«персей и андромеда» картина рубенса

Остров Сериф

Древнегреческие мифы о Персее в лучших традициях подобных повествований рассказывают о чудесном спасении героев. Деревянный ящик, где находились Даная с Персеем, запутался в сетях близ острова Сериф. Его вытянул на берег Диктис, рыбак и брат царя этих земель.

Полидект, владыка Серифа, оставил Данаю с сыном при дворе. Мальчик вырос и превратился в статного юношу, красотой, силой, смекалкой и ловкостью превосходящего всех сверстников. Даная же стала объектом страсти царя. Полидект попытался силой добиться желаемого, однако встретил серьезного противника в лице молодого Персея. Тогда-то правитель острова и задумал послать юношу за головой горгоны Медузы, чтобы навсегда от него избавиться.

«А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться…»

Описание картины Рубенса можно начать с указания точного момента этой трогательной истории — победитель возвращается к смущенной и счастливой возлюбленной, которая только что так счастливо избежала смерти. В картине есть все — и торжественность момента (богиня победы Ника надевает на героя его шлем), и радость встречи влюбленных над головой поверженного чудовища. Веселые ангелочки символизируют радость и благодарность всего освобожденного от напасти эфиопского народа, вывалившего, по легенде, шумной толпой на берег моря. Можно бесконечно говорить о палитре художника, который потрясает зрителей XXI века, точно так же как и современников. Сотни книг написаны о его мастерстве и совершенстве владения кистью, о его способах нанесения красок на полотно, жизнелюбии, льющемся с его полотен.

Прерванное пиршество

Пелидект надеялся, что сын Данаи не вернётся живым из этого опасного путешествия, однако боги Олимпа рассудили иначе. Медуза и прочая вражья сила, встретившаяся на пути героя, была повержена, после чего Андромеда и Персей неожиданно появились в его дворце. Не веря словам героя о том, что злое чудище побеждено, царь потребовал доказательства и… получил его.

Достав из мешка роковую голову, Персей поднял её высоко вверх, так чтобы все присутствовавшие гости (а происходила эта сцена во время пиршества) могли её видеть. Результат оказался именно тем, на который он и рассчитывал: царь Пелидект и все его собутыльники мгновенно окаменели.

Кстати, почему же колдовство не действовало на самого героя? Оказывается, как и во время своей первой встречи с Медузой, столь печально закончившейся для злой горгоны, так и впоследствии, доставая из мешка отрубленную голову, он пользовался гладкой поверхностью щита как зеркалом, избегая прямых взглядов на чудовище. Отражение же не имело никакой магической силы.

Персей и Андромеда. Описание картины Рубенса

  • Рубенс
  • «Персей и Андромеда»
  • 1620-21 гг
  • Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Персей и Андромеда» бесспорный шедевр Рубенса, написанный им в 1620-21 годах.

Основой сюжета картины является миф Древней Греции о сыне Зевса Персее, который поверг вселяющую всем ужас Горгону Медузу, и о прекрасной дочери царя Кефея — Андромеде, обречённой быть принесенной в жертву морскому чудовищу.

В каждой картине помимо движения и покоя фигур может быть еще движение и покой в самих живописных формах. Симметрия дает впечатление покоя, ее нарушение вносит в картину движение. Про многие картины трудно сказать, что в них преобладает: движение или покой. В них есть и то и другое, и поэтому ощущается вся полнота жизни.

В эрмитажной картине Рубенса представлен момент, когда победитель чудовища приближается к прекрасной девушке, что бы даровать ей свободу. Крылатый конь Пегас нетерпеливо бьет копытом, развевается красный плащ, к герою подлетает богиня Победы Ника, что бы увенчать его короной, на земле извивается поверженный дракон — все это элементы движения, следы разыгравшейся драмы.

Этим достигается тонкая и, вместе с тем, очень откровенная игра чувств, которые только зарождаются. Андромеда далеко не античная красавица с идеальными пропорциями тела. Рубенс наделил ее, так любимыми им самим пышными формами дородной фламандской девушки с золотистым цветом волос и пылающим от стыдливости румянцем на щеках.

Благодаря очень воздушным, светлым, лессирующим краскам, её обнаженное тело, резко контрастирует со стальными доспехами Персея, его сверкающим щитом и прибитой к нему головой Медузы Горгоны, с могучей фигурой молодого героя.

Обнаженной фигуре Андромеды Рубенс противопоставляет фигуру Персея с множеством деталей: крылатые сандалии на ногах, венок над головой и шлем-невидимку, который несет в руках Амур.

Свадьба Персея и Андромеды

Триумф Персея стал настоящим праздником народа Эфиопии. Победителем вышел он на берег и, взяв за руку Андромеду, повёл её во дворец Кефея праздновать свадьбу. Без промедления царь стал готовиться к бракосочетанию дочери и героя, спасшего всю его землю.

Вот только само торжество было омрачено появлением Финея. Он был женихом Андромеды, однако не решился даже появиться у скал, куда должно было прийти чудовище и погубить его возлюбленную.

Жан-Батист Реньо «Возвращение Андромеды», 1782 годКартина находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург, РоссияИз собрания А.К. Рудановского

На празднество Финей явился не один, а в сопровождении вооружённых соратников, вместе с которыми собирался забрать красавицу Андромеду. И если сама девушка испугалась столь внезапного и жуткого появления жениха, то Персей и здесь не растерялся.

Он приказал всем гостям, царю, царице и невесте спрятаться за его спину, а сам извлёк из своего мешка голову Медузы Горгоны. Смертоносный взгляд даже мёртвой Горгоны мгновенно обратил противников Персея в каменные изваяния, что стали украшением дворца Кефея.

Жан-Батист Реньо «Брак Персея и Андромеды», 1782 годМестонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, РоссияИз собрания А.К. Рудановского

Андромеда же стала верной супругой героя. Впоследствии заняла место соправительницы Персея в Микенах, родила нескольких детей. Некоторые авторы склоняются к тому, что Андромеда не захотела покидать Эфиопию и поэтому не отправилась на родину мужа.

История об Андромеде по-разному пересказывается различными античными авторами. Есть несоответствие в некоторых деталях. Например, в отдельных пересказах Персей убивает чудовище с помощью той же головы Медузы Горгоны, которую использовал не раз. Несмотря на эти детали, саму Андромеду можно назвать настоящей счастливицей, что не только была спасена от гибели, но и обрела своё счастье.

Сочинения

Мифы Древней Греции рассказывают о жизни богов и отважных подвигах людей. Геройской характеристикой обладает полубог получеловек — Персей.

Образ Персея в литературе

Сын Зевса Громовержца и царевны Данаи наделен только положительными чертами характера. Описать образ Персея несложно: красота его сравнима с красотой богов Олимпа, отважен, ловок и умен. Боги выделяли его среди других героев и помогали, ведь некоторым из них он приходился сводным братом.

Этого героя греческой мифологии часто изображали в доспехах, сандалиях с крыльями, шлеме и плаще. Образ Персея — это образ защитника, стоящего на стороне правды, всегда отважный и готовый прийти на помощь.

Характеристика Персея

Царю Аргосы Акрисию предсказали, что смерть придет ему от руки собственного внука. Правитель заточил свою дочь, прекрасную Данаю в темницу. Но влюбленный Зевс сумел проникнуть через бронзовые и каменные стены, превратившись в золотой дождь. От этого союза родился сын. Акрисий обнаружил, что у дочери появился ребенок и отправил несчастную с отпрыском в деревянном сундуке плыть по морю. Морская волна прибила импровизированное «судно» к берегам острова Серифа.

Там властвовал Полидект. Он влюбился в Данаю, которая не отвечала ему взаимностью, а сын царевны вырос и возмужал настолько, что мог защитить и себя и свою родительницу. Поэтому мудрый царь отправил юношу совершить благое дело, убить единственную смертную из трех горгон — Медузу, втайне надеясь, что юноша погибнет. Боги помогли юному герою: дали ему шлем-невидимку, круглый меч, разрубающий твердое железо как масло, и зеркальный щит. Дорогу к этим чудищам, у которых вместо волос извивались на голове шипящие змеи, знали только три слепые старухи — грайи. У них на всех был один глаз и один зуб. Отпрыск Зевса выкрал эти ценности и вернул их старушкам только после того, как узнал дорогу и получил взамен крылатые сандалии и сумку, которая меняла свой размер в зависимости от наполнения.

Герой победил Медузу, отрубив ей голову, и ушел от расправы ее сестер с помощью головного убора, делающего своего владельца невидимым. Отрубленная часть тела горгоны еще не раз становилась смертельным оружием в схватках с неприятелем.

В саду Атланта победитель хотел отдохнуть после славного сражения. Но хозяин не поверил ему, не пустил на ночлег, за что тот превратил титана в камень.

По пути домой Персей предстал в образе избавителя, который спас прекрасную Андромеду от гибели в пасти прожорливого морского чудовища и женился на ней.

Вернувшись на остров Сериф, сын Зевса застал мать в храме отца, там она скрывалась от страсти царя. Юноша пришел к правителю и заявил, что победил чудовище, на что тот только рассмеялся. Тогда герой достал голову Медузы. Полидект и его гости, которые были на пиру, превратились в каменные глыбы.

Победитель хотел повидать своего деда, но Акрисий не пустил дочь и внука в свой дом. Много лет прошло. Во время спортивных состязаний сын Данаи ненароком отправил диск в сторону трибуны со зрителями. Предсказание сбылось, метательный снаряд попал в старого царя. Невольный убийца не смог править этой страной, поменялся с родственником Мегапенфом — стал властителем в Тиринфе.

Образ Персея в литературе по сей день служит основой для написания произведений новыми писателями.

Образ и характеристика Персея сочинение

А какую оценку поставите вы?

Интерпретация

На сегодняшний день существует несколько трактовок всех известных античных мифологических сюжетов. Иногда предполагается, что за фантастическими приключениями скрывается информация о реальных исторических событиях, которые были преобразованы поэтами древности в столь яркие образы. Смысл мифа о Персее также истолковывался подобным образом. Истории известны случаи, когда такой подход доводят до абсурда. И тогда Зевс становится крупным чиновником, золотой дождь, проникший к Данае — подкупом стражи, а Атлас или Атлант — астрономом.

Согласно филологической теории, мифы являются результатом искажений языка. Имена богов выводятся из древних названий таких распространенных явлений, как солнечный свет, ветер, огонь, дождь и облака. Сторонники теории приводят доказательства существования в древние времена единого языка, давшего начало санскриту и латыни. Основные мысли, заложенные в мифах, сформировались еще в то время, когда предки будущих народов жили вместе. Затем, с изменением языков, стали формироваться и знакомые нам сюжеты, в которых, однако, можно обнаружить скрытый изначальный смысл.

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС

1620 — 1621 гг. Холст, масло, переведена с дерева. 99,5 x 139 см.


Эрмитаж обладает большой коллекцией произведений Питера Пауля Рубенса, фламандского живописца, чье творчество явилось определяющим не только для художественного облика Южных Нидерландов его времени, но и для последующих поколений.

«Персей и Андромеда» — один из шедевров мастера. Картина написана на сюжет античной мифологии. Дочь эфиопской царицы Кассиопеи и царя Кефея, прекрасная Андромеда, должна была стать жертвой морского чудовища, опустошавшего страну. Прикованная к скале, ожидала она своей страшной участи, когда ее увидел пролетавший мимо на крылатом коне Персей, сын Зевса и Данаи. Опустившись на остров, он сразился с чудовищем и освободил принцессу. В награду за свой подвиг Персей получил в жены полюбившую его Андромеду.

Миф о борьбе и торжестве светлых сил над темными привлек внимание Рубенса — певца героического и жизнеутверждающего в природе и людях. Художник неоднократно обращался к этой теме.. Центральное место в картине отведено герою, которого увенчивает парящая над ним богиня Славы

На щите Персея — голова убитой им Медузы Горгоны.

Центральное место в картине отведено герою, которого увенчивает парящая над ним богиня Славы. На щите Персея — голова убитой им Медузы Горгоны.

Легким и ласковым жестом Персей прикасается к руке смущенной принцессы. Андромеда Рубенса — не идеальная античная красавица, а рыжеволосая, пышнотелая фламандка. Крылатый Пегас, еще не остывший после борьбы,— не сказочный, тонконогий скакун, а могучий конь, вспоенный соками тучных полей Фландрии. Все в картине— воплощение здоровья и силы, все исполнено трепета жизни, пронизано движением: стремителен полет Славы и амуров, окружающих героя, развеваются ткани, бьет копытами конь. Линии плавно извиваются, формы круглятся. Ликующему тону повествования способствует динамическое сочетание ярких, насыщенных цветовых пятен синего, красного, оранжевого. Во всей полноте проявляется изумительное мастерство художника в изображении обнаженного тела. Сочетание розоватых, желтоватых, голубовато-перламутровых оттенков создает впечатление живой, теплой сияющей человеческой плоти.

«Персей и Андромеда» оставалась, по-видимому, в доме Рубенса до смерти художника. На гравюре 1684 года, изображающей фасад дома Рубенса в Антверпене, картина видна через окно второго этажа.

В Эрмитаж она поступила в 1769 году в составе коллекции графа Брюля.

Андромеда

Андромеда – девушка непростая. Как-никак царская дочь. Её отец правил Йоппой (в наше время – город Яффа в Израиле). А по матери она немножко богиня. Ее прадедом был сам Гермес.

Но Андромеда героиня ещё и трагическая. Она была вынуждена расплачиваться за грехи родителей.

Ее мать неосмотрительно возгордилась своей красотой. И нет, чтобы гордиться в одиночестве перед зеркалом. Она умудрилась это сделать в присутствии нираид, богинь водной стихии.

А как мы знаем, божества Древней Греции всепрощением не отличались. Если бесит что-то, то сразу – наказание.

Нираиды нажаловались Посейдону, и тот наслал чудище морское на Йоппу. Долгие годы оно разоряло прибрежные селения. Пока царь не узнал от Оракула, что остановить его можно, принеся в жертву его дочь Андромеду.

Так красавица и оказалась прикованной к скале.

Называю я её красавицей лишь потому, что так было написано у античных авторов.

Рубеновская же интерпретация её красоты своеобразна. Девушка с телом мягкой сдобы, золотыми волосами и ярким румянцем на всю щеку.

Она далека, очень далека от канонов классической красоты. Чтобы вы понимали, о чем я, сравните её с Андромедой Рафаэля Менгса.


Антон Рафаэль Менгс. Персей и Андромеда. 1778 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Полнокровность героев Рубенса

Правда, пышущие здоровьем герои полотен художника иногда отличаются от стройных юношей и девушек, изображенных на древних амфорах, да и понятие «красивый» у него неразрывно связано с упитанностью. Вот и сын царя Троя Ганимед, известный своей необыкновенной красотой, из-за которой Зевс в образе орла похитил его и сделал своим виночерпием, чтобы все время иметь перед глазами сказочного принца, на полотне Рубенса больше похож на толстого переростка, перепуганного до синевы. У великого фламандца, как правило, одному сюжету посвящены несколько работ. На одной из них легендарный сын Троя совсем неплох, зато орел на всех полотнах просто великолепен. Вот и красота Персея на картине несколько своеобразна. Но это, разумеется, частное мнение. Очевидно, Рубенс меньше всего хотел рисовать «красивость».

Примечания

  1. Павсаний . Описание Эллады III 17, 3.
  2. 12Псевдо-Эратосфен . Катастеризмы 22.
  3. Лукан . Фарсалия IX 662.
  4. Гигин . Астрономия II 12, 1;Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С. 397, из Псевдо-Климента Римского.
  5. Пиндар . Пифийские песни X 31-36
  6. Павсаний . Описание Эллады IV 35, 9.
  7. Страбон . География X 5, 10 (с. 487).
  8. Софокл . Ларисейцы, фр. 380 Радт.
  9. Павсаний. Описание Эллады II 15, 3-4
  10. Павсаний. Описание Эллады II 16, 3
  11. Павсаний. Описание Эллады II 16, 6
  12. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 6 далее
  13. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 4, 5
  14. Гесиод. Перечень женщин, фр.135 М.-У.
  15. Гигин. Мифы 244
  16. Павсаний. Описание Эллады X 10, 5
  17. Псевдо-Гесиод. Щит Геракла 216—236
  18. Гераклит-аллегорист. О невероятном 9

Чем так хорош Рубенс со своими «Персеем и Андромедой»

Картина «Персей и Андромеда» написана в стиле барокко. На ней много героев, каждый из которых занят своим делом.

Но Рубенс гениально размещает их в пространстве. В результате ощущения хаоса нет. В первую очередь – за счёт почти монохромного цвета. Герои хорошо гармонируют с фоновым темным камнем.

А ещё хаос нивелируется благодаря расположению героев в виде треугольника. Правда, чтобы уместить массивного коня, пришлось вынести его круп на передний план картины. Но нас волшебным образом это не смущает. Он в тени и в целом красив (насколько круп вообще может быть красив).

Чтобы понять гений Рубенса, сравните его шедевр с картиной Джорджо Вазари на тот же сюжет. У последнего тоже много героев, и как раз ощущение хаоса присутствует.

Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция.

Вот так, разобравшись во всех героях картины, пропадает ощущение растерянности от того, что ничего не понятно.

И тогда хочется уже наслаждаться самой картиной. Особенно цветом. Рубенс был непревзойденным мастером в передаче оттенков кожи.

Он передавал красоту человека через перламутровое сияние с розовыми и серыми отливами. Кожа Андромеды светится изнутри и лоснится, словно шелковая ткань.

Прибавьте сюда скромность девушки. Это выражено в опущенных глазах, легком напряжении из-за того, что обнажена, и разлившемся румянце по всей щеке.

Это совсем иная красота, которую нужно еще разглядеть.

Рубенс в этом сюжете избегает страстности барокко. Иначе он изобразил бы битву и испуганную до ужаса Андромеду.

Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда (деталь). 1622 г.

Здесь же мы видим лирическое. Бой позади. Молодые люди впервые прикоснулись друг другу. Амуры явно довольны. Только Пегас ещё настороженно смотрит на окаменевшего Кето. Он по-звериному не доверяет его неподвижности.

Рубенс любил этот сюжет: когда благородная Сила побеждает абсолютное Зло и освобождает Красоту. Сюжет, который повторён в бесчисленных сказках разных народов на протяжении 2500 лет.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса: динамика, эмоции и роскошь в одном флаконе.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Чудище Кето

Кето было настоящим чудовищем. Которое ещё и неплохо плодилось. Все драконы и змееподобные Девы – дети Кето. В том числе Горгона Медуза. Да-да, получается мать погибла от взгляда дочери.

На картине Рубенса Кето уже повержено. Поэтому мы его даже не сразу замечаем. Оно цвета камня, в самом низу полотна.


Питер-Пауль Рубенс. Персей и Андромеда (деталь)

Из произведений античных авторов не до конца ясно, как было побеждено чудище. То ли оно погибло от меча Персея, то ли от взгляда отрубленной головы Горгоны.

Рубенс явно выбрал второй вариант.

Однако у него есть ещё одна картина на тот же сюжет, где голова Горгоны отсутствует. Видимо чудище было здесь повержено мечом.


Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду. 1622 г. Государственный музей Берлина

Движение солнца

Мифы Древней Греции о Персее в этой теории причисляются к солярным. Имена героев и богов филологи сводят к названиям природных явлений на санскрите. Даная — это иссушенная земля или заря, порожденная тьмой (Акрисий) среди яркости (так можно перевести название города Акрос). Она была возлюбленной неба (Зевса) и дала начало яркому дню (Персею). Согласно пророчеству, он должен будет убить своего деда, то есть тьму.

Медуза, согласно теории, олицетворяет собой звездную ночь — прекрасную, но гибнущую с приходом дня. Имя Андромеда также сводится к санскритскому обозначению зари, а Кассиопея и Кефей представляют собой тьму и ночь.

Таким образом, древние мифы о Персее повествуют о победе света над тьмой, смене ночи новым днем. Аналогичным образом трактуются практически все предания времен античности. Любой миф — о Персее, Орфее и Эвридике, Тесее и Ариадне, подвигах Геракла — предстает в этой теории в виде описания физических явлений.

Какой бы смысл ни скрывался за поэтичным повествованием, античные сказания продолжают радовать своей образностью и красочностью. Миф о Персее вдохновил на создание великих картин Делакруа, Рубенса, Веронезе, Тициана. Знаменитая скульптура Челлини, запечатлевшая героя с отрубленной головой Медузы в руке, до сих пор считается красивейшим украшением Флоренции. Произведения великих авторов, можно сказать, — это лучшие отзывы о мифе «Персей».

Персей

Персей – один из самых известных героев мифологии. По популярности уступает разве что Гераклу. Между прочим, они братья по отцу.

Земная мать Персея, Даная, родила его от Зевса. Помните девушку, к которой Громовержец явился в виде золотого дождя?

Орацио Джентилески. Даная. 1621 г. Музей Гетти, г. Лос-Анджелес, США

Персея Вы легко можете узнать на любой картине по крылатым сандалиям. Они достались ему от трёх сестёр-старух. У них был один зуб и один глаз на троих. Персей похитил их и обменял на всякие волшебные штучки, в том числе и эти сандалии.

Персей, как и Геракл, совершал подвиги. Вот однажды он и летел с очередного задания. Только что он победил Горгону Медузу. Пролетая над побережьем близ Йоппы, он и увидел несчастную Андромеду.

Его сердце учащенно забилось. Сражённый красотой Андромеды, он решил её спасти. Когда чудище приблизилось к девушке, Персей показал ему голову Горгоны. И то обратилось в камень.

Думаю, это был самый простой бой с чудищем в истории мифов и сказок.

Перед боем Персей осмотрительно выпросил у отца разрешение жениться на Андромеде. Тот дал обещание, умолчав, что у дочери уже был жених, его родной брат Финей.

Жених оскорбления не стерпел. Ворвался на свадебный пир, чтобы убить наглого Персея. Но был обращён в камень.

Аннибале Карраччи. Персей и Финей. 1597 г. Палаццо Фарнезе, Рим

В итоге пара все же поженилась. И жили они долго и счастливо, родив нескольких детей.

Возвращение из дальних странствий

Сказание повествует, что Персей – сын Зевса и дочери аргосского царя Акрисия, Данаи, – возвращаясь из дальнего путешествия, волею богов оказался в царстве эфиопского царя Кефея. На спине он нёс мешок с головой поверженного чудища – страшной горгоны Медузы, от одного взгляда на которую люди превращались в камень.

Восседал герой на крылатом коне Пегасе, родившемся из крови этой самой горгоны, а на ногах его были волшебные сандалии-самолёты, позволявшие при необходимости парить над землёй. Меч на поясе, прекрасный облик и бесстрашие в глазах – всё это присутствовало в нём, по законам жанра.

Чем так хорош Рубенс со своими «Персеем и Андромедой»

Картина «Персей и Андромеда» написана в стиле барокко. На ней много героев, каждый из которых занят своим делом.

Но Рубенс гениально размещает их в пространстве. В результате ощущения хаоса нет. В первую очередь – за счёт почти монохромного цвета. Герои хорошо гармонируют с фоновым темным камнем.

А ещё хаос нивелируется благодаря расположению героев в виде треугольника. Правда, чтобы уместить массивного коня, пришлось вынести его круп на передний план картины. Но нас волшебным образом это не смущает. Он в тени и в целом красив (насколько круп вообще может быть красив).

Чтобы понять гений Рубенса, сравните его шедевр с картиной Джорджо Вазари на тот же сюжет. У последнего тоже много героев, и как раз ощущение хаоса присутствует.


Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция.

Вот так, разобравшись во всех героях картины, пропадает ощущение растерянности от того, что ничего не понятно.

И тогда хочется уже наслаждаться самой картиной. Особенно цветом. Рубенс был непревзойденным мастером в передаче оттенков кожи.

Он передавал красоту человека через перламутровое сияние с розовыми и серыми отливами. Кожа Андромеды светится изнутри и лоснится, словно шелковая ткань.

Прибавьте сюда скромность девушки. Это выражено в опущенных глазах, легком напряжении из-за того, что обнажена, и разлившемся румянце по всей щеке.

Это совсем иная красота, которую нужно еще разглядеть.

Рубенс в этом сюжете избегает страстности барокко. Иначе он изобразил бы битву и испуганную до ужаса Андромеду.


Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда (деталь). 1622 г.

Здесь же мы видим лирическое. Бой позади. Молодые люди впервые прикоснулись друг другу. Амуры явно довольны. Только Пегас ещё настороженно смотрит на окаменевшего Кето. Он по-звериному не доверяет его неподвижности.

Рубенс любил этот сюжет: когда благородная Сила побеждает абсолютное Зло и освобождает Красоту. Сюжет, который повторён в бесчисленных сказках разных народов на протяжении 2500 лет.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса: динамика, эмоции и роскошь в одном флаконе.

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

Персей

Персей – один из самых известных героев мифологии. По популярности уступает разве что Гераклу. Между прочим, они братья по отцу.

Земная мать Персея, Даная, родила его от Зевса. Помните девушку, к которой Громовержец явился в виде золотого дождя?


Орацио Джентилески. Даная. 1621 г. Музей Гетти, г. Лос-Анджелес, США

Персея Вы легко можете узнать на любой картине по крылатым сандалиям. Они достались ему от трёх сестёр-старух. У них был один зуб и один глаз на троих. Персей похитил их и обменял на всякие волшебные штучки, в том числе и эти сандалии.

Персей, как и Геракл, совершал подвиги. Вот однажды он и летел с очередного задания. Только что он победил Горгону Медузу. Пролетая над побережьем близ Йоппы, он и увидел несчастную Андромеду.

Его сердце учащенно забилось. Сражённый красотой Андромеды, он решил её спасти. Когда чудище приблизилось к девушке, Персей показал ему голову Горгоны. И то обратилось в камень.

Думаю, это был самый простой бой с чудищем в истории мифов и сказок.

Перед боем Персей осмотрительно выпросил у отца разрешение жениться на Андромеде. Тот дал обещание, умолчав, что у дочери уже был жених, его родной брат Финей.

Жених оскорбления не стерпел. Ворвался на свадебный пир, чтобы убить наглого Персея. Но был обращён в камень.


Аннибале Карраччи. Персей и Финей. 1597 г. Палаццо Фарнезе, Рим

В итоге пара все же поженилась. И жили они долго и счастливо, родив нескольких детей.

Андромеда – жертва для чудовища

Несмотря на бесконечную тоску и отчаяние, царь вынужден был смириться, поскольку в пасти монстра продолжали гибнуть люди. По его приказу прекрасную Андромеду приковали к утёсу, выходившему к волнам. Там бедная девушка и стала ожидать своей участи.

Именно такой, прикованной к скалам, увидел Андромеду Персей, что проносился мимо на своих крылатых сандалиях. Герой только что одержал победу над страшной Медузой Горгоной. Заметив девушку у скал, Персей спустился и спросил, кто и зачем связал её. Андромеда рассказала о себе и о грехе матери, который должна была искупить жертва дочери.

Тициан «Персей и Андромеда», 1554-1556 годыМестонахождение: Собрание Уоллеса (художественный музей), Лондон, Великобритания

Не успела Андромеда окончить свой рассказ, как из морской пучины вдруг поднялось огромное туловище монстра. Вокруг него бурлили волны, а из глубин сверкали яростью громадные глаза.

Увидев гигантскую раскрытую пасть чудовища, что готово было проглотить любого человека, появившегося перед ним, Андромеда громко закричала от ужаса. На её крик прибежали Кефей и Кассиопея.

Они рыдали, умоляя Персея спасти их дочь. Герой, конечно, согласился, однако потребовал, чтобы в качестве награды за труд Андромеда стала его супругой. Кефей на радостях даже пообещал отдать всё царство своё в качестве приданого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector