Птицеловы на картине перова

О прототипах

В данной картине, по сути, заключено сразу три портрета. Как известно, прототипами персонажей произведения послужили реальные люди, что, конечно, особенно подогрело интерес публики. Например, в фигуре «враля», который увлеченно рассказывает занимательные, но по большей части небывалые охотничьи истории, многие узнали Дмитрия Кувшинникова, большого любителя ружейной охоты. Историкам литературы известно, что этот же человек послужил для Чехова в качестве прототипа Дымова (рассказ «Попрыгунья»).

Ироничного и не верящего ни одному слову товарища «сыграл» врач и живописец-любитель Василий Бессонов. А вот молодого охотника, наивно верящим «вралю», «сыграл» Николай Нагорнов, который в будущем станет членом Городской управы в Москве.

«Охотники на привале» (1871)

Перов серьезно увлекался охотой, и эта страсть не могла не отразиться в его творчестве. В начале 1870-х годов появилась большая «охотничья серия» картин, в которую вошли многие известные работы «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник» и др. В этом ряду самую яркую охотничью сцену представляет картина «Охотники на привале». Она была показана на Первой передвижной выставке и вызвала противоречивые отклики.

М. Салтыков-Щедрин увидел в перовской работе неестественную театрализацию:

Достоевский охарактеризовал полотно так:

Описание картины

В этой работе Перов как «ценитель поэзии охоты» пытается показать радостную сторону жизни, представив яркие психологические характеристики персонажей. Его герои списаны с конкретных лиц. Моделью рассказчика «страшной» истории послужил врач Дмитрий Павлович Кувшинников.

В русской литературе, в частности в рассказе Чехова «Попрыгунья» он является прототипом доктора Дымова. В молодом охотнике, одетом с иголочки искусствоведы узнают члена московской городской управы Николая Михайловича Нагорнова. Иронично ухмыляющийся персонаж в одежде простолюдина идентифицирован как врач, художник-любитель, писатель Василий Владимирович Бессонов.

Три охотника, увлеченные беседой, не замечают уток, летящих над их привалом. Эта неправдоподобная для записных охотников деталь подчеркивает «страстность» истории рассказчика.

Молодой простодушный человек восторженно слушает бывалого охотника, запоминая каждое слово, чтобы пересказать байки своим приятелям. Новая одежда выдает в нем новичка охотничьего дела. Эта охота является для него характерным знаком наступившей «взрослости».

Между рассказчиком и слушателем изображен скептик с необыкновенно выразительными чертами лица. Он сомневается и нисколько не верит новоявленному барону Мюнхгаузену, но увлеченно поддерживает разговор, подсмеиваясь над умением врать первого приятеля и наивностью второго.

В творчестве художника важную роль играют руки человека. В этой работе действие во многом задается руками героев, ими определяются их психологические особенности. Растопыренные пальцы «враля» добавляют больше страсть рассказу. Простолюдин, почесывающий свою голову как бы не очень доверяет услышанному и считает это явным «враньем». Сжатая в кулак рука молодого человека передает его волнение и напряжение.

Мрачный осенний пейзаж выбран автором преднамеренно. Краски поздней осени как бы созвучны страшной истории «бывалого» охотника.

На переднем плане представлен натюрморт с подстреленной дичью и охотничьими принадлежностями, без которого картина была бы неполной.

Мастер знал толк в охоте. В. Стасов сравнивал «Охотники на привале» с лучшими охотничьими рассказами И. С. Тургенева.

Пример литературной работы

Полотно «Тройка» Василия Перова — одно из самых драматичных в русской живописи. Написанное в 1866 году, оно посвящено тяжелому детскому труду учеников мастеровых. Ребята с детства познали тяготы жизни и рано повзрослели, как и многие их сверстники.

Во второй половине XIX века народ в России жил очень бедно и голодно. Нужда, нищета, безысходность — вот на что обрекали своих детей простые люди. Во многих сельских семьях еды не было вдоволь даже тогда, когда дети трудились наравне со взрослыми. Дети не знали книг и спортзала, рано взрослели. Большой удачей было пристроить ребенка подмастерьем в город. Тогда он был сыт, кое-как одет и постепенно овладевал профессией, которая могла бы стать опорой в жизни.

Мастеровые пользовались своим положением и нагружали детей непосильным трудом. Многие ребята не выдерживали нагрузки и умирали после адской работы. Один из таких примеров изобразил художник.

Раннее морозное утро в городе, покрытом туманом, отражает унылое настроение картины. По заснеженной улице трое изможденных детишек тянут обледенелую бочку с водой. Мастеровой разбудил их задолго до описанного события, отправил на реку за водой. Пройдя тяжелый путь по морозу и с трудом набрав воды, ребята устали. Теперь они тянут ношу назад, но сил уже нет. Ветхая одежонка не спасает от холода.

Мальчик слева почти падает от усталости. Неизвестно, удалось ли детям позавтракать. Судя по их лицам — нет или это был очень скудный перекус. Тащить поклажу приходится в гору и случайный прохожий старается помочь ребятам. Другой прохожий идет мимо и не вмешивается. Впереди у ребят спуск, им будет немного легче.

Рядом бодро бежит пес, который знает ребят. Но его настроение не добавляет радости картине. Все написано серыми размытыми красками, что подчеркивает безысходность ситуации. Ребят вряд ли ждет хорошее будущее, что подтверждается историей из жизни.

Для своей картины художник долго подбирал натурщиков (персонажей, которые позируют мастеру). В центре «тройки» он поставил крепкого и умного мальчика Васю. На картине он выглядит самым сильным и стойким. Однако подросток умер от тяжелых трудов спустя несколько лет после написания картины. Жизнь не пощадила его.

Авторское полотно правдиво отразило жизнь простого народа. Смотреть на него тяжело, но это часть истории, о которой нужно сохранить горькую память.

Об истории полотна

Сочинение по картине «Тройка» следует писать после знакомства с краткой биографией его автора — Василия Григорьевича Перова (1834—1882). Его работы отражали портреты, городские пейзажи, композиции на бытовую, религиозную, историческую тему. Рассматриваемая картина была написана в 1866 году и затрагивала вопрос тяжелого труда простых детей в царской России. В 1867 году она была продемонстрирована на выставке в Париже.

За семь месяцев экспозицию посетили почти девять миллионов человек, многие из которых были эмигрантами, туристами и знатоками искусства. Присутствовал на выставке и российский император Александр Второй. О том, какие чувства он испытал при виде крестьянских детей, неизвестно. Однако вплоть до революции 1917 года жизнь бедных ребятишек была голодной и тяжелой. В настоящее время полотно в оригинале выставлено в Третьяковской художественной галерее.

С картиной ребята знакомятся на уроке литературы или обществознания по теме «Человек и его деятельность». Тяжелый труд ребят не может оставить школьников равнодушными. После знакомства с полотном они должны уметь ответить на такие вопросы учебника:

  1. Что можно сказать о занятии ребят?
  2. Своим ли делом они заняты (мнение школьника)?
  3. Какие чувства вызвала картина и почему?

Ответы могут стать основой творческой работы

Важно помнить, что во времена Перова тянущие бочку с водой крестьянские дети встречались так же часто, как в наши дни ребятишки в песочнице. Год, в котором была написана картина, был для страны очень тяжелым и во многом трагичным

Прошло 5 лет после отмены крепостного права, однако документ соблюдался лишь формально.

По сути, крепостные оставались зависимыми и едва сводили концы с концами. Деятели искусства старались отразить тему народного страдания в творчестве. Люди, небезразличные к судьбе других, помогали беднякам. Однако детский труд никто не мог искоренить. Голодные ребята не имели возможности учиться, рано взрослели и начинали работать в качестве подмастерьев и на посылках.

Описание полотна

На полотне отсутствует большое количество персонажей и пестрые краски. Сюжет раскрывается за счет драматизма и обобщения. В работе художник показал жизнь бедного человека и невозможность изменить существование к лучшему. На картине изображена окраина небольшого провинциального городка. Вдали виднеются столбы городских ворот с двуглавыми орлами и зимняя дорога со следами полозьев, уходящая далеко за горизонт. От картины веет холодом и безысходностью.

На переднем плане художник изобразил крестьянские сани. Запряженные лошади медленно жуют сено. Рядом стоит небольшая черная собака, которая ждет, когда откроются двери и покажется ее хозяин.

В санях сидит закутанная в платок молодая крестьянка. Одинокая женская фигурка съежилась от холода. Женщина терпелива и покорна в своем ожидании. Образ вызывает щемящую тоску и скорбь от тяжелой доли, приводящей людей в поисках забвения в кабак. Картина имеет единственный источник освещения — тусклые замерзшие окна неприглядных домишек.

Художник позволяет зрителю самостоятельно представить происходящее действие. Крестьяне, приехавшие на заработки в город, возвращаются домой. Они остановились в кабаке, где пропивают заработанные деньги. Символично название питейного заведения — «Расставание». Перов выбрал его неслучайно. Кабак у заставы — символ расставания с верой в лучшее и надеждой на счастливую жизнь. Вдали виднеется церковь и силуэты городских строений.

Значительную часть полотна занимает дорога. Для автора она является символом жизни простого человека. Она, как и вся жизнь бедняка, проходит между кабаком и церковью. Покрытый снегом путь теряется из виду. Зритель не видит его продолжения. Только одинокие сани вдалеке скрываются из виду, увозя домой путника.

Общее настроение художник передает с помощью изображения снега. Он становится основной деталью картины. На переднем плане снег яркий. Он как будто предлагает задержаться и внимательно рассмотреть полотно. Вдали снежный покров четко очерчивает границу видимого пространства, лишая его бескрайности.

Знакомство с картиной

Описание картины «Тройка» следует проводить после знакомства с ситуацией, изображенной художником. Наступило раннее зимнее утро, которое поражает серостью и беспросветностью. Город еще только освобождается от оков сна, а по заснеженной улице трое ребятишек тянут большую бочку. Их разбудили ни свет ни заря и отправили за водой. Она выливается из бочки, попадает на одежду и быстро замерзает. Это приносит измученным детям дополнительные страдания.

На картине трое ребят 8—12 лет. На их измученных лицах отражаются все тяготы, присущие работе учеников мастеровых. Промозглый ветер раздувает прохудившуюся одежонку. Мальчику слева особенно тяжело

Возможно, он неважно себя чувствует из-за простуды или тяжело болен. В те времена детская смертность от чахотки, вызванной морозом и повышенной влажностью, была не редкостью.

Сзади взрослый человек помогает ребятам, толкая бочку. Впереди бежит дворняжка. Очевидно, что она знает детей и хочет оказать им поддержку. Она скалится на сумеречное утро, пронизывающий холод и снег под ногами, словно желает защитить друзей от трудностей и лишений.

Окружающий «тройку» пейзаж угнетает своей безысходностью и серостью. Нечетко и размыто изображены монастырские стены и силуэт мужчины, который помогает детям катить бочку. Мрачные краски полотна акцентируют черные птицы на заднем плане. Возможно, это вороны. Их крики и колокольный звон — единственное, что сопровождает детей унылым серым утром.

Сочинение №2

Где же человек может согреться холодною, суровою зимой? Вариантов немного: кабак либо церковь. На холсте Перов изображает вышеупомянутое питейное заведение. Исходя из того, что в окнах горит яркий свет, а зритель словно находится с противоположной стороны, на улице, где студеный ветер заставляет ежиться и дрожать от холода, при взгляде на постройку создается приятное впечатление.

Зритель словно сам ощущает, насколько внутри уютно и тепло – можно смело скоротать вечер или хотя бы пару часов, ни о чем не думая, за разговорами, оставив позади мирскую суету.

У порога кабака брошены сани, в которые запряжены лошади. На одних санях мерзнет женщина, закутанная в платок. Очевидно, это жена одного из мужчин, поддавшегося соблазну.

Глядя на ее окоченевший силуэт, создается впечатление, что она уже жалеет о том, что позволила благоверному зайти внутрь и пропустить «всего лишь одну рюмочку» — скорее всего, обещанные 5 минут превратились в половину вечера, а ей приходится терпеливо ждать разгулявшегося на морозе, молчаливо проклиная тот час, когда она поддалась на провокацию.

Возможно, у многих возник вопрос: «почему же муж не мог взять ее с собой?». Вполне вероятно, что в санях присутствует поклажа, которую нельзя бросать. Но в то же время, каких – либо габаритных грузов не видно.

К слову, церковь на картине тоже есть – она расположена вдалеке, добраться можно, следуя по дороге, раскинувшейся справа от увеселительного строения.

Что касается самого автора, он был человеком высоких моральных устоев и ни в коем случае не поощрял выбор героев творения – но в то же время, Перов смиренно и молчаливо освещал типичные человеческие пороки и слабости, социальную несправедливость и неравенство с присущим только лишь ему спокойствием.

Соответственно, и поступок человека, отправившегося в злачное место, а супругу оставившего на улице, художник воспринимает как «суровую данность», которая должна быть показана хотя бы потому, что имеет место в реалиях. А реалии, как известно, нельзя вычеркнуть, скрыть, переиначить – даже если они способны вызвать смех сквозь слезы.

Примечательно, что неподалеку от женщины находится черная дворовая собака, которая стоит и тоже ждет – возможно, она надеется, что хоть кто-то из гуляк вынесет из кабака нехитрое угощение. Но достаточно серые, невеселые краски не дают нам в полной мере понять – кто дождется желаемого раньше – человек или животное.

Особого внимания заслуживает небо – несмотря на обилие серого и коричневого цветов, оно все же излучает некое количество тепла, сглаживает удручающее впечатление от сюжета.

Честно говоря, хоть на холсте и обличен порок, негатива к пропавшему внутри кабака герою отчего-то нет. Быть может потому, что его, до костей промерзшего в пути, все-таки понимаешь, хоть и не в полной мере поддерживаешь.

`

«Портрет писателя Ф. М. Достоевского» (1872)

Портрет является вершиной портретной живописи Перова, биографическим портретом писателя. В нем точно переданы индивидуальные черты и «следы» прожитых дней героя.  На момент создания портрета писатель прошел гражданскую казнь, каторгу, написал великие произведения о трагическом мире «униженных и оскорбленных». Образ Достоевского удался благодаря мировоззренческой близости писателя и художника. Их заочное знакомство состоялось в начале 1860-х годов, когда Ф. М. Достоевский выделил в своем отчете об академической выставке картину «Проповедь в селе».

П. М. Третьяков мечтал собрать в своей галерее прижизненные портреты выдающихся деятелей русской культуры. Зимой 1871 года на просьбу П. М. Третьякова позировать Перову писатель без раздумий согласился. Из воспоминаний жены Достоевского, Анны Григорьевны:

Осенью 1872 года писатель навещал художника в Москве. Они ездили в галерею П. М. Третьякова.

Описание портрета

Достоевский изображен в рембрандтовской манере на фоне темного пространства. Его фигура словно выхвачена светом. Известно, что до написания портретной серии, художник копировал работы Ван Дейка и Веласкеса в Эрмитаже.

Взгляд писателя отведен в сторону. На лице читается глубокая скорбь. Отрешенная сосредоточенность – одна из основных художественных характеристик портрета. Сомкнутые в замок руки на приподнятом колене словно замыкают героя в мир его собственных переживаний.

Старый потертый сюртук похожий на арестантское платье намекает на каторжного прошлого писателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: