«аллегория живописи» вермеер ян, описание кратко

Кто продал Вермеера немцам?

Когда по окончании Второй мировой войны в Австрии была обнаружена коллекция Геринга, то встал вопрос: кто же продал голландское достояние — картину самого Вермеера — немцам? Так как ван Меегерен был одним из участников сделки, к нему пришла полиция. Он не отрицал, что картина «Христос и грешница» была у него в руках, сказал также, что он будто бы купил ее у некой итальянской семьи, но у кого именно — назвать отказался. Этого было достаточно, чтобы заподозрить художника в сотрудничестве с нацистами. Тем более что на прямой вопрос, является ли он коллаборационистом, ван Меегерен отвечать отказался. 29 мая 1945 года его арестовали.

Продержался он до 12 июня. Дело в том, что ван Меегерен страдал от алкоголизма и наркомании, так что его положение в заключении становилось невыносимым. Кроме того, обвинение в коллаборационизме грозило самыми серьезными последствиями. Художник предпочел признаться, что никакого национального достояния немцам он не продавал. По простой причине — достояния не было, все было подделкой.

Начались детальные экспертизы, которые, тем не менее, не до конца убедили следователей. Они предложили ван Меегерену написать копию «Христа в Эммаусе», но художник сам указал, что такая проверка ничего не даст — любой художник способен сделать копию. И предложил в качестве доказательства написать еще одного «Вермеера» при условии, что ему будут предоставлены все необходимые материалы. Так рождается десятый «неизвестный шедевр» — «Христос среди учителей» или «Христос среди фарисеев».

Это доказательство ван Меегерена оказалось самым убедительным: в то, что все его шедевры были поддельными, поверили, а дело переквалифицировали. Ни о каком коллаборационизме речь больше не шла, более того, Голландия, благодаря фальсификации, вернула 200 утраченных картин. Прокурор настаивал, что теперь это дело о мошенничестве, просил назначить ван Меегерену срок в 4 года, но сам же предложил суду снизить его до 2 лет. В ноябре 1947 года суд вынес решение: год тюрьмы. Но ван Меегерен не отбыл и его — он умер 30 декабря 1947 года, ожидая решения королевы, которой подал прошение о помиловании. Всё его состояние ушло на покрытие гражданских исков людей, ставших жертвами фальсификаций.

P. S. Сегодня все больше искусствоведов приходят в недоумение: «шедевры» ван Меегерена выглядят откровенной подделкой. Почему же этого не заметили тогда? Могло быть несколько причин. Во-первых, ван Меегерен все-таки много работал не только над красками и кракелюрами. Он использовал в своих картинах атрибутику, которая прямо указывала на то, что перед нами Вермеер. То, что сейчас (когда мы уже знаем всю историю) кажется нарочитым, бросающимся в глаза, тогда критики сочли свидетельством подлинности. Во-вторых, людям хотелось верить, что обнаружены неизвестные шедевры

И в-третьих, когда картины становились частью коллекции, причем неважно, частной или музейной, их владельцы защищали их подлинность особенно рьяно. И споры о происхождении некоторых «Вермееров» шли даже после смерти их вероятного создателя — талантливого художника Хана ван Меегерена.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.

Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.

А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.

Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.

Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.

Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.

На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.

Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

«Христос в Эммаусе»: как рождался шедевр

Месть ван Меегерена была задумана капитально и потребовала нескольких лет подготовки. Чтобы создать шедевр XVII века, живя в веке XX-м, надо было тщательно продумать все детали.

Во-первых, холст и подрамник. Ван Меегерен приобретал старые картины, смывал верхние слои краски и рисовал на подлинном холсте. При этом до конца первоначальное изображение он не уничтожал: ветхие холсты могли этого не выдержать, а потом, ему нужны были трещины, которые всегда появлялись на старинных полотнах — кракелюры. На нижнем слое краски они сохранялись.

Во-вторых, нужны были краски XVII века, чтобы экспертиза ничего не заподозрила. В то время их делали из натуральных пигментов, которые разводили чаще всего маслом или белком. Несмотря на дороговизну, ван Меегерен покупал те самые пигменты и учитывал все тонкости. Например, он знал, что в XVII веке уже не использовали зеленый малахитовый пигмент, а смешивали желтую и синюю краски. Он поступал так же.


Хан ван Меегерен. (litobozrenie.com)

Единственный риск, на который ван Меегерен пошел, — использовал фенолформальдегидную смолу. Это было необходимо, чтобы сделать краски твердыми, как будто им уже 300 лет. Другого варианта он не нашел, хотя пробовал сушить картины в печи, но тогда страдали цвета. Ван Меегерену оставалось только уповать на то, что серьезному химическому анализу краски никто не подвергнет.

В-третьих, ван Меегерену нужно было получить на своей картине уже упомянутые кракелюры. Он работал над этим долго: сушил краски в печи, искал оптимальную температуру, сворачивал картину, проминал пальцами. В итоге он нашел сочетание факторов, которое приводило к возникновению трещин, повторявших кракелюры на нижнем, подлинном, слое краски. Чтобы имитировать забившуюся в трещины пыль, ван Меегерен использовал тушь. В общем, он добился того, чтобы картина выглядела подлинной.

«Набив руку» на нескольких подделках, ван Меегерен счел, что готов к созданию Вермеера. После четырех лет подготовительных химическо-инженерных работ, художник приступил к сюжету о посмертном явлении Христа ученикам — началось рождение неизвестного шедевра Вермеера «Христос в Эммаусе».


Хан ван Меегерен «Христос в Эммаусе». (Wikimedia Commons)

P.S. Николай Ге (1831 — 1894) «Тайная вечеря»

«Тайная вечеря». (1863 год). Художник: Николай Ге.

«Побившись довольно на эскизах «Тайной вечери», Ге, чтобы помочь себе, вылепил всю группу из глины, нашел прекрасную точку зрения, и работа выполнения пошла успешно. Но однажды он вошел с огнем, ночью, в свою мастерскую и поставил случайно масляную лампу перед своей глиняной моделью. В поисках чего–то он отошел подальше и взглянул нечаянно на свет. Его глиняная сцена освещалась с новой, случайной точки превосходно; он был поражен ее красивым новым эффектом. Нисколько не жалея труда, он перерисовал и переписал всю картину заново, быстро и необыкновенно удачно».увлекательные истории из жизни знаменитого живописца и удивительного человека Николая Ге

Девушка с жемчужной серёжкой

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Маурицхейс, Гаага.

Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».

Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.

Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.

Вермеер: известный и неизвестный

Ян Вермеер Делфтский — художник удивительной судьбы. Проживший всего 43 года, он написал некоторое количество картин. Почему мы говорим именно так? Дело в том, что при жизни известность его была ограниченной, а после смерти имя художника было на два столетия и вовсе забыто. У него осталось 11 детей, поэтому вдова и душеприказчики распродавали картины поспешно и неаккуратно. Куда отправилось наследие Вермеера, не всегда можно точно отследить. Именно поэтому время от времени в XIX и XX веке появлялись неизвестные шедевры художника, о подлинности которых велись долгие споры.

Вермеер считается непревзойденным мастером бытовой живописи. Столь характерных для художников его времени картин на религиозные сюжеты у него в творчестве практически нет. Доподлинно известна одна — «Христос в доме Марфы и Марии».


Ян Вермеер «Христос в доме Марфы и Марии». (Wikimedia Commons)

Тот же Бредиус считал, что эта картина была частью утерянного цикла. От этой идеи и отталкивался ван Меегерен: новый, неизвестный ранее, Вермеер как раз и будет из этой «религиозной» серии.

«Женщина, держащая весы»

(около 1663-1664гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон)

Эта работа имеет аллегорическое прочтение, которое можно интерпретировать по-разному. На ней изображена женщина, ждущая ребенка. Она держит пустые весы, расположенные над столом. На синей драпировке лежит открытая шкатулка с украшениями. Вермеер помещает образ молодой женщины на фоне картины с изображением Страшного суда, который вершит Христос. Иисус Христос взвешивает грехи и добродетели грешников и праведников, а женщина взвешивает жемчуг, сортируя жемчужинки. Но, несмотря на то, что вся комната погружена во мрак, ее освещает божественный свет. Этот яркий луч света звучит как благословение Христа, так как ей предстоит даровать жизнь еще одному существу. Также картина Страшного суда напоминает нам о земной суете и бесплодности мирских благ. Многие искусствоведы считают, что позировала для этой картины жена художника, Катарина Вермеер.

«Постоянство памяти», 1931

«Постоянство памяти», 1934, Сальвадор Дали. Находится в Нью-Йоркском музее современного искусства

Художник

Полотно написал испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали

Он сдетства был эксцентричным и притягивающим ксебе всеобщее внимание. За85 лет онсоздал около 1500 произведений, включая сюрреалистические картины, иллюстрации, скульптуры

Сальвадор Дали был известен при жизни. Он стал автором нескольких автобиографических книг, сценариев, разработал логотип Chupa-Chups, работал сУолтом Диснеем над мультфильмом Destino, участвовал всоздании фильмов Луиса Бунюэля иАльфреда Хичкока. Также Дали создал всвоем доме вПорт Лигат 44 бронзовые статуи. Художник вдохновлялся восновном своими сновидениями, самоанализом итеориями Фрейда.

История

Постоянство памяти— небольшое полотно, которое Сальвадор Дали создал всего запару часов, пока его жена Гала была сдрузьями вкино. Сам художник непошел, сославшись намигрень. Изначально Дали писал мыс Креус, новтот день онвзглянул накартину ипонял, что полотну нехватает какой-то идеи, смысла. Онуснул иперед ним предстал образ мягких часов, стекающих светви высохшей оливы. Сам Дали говорит, что наобразы текучих часов его навел мягкий сыр камамбер, которым они ужинали накануне.

Небольшая картина была очень личной для художника. Позже Дали вспоминал, как показал её Гале: Янаблюдал затем, как она разглядывает картину икак отражается наеелице очаровательное удивление. Так яубедился, что изображение производит эффект, ибо Гала никогда неошибается.

Стиль

Постоянство памяти относится к сюрреализму. Мягкие часы выражают основную мысль, озарившую Дали— идею оботносительности времени и его нелинейности. Часы текут вразные стороны, демонстрируя то, как легко вернуться впрошлое или повлиять набудущее. Художник осознавал хрупкость иискусственность привычного понимания времени, очем говорят изображенные накартине твердые часы, поедаемые муравьями, которые символизируют конечность, смертность, разложение.

Однако понятие времени неразрушается полностью— это подтверждают образы яйца, лежащего на берегу, атакже зеркало, будто объединяющее море инебо. В глазах художника время противоречиво иотносительно, нопри этом все равно может существовать исоздавать полотно мира.

Интересные факты

  • Сам Сальвадор Дали дал лишь два комментария ккартине: отом, что намягкость часов его навели мысли о камамбере, иотом, что при написании ондумал одревнегреческом философе Гераклите иего высказывании Все меняется, все течет.
  • Через несколько дней после написания работы еекупил американец Джулиан Леви, уверяя Дали, что Постоянство памяти непринесет коммерческого успеха ибудет просто висеть унего дома.

Почитайте другие материалы об искусстве на . Например, нашу подборку о сюрреализме в живописи, или о самом дорогом художнике современности .

Послесловие

Увы, воля художника не была исполнена. Жена очень старалась оставить картину в семье. Даже отдала ее на время родственникам, лишь бы не досталась кредиторам. Они много чего конфисковали в доме разорившегося  мастера после его смерти. Прознали и про «Аллегорию живописи». Забрали в счёт долгов.

Потомки Яна Вермеера так и не увидели картину – наследство мастера.

Она кочевала из одной коллекции в другую. Даже побыла собственностью Адольфа Гитлера. Он неплохо рисовал в юности и оценил картину очень высоко. Поэтому, как только представилась возможность, купил ее в 1940 году. Возможно, рассчитывал на пенсии воспользоваться живописными советами великого мастера.

Сейчас картина в Музее истории искусств в Вене. Что ж, по крайней мере потомки Вермеера могут увидеть ее там.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Илья Репин (1844 — 1930)

Илья Ефимович Репин. Фото из архива художника.


Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в «Пенатах» в феврале-марте 1914 года. Из фотоархива художника.


«Царевна Софья Алексеевна». (1879 год). Холст, масло. Размеры: 204,5 х 147,7. Третьяковская галерея. Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х.


Валентина Серова, Мать художника В. Серова, послужившая прототипом образа на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год).

«Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета…»

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903 год). Государственный русский музей. Художник: Илья Репин.

Знаменитые современники Репина на фото и в живописи: какими были в реальной жизни люди, чьи портреты писал художник.

Свет Вермеера

Слева мы видим источник света из окна. Он мягко ложится на все поверхности. Но магия в том, насколько по-разному он отражается от предметов и тканей!

Достаточно взглянуть на одежду художника. Казалось бы, на нем почти все чёрное. Но при этом берет полностью свет поглощает, не отражая ни одного луча. Вот вам и иллюзия бархата.

А вот рубашка свет уже частично отражает. Мы видим, что левая ее часть чуть светлее. Но при этом ткань не блестит. Это явно хлопок.

Удивительно ложится свет и на карту. По идее, это плоский предмет, речь здесь не идёт об объеме. И тем не менее мы видим каждый залом, каждую складку.

Ещё невероятнее ведёт себя свет на занавесе на переднем плане. Здесь мы видим не просто светотеневую моделировку, а очень необычный оптический эффект.

Часть ворсинок отражает солнечный свет не так, как большинство из них. В результате ткань как будто покрыта капельками росы!

Зачем художник это делает? Почему не обошёлся светом и тенью?

Я думаю, это в очередной раз доказывает, что Вермеер пользовался линзами и стёклами для создания картины. Когда мы наблюдаем за освещенным занавесом, солнце перемещается, заходит за облака. Крайне сложно вот так увидеть этот эффект.

А вот когда вы смотрите на ткань через зеркало и линзы, изображение фиксируется, застывает. Появляются «росинки». К тому же через линзу такой эффект более заметен, чем если смотреть просто глазами.

О том, как линзы и стекла помогали Вермееру создавать шедевры, я писала более подробно в статье «Ян Вермеер. В чем уникальность художника».

«Девушка с жемчужной сережкой», 1665

«Девушка с жемчужной сережкой», Ян Вермеер, 1665

Художник

ЯнВермеер родился ипрожил всю жизнь вНидерландах. Онпринадлежит кпредставителям золотого века голландской живописи истоит наравне сРембрандтом. Ожизни художника известно мало, ясно лишь то, что унего была хорошая школа живописи: в21 год его приняли вгильдию Святого Луки, что было невозможно без шести лет серьезного обучения упризнанного живописца. Позднее Вермеер дважды занимал должность руководителя гильдии.

Художник достиг успеха еще при жизни, обладал авторитетом ипродавал свои картины засолидные суммы. Писал портретист неболее двух работ вгод. Наданный момент известно о34 подлинниках.

История

История картины Девушка сжемчужной сережкой окутана тайной. Дата написания указана предположительно, так как сам Вермеер еенепоставил. Исследователи досих пор незнают, кто изображен накартине: поодной изтеорий ЯнВармеер изобразил свою дочь Марию, которой было тогда около 12 лет. Впользу этой теории говорит удивительно прямой исмелый взгляд девушки, словно они схудожником близко знакомы.

Подругой версии девушка напортрете— неконкретный человек, асвободное творчество художника, или трони— анонимный портрет-фантазия. Эту теорию подтверждают описи имущества после смерти Вермеера, где указаны два трони втурецком стиле— речь вполне может идти озамысловатом тюрбане наголове девушки.

Стиль

Картина Девушка сжемчужной сережкой относится к барокко. Обэтом говорит сочность, насыщенность цветов и контрастность, придающая портрету выпуклость. Художник мастерски изобразил свет накоже,подчеркнув его контрастно-темным фоном. Естественно выглядятблики вглазах инагубах девушки, которая смотрит словно куда-то заспину зрителю.

Интересные факты

  • Художники втот период недавали названий своим полотнам— их придумывали служащие, составлявшие описи имущества. Картина называлась Девушка втюрбане иЛицо девушки, итолько перед выставкой вВашингтоне в 1995 сотрудники музея Маурицхёйс придумали современные вариант.
  • Серьезная дискуссия развернулась осамой сережке, аименно оеежемчужности. Многие исследователи обратили снимание наслишком большой размер камня, атакже наяркий блик в его нижнейчасти. Сейчас ученые склоняются ктому, что украшение было неизжемчуга, аизстекла, покрытого матовым слоем. Крупный жемчуг был редкостью ипозволить его могли только богатые, поэтому изВенеции поставляли бижутерию.

Краткая биография

  1. 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки как мастер-художник. По правилам гильдии до вступления в неё мастер должен был пройти 6-летнее обучение у серьёзных живописцев. Неизвестно кто был учителем молодого художника, исследователи строят разные предположения – Леонард Брамер, Герард тер Борх, Карел Фабрициус, – но ни одна из версий не имеет документального подтверждения. Также нет данных о том, выезжал ли Вермеер для обучения за границу.
  2. В период между 1653 и 1656 гг. Вермеер написал картину «Диана со спутницами». На живописный стиль этой работы сильно повлияли картины проживающего в то время в Делфте художника Питера де Хоха.
  3. В 1655 г. художник написал картину «Христос в доме Марфы и Марии». Эта ранняя работа предположительно является первой выполненной мастером на заказ.
  4. Первой картиной в стиле жанровой живописи стала «Сводница», созданная 24-летним мастером в 1656 г. Она входит в тройку подписанных и датированных автором картин (ещё » Астроном» и «Географ»).
  5. В 1657 г. появилась картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна».
  6. Одной из первых зрелых работ художника стала картина 1660 г. «Бокал вина».
  7. К 60-м гг. Вермеер завоевал репутацию одного из лучших художников Делфта. Слава его стала распространяться и за пределами родного города. Картины живописца продавались очень дорого. Работал он медленно и вдумчиво, писал в год всего по 2 картины. Другим источником дохода мастера, помогавшим содержать семью, была торговля произведениями искусства.
  8. В период между 1658 и 1661 гг. Вермеер написал одну из известнейших своих картин – «Молочницу».
  9. Самый известный пейзаж мастера и одна из самых больших его картин (96,5*115,7 см) «Вид Делфта» был создан примерно в 1661 г. Долгие годы искусствоведы спорили, какое время года и суток изображено на картине. Загадку разрешил профессор Дональд Олсон с группой физиков и астрономов в 2020 г. Команда Олсона пришла к выводу, что на написание шедевра художника вдохновила сцена, увиденная им примерно в 8 утра 03 сентября 1659 г.
  10. В 1662 г. Яна Вермеера избрали на почётный пост главы гильдии Святого Луки, что говорит о несомненном авторитете художника в городе.
  11. В 1662-1663 гг. была написана картина «Женщина с лютней». Картина отражает изменения, произошедшие в манере мастера. Он освоил светотень и новый вид композиции.
  12. В 1664 г. картины мастера были представлены в Гааге.
  13. Около 1665 г. Вермеер написал картину «Девушка с жемчужной серёжкой». Это одна из самых знаменитых работ художника, известная также как «северная Мона Лиза».
  14. В 1666-1668 гг. было написано полотно «Хозяйка и служанка», на котором автор представил пронзительную психологическую сцену обсуждения двумя женщинами полученного письма. Эксперты выяснили, что чёрно-коричневый фон на картине изначально представлял собой зелёный гобелен с изображениями нескольких фигур, но из-за деградации цветовых пигментов он пришёл к нынешнему состоянию.
  15. Примерно в эти же годы живописец создал картину «Аллегория живописи» и украсил ей свою мастерскую. Он так ценил эту работу, что не расставался с ней, даже попав в тяжёлое материальное положение. В своём завещании художник просил сохранить картину в семье, чего, однако, сделать не удалось, – в 1677 г. она была продана на аукционе коллекционеру Якобу Абрамсу Диссиусу. В дальнейшем картина не раз меняла владельцев, даже была собственностью Гитлера, сейчас она хранится в венском Музее истории искусств. В XVIII веке её выдавали за работу другого голландского художника – Питера де Хоха, – который в то время ценился больше.
  16. В XVII веке в Голландии художники часто изображали учёных на своих картинах. Это нашло отражение и в творчестве Вермеера. В 1668 г. он написал картину «Астроном», а годом позже – «Географа».
  17. Между 1670 и 1672 гг. была написана картина «Аллегория Веры».
  18. В 1672 г. художник вновь был избран главой делфтской гильдии Святого Луки.
  19. В том же году живописца пригласили в Гаагу в качестве эксперта по итальянской живописи. Он вместе с художником Якобом Йордансом устанавливал подлинность коллекции венецианских и римских картин.
  20. Также в 1672 г. в Нидерланды вторглась французская армия, в результате чего в стране случился экономический кризис. Его жертвой стал и Вермеер, продажа картин остановилась, художник вынужден был брать кредиты. После смерти художника его вдова вынуждена была продать часть работ мужа для погашения долгов.
  21. Последней известной картиной художника считается «Дама, сидящая за вирджиналем», написанная между 1672 и 1675 гг.
  22. В 1675 г. Ян Вермеер заболел и скоропостижно скончался. Учеников у великого голландца не было.

Ян Вермеер (предполагаемый портрет)

Последние статьи

  •   Кем был Сталин по национальности — «сын еврея», осетин или армянин, и Что думали об этом Троцкий, Мандельштам и внучка вождя сегодня, 19:00
  •   Почему великой Элизабет Тейлор было запрещено носить фиолетовый и другие малоизвестные факты о «королеве Голливуда» сегодня, 18:23
  •   Как живется единственной девушке из России в деревне папуасов на острове Сумба, и Почему туземцы её опасаются сегодня, 15:10
  • +1   Ритуальные фигурки, декоративные предметы и другие чудеса из соломы: В чём секреты древнего народного промысла сегодня, 13:06
  •   Как лишняя кружка пива и генная мутация смогли изменить ход истории XX века сегодня, 12:20
  •   Почему Людмила Рюмина скрывала свою личную жизнь, и Кто был с ней рядом долгие годы сегодня, 10:20
  •   Почему актер Федор Лавров оказался на краю пропасти, и как его спас брак с поклонницей сегодня, 09:13
  •   Какие тайны открыл 900-летний артефакт эпохи Крестовых походов, обнаруженный на дне моря 14.11.2021, 23:17
  •   Как из мексиканской чёрной глины создают шедевры по древнему рецепту и в чем секрет их блеска 14.11.2021, 21:52
  •   16 щекочущих нервы фото заброшенных зданий, куда годами не ступала нога человека 14.11.2021, 20:20

Все статьи

Интересные факты из жизни художника

О жизни живописца известно очень мало. Из-за скудных биографических сведений и совсем небольшого количества работ, каждая с которых по уровню технического мастерства и эмоционального отклика ставит его в ряд величайших художников всех времен, Вермеера также называют Делфтским Сфинксом (по месту рождения – г. Делфт).

Как уже было сказано, наследие Вермеера довольно скромное. В целом самые тщательные поиски обнаружили на сегодня 34 его достоверно подлинные работы и еще 5 под вопросом. Сюжеты картин Вермеера схожи с сюжетами картин его современников. Он следовал веяниям моды, отражал на полотне темы, которые были в ходу в повседневной жизни. Большинство работ художника являют собой композиции с немногими фигурами в до мельчайших деталей прописанных интерьерах, есть несколько портретов и несколько пейзажей города его руки.

Картины Вермеера предельно ясны для понимания, но, с другой стороны, эта простота в композиции требовала не только умения смотреть, но и видеть. Он пытался вложить в свои произведения тайный смысл, для чего использовал понятный его современникам язык символов.

В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Самыми большими почитателями его таланта были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции последнего согласно историческим данным в 1682 г. находилось 19 картин художника.

В 1672 году началась война с Францией, в Голландии наступил экономический кризис, торговля живописью замерла, впоследствии этих событий семья Вермееров, в которой на тот момент было 11 детей, полностью разорилась. Бедственное финансовое положение приблизило смерть Вермеера, наступившую от сердечного приступа 15 декабря 1675 года. Вдова художника после его кончины была вынуждена продать работы Вермеера за бесценок, чтобы расплатиться с кредиторами.

«Звездная ночь», 1889

«Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889

Художник

Нидерландский художник с детства был тонко чувствующим и замкнутым ребенком. В юности он семь лет занимался оценкой и продажей картин в фирме своего дяди, где и обнаружил страсть к рисованию. Однако коммерция и искусство были для него несовместимы. Будучи сыном священника, он решил пойти по стопам отца: трижды пытался получить теологическое образование, но обостренное чувство прекрасного и справедливого не позволяло ему ладить с людьми.

Потерпев очередную неудачу, Ван Гог сосредоточился на творчестве и решил создать вместе с Полем Гогеном свою мастерскую. Но регулярные конфликты чувствительного Винсента с жестокой реальностью в итоге окончательно вывели его из равновесия: в 1889 году художник попал в психиатрическую лечебницу. Там он прожил год и написал большую часть своих картин. Через несколько месяцев после выхода из лечебницы Ван Гог, по основной версии, покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя из револьвера.

История

В мае 1889 года, во время очередного обсуждения планов с Гогеном, Ван Гог внезапно пришел в неистовство и набросился на друга с бритвой в руках. До конца не ясно, что именно произошло, но позднее ночью Винсент отрезал себе мочку уха. Его забрали в психиатрическую лечебницу в Арле, где через месяц после происшествия художник написал картину «Звездная ночь». И хотя Ван Гог изобразил вид из окна больницы, большая часть экспозиции вымышленная: ему было видно только пшеничное поле и небо.

Стиль

Ван Гог был постимпрессионистом. Художники этого направления стремились отойти отточного изображения предметов иотимпрессионистской фиксации момента. Для них напервом месте стояла задача показать фундаментальные смыслы, используя цвет иформы. Точность визображении реальных объектов теперь тоже была необязательна— главным стало выразить идею.

Вслучае скартиной Звездная ночь сам Ван Гог никак непояснял свою задумку. Искусствоведы полагают, что огромные вихреватые звезды отсылают крелигиозным чувствам: размышлениям оконце бытия, овечности

Важно отметить, что картина была написана накануне острого приступа Ван Гога виюле 1889 года: возможно онтворил всостоянии обостренного восприятия

Интересные факты

  • Хотя картина стала одним изизвестнейших полотен Ван Гога, онвпереписке схудожником Эмилем Бернаром назвал её провалом. Ван Гог стремился писать снатуры иизбегать таких абстрактных элементов, как, например, завихрения света звезд.
  • Самая яркая звезда накартине, расположенная справа откипарисов,— Венера, которая, помнению исследователей, действительно была таковой втовремя вПровансе.

Ван Меегерен продал подделку?

Мы помним, что всю историю с поддельным Вермеером ван Меегерен задумал, чтобы отомстить Абрахаму Бредиусу. Когда картина была готова, ее надо было каким-то образом представить на суд критика, но так, чтобы он ничего не заподозрил. Нужна была легенда, или провенанс.

Хан ван Меегерен воспользовался помощью своего друга, известного адвоката доктора Буна, которого использовал «втемную» — Бун ничего о подделке не знал. Ван Меегерен рассказал ему историю о некой старой аристократке, которая продает картины из семейной коллекции. И у ван Меегерена якобы возникло подозрение, что одна из картин — это Вермеер. Так как более компетентного специалиста, чем Бредиус, нет, то хотелось бы получить его консультацию. Из-за старой истории с поддельным Хальсом Бредиус вряд ли благосклонно отнесется с ван Меегерену и непредвзято посмотрит на картину. Так что не мог бы доктор Бун выступить посредником? В итоге Бредиус провел экспертизу картины «Христос в Эммаусе» и, посоветовавшись с другими специалистами, удостоверил, что она подлинная.

На этом история могла закончиться, если бы шедевром одновременно не заинтересовался известный арт-дилер Джозеф Дювин. Он как раз пришел к выводу, что картина — подделка, причем грубая. Но люди, причастные к миру искусства, тут же решили: Дювин просто сбивает цену, потому что «Христос в Эммаусе» подлинный. В итоге афера зашла слишком далеко: картину купил музей Бойманса Ван Бёнингена в Роттердаме, заплатив за нее 520 тысяч гульденов (около 2 млн долларов). В свое время Вейнгарден, подсунувший Бредиусу поддельного Рембрандта, изрезал картину на глазах у критика. Ван Меегерен не смог вовремя остановиться, и сумма, оказавшаяся у него в руках, вдохновила на создание следующих «Вермееров». Правда, историки говорят, что ван Меегерен сам начал распускать слухи, что «Христос в Эммаусе» — подделка. Но публике, видимо, очень хотелось верить в обратное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: