Коровин Константин Алексеевич (1861-1939)
В копии Метрической книги Сергиевской церкви за
1861 год, в первой части, под № 102, записано: “Ноября двадцать
третьего дня у Ейского купеческого сына Алексея Михайлова Коровина и
законной жены его Аполлинарии Ивановой, которые оба православного
вероисповедания, родился сын Константин; крещен 24-го того же
месяца; при крещении восприемниками были Рогожской слободы ямщик
Алексей Никитич Ершов и Ейского купца Михаила Емельянова Коровина
жена Васса Михайлова. Таинство крещения совершал приходской
священник Симеон Поспелов с причтом.
15 августа 1875 года”.
Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября
1861 года в состоятельной купеческой семье. В 1875 году Коровин
поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи,
ваяния и зодчества, где учился живописи и его старший брат Сергей,
впоследствии известный художник-реалист. К этому времени их семья
разорилась. “Мне пришлось сильно нуждаться, — вспоминал Константин
Коровин о годах учебы, — уже пятнадцати лет я давал уроки рисования
и зарабатывал свой хлеб”.
В 1877 году, представив написанные во время
каникул пейзажи, Коровин переходит на отделение живописи в класс
А.
К
Саврасова, который уделял большое внимание этюдам с натуры и учил
своих воспитанников видеть красоту русской природы. Позднее Коровин
вспоминал наставления Саврасова: “Ступайте писать, пишите этюды,
изучайте, главное — чувствуйте…”
Под влиянием Саврасова рано сказалось тяготение
Константина Коровина к пейзажу. Уже в училище он, стараясь сохранить
свежесть впечатления, заканчивает свои работы непосредственно на
натуре. В картинах “Село” (1878), “Ранняя весна” (1870-е), “Мостик”
(1880-е) внимательное наблюдение природы сочетается с
непосредственным ее восприятием.
С 1882 года преподавателем Константина Коровина
становится В. Д. Поленов, который придавал серьезное значение
вопросам художественной формы.
Известность молодому художнику принес “Портрет
хористки” (1883), написанный на пленэре. Лицо женщины, ее платье,
шляпка залиты мягким рассеянным светом; по ним скользят отсветы,
падающие от зелени деревьев. Широкая, свободная живопись, сияющие
краски — все это сделало портрет большим достижением русской
живописи. Любимый ученик Поленова, Коровин не находил одобрения у
официального руководства училища: его “Портрет хористки” был снят с
выставки Московского общества любителей художеств, но уже в 1888
году там же его пейзажные работы были отмечены премией. В 1886 году
Константин Коровин заканчивает училище со званием неклассного
художника.
Летом 1887 и 1888 Коровин работал на даче
Поленовых в Жуковке, близ Мытищ, где создал ряд ярких
полупортретов-полужанров, запечатлевших членов поленовской семьи
(“За чайным столом”, “В лодке”).
Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским
кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг
известного московского мецената С. И. Мамонтова. В кружок входили
братья А. М. и
В. М. Васнецовы,
И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д.
Поленовы,
М. М. Антокольский, И. С. Остроухов и другие. Характерное для
Абрамцевского кружка увлечение русскими темами представлено в
творчестве Коровина картиной “Северная идиллия” (1886).
В 1885 году С. И. Мамонтов создает частную оперу,
и Константин Коровин оформляет “Аиду” Дж. Верди, а в следующем
сезоне — “Лакме” Л. Делиба и “Кармен” Ж. Бизе, “Псковитянку” Н. А.
Римского-Корсакова, где он делал костюмы и декорации специально “под
Шаляпина”. В. С. Мамонтов вспоминал о постановке “Аиды”: “Декорации
Коровин написал превосходно, особенно хороши были “лунная ночь на
берегу Нила” и “преддверие храма”, в котором происходило судилище
над Радамесом”.
На деньги, заработанные в театре, Коровин
совершает путешествие во Францию и в Испанию. Испанские впечатления
отразились в лучшей из ранних жанровых картин Коровина “У балкона.
Испанки Леонора и Ампара” (1889)…
В лучших портретных работах Коровина показано
слияние человека с природой, когда привлекательность человека и
красота природы дополняют друг друга. В замечательном портрете Т. С.
Любатович (ок. 1886) живописными средствами раскрывается поэтичная
натура известной певицы. Художник здесь решил сложную живописную
задачу. Женщина с книгой в руках, в белом платье, сидит спиной к
окну на фоне сочной зелени. Она держится просто и естественно.
Скользящие фиолетовые и розовые блики солнечного света на платье
придают фигуре необычную легкость.
Художник Константин Савицкий: биография и творчество
Константин Савицкий появился на свет в Таганроге 6 июня 1844 г. Ребенок рано увлекся изобразительным искусством, и в его первых зарисовках уже явственно проглядывал талант. Во время обучения в гимназии самым любимым предметом мальчика было рисование. После смерти обоих родителей пятнадцатилетнего юношу взял на воспитание родной дядя, живший в Латвии.
В 1862 году Константин Савицкий был принят вольным слушателем в Императорскую Академию художеств, но из-за недостаточной подготовленности вынужден был вскоре оставить ее. Позже он все же вернулся в Академию, где учился у знаменитого исторического живописца Алексея Маркова, представителя академического направления Федора Бруни и известного педагога Павла Чистякова. Очень скоро молодой талант вошел в число лучших. Он удостоился 6 серебряных и одной малой золотой медали.
Константин Савицкий грезил большой золотой медалью, открывавшей путь к продолжению стажировки в Европе. Но из-за участия в передвижных выставках он был отчислен из Академии. Поводом к этому послужил не сданный в срок из-за свадьбы экзамен.
Одним из наиболее выразительных произведений того периода стала работа «Ремонтные работы на железной дороге». Главные герои монументальной картины — простые крестьяне. Художнику удалось показать всю тяжесть напряженного труда поденщиков, впервые проявить то «хоровое начало», которое красной нитью проходит в более позднем творчестве мастера.
Именно эта картина принесла автору и славу, и деньги. После того, как Павел Третьяков купил ее для своей галереи, художник смог поехать во Францию, где его уже ждали друзья — Василий Поленов и Илья Репин — и где в том же году состоялась первая выставка художников-импрессионистов. Наш герой был «слишком передвижником» для того, чтобы попробовать себя в импрессионизме, но все же в его работах становится заметной сосредоточенность на передаче световоздушной среды.
В феврале 1875 года свела счеты с жизнью из-за терзавшей ее ревности супруга художника. Вдовец возвращается в Россию и активно трудится, чтобы забыть о своей беде.
Именно этот период многие исследователи считают пиком творческого подъема живописца.
В 1880 году Константин Аполлонович переезжает в Петербург. Он снова вступает в брак, и наконец ему улыбается счастье. Вторая жена подарила мужу семерых детей. Обиженный малыш на картине «Семейная ссора» — один из сыновей пары, Георгий. В будущем он станет популярным советским художником.
Спустя десять лет семья обосновывается в Москве. Там Константин Аполлонович Савицкий отдает все силы «Товариществу передвижных художественных выставок». Имя его уже широко известно. В 1898 году живописец получает должность директора Пензенского художественного училища и внедряет в учреждении передовую программу обучения.
Скончался мастер 13 февраля 1905 года от внезапной остановки сердца, его могила находится в Пензе.
Художник Константин Савицкий: биография и творчество
Константин Савицкий появился на свет в Таганроге 6 июня 1844 г. Ребенок рано увлекся изобразительным искусством, и в его первых зарисовках уже явственно проглядывал талант. Во время обучения в гимназии самым любимым предметом мальчика было рисование. После смерти обоих родителей пятнадцатилетнего юношу взял на воспитание родной дядя, живший в Латвии.
В 1862 году Константин Савицкий был принят вольным слушателем в Императорскую Академию художеств, но из-за недостаточной подготовленности вынужден был вскоре оставить ее. Позже он все же вернулся в Академию, где учился у знаменитого исторического живописца Алексея Маркова, представителя академического направления Федора Бруни и известного педагога Павла Чистякова. Очень скоро молодой талант вошел в число лучших. Он удостоился 6 серебряных и одной малой золотой медали.
Константин Савицкий грезил большой золотой медалью, открывавшей путь к продолжению стажировки в Европе. Но из-за участия в передвижных выставках он был отчислен из Академии. Поводом к этому послужил не сданный в срок из-за свадьбы экзамен.
Одним из наиболее выразительных произведений того периода стала работа «Ремонтные работы на железной дороге». Главные герои монументальной картины — простые крестьяне. Художнику удалось показать всю тяжесть напряженного труда поденщиков, впервые проявить то «хоровое начало», которое красной нитью проходит в более позднем творчестве мастера.
Именно эта картина принесла автору и славу, и деньги. После того, как Павел Третьяков купил ее для своей галереи, художник смог поехать во Францию, где его уже ждали друзья — Василий Поленов и Илья Репин — и где в том же году состоялась первая выставка художников-импрессионистов. Наш герой был «слишком передвижником» для того, чтобы попробовать себя в импрессионизме, но все же в его работах становится заметной сосредоточенность на передаче световоздушной среды.
В феврале 1875 года свела счеты с жизнью из-за терзавшей ее ревности супруга художника. Вдовец возвращается в Россию и активно трудится, чтобы забыть о своей беде.
Именно этот период многие исследователи считают пиком творческого подъема живописца.
В 1880 году Константин Аполлонович переезжает в Петербург. Он снова вступает в брак, и наконец ему улыбается счастье. Вторая жена подарила мужу семерых детей. Обиженный малыш на картине «Семейная ссора» — один из сыновей пары, Георгий. В будущем он станет популярным советским художником.
Спустя десять лет семья обосновывается в Москве. Там Константин Аполлонович Савицкий отдает все силы «Товариществу передвижных художественных выставок». Имя его уже широко известно. В 1898 году живописец получает должность директора Пензенского художественного училища и внедряет в учреждении передовую программу обучения.
Скончался мастер 13 февраля 1905 года от внезапной остановки сердца, его могила находится в Пензе.
Последнее парижское путешествие
Семья сливается с безликим потоком бежавших из революционной России людей. В Париже их было много: голодных, бездомных, потерявших состояние, без почвы под ногами. На родине живописец оставил на хранение работы. Человек навсегда исчез с деньгами. Обещанное место художника-декоратора в престижном французском театре его не ждало, обдирали и жуликоватые агенты. Он работал много и усердно, но не отступал. Стал слепнуть, взялся за перо писать. Коровин — художник, биография которого будет интересна следующим поколениям. Надо написать о людях, которые были духом эпохи.
Константин Коровин — художник, который оставил потомкам мастерски написанные воспоминания и рассказы. В 1939 году во время первых бомбёжек Парижа он случайно оказался на улице. Сердце не выдержало, упал и тотчас умер. Хоронили его, словно бездомного.
Эпилог. Коровин (художник) — картины с названиями
Драматическая судьба – не повод считать мастера несчастным. Он был разносторонне одарён, жизнь свела его с гениями, жившими на стыке веков, он видел мир, бесконечно работал. Разве это не есть счастье жизни?
Его считали легкомысленным, картины грубыми и недописанными, но именно в незавершённости, отрывистости, некой фрагментарности секрет их лёгкости, прозрачности. Современники больше воспринимали его оформительский дар. Это не так. Творчество Коровина-художника многогранно и разнообразно. Только список названий его самых известных картин занял бы страницы. Среди них «Парижский бульвар ночью», «Старый монастырь», «В лодке», «У балкона» и много, много других.
Художник-виртуоз
Самому дорогому в России художнику своего времени Константину Маковскому удивительно легко давалась работа: кисть, казалось, сама порхает над полотном, оставляя мазки в единственно нужных местах. Часто портреты были готовы через два часа позирования заказчика, и Маковскому приходилось хитрить, отдавая работу через месяц. Заказчик был доволен, что мастер усердно потрудился, и баснословная цена за работу не так пугала. При таком редком даровании стоит ли удивляться обширной галерее художника?
В конце жизни Маковский признавался и сожалел, что слишком много в жизни обращал внимания на роскошь, и, если бы не излишнее пристрастие к комфорту и богатству, картин могло бы быть гораздо больше.
Наиболее известные произведения К.Е. Маковского:
- «Убийство Фёдора Годунова в 1605 году» (1862);
- «Дети, бегущие от грозы» (1872);
- «Дети художника» (1882);
- «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883);
- «Под венец» (1884);
- «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» (1886);
- «Минин на площади Нижнего Новгорода» (1896);
- «Иван Сусанин» (1914);
- «Гадание» (1915) и другие.
«Любуйся и запоминай!» – твердил отец Константину Маковскому с детских лет, говоря об окружающем его мире. Обращаясь к сегодняшнему зрителю, хочется сказать то же самое, добавив «и изучай», ведь полотна Маковского – отражение ушедшей эпохи и воссоздание жизни предков, простых людей и царственных особ, мифических и реальных – история, одним словом.
Биография Константина Коровина
Дети, бегущие от грозы К. Маковский
Биография художника Константина Андреевича Сомова
Живопись
Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников
Свободное же время художник посвящает работам для души.
Картина Исаака Левитана «Березовая роща»
Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».
Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.
Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»
Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.
Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»
На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.
Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.
Картина Исаака Левитана «Март»
Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.
Картина Исаака Левитана «Золотая осень»
Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.
Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»
В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.
Биография
холст, масло
Родился в Таганроге в семье военного врача (село Красный холм, позднее — Бароновка). Был определён на обучение в Таганрогскую классическую мужскую гимназию.
Рано потеряв родителей, был отдан родственниками на воспитание в частный пансион при Лифляндской дворянской гимназии в местечке Биркенруэ Венденского уезда Лифляндской губернии, по окончании которого в 1862 году, К. А. Савицкий поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи. Учился у профессоров Ф. А. Бруни, А. Т. Маркова и П. П. Чистякова.
За время учёбы в Академии награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распятие Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба». В 1871 году за программу «Каин и Авель» награждён малой золотой медалью, после чего отправлен Академией за границу, где по 1874 год получал стипендию Императора Александра II. После посещения художественных академий Дрездена и Дюссельдорфа, жил и работал в Париже, увлекался гравюрой по металлу.
С 1872 года экспонент, с 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже, в 1882 на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.
После трагической гибели жены в феврале 1875 года вернулся в Россию, поселившись в Динабурге, где художник создал несколько своих самых значительных произведений: «Встреча иконы» (1878), «На войну» (1880).
Педагогическая деятельность
С 1883 по 1889 годы К. А. Савицкий жил в Санкт-Петербурге и преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1891 переехал в Москву преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1894 года руководил в Училище натурным классом. С 1895 года — действительный член Императорской Академии художеств, в 1897 году «за известность на художественном поприще» К. А. Савицкому присвоено звание академика живописи.
Согласно завещанию генерал-лейтенанта Н. Д. Селивёрстова, застреленного в 1890 году в Париже польским социалистом Сигизмундом Падлевским, в собственность городской казны города Пензы перешли 300 тысяч рублей и коллекция собранных генералом книг и картин с условием организации в Пензе художественной школы, которая должна была носить имя наследодателя.
Первым директором вновь построенной Пензенской картинной галереи и Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова, поступивших в ведение Императорском Академии художеств и Министерства Императорского Двора в 1898 году, был назначен академик живописи К. А. Савицкий. Художником была разработана собственная программа обучения, внесены изменения в планировку здания, лучшие выпускники Училища зачислялись без экзаменов в Императорскую Академию художеств. Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки.
К. А. Савицкий возглавлял Училище до момента своей смерти 31 января (13 февраля) 1905 года. Похоронен на Митрофановском кладбище в Пензе.
Примечания[править | править код]
- ↑ 123456Кондаков С. Н. Савицкій, Константинъ Аполлоновичъ // Список русских художников. К юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств = Списокъ русскихъ художниковъ. Къ юбилейному справочнику Императорской Академіи Художествъ. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 173—174. — 459 с.
- стипендиат Императора Александра II
- ↑ 12Рогинская Ф. Г. Список членов Товарищества передвижных художественных выставок // Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 429 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-87685-054-3.
- Савицкий, Константин Аполлонович // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — С. 483. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
- Киричек М. С. Родился на Франковке, точнее, на Бароновке… (рус.) // «Таганрогская правда» : газета. — Таганрог: МУП «Редакция газеты „Таганрогская правда“», 1995. — Вып. от 11 февраля. — С. 7.
- Алексеев В. Константин Савицкий «Крутой спуск» (рус.) // krugozor.org. Архивировано 24 апреля 2013 года.
- ↑ 123Булгаков Ф. И. Савицкій, Константинъ Аполлоновичъ // Наши художники. Живописцы, скульпторы, мозаичисты, гравёры и медальеры на Академических выставках последнего 25-летия. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1890. — Т. 2: (Л—Я). — С. 136. — 298 с.
- ↑ 12Веретенников В. Художник Савицкий в Динабурге (рус.) // ХРОНОС – всемирная история в интернете : портал.
- Дементьева Оксана. Константин Савицкий: «Некрасов в живописи» (рус.) // Час : газета. — Рига, 2010. — Вып. от 4 июня. — ISSN 1407-6640. (недоступная ссылка)
- Иванчикова О. А., Сазонов В. П. Савицкий, Константин Аполлонович // Пензенская энциклопедия / Гл. ред. К. Д. Вишневский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 759 с. — ISBN 5-85270-234-X. Архивная копия от 2 ноября 2012 на Wayback Machine
- Колпакиди А. И., Серяков М. Л. Селивёрстов Николай Дмитриевич (1830 г., Симбирская губ. — 17 октября 1890 г., Париж) // Щит и меч. Руководители органов государственной безопасности московской Руси, Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Энциклопедический справочник. — М.; СПб.: Олма-пресс: Нева, 2002. — 736 с. — ISBN 5765414974.
- Фатыхова А., Шишлов С. К 100-летию Пензенской областной картинной галереи (рус.) // Пензенский временник любителей старины : журнал. — Пенза, 1992. — № 4. — С. 31—32.
- ↑ 123Димаков Д. Венок Савицкому (рус.) // Пензенский временник любителей старины : журнал. — Пенза, 1992. — № 4. — С. 24—26.
- Грандковский Н. К. и Коровин П. И. Коллективное заявление в Московское общество любителей художеств о назначении пенсии Савицкой Валерии Ипполитовне, жене Савицкого Константина Апполоновича // РГАЛИ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 1251. 3 л.
- Каминская М. Шишкин, мишки, Таганрог. Константин Савицкий является автором медведей на работе И. Шишкина «Утро в сосновом бору» (рус.) // Наше время : газета. — Ростов-н/Д, 2007. — Вып. от 26 января. — С. 13.
- Шишкин Иван Иванович. Утро в сосновом лесу (рус.). — М.: Государственная Третьяковская галерея. Архивировано 9 марта 2016 года.
- Два автора одной картины «Утро в сосновом лесу» (рус.) // House of Art. — 2012. — Вып. от 13 июня.
- Савицкого улица (1950) (рус.). городской краеведческий портал «Солнечный город Пенза». Дата обращения 27 сентября 2013. (недоступная ссылка)
- ГУК «Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого» (рус.). Художественные музеи и картинные галереи России . Отдел художественных музеев России Государственного Русского Музея. Дата обращения 27 сентября 2013. (недоступная ссылка)
- Пензенское художественное училище К. А. Савицкого (рус.). Информационное агентство «PenzaNews». Дата обращения 27 сентября 2013.
- В Пензе установлен памятник живописцу Константину Савицкому (рус.). Информационное агентство «PenzaNews» (31 октября 2011). Дата обращения 27 сентября 2013.
Детство и юность
Константин Егорович Маковский (ударение на второй слог фамилии) родился в Москве 20 июня 1839 года по старому стилю. Казалось, ему предначертана была биография художника. Недаром его отец хоть и относился к любителям, но посвятил искусству жизнь. Мужчина работал с финансами, но душой предавался возвышенным наслаждениям. Он изучал и коллекционировал живопись, занимался изготовлением миниатюр из кости, брал на себя попечительскую работу в сфере искусства.
Например, входил в число основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества и числился в комиссии по строительству храма Христа-Спасителя. Его дом, расположенный в центре Москвы, был местом встречи композиторов, писателей и живописцев, которые часто посещали проводимые там литературные и музыкальные вечера. Двери особняка всегда были распахнуты для друзей — художников Карла Брюллова и Василия Тропинина.
Автопортрет Константина Маковского
На творческих домашних собраниях неизменно блистала супруга Егора Ивановича Любовь Корнилиевна, которая отличалась красотой, умом и добрым нравом, за что стала любимицей в обществе. А еще женщина великолепно пела, демонстрируя мастерство перед гостями и делясь им с учениками в Московской консерватории. Неудивительно, что все пятеро детей Маковских связали жизнь с искусством. При этом только младшая Маша выбрала актерское призвание, а Саша, Коля, Костя и Володя стали художниками.
Благодаря матери Константин с детства пел и играл на фортепиано, но главную страсть заложил в нем отец. В 12 лет мальчик стал учиться у мастеров Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где скоро стал лучшим студентом. Похвала наставников, участие в выставках и победы в конкурсах только утвердили Маковского в избранном пути. В 1858 году живописец переехал в Санкт-Петербург, чтобы продолжить образование в Императорской академии художеств, которую окончил в числе первых учеников.
Становление художника
Несмотря на тяжкий жизненный путь, Левитан не прекращал писать и создал достаточно большое количество пейзажных работ, таких как: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (начало 1880-х годов, Дом-музей И. Левитана в Плесе), «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея) и другие. Благодаря продаже некоторых произведений, а также преподаванию живописи ему удалось улучшить свое материальное положение.
Однако годы нужды и лишений подорвали здоровье художника, и в 1886 году ему пришлось отправиться в Крым на лечение. Вернувшись полным новых сил, Левитан устраивает большую выставку (более пятидесяти пейзажей). После этого ему удается осуществить свою давнюю мечту: совершить поездку на Волгу. Однако из-за неудачно выбранного времени года и плохой погоды поездка оказалась неудачной. Художник совершает второе путешествие через год. Вместе со своими товарищами-живописцами Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он открывает для себя красоту русской природы.
Наиболее важным открытием поездки становится местечко под названием Плес. Этот небольшой городок занял значимое место в биографии Левитана. Художник был настолько поражен красотой и живописностью его видов, что возвращался туда несколько лет подряд, проводя там летние месяцы и создав несколько сотен пейзажей. Одной из знаковых картин, созданных там, стало произведение «Над вечным покоем» (1894). Спокойное величие природы, выраженное в неподвижности тяжелых туч на небе, соприкасается с бренностью человеческого бытия в изображении могильных крестов рядом с небольшой часовней. И в то же время сама часовня, стоящая на утесе, открытая ветрам и буре, являет собой стойкость и непоколебимость человеческого духа.
К началу 1890 года художник отправился в путешествие по Италии и Франции. Как и многие живописцы тех лет, он поехал в Париж, который произвел на него большое впечатление. Левитана, как и его коллег, интересовали и вдохновляли новые течения живописи, зарождавшиеся именно там. Барбизонские пейзажи и полотна импрессионистов, совершивших революцию в написании света и движения воздуха, вдохновили художника на дальнейшую работу.
ГОНЕНИЯ И ЛИШЕНИЯ
Между тем жил художник в эти годы очень тяжело. В 1875 году умерла его мать, а двумя годами позже — отец. Левитан остался без средств к существованию. Ему негде было приклонить голову, он в буквальном смысле слова голодал. В училище его освободили от платы за обучение, снабжали красками и прочими художественными принадлежностями. Некоторый просвет наметился в 1879 году, когда Совет училища назначил Левитану стипендию генерал-губернатора Москвы, а Павел Третьяков приобрёл его картину «Осенний день, Сокольники». Это был самый первый шедевр художника. Есть на этой картине забавный нюанс – даму, идущую по аллеи, написал Николай Чехов, брат писателя Антона Павловича Чехова. За картину Павел Третьяков заплатил сто рублей, существенно поправив положение бедствующего художника. Забегая вперёд, можно сказать, что буквально тринадцать лет спустя тот же Третьяков купит у Левитана его полотно «У омута» за три тысячи рублей.
Впрочем, как раз в это время разразилось другое несчастье — после соловьёвского покушения на Александра II всех евреев выселили из Москвы. Семья Левитанов вынужденно поселилась в Салтыковке (ныне район Балашихи). Там Левитан написал бесчисленное количество этюдов, картины «Перед грозой» и «Осенние листья». Картину «Вечер после дождя», на которой изображена платформа Салтыковская, удалось продать в Москве, на Покровке, лавочнику-антиквару Ивану Соломоновичу Родионову — за жадность его называли Саламандровичем — за 40 рублей серебром.
Художник жил под Москвой, а на занятия ездил на «чугунке». Эта история, кстати, повторилась в 1892 году, когда из столицы изгнали уже не безвестного ученика училища живописи и ваяния, а знаменитого пейзажиста. Тогда, в начале 1890-х, понадобились энергичные усилия левитановских друзей, чтобы ему разрешили вернуться в столицу.