Передвижники

Живописный бунт или как все начиналось

Четырнадцать лучших выпускников «Императорской академии художеств» предпочли золотой медали свободу творчества. Они отказались писать картину на указанную тематику, считая ее слишком далекой от реальности. Бунтари попросили свободную тему, на что получили отказ. Со временем они направили прошение выдать дипломы, соответствующие уже полученным медалям.

В 1863 году молодые живописцы под руководством Ивана Крамского создали первое в истории русского искусства объединение. Главной идеей стал реализм и социальная направленность вместо театральности и идеологии. Художники принимали заказы на картины, давали уроки рисования, собирались для обсуждения насущных проблем. Самой большой проблемой стал финансовый вопрос и факт возобновления отдельными личностями общения с членами академии. Крамский по этим причинам покинул общество.

Через семь лет на смену пришло товарищество передвижных художественных выставок. Оно объединило московских, петербургских живописцев. Передвижники противопоставляли свое творчество академизму. Устав нового общества был утвержден в 1870 году.  Первая выставка была открыта через год в Петербурге, за два месяца побывала в Москве, Киеве, Харькове. Уже до начала работы экспозиции была куплена практически половина всех имеющихся картин и рисунков. За время существования товарищества были проведены выставки:

  • В Москве;
  • Риге;
  • Курске;
  • Воронеже;
  • Полтаве;
  • Одессе и других городах.

Пейзажи: хмурые дни, бесконечные равнины, переходные состояния природы, открытие пленэра

До передвижников русский пейзаж редко бывал вполне русским: в нем преобладали чужие (чаще всего итальянские) мотивы и романтический набор красот: лунные ночи, закаты и рассветы, морские шторма и прочее. А в 1870-е годы, когда художники этой генерации впервые заинтересовались пейзажем, в фокусе, напротив, оказалось отечественное как нарочито бедное: размытые дождем дороги, неосвоенный простор, серое небо (особняком здесь стоит Шишкин с его любовью к изобильным хвойным лесам и прочему ландшафтному богатырству). Преобладающее время года — совсем ранняя, еще почти зимняя весна или пасмурная осень — плохая погода, впрочем, давала возможность применить пленэрные навыки. Преобладающая компо­зиция — горизонтальный разворот поля, болота или чахлого перелеска. Но уже в 1880-е годы у Саврасова, Левитана, Поленова и их учеников видовой и метео­рологический ассортимент пейзажей в значительной степени расширится. 

Члены [ править ]

Артель художников (1863–1864) (слева направо):   , Фирс Журавлев , Александр Иванович Морозов , Кирилл Лемох , Иван Крамской , Александр Литовченко , Константин Маковский , Николай Дмитриев-Оренбургский , Николай Петрович Петров , Василий Крейтан , Михаил Песков , Николай Шустов , Алексей Корзухин ,  

Передвижники (1885 г.) (слева направо): Григорий Мясоедов , Константин Савицкий , Василий Поленов ,   , Александр Киселев , Ефим Волков , Николай Неврев , Василий Суриков , Владимир Маковский , Александр Литовченко , Иван Шишкин , Кирилл Лемох , Иван Крамской , Николай Ярошенко , Илья Репин , Павел Брюллов , Иванов (управляющий кооперативом «Передвижники»),Николай Маковский , Александр Беггров

В число художников- передвижников вошли:

  • Абрам Архипов
  • Иван Богданов
  • Николай Богданов-Бельский
  • Павел Брюллов
  • Николай Ге
  • Карлис Хунс
  • Николай Касаткин
  • Александр Киселев
  • Иван Крамской
  • Архип Куинджи
  • Николай Кузнецов
  • Исаак Левитан
  • Рафаил Левицкий
  • Александр Литовченко
  • Владимир Маковский
  • Василий Максимов
  • Григорий Мясоедов
  • Леонид Пастернак
  • Василий Перов
  • Константин Первухин
  • Василий Поленов
  • Илларион Прянишников
  • Илья Репин
  • Андрей Рябушкин
  • Антонина Ржевская
  • Константин Савицкий
  • Алексей Саврасов
  • Валентин Серов
  • Эмили Шанкс
  • Иван Шишкин
  • Алексей Степанов
  • Василий Суриков
  • Виталий Тихов
  • Аполлинарий Васнецов
  • Виктор Васнецов
  • Ефим Волков
  • Николай Ярошенко

Репродукции произведений [ править ]

Несмотря на то, что число посетителей передвижных выставок из провинции с годами увеличивалось, основной аудиторией была городская элита. Местные фотографы создали первые репродукции картин Передвижников, что способствовало популяризации работ и их можно было купить на выставках. Журнал « Нива » также публиковал иллюстрированные статьи о выставках. С 1898 года пейзажи общества используются в индустрии открыток. Изданы различные сборники стихов с иллюстрациями к пейзажам. Простые русские люди в то время не могли позволить себе поехать в Москву или Санкт-Петербург, поэтому популяризация русского искусства познакомила их с рядом шедевров русского искусства. Издатели и сейчас используют репродукции в учебниках как визуальный символ национальной идентичности.

История [ править ]

В 1863 году группа из четырнадцати студентов решила покинуть Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Студенты сочли правила Академии сдерживающими; учителя были консервативны, и существовало строгое разделение между высоким и низким искусством. Стремясь нести искусство людям, студенты сформировали независимое художественное общество; Петербургский кооператив художников (Артель). В 1870 году на смену этой организации пришла Ассоциация передвижных художественных выставок (Передвижники), чтобы дать жителям провинции возможность следить за достижениями русского искусства и научить людей ценить искусство. Общество сохранило независимость от государственной поддержки и принесло искусство, иллюстрирующее современную жизнь жителей Москвы и Москвы.Санкт-Петербург , в провинцию.

С 1871 по 1923 год общество организовало 48 передвижных выставок в Санкт-Петербурге и Москве, после чего они были показаны в Киеве , Харькове , Казани , Орле , Риге , Одессе и других городах.

Влияние литературоведов [ править ]

На передвижников повлияли общественные взгляды литературоведов Виссариона Белинского и Николая Чернышевского , которые придерживались либеральных идей. Белинский считал, что литературе и искусству следует отнести социальную и моральную ответственность. Как и большинство славянофилов, Чернышевский горячо поддерживал эмансипацию крестьян , что окончательно осуществила реформа 1861 года.. Он рассматривал цензуру прессы, крепостное право и смертную казнь как влияние Запада. Из-за его политической активности официальные лица запретили публикацию любых его произведений, включая его диссертацию; но в конце концов он нашел свой путь в художественный мир России девятнадцатого века. В 1863 году, почти сразу после освобождения крестьян, цели Чернышевского были реализованы с помощью передвижников, которые взяли на вооружение широко распространенную славянофильско-народническую идею о том, что Россия обладает особой, скромной внутренней красотой, и разработали, как ее отобразить холст.

Художественные принципы

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм. Я. А. Тугендхольд отмечал, что «…в основе „идейной“ и „гражданской“ живописи наших передвижников лежали чисто-русские и глубокие причины: „болезнь совести“, психология кающегося барства… „передвижничество“ на долгое время застраховало нас от последующих художественных открытий „аморального“ запада!» (под «открытиями запада» он имел ввиду импрессионистов и их последователей).

Идеология передвижников

Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Каковы были эти идеи?Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Народничество не было однородным: выделяют консервативное народничество, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.Возникновению народничества способствовали противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества середины XIX в. от феодальных к буржуазным отношениям. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы.В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Основоположник идеи Товарищества передвижников — Григорий Мясоедов

Идеологом нового Товарищества был Григорий Мясоедов, выходец из дворянской семьи, утратившей свое состояние. Не понаслышке знающий о том, что такое бедность и лишения, Мясоедов был чрезвычайно заинтересован в том, чтобы дать художникам возможность достойно зарабатывать и жить. Помимо стремления к заработку, Мясоедов обладал еще одним достоинством — умением четко и грамотно налаживать финансовый учет (впоследствии это положительно скажется на экономическом развитии Товарищества передвижников).

Идею проведения передвижных выставок Григорий Мясоедов позаимствовал у своих заморских коллег (после учебы в Академии и получения большой золотой медали он получил право на шестилетнюю заграничную поездку, которую дважды пытался прервать из-за неприятия чужбины). Из-за границы «привез» Мясоедов и понимание того, что у государства финансовую помощь в организации передвижных выставок просить не следует, а надо создать собственную независимую организацию. Задумку Мясоедова горячо поддержал его друг, Николай Ге (познакомились во Флоренции), тоже выпускник Академии и обладатель большой золотой медали. С воодушевлением восприняли предложение Мясоедова и артельщики. Заручившись поддержкой петербургских коллег, художник начал пропаганду будущего Товарищества в Москве. Результатом этих усилий стало письмо с вложенным в него продуманным до мелочей уставом.

Получив письмо, Крамской был в восторге. Это был, по его мнению, спасительный для Артели вариант. Помимо Крамского инициативу москвичей поддержали еще 16 петербуржцев. Среди художников, подписавших письмо, были Ге, Якоби, Лемох, Дмитриев-Оренбургский и другие. Правда, позже выяснилось, что многие из них поставили свою подпись, повинуясь минутному порыву: Крамской оказался одним из немногих питерских художников, кто принял деятельное участие в становлении Товарищества.

Комментарии

  1. Г. Мясоедов, В. Перов, Л. Каменев, А. Саврасов, В. Шервуд (в дальнейшем в Товарищество не входил), И. Прянишников.
  2. Проводится минимум раз в год
  3. Правление состоит из двух отделений (московского и петербургского) в составе пяти членов правления и 1-го кандидата избираемых на 1 год. В первое правление (на 1871 год) избраны Ге, Мясоедов, М. и К. Клодт, Перов, Крамской и кандидат Прянишников.
  4. Был создан новый орган — Совет, которому передавалось управление всеми делами Товарищества. В состав Совета на пожизненной основе входили только члены-учредители.
  5. Произведения В. Ф. Аммона, С. Аммосова, А. П. Боголюбова, Н. Н. Ге, К. Ф. Гуна, Л. Л. Каменева, Ф. Ф. Каменского, М. К. Клодта, И. Н. Крамского, В. М. Максимова, Г. Г. Мяоедова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, М. П. Клодта.
  6. Выставку посетило 30 тыс. человек; продано произведений на 23 тыс. рублей.
  7. Первая параллельная выставка началась в августе 1886 года, показом экспозиции Нижнем Новгороде, и закончилась в апреле 1888 года в Витебске.
  8. Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Пензе, Тамбове, Козлове, Воронеже, Новочеркасске, Ростове, Таганроге, Екатеринославе и Курске.
  9. Экспонент — художник не состоявший в товариществе, но подававший заявку на участие в выставке определённого своего произведения. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании.

«Восторг осени» в картине Ильи Остроухова

Золотая осень – любимая пора русских поэтов и художников. На эту тему создано множество стихотворений и живописных полотен. «Осенняя пора, очей очарованье!» – написал когда-то великий поэт Александр Пушкин. И хочется повторить вслед за ним это много раз!

Лучшие сочинения про осень на нашем сайте.

Вариант 1

Художник Илья Остроухов известен как выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из русских художников-передвижников, в 1887 году на общей выставке он впервые показал картину, принесшую ему славу. Это была “Золотая осень”, довольно небольшое полотно.

В русской живописи есть направление, известное, как пейзаж настроения. “Золотая осень” — одна из первых работ такого типа. Это значит, что живописец не только отражал красоту природы, родного уголка, но и передавал настроение любимого времени года. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства.

Какие же чувства возникают у зрителя перед картиной “Золотая осень”? Само название передает восхищение. Ведь картину можно было назвать и “Середина осени”, и “Деревья пожелтели”. Но когда в названии есть слово “золотая”, это говорит о многом. Золото — это богатство, блеск, красота, декоративность, великолепие. Именно такой — богатой, великолепной предстает осень на картине Остроухова.

Все богатство желтого, охрового, золотистого художник использовал, чтобы передать очарование самой красивой поры осени. Именно об этом времени великий поэт Пушкин написал : ” Очей очарованье”! Художнику даже не приходится выдумывать сюжета, чтобы очаровать зрителя.

Перед нами чаща леса или парка. На переднем плане — клены. Большая часть листвы — желтого цвета, но есть и зеленый, и красноватый, и коричневый. Их мы можем рассмотреть, лишь хорошенько вглядевшись в картину. Небольшое количество этих тонов , а также чернота стволов и ветвей, лишь подчеркивают золото листвы. А вот трава еще почти везеде зелегая. Она желтеет позже, и на картине зелень хорошо подчеркивает эту ослепительную желтизну.

Картина была написана художником после того, как он погостил в заменитом имении Абрамцево. На протяжении столетий эта усадьба играла огромную роль в жизни России. Сюда приезжали выдающиеся деятели музыки, искусства. В тот момент владельцем имения был известный промышленник и меценат Савва Мамонтов. Именно окрестности Абрамцева запечатлел на полотне автор пейзажа.

Картина имела такой ошеломительный успех у публики, что была практически сразу же приобретена другим меценатом ‑Павлом Третьяковым, основателем главной коллекции живописи страны. С тех пор работа хранится в Государственной Третьяковской галерее. Она вошла в собрание лучших российских пейзажей.

Интересная деталь: красоту и краски осени подчеркивают и две резвящиеся на поляне сороки. Считается, что “впустить” в полотно черно-белых сорок художнику предложил кто-то из его коллег. И действительно, пейзаж заиграл другими красками, доминирующий желтый начал переливаться.

Вариант 2

На картине «Золотая осень» И.С. Остроухова изображен именно тот замечательный период осени, когда деревья меняют свою зеленую листву на золотую. Это ранняя осень, может быть сентябрь. Лето только закончилось, стоит еще теплая пора, деревья отдыхают от летней жары и дышат осенним прохладным воздухом.

Картина вся в золоте: золотые листья на деревьях, золотая трава. Иногда только видны зеленые листочки, оттеняющие яркий желтый цвет. Основной пейзаж на картине – деревья в лесу. Лишь видно кусочек светло-голубого неба сквозь кроны деревьев.

С приходом осени преобразились и клены, и березки молоденькие с осинами. Слева на картине корявое дерево и то не выглядит угрюмым. Оно напоминает мрачного лесного сторожа, следящего за порядком в лесу, но с приходом осени нарядилось в золотой наряд. С крон деревьев начала опадать листва, ветром разносятся одинокие листья.

На картине изображен солнечный день и хоть солнца не видно, но чувствуется тепло, которое исходит от ярких желтых и оранжевых листьев.

Чувствуется, что автор любит это время года. С какой нежностью он вырисовывает листочки, они разные и по форме, и по цвету. Любовь передается зрителю, так и хочется прогуляться по усыпанной золотой листвой дорожке, вдохнуть лесную прохладу, запомнить природу такой яркой и торжественной. Недалеко то время, когда деревья сбросят свои наряды и уснут зимним сном.

Это интересно: Сочинение на тему: «Сила природы»

Объединение «вольных» художников

14 смелых учеников, покинувших Академию, лишились стипендии и права работать в академических мастерских. Оставшись без средств к существованию, бунтари решили объединиться в трудовую коммуну. Она получила название «Санкт-Петербургская артель художников».

В 1870 году часть членов артели вместе с московскими художниками создали товарищество передвижных художественных выставок. Учредители объединения разработали устав, который был утвержден министерством внутренних дел.

В уставе провозглашалась основная цель создания товарищества – устройство художественных выставок во всех городах Российской империи. Таким образом, художники хотели познакомить население с картинами, привить им любовь к искусству, а также наладить сбыт своих произведений.

В ноябре 1871 года в Петербурге открылась первая выставка товарищества. На ней были представлены работы шестнадцати художников-передвижников. Затем выставка экспонировалась в Москве, Харькове и Киеве. Она стала важным событием в российской культурной жизни.

Расцвет деятельности товарищества пришелся на 1870-80-е годы. За все время его существования было проведено 48 передвижных выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Одессе, Киеве и других городах.

Состав Товарищества передвижников

В состав передвижников в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н. Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и другие.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Например, И.И. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г., когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг. А художники В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов в разное время покинули Товарищество. Прекратило свою деятельность Товарищество в 1923 г. уже в СССР.Кроме членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Экспонент – художник, не состоявший в товариществе, но участвовавший в выставке с определённым своим произведением. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным.

Галерея [ править ]

  • Социальный реализм
  • Константин Савицкий , Ремонт железной дороги , 1874 г.

  • Илья Репин , Крестный ход в Курской губернии , 1880–1883 ​​гг.

  • Владимир Маковский , Банкротство , 1881 г.

  • Григорий Мясоедов , Время косяков 1887

  • Пейзажи
  • Алексей Саврасов , Грачи вернулись , 1871

  • Иван Шишкин , Ржаное поле , 1878 г.

  • Архип Куинджи , Ночь на Днепре , 1882 г.

  • Исаак Левитан , Над вечным покоем , 1894 г.

  • Портреты
  • Василий Перов , Портрет Федора Достоевского , 1872 г.

  • Иван Крамской , Портрет неизвестной , 1883 г.

  • Валентин Серов , Девушка с персиками , 1887 г.

  • Николай Ярошенко , Портрет Владимира Соловьева , 1892 г.

  • Жанровые картины
  • Илларион Прянишников , Джокеры. Гостиный двор в Москве, 1865 г.

  • Василий Перов , Охотники на отдыхе , 1871 г.

  • Василий Поленов , Московский дворик , 1878 г.

  • Василий Максимов Все в прошлом , 1889

  • Исторические картины
  • Илья Репин , Ответ запорожских казаков , 1880–1891 гг.

  • Василий Суриков , Утро стрелецкой казни , 1881 г.

  • Андрей Рябушкин , Заседание царя Михаила I с Боярской думой , 1893 г.

  • Виктор Васнецов , Богатыри , 1898 г.

Лица власти: сатира, обличение

У жертв, вызывающих сострадание, есть обидчики, и они обладают отчет­ливыми социальными физиономиями. Достается помещикам, торгующим людьми, купцам и чиновникам, измывающимся над безответным собратом. Но больше всего сатирических и обличительных красок выпадает на долю представителей духовенства — от гротескного протодьякона на купеческих именинах до пьяного попа на крестном ходе. В картинах 1860-х годов столкновение положительных и отрицательных героев часто происходит назидательно-наглядно: позднее такие лобовые трактовки постепенно исчезнут и интонации картин станут сложнее.

Комментарии

  1. Г. Мясоедов, В. Перов, Л. Каменев, А. Саврасов, В. Шервуд (в дальнейшем в Товарищество не входил), И. Прянишников.
  2. Проводится минимум раз в год
  3. Правление состоит из двух отделений (московского и петербургского) в составе пяти членов правления и 1-го кандидата избираемых на 1 год. В первое правление (на 1871 год) избраны Ге, Мясоедов, М. и К. Клодт, Перов, Крамской и кандидат Прянишников.
  4. Был создан новый орган — Совет, которому передавалось управление всеми делами Товарищества. В состав Совета на пожизненной основе входили только члены-учредители.
  5. Произведения В. Ф. Аммона, С. Аммосова, А. П. Боголюбова, Н. Н. Ге, К. Ф. Гуна, Л. Л. Каменева, Ф. Ф. Каменского, М. К. Клодта, И. Н. Крамского, В. М. Максимова, Г. Г. Мяоедова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, М. П. Клодта.
  6. Выставку посетило 30 тыс. человек; продано произведений на 23 тыс. рублей.
  7. Первая параллельная выставка началась в августе 1886 года, показом экспозиции Нижнем Новгороде, и закончилась в апреле 1888 года в Витебске.
  8. Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Пензе, Тамбове, Козлове, Воронеже, Новочеркасске, Ростове, Таганроге, Екатеринославе и Курске.
  9. Экспонент — художник не состоявший в товариществе, но подававший заявку на участие в выставке определённого своего произведения. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании.

Первая выставка

Первая выставка передвижников была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Были показаны работы 16 художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» , скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный»

Скажем несколько слов об этих произведениях и обратим внимание на то, что все они основаны на сюжетах русской истории или русской природы

А. Саврасов «Грачи прилетели»

Журналист и литературовед И.М. Гронский так сказал о творчестве художника: «Саврасовых в русской живописи немного… Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы».

Картина «Грачи прилетели» стала культовой и заслонила собой, к сожалению, остальное творчество этого выдающегося художника. Но коль мы ведём разговор о первой выставке передвижников, то неизбежно следует сказать и о ней. Снова и снова, потому что о ней сказано, пожалуй, уже всё.

А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). Хост, масло. 62 х 48,5 см. Государственная Третьяковская галереяНа картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино). Церковь сохранилась до наших дней (сейчас в ней музей Ивана Сусанина). Русский пейзаж ранней весны показан неприглядным, но берущим за сердце каждого русского человека – вот в этом и есть особенность этой картины. Картина стала открытием в живописи. Её сразу же купил П. Третьяков, знаток и ценитель искусства, меценат и основатель известной галереи. Позже Саврасов сделал несколько копий картины.

Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)

Холст, масло. 135,7 х 173 см. Государственная Третьяковская галереяСюжет картины – историческое событие. Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца. Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр. Заговор, в котором участвовал царевич, был раскрыт, и царевич бежал в Вену, а затем в неаполитанский замок Сент-Эльмо в Италии, но был возвращён оттуда по приказу императора. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни. Но он умер в 1718 г. в Петропавловской крепости еще до приведения приговора в исполнение.Художник Н. Ге изучал документы и старинные портреты Петра I и царевича, костюмы начала XVIII в., а также точно воспроизвел кабинет императора в Петергофском дворце Монплезир.Петр I сидит за столом и пристально смотрит на сына. Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос. Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор. Позы персонажей, выражения их лиц – всё говорит о том, что царевич не отрицает своей вины, а Пётр верит в то, во что ему, как отцу, верить не хочется. В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано. Но внутренний диалог между ними как будто продолжается: отец ещё не потерял надежды на раскаяние сына. Но сын твёрд, хотя и кажется внешне хрупким.Картина произвела сильное впечатление на современников и сразу же была куплена П. Третьяковым для своей коллекции.

М.М. Антокольский «Иван Грозный» (1870)

Скульптура «Иван Грозный» стала первой большой работой М. Антокольского. За неё он получил звание академика. Статуя произвела огромное впечатление и на императора Александра II, он приобрёл её для Эрмитажа.

Бунтари

В 1870–80-е, реагируя на все более накаляющуюся общественную ситуацию — «хождение в народ», цареубийство, народовольческие процессы, — передвиж­ническое искусство, всегда чуткое к социальному, находит новых персона­жей — бунтарей. «Беглый» Савицкого, «Узник», «Осужденный» и «Оправдан­ная» Владимира Маковского, революционный цикл Репина, «Заключенный», «Всюду жизнь» Ярошенко и так далее. Явно сочувствуя своим героям, худож­ники все же в основном избегают крупных планов и слишком пристальных ракурсов (сочувствие сопряжено с опаской): образы такого рода не претендуют на типичность. 

Состав товарищества и творческие принципы

В разное время в состав товарищества входили следующие художники:

  • Илья Репин;
  • Василий Суриков;
  • Иван Крамской;
  • Василий Перов;
  • Исаак Левитан;
  • Архип Куинджи;
  • Иван Шишкин и другие.

Состав товарищества был непостоянным. Его покидали одни члены, и им на замену приходили другие. На выставках передвижников демонстрировались работы не только членов товарищества, но и художников-экспонентов. Произведение экспонента принималось на выставку путем голосования на общем собрании.

Ведущим стилем в творчестве товарищества передвижников был реализм, граничащий с натурализмом. Творцов конца XIX века уже не привлекали мифологические образы. Им хотелось изображать настоящую жизнь и черпать сюжеты из окружающей действительности.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Известные художники-передвижники

Одним из учредителей был Алексей Саврасов. Художник-пейзажист прошел обучение вопреки воле отца. В основе его творчества находились работы немецких и английских живописцев. Был удостоен различных премий, но последние годы своей жизни художник жил в острой нужде.

Имена художников-передвижников были известны далеко за пределами нашего государства. Примерном является Иван Шишкин. С его творениями связана история русского пейзажа, а произведения искусства этого передвижника стали национальной классикой и приобрели популярность во всем мире.

Русские художники создали огромную портретную галерею. Возможно это стало благодаря Ивану Николаевичу Крамскому. Именно ему принадлежит известный во всем мире портрет Льва Толстого, написанный в 1873 году. На картине отчетливо видны не только внешние качества писателя, но и особенности его характера.

Одним из значимых явлений в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». Илья Репин колоритно показал в ней образ простого народа. До этого художника данная тематика оставалась недоступной. С особой любовью он рисовал образы обычных крестьян. В 80-е годы 19 века художник обращается к портретному жанру, изображая различных известных деятелей той эпохи.

К художникам-передвижника относятся:

  • Василий Максимов;
  • Василий Перов;
  • Абрам Архипов.

Участники работали по разным художественным направлением, но объединяло их одно – идея народничества. Они противопоставляли свое творчество представителям официального академизма.

Комментарии

  1. Г. Мясоедов, В. Перов, Л. Каменев, А. Саврасов, В. Шервуд (в дальнейшем в Товарищество не входил), И. Прянишников.
  2. Проводится минимум раз в год
  3. Правление состоит из двух отделений (московского и петербургского) в составе пяти членов правления и 1-го кандидата избираемых на 1 год. В первое правление (на 1871 год) избраны Ге, Мясоедов, М. и К. Клодт, Перов, Крамской и кандидат Прянишников.
  4. Был создан новый орган — Совет, которому передавалось управление всеми делами Товарищества. В состав Совета на пожизненной основе входили только члены-учредители.
  5. Произведения В. Ф. Аммона, С. Аммосова, А. П. Боголюбова, Н. Н. Ге, К. Ф. Гуна, Л. Л. Каменева, Ф. Ф. Каменского, М. К. Клодта, И. Н. Крамского, В. М. Максимова, Г. Г. Мяоедова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, М. П. Клодта.
  6. Выставку посетило 30 тыс. человек; продано произведений на 23 тыс. рублей.
  7. Первая параллельная выставка началась в августе 1886 года, показом экспозиции Нижнем Новгороде, и закончилась в апреле 1888 года в Витебске.
  8. Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Пензе, Тамбове, Козлове, Воронеже, Новочеркасске, Ростове, Таганроге, Екатеринославе и Курске.
  9. Экспонент — художник не состоявший в товариществе, но подававший заявку на участие в выставке определённого своего произведения. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Федотова Ю. (04.10.2019). . Россия вне заголовков . Проверено 19 февраля 2020 .
  2. ^ Эли, Кристофер (2000). «Критики на родной земле: пейзаж и противоречивые национальные представления в царской России». Ойкумена . 7 (3): 253–270.
  3. Sartorti, Розалинда (2010). «Картины с выставки: Русская земля в глобальном мире». Исследования восточноевропейской мысли . 62 (3/4): 377–399.
  4. ^ Брукс, Джеффри (2010). «Русский народ вообразил: народы России в народных образах 1860-1890-х годов». Журнал социальной истории . 43 (3): 535–557.
  5. Эдвард Страчан, Рой Болтон (2008). Рой Болтон (ред.). Россия и Европа в девятнадцатом веке (иллюстрированное изд.). Сфинкс Файн Арт. п. 104. ISBN .
  6. ^ Доннелли, Майкл Э. . Галерея русской живописи . Проверено 30 июня 2018 .

Художественные принципы

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм. Я. А. Тугендхольд отмечал, что «…в основе „идейной“ и „гражданской“ живописи наших передвижников лежали чисто-русские и глубокие причины: „болезнь совести“, психология кающегося барства… „передвижничество“ на долгое время застраховало нас от последующих художественных открытий „аморального“ запада!» (под «открытиями запада» он имел ввиду импрессионистов и их последователей).

Сюжеты картин [ править ]

Внешнее видео
Новичок в школе по Эмили хвостовиков
, 12:20, на шведском языке с английскими субтитрами.
, 3:30, на английском языке со шведскими субтитрами.
, 2:30, на русском языке с английскими субтитрами.Национальный музей (Стокгольм), 2011 г.

Передвижники изображали разносторонние аспекты общественной жизни, часто критикуя неравенство и несправедливость. Но их искусство показало не только бедность, но и красоту народного быта; не только страдания, но и стойкость и сила характеров. Передвижники осудили русские аристократические порядки и самодержавную власть в их гуманистическом искусстве. Они с сочувствием изображали освободительное движение русских людей (например, «Арест пропагандиста» , « Отказ от исповеди» , « Не ожидал » Илья Ефимович Репин ). Они изображали общественно-городскую жизнь, а позже использовали историческое искусство для изображения простых людей ( «Утро стрелецкой казни ».Василий Суриков ).

В период своего расцвета (1870–1890) передвижниковское общество развивало все более широкий размах, с более естественными и свободными образами. В отличие от традиционной темной палитры того времени, они выбрали более светлую палитру с более свободной манерой в своей технике. Они работали над естественностью своих изображений и отображением отношений людей с их окружением. Общество объединило большинство талантливых художников страны. Среди передвижников были художники Украины , Латвии , Армении . Общество также показало работы Марка Антокольского , Василия Верещагина и Андрея Рябушкина

Работа критика и демократа Владимира Стасоваимел важное значение для развития искусства передвижников. Павел Михайлович Третьяков показал работы этих художников в своей галерее и оказал им важную материальную и моральную поддержку

«Лучшие люди России»

В кругу передвижников заказной портрет как таковой не пользуется популяр­ностью, но есть единственный заказчик: Павел Михайлович Третьяков, который кроме основной галереи открывает еще и отдельную, портретную, и в ней желает иметь портреты «лучших людей России». Лучшие люди — это, во-первых, писатели, «властители дум», но также художники и другие предста­вители прогрессивной общественности. Погрудные (реже поколенные) портреты на нейтральном фоне, почти монохромные; во многих так или иначе варьируются оттенки гражданской скорби или нравственного вопрошания: «Так ли живем?» Отрицание красочности у портретистов 1860­–70-х годов (позже это будет уже не так) — своего рода идеологическое решение: отече­ственный социальный мир «во зле лежит» — значит, цвета не заслуживает. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: