делла Кьеза, Анджела (1967). Полное собрание картин Леонардо да Винчи . Пингвины Классики мирового искусства. Лондон, Великобритания: Penguin Books . ISBN 978-0-14-008649-2.
  • Клейтон, Мартин (2006). Десять рисунков Леонардо да Винчи: выставка в честь восьмидесятилетия Ее Величества Королевы . Публикации Королевского собрания. ISBN 9-781902-163017.

Кови, Дарио А. (2005). Андреа дель Верроккьо: жизнь и работа . Arte e archeologia: Studi e Documenti. Флоренция, Италия: Leo S. Olschki Editore. ISBN 978-8822254207.

Делевен, Винсент, изд. (2012). Святой Анны: окончательный шедевр Леонардо да Винчи . Милан, Италия: Officina Libraria. ISBN 978-8897737025.

Кемп, Мартин (2004). Леонардо . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9-780192-806444.

 ———   (2007). Леонардо да Винчи: чудесные произведения природы и человека . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-920778-7.

 ———   (2011). Леонардо: Исправленное издание . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199583355.

 ———   (2019). Леонардо да Винчи: 100 вех . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Стерлинг. ISBN 978-1454930426.

Марани, Пьетро К. (2003). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Нью-Йорк, Нью-Йорк: ISBN Гарри Н. Абрамса, Inc. 978-0810991590.

Педретти, Карло (1987). Леонардо да Винчи: рисунки лошадей и других животных из Королевской библиотеки в Виндзорском замке . Нью-Йорк, Нью-Йорк: ISBN Johnson Reprint Corp. 978-0384452824.

 ———  , изд. (1988). Ахадемия Леонарди Винчи: журнал исследований Леонардо и библиография Vinciana Vol. I-X . Вилла Ла Лоджия, Флоренция: Guinti. ISBN 978-0815001034.

 ———   (2006). Леонардо: Искусство и наука . Суррей, Англия: Taj Books International. ISBN 978-1844060368.

Педретти, Карло; Тальялагамба, Сара (2017). Леонардо да Винчи: «Дева в скалах» в версии Черами: ее история и критическое состояние . Поджио-а-Кайано, Италия: CB edizioni. ISBN 978-8897644538.

Рубин, Патрисия Ли ; Райт, Элисон (1999). Флоренция эпохи Возрождения: Искусство 1470-х годов . Лондон, Англия: Публикации Национальной галереи. ISBN 978-1857092660.

Ширман, Джон (1992). Только соединение: искусство и зритель в итальянском Возрождении . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0691655413.

Солари, Эрнесто (2016). Леонардо да Винчи Лошадь и всадник «Памятник» Шарлю д’Амбуазу . Милан: Colibri Edizioni. ISBN 978-88-97206-33-0.

Сисон, Люк ; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антонио; Незерсол, Скотт; Румберг, Пер (2011). Леонардо да Винчи: Художник при дворе Милана (1-е изд.). Лондон, Англия: Национальная галерея. ISBN 978-1857094916.

Цёлльнер, Франк (2019). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейный ред.). Кельн, Германия: Taschen.

Доска

Для картины взята доска откровенно плохого качества. В нижней картине был сучок. Из-за него пошла большая трещина сверху вниз. Это хорошо видно на фото, сделанного после снятия всех поздних слоёв краски перед реставрацией в 2005 году.

Критики уверены, что Леонардо никак не мог выбрать такую плохую доску.

Но я сразу хочу поспорить с этим. Леонардо никогда не был богат! Для современников он был странным, хоть и очень талантливым. То картину не доделает, то работает слишком медленно.

Так что он вполне мог взять доску не самого хорошего качества. Тот же Ван Гог писал самыми дешевыми красками из-за бедности.

Мона Лиза (ок. 1503-1519)

Мона Лиза, также известная как Джоконда, считается портретом Лизы Герардини, жены флорентийского купца по имени Франческо дель Джоконда. Новаторское поясное изображение показывает женщину, сидящую на стуле.

Использование сфумато (техника для смягчения перехода между цветами) создает ощущение мягкого спокойствия, исходящее от ее существа, и придает фоновому пейзажу глубокую реалистичность. Да Винчи создает в этом произведении глубину, которая заставляет взгляд перемещаться по картине. Но загадочная улыбка натурщицы, которая притягивает зрителя, одновременно восхищает и пугает.

https://youtube.com/watch?v=vAWM7-74wwM

Эта работа является одной из самых знаковых по многим причинам. Предыдущие портреты того времени были сосредоточены на представлении внешнего вида натурщика. Личность субъекта отображалась только через символические предметы, одежду или жесты. Однако в этой картине Леонардо хотел запечатлеть нечто большее, чем просто сходство. Он хотел показать душу натурщицы, чего он достиг, сделав большой акцент на ее необычной улыбке.

Она не просто улыбается художнику; на ее лице отображен целый спектр эмоций. Зрителю остается гадать, о чем она думала, что могла означать улыбка и кем она была. Пейзаж также важен для передачи этого чувства душевности. Было много предположений относительно происхождения его местоположения, но считается, что пейзаж вокруг — плод воображения Леонардо.

Эта картина также вдохновила многих художников. Бесчисленные писатели писали о картине. Например, французский поэт Теофиль Готье в XIX веке, назвал ее «сфинксом, который загадочно улыбается».

В 1954 году Сальвадор Дали создал свой автопортрет в образе Моны Лизы. Ее изображение также бесконечно воспроизводилось на множестве принтов, постеров и коммерческих продуктов на рынке современной популярной культуры.

Композиция «Спасителя»

Вы не найдёте ни одного портрета у Леонардо, где бы он изображал героя в четкий анфас. Его фигуры всегда обращены к нам в пол-оборота

Не важно, берёте вы раннюю работу или самую позднюю

Леонардо делал это намеренно. Более сложной позой он пытался вдохнуть жизнь в своего героя, придавая фигурам хоть немного динамики.

Слева: Портрет Джиневры Бенчи. 1476. Национальная галерея Вашингтона. Справа: Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Однако Леонардо осознавал разницу между религиозным образом и светским портретом. Христос придет на Землю перед Страшным судом. Это Второе Пришествие. Он строг и справедлив. В таком положении изображали Христа Пантократора на иконах.

Христос Пантократор. XIII век. Монастырь Ватопед на Афоне. Wikimedia Commons.

Леонардо точно осознавал, в чем сила такого образа. Тем более наверняка он писал его на заказ. И владелец ожидал именно такого расположения героя.

Его последователи делали попытки немного развернуть фигуру Христа. И значительная часть магнетизма образа сразу исчезала.

Справа: неизвестный автор (последователь Леонардо да Винчи). 1505. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Мадонна в скалах (ок. 1483–1486)

На этой картине изображена Мадонна с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, а также архангелом Гавриил. Квартет находится среди мистического вымышленного пейзажа.

В сочетании с интимной группой на переднем плане полностью вымышленная среда из пустынных скал и воды придает картине сказочную атмосферу, одновременно вселяя в зрителя ощущение слияния с небесным.

Святой Иоанн был покровителем Флоренции, и его изображение в этом произведении было важным. Согласно флорентийской традиции, он был товарищем по играм Христа и также знал о будущей жертве Христа за человечество. Как и другие произведения того времени, картина использует пирамидальную композицию, обычную для художников Высокого Возрождения.

Жесты героев картины и их взгляды создают динамическое единство, которое было новаторским для того времени. Кроме того, стиль сфумато проявляется в том, как цвета и очертания сливаются в мягкую дымку, что также усиливает ощущение естественности и придает пространству трехмерность. Картина представляет собой ранний пример использования масляного пигмента, который был относительно новым для Италии и позволил художнику запечатлеть сложные детали, что также привело к ощущению реальности происходящего на картине.

Спаситель Мира и Мона Лиза

«Спасителя мира» называют мужской версией «Моны Лизы». Отчасти из-за схожих черт. Похожи и глаза, и нос, и верхняя губа.

Фрагменты картин Леонардо да Винчи. Слева: Спаситель Мира. 1500. Местонахождение неизвестно. Справа: Портрет Моны Лизы. 1503-1519. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Хотя если поставить их рядом, сразу бросается в глаза: лицо Спасителя мы видим, как сквозь густой туман. То есть сфумато слева более проявлено.

Но важно учесть, что работа создана раньше. Возможно, Леонардо ещё был в процессе совершенствования техники

И в Моне Лизе она достигла своей идеальности.

Ещё кое-что объединяет «Мону Лизу» и «Спасителя».

Леонардо был склонен придавать своим героям андрогинные черты. Его персонажи мужского пола имеют женские признаки. Вспомните хотя бы ангела в картине «Мадонна в скалах».

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент). 1483-1486. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Вообще Леонардо любил создавать неоднозначные образы, сочетая в них противоположное. Например, мужское и женское. Холодность и мягкость. Божественное и земное.

Согласитесь, такая неоднозначность есть и в Спасителе Мира, и в Моне Лизе.

Витрувианский человек (ок. 1490)

Витрувианский человек изображает человека в двух наложенных друг на друга позах. В одном положении ноги мужчины вместе с вытянутыми руками, демонстрируют квадрат. Во второй позиции ноги мужчины расставлены, а руки вытянуты, чтобы продемонстрировать круг.

В сопроводительном тексте к рисунку Леонардо описывает свое намерение изучить пропорции человека, описанные римским архитектором I века до н.э. Витрувием (в честь которого был назван рисунок) в его трактате De Architectura (Об архитектуре, опубликованном как Десять книг по Архитектура).

Витрувий использовал свои собственные исследования пропорционального человека, чтобы повлиять на дизайн храмов, полагая, что симметрия имеет решающее значение для их архитектуры. Леонардо использовал Витрувия в качестве отправной точки для вдохновения в своих собственных анатомических исследованиях и усовершенствовал свои картины, исправив более половины первоначальных расчетов Витрувия. Идея относительной пропорции повлияла на архитектуру западного Возрождения и за ее пределами как концепция создания гармонии между земным и божественным в церквях.

В конечном счете, Витрувианский человек представляет собой математическое исследование человеческого тела, подчеркивающее природу баланса, который дает нам пропорция и симметрия. Понимание этой концепции будет определять все работы Леонардо в искусстве, архитектуре и не только.

Изображение также является отсылкой к гуманизму эпохи Возрождения, который поместил человека в связь с природой и в качестве связующего звена между земным (квадрат) и божественным (круг). Он сочетает в себе понимание науки великим мыслителем с его мастерством рисования.

Изображение поистине легендарное и упоминается в многочисленных работах других художников, от «Радостного дня» Уильяма Блейка или «Танца Альбиона» (около 1794 г.) до сегодняшней сцены современного искусства, например, в «Витрувианской женщине» Ната Крата.

6. Тайная вечеря

Тайная вечеря

Годы написания: 1495 — 1498.Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.Материалы: фреска.Размеры: 460 x 880 см.

Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.

Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.

Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.

Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.

Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.

От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.

Спаситель мира в кино

В 2021 году вышел фильм «Утраченный Леонардо» (режиссёр: Андреас Койфоэд) — о самой невероятной истории в мире искусства. Это детективная история, которая кажется слишком надуманной, настолько в ней много необычных событий. Но она правдивая. От этого ещё больше ошеломляет.

Фильм непременно нужно смотреть. Но если у Вас нет такой возможности, я предлагаю Вам познакомиться с невероятной историей картины в моем аккаунте в Инстаграм @arts.dnevnik (в вечных сторис «Спаситель Мира»).

Там я также отвечаю на вопросы, почему же “Спаситель мира” так и не попал ни в один музей. А также в связи с чем картину так и не показали в рамках выставки в Лувре в 2019 году (хотя об этом было заявлено).

Даже если Вы смотрели фильм, мой рассказ в Инстаграм поможет Вам ещё раз пройтись по главным вехам этой удивительной истории.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Шар, как символ нашего мира

Самой яркой деталью картины, помимо лица Иисуса, является стеклянный шар.

Кому-то шар в руках Спасителя может показаться необычным. Ведь до открытия Колумбом Америки в 1492 году, люди считали, что Земля плоская. Неужели новые знания так быстро распространились по всей Европе?

Ведь если взять других «Спасителей» того времени, то становится понятным, что образ повторяется. И у немецких художников, и у голландских.

Слева: Дюрер. Спаситель мира (неокончен). 1505. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Йос Ван Дер Бек. Спаситель мира. 1516-1518. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Дело в том, что о сферичности Земли было известно ещё древним грекам. Образованные европейцы тоже были в этом убеждены и в Средние Века, и в Эпоху Возрождения.

Мы ошибочно считаем, что лишь с путешествием Колумба люди осознали своё заблуждение. Теория о плоской Земле существовала всегда параллельно теории о ее сферичности.

Даже сейчас найдутся те, кто будет Вас убеждать в том, что Земля – это четырёхугольник, покрытый куполом.

Но сам шар тоже интересный. Критики считают, что художник написал его неверно. Так как складки одежды, а также ладонь должны выглядеть по-другому. Как минимум, в перевёрнутом виде. Как же так получилось, что прекрасно разбиравшийся в оптике Леонардо, допустил такие ошибки?

Да, изображение не верно, если речь идёт о полностью стеклянном шаре. Но в данном случае он ПОЛЫЙ! А значит все написано правильно. И даже свет в этом случае создаёт три световые точки на стенках.

Леонардо да Винчи. Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500. Лувр в Абу-Даби.

Рукописи

Сокращение (а) Страницы
Кодекс Атлантический 1478–1519 CA 1,119 Пинакотека Амброзиана, Милан

Гигантский арбалет (CA149b-r / 53v-b)

12 томов, собранные скульптором Помпео Леони .
Кодекс Виндзор 1478–1518 W. 153 Королевская коллекция , Виндзор

Плод в утробе (W.19102r)

Эти рисунки были вклеены в альбом Помпео Леони, вероятно, вошли в английскую королевскую коллекцию во время правления Карла II и были изъяты из переплета в 19 веке.
Кодекс Арундела 1480–1518 BL, Arundel MS. или Br.M. 283 Британская библиотека , Лондон

Водолазный снаряд (BL24v)

Кодекс Тривулзиана c.  1487–1490 Трив. 55 (первоначально 62) Biblioteca Trivulziana, Кастелло Сфорцеско, Милан

Список с профильным портретом (Triv.30r)

Кодекс Форстера 1487–1505 Форстер I, II и III (включая I 1 , I 2 и II 2 ); ранее известный как SKM I, II и III 354 Музей Виктории и Альберта , Лондон

Определение объема твердых тел правильной и неправильной формы (Forster I.7r)

Пять карманных записных книжек в трех томах, перечисленных здесь в хронологическом порядке:
I 2 (Милан, ок.  1487–1490 ): обсуждает гидротехнику, движение и подъем воды и вечное движение .
III (Милан, ок.  1490–1493 ): Заметки о геометрии, весе и гидравлике с вкраплениями эскизов лошадей, которые могут быть рисунками для бальных костюмов и описанием анатомии человеческой головы.
II 1 (Милан, ок.  1495 г. ): Заметки по теории пропорций и другой разный материал.
II 2 (Милан, 1495–1497): Заметки по теории веса, тяги, напряжений и противовесов.
I 1 (Флоренция, 1505 г.): Примечания по измерению твердых тел и топологии .
Парижские рукописи 1488–1505 A, B, C, D, E, F, G, H (включая H 1 , H 2 и H 3 ), I (включая I 1 и I 2 ), K (включая K 1 , K 2 и K 3 ), L и M более 2,500 Bibliothèque de l’Institut de France , Париж

Воздушный винт (деталь Б.83в)

Вертикально стоящий летательный аппарат с птичьим крылом (B.80r)

12 томов, перечисленных здесь в хронологическом порядке:
B (1488–1490; 84 листа): Записная книжка, включающая проекты летательных аппаратов (включая « вертолет »), подводной лодки, централизованно планируемых церквей и боевых машин.
C (1490–91; 28 листов. Один раздел отсутствует). Трактат о свете и тени; также обсуждает течение воды и перкуссию.
A ( ок.  1492 г. ): Фрагмент большей рукописи, которая включала Кодекс Эшбернхема II. Охватываемые темы включают живопись, перспективу, воду и механику.
H (1493–94; 142 листа): три карманных записных книжки, переплетенные вместе. Обсуждает евклидову геометрию и дизайн материалов для рисования.
М (конец 1490-х – 1500; 48 листов): Карманный блокнот по геометрии, баллистике и ботанике.
L (1497–1502; 94 листа): тетрадь по военной инженерии, которую использовал Леонардо, когда он был на службе у Чезаре Борджиа .
К (1503–1508; 128 листов): Три карманных блокнота, в основном по геометрии.
I (1497–1505; 139 листов): две карманные записные книжки с заметками по геометрии, архитектуре, латыни, перспективе и пропорциям для художников.
D (1508–09; 10 листов с 20 рисунками): Обсуждает теории зрения.
F (1508–1513; 96 листов): обсуждает воду, оптику, геологию и астрономию.
E (1513–14; первоначально 96 листов): обсуждает веса и эффекты гравитации, изобретение для осушения Понтийских болот , геометрию, живопись и полет птиц.
G (1510–1515; 93 листа): в основном обсуждает ботанику.
Кодекс Мадрид 1490–1504 гг. Мадрид I и Мадрид II Национальная библиотека Испании , Мадрид

Чертеж литейной формы для головы коня Сфорца (Мадрид II.156v – 157r)

Два тома, переоткрытые в 1966 году:
I (1490-е годы): В основном занимается наукой о механизмах.
II (1503–04): Разные рисунки, включая карты Арно, относящиеся к проекту по изменению его курса, а также примечания и рисунки, относящиеся к отливке памятника Сфорца .
Кодекс Эшбернхема c.  1492 Эш.И. или BN2037 (ранее часть MS.B.); Ash.II или BN2038 (ранее часть MS.A.) Bibliothèque de l’Institut de France , Париж

Этюды для здания по централизованной планировке (Ясень.I.5в)

Два тома, изъятые из парижских рукописей A и B и проданные графу Эшбернхему , который вернул их в Париж в 1890 году.
Кодекс полета птиц от 1505 г. Турин 18 Biblioteca Reale , Турин

Заметки о положении птицы в полете по отношению к ветру (Турин, 8r)

Первоначально часть Парижской рукописи B; вероятно, украден графом Гульельмо Либри примерно в 1840–1847 годах.
Кодекс Лестера 1506–1510 Leic. 72 Частная коллекция, США

Исследования освещенности Луны (Leic.1A (1r))

Codex Urbinas и libro A c.  1530 Урб. и L ° A. Biblioteca Apostolica Vaticana
Антология произведений Леонардо, составленная после его смерти его учеником Франческо Мельци . Сокращенный вариант был опубликован в 1651 году как трактат по живописи ( Trattato della Pittura ).

Джиневра де Бенчи (ок. 1474/78)

Размещенный в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, портрет Джиневра де Бенчи — единственная картина Леонардо, публично выставленная на обозрение в Западном полушарии. Это одна из самых ранних работ Леонардо, законченная, когда ему было чуть больше 20 лет, и демонстрирующая некоторые нетрадиционные методы, которые он использовал на протяжении всей своей карьеры. Вдохновленный своими северными современниками, Леонардо нарушил традицию, изобразив торжественную молодую женщину в позе три четверти, а не в обычном профиле. Он был первым итальянским художником, написавшим такую ​​композицию.

Художник продолжал использовать подобные позы во всех своих портретах, включая Мона Лизу. Вскоре такой вид быстро стал стандартом для портретной живописи, настолько повсеместным, что сегодня зрители принимают это как должное.

Леонардо, возможно, также использовал свои пальцы, когда краска была еще липкой, чтобы моделировать лицо Джиневры, о чем свидетельствуют отпечатки пальцев, обнаруженные на поверхности краски.

На оборотной стороне картины венок из лавра и пальмы окружает веточку можжевельника, а свиток с латинской фразой «Красота украшает добродетель» обвивает каждую растительность. Усеченный вид обратной стороны предполагает, что картина могла быть порезана внизу, возможно, из-за повреждения водой или огнем.

Сфумато

Как известно, сфумато изобрёл Леонардо. Благодаря ему герои картин эволюционировали от раскрашенных кукол до почти живых людей.

Добился он этого, поняв, что в реальном мире нет линий. А значит и на картине их тоже не должно быть. Очертания лиц и рук у Леонардо стали растушеванными, в виде мягких переходов от света к тени. Именно в этой технике создана его знаменитая «Мона Лиза».

В «Спасителе» сфумато тоже есть. Когда Даян Модестини реставрировала картину, то довольно долго работала над сильно повреждённым участком над верхней губой. И тут она осознала: между губой и кожей нет линии! Переход почти не заметный, как на портрете Моны Лизы. Так в то время мог работать только Леонардо…

Новодел?

Можно долго гадать, написал ли Леонардо «Спасителя» сам «от и до». Или лишь подправил детище своего ученика.

Но за 500 лет картина была сильно повреждена. Да ещё и горе-владельцы подрисовали Иисусу бородку с усами. Видимо, их не устраивал андрогинный вид «Спасителя».

Леонардо да Винчи. Спаситель мира. До реставрации. Фото из каталога коллекции Кука 1914 года издания. Wikimedia Commons.

Как результат, в середине 20 века она и вовсе была продана на аукционе за 45 долларов. Настолько ее вид был плачевным.

Но в 2000-х картину отреставрировала Даян Модестини, высококлассный специалист. Спустя 6 лет кропотливой работы. Сделав все возможное, чтобы она была вновь похожа на творение Леонардо.

Увы, критики резонно заявляют, что в этом случае это уже новодел. Так как нетронутых реставратором деталей на картине осталось очень мало. Что Вы думаете? Новодел или все же восстановленная картина великого мастера?

Слева: Спаситель мира в 2005 году (после снятия поздних слоёв краски)

Утраченные работы

Последнее известное местоположение
Адам и Ева (незаконченный) c.  середина 1460-х — начало 1470-х годов Акварельный мультфильм для гобелена В коллекции Оттавиано Медичи при жизни Вазари (1511–1574).

Рисунок Франческо ди Джорджо Мартини , возможно, по мотивам мультфильма Леонардо

Подробно описан Джорджо Вазари и Анонимо Гаддиано . Написанная для короля Португалии, она находилась в коллекции Оттавиано Медичи при жизни Вазари. Композиция может быть вдохновил рисунок на Франческо ди Джорджо Мартини в Крайст — Черч картинной галерее , Оксфорд .
Щит дракона c.  1472 Раскрашенный щит Неизвестный
Произведение для детей, известное только по рассказам Джорджо Вазари и Анонимо Гаддиано. Вазари заявил, что его отец Леонардо сер Пьеро да Винчи продал купцам, которые затем продали его герцогу Миланскому.
Голова Медузы Юношеская работа Масло на панели В коллекции Козимо I Медичи при жизни Вазари (1511–1574).
Детское произведение известно только по рассказу Джорджо Вазари. Фламандская картина этого предмета ок.  1600 г. в Уффици, Флоренция, когда-то ошибочно считалось этой работой.
Алтарь Сан-Бернардо (незаконченный) Введен в эксплуатацию 10 января 1478 г. Масло на панели Неизвестный
Заказ на строительство часовни во Палаццо делла Синьория во Флоренции, переданный Леонардо 10 января 1478 года, так и не был завершен. Первоначально заказ был отдан Пьеро дель Поллайоло 24 декабря 1477 года; ее перераспределение , возможно, было организовано отцом Леонардо, который был нотариусом к Синьории . После того, как Леонардо не смог выполнить поручение, 20 мая 1483 года его передали Доменико Гирландайо , но он также не завершил работу. Иногда ошибочно говорят, что картина Филиппино Липпи « Дева с младенцем и святые в Уффици » была окончательно доставлена ​​в часовню, но она была написана для Sala dei Dugento (зал совета) дворца.
Битва при Ангиари Введен в эксплуатацию 4 мая 1504 г. Настенная живопись Все еще виден в 1549 году

Копия Питера Пауля Рубенса

Покрытый фресками Вазари, начиная с 1563 года. Остатки фрески Леонардо, возможно, были обнаружены в Салоне деи Чинквеченто.
Леда и лебедь c.  1504–1508 Картина маслом Записано Кассиано даль Поццо как находившееся во дворце Фонтенбло в 1625 году.

Копия Чезаре да Сесто

Известно девять копий картины, в том числе:
  • Чезаре да Сесто , Леда и Лебедь (на фото ). Масло на дереве, 69,5 см × 73,7 см (27,4 дюйма × 29,0 дюйма). Уилтон Хаус , Уилтшир
  • Аноним, возможно, Il Sodoma , Leda and the Swan . Темпера на дереве, 115 см × 86 см (45 дюймов × 34 дюйма). Галерея Боргезе , Рим
  • Франческо Мельци , Леда и Лебедь . Уффици , Флоренция
  • Аноним, возможно, Фернандо Яньес де ла Альмедина , Леда и Лебедь . Масло на панели, 131,1 см × 76,2 см (51,6 дюйма × 30,0 дюйма). Художественный музей Филадельфии (ранее в коллекции Джона Джонсона, 1917)
  • Джампьетрино , Леда и Лебедь , из коллекции маркиза Гастингса.
  • Джампьетрино , Венера и Амур , частное собрание, Милан
  • Венера и Амур , 16 век, Масло на панели, Художественный музей Нового Орлеана
Ангел Благовещения c.  1510–1513 Картина маслом Во дворце герцога Козимо I Медичи при жизни Вазари (1511–1574)

Воплощенный ангел , сатирическая копия, возможно, Салаи

Картина описана Вазари. Рисунок сохранился среди этюдов битвы при Ангиари (см. Ниже). Рисунок слева, известный как «Воплощенный ангел» , является сатирической копией, возможно, созданной Салаем , из Художественного музея Базеля . Есть некоторые сохранившиеся копии предмета Леонардески , в том числе:
  • Мастерская Леонардо да Винчи? Ангел Благовещения , ок. 1505 — 1513? Масло на холсте (перевод с панели), 66 см × 47,3 см (26,0 дюйма × 18,6 дюйма), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
  • Мастерская Леонардо да Винчи? Святой Иоанн Креститель , ок. 1508 — 1513? Панно, 71 см × 52 см (28 дюймов × 20 дюймов ), Художественный музей Базеля .
  • Мастерская Леонардо да Винчи? Святой Иоанн Креститель , ок. 1508 — 1513? Масло на панели, 75 см × 53,4 см (29,5 дюйма × 21,0 дюйма), Музей Ашмола , Оксфорд.
  • Баччо Бандинелли . Сообщите Ангелу . Эскиз Леонардо да Винчи.

А была ли картина

Доподлинно известно, что Леонардо работал над картиной с образом «Спасителя Мира». Сохранилось несколько эскизов мастера. На них мы видим характерное одеяние Христа с большим количеством складок.

Леонардо да Винчи. Подготовительный эскиз к «Спасителю мира». Около 1500. Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон. Wikimedia Commons

Также до нас дошла вот эта гравюра. Это черно-белая копия «Спасителя Мира» Леонардо. Согласитесь, довольно похоже на ту работу, что была найдена и отреставрирована в наше время.

Вацлав Холлар. Гравюра с оригинала картины Леонардо да Винчи «Спаситель мира». 1650. Британский музей, Лондон. Esquire.ru.

К тому же в музеях и частных коллекциях хранится около 20 копий «Спасителя мира» учеников Леонардо. Некоторые из них являются почти точными копиями. Но образы на этих полотнах явно уступают по силе и качеству.

Марко д’Оджоно. Спаситель мира. 1505-1519. Галерея Курто, Лондон. Arabena.livejournal.com

Но никто не ожидал, что когда-нибудь мы найдём оригинал! Мартин Кемп, эксперт по Леонардо да Винчи, так комментирует это событие: «Когда Вам сообщают о найденной картине Леонардо, это равносильно фразе «В вашем дворе приземлились пришельцы». Настолько это ошеломляет».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: