Поль гоген. гений, не дождавшийся славы

Тайная вечеря

Художник: Леонардо д’А Винчи

Год: 1498

Тайная вечеря (1498) — Леонардо да Винчи

«Тайная вечеря» самое известное художественное достижение Леонарда да Винчи после Моны Лизы. Эта картина представляет сцену Тайной Вечери Иисуса со своими учениками. В ней Леонардо мастерски изображает замешательство, которое возникает среди учеников Иисуса, когда он объявляет, что один из них предаст его. Подробные знания Леонардо в области анатомии, света, ботаники и геологии; его интерес к тому, как люди передают эмоции в выражениях и жестах и его тонкая градация тона; все собралось вместе, чтобы сделать эту картину одной из самых почитаемых и известных религиозных картин всех времен. Некоторые люди считают, что человек справа от Иисуса на картине — не Апостол Иоанн, а женщина по имени Мария Магдалина. Эта вера играет центральную роль в фантастическом романе Дэна Брауна «Код да Винчи». Тайная вечеря является, по всей вероятности самой известной картины с участием Иисуса Христа.

Спаситель мира

Художник: Леонардо да Винчи

Год: 1519

Спаситель мира (1500) — Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи был итальянским художником, которого сейчас считают гением со множеством талантов. Но в течение четырех столетий после смерти его слава в первую очередь почивалась на лаврах художника, и даже сегодня он считается одним из величайших художников в истории западного искусства. Первым зарегистрированным владельцем этой картины был король Карл I из Англии. Картина была продана с аукциона сыном герцога Бекингемского в 1763 году и приобретена в 1900 году британским коллекционером произведений искусства сэром Фрэнсисом Куком, потомки которого продали её на аукционе всего за 45 фунтов стерлингов. Только в первом десятилетии 21 века работа была восстановлена и признана как произведение да Винчи, тем самым придав себе всеобщее внимание. Картина изображает Иисуса Христа как Salvator Mundi (Спасителя мира). На картине он в одежде эпохи Возрождения дает благословение поднятой правой рукой; а его левая рука держит хрустальный шар

Исторический

Зеленый Христос или бретонский Голгофе был произведен Поль Гоген в 1889 году во время своего пребывания в Понт-Авен , незадолго перед покраской Желтого Христа .

Это одна из немногих религиозных тематики полотен этого периода, которые выделяются и составляют в соответствии с Мануэлем Jover «оригинальная основной символики в живописи» , в том числе , в частности , желтый Христос , зеленый Христа , то Автопортрет с желтый Христос .

Он появляется в коллекции г-на Джоса (Джозефа) Брекпота в Брюсселе в 1922 году, владельца галереи Breckpot  (nl) , когда она была приобретена Королевскими музеями изящных искусств Бельгии .

Описание

Картина написана маслом на холсте высотой 92  см и шириной 73,5 см . Он подписан и датирован «P Gauguin 89», внизу слева.

Он представляет собой бретонскую голгофу зеленого цвета, точнее pietà или Богородицу сострадания , Марию, несущую мертвого Христа , снятого с креста, ее правая рука свисает вертикально, ладонь раскрыта. Пьета также включает двух других святых женщин по обе стороны от Марии. Сразу за Марией изображено начало несущей крест Голгофы.

Прямо перед Голгофой, на переднем плане, сидит бретонка, выглядит усталой, кажется, вот-вот встанет с корзиной в руке.

За Голгофой и ниже слева от картины изображены высокие желтые дюны. Слегка зеленые, они открываются в темно-зеленое море. Между дюнами ходят две маленькие фигурки. Небо пасмурное, серовато-голубое.

Воспроизведена пьета, которая появляется на Голгофе рядом с церковью Низон , недалеко от Пон-Авена . Гоген изобразил Голгофу перед дюнами Поулду у моря.

Сикстинская Мадонна

Художник: Рафаэль

Год: 1512

Сикстинская Мадонна (1512) — Рафаэль

Искусство Рафаэля известно сладостью и ясностью формы, безмятежностью, гармонией, совершенством и визуальным блеском. Его популярность была в первую очередь связана с многочисленными картинами Мадонны с младенцем Христом. Сикстинская Мадонна изображает Мадонну с младенцем Христом; между святыми Сикстом и святой Варварой. Кроме того, под Марией есть два крылатых херувима, которые, возможно, являются самыми известными херувимами, изображенными на любой картине. Их популярность настолько велика, что существует множество легенд о том, как их рисовал Рафаэль. Они были воспроизведены на всем, от бумажных салфеток до зонтиков. Сикстинская Мадонна считается одной из лучших картин многих известных критиков, особенно популярна в Германии, где была провозглашена «высшей среди картин мира» и получила эпитет «божественная».

внешние ссылки

О других проектах Викимедиа:

Зеленый Христос , на Викискладе?

  • Ресурсы изобразительного искусства

    Бельгийские художественные ссылки и инструменты

     :

Поль Гоген

Картины Натюрморт с профилем Лаваля (1886 г.) · Видение после проповеди (1888 г.) · Художник с подсолнухами  (в) (1888 г.) · Пейзаж близ Арля  (в) (1888 г.) · Флажолет игрока на скале  (в) (1889 г.) · Желтый Христос (1889 г.) · Зеленый Христос (1889 г.) · Женщины Таити (1891 г.) · Манао Тупапау (1892 г.) · Арея (1892 г.) · Фатата те Мити (1892 г.) · Когда вы  выходите замуж? (1892)· Arearea no varua ino (1894) · Te tamari no atua (1896) · Eiaha Ohipa (1896) · Nevermore (O Taiti)  (es) (1897) · Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем ? (1897/1898) · Грудь с красными цветами (1899) · Девочка и мальчик (1899)
Прочие работы Будь счастлив, что полюбишь (1889) · Автопортрет в виде кувшина  (в) (1889) · Овири (1895)
Выставки Выставка Гогена в Салоне XX 1889  · Выставка Вольпини
Публичные коллекции Институт Курто  · Эрмитаж  · Музей Орсе  · Музей Фолькванг  · Ny Carlsberg Glyptotek  · Музей изобразительных искусств имени Пушкина
Семья и друзья Флора Тристан  · Эмиль Бернар  · Шарль Лаваль  · Жорж-Даниэль де Монфрейд  · Камиль Писсарро  · Эмиль Шуффенекерс  · Винсент Ван Гог
Арт-дилеры Теодорус Ван Гог  · Жорж Альфред Шоде  · Амбруаз Воллар
Художественные и документальные фильмы Поль Гоген (1950)  · Страстная жизнь Винсента Ван Гога (1956)  · Гоген, волк на солнце (1986)  · Винсент и Тео (1990)  · Гоген (2003)  · Гоген: Путешествие на Таити (2017)
  • Портал живописи
  • Портал XIX — го  века
  • Бретань портал

Распятый Христос

Художник : Диего Веласкес

Год: 1632

Распятый Христос, Диего Веласкес

Диего Веласкес был испанским художником, работавшим в 17 веке, который считается выдающейся фигурой испанского Золотого века. Он высоко ценится за портретную живопись. Веласкес был официальным художником короля Филиппа IV. На этой картине, написанной Веласкесом в середине его жизни, изображен Иисус на кресте сразу после его смерти. Примечательным моментом в картине является то, что в ней отсутствуют какие-либо повествовательные элементы, кроме креста. Произведение невероятной оригинальности. Мастерское сочетание безмятежности, достоинства и благородства, картины «Распятый Христос» сделали ее поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Это самая известная картина художника на религиозную тематику, которая послужила источником вдохновения для создания многих произведений литературы, в частности поэмы Мигеля де Унамуно «Эль-Кристо де Веласкес».

Яблоки, женщины и цветы: Гоген в Национальной галерее Лондона

Миска фруктов и кружка у окна. Предположительно 1890Миска фруктов и кружка у окна. Предположительно 1890Миска фруктов и кружка у окна. Предположительно 1890Миска фруктов и кружка у окна. Предположительно 1890

Признаюсь, эту картину я сначала приняла за работу Поля Сезанна, который по признанию современников вскормил своими яблоками парижское искусство. Но это всё же работа его тёзки Поля Гогена. Гоген с глубоким уважением относился к мэтру и создал сей оммаж в знак своего почтения. Монументально разложенная ткань формирует будто бы горный ландшафт, яблоки разложены намеренно не случайно… Сезанн подкладывал под них монетки, чтобы создать идеальный ландшафтный натюрморт. Гоген, видимо, сделал то же самое. Сезанн – гений, Гоген – тоже. Один безупречно копирует манеру другого, оставаясь при этом самим собой.

2. Первобытное кокетство

Faa Iheihe, 1898. Из коллекции Тейт, живёт в Лондонской ГалерееFaa Iheihe, 1898. Из коллекции Тейт, живёт в Лондонской ГалерееFaa Iheihe, 1898. Из коллекции Тейт, живёт в Лондонской Галерее

4 апреля 1891 года Гоген отбыл на Таити, куда и добрался спустя 63 дня в пути. В 1893 он опрометчиво вернулся во Францию, но к марту 1895 осознал свою ошибку и навсегда покинул загнивающую Европу.

Свои таитянские картины Гоген называл не по-французски, подчёркнуто отворачиваясь от треклятой цивилизации и обращаясь к дикой и первобытной красоте местной жизни и местного языка.

Это полотно 1898 года из коллекции Галереи Тейт называется “Faa Iheihe”, что означает «прихорашиваться по особому случаю». Наивно кокетливые таитянки показаны в разных ракурсах, передавая всё многообразие женской красоты.

«Особый случай» подходит к ним справа. Да, он на коне.

3. Сочинённый натюрморт

Ваза с цветами, 1896Ваза с цветами, 1896

В 1898 году эту картину купил Эдгар Дега. Как бы ни были непохожи эти два художника, Дега собрал солидную коллекцию работ Гогена. Жанр натюрморта не характерен ни для того, ни для другого. Тем это полотно интереснее! Что это? Реальный букет или метафора таитянского рая? Вероятнее всего, картина задумывалась как первое, а обернулась вторым.

Правый верхний фрагмент картины

Как раз в 1896, в год написания этого натюрморта, Гоген попросил своего друга Монфрейда прислать из Парижа семян: «Я хочу приукрасить свою скромную плантацию, а ты знаешь, как я обожаю цветы». Учитывая то, что по признанию Гогена «Таити – не то чтобы цветущий край», для этого натюрморта ему, видимо, «позировали» выращенные из парижских семян цветы.

Левый нижний фрагмент картины

Но опять же, в 1899 на просьбу известного маршана Амбруаза Воллара прислать ему натюрмортов Гоген ответил:

«Я не копирую природу – сейчас ещё меньше, чем раньше. Всё происходит в моём бурном воображении. А когда я устаю писать фигуры (а их я предпочитаю всему прочему), я берусь за натюрморт, который заканчиваю, не имея перед глазами натуры…»

Видимо, вот так, не привязываясь к натуре, Гоген в свойственной ему манере сочинил эту цветущую метафору таитянского рая с его плодородной землёй, прогретыми солнцем песками, невероятного цвета морем и яркими всполохами нарядных парео…

Читайте другие статьи из серии «Шедевры Национальной Галереи Лондона»: о женщинах Эдгара Дега, пугающем шедевре Рембрандта, нежном – Диего Веласкеса, о безумствах Ван Гога, мучениях Артемизии Джентиллески и картине её отца.

Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!

P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!

Гоген: картины с названиями

Поль проводит каникулы у своего друга и наставника художника Камиля Писсаро в Понтуазе и именно там пишет много работ, по стилю очень похожих на работы самого мэтра. Это сельские пейзажи, сады, натюрморты — эти картины Гоген пишет вплоть до 1885 года. Из известных работ этого периода — «Конец зимы» 1885 г.,

«Букет пионов на музыкальной партитуре», 1873 г., «Работа на земле», 1876 г.

Дружба с Эдгаром Дега привнесла стиль и черты импрессионизма в работы раннего Гогена. Дега морально поддерживал молодого художника и часто покупал его картины.

После ухода с биржи и от семьи, которая не могла жертвовать своим благополучием ради творений главы семьи, Гоген берет уроки живописи и поселяется в Бретани, окраинном местечке Франции. Он уже одержим рисованием и, уверенный в своем выборе, отдается искусству всецело, мирясь с нищенским существованием, легкомысленными отношениями, невостребованностью его работ. В этот период его работы начинают высоко оценивать и признавать знатоки искусства.

Преображение

Художник: Рафаэль

Год: 1520

Преображение (1520) — Рафаэль

Рафаэль был одним из трех великих мастеров искусства Высокого Возрождения наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Преображение — последняя картина, созданная им. Она разделена на две отдельные части. В верхней половине картины изображено преображение Христа с пророками Ильей и Моисеем по обе стороны от него. В нижней части апостолы безуспешно пытаются избавить одержимого мальчика от демонов. Картина может быть интерпретирована как изображающая контраст между богом и человеком; причем верхняя часть чистая и симметричная, а нижняя темная и хаотичная. Для Наполеона Рафаэль был просто величайшим из итальянских художников, а «Преображение» — его величайшей работой, а историк искусства Джорджио Вазари называет картину Рафаэля «самой красивой и самой божественной» работой.

Краткая биография Поля Гогена (1848-1903)

Французский художник Эжен Анри Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 г. в семье журналиста. Его мать была родом из Перу, из богатой креольской семьи. До 7-летнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери (отец умер от сердечного приступа по пути в Перу). В возрасте 7 лет он с матерью возвращается во Францию, но в его памяти на всю жизнь остались впечатления детства от экзотики Южной Америки, а также любовь к путешествиям.В 1865 г., после неудачной попытки поступления в Мореходное училище, он присоединился к команде торгового судна и совершил несколько долгих морских путешествий. В возрасте 23 лет начал успешную, но кратковременную деловую карьеру в Париже в должности биржевого брокера, что позволили ему заняться коллекционированием произведений импрессионистов. Регулярного художественного образования, Гоген не получил. Камиль Писсарро дал ему всего нескольких уроков, остальные навыки живописи он вырабатывал сам.

Поль Гоген. АвтопортретПоявляются его первые пейзажи, один из них выставлен в Салоне 1876 г. Постепенно Гогена стали воспринимать как художника, приглашать участвовать в выставках импрессионистов.В 1883 г., оставив коммерческую деятельность, Гоген полностью посвятил себя живописи. Но это не принесло ему ни материального благополучия, ни счастья в семейной жизни: Поль оставляет жену и пятерых детей в Дании (на родине жены) и в 1885 г. возвращается в Париж.В период 1886-1890 гг. Гоген живёт в Понт-Авене (Бретань) – жизнь там была намного дешевле.

П. Гоген «Понт-Авен, Бретань»Здесь он пишет лучшие свои пейзажи и серию картин библейской тематики. Например, картину «Жёлтый Христос».

П. Гоген «Жёлтый Христос» (1889). Холст, масло. 91,1 х 74,3 см. Галерея Олбрайт-Нокс, Буффало (Нью-Йорк)Христос на этой картине напоминает Гогена, он изображён на фоне бретонских ландшафтов. Гоген, как когда-то и Христос, чувствует себя отвергнутым всеми, в том числе и близкими друзьями. Три Марии, присутствовавшие при распятии Христа, изображены в образах бретонских женщин.Крестная мука совершается на картине здесь, в окружении бретонок, среди бретонского пейзажа. Христос высоко возносится над окружением, но крест срезан краями картины так, чтобы почти полностью заслонить небо. У зрителя нет ощущения, что женщины сострадают распятому, хотя у них молитвенный вид.Главный мотив картины – отчужденность и от Бога, и от неба. В выражении лица Христа видится не столько любовь к человечеству, сколько сомнения в том, не была ли напрасной его жертва – она не заметна людям: на заднем плане картины мужчина занимается своим делом, не обращая внимания на происходящее. Схожие раздумья терзали и самого Гогена: художник верил в свое предназначение, но всю жизнь страдал от непонимания окружающих.В 1887 г. Гоген вместе с художником Лавалем уезжает на остров Мартиника. В 1887-1888 гг. он посетил Панаму, а затем уехал в Арль, где в жил у Ван Гога, и эта встреча двух художников закончилась трагически: их ссора привела к приступу помешательства у Ван Гога.

П. Гоген «Ван Гог и подсолнухи» (1888)Детство, проведённое в Перу, пробудило в Гогене тягу к экзотическим местам. Цивилизацию художник считал болезнью. Он желал слиться с природой, поэтому в 1891 г. уезжает на Таити (Французская Полинезия), здесь много пишет. Кратковременное, на 2 года, возвращения во Францию, и снова отъезд (уже навсегда) в Океанию: сначала на Таити, а с 1901 г. на остров Хива-Оа (Маркизские острова). Здесь он женится на молодой таитянке и работает: пишет лучшие свои живописные работы, рассказы, работает журналистом. Наблюдения за реальной жизнью и бытом народов Океании он переплетает с местными мифами.Здесь же Поль Гоген и умер в 1903 г.

Чудесное детство в Перу

С самого детства, которое маленький Поль провел до семилетнего возраста в Перу у родственников матери, будущий художник искал ту неповторимую естественную палитру красок вместе с буйством природы и неприкрытыми страстями натуры людей. Знойный климат, редкие дожди, бурная экзотическая яркая растительность оставили неизгладимый след в душе будущего художника, вселяя навсегда в сердце любовь к экзотике, национальным культурам, естественной красоте, сочному колориту растительности. Каждый день его окружали люди с кожей разного цвета и разными лицами: азиаты, африканцы, люди с благородной кровью, индейцы, мулаты — всевозможное смешение кровей. Семье Гогена прислуживали негритянка и китаец. Свободу, которой он дышал первые годы своей жизни среди перуанских живописных мест, Поль искал и желал всю свою жизнь, утоляя жажду путешествий, покидая семью и друзей.

Керамика Гогена

После двух лет в Полинезии (1891-1893), где Гоген создал более 80 ярких произведений — самобытных, бьющих через край цветовой выразительностью, он свел знакомство с известнейшим в то время керамистом Шапле, у которого многому научился в искусстве керамики. Его влекла впечатлившая его доколумбовая керамика инков, с которой он познакомился еще в детстве в Перу. Гоген игнорирует гончарный круг и использует все грани свойств глины, придавая своим работам скульптурно-примитивный, грубый вид. В этот период он создал множество интересных работ, шедевром из которых стала «Овири» — таитянская богиня смерти, кровожадная и жестокая. В табакерке и кувшине Гоген изобразил в форме перекошенной от страдания головы самого себя.

Метис-самоучка

Поль Гоген родился полукровкой: его отец был французом, а мать — перуанкой. Наверное, эти две половины каким-то таинственным образом и определили его художественную стезю.

Родившись во Франции, детство Поль провел в Перу у родственников матери. Отец его умер, когда мальчику исполнился всего год. Воспоминания детства обычно самые крепкие, и Поля всю жизнь волновало море и тянуло в страны, похожие на ту, где он вырос. Когда Гогену было семь лет, мать вернулась с ним во Францию. Мальчик быстро осваивал французский язык, успешно учился, затем поступил на службу во флот. Оставив флот, в двадцать три года он стал биржевым маклером и весьма преуспевал на этом поприще.

Кажется, здесь просто неоткуда было взяться Гогену-художнику. Да, он увлекался живописью и рисованием, но делал это для собственного удовольствия, а материальное положение позволяло ему тогда не только содержать жену и детей, но и тратить ощутимые средства на составление неплохой коллекции картин.

К 1876 году у него уже был один Мане, несколько Ренуаров, полотна Сезанна, Писсарро и Моне. А год спустя Гоген лично встретился с Камилем Писсарро, который пригласил его в Понтуаз и давал уроки на пленэре. Единственный учитель Поля Гогена, папаша Писсарро не только учил его секретам художественного ремесла, но и помог участвовать в выставках импрессионистов в 1879, 1881, 1882 и 1886 годах.

Поль Гоген «Шьющая женщина» (1880)

Поль Гоген «Кафе в Арле» (1888)

Быть может, Поль Гоген и дальше продолжал бы заниматься живописью любительски, но в 1882 году произошел крах биржи. Сотни маклеров, в том числе и Гоген, потеряли работу. И Поль решил попытаться зарабатывать на картинах. Но его полотна не продавались — темноватые, не особенно оригинальные пейзажи, все еще несущие следы ученичества: «Пещера в скале» (1882), «Дети на пастбище» (1884). Решив добиваться признания в среде художников, не способный на компромиссы Гоген, в конце концов, ушел из семьи, чтобы не оставлять живопись. Он жил в нужде, почти нищенствовал и был вынужден для заработка расклеивать афиши.

Но Поль не оставлял попыток подняться. Позже его ждало путешествие в Панаму, из которого он привез ставшую гораздо более светлой и яркой палитру, сделав первый шаг к своей знаменитой «мастерской тропиков». Будет и плодотворное время, проведенное в Понт-Авене, где Поль станет легендой для молодых художников, живших там, в пансионате, и очень продвинется в освоении манеры письма, называемой синтетизмом. Здесь будут написаны его шедевры «Желтый Христос» (1889) и «Прекрасная Анжела» (1889). Но настоящий взлет был еще впереди.

Посмертное признание

Через три года после смерти Поля Гогена картины, 227 его полотен, выставляются в Париже на выставке, приведшей к посмертной славе художника, ставшего родоначальником постимпрессионизма. Его работы выставлены в музеях по всему миру, а также хранятся в частных коллекциях, к примеру, картина «Дом гимнов» из таитянского периода мастера (1892), представляющая сложную смесь стилей живописи. На полотне изображены местные жители, собравшиеся вместе для распевания религиозных гимнов.

Также хранится в частной коллекции картина Поля Гогена с названием «Ван Гог, рисующий подсолнухи» 1888 года. Его друг и единомышленник Ван Гог специально пишет несколько полотен с подсолнухами, любимыми цветами Гогена, для украшения комнаты друга.

Влияние неоднозначного творчества Поля Гогена на искусство 20 века, конечно, бесспорно. Художник оставил, кроме драгоценных художественных работ, свои мемуары, рассказы, письма, дневники. Его образ и жизненный путь вдохновляет литераторов, сценаристов, режиссеров, снимающих картины, которые помогают понять суть даровитой и сложной натуры одного из великих художников ушедшего столетия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: