Судьба автора
Жан Огюст Доминик Энгр стал художником во многом благодаря отцу, который и сам был натурой творческой и все, что имел, вложил в старшего сына
Впоследствии его младший брат сетовал, что тоже мог бы стать великим человеком, если бы ему оказали должное внимание в детстве.. Энгр был рыцарем академизма
Имя Рафаэля, которому он поклонялся, заставляло его трепетать. А когда он слышал, как его портреты сравнивали с рафаэлевскими, то выходил из себя, считая такое чуть ли не богохульством. При этом среди современников равных себе Энгр не видел.
Энгр был рыцарем академизма. Имя Рафаэля, которому он поклонялся, заставляло его трепетать. А когда он слышал, как его портреты сравнивали с рафаэлевскими, то выходил из себя, считая такое чуть ли не богохульством. При этом среди современников равных себе Энгр не видел.
«Большая одалиска», 1814. (wikipedia.org)
Уже в академии он зарекомендовал себя как крепкий мастер, а после поездки в Рим и вовсе стал признанным живым классиком. При этом его не раз упрекали в пренебрежении анатомией. Например, у большой одалиски насчитали на два позвонка больше, чем положено, а в ее руке, напротив, недосчитались костей. Однако художника это не беспокоило. Он считался мастером линий и был полностью сконцентрирован на передачи их бега. Это же стало и поводом для конфликта с Эженом Делакруа, который был мастером цветопередачи. Искусствоведы шутили, что если бы в этом противостоянии победил Энгр, то каждого художника, замеченного с тюбиком краски, предавали бы суду. Если же победил бы Делакруа, то можно было бы отменить линию как таковую.
Автопортрет, 1804. (wikipedia.org)
С годами мастерская Энгра разрасталась, у него было такое количество учеников и помощников, что злые языки поговаривали, что художник не сам пишет свои полотна — якобы каждое из них было компиляцией трудов энгровских «рабов». Это очень задевало художника, крайне самолюбивого и вспыльчивого.
Вздорный характер Энгра, в конце концов, сыграл против него. Возвращаясь зимним вечером домой, он, вопреки настоятельным требованиям одеться потеплее, был в одежде нараспашку. В итоге — пневмония, от которой 86-летний мастер вскоре скончался.
Одалиска с рабом. Жан Огюст Доминик Энгр
- Весьма откровенный художественный шедевр под названием «Одалиска с рабом» был создан выдающимся французским живописцем Жаном Огюстом Домиником Энгром в 1839 году.
- В настоящее время Энгр считается лидером европейского академизма XIX века, а картина «Одалиска с рабом» одной из лучших работ мастера и общепризнанной классикой.
- Но какая же история предшествовала созданию этого знаменитого произведения искусства?
- Картина является ярким примером ориентализма (экзотических традиций свойственных восточному мировоззрению) с европейской спецификой.
- На холсте изображена обнаженная одалиска (наложница), музыкант и раб евнух в интерьере гарема.
За свою долгую карьеру Энгр изобразил множество сцен происходящих в гаремах. Первой подобной работой мастера стала «Большая одалиска», созданная в 1814 году.
- Примечательно, что сам Энгр никогда не бывал на Ближнем Востоке и вообще не имел реального представления о восточных традициях.
- «Одалиска с рабом» изображает лишь воображаемую сцену, написанную в Риме, где художник жил с 1835 по 1841 год, являясь директором местной художественной академии.
- Но откуда же художник взял сами образы героев картины?
- Считается, что одалиска (наложница) была написана по мотивам предыдущих работ мастера.
- Изображение музыканта создавалось в студии, где художнику позировал специально приглашенный мужчина-модель.
- Остальные же детали были заимствованы из гравюр (в XIX веке подобным образом поступали многие европейские художники).
- Энгр работал над картиной со свойственной ему заботой и даже привлекал для ее создания некоторых своих учеников в качестве помощников.
- Одним из них был Раймонд Бальце (также ставший в последствии достаточно известным художником), который впоследствии писал о своем опыте работы:
Энгр начал свои исследования с природы и подготовил набросок на холсте. Потом заставил учеников проработать менее важные детали, такие как архитектурные элемента, мозаика, ковры, мебель и инструменты… Затем все, закончилось фигурами и гармонизированием композиции, которую Энгр выполнил лично.
В сентябре 1840 года картина была доставлена в Париж, где получила крайне положительные отзывы критиков.
Произведение стало столь популярно, что в 1842 году Энгр с помощью двух своих учеников создал вторую версию картины, на которой изображенные события происходят не в помещении, а на открытой веранде.
(c) честно спёр у Яндекс Дзен ))))
А скажите, милые дамы, привлекает ли вас жизнь одалиски?
Pitt, 49
21.11.2018 в 19:05
Картина Большая одалиска
- В каком году написана(когда): в 1814
- Оригинальное название картины на английском: La grande odalisque
- Холст, масло.
- 91 на 162 см.
- Лувр
Описание картины «Большая одалиска»
«Большая одалиска» (фр. La grande odalisque) — картина французского художника Жана Энгра.
Энгр написал «Большую одалиску» в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году.
Следуя примеру живописцев Возрождения, Энгр не колеблясь идеализировал или утрировал некие черты собственных моделей, чтоб достигнуть идеальности или выделить выразительность формы.
В этом полотне он прибавил одалиске три излишних позвонка, что было немедля увидено критиками.
Как обычно у Энгра, анатомическое правдоподобие подчинено художественным задачкам: правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под неосуществимым исходя из убеждений анатомии углом. Вкупе с тем картина производит воспоминание гармонии: создаваемый левым коленом острый угол нужен художнику, чтоб уравновесить построенную на треугольниках композицию.
Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого тела женщины.
Картина так и не была принята заказчицей. Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, а в 1899 году она была куплена Лувром. В текущее время «Большая одалиска» находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Дару в Лувре. Код: R.F. 1158.
Достойные внимания факты
Голова одалиски с малозначительными переменами повторяет голову дамы из картины «Рафаэль и Форнарина», написанной Энгром год назад по картине Рафаэля, изображающей его возлюбленную Форнарину.
Поза одалиски послужила основой одной из картин Амедео Модильяни.
К теме одалисок прямо за Энгром обращались высоко ценившие его Матисс и Пикассо.
- «Форнарина», Рафаэль, 1518-1520
- «Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813
- «Лежащая обнажённая», Амедео Модильяни, 1917
- «Одалиска в гризайли», Жан Энгр, 1824-1834
Литература
Cirlot L. Museo del Louvre I, Col. «Museos del Mundo». — Espasa, 2007. — Т. 3. — С. 174—175. — ISBN 978-84-674-3806-2.
«Форнарина», Рафаэль, 1518-1520
«Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813
«Лежащая обнажённая», Амедео Модильяни, 1917
«Одалиска в гризайли», Жан Энгр, 1824-1834
Сюжет
В течение долгих столетий Жанна д’Арк и ее история, полная домыслов, вдохновляли художников, работавших в разных жанрах, на всевозможные интерпретации. Однако Энгр был, пожалуй, первым, кто представил Орлеанскую деву святой. В 1920 году она и правда будет канонизирована католической церковью. Но в 1854-м, когда было написано полотно, Энгр никак не мог этого предвидеть.
Между тем Жанна д’Арк, закатившая к небу глаза, выглядит как классическая мученица, которая, веря в бога, пережила невозможное. Жанна смотрит на небо, убежденная, что военные успехи французов — заслуга бога, а не ее или короля.
Полотно. (wikipedia.org)
Главную героиню Энгр писал, собирая по частям. Сначала — с обнаженной модели, затем были добавлены одежда и доспехи. И, конечно, в ее лице читаются образы Мадонн, написанных в эпоху Кватроченто.
Выбор темы не случаен. Энгр был обеспокоен состоянием французского общества после потрясений 1848 года. Жанна д’Арк как средневековая икона политической лояльности и религиозной верности должна была призывать к национальному единству.
Эталон обнажёнки XIX века
Это был век академической живописи, когда первоклассные художники обязаны были создавать идеальные, действительно идеальные произведения.Но от этой идеальности в картинках возникал ледяной холод. И когда надо было писать обнажённых женщин, это влияло на результат: картины получались слишком отстраненные, тела похожими на мрамор, и зрелище не заставляло кровь бурлить. Только самые большие профессионалы живописи умели балансировать на грани, и создавать идеальные, но при этом эротичные произведения. Главный из них, разумеется, французский живописец Жан Огюст Доминик Энгр.Он создал серию картин, изображающих одалисок (обитательниц гаремов), в котором воплотил это совершенство.
БОЛЬШАЯ ОДАЛИСКА
На самом деле она «La Grande» — то есть не только «большая», но и великая.Картину заказала большая любительница изящного, сестра Наполеона неаполитанская королева Каролина, жена Мюрата. Энгр с охотой взялся за заказ, но пока работа шла, бац и наступил 1814 год. Родственникам Бонапарта как-то стало не до роскоши, но картине это не повредило. Энгр выставил ее в Париже, на полотно сразу накинулись знатоки анатомии, указывающие, что позвонки лишие, и повернуться так нельзя. Однако линии женского тела так изящны, сочетание нежного тела с глубокой лазурью занавесей так гармонично, и вообще, все так красиво вышло, что «Большая Одалиска» стала главной «венерой» своего времени.
ОДАЛИСКА С РАБОМ
Для сравнения взглянем на другое полотно Энгра, написанное в 1839 году.Тут тоже прекрасная обнаженная женщина, но нет такой изящной лаконичности и гармонии. Картина больше про восточную экзотику, и то, какие офигительные женщины в гаремах там запросто валяются, не то что тут у нас в Париже, где, чтоб добиться ласки от дамы, надо либо мелким бесом вокруг нее виться, либо нехило так вложиться. А в гаремах-то все как просто господину! В общем, гораздо менее «идеальна» эта картина.
ТУРЕЦКАЯ БАНЯ
А вот это полотно на самом деле про то, что Професионализм — это вещь! Энгр написал его в 1862 году, когда ему, на минуточку, было уже 82 года.Ну да, тут при желании можно и старческое сладострастие разглядеть. Но посмотрите, как все грамотно выстроено, как все отлично сбалансированно. Великое мастерство, при котором любая эротика становится искусством.У Энгра есть и другие работы с обнаженной натурой, но именно одалиски считаются лучшими и стали примером для подражания многих живописцев-академистов.А потом пришли импрессионисты и сказали: а что это вы тут фигней страдаете? Ведь можно по-другому!
Ренуар. «Обнаженная».
Что не так с «Большой одалиской» Энгра
И у шедевров бывают изъяны
Сейчас эта картина — одна из жемчужин Лувра. Но сразу после создания она была обругана критикой. Её даже сняли с выставки — из-за анатомического несоответствия.
Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814. Лувр, Париж
Главным в живописи Энгр считал линию. Ради изящной позы он мог запросто наплевать на анатомию.
Первое, что бросилось в глаза, критикам — три лишних позвонка одалиски: ради плавного и эффектного разворота Энгр удлинил её туловище.
Вообще, к рукам на картинах Энгра часто были претензии: их называли резиновыми — за то, что они изгибались исключительно по воле художника, будто внутри нет костей и суставов.
Эскиз Энгра к картине «Роже спасает Анжелику».
Досталось и колену одалиски: так улечься может только человек с вывихнутой ногой — слишком неестественная поза (зато классная композиция картины — с согнутым коленом в качестве вершины пирамиды!).
Может возникнуть подозрение: а вдруг это натурщица, позировавшая Энгру для «Большой одалиски», была такой невероятно гибкой да ещё и с аномально длинными руками и позвоночником?
Не было никакой конкретной натурщицы : «Большая одалиска» — это собирательный образ, идеализированный и прекрасный настолько, что местами, как мы видим, даже ужасен.
А вот лицо одалиски — от конкретной женщины. В истории искусства она известна как Форнарина — да-да, речь о возлюбленной художника Рафаэля.
Портретами Форнарины считаются эти две картины Рафаэля, написанные в 1510-х годах.
Сравним лица энгровской одалиски (слева) и Форнарины:
Похожи даже украшения.
История любви Рафаэля и Форнарины (являющаяся, к слову, в большей степени легендой, чем доказанным фактом) Энгру была симпатична — этому сюжету он посвятил несколько своих работ.
Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814Получается, что картины Энгра о Форнарине и Рафаэле написаны через 300 лет после того, как у них (возможно) что-то было. Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1840
Как видите, у Энгра Форнарина принимает не менее изысканные и вычурные позы, чем одалиска.
Контекст
Из биографии народной героини Энгр выбрал момент триумфа, причем не столько Жанны, сколько Франции. Обеспечив Карлу VII безопасный путь в Реймс, она тем самым проложила ему дорогу к легитимной власти, ведь французский монарх должен короноваться именно в Реймсском соборе. Торжественное миропомазание состоялось 17 июля 1429 года.
«Наполеон на императорском троне», 1806. (wikipedia.org)
Дальнейшие события складывались трагично для Жанны. Осенью следующего года она будет взята в плен и продана англичанам, а затем предана суду и сожжена. К 1453 году, когда в Столетней войне будет, наконец, поставлена точка, имя Жанны еще будет находиться под запретом, а все заслуги припишут Карлу VII.
Современные римейки на 20 классических картин
Перед вами 20 примеров классических картин, которые были воспроизведены любителями искусства и фотографии.
Все представленные фотографии создавали, соблюдая два правила: воссоздать классическое искусство и не использовать цифровых эффектов.
Самое интересное в том, что у каждого фотографа свой уровень толкования картины.
Некоторые отталкивались от представлений о идеализированной красоте, а другие сосредоточились на общих темах с оригинальным творением или представили ту же идею или сцену в современном свете.
Одно исключение из правил — это римейк на «Автопортрет» Винсента Ван Гога от Tадао Черняускаса. Художник сделал ретушь цифрового изображения, чтобы добиться большего сходства с оригиналом.
Тадао Черняускас
Хуан де Эзкурра
gebbs
Джошуа Луи Симон
Джесси Джон Ханнифорд
Фрэнсис Адэр Маккензи
Ewa Wiktoria Dyszlewicz
Александр Мури