Оценка [ править ]
Святой Франциск в экстазе , 1480 г .; панель, масло, темпера; Коллекция Фрика , Нью-Йорк.
Как в художественном, так и в мирском смысле карьера Беллини в целом была очень успешной. Его долгая карьера началась со стилей кватроченто, но переросла в прогрессивные стили пост-Джорджоне Возрождения. Он дожил до того, чтобы увидеть, как его собственная школа намного превосходит школу его конкурентов, Виварини Мурано; он воплощал с возрастающей и взрослеющей силой всю серьезность благочестия, а также многое из мирского великолепия Венеции своего времени; и он видел, как его влияние распространялось множеством учеников, двое из которых, Джорджоне и Тициан, равнялись или даже превосходили своего учителя. Джорджоне он пережил на пять лет; Тициан, как мы видели, бросил ему вызов, заняв равное место рядом со своим учителем. Среди других учеников студии Беллини были Джироламо Галицци да Сантакроче ,Витторе Беллиниано , Рокко Маркони , Андреа Превитали и, возможно, Бернардино Личинио .
С исторической точки зрения Беллини сыграл важную роль в развитии итальянского Возрождения, поскольку он включил эстетику Северной Европы. Под значительным влиянием Антонелло да Мессины и других современных тенденций того времени, таких как живопись маслом, Беллини представил венецианскому обществу пала или однопанельные алтари своей работой «Коронация Богородицы». Некоторые детали в этом произведении, такие как перерывы в моделировании фигур и теней, подразумевают, что Беллини все еще работал над освоением использования масла. Эта картина также отличается от предыдущих сцен коронации, поскольку она появляется как «окно» в естественную сцену и исключает типичных сопровождающих хозяев Рая. Простой пейзаж позволяет зрителям с большей легкостью относиться к самой сцене, чем раньше, отражая гуманистические и изобретательские концепции Альберти. Он также использовал замаскированный символизм, неотъемлемый от Северного Возрождения . Беллини смог освоить стиль Антонелло масляной живописи и текстуры поверхности и использовать этот новый навык для создания изысканного и отчетливо венецианского подхода к живописи. Он сочетает эту новую технику с венецианскими и византийскими традициями иконографии и цвета, чтобы создать духовную тему, которой нет в произведениях Антонелло. Реализм масляной живописи в сочетании с религиозными традициями Венеции были уникальными элементами стиля Беллини, которые выделяли его как одного из самых новаторских вживописи венецианского Возрождения . Как показано в таких работах, как « Святой Франциск в экстазе» (ок. 1480 г.) иАлтарь Сан-Джоббе (ок. 1478 г.) Беллини использует религиозную символику через природные элементы, такие как виноградные лозы и скалы. И все же его самый важный вклад в искусство заключается в его экспериментах с использованием цвета и атмосферы в масляной живописи.
Bellini (коктейль) назван в его честь.
В испанских музеях редко, но качественно представлены его работы. Музей Прадо владеет Богородицей и младенцем от двух Святых при сотрудничестве мастерской. В музее Тиссена-Борнемисы хранится Нун Димиттис , а в Настоящей Академии изящных искусств Сан-Фернандо хранится Спаситель .
Спаситель , Real Academia de Bellas Artes, Мадрид.
Nunc Dimittis , Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Мадонна с младенцем между двумя святыми , Музей Прадо, Мадрид.
Детство и юность
Согласно сохранившимся документам, Джованни Беллини мог родиться в Венеции с 1430 по 1433 год. Его матерью была Анна Ринверси, а отцом — художник Якопо, который расписывал церкви и был автором выдающихся работ.
По имеющимся отрывочным сведениям о детстве и ранней биографии живописца известно, что он воспитывался с тремя братьями и Николозией — младшей сестрой, но по каким-то причинам родители не упоминали его в завещании, и исследователи предполагали, что он был бастардом или сиротой.
Эта гипотеза не получила распространение, поскольку отец учил мальчика и позволял помогать с крупными заказами и проводить время в его мастерской. Там совместно с братом Джентиле и падуанцем Андреа Мантеньей Джованни овладел теорией и изобразительной техникой.
Тициан (1488/1490-1576)
Тициан «Автопортрет» (около 1567)Тициа́н Вече́ллио – итальянский живописец эпохи Возрождения. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, а также портреты. Уже в возрасте 30 лет он был известен как лучший живописец Венеции.Тициан родился в семье государственного и военного деятеля Грегорио Вечеллио. Точная дата его рождения неизвестна.В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию, там познакомился с представителями венецианской школы и учился у них. Первыми работами Тициана, выполненными совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.Стиль Тициана того времени очень похож на стиль Джорджоне, он даже дописывал за него картины, которые остались незавершёнными (Джорджоне умер молодым от свирепствовавшей в то время в Венеции чумы).Кисти Тициана принадлежит много женских портретов и изображений мадонн. Они полны жизненной силы, яркости чувств и спокойной радости. Краски чисты и наполнены цветом. Известные картины того времени: «Цыганская мадонна» (около 1511), «Любовь земная и Любовь небесная» (1514), «Женщина с зеркалом» (около 1514).
Тициан «Любовь земная и Любовь небесная». Холст, масло, 118х279 см. Галерея Богезе, РимЭта картина была заказана Никколо Аурелио, секретарём Совета десяти Венецианской республики, она была его свадебным подарком невесте. Современное название картины начало употребляться 200 лет спустя, а до этого у неё были различные названия. О сюжете у искусствоведов нет единого мнения. На фоне закатного пейзажа у источника сидят богато одетая венецианка, придерживающая левой рукой мандолину, и обнажённая Венера, держащая чашу с огнём. Крылатый амур играет с водой. Всё в этой картине подчинено чувству всепобеждающей любви и красоты.Стиль Тициана вырабатывался постепенно, по мере изучения им работ великих мастеров Возрождения Рафаэля и Микеланджело. Его портретное искусство достигает расцвета: он был очень прозорлив и умел увидеть и изобразить противоречивые черты характеров людей: уверенность, гордость и достоинство, сочетавшиеся с подозрительностью, лицемерием и лживостью. Умел найти правильное композиционное решение, позу, выражение лица, движение, жест. Им создано много картин на библейские сюжеты.
Тициан «Се человек» (1543). Холст, масло. 242х361 см. Музей истории искусств, ВенаЭта картина считается шедевром Тициана. Она написана на евангельский сюжет, но художник умело переносит евангельские события в действительность. На ступенях лестницы стоит Пилат и со словами «се человек» предаёт Христа на растерзание толпе, в которой находятся воины и юноши знатного рода, всадники и даже женщины с детьми. И только один человек осознаёт весь ужас происходящего – юноша в левом нижнем углу картины. Но он никто перед теми, кто имеет власть над Христом в данный момент…К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. К последним шедеврам художника относятся картины «Положение во гроб» (1559), «Благовещение» (около 1564-1566), «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560-1565), «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1569-1571), «Св. Себастьян» (около 1570), «Коронование терновым венцом» (около 1572-1576), «Пьета» (середина 1570-х).На картине «Пьета» изображена Дева Мария, поддерживающая тело Христа с помощью коленопреклонённого Никодима. Слева от них стоит Мария Магдалина. Эти фигуры образуют идеальный треугольник. Картина «Пьета» считается последним произведением художника. Она была закончена Джакомо Пальма-младшим. Предполагают, что в образе Никодима Тициан изобразил себя.
Тициан «Пьета» (1575-1576). Холст, масло. 389х351 см. Галерея академии, ВенецияВ 1575 г. в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мертвым с кистью в руке.Закон предписывал сжигать тела умерших от чумы, но Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.На его могиле высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли –соперник Зевсов и Апеллесов»
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»
Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах. Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери. Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.
В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.
Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Все покрывает легкий флер сфумато.
Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.
Творчество
К раннему творческому периоду знаменитого итальянского художника относят ряд Мадонн с младенцем, написанных в 1450-х годах. На них видно, что на Беллини повлияла венецианская школа иконописи, но он имел представление о Робере Кампене и других современных голландцах.
Джованни Беллини — «Пиршество богов» / Wartburg
В начале 1470-х годов Беллини вместе с другими мастерами работал в скуоле Сан-Марко и должен был создать фреску, изображавшую всемирный потоп, а потом он нарисовал картину под названием «Преображание», которая украшает коллекцию неаполитанского музея di Capodimonte.
В середине 1460-х годов Джованни стал признанным мастером и начал получать заказы на исполнение соборных алтарей. На протяжении ряда лет он работал в церкви Святой Марии и создал 4 триптиха, вызвавших споры исследователей.
Другим выдающимся произведением стал жертвенник Святого Винченцо Феррера, который располагался в церкви Санти Джованни э Паоло. Оно представляло собой картины в разделенном на части прямоугольнике, среди которых были «Благовещение», «Св. Себастьян» и «Св. Христофор».
В районе 1480 года Беллини создал полотно «Мадонна с младенцем и шестью святыми», предназначенное для алтаря церкви Святого Иова (Сан-Джоббе). Он в одночасье стала одним из самых известных его творений, утверждавшим францисканские взгляды на концепцию непорочного зачатия. На картине вокруг девы Марии были изображены пророки Иоанн Креститель, Иова, Себастьяна, Доминик и Франциск, и эта сцена коленопреклонения вписалась в архитектуру таким образом, что создавала иллюзию присутствия и подчеркивала храмовый колорит.
Джованни Беллини — «Пьета» / Wikipedia
Наряду с церковной живописью Джованни занимался портретами, в которых наблюдалось влияние художников предыдущих эпох. В такой манере созданы изображения Йорга Фуггера, кондотьера и юноши в красном, а также дожа Леонардо Лоредано. Судя по постерам и фотографиям из каталога Национальной галереи Лондона, последнее из этих произведений имело революционный для живописи подход. В нем были тщательно прорисованы морщины и складки одежды, а голова правителя Венеции имела несвойственный наклон и поворот.
В поздний период творчества, пришедшийся на 1500-е годы, Беллини похоронил старшего брата и завершил одну из его работ. Среди них было полотно «Проповедь св. Марка в Александрии», находившееся в здании Grande di San Marco, являвшемся самым большим из венецианских скуол.
Оригинальными произведениями Джованни была «Пьета», написанная с натуры, а также «Обнаженная перед зеркалом», «Опьянение Ноя» и «Пиршество богов». Последней из завершенных картин знаменитого и талантливого итальянского художника стал портрет престарелого прелата Фра Теодоро из города Урбино.