«сельский крестный ход на пасху»: что на самом деле изображено на картине?

Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ. – презентация

1 Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ

2 ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ М осковское училище живописи и ваяния времён учения в нём Перова отличалось от Петербургской Академии большей свободой. Это, в частности, выражалось в том, что учащиеся сами могли выбирать темы для «программных» картин. Что и сделал Перов, готовясь участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль. Но сформулированный замысел вызвал недоумение в академическом совете и был отвергнут «за непристойное изображение духовных лиц».

3 ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ П еров уступил совету, заменив этот сюжет сюжетом «Проповеди в селе», за которую и получил чаемую награду – она давала право на заграничную пенсионерскую поездку. Но прежнего своего замысла молодой живописец не оставил и ещё до отъезда за границу «Крестный ход» всё-таки написал. Будучи выставленной в 1862 году на постоянной выставке Общества поощрения художеств в Петербурге, картина произвела эффект взорвавшейся бомбы.

4 ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ В скоре её приказали снять с выставки. Заговорили о том, что как бы Перову вместо Италии не попасть на Соловки. Делались предупреждения и П.М. Третьякову, успевшему приобрести это полотно. Ожидался запрос от Синода по поводу покупки «безнравственных» полотен. Но всё обошлось. В скоре её приказали снять с выставки. Заговорили о том, что как бы Перову вместо Италии не попасть на Соловки. Делались предупреждения и П.М. Третьякову, успевшему приобрести это полотно. Ожидался запрос от Синода по поводу покупки «безнравственных» полотен. Но всё обошлось.

6 ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Большую часть холста занимает небо (оно несёт очевидную символическую нагрузку). Это стало возможным благодаря тому, что праздничая процессия выстроена в движении справа налево – как бы «срываясь» вниз.

7 ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Эффектная деталь – перевёрнутая икона в руках пьяного старика, одетого в лохмотья. Она подчеркивает степень «ликования» празднующих Христово воскресенье.

8 ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Ещё один символ – пасхальное яйцо, раздавленное пьяным священником. Слева от священника изображён дьякон, в попытке спасти яйцо не удержавшийся на ногах и выронивший в грязь молитвенник.

«Портрет писателя Ф. М. Достоевского» (1872)

Портрет является вершиной портретной живописи Перова, биографическим портретом писателя. В нем точно переданы индивидуальные черты и «следы» прожитых дней героя. На момент создания портрета писатель прошел гражданскую казнь, каторгу, написал великие произведения о трагическом мире «униженных и оскорбленных». Образ Достоевского удался благодаря мировоззренческой близости писателя и художника. Их заочное знакомство состоялось в начале 1860-х годов, когда Ф. М. Достоевский выделил в своем отчете об академической выставке картину «Проповедь в селе».

П. М. Третьяков мечтал собрать в своей галерее прижизненные портреты выдающихся деятелей русской культуры. Зимой 1871 года на просьбу П. М. Третьякова позировать Перову писатель без раздумий согласился. Из воспоминаний жены Достоевского, Анны Григорьевны:

Осенью 1872 года писатель навещал художника в Москве. Они ездили в галерею П. М. Третьякова.

Описание портрета


Достоевский изображен в рембрандтовской манере на фоне темного пространства. Его фигура словно выхвачена светом. Известно, что до написания портретной серии, художник копировал работы Ван Дейка и Веласкеса в Эрмитаже. Взгляд писателя отведен в сторону. На лице читается глубокая скорбь. Отрешенная сосредоточенность – одна из основных художественных характеристик портрета. Сомкнутые в замок руки на приподнятом колене словно замыкают героя в мир его собственных переживаний.

Старый потертый сюртук похожий на арестантское платье намекает на каторжного прошлого писателя.

Портреты Перова

В. Г. Перов является одним из самых известных русских портретистов II половины XIX века. Жанром портрета он занялся вплотную в 1860-1870 годы по просьбе П. М. Третьякова. Писал Перов в основном портреты писателей. В России того времени жизнь воспринималась преимущественно через литературу, которая была наставником, проповедником, обличителем, выразителем народных дум.

Перовские портреты узнавались с первого взгляда по отличительным особенностям автора. Во-первых, они выражали внутреннюю сущность модели, во-вторых, в них содержались элементы жанра, свойственные перовским картинам этого ряда. Это очевидно в «Портрете А. Н. Островского» (1871) и в «Портрете И. С Тургенева (1872).


«Портрет А. Н. Островского» (1871)


«Портрет И. С Тургенева» (1872)

Замечательные слова о перовских портретах сказал М. Нестеров:

«Чаепитие в Мытищах» (1862)

Путники, следующие на поклонение в Троице-Сергиеву лавру, обычно останавливались в Мытищах, известных источниками чистой питьевой воды. На своем холсте художник изобразил сцену в придорожной «чайной». За столом с самоваром полулежа пьет чай, утомившийся с дороги тучный священнослужитель. Одет он в красивую рясу. Рядом с ним лежит дорогой саквояж.

К этому же столу подошли нищие прохожие. Маленький босой мальчик в лохмотьях робко держит свою шапку для подаяния. Инвалид войны с наградами на рваном сюртуке протягивает свою жилистую руку в надежде на милость со стороны самодовольного церковника. Сытый голодного не разумеет. Ни один мускул не дрогнул на самодовольном заплывшем жиром лице пастыря. Он демонстративно и брезгливо повернул голову в другую сторону.

А. Бенуа пишет:

Передвижники

Перов нам известен как организатор и представитель независимого объединения российских художников конца XIX века, которое функционировало под названием «Товарищество передвижных художественных выставок». Членов этого объединения еще называли — художники-передвижники. Свои работы они противопоставляли произведениям «академистов» с их полотнами на библейские и мифологические сюжеты и портретам в парадном стиле. Популярностью пользовались так называемые салонные пейзажи. К российским художникам-академикам относят, например, Александра Иванова и Карла Брюллова.

Передвижники же черпали вдохновение в истории народа и его культуре. Первая выставка картин художников, входящих в это объединение, была проведена в 1871 году в здании, где располагалась Петербургская академия художеств. Позже эти работы переместились в Москву, Киев, Харьков. Своеобразными «хитами» собрания картин тогда стали полотна «Грачи прилетели» А. Саврасова и «Петр I допрашивает Алексея Петровича в Петергофе» Н. Ге.

Демонстрации работ передвижников проходили в различных городах российской империи. Среди целей подобных мероприятий были, в частности, знакомство жителей русских провинций с произведениями русских художников и развитие любви к искусству среди современников из разных слоев общества. Попутно художники продавали свои полотна, поскольку существовало объединение за свой счет. Их приобретали как в музеи, так и для частных коллекций. Нередко передвижники писали портреты на заказ.

К товариществу имели отношение в разные периоды такие известнейшие мастера, как Илья Репин, Василий Суриков, Иван Крамской, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Валентин Серов, Василий Перов и другие.

Самая недооцененная

  • «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)
  • Холст, масло 44 x 53,3 см
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картину часто ругали за сухость колорита. Искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, заведующий Отделом нового русского искусства Третьяковской галереи, о. А художник Иван Крамской решил, что на картине чересчур многолюдно: «Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят».

Самая недостоверная

  • «Охотники на привале» (1871)
  • Холст, масло. 119 x 183
  • Государственная Третьяковская галерея

Увлеченных охотничьими байками персонажей художник писал со своих знакомых. Рассказчик — врач Дмитрий Кувшинников послужил прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова — Софья Петровна являлась хозяйкой литературно-художественного салона, в котором бывали Перов, Левитан, Репин, Чехов. В какой-то момент между ней и Левитаном, который был младше ее на десять лет, разгорелся роман. Парочка уединялась на этюдах. А досталось за это Чехову, Попрыгунья которого получилась уж очень похожей на Софочку. Левитан вызвал писателя на дуэль, но друзьям удалось ее расстроить.

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова. Молодой охотник, увлеченный рассказами старших, — 26-летний Николай Нагорнов — будущий член московской городской управы. Знатоки охоты, отдавая должное познаниям Перова — он сотрудничал в журнале «Охота и природа», находили неточности. Тушка зайца-русака, например, не повреждена — по правилам псовой охоты, убитого зверька нужно было ткнуть ножом между лопаток, отрезать ему передние лапы и вставить в седло. Непонятно, как героям удалось разом подстрелить лесную птицу и зайца — обитателя полей. Случайным выглядит рожок — его использовали на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но стаи гончих здесь не наблюдается. А брошенное на землю ружье — и вовсе ни в какие ворота. Опытный охотник никогда не положит его дульной частью на землю, дабы не засорить канал ствола.

Напился до чертиков в 13 лет

Вообще-то он Васильев — внебрачного сына губернского прокурора, барона Георгия (Григория) Карловича Криденера, записали на крестившего его дьячка. Мать, Акулина Ивановна, сошлась с Криденером, похоронив мужа. Некоторое время родители Василия жили невенчанными, и, хотя позже скрепили союз в церкви, их сыну не достались ни фамилия, ни знатный титул.

И быть бы ему Васей Васильевым, если бы не способности к рисованию. Отец отдал сына в частную школу в Арзамасе — тот выписывал пером буквы так искусно, что заслужил соответствующее прозвище, которое со временем и стало фамилией. Однажды вместе с однокурсниками 13-летний Василий был зван на именины. Оторвались так, что домой юношу доставил извозчик совершенно пьяным. Перов чудом не был отчислен.


Автопортрет Перова (1870)

О личной жизни художника известно немного. В 1862-м он женился на племяннице профессора Ленинградской консерватории Елене Шейнс. Но всего через пять лет супруга, а следом за ней двое старших детей умерли. В живых остался только сын Владимир — он тоже стал художником. Через пять лет после смерти первой супруги живописец женился снова. Детей в браке не было, но они появлялись на его полотнах — и было понятно, что автор всем сердцем любит и жалеет своих героев.

Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду

На половине пути к Врубелю, справа от портала отделяющего зал Василия Перова от пейзажистов, находится картина так сильно потемневшая, что ее можно и не заметить. Только линии золотого асиста все еще резко выделяются на темном полотне картины.

Василий Перов.

Христос в Гефсиманском саду, 1878Задержимся у этой картины и дадим себе труд рассмотреть ее внимательней. В первую очередь мы увидим выхваченные из мрака лунным лучом руки и голову человека, распростертого ниц. Поза его расслабленна, в нем не чувствуется никакого напряжения.

Именно так, “пав на лице свое”, жители древней Палестины выражали одновременно и крайнюю степень мольбы, и крайнюю степень покорности. Ранняя весна, и ночи в горах близ Иерусалима еще холодны.

А там, справа, за стеной колючих кактусов, которые словно вытягивают свои тоненькие шеи и ждут чего-то, там вдалеке раскинулся древний город. Несмотря на позднюю ночь в окнах домов горит свет. Люди Бога празднуют великий праздник Пасхи. Они не знают еще, что несколько часов назад в неприметной Сионской Горнице Бог дал людям всего мира Новый Завет.

Отойдем ненадолго, чтобы оглянуться и посмотреть на другие картины Перова-Передвижника. Вот за нами: “Сельский Крестный ход на Пасхе” 1861 года и хрестоматийное “Чаепитие в Мытищах” – 1862. Левая стена: “Тройка” (1866) и прекрасные портреты: А.Н. Островский (1871) и Ф.М. Достоевский (1872), далее, охотничьи сюжеты.

И вот мы возвращаемся к вершине творчества живописца: картине “Христос в Гефсиманском саду” (1878), “Моление о чаше”.

Как случилось, что Василий Перов, возмущавший властей своими обличительными сюжетами, обрушивавшийся то на церковную иерархию, то на социальное неравенство, освоивший тонкости психологического портрета, на финальном этапе своего творчества оставил все это, чтобы написать сверхнатуралистического Христа.

Давайте еще раз вглядимся в эту удивительную картину. Таинственный и возвышенное “Гефсиманское моление” стало сюжетом для прекрасных картин многих великих художников. Василий Перов отказывается от традиционных трактовок, принятых в европейской живописи и не изображает Иисуса Христа стоящим на коленях. Его предшественники создавали шедевры, решая пластическую позу и психологию портрета Спасителя в час Его возвышенной молитвы. В картине Перова поза Христа статична. Зритель не видит лица Иисуса, а психологическое состояние передается через изображенный пейзаж. Ходожник ищет реально существующего Иисуса Назаретянина, с другой же стороны он не позволяет себе использовать свой талант портретиста, и тем самым внести фальшь в эту историческую картину.

Вместо натуралистического напряжения Василий Перов вносит в свою картину новый пласт духовной реальности.

Крестообразный цветок, склонившийся над Христом и золотой терновый венец над Его головой – эти приемы одинаково чужды и современной Перову академической живописи, ищущей земного образа Сына Человеческого и отказывающейся от изображения Божественного, и иконописи, изображающей Горний Мир и не нуждающейся в аллегории.

На картине Перова цветок и венец – это вневременные знаки, символы будущей крестной смерти и воскресения, страдания и увенчания славой. Через сто с лишним лет они не поблекли на этой картине.____________________Использованы материалы сайта

Самая страшная

  • «Утопленница» (1867)
  • Холст, масло, 68х106 см
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва

Выловленное из Невы безжизненное тело — как иллюстрация из криминальной хроники. Добиться достоверности художнику помогло посещение морга, где он нашел труп молодой девушки. Провожатый Перова бесцеремонно сдергивал с покойников простыни, приговаривая: «Эво! Сколько у нас красавиц-то! Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща». Художник выбрал. Провожатый, взвалив труп на плечо, пошел из ледника в комнату мастера. Там он бросил ношу на пол. И художник, вглядевшись, обомлел: то была знакомая ему проститутка Фанни — он писал с нее богородицу. Почему с проститутки? Да другой натурщицы не нашлось. Девушек для позирования поставляли бордели, потому что «порядочных» барышень надо было еще уговорить раздеться за гроши. Перов вспомнил, как в разгар работы Фанни узнала, кем желает ее изобразить художник. А узнав, застыдилась. Кое-как натянув чулки, она в слезах сбежала из мастерской.

В действительности Фанни не утопилась, а умерла от оспы. К тому времени она даже вышла замуж. Но судя по картине, складывается впечатление, что именно «пониженная социальная ответственность» довела несчастную до самоубийства.

Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 год

«Сельский крестный ход на Пасху» — одна из самых неоднозначных работ Василия Перова. В своё время она вызывала бурю негодования не только среди служителей церкви, но и среди художников. Павлу Третьякову поначалу даже пришлось снять картину с экспозиции. Почему же Перов изобразил крестный ход таким сатирическим?

Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 год

На картине мы видим эпизод одного из самых почитаемых церковных праздников — Пасхи. Как можно понять из названия работы, здесь изображён крестный ход, вот только выглядит он довольно странно. Его участники настолько пьяны, что часть их даже не в состоянии передвигаться.

Сам батюшка еле-еле стоит на ногах и не может спуститься с лестницы. Рядом с ним лежит дьячок с кадилом, пытаясь встать. Оборванный старик несёт икону ликом вниз, даже не замечая этого. В центре изображения идут зажиточные крестьяне: на них хорошая одежда и сапоги. Примечательно, что один из них кажется абсолютно трезвым и, хотя он повёрнут к нам спиной, хорошо заметно его отрицательное отношение к происходящему.

Мужчина, повёрнутый к нам спиной, скорее всего трезв. «Сельский крестный ход на Пасху» фрагмент

Если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что все эти люди выходят вовсе не из церкви, как это принято на крестный ход, а из жилого дома. Да и время на картине не ночное, а вечернее. Почему же так получилось? Дело в том, что Перов изобразил не тот крестный ход, который происходит в нашем обычном понимании.

Мы знаем, что крестный ход представляет собой шествие, которое обычное проводится вокруг церкви в полночь. Однако в то время обычаи отличались от современных. С целью подзаработать священнослужители придумали так называемое славление на Пасху, в ходе которого участники крестного хода заходили в каждый дом и исполняли церковные песнопения.

Считалось, что такой обряд должен хорошо восприниматься крестьянами, поскольку их благословляют и желают удачного года. Хозяева домов должны были благодарить поющих деньгами или другими полезными дарами. Однако во время Пасхи на дворе стояла весна — время, когда все запасы уже закончились, последние деньги истрачены, а нового урожая ещё ждать и ждать.

Поэтому крестьяне считали такие посещения обдираловкой и вовсе не радовались им. Иногда и вовсе прятались у соседей. Те же, кто принимал у себя участников крестного хода, старались дать какую-нибудь мелочь или просто налить стакан спиртного. Учитывая, что процессия обходила несколько селений и сотни домов, можно предположить, в каком состоянии находились её участники.

«Сельский крестный ход на Пасху» фрагмент

Именно такой крестный ход и изобразил на своей картине Василий Перов. Он вовсе не хотел высмеять церковные обычаи, а лишь показал реалии, в которых вынуждены были существовать люди того времени. Да, батюшка пьян, но ведь он уже обошёл столько домов, где ему наливали. Хотя, конечно, он мог бы и не пить столько или не пить вообще.

Возможно, дом, который изобразил Перов — это деревенский кабак, который в то время ничем не отличался от простого жилища. Именно поэтому мы видим лежащих под ним людей. Кабатчик мог обильно угостить всех спиртным, что и привело к такому плачевному результату.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: