Ян вермеер

Художественная манера

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. Практически отсутствуют сюжеты на религиозные темы.

По мнению некоторых современных авторов (художник Дэвид Хокни, архитектор Филип Стейдмен (англ. Philip Steadman)), Вермеер и ряд других художников Возрождения пользовались техническими средствами: камерой-обскурой, камерой-люсидой и сферическими зеркалами — для достижения совершенства в создании эффекта перспективы и освещения. Теории эти считаются гипотетическими и подвергнуты критике, как со стороны художников, так и со стороны учёных.

Творчество Вермеера

Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского.

Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.

Однако своеобразие творческой индивидуальности Вермера обнаружилось уже в ранних его картинах. По сюжету картина «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем отличалась от подобных ей картин других голландских жанристов, но ее большой размер, смелая насыщенная палитра, построенная на контрастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения — все это сообщает подлинную значительность и новаторский характер произведению Вермера.

И последующие его картины но сюжетам, а иногда и по композиционным приемам, близки работам других мастеров: это изображения одной или нескольких фигур в интерьере, женщины у окна, читающей письмо или примеряющей ожерелье, служанки, раскладывающей продукты, дамы и кавалера, предлагающего ей бокал вина. Однако художественный строй этих произведений отличается поэтичностью, красотой и гармонией, в которые претворяет художник реальные образы повседневной действительности. Особенно гармонична и ясна по композиционному построению картина «Девушка с письмом» (конец 1650-х годов, Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана.

Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни.

Удивительное мастерство Вермера обнаруживается и в двух написанных им пейзажах, относящихся к замечательным образцам этого жанра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома, изображенной в серый, пасмурный день.

Тяготение к изображению солнечного света, воздушной среды, гармония и ясность видения мира, мастерство обобщения в сочетании с поразительным чутьем детали и красочного нюанса, созерцательное спокойствие и поэтизация действительности — все эти черты выдвигают Вермера в число самых больших живописцев поэтического склада в мировой живописи.

Биография Яна Вермеера

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии.

Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта.

Версия четвертая – служанка.

Эта версия шаткая и многие биографы Яна Вермеера считают ее несостоятельной. В то время, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко «подойти» к хозяину, который жил в многочисленной семье и имел жену. Такой вариант был возможен, пример тому Рембрандт, но при определенных условиях, например, если бы художник был одинок и жил замкнуто. В фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать «в народе» всего одна версия, но, увы, она исторически неоправданна. Это всего лишь «вольная трактовка» автора книги, по которой был снят фильм.

К сожалению, на самом деле нам так и не суждено узнать всей правды, в отличие от Джоконды и подобных ей женщин, изображенных на холстах великих и не столь великих художников. Хотя, как и в случае с Джокондой всей правды неизвестно никому. Еще немного о самой картине. Наверное, многие из нас, посмотрев на чарующий портрет были хотя бы слегка удивлены тем головным убором, в котором запечатлено юное создание. Это тюрбан.


«Девушка в тюрбане» Яна Вермеера

Оказывается в 17 веке, в Голландии, был популярен жанр «необычный портрет», название, конечно, условно, но суть понятна. Необычность могла проявляться либо в выражении лица, либо в одежде позирующего персонажа. Говоря о портрете «Девушка в тюрбане», именно это название указывает нам на предмет столь необычный в те времена, хотя на самом деле тюрбан – не редкость. И виной тому ни кто иной, как Султан Сулейман, так активно покорявший Европу. Тюрбан считался экзотическим головным убором, но именно это и привлекало художников, да и просто модников и модниц. Возможно и Вермеер, склонный к такому роду декоративным элементам, изобразил его на своем портрете в угоду моде на экзотику. Даже, если перешагнуть через тот факт, что тюрбаны были известны и популярны, то у Вермеера и форма, и цвет во многом отличаются от классического тюрбана.

Но и это еще не все! Ведь не только тюрбан вызывает удивление, но и форма жемчуга, предположительно искусственного. Увы, эксперты утверждают, что в природе жемчуга такой формы быть не может. Чего не коснись в этом портрете, все является загадкой для потомков, как и сама личность девушки, так и головной убор, и одежда столь не характерная для того времени, и даже жемчужина в ухе. Действительно таинственный портрет « Девушка с жемчужной сережкой », пожалуй, я бы назвала его портрет-загадка.

«Девушка с жемчужиной» Яна Вермеера

«Золотой век» Голландии приходится на XVII век и, одним из ярких представителей этого времени, является художник Ян Вермеер, пожалуй, одна из самых загадочных фигур того столетия. Удивительна жизнь этого известного художника… Почему я поставила многоточие? Да потому, что именно отсюда и начнем мы с вами удивляться. Признанный при жизни и почитаемый окружением художник, в течение, почти целого столетия, был забыт… Забыт полностью, до тех пор, пока французский критик Торе-Бюрже не извлек из забвения имя известного теперь мастера живописи. Популярность Яна Вермеера росла и достигла необычайных высот к концу девятнадцатого века, ставя его на одну ступень с Питером де Хоохом, Рембрандтом и Франсом Хальсом.

«Сводница» (1656). Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.

Казалось бы, настало время узнать о мастере бытового жанра все или почти все, но и тут, увы, нам остается только удивляться, потому что о художнике дошло совсем немного сведений. Порывшись на обширных просторах интернета, я кое-что раскопала, чем и поделюсь с вами. Ни о чувствах, ни о взаимоотношениях с родными и близкими узнать так я и не смогла. У художника даже нет даты рождения, восстановить его биографию удалось лишь по сохранившимся документам о рождении и крещении детей, накладных и закладных на дом и трактир «Мехелен», поручительства нотариусов, долговые расписки, завещания и другие документы. Сухие бесчувственные листы бумаг, они помогли восстановить лишь хронологию жизни художника.

Картина «Молочница»

Нет воспоминаний о том, действительно ли художник любил свою жену (нет любовных писем или записочек), каково было его отношение к родителям и почему, ни одного ребенка он не назвал в их честь, хотя мать, после своей смерти, все наследство завещала ему. Каковы были отношения в семье, и кто был художнику особенно дорог. Все кануло в лету и теперь можно только догадываться или давать волю фантазии, как и поступил режиссер фильма «Девушка с жемчужной сережкой». Ниже я предоставлю вам те сведения, которые смогла найти.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.

Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.

А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.

Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.

Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.

Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.

На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.

Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Девушка с жемчужной серёжкой


Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Маурицхейс, Гаага. Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».

Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.


Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.

В культуре

  • «Луч света», документальный фильм Алена Жобера из цикла «Палитры» (Франция, 1989).
  • «Все работы Вермеера в Нью-Йорке», художественный фильм Джона Джоста (США, 1990)
  • «Письма к Вермееру», опера Луи Андриссена на либретто Питера Гринуэя (1997—1998).
  • «Девушка с жемчужной серёжкой», исторический роман Трейси Шевалье (1999).
  • «Девушка с жемчужной серёжкой», художественный фильм по роману Трейси Шевалье (США, 2003).
  • «Двойная жизнь Вермеера», роман Луиджи Гуарньери (2004).
  • «Шляпа Вермеера», книга историка Тимоти Брука (2007).
  • «Вермеер Тима», документальный фильм Теллера (США, 2013).
  • «Столкновение с судьбой».
  • Фотографии Билла Гекаса реконструируют некоторые картины художника, всех персонажей Вермеера изображает маленькая дочь фотографа — Афина.
  • Фильм «Подлинный Вермеер»

Ловушка для света. «Искусство живописи» Яна Вермеера

Живопись – это ловушка для времени. Мгновение, которое навсегда могло потеряться в истории, в итоге обретает бессмертие, становится достоянием вечности. На первый взгляд кажется, что полотна Яна Вермеера абсолютно реалистичны. Но это не совсем так. Художник всегда стремился к скрытому символизму и достиг в этом удивительного мастерства.

Мы мало знаем о его жизни, пожалуй, даже слишком мало, но некоторые факты все же известны. В Нидерландах в XVII столетии отношение к живописи было совсем другое, нежели сейчас. Ни о каком минимализме в интерьере речи не шло. Чем богаче было семейство, тем больше картин должны были украшать стены родного гнезда. А какие полотна могли интересовать богатых купцов? Бытовые сцены, самые простые, понятные всем — именно такие картины лучше всего продавались. Художников было очень много, поэтому каждый боролся за клиентуру. В Делфте, родном городе Вермеера, войти в мастерскую живописца мог почти каждый, кто имел деньги. Студия напоминала торговую лавку, а не храм искусства. Странно, но именно из этого потребительского отношения к живописи родилась одна из лучших картин в истории мирового изобразительного искусства.

Однажды в мастерскую к художнику зашел французский посланник. Он попросил Вермеера предоставить примеры своих работ, но у мастера не оказалось на тот момент ни одной картины. Он написал адрес одного из своих покупателей, сказал, что примеры работ можно увидеть там… Заказчик не вернулся. Тогда художник и решил создать полотно, по которому каждый, кто пришел бы к нему в студию, мог понять, на что способен живописец. Так родилось «Искусство живописи».

Это полотно – удивительный текст. Одна из самых больших картин Вермеера, который всегда отдавал предпочтение малой форме. В эту картину был влюблен Адольф Гитлер, на время войны спрятавший ее в хранилище в соляной шахте недалеко от Мюнхена.

Мы видим модель, видим художника, сидящего за мольбертом спиной к зрителю. Вроде ничего необычного, все просто и понятно, но это не так. Поразительно не только мастерство Вермеера (в изображении света ему не было равных), интересна и символика картины.

Занавес поднят невидимой рукой зрителя. Как будто специально для нас в правом углу полотна стоит стул, приглашающий нас присесть и посмотреть на то, как творится история. Да, именно история, ведь модель в синем плаще, держащая в руках трубу и книгу, — не просто девушка. Она одна из муз, если говорить точнее, Клио — муза истории. Художник успел перенести на холст только лавровый венок с ее головы – символ славы. А модель уже в нетерпении. Еще бы, ведь ее стремятся поймать в ловушку, навечно оставить на холсте.

Наш взгляд скользит дальше, и на стене мы видим карту Нидерландов. Посередине нее трещина. Это тоже не случайно. Перед нами граница, которая разделила Соединенные Провинции Нидерландов, в которых после революции была провозглашена республика, и остальную территорию страны, оставшуюся под властью испанской короны. С историей связан и другой предмет на картине – люстра. Ее украшает двуглавый орел – герб рода Габсбургов, правителей Испании. Но свечей в люстре нет – их царствование уже в прошлом.

Но все это детали, мелочи. История меняется, она забывается, мгновение уходит бесследно. Она останется с нами, только если удастся поймать его в клетку. И живопись Вермеера, пожалуй, лучшая клетка, в которой могла оказаться история.

В конце жизни, погрязнув в долгах, Ян Вермеер все равно не хотел расставаться со своей картиной, которую по праву считал своим наивысшим достижением. После смерти мастера его семья безуспешно пыталась спасти ее от пристальных взглядов кредиторов. Не вышло. Картина исчезла в частных собраниях больше, чем на 100 лет, пока не была продана в 1813 году. Только вот имя мастера было изменено. Вермеера на тот момент все почти забыли, поэтому полотно приписали Питеру де Хоху, полотна которого ценились намного больше, даже подделали его подпись в углу. Не вышло. «Искусство живописи» в итоге вернулось к своему создателю.

Краткая биография

  1. 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки как мастер-художник. По правилам гильдии до вступления в неё мастер должен был пройти 6-летнее обучение у серьёзных живописцев. Неизвестно кто был учителем молодого художника, исследователи строят разные предположения – Леонард Брамер, Герард тер Борх, Карел Фабрициус, – но ни одна из версий не имеет документального подтверждения. Также нет данных о том, выезжал ли Вермеер для обучения за границу.
  2. В период между 1653 и 1656 гг. Вермеер написал картину «Диана со спутницами». На живописный стиль этой работы сильно повлияли картины проживающего в то время в Делфте художника Питера де Хоха.
  3. В 1655 г. художник написал картину «Христос в доме Марфы и Марии». Эта ранняя работа предположительно является первой выполненной мастером на заказ.
  4. Первой картиной в стиле жанровой живописи стала «Сводница», созданная 24-летним мастером в 1656 г. Она входит в тройку подписанных и датированных автором картин (ещё » Астроном» и «Географ»).
  5. В 1657 г. появилась картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна».
  6. Одной из первых зрелых работ художника стала картина 1660 г. «Бокал вина».
  7. К 60-м гг. Вермеер завоевал репутацию одного из лучших художников Делфта. Слава его стала распространяться и за пределами родного города. Картины живописца продавались очень дорого. Работал он медленно и вдумчиво, писал в год всего по 2 картины. Другим источником дохода мастера, помогавшим содержать семью, была торговля произведениями искусства.
  8. В период между 1658 и 1661 гг. Вермеер написал одну из известнейших своих картин – «Молочницу».
  9. Самый известный пейзаж мастера и одна из самых больших его картин (96,5*115,7 см) «Вид Делфта» был создан примерно в 1661 г. Долгие годы искусствоведы спорили, какое время года и суток изображено на картине. Загадку разрешил профессор Дональд Олсон с группой физиков и астрономов в 2020 г. Команда Олсона пришла к выводу, что на написание шедевра художника вдохновила сцена, увиденная им примерно в 8 утра 03 сентября 1659 г.
  10. В 1662 г. Яна Вермеера избрали на почётный пост главы гильдии Святого Луки, что говорит о несомненном авторитете художника в городе.
  11. В 1662-1663 гг. была написана картина «Женщина с лютней». Картина отражает изменения, произошедшие в манере мастера. Он освоил светотень и новый вид композиции.
  12. В 1664 г. картины мастера были представлены в Гааге.
  13. Около 1665 г. Вермеер написал картину «Девушка с жемчужной серёжкой». Это одна из самых знаменитых работ художника, известная также как «северная Мона Лиза».
  14. В 1666-1668 гг. было написано полотно «Хозяйка и служанка», на котором автор представил пронзительную психологическую сцену обсуждения двумя женщинами полученного письма. Эксперты выяснили, что чёрно-коричневый фон на картине изначально представлял собой зелёный гобелен с изображениями нескольких фигур, но из-за деградации цветовых пигментов он пришёл к нынешнему состоянию.
  15. Примерно в эти же годы живописец создал картину «Аллегория живописи» и украсил ей свою мастерскую. Он так ценил эту работу, что не расставался с ней, даже попав в тяжёлое материальное положение. В своём завещании художник просил сохранить картину в семье, чего, однако, сделать не удалось, – в 1677 г. она была продана на аукционе коллекционеру Якобу Абрамсу Диссиусу. В дальнейшем картина не раз меняла владельцев, даже была собственностью Гитлера, сейчас она хранится в венском Музее истории искусств. В XVIII веке её выдавали за работу другого голландского художника – Питера де Хоха, – который в то время ценился больше.
  16. В XVII веке в Голландии художники часто изображали учёных на своих картинах. Это нашло отражение и в творчестве Вермеера. В 1668 г. он написал картину «Астроном», а годом позже – «Географа».
  17. Между 1670 и 1672 гг. была написана картина «Аллегория Веры».
  18. В 1672 г. художник вновь был избран главой делфтской гильдии Святого Луки.
  19. В том же году живописца пригласили в Гаагу в качестве эксперта по итальянской живописи. Он вместе с художником Якобом Йордансом устанавливал подлинность коллекции венецианских и римских картин.
  20. Также в 1672 г. в Нидерланды вторглась французская армия, в результате чего в стране случился экономический кризис. Его жертвой стал и Вермеер, продажа картин остановилась, художник вынужден был брать кредиты. После смерти художника его вдова вынуждена была продать часть работ мужа для погашения долгов.
  21. Последней известной картиной художника считается «Дама, сидящая за вирджиналем», написанная между 1672 и 1675 гг.
  22. В 1675 г. Ян Вермеер заболел и скоропостижно скончался. Учеников у великого голландца не было.

Ян Вермеер (предполагаемый портрет)

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.

Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.

Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.

Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.

Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми: содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для XVII века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4—6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.

Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666—1667. Музей истории искусств, Вена.

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце XIX века его знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» была куплена за 2,5 гульдена (в наше время это около 100 рублей)! Смехотворно мало.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в XX веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом, Гойей, Веласкесом. Почему же?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: