Герард терборх: жизнь и творчество художника

Семейный очаг

Светится золотом центр композиции «Семейного портрета» — изображение младшей девочки, помещенное, кажется, на три слоя черного разных оттенков и степеней матовости. Ее сиянию противоречат лишь большие печальные глазки. И, словно вслед за солнечным зайчиком, взгляд зрителя падает на старшую, в «лунном» платье, холодному сиянию которого противоречит озорной взгляд. Серьезное выражение глаз матери семейства — достойной женщины, горделивая поза и задиристый вызов в глазах мужчины и мягкая полуулыбка юноши — щеголя и умницы… Мы будто оказались в кругу этой семьи и обменялись парой слов с каждым ее представителем. Так традиционный по композиции и колориту голландский семейный портрет под кистью Терборха обретает удивительное обаяние и открытость.

ПОЛУЧЕНИЕ ПИСЬМА. Терборх 11617—16811. Санк-Петербург. Государственный Эрмитаж

Статьи об искусстве -> Среднее После победы буржуазной революции в Нидерлан­дах голландская реалистическая живопись пеое-живает свой блестящий расцвет. Буржуазия Се­верных Нидерландов (иначе — Голландии), как некогда молодая флорентийская буржуазия, жаж­дет видеть себя запечатленной в произведениях искусства. В этот период живопись завоевывает новую область — она открывает образ обыкновен­ного человека, изображенного в его повседневном окружении. Большое развитие получает жанровая живо­пись. Вначале бывшее широко демократическим, гол­ландское искусство уже к пятидесятым годам XVII века все чаще обращается к быту крупной с торговой аристократии, перенимавшей теперь вкусы и привычки рафинированной французской рафинированной культуры. Однако при известной тематической ограниченности голландские живо­писцы достигают не только вершин в техниче­ских возможностях масляной живописи воспро­изводить видимый мир, но и неподражаемой тонкости в раскрытии поэзии повседневного. «Получение письма» Герарда Терборха, одного из крупнейших жанристов Голландии, привлекает внимание изысканным совершенством живопис­ного языка и простотой сюжета. В самой затененной части композиции, от кото­рой исходит ощущение камерной замкнутости, недоговоренности и легкой грусти, мы замечаем почти сливающуюся с фоном фигуру посланца. Он стоит у стола, покрытого тяжелым ковром, материальная фактура которого воспроизведена безупречным сочетанием красных тонов, перехо­дящих в тенях в темно-коричневый и в теплый зеленый. Благородство спокойных охристых и ко­ричневых тонов подчеркивает звучную ноту ало­го цвета. За спиной у почтальона глухо мерцает старое золото рамы, обрамляющей портрет, веро­ятно, какого-то славного родственника молодой дамы, склонившейся над письмом. Мягкий жен­ственный изгиб ее спины, переходя в линию шеи и высоко поднятой, аккуратно уложенной причес­ки, создает музыкальную напряженность рисун­ка и позволяет ощутить пластическую грацию этой фигуры. Умеренность и даже скупость в выражении эмо­ционального состояния сцены полностью компен­сируется живописным богатством виртуозно на­писанных драпировок и особенно платья. Здесь Терборх буквально обрушивает на зрителя все ве­ликолепие своей палитры. Иллюзорно воспроиз­веден шелк изысканного лимонного оттенка, тща­тельно переданы складки одежды. В затененных частях и там, где ткань платья принимает реф­лексы от густо-алого ковра, шелк загорается оранжевым цветом, еще более оттеняющим его общий холодный тон. При внимании к каждой детали, к меняющимся и переливающимся оттен­кам цвета Терборх вместе с тем не теряет цель­ности композиции, построенной на дополняющих друг друга больших теплых и холодных пятнах, придающих небольшому по размеру полотну по­чти монументальную значительность. Благодаря этому строго организованный, камерный мир сцены наполняется поэзией простого и светлого чувства удовлетворенности, которое могло бы стать самодовольно-мещанским, если бы в кар­тине Терборха не было живого восхищения бы­тием.

Автор — М. В. АЛПАТОВ

18.08.2006

Добавить комментарий

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Герард Терборх считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи. К 1632 году относятся упоминания о пребывании Герарда Терборха в Амстердаме. В 1633 году Герард Терборх отправился учиться в Харлем к пейзажисту Питеру де Молину. Двумя годами позже он получил должность мастера и соответственно право подписи собственных работ.

Первая картина мастера Терборха датируется 1635 годом. Летом того же года Терборх уехал в Лондон к своему дяде, Роберту Ван Версту, успешному гравёру по меди. Здесь он познакомился с Антонисом Ван Дейком.

Приблизительно в 1636 году Терборх вернулся на некоторое время в Зволле. Откуда он ездил учиться в Италию и Испанию. В Мадриде он написал портрет испанского короля Филиппа IV, который не сохранился. С 1640 по 1645 год он проживал в Голландии, преимущественно в Амстердаме.

В Амстердаме проснулся его интерес к жанровой живописи. Он стал популярным портретистом благодаря своей поездке в Мюнстер на мирные переговоры между Голландией и Испанией в 1646 году по приглашению голландского посла Адриана Поу

В Мюнстере Терборх написал портреты присутствовавших на переговорах дипломатов, чем привлёк внимание испанского посла графа Пеньеранда. Граф принял Терборха на службу, и Герард Терборх присутствовал при заключении сепаратного мира между Голландией и Испанией 15 мая 1648 года

Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время в Национальной галерее в Лондоне.

В том же году Герард Тербох вернулся в Голландию и работал в разных городах страны. Он жил поочерёдно в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Кампене и Зволле. За короткое время он достиг настоящего мастерства в жанровой живописи и стал наиболее значительным представителем жанра.

После женитьбы 14 февраля 1654 года остался в Девентере до самой смерти. С 1660 года он всё больше тяготел к портретной живописи, в это время Терборхом было создано лишь несколько жанровых картин.

Открытость и обаяние

Обаятельны и герои картины «Женщина, читающая письмо». Краски молчаливы, но изображенные при их помощи персонажи щедро поделились с нами своим скептицизмом по поводу содержания прочитанного письма. А Терборху, кажется, до сюжета и дела нет, он наслаждается сочетанием бирюзы и сапфиров на серебре в одеянии главной героини, оттеняя их благородным лиловым в обивке подушки под собачонкой; отсылает нас к узорчатой кованой люстре — красиво; смягчает холодный колорит одеяний мягким мерцанием приглушенных оттенков красного, о присутствии которого напоминает алая лента капора сидящей подруги.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Герард Терборх считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи. К 1632 году относятся упоминания о пребывании Герарда Терборха в Амстердаме. В 1633 году Герард Терборх отправился учиться в Харлем к пейзажисту Питеру де Молину. Двумя годами позже он получил должность мастера и соответственно право подписи собственных работ.

Первая картина мастера Терборха датируется 1635 годом. Летом того же года Терборх уехал в Лондон к своему дяде, Роберту Ван Версту, успешному гравёру по меди. Здесь он познакомился с Антонисом Ван Дейком.

Приблизительно в 1636 году Терборх вернулся на некоторое время в Зволле. Откуда он ездил учиться в Италию и Испанию. В Мадриде он написал портрет испанского короля Филиппа IV, который не сохранился. С 1640 по 1645 год он проживал в Голландии, преимущественно в Амстердаме.

В Амстердаме проснулся его интерес к жанровой живописи. Он стал популярным портретистом благодаря своей поездке в Мюнстер на мирные переговоры между Голландией и Испанией в 1646 году по приглашению голландского посла Адриана Поу

В Мюнстере Терборх написал портреты присутствовавших на переговорах дипломатов, чем привлёк внимание испанского посла графа Пеньеранда. Граф принял Терборха на службу, и Герард Терборх присутствовал при заключении сепаратного мира между Голландией и Испанией 15 мая 1648 года

Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время в Национальной галерее в Лондоне.

В том же году Герард Тербох вернулся в Голландию и работал в разных городах страны. Он жил поочерёдно в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Кампене и Зволле. За короткое время он достиг настоящего мастерства в жанровой живописи и стал наиболее значительным представителем жанра.

После женитьбы 14 февраля 1654 года остался в Девентере до самой смерти. С 1660 года он всё больше тяготел к портретной живописи, в это время Терборхом было создано лишь несколько жанровых картин.

Особенности портретов в творчестве Рембрандта

1654 годом помечены пять портретов Рембрандта, по счастливой случайности оказавшихся в собраниях Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Все это портреты стариков с лицами мудрыми и отрешенными, в простом и даже бедном платье. По силе духовного выражения трудно найти им равные, с точки зрения правдивости они поражают искренностью интонации.

Этим же годом помечен портрет, находящийся в Амстердаме, портрет бургомистра, мецената, якобы друга Рембрандта — Яна Сикса. Нас поражает одна подробность. Сиксу в это время было тридцать шесть лет. На портрете же перед нами человек с немолодым обрюзгшим лицом и усталым сосредоточенным взглядом. Случай весьма удивительный для портретиста, пишущего на заказ: он состарил свою модель по крайней мере лет на десять.

По-видимому, к творчеству Рембрандта-портретиста нельзя подходить с теми мерками, с теми представлениями, которые сложились у нас о художнике-портретисте вообще. Передать внешнее сходство, характер, индивидуальные особенности, оставить времени и потомкам живой образ современника — эта задача не была для него самодовлеющей. Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни, и в искусстве, и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику, и тогда его дар окрестили «пророческим».

…Намеренно состарил Сикса, с увлечением и страстью работал над образами стариков. Преследовали ли художника мысли о собственной старости? Ему было в это время 48 лет…

В «Дневниках» Льва Толстого есть такая запись: «В старости отмирают способности, внешние чувства, которыми общаешься с миром: зрение, слух, вкус, но зато нарождаются новые, не внешние, а внутренние чувства для общения с духовным миром — и вознаграждение с особым излишком». Не сама по себе старость, не состояние перехода человека в этот возраст, а «нарождение внутренних чувств для общения с духовным миром» — вот что притягивало гений Рембрандта, вот куда были направлены его поиски в 1654 году.

У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд

Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ»

Из мерцающей тьмы, обволакивающей фигуры и лица, потайной фонарик художника как бы выхватывает, реализует мир высшей духовности. Доброты, прошедшей испытание временем и страданием, мудрого всепонимания, нерастраченного запаса человечности. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее».

ТВОРЧЕСТВО

Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Дуйстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур. Люди на картинах Терборха освещены обычно с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием.

Герард Терборх по-новому решил задачу расположения фигур и стал примером для подражания молодых мастеров — Габриэля Метсю, Питера де Хоха и Яна Вермеера. Его светские  портреты таких аристократических  семей   Амстердама,   как Панкрас, Вик (1670, Амстердам, Гос.музей;  Гамбург, Кунстхалле), Графф (ок. 1674; портреты Якоба де Граффа- Амстердам,  Гос. музей; Корнелиса де Граффа — Гаага,  Маурицхёйс),  а также жанровые картины свидетельствуют  о  прекрасном  знании  моды и голландского общества того времени.

Его  манера изменяется лишь в деталях костюмов,  в некотором усложнении аксессуаров, в тонкости валёров и светотеневых  «переходов».  Среди произведений  этого  периода  можно назвать  также  картины  «Галантный офицер»   (ок.   1662-1663,  Париж, Лувр),  «Игра в карты»  (Лос-Анджелес,   Музей   искусства   графства Лос-Анджелес),  «Дуэт»  (ок.  1670, Лондон,  Нац.  гал.;  Париж, Лувр), «Виолончелистка»  (ок.  1675,  Берлин-Далем,  музей), которая по композиции близка работам Вермеера.

На портретные работы Герарда Терборха повлиял харлемский художник Хендрик Пот. Стиль Терборха сформировался к началу 1640-х годов и почти не менялся. Люди на портретах Герарда Терборха обычно одеты в чёрное и расположены на нейтрально сером фоне.

«БОКАЛ ЛИМОНАДА»

самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха.

Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни», имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме. Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада; девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой. Однако приготовление напитка — лишь повод для их близости, что подтверждается красноречивым взглядом юноши и легким смущением молодой особы. Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.

Внутренний свет

«Солнцеликая» — иначе и не назвать героиню картины Терборха «Письмо». Ее красота освещает затененное пространство тесноватой комнаты — других источников освещения здесь нет. И так же, как бывают жгучи лучи солнца, дерзок ее характер — остренький носик задран вверх, свысока на посланника глядят ясные глазки: «А вот и не возьму я твое письмо!» Преданные хозяйке существа— служанка и собачка — даже присели от возмущения: «Как же так?» — «А вот так!» — улыбаются розовые губки. Привычная голландская жанровая сценка оживает на глазах, заставляя улыбаться почти против воли.

Письмо. Герард Терборх. После 1655 г.

Найти себя

Уже к семнадцати годам став признанным мастером, Терборх по традиции средневековых подмастерьев отправляется путешествовать. Британия — Мекка для художников (в Лондоне он познакомился с Антонисом Ван Дейком), Италия, Испания (в Мадриде Терборх пишет портрет короля Филиппа IV) — и назад в Амстердам, где Терборх продолжил работу.

Женщина, читающая письмо. Герард Терборх. 1660— 1662 гг.

Тот же сложный путь он проходит и в творчестве: «примерив» мягкий рыжеватый колорит и барочные формы композиции Ван Дейка, жесткую объемность «великих испанцев», он обращается к собственному стилю, который станет его визитной карточкой. В основе этого стиля лежит сложный колорит, богатство оттенков, сияющие краски — и умение изобразить взгляд модели. Живой, непосредственный, открытый зрителю взгляд героев картин — в этом основа деликатного и уважительного, по мнению замечательного искусствоведа Макса Фридлендера, обаяния работ Терборха.

Факты из жизни художника

1654 год. Рембрандт живет в собственном доме в Амстердаме. В последнее время, особенно после смерти Саскии — любимой жены художника,— за домом утвердилась недобрая слава. Может быть, потому, что не только среди соседей, но и среди тех, кто именовал себя другом, коллегой или учеником, не было никого, кто мог бы понять его странности, объяснить сумасбродства, кто мог бы проникнуть в мир его творений. А ведь там, в этом мире, художник выражал себя с поражающей нас теперь откровенностью и непосредственностью.

Иногда Рембрандта не видели в городе месяцами. Потом он вдруг поязлялся на распродаже картин и неожиданным своим участием невероятно взбивал цены. Можно было подумать, что деньги у него не знают переводу. Встречали его и в лавках менял и торговцев древностями. Забывшись, он часами перебирал восточные драгоценности, ткани, различные диновинки. Вечером мальчишка, навьюченный тюками с покупками, еле поспевал за ним к дому. Рассказывали, что и дом свой он превратил в нечто похожее на лавку древностей. В его кабинете рядом с подлинным Рафаэлем и мраморными античными головами стояли индийские сосуды, фарфоровые китайские фигурки, морские раковины, а в мастерской на стенах были развешаны луки и стрелы, пращи, индейские боевые дубинки, старинные панцири, шлемы. А шкафы — с причудливыми нарядами, драгоценностями…

Мало кто знал, что в это время долги Рембрандта достигли невиданной суммы и через два года — в 1656 году — дом пошел с молотка, а автор «Ночного дозора», «Данаи», прославивших его в Европе офортов, оказался выброшенным на улицу. Но пока этот «нищий искатель богатств», «угрюмый гений» сумасбродствовал и работал, ощущая необычайный прилив энергии.

ТВОРЧЕСТВО

Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Дуйстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур. Люди на картинах Терборха освещены обычно с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием.

Герард Терборх по-новому решил задачу расположения фигур и стал примером для подражания молодых мастеров — Габриэля Метсю, Питера де Хоха и Яна Вермеера. Его светские портреты таких аристократических семей Амстердама, как Панкрас, Вик (1670, Амстердам, Гос.музей; Гамбург, Кунстхалле), Графф (ок. 1674; портреты Якоба де Граффа- Амстердам, Гос. музей; Корнелиса де Граффа — Гаага, Маурицхёйс), а также жанровые картины свидетельствуют о прекрасном знании моды и голландского общества того времени.

Его манера изменяется лишь в деталях костюмов, в некотором усложнении аксессуаров, в тонкости валёров и светотеневых «переходов». Среди произведений этого периода можно назвать также картины «Галантный офицер» (ок. 1662-1663, Париж, Лувр), «Игра в карты» (Лос-Анджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), «Дуэт» (ок. 1670, Лондон, Нац. гал.; Париж, Лувр), «Виолончелистка» (ок. 1675, Берлин-Далем, музей), которая по композиции близка работам Вермеера.

«Игра в карты» «Дуэт» «Офицер, пишущий письмо»

На портретные работы Герарда Терборха повлиял харлемский художник Хендрик Пот. Стиль Терборха сформировался к началу 1640-х годов и почти не менялся. Люди на портретах Герарда Терборха обычно одеты в чёрное и расположены на нейтрально сером фоне.

«БОКАЛ ЛИМОНАДА»

самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха.

Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни», имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме. Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада; девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой. Однако приготовление напитка — лишь повод для их близости, что подтверждается красноречивым взглядом юноши и легким смущением молодой особы. Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.

, ,

ГЕРАРД ТЕРБОРХ

1663—1664 гг. Холст, масло, переведена с дерева. 67 X 54 см.

«Бокал лимонада» — не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи

Написанная на незатейливый сюжет, картина лишена какого-либо драматического действия, в ней отсутствует внешнее движение и внимание привлечено к взаимоотношениям двух молодых людей. Галантный кавалер, предлагающий напиток молодой даме,— обычный сюжет голландской жанровой живописи, но никогда еще с такой убедительностью не передавались нежные взгляды и легкие прикосновения рук, выражающие полное взаимопонимание изображенных

Терборх раскрывал внутренний мир своих персонажей, как никто другой из голландских жанристов. Но техническое совершенство его живописи, особенно непревзойденное мастерство в передаче разнообразных материалов, так велико, что порой заслоняет от зрителя тонко подмеченные душевные движения героев картин.

Происходит диалог. Соприкасаются взгляды и руки молодых людей. С простодушно-приветливым лукавством смотрит молодая дама и робко-настойчиво — франтоватый молодой кавалер. Сцена ухаживания и заботы. Молодая женщина, возможно, недомогает. Потому так заботливо склонилась над ней пожилая — нянька, служанка, родственница. С большой любовью выписаны одежды — изящная шубка, отороченная мехом, и атласное платье. Атлас переливается многими цветами, серебристо-охристые переливы создают впечатление богатства и нарядности ткани. И кавалер модно одет, художник даже намекает, что он злоупотребляет модой: излишне широки штаны, сверхобилие шелковых лент на рукавах… Кавалер, очевидно, лишь недавно переступил черту взрослого мужества. Коричневая шляпа на нем сидит воинственно, рыжие волосы обрамляют юное, румянощекое лицо. Он готовит даме, которая ему приятна и интересна, лимонад.

Александр Бенуа писал: «Анекдот самый обыкновенный. Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, поклонник ее готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки».

Художник обладал безукоризненным чувством цвета. Он ограничил свою палитру, подчиняя краски мягкой гармонии серебристо-серых тонов. Контуры фигур лаконичны, композиция построена на равновесии темных и светлых масс.

Терборх много путешествовал и был хорошо знаком с произведениями таких крупных мастеров, как ван Дейк и Веласкес. По-видимому, у последнего он и заимствовал утонченную красочную гамму серых, белых и черных тонов. Но в основных принципах живописец оставался верен традициям голландского искусства.

Герард Терборх любил писать самые обычные сцены бюргерской жизни. Он принадлежал к так называемым «малым голландцам», которые создали удивительную изобразительную панораму быта. И была в том большая поэзия, ибо, казалось бы, второстепенная, сугубо личная жизнь приобретала неповторимое значение. Необходимой частью уюта становились предметы. Мебель: столик красного дерева, шкаф, кресло, обитое кожей. Графин темного стекла и бокал. Фрукты. Гармония уюта и возвышенность обычного действа, не теряющего, впрочем, своей тривиальности.

Терборх начинал как бытописатель жизни простых людей: «Мальчик с собакой», «Точильщик», «Женщина, чистящая яблоко» показывают его интерес к жизни малоимущих сограждан. Впоследствии их сменили дамы из общества. Создан Терборхом и групповой портрет дипломатов — «Мюнстерский мир».

Моделью для молодой женщины в картине «Бокал лимонада» была сестра художника — Гезина, которая также Занималась живописью и часто копировала произведения знаменитого брата. Прототипом юноши послужил младший брат Терборха — Мозес.

История картины довольно любопытна. В XVIII столетии ее надставили с двух сторон: на левой приставке было изображено окно и сидящая на стуле собака; на правой — маленькая обезьянка, с прикованным цепью к ноге небольшим ядром. В таком виде картина была и гравирована. Через некоторое время приставки сняли. Но на полотне остался след былых изменений: в правом нижнем углу видно ядро и кусочек цепи.

Картина побывала во многих собраниях Западной Европы. В Эрмитаж она попала в 1815 году в составе коллекции французской императрицы Жозефины.

История картины “Портрет старушки”

В Петербург картина попала еще в царствование Екатерины II. Одним из посредников царицы она была куплена вместе с другими в Дрездене на распродаже коллекции графа Брюля. В эрмитажных каталогах она стала называться по-разному: иногда ее именовали просто «Портрет старушки», потом кому-то из хранителей пришло а голову, что это мать Рембрандта, еще позднее ее стали подписывать «Жена брата художника».

Были приведены доказательства, что портрет этот парный к другому — портрету старика в берете, в котором узнавали родного брата Рембрандта — сапожника Адриана. В настоящее время подвергнуты серьезному сомнению все существовавшие версии. Мы не знаем, кто эта женщина со скорбным лицом, написанная мастером в один из самых высоких моментов его творчества. Да и хотел ли сам художник, чтобы это было известно?..

Старый скрипач

Скрипач. Герард Терборх. Около 1665 г.

Среди этого блеска, трепета, сияния и красоты у Терборха найдется место и незатейливой мелодии старого музыканта, мягким мудрым взглядом кроткого рембрандтовского старика поглядывающего на нас с картины «Скрипач». Скромный натюрморт едва заметен на столе, который углом развернут на зрителя. На противоположный угол оперт локоть в потрепанном одеянии. Свет на лице музыканта, кажется, постепенно меркнет. Но вот уже более 350 лет звучит, затихая, негромкая деликатная мелодия — мелодия «аристократа» среди «малых голландцев», изысканного Герарда Терборха.

Стиль[править | править код]

Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Корнелиса Дейстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур.

На жанровых работах Терборха фигуры обычно освещены с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием. Эталоном новой манеры считается «Галантная беседа» (1654) — одно из самых популярных произведений своего времени (до нашего времени дошли 24 копии работы, выполненные другими художниками).

По-новому решив задачу расположения фигур, Терборх стал примером для своего ученика Каспара Нетшера и других молодых мастеров — Габриэля Метсю, Питера де Хоха и Яна Вермеера, слава которого в XX веке отодвинула Терборха на второй план. До переоткрытия Вермера множество его работ приписывались Терборху; даже самые тонкие знатоки не могли уловить разницы в манере.

На портретные работы Герарда Терборха повлиял харлемский художник Хендрик Пот. Стиль Терборха-портретиста сформировался к началу 1640-х годов и далее почти не менялся. Модели обычно одеты в чёрное и расположены на нейтральном (чаще сером) фоне. Примером может служить портрет двухлетней девочки, выполненный в конце 1640-х.

  • Галантная беседа. Государственный музей, Амстердам
  • Концерт. Лувр
  • Бокал лимонада. Государственный Эрмитаж
  • Чтение письма. Собрание Уоллеса, Лондон
  • Мальчик, ищущий блох. Старая пинакотека, Мюнхен

Говорящие взгляды

«Бокал лимонада» — одна из самых озорных картин Терборха. Здесь все понятно с первого взгляда: утром протопили и плохо проветрили, у девушки разболелась голова, и щечки покинул румянец. Пришел с визитом веселый шумный жених в рыжем парике и тут же бросился спасать бедняжку. Лучшее средство от головной боли — бокал свежего лимонада, особенно если готовить его вместе, рука об руку. И даже строгая ворчливая маменька не помеха столь успешному лечению. Ее фигура замыкает пирамидальную композицию картины, добавляя ей устойчивой гармоничности и выравнивая архитектонику светлых и темных пятен.

Бокал лимонада. Герард Терборх. Между 1655 и 1660 гг.

Основное напряжение композиции — двое встретились взглядами и ведут всем понятный разговор: ее растерянность и его уверенность, ее вопрос и его ответ.

Диалог рук не менее красноречив. Холодного женского мизинчика на чуть влажном запотевшем стекле касается, поглаживая, горячий уверенный мужской большой палец.

А на столе, почти не привлекая внимания, но оживляя композицию, разместился изящный натюрморт: блеск темного стекла, матовая поверхность тарелки, теплое дерево столика — и светлое пятно едва заметной двери в правом углу, откуда вошел молодой человек. И композиция разворачивается вправо прямо на наших глазах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: