«жанна д’арк» энгра

Судьба автора

Жан Огюст Доминик Энгр стал художником во многом благодаря отцу, который и сам был натурой творческой и все, что имел, вложил в старшего сына

Впоследствии его младший брат сетовал, что тоже мог бы стать великим человеком, если бы ему оказали должное внимание в детстве.. Энгр был рыцарем академизма

Имя Рафаэля, которому он поклонялся, заставляло его трепетать. А когда он слышал, как его портреты сравнивали с рафаэлевскими, то выходил из себя, считая такое чуть ли не богохульством. При этом среди современников равных себе Энгр не видел.

Энгр был рыцарем академизма. Имя Рафаэля, которому он поклонялся, заставляло его трепетать. А когда он слышал, как его портреты сравнивали с рафаэлевскими, то выходил из себя, считая такое чуть ли не богохульством. При этом среди современников равных себе Энгр не видел.


«Большая одалиска», 1814. (wikipedia.org)

Уже в академии он зарекомендовал себя как крепкий мастер, а после поездки в Рим и вовсе стал признанным живым классиком. При этом его не раз упрекали в пренебрежении анатомией. Например, у большой одалиски насчитали на два позвонка больше, чем положено, а в ее руке, напротив, недосчитались костей. Однако художника это не беспокоило. Он считался мастером линий и был полностью сконцентрирован на передачи их бега. Это же стало и поводом для конфликта с Эженом Делакруа, который был мастером цветопередачи. Искусствоведы шутили, что если бы в этом противостоянии победил Энгр, то каждого художника, замеченного с тюбиком краски, предавали бы суду. Если же победил бы Делакруа, то можно было бы отменить линию как таковую.


Автопортрет, 1804. (wikipedia.org)

С годами мастерская Энгра разрасталась, у него было такое количество учеников и помощников, что злые языки поговаривали, что художник не сам пишет свои полотна — якобы каждое из них было компиляцией трудов энгровских «рабов». Это очень задевало художника, крайне самолюбивого и вспыльчивого.

Вздорный характер Энгра, в конце концов, сыграл против него. Возвращаясь зимним вечером домой, он, вопреки настоятельным требованиям одеться потеплее, был в одежде нараспашку. В итоге — пневмония, от которой 86-летний мастер вскоре скончался.

Одалиска с рабом. Жан Огюст Доминик Энгр

  • Весьма откровенный художественный шедевр под названием «Одалиска с рабом» был создан выдающимся французским живописцем Жаном Огюстом Домиником Энгром в 1839 году.
  • В настоящее время Энгр считается лидером европейского академизма XIX века, а картина «Одалиска с рабом» одной из лучших работ мастера и общепризнанной классикой.
  • Но какая же история предшествовала созданию этого знаменитого произведения искусства?
  • Картина является ярким примером ориентализма (экзотических традиций свойственных восточному мировоззрению) с европейской спецификой.
  • На холсте изображена обнаженная одалиска (наложница), музыкант и раб евнух в интерьере гарема.

За свою долгую карьеру Энгр изобразил множество сцен происходящих в гаремах. Первой подобной работой мастера стала «Большая одалиска», созданная в 1814 году.

  1. Примечательно, что сам Энгр никогда не бывал на Ближнем Востоке и вообще не имел реального представления о восточных традициях.
  2. «Одалиска с рабом» изображает лишь воображаемую сцену, написанную в Риме, где художник жил с 1835 по 1841 год, являясь директором местной художественной академии.
  3. Но откуда же художник взял сами образы героев картины?
  4. Считается, что одалиска (наложница) была написана по мотивам предыдущих работ мастера.
  5. Изображение музыканта создавалось в студии, где художнику позировал специально приглашенный мужчина-модель.
  6. Остальные же детали были заимствованы из гравюр (в XIX веке подобным образом поступали многие европейские художники).
  7. Энгр работал над картиной со свойственной ему заботой и даже привлекал для ее создания некоторых своих учеников в качестве помощников.
  8. Одним из них был Раймонд Бальце (также ставший в последствии достаточно известным художником), который впоследствии писал о своем опыте работы:

Энгр начал свои исследования с природы и подготовил набросок на холсте. Потом заставил учеников проработать менее важные детали, такие как архитектурные элемента, мозаика, ковры, мебель и инструменты… Затем все, закончилось фигурами и гармонизированием композиции, которую Энгр выполнил лично.

В сентябре 1840 года картина была доставлена в Париж, где получила крайне положительные отзывы критиков.

Произведение стало столь популярно, что в 1842 году Энгр с помощью двух своих учеников создал вторую версию картины, на которой изображенные события происходят не в помещении, а на открытой веранде.

(c) честно спёр у Яндекс Дзен ))))

А скажите, милые дамы, привлекает ли вас жизнь одалиски?

Pitt, 49

21.11.2018 в 19:05

Картина Большая одалиска

  • В каком году написана(когда): в 1814
  • Оригинальное название картины на английском: La grande odalisque
  • Холст, масло.
  • 91 на 162 см.
  • Лувр

Описание картины «Большая одалиска»

«Большая одалиска» (фр. La grande odalisque) — картина французского художника Жана Энгра.

Энгр написал «Большую одалиску» в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году.

Следуя примеру живописцев Возрождения, Энгр не колеблясь идеализировал или утрировал некие черты собственных моделей, чтоб достигнуть идеальности или выделить выразительность формы.

В этом полотне он прибавил одалиске три излишних позвонка, что было немедля увидено критиками.

Как обычно у Энгра, анатомическое правдоподобие подчинено художественным задачкам: правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под неосуществимым исходя из убеждений анатомии углом. Вкупе с тем картина производит воспоминание гармонии: создаваемый левым коленом острый угол нужен художнику, чтоб уравновесить построенную на треугольниках композицию.

Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого тела женщины.

Картина так и не была принята заказчицей. Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, а в 1899 году она была куплена Лувром. В текущее время «Большая одалиска» находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Дару в Лувре. Код: R.F. 1158.

Достойные внимания факты

Голова одалиски с малозначительными переменами повторяет голову дамы из картины «Рафаэль и Форнарина», написанной Энгром год назад по картине Рафаэля, изображающей его возлюбленную Форнарину.
Поза одалиски послужила основой одной из картин Амедео Модильяни.

К теме одалисок прямо за Энгром обращались высоко ценившие его Матисс и Пикассо.

  1. «Форнарина», Рафаэль, 1518-1520
  2. «Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813
  3. «Лежащая обнажённая», Амедео Модильяни, 1917
  4. «Одалиска в гризайли», Жан Энгр, 1824-1834

Литература

Cirlot L. Museo del Louvre I, Col. «Museos del Mundo». — Espasa, 2007. — Т. 3. — С. 174—175. — ISBN 978-84-674-3806-2.

«Форнарина», Рафаэль, 1518-1520

«Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813

«Лежащая обнажённая», Амедео Модильяни, 1917

«Одалиска в гризайли», Жан Энгр, 1824-1834

Сюжет

В течение долгих столетий Жанна д’Арк и ее история, полная домыслов, вдохновляли художников, работавших в разных жанрах, на всевозможные интерпретации. Однако Энгр был, пожалуй, первым, кто представил Орлеанскую деву святой. В 1920 году она и правда будет канонизирована католической церковью. Но в 1854-м, когда было написано полотно, Энгр никак не мог этого предвидеть.

Между тем Жанна д’Арк, закатившая к небу глаза, выглядит как классическая мученица, которая, веря в бога, пережила невозможное. Жанна смотрит на небо, убежденная, что военные успехи французов — заслуга бога, а не ее или короля.

Полотно. (wikipedia.org)

Главную героиню Энгр писал, собирая по частям. Сначала — с обнаженной модели, затем были добавлены одежда и доспехи. И, конечно, в ее лице читаются образы Мадонн, написанных в эпоху Кватроченто.

Выбор темы не случаен. Энгр был обеспокоен состоянием французского общества после потрясений 1848 года. Жанна д’Арк как средневековая икона политической лояльности и религиозной верности должна была призывать к национальному единству.

Эталон обнажёнки XIX века

Это был век академической живописи, когда первоклассные художники обязаны были создавать идеальные, действительно идеальные произведения.Но от этой идеальности в картинках возникал ледяной холод. И когда надо было писать обнажённых женщин, это влияло на результат: картины получались слишком отстраненные, тела похожими на мрамор, и зрелище не заставляло кровь бурлить. Только самые большие профессионалы живописи умели балансировать на грани, и создавать идеальные, но при этом эротичные произведения. Главный из них, разумеется, французский живописец Жан Огюст Доминик Энгр.Он создал серию картин, изображающих одалисок (обитательниц гаремов), в котором воплотил это совершенство.

БОЛЬШАЯ ОДАЛИСКА

На самом деле она «La Grande» — то есть не только «большая», но и великая.Картину заказала большая любительница изящного, сестра Наполеона неаполитанская королева Каролина, жена Мюрата. Энгр с охотой взялся за заказ, но пока работа шла, бац и наступил 1814 год. Родственникам Бонапарта как-то стало не до роскоши, но картине это не повредило. Энгр выставил ее в Париже, на полотно сразу накинулись знатоки анатомии, указывающие, что позвонки лишие, и повернуться так нельзя. Однако линии женского тела так изящны, сочетание нежного тела с глубокой лазурью занавесей так гармонично, и вообще, все так красиво вышло, что «Большая Одалиска» стала главной «венерой» своего времени.

ОДАЛИСКА С РАБОМ

Для сравнения взглянем на другое полотно Энгра, написанное в 1839 году.Тут тоже прекрасная обнаженная женщина, но нет такой изящной лаконичности и гармонии. Картина больше про восточную экзотику, и то, какие офигительные женщины в гаремах там запросто валяются, не то что тут у нас в Париже, где, чтоб добиться ласки от дамы, надо либо мелким бесом вокруг нее виться, либо нехило так вложиться. А в гаремах-то все как просто господину! В общем, гораздо менее «идеальна» эта картина.

ТУРЕЦКАЯ БАНЯ

А вот это полотно на самом деле про то, что Професионализм — это вещь! Энгр написал его в 1862 году, когда ему, на минуточку, было уже 82 года.Ну да, тут при желании можно и старческое сладострастие разглядеть. Но посмотрите, как все грамотно выстроено, как все отлично сбалансированно. Великое мастерство, при котором любая эротика становится искусством.У Энгра есть и другие работы с обнаженной натурой, но именно одалиски считаются лучшими и стали примером для подражания многих живописцев-академистов.А потом пришли импрессионисты и сказали: а что это вы тут фигней страдаете? Ведь можно по-другому!

Ренуар. «Обнаженная».

Что не так с «Большой одалиской» Энгра

И у шедевров бывают изъяны

Сейчас эта картина — одна из жемчужин Лувра. Но сразу после создания она была обругана критикой. Её даже сняли с выставки — из-за анатомического несоответствия.

Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814. Лувр, Париж

Главным в живописи Энгр считал линию. Ради изящной позы он мог запросто наплевать на анатомию.

Первое, что бросилось в глаза, критикам — три лишних позвонка одалиски: ради плавного и эффектного разворота Энгр удлинил её туловище.

Вообще, к рукам на картинах Энгра часто были претензии: их называли резиновыми — за то, что они изгибались исключительно по воле художника, будто внутри нет костей и суставов.

Эскиз Энгра к картине «Роже спасает Анжелику».

Досталось и колену одалиски: так улечься может только человек с вывихнутой ногой — слишком неестественная поза (зато классная композиция картины — с согнутым коленом в качестве вершины пирамиды!).

Может возникнуть подозрение: а вдруг это натурщица, позировавшая Энгру для «Большой одалиски», была такой невероятно гибкой да ещё и с аномально длинными руками и позвоночником?

Не было никакой конкретной натурщицы : «Большая одалиска» — это собирательный образ, идеализированный и прекрасный настолько, что местами, как мы видим, даже ужасен.

А вот лицо одалиски — от конкретной женщины. В истории искусства она известна как Форнарина — да-да, речь о возлюбленной художника Рафаэля.

Портретами Форнарины считаются эти две картины Рафаэля, написанные в 1510-х годах.

Сравним лица энгровской одалиски (слева) и Форнарины:

Похожи даже украшения.

История любви Рафаэля и Форнарины (являющаяся, к слову, в большей степени легендой, чем доказанным фактом) Энгру была симпатична — этому сюжету он посвятил несколько своих работ.

Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814Получается, что картины Энгра о Форнарине и Рафаэле написаны через 300 лет после того, как у них (возможно) что-то было. Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1840

Как видите, у Энгра Форнарина принимает не менее изысканные и вычурные позы, чем одалиска.

Контекст

Из биографии народной героини Энгр выбрал момент триумфа, причем не столько Жанны, сколько Франции. Обеспечив Карлу VII безопасный путь в Реймс, она тем самым проложила ему дорогу к легитимной власти, ведь французский монарх должен короноваться именно в Реймсском соборе. Торжественное миропомазание состоялось 17 июля 1429 года.

«Наполеон на императорском троне», 1806. (wikipedia.org)

Дальнейшие события складывались трагично для Жанны. Осенью следующего года она будет взята в плен и продана англичанам, а затем предана суду и сожжена. К 1453 году, когда в Столетней войне будет, наконец, поставлена точка, имя Жанны еще будет находиться под запретом, а все заслуги припишут Карлу VII.

Современные римейки на 20 классических картин

Перед вами 20 примеров классических картин, которые были воспроизведены любителями искусства и фотографии.

Все представленные фотографии создавали, соблюдая два правила: воссоздать классическое искусство и не использовать цифровых эффектов.

Самое интересное в том, что у каждого фотографа свой уровень толкования картины.

Некоторые отталкивались от представлений о идеализированной красоте, а другие сосредоточились на общих темах с оригинальным творением или представили ту же идею или сцену в современном свете.

Одно исключение из правил — это римейк на «Автопортрет» Винсента Ван Гога от Tадао Черняускаса. Художник сделал ретушь цифрового изображения, чтобы добиться большего сходства с оригиналом.

Тадао Черняускас

Хуан де Эзкурра

 gebbs

Джошуа Луи Симон

Джесси Джон Ханнифорд

Фрэнсис Адэр Маккензи

Ewa Wiktoria Dyszlewicz

Александр Мури

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: