Художник василий григорьевич перов (1833

«Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)

Эта картина близка к жанровым полотнам П. Федотова. Вместе с тем это перовское произведение наполнено трагическим смыслом и безысходностью. Критики Перова видели в нем идею «столкновения» и «противостояния» двух антагонистических миров, указывая на сходство с «темным царством» А. Н. Островского. И. Крамской на вопрос П. М. Третьякова о качестве картины, отозвался так:

Эта работа вовсе не страдает деталями и перегруженностью людьми. Все персонажи прекрасно выражают художественную идею автора.

Описание картины

Перед нами сцена из купеческой жизни – приезд гувернантки. Хозяин дома надменно рассматривает девушку.  Широко расставив ноги, небрежно запахнув халат и приставив руку на бок, он показывает свое превосходство перед ней. Слева от него стоит сын. Купчик под стать своему отцу: всей позой выказывает неуважение к гостье. Заложив руки назад, выпятив живот, скрестив ноги, неудосужившись повернуться лицом, он смотрит на нее искоса. Художник, комментируя картину, указывал на «бессовестное любопытство» этого отвратительного персонажа.

Позади купца показалась голова купеческой жены. Ее взгляд важен и высокомерен.

Старшая дочь видит в гувернантке объект для насмешек.

На стене гостиной висит портрет основателя этого темного царства, которое пытается за пристойной внешностью скрыть зверскую сущность.

Только девочка в розовом платье проявляет искреннее любопытство к гувернантке. «Розовый» цвет в художественном мире живописца означает душевную чистоту.

Гувернантка почтительно склонила голову перед надменными хозяевами дома. В ее руках рекомендательное письмо, которое она пытается достать. В этом жесте сквозит неуверенность и «чужеродность» купеческому миру, предчувствие будущей гибели.

За входной дверью выглядывают слуги. Их отношение к событию неоднозначное. Они искренне радуются встрече с новой гувернанткой и одновременно сочувствуют ей, понимая унизительное положение своего сословия.

Картина «Приезд гувернантки» — одна из лучших работ из «энциклопедии» русских типажей.

«Охотники на привале» (1871)

Перов серьезно увлекался охотой, и эта страсть не могла не отразиться в его творчестве. В начале 1870-х годов появилась большая «охотничья серия» картин, в которую вошли многие известные работы «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник» и др. В этом ряду самую яркую охотничью сцену представляет картина «Охотники на привале». Она была показана на Первой передвижной выставке и вызвала противоречивые отклики.

М. Салтыков-Щедрин увидел в перовской работе неестественную театрализацию:

Достоевский охарактеризовал полотно так:

Описание картины

В этой работе Перов как «ценитель поэзии охоты» пытается показать радостную сторону жизни, представив яркие психологические характеристики персонажей. Его герои списаны с конкретных лиц. Моделью рассказчика «страшной» истории послужил врач Дмитрий Павлович Кувшинников.

В русской литературе, в частности в рассказе Чехова «Попрыгунья» он является прототипом доктора Дымова. В молодом охотнике, одетом с иголочки искусствоведы узнают члена московской городской управы Николая Михайловича Нагорнова. Иронично ухмыляющийся персонаж в одежде простолюдина идентифицирован как врач, художник-любитель, писатель Василий Владимирович Бессонов.

Три охотника, увлеченные беседой, не замечают уток, летящих над их привалом. Эта неправдоподобная для записных охотников деталь подчеркивает «страстность» истории рассказчика.

Молодой простодушный человек восторженно слушает бывалого охотника, запоминая каждое слово, чтобы пересказать байки своим приятелям. Новая одежда выдает в нем новичка охотничьего дела. Эта охота является для него характерным знаком наступившей «взрослости».

Между рассказчиком и слушателем изображен скептик с необыкновенно выразительными чертами лица. Он сомневается и нисколько не верит новоявленному барону Мюнхгаузену, но увлеченно поддерживает разговор, подсмеиваясь над умением врать первого приятеля и наивностью второго.

В творчестве художника важную роль играют руки человека. В этой работе действие во многом задается руками героев, ими определяются их психологические особенности. Растопыренные пальцы «враля» добавляют больше страсть рассказу. Простолюдин, почесывающий свою голову как бы не очень доверяет услышанному и считает это явным «враньем». Сжатая в кулак рука молодого человека передает его волнение и напряжение.

Мрачный осенний пейзаж выбран автором преднамеренно. Краски поздней осени как бы созвучны страшной истории «бывалого» охотника.

На переднем плане представлен натюрморт с подстреленной дичью и охотничьими принадлежностями, без которого картина была бы неполной.

Мастер знал толк в охоте. В. Стасов сравнивал «Охотники на привале» с лучшими охотничьими рассказами И. С. Тургенева.

Заграница

Женившись в 1862 году на Елене Шейнс, художник в декабре того же года вместе с супругой отправляется в поездку по Европе. Дольше всего Перовы задержались в Париже. Здесь живописца также больше всего интересует жизнь народа, теперь французского. Интересные типажи детей и взрослых и необычные для русского глаза уличные сценки становятся предметом живописи художника. Написав ряд полотен за два года пребывания здесь, художник чувствует настоящую ностальгию. Он обращается в Академию, чтобы согласовать досрочный приезд домой. Получив разрешение, устремляется в Москву – здесь он проживёт все оставшиеся годы.

Детство и юность

Василий Григорьевич Перов родился 21 декабря 1833 г. (02 января 1834 г. по новому стилю) в сибирском городе Тобольске.

Отцом будущего художника стал губернский прокурор барон Григорий Карлович Криденер. Мать, Акулина Ивановна Иванова, была местной мещанкой.

Вскоре после рождения сына его родители обвенчались, но, как незаконнорожденный, мальчик не имел право на фамилию отца, поэтому в документах была указана фамилия крёстного – Васильев. Перовым мальчик стал позже. Эта фамилия произошла из прозвища, данного Василию его учителем грамоты за успехи в чистописании.

Семья часто переезжала: сначала в Архангельск, затем в родовое имение Суслеп, потом в Самарскую губернию к родственникам.

В 1842 г. барон Криденер получил должность управляющего имением в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. Здесь мальчик заболел оспой, из-за чего у него сильно ухудшилось зрение. В этот же период, наблюдая за работой приглашённых отцом художников, Василий увлёкся рисованием.

В 1843 г. мальчик поступил в арзамасское училище. Окончив его в 1846 г., начал учиться в арзамасской художественной школе имени А. В. Ступина. Преподаватель сразу разглядел в юноше талант, и одному из первых разрешил ему писать масляными красками. Проучился там Василий 3 года, не окончив учебное заведение из-за конфликта с другим учеником. После чего приехал к родителям и продолжил самостоятельные занятия живописью.

Автопортрет. 1851 г.

Живопись

Хотя Перов обладал бесспорным художественным талантом он понимал, что ему следует продолжать обучение. В 20-летнем возрасте он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это был один из самых сложных периодов в его биографии.

Молодому человеку катастрофически не хватало денег, а также не было постоянного места жительства. Это привело к тому, что он решил оставить учебу, не видя выходя из сложившегося положения. Однако, когда об этом стало известно его учителю, Егору Васильеву, он разместил Перова в своем доме и обеспечил всем необходимым.

В 1856 г. за представленный в Императорскую академию художеств «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника», Василий удостоился малой серебряной медали. Спустя год ему вручили большую серебряную медаль за полотно «Приезд станового на следствие», в котором уже прослеживался его собственный «почерк».

Тройка

Незадолго до окончания училища Василий Перов стал автором таких картин, как «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе». Примечательно, что за первую работу его наградили большой золотой медалью и предоставили возможность побывать за рубежом в статусе пансионера.

Став дипломированным художником Перов написал полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем ленивый священнослужитель сидит за обеденным столом, а рядом стоят голодные нищие, которых слуга не подпускает к господину.

После этого Василий отправился за границу, побывав в разных городах Германии и приехав в Париж. Здесь он прожил более года, продолжая заниматься живописью. В ту пору были написаны такие полотна, как «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре» и другие работы.

В 1864 г. Перов возвратился в Москву, где провел всю оставшуюся жизнь. Его сильно волновали жизнь простых людей и социальные проблемы, в связи с чем он выражал свои мысли с помощью кисти. Во второй половине 1860-х годов он изображал на полотнах крестьян, батраков, бедных детей и т. д.

В данный период биографии Василий Перов стал автором таких известных работ, как «Проводы покойника» и «Очередь у бассейна», за которые удостоился наград на художественных конкурсах. Тогда же в его творчестве стали преобладать драматические сюжеты.

Затем мастер представил картины «Сцена на почтовой станции», «Тройка», и «Приезд гувернантки». На них он изобразил крайне тяжелое и унизительное положение батраков – персонажи Перова как бы с упреком смотрят на зрителя.

Интересен факт, что искусствоведы отмечали, что подобный прием будет использоваться живописцем на многих его портретах. За работы «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» он получил звание академика. В 1867 г. его полотна участвовали на Всемирной выставке, получив прекрасные отзывы от критиков.

В последующие годы биографии Перов начал уделять больше внимания портретной живописи. На холсте он стремился передать психологический и духовный мир портретируемого, достигнув в этой области больших высот.

В 1869 г. Василий Перов вместе с Григорием Мясоедовым основал московскую группу передвижников; в течение 7 лет он был членом правления. В скором времени он стал профессором Академии художеств за работы «Странник» и «Птицелов».

Охотники на привале

В последнее десятилетие своей творческой биографии Перов увлекся житейской бытовой тематикой. Именно тогда появилась его знаменитая картина «Охотники на привале». В 1871 г. он попробовал себя в качестве преподавателя Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Тогда же Василий Григорьевич написал множество портретов известных ученых и деятелей культуры, включая Даля, Тургенева, Островского, Достоевского и др. В 1873 г. его работы «Рыболов» и «Охотники на привале» выставлялись на Всемирной выставке в Австрии.

В следующем году художник простудился во время охоты, что привело к развитию чахотки. В те годы для его полотен были характерны исторические, литературные и религиозные мотивы. В 1877 г. он вышел из состава Товарищества передвижников.

Примерно через год несколько картин Перова были выставлены на Всемирной парижской выставке. Затем весь трагизм своего внутреннего мира он выразил «евангельским» циклом и знаковым полотном «Никита Пустосвят. Спор о вере».

Раскачивание

Художники порой изображают умиротворяющие монотонные движения кресла-качалки — устройства, которое позволяет извлечь пользу из успокоительного раскачивания. И хотя колыбели существуют с древних времен, кресло-качалку для взрослых стали использовать лишь в начале XVIII века. Первые ее изображения появляются в американском народном искусстве этого периода.

В XIX веке портретисты часто запечатлевали своих моделей в кресле-качалке. Именно в нем сидит мечтательная юная леди, изображенная на живописном этюде к картине Джеймса Тиссо. В нем же изобразил свою тетю на одном из своих ранних полотен Эдвард Мунк: модель явно пребывает в сумрачном настроении. Однако самым известным любителем кресла-качалки был, пожалуй, президент США Джон Ф. Кеннеди. На протяжении всей жизни Кеннеди страдал от болей в спине, и у него было несколько таких кресел, включая то, которое он использовал при перелетах на борту номер один.


Гладильщицы. Эдгар Дега. 1884 год

«Тройка» (1866)

Свой замысел картины Перов объяснял в письме к Д. Григоровичу:

В процессе работы автора над полотном постоянно менялась композиционная идея. Написав «пристяжных» детей, Перов долго выбирал модель для центрального персонажа. Об этой истории с поиском Перов пишет в рассказе «Тетушка Марья». Ребенка, подходившего для картины, художник встретил случайно на улице. Этот мальчик вместе с матерью шел молиться в храм.   Поначалу женщина, испугавшись сглаза, ответила на просьбу художника отказом, но затем согласилась. Спустя четыре года после создания картины она сообщила живописцу о смерти сына Васи и попросила показать ей эту работу. Художник повел ее в галерею П. М. Третьякова. Увидев своего мальчика, мать сказала: «Вот он – как живой! Вот и зубик его сломанный!»

В. Г. Перов и П. М. Третьяков на какое-то время оставили женщину одну у холста. Вернувшись, они увидели ее стоящей на коленях перед картиной. Известно, что впоследствии Перов написал для несчастной матери портрет ее сына.

Описание картины «Тройка»

Действие происходит в Москве. На место действия указывает силуэт Рождественского монастыря на заднем плане картины. На фоне глухой монастырской стены изображены мастеровые, везущие в санях чан с водой.  Дети являются центром всей композиции. Их лица озарены теплым светом.

Все вокруг них тонет в морозной дымке большого города: отдаляющиеся человеческие фигуры, заиндевевшие деревья и заблудившаяся в тумане небольшая стая птиц.  Сердобольный прохожий подталкивает сани сзади.  Автор намерено не изображает его лица, словно он не присутствует на картине и является всего лишь частью мрачного пейзажа.

Дети, запряжённые в повозку, безропотно смирились со своей нелегкой участью. Путь у них был долгим. Безжалостный ветер распахивает полы верхней ветхой одежды. Заметенная снегом дорога и непосильный груз за плечами замедляет ход. Выплескивающаяся из кадки вода нарастает льдом на стенах бочек и полозьях саней. Рогожа, прикрывающая чан, взвилась от ветра вверх и вот-вот спадет вниз.

Центральной фигурой «тройки» является самый старший из детей. Мальчик рвется вперед, но веревки, перетянувшие грудь, мешают ему дышать, возвращая назад.  Осознавая безвыходность положения и превозмогая боль, он впрягается в узду обеими руками, взяв на себя большую тяжесть груза. Его щеки обморожены. Глаза полны отчаяния. Роль лидера ему досталась по старшинству, и он ее упорно выполняет.

Мальчик с левого края «Троицы» тащит воз из последних сил. Безвольно висящая правая рука отяжелела и ослабла. Его взгляд отрешен. Мышцы на вытянутой тонкой шее напряжены. Он падает от усталости, но не сдается.

В одной упряжке с мальчиками изображена маленькая девочка. Из-под распахнутого старого тулупа видна тонкая юбка. С головы спадает легкий платок. Волосы треплет ветер. Она не смотрит вперед, в ее полузакрытых глазах скрывается горькая обреченность. Замерзшие руки будто пристыли к веревке, перекинутой через плечо. На ногах большие тяжелые ботинки.

Впереди повозки бежит оскаливший зубы дворовый пес.   Он как бы ведет детей до мастерской, разделяя вместе с ними их страдания.

Эта драматическая картина стала своего рода протестом против узаконенного детского труда, типичного для России того времени.

Биография Василия Перова

Василий Перов появился на свет 21 декабря 1833 (2 января 1834) в Тобольске. Он был внебрачным сыном прокурора барона Георгия Криденера и тобольчанки А. И. Ивановой.

Детство и юность

В скором времени после рождения Василия его родители узаконили отношения, но он все равно не имел прав на фамилию и титул отца. Интересен факт, что фамилия «Перов» представляет собой прозвище художника, данное ему учителем чистописания, который так отметил своего ученика за умелое владение пером для письма.

Семья часто меняла место жительства, что было связано с работой отца. В детстве Василий Перов переболел оспой, вследствие чего начал хуже видеть. В результате, у него было слабое зрение до конца его биографии.

Тогда же у Василия начал проявляться живой интерес к живописи. Во время учебы в уездном училище, он самостоятельно занимался рисованием, а позже начал посещать художественную школу Александра Ступина. Любопытно, что учитель раньше, чем других учеников, посадил Перова за мольберт, разрешив ему писать маслом.

Ступин сразу разглядел у Василия талант, о чем говорил своим воспитанникам. По приезду домой, Перов начал создавать свои первые картины: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка» и «Народное гуляние в семик». Именно тогда он стал делать первые серьезные шаги в живописи.

Знаменитые картины Василия Перова

Будучи человеком большого сердца, Перов с любовью создавал трогательные образы детей из народа. Известна его картина «Спящие дети» (1870 г.), изображающая двух крестьянских ребятишек, спящих после изнурительной работы. Они лежат в сарае на полу, покрытом рогожей. Луч солнца, пробивающийся сквозь небольшое окно, освещает лица детей, и видно: так глубок и так тяжёл их сон, безрадостный как и сам деревенский быт того времени.

Особенной популярностью пользуется картина «Тройка» (1866 г.) В. Г. Перова, рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу… Холодный зимний пасмурный день. Дует сильный ветер. По засыпанной снегом ухабистой дороге трое подростков везут обледеневшую бочку с водой. Лица их бледны, измождены. Худенькие, полные крайнего напряжения детские фигурки одеты в лохмотья. Непосильный физический труд, нищета, голод и холод — вот что было уделом детства и юности огромного множества детей трудящихся.

В. Г. Перовым создана серия портретов передовых деятелей русской культуры — писателей, поэтов, художников, отличающаяся тонкой психологической выразительностью образов. В этой серии мы встречаем и автопортрет самого Перова. На нас смотрят умные, проницательные глаза человека, много в жизни увидевшего и пережившего, человека сильной воли и критического склада ума.

Выдающийся художник-демократ В. Г. Перов любил свой народ, ему он отдал свой большой талант.

Василий Григорьевич Перов интересные факты

  • Он был незаконным сыном, поэтому носил фамилию Васильев, фамилию своего крестного отца. Однажды учитель грамматики дал ему прозвище Перов, так как его ученик прекрасно владел пером. Но кличка настолько сильно «приросла» к нему, что стала его фамилией.
  • Перов в 1862 году женится на племяннице профессора Рязанова —  Елене Шейниц. К сожалению, семейная жизнь художника сложилась весьма трагично: в 1867 году умерла жена, после нее умирает 2 их старших детей. Остался в живых только сын Владимир.  Только через 5 лет Владимир Григорьевич художник женился во второй раз на некой Елизавете.
  • В молодости Перов был веселым и жизнерадостным человеком. Но в последние годы своей жизни художник стал раздражительным и подозрительным человеком.
  • Он был одним из учредителей и членов Товарищества передвижных художественных выставок.
  • Василия Перова называли «подлинным певцом скорби». Это прозвище закрепилось за ним из-за того, что постоянными персонажами картин художника были уставшие крестьяне, замерзшие, голодные или оплакивающие покойных родственников.

Интересные факты о творчестве Василия Перова

  • Перова иногда называют певцом народной скорби. В глазах персонажей на его картинах можно увидеть беспросветную тоску и горький упрек. Чаще всего художник изображал на своих произведениях простых крестьян, их жен, детей и скромный быт. Это отчетливо заметно в таких работах как «Проводы покойника», «Гитарист-бобыль», «Сцена у железной дороги».
  • Василий Григорьевич написал множество картин. Чаще всего он писал «жанровые» картины. Они изображают сцены из повседневной жизни, например «Отпетый» и «Тройка». Также неоднократно получали признание работы Перова в религиозном жанре, среди которых самой скандальной стала «Сельский крестный ход на Пасхе». Большой популярностью у знати пользовались портретные работы художника — из под его кисти вышли портреты Достоевского, Тургенева, Даля. В последние годы своей жизни он стал все больше внимания уделять историческому жанру — «Плач Ярославны», «Христос и Богоматерь у житейского моря».
  • Еще в студенческие годы Перов успел себя зарекомендовать как талантливый живописец. В арзамасском художественном училище действовали строгие правила —ученики младших классов не имели права рисовать кистью. Однажды руководитель училища А.В. Ступин нашел втайне написанную Василием картину, и разрешил тому раньше срока начать рисовать масляными красками.
  • Художник при жизни удостоился двух почетных званий Императорской академии художеств. В 1866 году он получил звание академика, а в 1870 — профессора.
  • В своих работах Перов трижды изображал Пугачева. На всех картинах его образ получился совершенно разным. Художник каждый раз был недоволен результатом. Он изображал Пугачева как лихого казака, как плюгавого пройдоху, а в третий раз как жестокого бунтаря. Только третья редакция картины увидела свет. Живописец планировал четвертый раз переписывать ее, но его планам не суждено было сбыться.
  • В 1862-1864 годах художник был командирован Императорской академией художеств в Европу. Он стал первым из всех русских живописцев, который просил вернуть его досрочно, а не продлить срок командировки. Сам Перов называл ее «ссылкой».
  • Василий Григорьевич был одним из создателей «Художественных передвижных выставок», которые вели в стране активную просветительскую деятельность. Он участвовал в московских выставках и был одним из руководителей группы на протяжении семи лет, с 1869 года. Так, впервые увидел свет именно на передвижной выставке портрет Ф.М. Достоевского, вышедший из-под кисти Перова.
  • Василий Григорьевич Перов и его творчество навсегда останутся в памяти жителей нашей страны. О знаменитом художнике помнят по сей день. Так, было организовано 3 выставки, посвященные памяти художника. В годы Советского Союза было выпущено 3 почтовые марки. В 2009 году в России вышло еще почтовые марки, на одной из которых изображен автопортрет Перова.

Как создавалась картина «Тройка» Василия Перова

Картина «Тройка» входит в пятерку самых известных работ, созданных художником-передвижником Василием Перовым. В ней он рассматривает социально значимую тему, связанную с эксплуатацией детского труда. Перов очень тщательно выбирал героев для своей картины «Тройка», несколько месяцев ему не удавалось отыскать подходящих моделей.

Василий Перов. Картина «Тройка»

Картину «Тройка», написанную Перовым, искусствоведы называют одним из наиболее эмоциональных полотен. Сейчас посмотреть на художественный шедевр, о котором много говорили в XIX веке, можно в Третьяковской галерее.

Картина «Тройка» Василия Перова — не первая работа художника-передвижника, рассказывающая о тяжелой судьбе крестьянских ребятишек. Этой теме посвящены «Дети-сироты на кладбище» (1864), «Мальчик-мастеровой» (1865), «Савояр (1864), «Спящие дети» (1870). Они также находятся в экспозициях Третьяковки.

Василий Перов. Картина «Дети-сироты на кладбище» Василий Перов. Картина «Мальчик-мастеровой» Василий Перов. Картина «Савояр» Василий Перов. Картина «Спящие дети»

«Тройка» — лучшая жанровая картина Перова

1860-е годы — наиболее продуктивное время в творчестве художника-передвижника. В это время он написал несколько своих лучших работ, вошедших в историю искусства. Много сделал для развития русской жанровой живописи.

История жизни Василия Григорьевича Перова

Первая же картина, созданная после возвращения, — «Проводы покойника» (1865) — сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения — формирующегося идейного реализма. «Перед нами сани с женщиной и детьми, — говорил Д.В. Григорович. — Как это сделал художник, мы не знаем, это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать». Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки. У Перова — никто, он дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе. 

Странник. 1859.Саратовский художественный музей

Близка этой картине по духу «Тройка» (1866). К лучшим произведениям этого типа относятся также «Утопленница» (1867) и «Последний кабак у заставы» (1868). 

Во второй половине шестидесятых годов Перов продолжает работать и в области сатиры, острие которой по-прежнему направлено главным образом против духовенства. Не щадит художник и купечество. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) Перов показывает тяжелую участь интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к купцу-самодуру. 

Наряду с глубокими общественными темами, искусство Перова затрагивало и более простые житейские мотивы. Картины «Дилетант» (1862), «Учитель рисования» (1867), «Сцена у железной дороги» (1868), «Спящие дети» (1870), «Приезд институтки к слепому отцу» (1870) и другие чрезвычайно точно рисуют жизнь и быт простых, ничем не примечательных людей, их горести и радости. 

Дилетант. 1862.Государственная Третьяковская галерея

В 1869 году совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, Перов организовал московскую группу передвижников. Перов стал одним из деятельных членов Товарищества и в течение семи лет являлся членом Правления. 

В семидесятые годы в творчестве Перова преобладают житейские бытовые сюжеты. Его «Птицелов» (1870), «Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (1871), «Ботаник» (1874), «Голубятник» (1874) и другие картины представляют характерные типы московских обывателей того времени. Именно это приводило в восторг В.В. Стасова: «Тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России». 

Сватовство. 1862

Если говорить о достижениях Перова, то в позднем творчестве они связаны в первую очередь с портретом. Его «Фомушка-сыч» (1868) — одно из самых замечательных, самых проникновенных изображений русского крестьянина пореформенного времени. А его портреты? Этот «купец Камынин», сам Островский, Достоевский (1872), Погодин, — разве это не целая эпоха? 

Перов впервые в русской живописи подошел к изображению народных восстаний. Исторические полотна Перова — «Суд Пугачева» (два варианта) и «Никита Пустосвят» (1881) подготовили появление знаменитых произведений Сурикова. 

Утопленница. 1867.Государственная Третьяковская галерея

Большое значение для воспитания молодых художников имела педагогическая деятельность Василия Григорьевича в Московском училище живописи и ваяния. Под непосредственным наблюдением Перова здесь выросла целая плеяда русских живописцев, проявивших себя в последующее время. 

Личная жизнь художника с конца шестидесятых годов складывалась трагически. В 1869 году умерла его жена, а спустя некоторое время он похоронил и двух своих старших детей. В довершение всего в 1874 году Перов узнает, что болен чахоткой, излечить которую было тогда практически невозможно. 10 июня 1882 году, после тяжелой мучительной болезни, художник скончался. 

Перов с передвижниками

В 1869 году Василий Григорьевич с энтузиазмом ухватился за идею Мясоедова создать Товарищество передвижных выставок и взялся за его московскую часть. Административной работой Товарищества Перов занимался в течение следующих семи лет.

На показах передвижников особой популярностью пользовались сюжеты на житейские и бытовые темы, близкие большей части зрителей и потенциальных покупателей. Так, на 1-й в истории выставке ТПХВ были показаны «Рыболов» и «Охотники на привале», которые позже отправились на Всемирную выставку, а также некоторые портреты.

В 1871 году Перов начинает преподавательскую деятельность в МУЖВЗ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: