Часы настольные

Приложения

О других проектах Викимедиа:

Густав Климт , на Викискладе?

Библиография

  • (ru) Анн-Мари О’Коннор, «Дама в золоте: необыкновенная история шедевра Густава Климта», Bloch-Bauer , Knopf Doubleday Publishing Group,2012 г.
  • Рене Пассерон ( перевод  с итальянского), Все живописные работы Климта , Парижа, Фламмариона,1983 г., 164  с. ( ISBN  2-08-011220-1 ).
  • Илона Шармани-Парсонс, Густав Климт , Париж, Фламмарион,1987 г., 96  с. ( ISBN  2-08-011526-X ).
  • Коллектив Жан Клер и др. , Вена 1880-1938. L’apocalypse joyeuse , Париж, редакции Центра Помпиду,Февраль 1986 г., 767  с. ( ISBN  2-85850-322-2 ) , стр.  82-93, 192-227, 723-724.
  • Словарь Бенези , Критический и документальный словарь художников, скульпторов, рисовальщиков и граверов всех времен и стран , т.  7, Париж, выпуски Gründ,Январь 1999 г., 4- е  изд. , 13440  с. ( ISBN  978-2-7000-3017-4 и , LCCN   ) , стр.  853-856.
  • Зальфеллнер Харальд, Климт. Жизнь в цвете . Прага, Виталис, 2018, стр. 104. ( ISBN  978-3-89919-549-1 ) .
  • Жиль Нере , Климт , Кельн, Ташен ,2007 г., 96  с. ( ISBN  978-3-8228-5940-7 ).
  • Агнес Хусейн-Арко, Маркус Феллингер и Альфред Вейдингер, Au temps de Klimt. Сецессион в Вене / Под ред. Пинакотека Парижа и 24 Ore Cultura, 2015 г. ( ISBN   ) .
  • Готфрид Fliedl, Климт , Taschen , 2003
  • .

Фильмография

  • Гюстав Климт в музее Майоля: эротические газеты , фильм Кристиана Гийонне, «Наивное видение», Париж; Артстудия, 2005, 54 мин.
  • Климт или завещание Адели , документальный фильм Мишеля Вюллерме и Жильбера Шарля, Франция, 2005, 55 мин.
  • Вена 1900: Климт, Шиле, Мозер и Кокошка , фильм Валери Мануэль, RMN, Париж, 2005, 52 мин (DVD).
  • Климт , фильм Рауля Руиса , 2006, 127 мин (DVD).

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )
  • Ресурсы изобразительного искусства  :
  • Ресурсы, связанные с музыкой  :
  • Литературный ресурс

    (ru)  База данных Интернет-спекулятивной фантастики

     :

  • Ресурс, связанный с шоу

    (en + cs + sk + sl + pl + hu + de + it + sv + hr + es + pt)  Архитектура европейского театра

     :

  • Аудиовизуальный ресурс

    (ru)  База данных фильмов в Интернете

     :

Густав Климт

Работает Картины факультетов (1894–1907)  · Афина Паллада (1898)  · Бетховенский фриз (1901)  · Юдифь и Олоферн (1901)  · Бирнбаум (1903)  · Надежда I (1903)  · Три возраста женщины (1905)  · Стокле фриз (1905-1911)  · Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн (1905)  · Даная (1907)  · Портрет Адели Блох-Бауэр I (1907)  · Надежда II (1907-1908)  · Поцелуй (1908))  · Юдифь II (1909)  · Древо жизни, Стокле Фриз (1909)  · Портрет Адели Блох-Бауэр II (1912)  · Богородица (1913)  · Жизнь и смерть (1915)  · Женский портрет (1916-1917)  · Младенец (1917-1918)
Семья Эрнст Климт (брат)  · Эмили Луиза Флёге (компаньон)  · Густав Учицки (сын)
Музы и модели Адель Блох-Бауэр  · Серена Ледерер  (  выходит ) · Маргарет Стонборо  · Соня Книпс
Адаптации Невеста ветра (2001)  · Климт (2006)  · Кража Климта (2007)  · Женщина в золоте (2015)
Резюме каталога (1978)
  • Портал живописи
  • Портал в стиле модерн
  • Портал истории искусства
  • Австро-Венгерский портал
  • Венский портал

Детство и юность

По национальности Густав Климт – австриец, но в его жилах текла и чешская кровь от отца-ювелира, чьи детство и юность прошли в Богемии. В молодости мама будущего живописца тоже жила искусством – мечтала стать музыкантом. Планам помешала многодетная семья: Густав – второй по старшинству из семи отпрысков Климтов, 3 сыновей и 4 дочерей.

Густав Климт в молодости

Родился ярчайший представитель ар-нуво летом 1862 года в Пенцинге, одном из 23 районов Вены. Вырос в округе Баумгартен. Пенцинг знаменит живописной природой, ведь расположен на отроге Восточных Альп, и одну треть района покрывает Венский лес.

Работа отца, гравера по золоту, не приносила дохода, который позволил бы семье жить в достатке. Но все дети Эрнеста и Анны Климт, когда повзрослели, выбрали искусство. Сыновья стали художниками, дочери сделали карьеру в индустрии моды.

Портрет Густава Климта. Художник Эгон Шиле

Первые шаги творческой биографии маленького Густава были сделаны под началом отца, научившего сына смешивать краски и наносить мазки на полотно. В 14 лет юный художник стал учеником художественно-ремесленного училища в Вене. Спустя год в учебное заведение, действовавшее при Австрийском музее, поступил и брат Густава, Эрнст.

Климт выбрал специализацией архитектурную живопись. Кумиром юноши в период учебы оказался Ганс Макарт, творивший в историческом жанре. Удивительно, но в студенческие годы будущая звезда модерна отличался от прогрессивных товарищей тем, что уважал консервативные засады академического образования.

Климт. Знаковые работы.

Поцелуй

Поцелуй

Самая известная из всех картин Густава, основа движения Сецессиона и одна из самых прекрасных работ раннего периода творчества художника. Поцелуй изображает двух обнявшихся влюбленных в цветочном поле. Представленная в 1908 году картина взволновала искусствоведов, а галерея Бельведер (Вена) сразу же приобрела шедевр в свою коллекцию.

Портрет Адели Блох-Бауэр

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», завершенный в 1907 году, является первым из двух портретов Адель, жены влиятельного промышленника. Последняя картина из так называемой серии «Золотого периода» должна была быть передана в дар галерее Бельведер после смерти Адели, но её муж не отдал шедевр. Во время нацистской  оккупации Австрии, картина была конфискована. В конечном итоге в 2006 году портрет был куплен Рональдо Лаудером для Новой галлереи в Нью-Йорке за 135 миллионов долларов.

Девы

Написанная маслом на холсте, картина «Девы» изображает девушку, окруженную шестью обнаженными женщинами. Завершенная в 1913 году, работа имеет несколько различных интерпретаций, касающихся основной фигуры. В основном эксперты сходятся на том, что Климт изобразил процесс превращения в женщину юной девы, о чем свидетельствуют спирали на драпировке, символизирующие плодородие, и прикрытые ноги, указывающие на половую зрелость. Аллегорическую картину можно увидеть в Национальной галерее в Праге.

Даная

Даная — дочь мифического короля Акрисия Аргоса, пришедшего к дельфийскому оракулу. Оракул сказал правителю, что тот однажды будет убит своим ребенком. Чтобы обезопасить себя Акрисий заточает дочь в бронзовой камере, чтобы не дать ей возможности забеременеть. Однако девушку в виде золотого дождя посещает Зевс. Климт «захватил» именно этот момент, на что четко указывает золото между ног Данаи. Картина, завершенная в 1907 году, сегодня располагается в Вене.

Три возраста женщины

Завершенная в 1905 года картина «Три возраста женщины» (иногда называемая «Матерь и ребенок») изображает трех женщин на различных этапах жизни. Картина была представлена публике в 1910 году в Венеции. Два года спустя приобретена Национальной галереей современного искусства в Риме, где находится до сих пор.

Юдифь и голова Олоферна (Юдифь I)

Картина изображает библейскую вдову Юдифь, держащую отрубленную голову. Красивая женщина пришла в лагерь своих врагов, чтобы обольстить генерала и убить его, когда представится возможность. Картина, завершенная в 1901 сегодня находится в галерее Бельведер.

Портрет Фрицы Ридлер

Один из самых знаменитых портретов Климта ценен своим балансом между натурализмом и ощущением объемности

Геометрия кресла и стены дополняет композицию и акцентирует внимание на лице героини. Как и многие другие работы Густава (завершена в 1906 году) хранится в галерее Бельведер

Надежда II

Окрашенная в 1907–08 году, «Надежда 2» изображает беременную женщину с обнаженной грудью. Голова героини согнута к животу, возле которого расположен череп, как символ опасности для будущего ребенка. У её ног три женские молящиеся фигуры. Шедевр сегодня хранится в музее современного искусства (Нью-Йорк).

Бетховенский фриз

Серия работ на штукатурке, посвященная композитору Бетховену, по праву считается одной из самых известных и значимых произведений Густава.

Жизнь и смерть

Окрашенная в 1910 году, работа является аллегорией жизни и смерти. Смерть представлена в виде человеческого скелета в темной мантии, представляющая угрозу как для старых, так и для молодых. Общее впечатление от картины, однако, положительное. Смерть может прятаться за углом и без разбора забирать души, но она бессильно против бесконечного жизненного цикла. Шедевром можно полюбоваться в музее Леопольда (Вена).

Живопись

В начале 1880-х братья Густав и Эрнст вместе с другом Францем Мачем разрисовывали фресками театры австро-венгерской провинции. В середине 1880-х молодые художники украшали придворный театр и Музей истории искусств в Вене, за что Франц Иосиф вручил наиболее талантливому из троицы – Густаву Климту – «Золотой крест». Императорская награда, полученная в 26 лет, открыла ему путь к славе. Живописец стал почетным членом университетов Вены и Мюнхена.

Картина Густава Климта «Даная»

В начале 1890-х один за другим скончались отец и брат Густава Климта. Горе от потери близких наложило отпечаток на творчество мастера – вскоре у него появился индивидуальный почерк, сделавший картины узнаваемыми. В это трагичное время Климт встретил свою музу Эмилию Флёге, с которой не расставался до конца жизни.

Во второй половине 1890-х будущий основатель модерна возглавил группу художников, получившую название Венский сецессион. Молодые австрийские бунтари отвергли рамки академической живописи, удивив и шокировав общество слишком смелыми работами.

Картина Густава Климта «Поцелуй»

Первые произведения Климта, принесшие ему скандальную известность, были оформительскими. В 1894 году он получил заказ на 3 картины для потолка актового зала Венского университета, которые закончил спустя 6 лет. Представление полотен «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» обществу обернулось скандалом.

Возмущенные консервативные граждане назвали работы порнографией и призвали заключить живописца в тюрьму. Больше Густав Климт не брал государственные заказы, но рисовать обнаженную женскую натуру не бросил. При этом эротизм и чувственность в его полотнах не переходили тонкой грани, за которой бы превращались в пошлость и вульгарность.

Картина Густава Климта «Три возраста женщины»

Финал 1890-х назван «золотым периодом» в творчестве мэтра ар-нуво. Для работ этого времени Климт использовал сусальное золото, полотна конца 1890-х наиболее дорогие и знаменитые. Прославленный «Поцелуй» – яркий образец модерна, напоминает о красоте венецианской мозаики. Изображение картины часто используют, чтобы украсить бокалы для шампанского.

В 1899 году Густав Климт снова вызвал потрясение, представив публике полотно под названием «Обнаженная истина». Символическая нагая рыжеволосая девица с зеркалом в руке олицетворяла эту самую «голую правду». На шквал критики живописец ответил, как и ожидали от гениального скандалиста, новой картиной с таким же эпатажным «характером». Названная «Золотые рыбки», она демонстрировала публике «пятую точку» той самой красавицы с огненными волосами и пышными формами.

Картины Густава Климта «Надежда» (1903 г.) и «Надежда II» (1908 г.)

Густав Климт был баловнем судьбы. Его превозносили при жизни. Модного мастера засыпали заказами, которые щедро оплачивались. Он мог выбирать темы и сюжеты, которые казались интересными. Но всюду обязательным элементом были женские тела и неприкрытый эротизм.

Самыми известными картинами «золотого периода» австрийского гуру ар-нуво называют, кроме «Поцелуя» и «Обнаженной истины», полотна «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Водяные змеи», «Надежда», «Три возраста женщины» и «Древо любви». Последнюю работу – фреску, нарисованную в 1905-1909 годах, можно увидеть в брюссельском дворце Стокле. У фрески есть и другие названия – «Древо познания» и «Древо жизни».

Картина Густава Климта «Дерево любви» («Древо жизни»)

Наследие Густава Климта – это и пейзажи, нарисованные в его «фирменном» стиле живописи. Для них мастер брал квадратные холсты, полагая, что такая форма «расширяет» пространство. В последние пять лет жизни Климт рисовал только пейзажи. Наиболее известные «Яблоня» и «Березовая роща».

Смерть

Знаменитого австрийского живописца не стало в феврале 1918 года. Причиной смерти 55-летнего Климта стала пневмония, оказавшаяся смертельной после перенесенного инсульта.

Местом упокоения художника стало венское Хитцингское кладбище. Густав Климт оставил незаконченными десятки начатых картин.

Могила Густава Климта

Российские ценители живописи ар-нуво в октябре 2017 года получили уникальную возможность познакомиться с творчеством Густава Климта. Выставка графических работ двух известных представителей модерна – Густава Климта и Эгона Шиле – состоялась в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

1900-1907: философия , медицина и юриспруденция

Философия

Философия (произведение уничтожено в 1945 году нацистами).

В 1900 году во время седьмой сецессионной выставки Климт представил свою картину под названием «Философия» , которая была первой из трех подготовительных картин « Медицина и юриспруденция» , которая была заказана в 1886 году для иллюстрации свода потолка aula magna. , приемный зал Венского университета . Он предпочитает представлять философию в виде сфинкса с размытыми очертаниями, ее голова теряется в звездах, а вокруг нее разворачиваются все жизненные циклы, от рождения до старости, включая объятия любви. Слева на переднем плане знания приобретают черты роковой женщины, смотрящей на зрителя холодными темными глазами.

Эта картина является предметом резкой критики со стороны университетских властей, которые ожидали классического изображения предмета, а затем рассматривали эту аллегорию как провокацию к распутству и покушение на мораль. Жестокая критика прессы обвиняет Климта в возмутительном обучении и желании извращать молодежь. Мы упрекаем его в слишком эротических картинах и интересуемся его психическим здоровьем и приступами депрессии. «Он коренастый, мы пишем, немножко тяжелый, атлетичный … без сомнения, чтобы удлинить лицо, он зачесывает волосы назад и очень высоко откинут назад над висками. Это единственный знак, по которому можно было подумать, что этот человек — художник. »

Критикуя 87 университетских профессоров, которые отказались, когда они обнаружили его на выставке Сецессиона, La Philosophie получила золотую медаль в 1900 году на Всемирной выставке в Париже .

Медицина и Юриспруденция

Следующие ниже сочинения « Медицина и юриспруденция» вызывают и усиливают критику.

Климту пришлось отказаться от того, чтобы его картины украшали aula magna , но при этом он не отказался от своего эстетического изобретения.

Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее.

«Медицина»

Все полотна приобрел за 30 000 крон австрийский промышленник Август Ледерер, коллекционер и меценат. Однако работы сгорели в 1945 году во время отступления немецких войск в Нижней Австрии. От проекта осталось несколько отдельных набросков и плохого качества черно-белые снимки. Фото картины Густава Климта «Медицина» отражает лишь часть монументальной работы. На нем изображена Гигея, которая находилась в нижней центральной части полотна. Изображение сохранилось благодаря тому, что входило в подборку работ 300 экземпляров художественных альбомов, изданных в 1914 году под личным контролем Климта. Для издания были сфотографированы лучшие произведения художника за период 1893 – 1913 годов. В тридцати первых экземплярах самые важные литографии вышли цветными. Среди этих изображений сохранился и фрагмент «Медицины», который дает представление о красочной яркости всего произведения.

Поцелуй и конец сецессиона

Поцелуй (1906-1908), холст, масло, 180 × 180  см , Вена , Österreichische Galerie Belvedere .

Поцелуй , который является наиболее репрезентативной картиной гениального Густава Климта и который он написал в 1906 году, будет воспроизведен в теме свершения для фрески Адольфа Stoclet .

В 1907 году Климт познакомился с молодым художником Эгоном Шиле (1890-1918), на которого он сильно повлиял: Климт был бы для него моделью и мастером.

С 1905 года, столкнувшись с разногласиями со многими артистами группы, он вместе с несколькими своими друзьями покинул Сецессион, который, по его словам, имеет тенденцию становиться жестким. «Он ушел на пенсию в 1905 году вместе с Карлом Моллем , а Йозеф Хоффманн и Коломан Мозер основали Wiener Werkstätte (венская мастерская) в 1907–1908 годах. » В 1908 году Климт выставил 16 картин в Кунстчау  ; Galleria d’Arte MODERNA покупает Три возраста женщины и Österreichische Staatsgalerie покупает Le Baiser .

Он усовершенствовал свой стиль, избегая золота 1909 года . Климт едет в Париж, где с интересом знакомится с творчеством Тулуз-Лотрека . Он также открывает для себя фовизм и его предшественников: Винсент Ван Гог , Эдвард Мунк , Ян Тороп , Поль Гоген , Пьер Боннар и Анри Матисс выставлены на выставке Kunstschau Wien 1908 . Затем он посвятил себя живописи пейзажи или высоко украшенных аллегорических сцен, более стилизованный и ярких цветов, которые привели его ближе к пуантилизма из Сера , но и Ван Гога и Боннара. В 1909 году он основал Frieze Stoclet .

Молодость и начинания

Эгон Шиле , Густав Климт в синей блузке (1913 г.), частное собрание.

Второй ребенок в семье из семи, Густав Климт родился в Баумгартен на14 июля 1862 г., недалеко от Вены . Сын Эрнста Климта (1834 г. — 1892 г.), ювелирное долото из драгоценных металлов и Энн Финстер (1836 г.-1915 г.), который всегда мечтал стать оперным певцом, но так и не добился успеха, Густав вырос в бедности. Ее отец, который имеет чешское происхождение и плохо говорит по-немецки, не имеет необходимых контактов, чтобы зарабатывать достаточно денег, чтобы содержать свою семью должным образом. Семья живет в одной комнате. Когда Густаву было всего 12 лет, его 5-летняя сестра Анна умерла от детской болезни . Ее мать не может вынести этого и полностью падает. Частично образованный, Густав является мишенью для других учеников и чувствует себя отвергнутым, погружаясь в рисование. Вместе со своим братом Эрнстом он начинает помогать своему отцу в его работе ювелиром. В 1876 году , в возрасте 14 лет он поступил в Школу прикладного искусства в Вене , Эрнст присоединился к нему через год в 1877. Там они были учениками Фердинанда Laufberger и Юлиуса Виктора Бергера  (в) . Двое из них рисуют портреты по фотографиям, которые продают по шесть гульденов каждая .

В 1879 году он начал работать декоратором в команде Ганса Макарта, на которого он некоторое время мечтал быть похожим, участвуя в организации Фестзуга (серебряной свадьбы императорской четы). В том же году братья Климт и их друг Франц Матч украсили внутренний двор Музея истории искусств .

В 1880 году Густав Климт присоединился к Künstlerhaus (Общество художников), влиятельному посреднику между художниками и их аудиторией, который отвечал за их помощь. Самым важным событием этих лет является завершение украшения подвесок парадной лестницы Музея истории искусств, которое он выполняет, несмотря на смерть главного строителя этого произведения, Ганса Макарта , работа, которая еще больше укрепляет его. репутация. В том же году, трио пошел на заказ: четыре аллегории для потолка в Sturany дворце в Вене, на потолке Карлсбад курортного учреждения .

В 1883 году он создал коллективную мастерскую Künstler-Compagnie и работал со своим братом Эрнстом Климтом , который был ювелиром и чеканщиком, и Францем Матчем . Трио, в частности, произвело множество фресок, аллегорий и эмблем в академическом стиле; точность портретов Климта известна. Ему доверяют отделку стен и потолков вилл, а также театров и общественных зданий. В 1885 году он украсил виллу Hermès в Lainzer Tiergarten по рисункам Ганса Макарта , Карловарский театр в 1886 году, потолки театра Фиуме в 1893 году. Между 1886 и 1888 годами он расписал лестницу Бургтеатра в Вене и Стиль Климта начинает отличаться от стиля его брата Эрнста Климта и Франца Матча . Теперь каждый работает за свой аккаунт.

Художественные качества Густава Климта были официально признаны, и в году в возрасте 26 лет он получил Золотой Крест художественных заслуг из рук императора Франца Иосифа . В 1890 году он украсил парадную лестницу Музея истории искусств и получил Императорскую премию (400 гульденов) за работу, представляющую Ла Саль в старом Бургтеатре в Вене . Таким образом, до 1890 года Густав Климт начал свою карьеру с солидной репутацией художника и декоратора, отвечая на официальные запросы архитектурных картин , но без какой-либо настоящей оригинальности. Впоследствии его искусство становится более современным и оригинальным. Он выражает себя полностью и свободно, о чем свидетельствуют надписи на картине « Nuda Veritas»  : «Если человек не может своими действиями и искусством угодить всем, мы должны сделать выбор в пользу немногих. Угодить многим — это не выход. »

В 1892 году его отец умер от апоплексического удара — так же, как и он сам; его брат Эрнст Климт также умер в том же году, что привело к роспуску компании.

дальнейшее чтение

  • Чернин, Губертус. Die Fälschung: Der Fall Bloch-Bauer und das Werk Gustav Klimts . Чернин Верлаг, Вена, 2006. ISBN  3-7076-0000-9
  • Каллир, Джейн, Альфред Вейдингер: Густав Климт. В поисках полного произведения искусства . Престел, Нью-Йорк 2009, ISBN  978-3-7913-4232-0
  • Кренсель, Нина. Густав Климт . Престел, 2007, ISBN  978-3-7913-3779-1
  • Шорске, Карл Э. «Густав Климт: живопись и кризис либерального эго» в Fin-de-Siècle Вена: политика и культура . Винтажные книги, 1981. ISBN  0-394-74478-0
  • Вейдингер, Альфред. Климт. Каталог Raisonné , Prestel, New York, 2007, ISBN  978-3-7913-3764-7

Личная жизнь

О темпераменте модерниста слагали легенды. Современники Климта шептались, что связи у Густава случались едва ли не с каждой натурщицей. Мэтру приписывают отцовство от 14 до 40 детей, рожденных дамами, заказывавшими портреты, натурщицами и просто «жрицами любви», которым он платил деньги. Поговаривают, барышни знатных родов выстраивались в очередь и были готовые на многое, лишь бы заполучить драгоценный портрет кисти самого Густава Климта.

Густав Климт

Справедливости ради необходимо сказать, что существовало и другое мнение: художника не интересовала плотская близость, он был сторонником платонических отношений. Но эта версия кажется сомнительной, когда биографы Климта говорят о постыдном, но очень распространенном в конце XIX — начале XX века заболевании, перенесенном художником. Сифилисом Густава наградила девица легкого поведения. Факт обыгран в художественной картине «Климт», премьера которой состоялась в 2006 году.

Густав Климт и Эмилия Флеге

Сколько бы женщин не побывало в постели Густава, главной музой, так и оставшейся в статусе невесты, оказалась Эмилия Флёге, талантливый модельер и хозяйка модного дома. Ее он просил позвать, когда умирал. Их связь длилась 27 лет, но так и не увенчалась браком и потомством.

Ценители творчества Климта подметили, что мастеру нравились два типа женщин, которые он рисовал всю жизнь. Это пышные рыжеволосые красавицы (такова «Даная») и брюнетки с тонкими чертами лица и фигурами мальчиков («Адель Блох-Бауэр»).

История картины «Древо жизни»

Величайшую картину мир не смог бы увидеть без Адольфа Стокве. В 1904 г. он захотел построить огромный особняк в Брюсселе. Декорировать дом велели художникам. Одним из них оказался Густав. Так как супруги имели огромную коллекцию предметов японского стиля, Климт старался приблизить стилизацию своих картин к общему интерьеру и декору. В результате у него получилась очень красивая и сложная композиция. Она состояла из 9 элементов. Центром изображения выступает триптих (три картины, объединенные по смыслу или сюжету) «Ожидание — Дерево жизни — Упоение». Рассматривать центральные картины без общей задумки картины невозможно.

Картина «Древо жизни», Густав Климт — описание

«Древо жизни» — центральная часть панно-триптиха, написанного для украшения столовой во дворце Стокле в Брюсселе

В отличие от двух боковых частей, центр лишен крупных фигур, тут внимание привлекает лишь темная птица. Картина выполнена в характерном для художника «лоскутном» стиле с преобладанием яркого жизнерадостного золотого цвета

Древо жизни – образ, свойственный мифологии большинства народов. Такой мотив присутствует в славянских сказаниях и в древних скандинавских сагах. Дерево Игдрасиль, как и многие другие подобные ему образы, символизирует жизнь во всех ее проявлениях. Его корни – это наше прошлое, предки, история, все то, что накопило человечество за тысячелетия своего существования. Ствол – это настоящее, сиюминутный момент, прочная основа существования всех людей. Ветви и плоды – будущее, наши потомки, которые продолжат род и саму жизнь. Это объемное философское понятие, которое нашло виртуозное отражение в картине Климта. Мрачная птица, написанная темными красками – это незваный гость на празднике жизни, Смерть, которая всегда прилетает неожиданно.

Сюжет картины может быть соотнесен и с древнейшей библейской историей о Древе познания добра и зла. Это масштабная и глобальная идея находила воплощение во множестве работ различных художников, но только Климту удалось блестяще реализовать эту идею, воплотив ее в виде богатого эффектного произведения, служащего настоящим украшением дворца.

Полотно поражает своей декоративностью. Причудливый узор из плавно закругляющихся побегов создает особый вихреобразный, спиральный ритм, что только подчеркивает основную идею полотна – вечность и бесконечность существования. Образное мышление Климта подсказало ему удивительно эффектный и декоративный образ с глубоким смыслом. Картина одновременно и лирична, и полна символизма. Богатая золотая цветовая гамма делает панно чрезвычайно нарядным, эффектным и запоминающимся.

Эта картина стала последним крупным заказом, полученным художником, поэтому ее вполне можно считать вершиной его мастерства. Несмотря на то, что в свое время многие не поняли фрейдистских мотивов его творчества, в наши дни Климт – один из очень популярных художников, опередивших свое время и ставших образцами для подражания

Триптих с центральной частью «Древо жизни» и сейчас поражает воображение и надолго привлекает внимание своей глобальной идеей и уникальным утонченным воплощением

Густав Климт «Ожидание — Древо жизни — Свершение». Описание

Работа над фризом, заказанным Климту для обеденного зала дворца Стокле в Брюсселе, потребовала от художника применения всех своих творческих возможностей, предоставив шанс на практике защитить идеи Сецессиона, для которого разделение искусства на «чистое» и «функциональное», считалось неприемлемым.

Мозаика для обеденного зала в стиле модерн, была бы отличным дополнением к архитектуре дворца, задуманной в соответствии с этим направлением, поэтому заказчики – промышленник Стокле и его супруга, обратились к нескольким художникам, в том числе и к Климту – мастеру, «знающему толк» в современном декорировании. Достижение гармонии между архитектурой здания и помещений, а также фризом для зала, представляло задание не из легких, но было несколько упрощено благодаря тому, что строительство дворца велось параллельно с созданием картин, украсивших зал.

Византийская мозаика, заворожившая в свое время Климта, пригодилась ему очень кстати, и теперь, «вспомнив» о ней, а также о занятиях в Художественно-промышленной школе, художник достойно справился с заданием, причем модернизм и здесь заявил о себе применением экзотических, и дорогих материалов.

Композиция состоит из девяти элементов, с мозаичным триптихом по центру: «Ожидание», «Древо жизни», «Упоение».

В «Ожидании», танцующая девушка уже не имеет ничего общего с роковыми моделями Климта, «дышавшими» ранее превосходством над мужским началом. «Японские» черты этого образа вызваны вкусами и пожеланиями семьи Стокле, во владении которой было много предметов восточного искусства, поэтому для гармонизации помещений такая стилистика картина была выбрана не случайно.

Знаменитое «Древо жизни» – картина, одно название которой порождает массу эмоций, несмотря на любую интерпретацию сюжета: от библейского Древа познания, символизирующего наивысшую мудрость – до «мирского» генеалогического дерева, с которым, уж точно, сталкивался каждый. «Зная» Климта, вернее предположить, что этот центральный элемент фриза следует связать с одним из орнаментально украшенных мифов, взятых из апокалипсического раздела Библии. Дерево представляет собой дорогу, состоящую из своеобразных тропинок, сплошь и рядом «нашпигованных» камнями, ведь путь, ведущий к истинной Цели, не может быть легким и прямым. Вечность, в паре с Бесконечностью, символически представлены завитыми спиралями Дерева.

Поклонники «чистого искусства», увидевшие в сюжете круги, треугольники, квадраты, возмутились, разглядев в этих символах всего лишь геометрические фигуры, и даже не желали слышать, что Фрейд олицетворял эти знаки с мужским и женским началом.

Несмотря на то, что сюжет, казалось бы, понятен, и черная птица, восседающая на одной из веток-тропинок символизирует опасность, а то и смерть, зритель не может оторвать от нее взгляд, подыскивая свой вариант ответа на извечный вопрос противостояния Света и Тьмы, и не только во вселенских масштабах, а в первую очередь, в собственной душе. Кроме этого, постоянно повторяющийся мотив климтовских произведений о неразрывности Жизни и Смерти, напоминает об их диалектическом единстве, как условии существования настоящей гармонии.

Акцентируя внимание на Золотом Дереве и его символическом предназначении, художник подчеркивает, что бросив вызов черному ворону, оно покровительствует и Любви. Таков лейтмотив «Упоения», изображающего земной рай, дающий людям возможность через это прекрасное чувство ощутить неземное наслаждение

Разделившиеся мнения о том, что этот сюжет предвосхищает знаменитый «Поцелуй», или то, что застывшая в объятиях пара, перешла сюда из «Бетховенского фриза», вряд ли противоречат друг другу.

Создание фриза пришлось на золотой период, наступивший у Климта после поездки в Италию, и его можно назвать «золотым» во многих отношениях: произведения обрели художественную ценность благородного металла, а мастер не жалел золота для своих шедевров.

В творческой карьере Климта это был последний крупный заказ.

«Ожидание — Древо жизни — Свершение» 1909 г. Венский музей прикладного искусства, Вена, Австрия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector