Трагическое покушение
После появления репинского холста в залах музея его трагическая биография продолжилась. В музей стали приходить члены террористических организаций, чтобы, стоя возле картины, произнести слова клятвы. Они клялись бороться с «ненавистной им монархией» до последней капли крови.
Илья Репин
Это настораживало полицию. Высказывалось мнение, что красная кровь на картине травмирует посетителей. Говорили, что от картины исходит некая особенная сила, энергия…
Настоящая трагедия разыгралась 16 января 1913 года. Старообрядец Абрам Балашов, иконописец по профессии, придя в Третьяковскую галерею, изрезал картину ножом. Покушение образно описал в своих мемуарах хранитель Третьяковки Николай Мудрогель:
Старообрядец Абрам Балашов
незадолго до закрытия музея он видел, как молодой человек быстрым шагом прошел по лестнице вверх, а затем раздался резкий звук. Хранители бросились наверх и увидели, что все бегут в репинский зал. А вот описание пострадавшего полотна: «На картине зияли три страшных пореза… Края порезов резко белели».
В январе 1913 года картина Репина пострадала от ножа старообрядца Абрама Балашова (Балашов не искал славы Герострата, он был заворожён сценой убийства и стал воспринимать её как реальное событие).
Преступник был задержан. При допросе он постоянно повторял одну и ту же фразу: «Довольно крови!» Балашов был признан душевнобольным и в течение двух месяцев лечился в психиатрической лечебнице, а затем был отпущен на поруки под ответственность отца.
Как составить записку с грехами и что говорить священнику
Чтобы составить записку с грехами, в лавочке при храме покупают своеобразную «памятку». Такие памятки помогают собраться с мыслями и не забыть обо всех проступках.
Специальная памятка для тех, кто приходит на исповедь
В записке пишут все так, как оно есть на самом деле:
- не причащался, не исповедовался долгое время;
- гневался на родных и близких;
- жадничал, сквернословил;
- посещал гадалок, не накладывал на себя креста и т.д.
Разговор со священником начинают с просьбы о прощении: «прости меня, Господи, ибо согрешил я перед Тобой». После этих слов перечисляют грехи. Если прихожанин затрудняется, духовник может задать наводящие вопросы.
Разговор с духовником может состояться не в отдельном кабинете, а в храме
Нападки на художника
Недоброжелатели Репина использовали поступок Балашова для новых нападок на картину: мол, вид крови возбуждает людей, вызывает у них нездоровую реакцию.
Нельзя ли было вообще обойтись без крови, заставить зрителя пережить сам момент покушения или, еще лучше, драматический момент за секунду до покушения.
Оппоненты Репина говорили, что живописец сознательно лишил зрителей возможности сопереживания действию: ведь царевич уже убит.
За этим мрачным событием последовала еще одна трагедия. Главный хранитель музея художник Хруслов не выдержал эмоционального потрясения и слег в постель, а через несколько дней покончил с собой, бросившись под поезд. По России поползли слухи, что с картиной связано нечто роковое.
А в словах Балашова «Не надо больше крови!» позже нашли пророческий смысл: через полтора года началась война…
Образ Ивана Грозного
Картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» считается одной из самых таинственных картин великого Ильи Репина. Ученые до сих пор пытаются определить, почему репинский холст производит на зрителя такое странное впечатление, в чем коренится тайна этого произведения.
Художник обращался к образу Ивана Грозного еще в 1866 году, когда создал рисунок «Митрополит Филипп, изгоняемый Иоанном Грозным из церкви 8 ноября 1568 года». Рисунок мог стать эскизом к будущей картине, но так и не стал. Лишь через семнадцать лет Репин вновь обратился к эпохе Ивана Грозного.
«Митрополит Филипп, изгоняемый Иоанном Грозным из церкви 8 ноября 1568 года».
На самой ранней стадии писания картины с художником стало твориться что-то неладное. Очевидно, трагизм изображаемого момента сильно повлиял на живописца. Репин убирал холст с глаз долой, ибо образ, написанный им самим, вызывал у него страх. Состояние трагической сцены передавалось самому художнику. Вот что писал тогда Репин: «Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно…
Эпизод, когда Иван Грозный в порыве бешенства убил жезлом своего сына царевича Ивана, получил множество интерпретаций. Историки много писали о неизлечимой психической болезни Грозного, о многочисленных странностях царя. Это значительно осложняло работу над картиной.
Илья Ефимович тщательно готовился к написанию полотна. Ему пришлось посетить Оружейную палату, делать наброски предметов быта времен Ивана Грозного. Он создал и эскизы костюмов обоих персонажей, а когда специально для работы над полотном по особому заказу были сшиты сапоги царевича, Репин расписал их масляными красками.
Илья Репин
Но покрытые узорочьем сапоги не должны были отвлекать внимание зрителя от залитого кровью лица царевича и от страшных глаз убийцы
Новый взгляд на Репина
У Репина был очень сложный характер. Это объясняется многочисленными невзгодами, которые художник пережил в ранней юности. Он не всегда мог договориться с покупателями о цене картины, отказывался он и пояснять что-либо по поводу уже созданных им произведений.
После кончины Репина осенью 1930 года дети художника не очень уважительно отнеслись к наследию своего отца. Вера Репина продавала рисунки отца финским коллекционерам за более чем скромную плату, многое бесследно исчезло. В 1964 году в СССР приезжал чешский художник Вацлав Фиала, который объявил, что платье царевны Софьи, созданное по заказу Репина для одноименной картины, находится в Праге, в семье Фиалы.
«Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты»
Оказалось, что в 1924 году посол Чехословакии в Финляндии купил у Репина это платье и ряд картин. Картины художника по сей день не перестают быть предметом жарких споров.
Особенно много разных точек зрения было высказано по поводу картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Недавние политические события на Украине сопровождались переоценкой некоторых явлений в русской культуре, в том числе и творчества Репина.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Была высказана мысль о том, что Репин создал карикатуру на запорожцев, представленных на полотне чуть ли не как шайка разбойников. А в действительности, мол, они были благородными рыцарями в духе свиты легендарного короля Артура.
Но если так, почему же картина была так популярна во время войны с фашистами, волнуя сердца как русских, так и украинцев? Не следует забывать и о том, что в вопросах истории художник был очень скрупулезен. Работая над образами казаков, Репин пытливо выспрашивал обо всех деталях известного историка Яворницкого, и достоверность костюмов и «реквизита» несомненна.
Исповедание грехов
Чтобы принести покаяние в грехах необходимо разобраться и понять, что такое грех. Католическая традиция, восходящая к Ансельму Кентерберийскому, определяет грех в юридической плоскости. Грех воспринимается как нарушение закона, совершение преступления.
Православная традиция всегда относилась к греху как к болезни, что и было зафиксировано в постановлении VI вселенского собора. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвословиях, самые известные из них – в чине Исповеди. Человеку, исповедающему свои грехи, говорится: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Да и само греческое слово амартиа, переводящееся как «грех», имеет еще несколько значений, одно из которых – болезнь.
Святитель Григорий Нисский говорит о грехе так: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра».
Ему вторит преподобный Ефрем Сирин: «Грех совершает насилие над природой».
Притча о блудном сыне. Современная греческая икона. «Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. Сын в притче о блудном сыне не просто рассказывает о своих грехах – он кается. Здесь любовь к отцу, а не просто ненависть к себе и своим делам. В церковном языке покаяние – это антоним отчаяния. К Богу нельзя идти с чувством «вот я покаюсь и всё будет хорошо». Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией.» диакон Андрей Кураев
К. Брюллов. Исповедь итальянки. 1827-30 У Католиков исповедание грехов обычно происходит в специальной кабине, называемой исповедальней или конфессионалом (но возможно и вне конфессионала).
Как приготовиться к исповеди в церкви
Духовные наставники прихожан дают советы тем, кто впервые собирается на исповедь:
- разберитесь, что именно вам мешает жить, что вы делали не так;
- осознайте греховность поступков, оцените их тяжесть перед людьми и Богом;
- не настраивайтесь на «экзамен», разговор с духовником – это простая беседа, в которой нужна полная откровенность;
- не скрывайте ничего, что мешает жить, но не говорите о мелочах;
- попросите прощения у тех, кого могли обидеть, если люди далеко, просите мысленно;
- прочитайте молитвы, которые ближе всего к душе, к разуму.
Сокрытие грехов – еще один грех. Духовник не осудит, он выслушает и поможет разобраться, отпустить тяжесть с души. Даже самые тяжкие признания не будут для священника обидными или неприемлемыми. Служители Бога многое слышали на своем веку, они не осудят. Православные христиане, которые хотят быть ближе к Господу, ходят на исповедь регулярно. Очищение грехов и очищение от них помогает ответственно относиться к собственной жизни и бережно к чужой.
Контекст
С одной стороны, современники, видевшие полотно на передвижных выставках, прекрасно понимали, что это народоволец вернулся в родной дом из заключения, но с другой, — уже тогда были яростные споры о том, где именно он находился и за какие преступления попал за решетку. Некоторые критики обвиняли Репина в том, что, на их взгляд, в картине не все можно было однозначно прочитать. Но для Ильи Ефимовича, скорее всего, важнее было показать драматическое напряжение момента и психологические переживания героев. Не зря Корней Чуковский назвал Репина «…великим драматургом русской живописи». А некоторая недосказанность даёт зрителю возможность додумать и довообразить, что происходит на картине, в соответствии со своими жизненными обстоятельствами и личным опытом.
Замысел картины появился у художника после событий 1881 года, когда был убит Александр II. После этого многие народовольцы попали в тюрьмы или были отправлены в ссылки. Часто сюжет картины связывают с амнистией этих заключенных в связи с восхождением на трон императора Александра III.
Остается вопрос: почему же не ждали сына, мужа, отца? Почему он появился так неожиданно? Точная дата освобождения всегда была известна заранее и осуждённому, и начальнику тюрьмы, и, разумеется, близким. По выходным заключённым можно было писать письма, и их, конечно же, отправляли даже простые крестьяне, если они были грамотны. Возможно, такое послание написал и герой картины, но также возможно и то, что сообщение с этой счастливой новостью придет домой уже позже освобожденного из тюрьмы, а, может, и затеряется.
Еще одна версия: герой картины мог быть неожиданно освобожден из следственной тюрьмы, которая находилась недалеко от дома его семьи. Для 1870-х годов были характерны затяжные процессы, особенно если в деле было много фигурантов, следствие порой тянулось месяцами и даже годами. Герой мог просто не успеть предупредить семью, что вышел на свободу.
Сам Репин сочувствовал неблагонадежным. Сохранились воспоминания об этом Корнея Чуковского: «В 1913 году он вместе с моей женой и Натальей Борисовной Нордман помогал переправлять за белоостровский кордон одного поднадзорного, которому угрожала тюрьма: предоставил ему лошадь, деревенские сани и своими руками снарядил его в путь».
Сюжет
Многие картины Ильи Репина встречаешь как старых знакомых. Поэтому, наверное, нет смысла пересказывать сюжет самого знаменитого полотна художника из его тюремно-арестантского цикла, куда входили «По грязной дороге под конвоем», «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди». Трудно найти человека, который бы не писал в школе сочинения по «Не ждали».
«Не ждали», 1884−1888 гг. (wikimedia.org)
Хотелось бы только обратить внимание на некоторые детали картины, потому что все они не случайны. Например, висящие на стенах портреты подтверждают, что входящий в комнату человек — народоволец, и его семья разделяет его убеждения
На двух их них — символы свободомыслия того времени: Тарас Шевченко и Николай Некрасов. На других репродукциях изображение Александра II на смертном одре, убитого народовольцами, и «Христос на Голгофе». Такой прием «картины в картине» искусствоведы называют мизанабим (от французского mise en abyme — «поместить геральдический элемент в центр герба»), то есть встраивание одного художественного произведения в другое.
Многие зрители и критики проводили параллель между картиной и библейским сюжетом о блудном сыне. Одного из главных персонажей — мать вернувшегося — художник изобразил спиной. Мы не видим ее лица, и это делает происходящую на наших глазах драму еще более выразительной.
«Не ждали», фрагмент. (wikimedia.org)
Илья Репин самое большое значение придавал лицу главного героя, переписывал его трижды. Закончив картину, он в буквальном смысле продолжил работать над ней. Уже когда «Не ждали» была показана на передвижных выставках и заняла свое место в коллекции Павла Третьякова, художник, не предупредив мецената, в его отсутствие полностью переделал образ вернувшегося сына. Третьяков был в ярости и вернул Репину картину на доработку. Сегодня мы знаем ее уже в таком виде.
Установление таинства исповеди
Покаяние перед Богом, иногда всем народом – распространенная практика, широко встречающаяся во времена Ветхого Завета. Мы можем вспомнить праведника Ноя, который призывал народ к покаянию. Мы встречаем положительные примеры принесения покаяния: пророк Иона взывал к ниневитянам, возвещал им погибель. И жители услышали его слова и раскаялись в грехах, они умилостивили Бога своими молитвами и получили спасение (Иона 3; 3).
Таинство исповеди в христианском осмыслении берет свое начало с апостольских времен. В деяниях апостольских сказано, что «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19; 18).
В Священном Писании покаяние является необходимым условием для спасения: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13; 3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: «так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15; 7).
Именно апостолам и их приемникам – епископам, а через них священникам Господь дал право и возможность прощать человеческие грехи: «Приимите Дух Свят: имже (кому) отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (на ком оставите, на том останутся)» (Ин. 20,22—23).
Исповедь в первые века не имела строго последования, как и другие таинства. В разных Церквях встречались разные практики, связанные с местными обычаями. Но уже тогда можно было выделить несколько основных компонентов, встречавшихся почти повсеместно. Среди них, прежде всего, нужно отметить личную исповедь перед пастырем или епископом и исповедь перед всей церковной общиной, которая практиковалась вплоть до конца IV века, когда Константинопольский патриарх Нектарий отменил должность пресвитера-духовника, занимавшегося делами публичного Покаяния.
И. Репин. Один из набросков к картине. 1880
Обряд покаяния
Раскаяние в грехах – дело сложное. Открываться перед Богом в тишине перед домашним иконостасом в молитвах не так сложно, как рассказать о них другому человеку. И пусть священник связан тайной исповеди, но все же распахнуть душу сможет далеко не каждый человек. Бывает и наоборот, исповеднику рассказывают о своей обычной жизни, каждодневных делах, не зная, что именно стоит говорить, а что можно опустить.
Исповедь – это не рассказ о каждой прожитой минуте, это покаяние в своих греховных делах, мыслях.
После рассказа прихожанина священник специальными молитвами отпускает (прощает) грехи. На исповедь идут с искренним сожалением о совершенных поступках. Иногда священники отказывают в отпущении грехов, накладывают епитимью. Это не наказание, а лишь возможность еще сильнее осознать свою греховность.
Основные правила христианства для обряда покаяния:
- К обряду допускают всех христиан старше 7 лет.
- Принуждение к исповеди не допускается. Это добровольный обряд, который помогает приблизиться к Богу. После покаяния следует таинство причастия.
- В разговоре со священником прихожанин рассказывает то, что считает наиболее важным. Если человек твердо намерен исповедаться, но не знает, с чего начать, служитель церкви может делать наводящие вопросы.
Приходить на исповедь в первый раз всегда страшно. Но если родители позаботились о своем ребенке и у христианина есть свой духовник, обряд исповеди проходит намного легче. Духовник сопровождает православного с детства или с момента первой исповеди и помогает ему духовно расти на протяжении всего срока общения.
Духовник поможет ребенку в самых сложных моментах жизни
Не стоит бояться рассказывать духовнику или служителю церкви все, что хочется. Тайна исповеди «закрывает уста» исповеднику и он обязан молчать обо всем, что узнает.
Судьба художника
У Ильи Репина, что, к сожалению, очень нечасто встречается у художников, счастливая творческая судьба. Его талант был востребован с ранней молодости. Мальчик из захолустного города Чугуёва был принят в Академию художеств в Петербурге и закончил ее с двумя золотыми медалями. Если бы в XIX веке была система рейтингов, то Репин занимал бы в них самые высокие места.
Илья Ефимович был жаден до творчества, его интересовали и злободневные, и исторические сюжеты
Он страстно брался перенести на холст и бумагу всё, что привлекало его внимание. За это критики и друзья даже упрекали его во всеядности
И сам художник не мог определиться и понять, в чем его предназначение. Корней Чуковский, который долгие годы жил рядом с Репиным и помогал ему редактировать книгу «Далекое-близкое», вспоминает, что тот говорил: «…Я не могу заниматься непосредственным творчеством (то есть «искусством для искусства». — К. Ч.). Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева, заниматься модами, — словом, всяким образом мешать божий дар с яичницей, приноравливаясь к новым веяниям времени. Нет, я человек 60-х годов, отсталый человек, для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и других идеалистов. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама, просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры — предоставим это благовоспитанным барышням».
В жизни Репина был даже период (1893—1898), когда он объявил этой идейности войну, словно стремясь уничтожить те самые принципы, которые лежали в основе всего его творчества, которые и сделали его автором «Не ждали», «Бурлаков», «Крестного хода», «Ареста».
«Отойди от меня, Сатана!», Илья Репин, 1860 год. (wikioo.org)
Корней Иванович пишет, что в этот период он увлекся религиозною живописью и начал писать картину «Отойди от меня, сатана!» Картина не давалась ему. Что сделать, чтобы она вышла удачнее? Художник Поленов посоветовал ему верное средство:
— Ты должен хорошо помолиться, прежде чем возьмешься за кисть. Нельзя браться за религиозный сюжет без поста и молитвы.
— И я послушался, — рассказывал Репин впоследствии. — Пишу и молюсь. Пишу и молюсь. И пост соблюдаю строгий.
— И что же?
Он засмеялся и ничего не ответил. Пауза длилась не меньше минуты. Потом он вздохнул и удрученно сказал:
— Такая дрянь вышла!
Как правильно называть свои грехи на исповеди: советы батюшки
Священники предостерегают прихожан: называйте грехи теми словами, которыми пользуетесь каждый день. Не надо придумывать каких-то исключительных наименований, говорите от чистого сердца, естественно, как в беседе с друзьями. Но с другой стороны не впадайте в избыточную «простоту», не употребляйте скабрезных слов и выражений.
Если в жизни нарушены Заповеди, в этих грехах обязательно нужно покаяться и попросить прощения у Господа
Как правильно называть грехи:
- прелюбодеяния, возжелание другой/другого человека;
- гнев;
- жажда денег;
- обжорство;
- уныние;
- мысли о самоубийстве;
- гордыня;
- самолюбие, тщеславие;
- воровство;
- убийство.
О грехах стоит говорить так, как вы их осознали. Например, воровство нужно объяснить: причину, степень (объем) проступка. Иногда люди не понимают свой проступок, в этом случае лучше спросить у батюшки, считается ли то или иное действие, мысль нарушением заповедей.
«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время, и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание — заказ последовал от императора, и вряд ли художник мог от него отказаться. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин? Репин никуда не делся! Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины.
Репин Илья Ефимович — Отказ от исповеди перед казнью.
06.07.2016
1879 — 1885 годы.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Холст, масло
48 x 59.
В ноябре 1879 года известный художественный критик Стасов В. В. — близкий приятель И. Е. Репина — познакомил художника с опубликованной в нелегальном журнале «Народная воля» поэмой Н. М. Минского (Виленкина) под названием «Последняя исповедь». Произведение произвело на Репина огромное впечатление, и у него появился замысел новой картины «Исповедь» (авторское название картины, которую в советское время переименовали в Отказ от исповеди перед казнью). Репин мастерски строит композицию полотна: глубина пространства камеры достигается посредством диагонального расположения арестантской койки, связь между персонажами устанавливается расположением их лицом друг к другу. Художник отказывается от изображения спора средствами движения и жестикуляции фигур, переводя столкновение мировоззрений в плоскость внутренней психологической выразительности. Главный герой картины Отказ от исповеди перед казнью изображен Репиным в фас. Он выглядит измученным заточением, однако воля революционера не сломлена, в его усталом взгляде читается решимость и презрение к смерти. Репин первым из русских мастеров живописи обратился к теме революционного движения. Творчество мастера включает цикл картин, главными героями которого стали представители «Народной воли».
Холст «Отказ от исповеди» появился при прочтении Репиным изданного одним из подпольных журналов стихотворений под названием «Последняя исповедь». Вдохновленный прочитанным, художник долго пытался набросать композицию с изображением интересной иллюстрации, но иллюстративность не удалось. Автор решил толковать сюжет на свой лад. Читая стихотворение, становится понятно, что священник спорит с одним из революционеров, которого приговорили к смертной казни. Он считает себя правым, но преступник не поддается его уговорам. Священник озлобленно призывает его покаяться, сжигая пламенем самого себя.
Художник заменил спор на молчание. Сжимая в руках крест, священник как бы говорит, что готов выполнить свои обязанности сполна. Он не старается уговорить заключенного или поспорить с ним. Священнослужитель просто ждет решения подопечного. Его поза говорит о том, что он не заинтересован в исходе проповеди. Что касается революционера, то и он не пытается спорить. Он выглядит усталым и жаркие речи ему сейчас ни к чему. Этот человек попросту не видит смысла противостоять целой системе. Его измождение достигло апогея. Мужчина облачен в рваный халат с пятнами, на его голове видны длинные волосы, а на лице борода. Все это создает неряшливый образ. Судя по его виду, заключенный сидит в такой позе давно, при этом сохраняя присутствие духа. Поза революционера, отшатнувшегося от священника, говорит о его нежелании исповедоваться и каяться. Он ждет, чтобы его поскорей оставили в покое, и, наконец, казнили. Картина исполнена мутными цветами. Свет в камере практически отсутствует. Здесь темно, видны лишь две фигуры и койка арестанта. Холст показывает зрителю не только отказ от покаяния, но и отказ от жаркого спора, протекающий в тиши тюремной камеры.