2 описание
Виктор Михайлович Васнецов — великий классик русской живописи. В своём творчестве предпочтение отдавал олицетворению русской культуры и её самобытности. В его полотна постоянно вплетаются и увековечиваются мотивы русских былин, преданий, песен, сказок и легенд. Например, кто не видел его «Ковёр-самолёт», «Иван Царевич и Серый Волк«, «Царевна Лебедь»? Однако самым знаменитым его произведением является всё же картина «Три богатыря». Богатырь — человек могущественный, наделённый силой от Бога, вскормленный родной матерью-землёй и готовый защищать её и живущий на ней народ до конца дней своих, пока не падёт смертью храбрых в бою. Богатырь — величие Русской земли, её гордость, честь, мужество, непоколебимая стойкость и горячая любовь. Ещё не раз Васнецов вернётся к богатырским мотивам в своём творчестве. Ярким примером этого является полотно «Богатырский скок».
На нижнем заднем плане данной картины изображён тёмный, дремучий, непролазный, густой и жутковатый лес. Про такие обычно говорят, что там не ходила нога человека, а сами звери с трудом пробираются в таких дебрях. Для остроты и усиления этого ощущения художник использовал тёмные, почти чёрные краски. Дальше мы видим только всё дальше простирающуюся чёрную полосу леса. По середине возвышается несколько чахлых и тонких ёлок и сосен. Наверное, им не хватает солнечного света и пространства на земле, и они всё выше и выше тянутся к свету, наверх, становясь от этого всё тоньше и тоньше.
На верхнем заднем плане мы видим небо. Они занимает больше трёх четвертей всего фона картины. Небесный свод широким и ясным куполом раскинулось над всей землёй Русской, по крайней мере нам, мирным зрителям, кажется именно так. Лазурно-голубые небеса рассечены белыми обрывками облаков. Кажется, что художник просто резко и небрежно водил кистью по холсту, оставляя такие же резкие следы белой краской. Он не старался придать этому похожести на что-то, но стремился сделать это своеобразным, таким, каким ему хотелось его видеть. И мы ему верим. Эта молочная, желтовато-прозрачная воздушная масса невесомости, кажется, вот-вот оживёт. Ещё немного, и облака раздвинутся! Пробьётся один луч сквозь эту сплошную завесу, пробьётся и второй, а там уж глядь — и всё небо, картину, пространство около зрителя заполнится ярким, сияющим, торжественным светом. Небо живёт, дышит и волнуется, мы чувствуем его колебания и волнения, сами волнуемся, но обретаем покой до поры до времени, чтобы, выждав момента, засиять колоссальным светом самой жизни.
Теперь обратимся к ключевому персонажу этой картины. На переднем плане, занимая его почти полностью, изображён могучий богатырь верхом на коне. Чёрный скакун, застывший в прыжке (а иначе откуда название у картины), сверкая бархатными сапфирами глаз, низко выгнул свою лебединую шею. Его великолепная, пушистая, чёрно-смолянистая грива взметнулась вверх в полёте. На спине благородного жеребца, в седле сидит верхом богатырь. На нём надеты кольчуга и даты, боевые доспехи, блестящие и непробиваемые. Также на нем синие лоснящиеся шаровары и более тёмная рубаха. Ноги обуты в тёмно-коричневые сапоги с золотыми пряжками и острыми носками. В правой руке витязь держит плётку, а в левой — щит и копьё, неизменные атрибуты воина, за поясом припрятан меч-кладенец. На голове богатыря стальной и блестящий шлем, под которой прячутся края бровей, грозно сдвинутых на переносице. Богатырь как будто бы подскочил для того, чтобы обозреть свою необъятную родину на предмет чужаков и врагов. Он воинственно сжимает в руке плётку, всем своим видом показывая, что несдобровать никому, с плохими умыслами посягнувшими на нашу Землю.
Богатырь — символ мужества и чести. Благодаря таким смелым и воинственным людям наша Родина, матушка — Русь и века постоит, не шелохнется!
Композиционная основа
Написана картина «Богатырский скок» Васнецовым была в 1914 году. Сейчас шедевр русского художника хранится в его доме-музее в Москве. Сюжет картины посвящен былинному богатырю (предположительно, Илье Муромцу). Персонаж представлен в полном боевом облачении, словно готов в любую секунду отправиться в бой с врагами. Помощником в его нелегком деле выступает мощный конь.
Главная задача художника заключалась в максимальной детализации момента прыжка всадника на лошади, что Васнецову, несомненно, удалось. Чтобы передать движение, автор полотна использовал диагональную композицию с нижней подачей. Из-за этого складывается впечатление, что обозреватель наблюдает за действующим персонажем снизу вверх. Подобный художественный прием прибавляет изображению физической силы. К прочим композиционным особенностям относятся:
- Диагональное расположение фигуры грозного черного коня в прыжке подчеркивается линиями копья и движущимися облаками на заднем фоне.
- Динамичность фонового изображения. Облака быстро летят по небу, надвигается буря. На сильный ветер указывает развивающаяся лошадиная грива.
- Демонстрация воли к победе проявляется в положении конной головы и суровом взгляде богатыря.
- Использование контражура и контрастности фона с главным персонажем добавляет рисунку внушительности.
- Подчеркивание величины и силы русских богатырей путем низкого расположения горизонта и миниатюрного соснового леса позади.
Вся картина довольно символична и демонстрирует непобедимость народа, живущего в Древней Руси. При взгляде на полотно сразу поднимается боевой дух.
Сочинение по картине Васнецова Богатырский скок 4 класс
Картина «Богатырский скок» принадлежит кисти знаменитого русского художника В.М.Васнецову. Глядя на его картины, не перестаешь ими восхищаться. Примером этому служит его художественное произведение «Богатырский скок». На холсте изображен красивый могучий богатырь на своем красивом черном скакуну. Выправка у богатыря уверенная, взгляд грозный. Таким и должен быть богатырь земли русской. Весь вид богатыря говорит о том, что он готов отразить любую атаку, готов отстаивать свое Отечество. Его левая рука с силой держит щит для отражения ударов врага, а правая рука у него с кнутом, которым он подгоняет своего верного скакуна. На его поясе весит меч, а у самого седла его меткое копье ждет своей очереди. Своим видом богатырь показывает, что он полностью готов отразить атаку врага.
Да и скакун тоже не подводит своего хозяина, он так же в полной боевой готовности. Всем своим поведением скакун дает понять, насколько он предан своему хозяину. Его неповторимый, высокий прыжок, сделанный по приказу своего хозяина, показывает его преданность и любовь к своему хозяину. Скакун, так же как и его хозяин выглядит мужественным и решительным – ведь он боевой скакун. Этот сильный, боевой скакун нарисован в момент своего прыжка. Его мощные копыта только оторвались от поверхности земли, очень сильно напрягли мышцы, его голова чуть наклонена, хвост развивается на ветру. Доверяя своему верному другу и соратнику, богатырь даже не придерживается за уздечку и не смотрит на дорогу, по которой несет его верный скакун. Смотря на холст, кажется, что всадник слился со своим конем в одно целое в этой напряженной обстановке.
Большую часть заднего плана занимает небо. Небо хотя и светлое, но местами по нему плывут облака. Ближе к горизонту небо имеет розоватый оттенок, по которому понимаешь, что все это происходит на рассвете. Солнце только начинает просыпаться и озарять землю своим светом и теплом. Деревья и холмы тоже еще спят, так как художник при их рисовании использовал темные цвета.
Для того чтобы фигуры главных героев не сливались с землей, художник изобразил их на фоне светлого неба, на котором играют нежные цвета красного, голубого и фиолетового оттенков.
Популярные сочинения
- Сочинение Мечта и жизнь без мечты Жизнь без мечты, – какая она? Не интересная, не вызывающая тебя на бой с самим собой, жизнь, которая не воодушевлена целями и планами. Существует фраза «Человек без мечты, как птица без крыльев».
- Историческое сочинение Иван Грозный — тиран или герой? Практически каждый человек является противоречивым созданием. Наверное, единственным непротиворечивым вариантом является идеальная святость, в остальном даже самый отвратительный тип
- Сочинение Слово делом крепи (рассуждение 8 класс) На данный момент существует очень мало людей, которые могут держать своё слово. Мы часто можем слышать известную поговорку «Слово делом крепи», так что же она означает?
Описание 2
Васнецов Виктор Михайлович является знаменитым художником из России, он преимущественно создавал произведения соответствующие тематике русской истории, народных сказок и былин. Его произведения производят впечатление на людей на протяжении уже многих лет. Самой известной картиной автора является картина «Богатыри».
На картине изображены герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Эти герои являются олицетворением защитников земли русской, сильных могучих мужчин. На картине они изображены в процессе совершения конного дозора границ государства Русского. Лица богатырей спокойные, однако, глядя на картину понятно, что спокойствие это только видимость, герои без промедления готовы жизнь отдать за державу.
В центральной части полотна изображен Илья Муромец. Автор изобразил богатыря могучим, мужественным человеком, одетым в кольчугу и шлем, вооруженным щитом и копьем. Не всем известно, что Илья Муромец, не выдуманный персонаж, а реальный человек, который жил в далекие древние времена. Богатырь изображен с поднятой к глазам рукой, зорко высматривая недруга вдалеке степей.
По правую руку от Ильи автор расположил Добрыню Никитича. Этого богатыря художник изобразил нарядно одетым в шлем украшенный узором, сверкающие доспехи. На картине он изображен выхватывающим из ножен меч, как бы показываю свою готовность к бою в любую секунду.
По левую руку от Ильи Муромца младший богатырь из троицы Алеша Попович. У него в руках лук со стрелой, а на плече гусли, которые показывают, что герой любил радовать окружающих веселой музыкой и песнями.
Три богатыря на картине Васнецова стали воплощением богатырей из русских былин, читая которые каждый придумывал себе образ. Художник дополнил образы богатырей изображением природы на заднем плане, добавил движения богатырям и их коням с помощью изображения ветра. Герои, изображенные на картине имеют, особенности присущие характеру и образу жизни их прототипов, воплотить и оживить героев на полотне художник смог благодаря своему таланту.
https://youtube.com/watch?v=JC9xKUT82TY
Описание картины Васнецова Богатырский скок
Васнецов — человек, который через свои художественные произведения обращался к давним литературным произведениям русского народа. Очень часто главными лицами на его картинах были главные защитники земли русской — богатыри. Васнецову удавалось очень точно изображать эмоции своих персонажей, общий настрой и боевой дух, их переживания по поводу предстоящего сражения.
Одной из таких картин является его художественная работа «богатырский скок». На ней изображен древнерусский богатырь, который очень стремительно мчится на своем сильном и верном коне. Картина выполнена так, что отлично передает ту атмосферу. Возникает ощущение, будто можно услышать звук копыт и прочувствовать на себе порывы ветра, который дует в лицо всадника, пытаясь стать для него препятствием.
Васнецов показывает своего персонажа очень сильным и крупным, показывая всю мощь крепкого богатырского духа. Он кажется настолько огромным и могущественным за счет того, что его огромное тело возвышается до небес, кажется будто голова достает до облаков. Сам богатырь имеет такой суровый и грозный взгляд, который навеять страх на любого врага. Он словно показывает взглядом всем врагам, что расклад сил изначально неравен.
Всадник одет в кольчугу, которая служит хорошим дополнением его образа и защищает его от вражеских атак. Его длинное и могучее копье, виднеющееся из-за головы коня, которое похоже на стрелу, готовую обрушиться на голову любого недруга.
Картина выполнена так, что всадник и его конь привлекают к себе всё внимание зрителя, являясь центром изображения. Сзади виднеется густая лесная чаща и огромное бескрайнее поле, которое изображено в самых мрачных тонах
Время изображено как рассвет, когда вся природа и люди только начинают просыпаться, что является отличным временем для нанесения удара. Всё это максимально точно передает атмосферу обстановки и чувства главного персонажа.
https://youtube.com/watch?v=1aFzvfiWgm8
https://youtube.com/watch?v=eR-lbZmu4T4
Сочинение описание Богатырский скок Васнецова
Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря – защитника своего Отечества, готового отдать жизнь за Родину – Русь-матушку.
На первом плане изображён мужественный богатырь на чёрной, взвившейся в воздух лошади. Он облачён в железную мощную кольчугу, способную защитить его от вражеских стрел, на голове богатыря железный шлем. В левой руке он держит большой щит и длинное копьё, а в правой – хлыст, чтобы ускорять свою лошадь. Из-за пояса богатыря виднеется рукоятка меча. Из-под коричневых сапог до колена виднеются синие шёлковые штаны. Взгляд богатыря, грозный, смелый и решительный.
Лошадь, которая несёт богатыря, взвилась в воздух в грациозном прыжке, чёрного цвета. Её роскошная грива развевается на ветру, точно так же, как и хвост.
На заднем плане картины можно увидеть широкое русское небо, с одной стороны прикрытое облаками. Скорее всего, это время перед закатом, потому что на уровне горизонта виднеются проблески зари. Ниже линии горизонта можно заметить очертания лесных деревьев и холмов, которые скрыты надвигающимися сумерками.
Ноги богатыря крепко держатся в стремени, поэтому он может смело отвернуться, чтобы окинуть суровым взглядом врага, всецело доверяя своей лошади. Сгустившиеся над головой наездника облака уходят, освобождая место чистому, безоблачному небу. Возможно, они сравниваются с врагом, который под напором защитников своего Отечества, спешно покидает русскую землю.
Картина «Богатырский скок» несёт в себе идею величия нашей необъятной Родины с самых древних времён, идею её превосходства и ничтожества захватчиков. Русский богатырь – символ мужества, силы и благополучия.
Илья Муромец на картине Васнецова «Три богатыря»
Илья Муромец изображен в центре полотна. Его фигура самая крупная среди троих богатырей. Легенда сообщает об Илье Муромце следующее:
- герой родился в селе, находящемся рядом с Муромом;
- будущий богатырь воспитывался в крестьянской семье;
- до 33 лет он не ходил, однако потом был чудесным образом исцелен.
Илья Муромец
Для создания картины с тремя героями были задействованы настоящие натурщики и лучшие лошади из усадьбы Абрамцево. Чтобы передать дух старины, использовалась подлинная одежда древнерусских витязей.
На картине богатырь, облаченный в шлем и доспехи, внимательно всматривается вдаль. Он оглядывает пристальным взглядом русскую землю, чтобы вовремя заметить малейшую опасность. На левой руке витязя виден щит, с правой руки, которую он приложил ко лбу, свисает булава.
Илья Муромец изображен восседающим на могучем вороном коне, поперек которого он расположил копье. На верном спутнике богатыря тяжелая сбруя, помогающая обуздать его. Конь искоса смотрит красноватым глазом и круто выгибает шею. Он выглядит так же уверенно, как и всадник, демонстрирует свою ежеминутную готовность к бою.
Сочинение описание Богатырский скок Васнецова
Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря – защитника своего Отечества, готового отдать жизнь за Родину – Русь-матушку.
На первом плане изображён мужественный богатырь на чёрной, взвившейся в воздух лошади. Он облачён в железную мощную кольчугу, способную защитить его от вражеских стрел, на голове богатыря железный шлем. В левой руке он держит большой щит и длинное копьё, а в правой – хлыст, чтобы ускорять свою лошадь. Из-за пояса богатыря виднеется рукоятка меча. Из-под коричневых сапог до колена виднеются синие шёлковые штаны. Взгляд богатыря, грозный, смелый и решительный.
Лошадь, которая несёт богатыря, взвилась в воздух в грациозном прыжке, чёрного цвета. Её роскошная грива развевается на ветру, точно так же, как и хвост.
На заднем плане картины можно увидеть широкое русское небо, с одной стороны прикрытое облаками. Скорее всего, это время перед закатом, потому что на уровне горизонта виднеются проблески зари. Ниже линии горизонта можно заметить очертания лесных деревьев и холмов, которые скрыты надвигающимися сумерками.
Ноги богатыря крепко держатся в стремени, поэтому он может смело отвернуться, чтобы окинуть суровым взглядом врага, всецело доверяя своей лошади. Сгустившиеся над головой наездника облака уходят, освобождая место чистому, безоблачному небу. Возможно, они сравниваются с врагом, который под напором защитников своего Отечества, спешно покидает русскую землю.
Картина «Богатырский скок» несёт в себе идею величия нашей необъятной Родины с самых древних времён, идею её превосходства и ничтожества захватчиков. Русский богатырь – символ мужества, силы и благополучия.
Композиционная основа
Написана картина «Богатырский скок» Васнецовым была в 1914 году. Сейчас шедевр русского художника хранится в его доме-музее в Москве. Сюжет картины посвящен былинному богатырю (предположительно, Илье Муромцу). Персонаж представлен в полном боевом облачении, словно готов в любую секунду отправиться в бой с врагами. Помощником в его нелегком деле выступает мощный конь.
Главная задача художника заключалась в максимальной детализации момента прыжка всадника на лошади, что Васнецову, несомненно, удалось. Чтобы передать движение, автор полотна использовал диагональную композицию с нижней подачей. Из-за этого складывается впечатление, что обозреватель наблюдает за действующим персонажем снизу вверх. Подобный художественный прием прибавляет изображению физической силы. К прочим композиционным особенностям относятся:
- Диагональное расположение фигуры грозного черного коня в прыжке подчеркивается линиями копья и движущимися облаками на заднем фоне.
- Динамичность фонового изображения. Облака быстро летят по небу, надвигается буря. На сильный ветер указывает развивающаяся лошадиная грива.
- Демонстрация воли к победе проявляется в положении конной головы и суровом взгляде богатыря.
- Использование контражура и контрастности фона с главным персонажем добавляет рисунку внушительности.
- Подчеркивание величины и силы русских богатырей путем низкого расположения горизонта и миниатюрного соснового леса позади.
Несколько интересных сочинений
- Здравствуй, Дед Мороз! Учусь хорошо. Увлекаюсь историей, рисованием и математикой. Живу вместе с мамой и папой. У мня две сестры. Мы все дружно живем. Много путешествуем. Я люблю читать.
Произведение И. С. Тургенева «Первая любовь» проникнуто собственными любовными переживаниями, которые пережил когда-то автор. Для него любовь представляется неистовой силой в любом из своих проявлений
Одна из самых классных картин! Мне очень нравится. Тут столько силы, движения… богатырства!
Тут очень красивая русская природа. Закат (или рассвет) такой, что небо красивого цвета. Белое облако на самом верху, дальше – голубой цвет, ниже – розовый. А в самом низу – горы красивые. Перед ними – лес сосновый. Темный, понятно. И ближе к нам зеленая трава. В общем, очень красиво.
Фон подходит для сказки! И даже не важно, что тут нет березок. Русское не только в березках… Тут и так богатырь русский
С березками было бы совсем по-русски. Слишком.
И вот сам богатырь – сила и мощь. Он верхом на коне. Конь-то как раз и дает скок. Он весь в воздухе – летит. Может быть, это волшебный скок. Приземлится он в тридевятом царстве… И спасёт любую царевну от любого дракона!
Конь тоже крупный, мощный. От темного окраса (не блондин). Только одна лапа у него светлая. Может, для красоты. Ещё для красоты у него сбруя. И такой длинный хвост, грива пышная. Всё развевается на ветру. Тут даже перевернутая корона золотая на груди у коня. Седло красное, то есть красивое.
Я б хотел тоже прокатиться на таком коне! Только сам. И я б не испугался. Опыт у меня есть. Мы с папой катались на конях пару раз. А ещё я сам ездил в парке, только шагом. Хочется уже развиваться.
Ну, родных я б тоже покатал, можно даже попросить прицеп. Думаю, конь не будет против. Он такой сильный!
Так, ещё богатырь тут. Он парадно одет, едет в гости, наверное. Или на службу! У него модные сапоги и синие штаны. Ещё у него кольчуга, даже доспех (верхняя часть). Она состоит из больших пластин. Похоже на щит, который тоже есть. Это всё точно тяжелое! Но богатырь, наверное, привык всё это таскать, так как рабочая форма, как в школе. И защищает от стрел всяких. А ещё у него в руке кнут. Надеюсь, что он его не использовал! Ещё у богатыря железная шапочка. (Не от инопланетян!) Это каска! Тоже хорошо защищает от падений с высоты коня. А на верхушке у него маленький красный флаг. Как на кремле раньше. И в другой рук – копьё. Очень хорошо собран богатырь!
От пояса у него какая-то ткань красная. По ветру летит.
И самое главное – взгляд такой суровый. Весь он такой серьёзный! Настоящий воин, вот!
А конь ещё, может, волшебный – умеет говорить! Вот бы он рассказал об их подвигах! Войны обычно не многословны, а вот кони (в мультфильмах) очень болтливы.
Отличная картина! Интересно её рассматривать… Сразу хочется придумывать истории, сказки читать.
Описание 3
Наверное каждый из нас, читая какую-нибудь сказку и былину представлял себя на месте бесстрашного и уверенного Ивана, или в образе широкоплечего богатыря. По картине мы видим что талантливый Васнецов преисполнен любовью и обожанием к подобным персонажам, заметна его любовь к русским народным сказкам, фольклору.
Время создания картины пришлось на начало крупномасштабного конфликта в истории — Первой мировой войны. Это был 1914 год. Вновь Российская империя поднимается на бой с кровожадным противником. Кому известно что сулит война, как закончится эта нелегкая борьба? Но прекрасно понятно каждому — народ обязан встать на защиту, скопить всевозможные силы, в лишний раз показав всю мощь великой русской империи, поставить врага на место, припомнив о былой славе прославленной страны.
В процессе создания полотна Виктор Васнецов преследовал одну великую задачу — повысить боевой, патриотический дух своего былинного народа, призвать всех к объединению в войне против общего врага. В самой середине полотна, на свирепом, могучем коне восседает богатырь. Он без колебаний готов отдать жизнь за Родину, готов сражаться до конца. На поясе богатыря виден внушительный меч, рука его стойко держит щит, а у самого седла острое копье, ожидает своего часа. Надежные латы сверкают на появляющемся солнце, оружие в полной боевой готовности. Грозно смотрит вдаль богатырь — нет ли врага на горизонте? Взгляд его решителен, и ни одному врагу его не миновать. Сильный конь на полотне изображен на момент парения: животное оторвано от земли, весит в воздухе, в тяжелом напряжении, голова его склонена. Богатырь полагается на своего умного коня, не смотрит, куда он мчит и даже не держит узду.
15 стр., 7227 слов
Васнецов виктор «богатыри» описание картины, анализ,
… картины Три богатыря (Богатыри) Васнецова Я вижу (и все видят, кто не слепой) на этой сказочной картине – трёх богатырей. Картина эта немного тёмная. Надвигается там буря! Это какой-то очередной враг идёт на матушку-землю русскую! Но богатыри …
Темноватые тона поддерживают атмосферу напряжения. Все окутано мраком: холм вдалеке, лес. На описание картины, анализ,»>картине герой изображен ранним утром, скоро солнце взойдет на небеса, а вместе с его входом будут безжалостно повержены враги необычайной силой богатыря.
4 класс
Добрыня Никитич
Слева от Ильи Муромца нарисован Добрыня Никитич, сидящий верхом на белом скакуне. Этот богатырь считается самым старшим среди всех персонажей картины, является вторым по значимости в знаменитой троице.
Добрыня Никитич
В древних былинах сохранились сведения о том, что Добрыня Никитич был человеком образованным, справедливым, уверенным в своей силе. Во многих легендах его называют змееборцем, поскольку он сумел одержать победу над Змеем Горынычем.
Добрыня Никитич имеет знатное происхождение и высокий статус. Об этом свидетельствуют:
- княжеские доспехи;
- алый щит со вставками из благородного металла;
- стремена с позолотой;
- конская уздечка с медальонами из золота.
Во взгляде Добрыни Никитича читаются уверенность и бесстрашие. Рука героя частично вынимает меч из ножен, украшенных драгоценностями. Богатырь и его сильный конь, который принюхивается к ветру, в любой момент способны защитить родные земли.
Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри»
Современники о картине «Богатыри».
Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущения великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – не перекрёстках дорог…
В. М. Василенко. «Богатыри».Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы. Над ними облака безмолвны. С вышины Спускаются орлы. Плющом оплетены Крутые склоны гор. И в синей дымке голы. Овраги глубоки. И странные глаголы Порою в глубине их зарослей слышны: То ветер кружится, медвяный дух весны Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.
На солнце светятся как золото, щиты. Богатыри глядят в степную даль, в пустыню: Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!
И кони их молчат. У конских ног цветы Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы. Богатыри стоят у киевской заставы.
Ф. И. Шаляпин. «Маска и душа». 1932.
На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.
Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.
Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.
Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.
Я думаю, что Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве.
Я считаю, что художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.
наверх
Могли ли знаменитые три богатыря идти на битву вместе
Все мы знаем знаменитых богатырей с картины Виктора Васнецова. Художник изобразил на своём полотне Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича верхом на их верных конях. Они высматривают врагов. Их могучие фигуры возвышаются над просторами необъятной Руси.
В былинах эти богатыри часто сражаются втроём, защищая Киевскую Русь, и служат князю Владимиру. Но могли ли они в реальности находиться вместе? Давайте попробуем разобраться.
Хотя герои картины Васнецова сошли со страниц сказок и былин, их прототипы были реальными историческими личностями. Например, прообразом Ильи Муромца был Илия Печёрский из села Карачарова, расположенного близ города Мурома.
Согласно преданиям, богатырь лежал на печи 33 года, и только после этого начались его подвиги. По одной из версий, паралич был связан с гормональным сбоем, вызванным крупными габаритами богатыря. Считается, что его исцелили знахари целебными отварами. Этим знахарям Илья дал обет — защищать Русь от врагов.
Виктор Васнецов «Богатырский скок», 1914 год, общественное достояние
Исследования учёных показали, что преподобный инок Илия Печёрский, похороненный в Киево-Печёрской Лавре, и есть былинный богатырь Илья Муромец. Вот только жил Илья в ХII веке, поэтому служить князю Владимиру, как пишут в былинах, он не мог. Когда Илья Муромец приехал в Киев, на престоле был князь Святослав, правнук Владимира Мономаха.
Согласно легендам, князю Владимиру служил также и другой знаменитый богатырь — Добрыня Никитич. Его прототипом был воевода Добрыня, который был братом Малуши — ключницы и наложницы князя киевского Святослава Игоревича. Именно Малуша была матерью князя Владимира Святославовича, то есть Владимир был племянником Добрыни.
Виктор Васнецов «Бой Добрыни Дикитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 год, общественное достояние
Владимир назначил Добрыню посадником в Новгороде и ходил с ним во все военные походы. Всё это происходило в X веке.
Алёша Попович — самый младший из былинной троицы. Он отличался не столько силой, сколько смекалкой, хитроумием и находчивостью. Историческим прототипом Алёши послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович.
А. П. Рябушкин «Алёша Попович», 1895 год, общественное достояние
В летописях отмечается, это он был храбрым воином, служившим сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу. С врагами Алёша Попович сражался в XIII веке.
Таким образом, мы видим, что легендарные богатыри могли встретиться друг с другом лишь в былинах да на картине Васнецова. В реальной жизни они никак не могли воевать вместе, поскольку их разделяли столетия. Илья Муромец защищал Русь в XII веке, Добрыня Никитич — в X веке, а Алёша Попович — в XIII веке.
Так или иначе, эти могучие герои наложили большой отпечаток на русскую культуру и остались в народной памяти на века. Фольклорист Владимир Пропп писал: