«автопортрет с сестрой» виктор борисов-мусатов, 1898 год

Творчество мастера

Увлекшись импрессионизмом еще в раннем творческом периоде, Борисов-Мусатов продолжал свои поиски, так как в импрессионистском подходе ему не хватало одухотворенности и поэтичности. Духовную составляющую он нашел в русском символизме, который в те годы охватил не только художников, но философов и писателей. Для кого-то символизм приобрел религиозно-мистический смысл, для кого-то свелся к духовным поискам. Борисов-Мусатов относился ко второй категории представителей искусства.

В ранних работах художник по большей части работал над пейзажными этюдами, но уже в середине 1890-х годов его все более вдохновляла тема изображения человека на фоне природы. При этом в первых произведениях человек словно бы растворялся на фоне природы, а в более зрелом творчество мастер подчинял пейзаж настроению и переживаниям персонажа.

Создав собственный живописный стиль для пейзажей, который можно охарактеризовать как сочетание импрессионистского пленэризма и декоративизма, художник сумел с его помощью донести до зрителя свою мечту о гармоничном сосуществовании человека и природы. Декоративизм проявлялся в том, что художник полностью перерабатывал впечатление от увиденного на пленэре в нечто декоративное, что выражало определенную символику духовного мира. Его картины были столь красивы и мелодичны, так очаровывали зрителя, что их часто называли элегиями.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Водоем». 1902 г.

Основным мотивом художника стали старинные усадьбы и прогуливающиеся возле них девушки. Именно эта тема помогала ему выразить свою мечту о гармоничном мире, наполненном высокой поэзией.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Гобелен». 1901 г.

Физически изображению усадеб из прошлого способствовало посещение ветшающей усадьбы в Зубриловке, а также других имений. Психологически художник снова и снова возвращался к этой теме, пытаясь уйти от хаоса настоящего. Смена столетий ознаменовалась для него переходом в жестокий железный век с бесконечным стремлением общества к наживе, пошлостью быта, скукой и однообразием. В этом смысле картины о прекрасных дамах в старинных платьях и интерьерах стали для Борисова-Мусатова возможностью хотя бы мысленно находиться в мире прекрасного.

Одной из первых значительных картин с отголосками чудесного прошлого стала работа «Автопортрет с сестрой». В дальнейшие годы художник часто рисовал свои произведения с сестры или супруги. Специально для этой картины для сестры сшили старинное платье, что помогло художнику выразить свою ностальгию по ушедшей эпохе. Характерный для холста голубовато-зеленый фон в дальнейшем стал основным и для других работ.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Автопортрет с сестрой». 1998 г.

Подлинный расцвет живописи Борисова-Мусатова произошел в начале двадцатого века, когда мастер достиг зрелости в работе, окончательно утвердился в живописной манере и выбранной тематике. Именно в это время он создает такие значительные картины, как «Весна», «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье», «Реквием» и ряд других. Удивительная легкость мазка в этих и других произведениях во многом объясняется тем, что художник использовал более подходящие для этого пастель, акварель или темперу, нежели масло.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Изумрудное ожерелье». 1903-1904 г.

Картины-элегии мастера символизма В.Э. Борисова-Мусатова

Виктор Эльпидифорович Мусатов появился на свет в Саратове в 1870 году. Мальчик унаследовал от отца редкое отчество (происходит от названия военных кораблей), а позже взял двойную фамилию Борисов-Мусатов. Возникла она из-за того, что Виктор обожал своего незаурядного дедушку Бориса и захотел подчеркнуть это в своей фамилии. Родители Виктора были из числа бывших крепостных.

В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). Автопортрет.

С шестилетнего возраста мальчик настолько увлекся рисованием, что с четырнадцати лет занимался только живописью. Ее азы он постигал у художника В.В. Коновалова и в Саратовском обществе любителей искусства, а также с большим вдохновением изучал картины именитых мастеров, собранных в Саратове. Одной из ранних работ, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее, является картина «Окно».

В 1890-х годах юноша много учился у профессиональных живописцев. Он обучался у Поленова в МУЖВЗ, а также в Академии художеств Санкт-Петербурга (покинул академию по состоянию здоровья) и позже в Париже в частной мастерской «Ателье Кормана» (там же учился Рерих).

Художник активно участвовал в выставках, среди которых были выставки столичного Общества любителей искусств, Московского товарищества художников, общества «Мир искусства». В 1904 году владелец частной берлинской галереи помог Борисову-Мусатову с организацией персональных выставок в Берлине и Гамбурге.

Познакомившись с творчеством мастеров самых разных стилей и направлений, живописец более всего увлекся символизмом и импрессионизмом. Любимой его темой стало изображение барышень в старинных платьях на фоне старых поместий. К числу известных картин относятся, например, такие: «Автопортрет с сестрой», «Призраки», «Весна».

В.Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г.

У Виктора Эльпидифоровича была довольно трудная жизнь, которая рано оборвалась. Еще в детстве он получил серьезную травму позвоночника, из-за чего всю жизнь страдал от болей в спине и не в каждом климате мог проживать (по этой причине покинул Академию художеств Санкт-Петербурга). Перенесенные операции и ухудшение состояния здоровья привели к тому, что в 1905 году, прожив всего 35 лет, художник скончался.

Описание

«Когда меня пугает жизнь, я ухожу в искусство, и кажется мне, что я на необитаемом острове, и никакой действительности не существует». Это слова Виктора Борисова-Мусатова — художника, которого называли вдохновенным певцом фантазии. Его картины исполнены красоты и изящества, которых судьба жестоко лишила самого живописца.

В 1873-м году, в возрасте трех лет, маленький Виктор получил тяжелую травму позвоночника. Последствия несчастного случая были ужасны: у мальчика начал расти горб. Проблемы со здоровьем у Борисова-Мусатова не прекращались в течение всей жизни, но увечье наложило не меньший отпечаток и на характер будущего художника. С самых ранних лет у него проявлялась склонность к одиночеству, замкнутости и мечтательности. В тиши уединения Виктор начал рисовать.

Неустроенность окружающей действительности, мечта о совершенном, гармоничном мире, стремление укрыться в идеальной стране, созданной воображением: на рубеже XIX-XX веков подобные настроения захватили многих представителей русской художественной интеллигенции. Борисов-Мусатов также не принимал современные ему реалии, и в своем творчестве обращался к образам прошлого, но прошлого без четких исторических границ и признаков. «Это просто красивая эпоха», — говорил сам художник.

Картину «Автопортрет с сестрой» (1898) Борисов-Мусатов написал, вернувшись в родной Саратов из Парижа, где он занимался в частной художественной школе Фернана Кормона и знакомился с художественными исканиями импрессионистов и символистов. Но уже в этом первом крупном произведении Борисова-Мусатова продемонстрировано стремление освободиться от каких-либо влияний и идти своим путем.

«Автопортрет с сестрой» — картина, не имеющая аналогов в русском портретном искусстве по своему композиционному построению. Центральное место автор отводит задумчивой молодой девушке в старинном белом платье — своей младшей сестре, четырнадцатилетней Елене. Себя же художник изображает сбоку. Его фигура, срезанная краем холста, словно не помещается и уходит за пределы картины. Почему Борисов-Мусатов поступил так? Хотел ли он создать ощущение жизненности, как будто случайно увиденной сцены? Или же стремился спрятать собственный облик, скрыть свою жизнь и несчастье от других? Мы никогда не узнаем этого: художник работал тайно, никому не показывая своих этюдов и эскизов и даже не говоря о них. Не потому ли и пейзаж на картине создает ощущение отчужденности, обособленности людей в тихом уголке сада от всего остального, чуждого им мира? Где-то там, за этими стоящими стеной деревьями, время стремит свой бег, а здесь оно остановилось…

С «Автопортрета с сестрой» начался яркий, но, увы, трагически короткий творческий путь Борисова-Мусатова. Художника, глядя на полотна которого, по утверждению его современников, «начинаешь верить в мир потусторонних существ с их призрачной радостью и призрачной, примиренной печалью».

Автопортрет с сестрой. 1898

Борисов-Мусатов В.Э.Холст, темпера, масло143 x 177

Русский музей

Аннотация

Работы художника обычно лишены ярко выраженного сюжетного развития. Искусство мастера элегично, проникнуто грустными раздумьями и тишиной. Оно лишает действительность конкретности и предполагает существование рядом иных миров. В „Автопортрете с сестрой“, где любимая сестренка представлена как обитательница старинной усадьбы, лишенная устойчивости композиция остановлена во времени, как фрагмент кинопленки. Кажется, еще минута — и фигуры проскользнут мимо и исчезнут навсегда где-то там, в заоблачном пространстве.
Борисова-Мусатова Елена Эльпидифоровна (1883–1974) — сестра художника В. Э. Борисова-Мусатова, его постоянная модель.

Биография автора

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870, Саратов – 1905, Таруса Калужской губ.)
Живописец.
Родился в Саратове. Занимался в студии Саратовского общества любителей изящных искусств у В.В. Коновалова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891, 1893-1895), в Императорской Академии художеств (1891-1893), у П.П. Чистякова, в студии Ф. Кормона (1895-1899) в Париже.
До 1903 жил в Саратове, затем в Подольске и Тарусе. Член Московского товарищества художников (с 1899), Союза русских художников (с 1904).
Автор пейзажей, портретов, сюжетных композиций, эскизов декоративных панно. Свои лучшие элегические произведения создал в начале 1900-х. В 1905 избран членом «Салона национального общества изящных искусств» в Париже.
Оказал большое влияние на становление символистского направления в русском искусстве, в частности, на художников поколения «Голубой розы».

Борисов-Мусатов В.Э.

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870, Саратов – 1905, Таруса Калужской губ.)
Живописец.
Родился в Саратове. Занимался в студии Саратовского общества любителей изящных искусств у В.В. Коновалова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891, 1893-1895), в Императорской Академии художеств (1891-1893), у П.П. Чистякова, в студии Ф. Кормона (1895-1899) в Париже.
До 1903 жил в Саратове, затем в Подольске и Тарусе. Член Московского товарищества художников (с 1899), Союза русских художников (с 1904).
Автор пейзажей, портретов, сюжетных композиций, эскизов декоративных панно. Свои лучшие элегические произведения создал в начале 1900-х. В 1905 избран членом «Салона национального общества изящных искусств» в Париже.
Оказал большое влияние на становление символистского направления в русском искусстве, в частности, на художников поколения «Голубой розы».

Рекорды, стоимость картин Борисова-Мусатова

Определим, сколько стоят картины Борисова-Мусатова в настоящее время. Заметим, что на аукционах они появляются весьма редко. Начнем с того, что рассмотрим несколько наиболее крупных уходов, состоявшихся в последние десятилетия.

В ноябре 2014 года на аукционе MacDougall`s появилась работа «Кавказские горы». Она была создана после того, как в 1895 году художник совершил поездку по Кавказу и Крыму. После смерти живописца полотно перешло к его супруге Е.В. Александровой, затем к художнику Я. Милкину, а позже оказалась в Великобритании в руках частного коллекционера. На торги картина поступила с эстимейтом 50-70 тыс. фунтов стерлингов и была продана в его рамках за 65 тыс. фунтов (102 тыс. долларов).

В.Э. Борисов-Мусатов. «Кавказские горы». После 1895 г.

В 2004 году была продана картина «Пастухи со стадом ночью». В этой работе стадо еще менее детализировано, чем в картине «Дафнис и Хлоя», так как в обоих случаях животные призваны лишь отразить идею, но не заставить зрителей детально рассматривать их. С молотка работа ушла за 245 тыс. долларов.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Пастухи со стадом ночью». 1895 г.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Дафнис и Хлоя». 1901 г.

Но самая значительная продажа относится к картине «Последний день», которая была предложена покупателям на аукционе Sotheby`s в 2006 году. Эта пастель является одним из лучших образцов наиболее ценного творческого периода художника. В течение пяти лет до 1903 года Борисов-Мусатов жил в Саратове, где часто находил покой и умиротворение на старинных усадьбах, а в 1904 году создал ряд пастелей с прогуливающимися барышнями, проживая в подмосковной усадьбе Введенское.

В отличие от К. Сомова, который также любил обращаться к теме старины, Борисов-Мусатов не пытался тщательно прописать лица, наряды дам или окружающую их обстановку. Но ему отлично удалось передать настроение дня, то спокойствие и неторопливость, с которыми женщины совершают прогулку.

После создания картину у художника приобрел В.Э. Направник, сын главного дирижера Мариинского театра Э.Ф. Направника. На аукционе ее выставили с эстимейтом 200-300 тыс. фунтов стерлингов, а продали за 702 тыс. фунтов (1,3 млн долларов).

В.Э Борисов-Мусатов. «Последний день». 1903 г.

Последние статьи

  •   Кто такая «госпожа Широкий столб», и Почему якуты считают её своей богиней сегодня, 20:58
  •   Кирк Дуглас vs Майкл Дуглас, или Что стояло за многолетним семейным соперничеством сегодня, 18:15
  •   6 знаменитых актёров, которые в точности повторили трагические судьбы своих киноперсонажей в реальной жизни сегодня, 16:21
  •   Фотошоп XVII века: Как голландские и фламандские художники зарабатывали себе на жизнь сегодня, 14:13
  •   Почему все жители Древнего Египта носили парики, из чего их делали, и как мода на накладные волосы дошла до наших дней сегодня, 12:56
  •   Кто из знаменитостей крутил романы с королевскими особами и что из этого вышло сегодня, 11:47
  •   В чём Елизавета II помогала принцессе Диане и как складывались их отношения в кулуарах дворца сегодня, 10:43
  •   Почему рыдала, увидев себя на экране, звезда фильма «Ищите женщину» Людмила Дмитриева и ради чего ушла из кино сегодня, 09:20
  •   Какие традиционные украшения выбирают разные народы планеты, следуя своим древним обычаям 15.11.2021, 22:22
  •   Зачем в старину на Руси невест парили и как проверяли смогут ли молодожёны родить детей 15.11.2021, 21:04

Все статьи

Сочинение-описание по картине «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана

  • СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ
  • ПО КАРТИНЕ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
  • ИСААКА ИЛЬИЧА ЛЕВИТАНА

И.И. Левитан, Золотая осень, 1895г., Государственная Третьяковская галерея, Москваi

План:

  1. Осенний пейзаж в творчестве И.И. Левитана.
  2. Описание картины «Золотая осень».
  3. Мое отношение к описываемому произведению.

     Передо мной полотно под названием «Золотая осень» Исаака Левитана, русского художника-пейзажиста. Исаак Левитан – один из тех художников, который в своем творчестве мастерски сумел показать всю красоту русской природы. Осенние пейзажи – излюбленная тема творчества живописца. В своих полотнах художник изображает осень в разные периоды этого непостоянного времени года.

В творчестве Левитана есть и другие картины, представляющие зрителю осенние пейзажи, например, картина «Поздняя осень». Изображенный ландшафт, написанный в мрачных и тоскливых тонах, является полной противоположностью полотну «Золотая осень». Или такая картина как «Осень. Река», которая была создана в 1898-1899 годах, описывает самую раннюю осень.

Изображение настолько яркое, солнечное, что невнимательный зритель может принять его за изображение летнего дня.

Картина «Золотая осень», о которой мне хотелось бы рассказать, представляет нам тот момент осени, когда природу еще не до конца покинуло лето, не полностью уступило свои права следующему времени года, это то время, когда еще тепло и нет дождей и слякоти, а листва на деревьях смешанных цветов. Этот период в народе называют «бабьим лето».

     На картине изображена березовая роща. Она расположена на левом берегу реки. Яркий день в середине осени. Стройные деревья, одетые во множество разноцветных убранств зеленых, желтых, охристых, красных оттенков. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, как березки отбрасывают свою тень на поляну.

Также у подножий деревьев пышным пестрым ковром разостлалась опавшая листва. Трава на берегу реки изображена в желто-зеленых красках. На правом берегу реки виднеется рощица еще зеленых деревьев. Так же на картине изображена узкая река, тихая и извилистая, с невысокими берегами, в холодных тонах темно-зеленого цвета.

Убегая вдаль по склону река показана в небесно-голубом цвете. Художник четко отображает движение воды. Вдоль берегов расположились небольшие кустарники коричнево-красного цвета.

Рядом с ними бескрайнее поле, засеянное озимыми. Поле изображено в темно-зеленом цвете, в цвете, характеризующем скорее летний пейзаж, оно как бы теряется или прячется в этой роскошной массе золота, уходит вдаль, как и прошедшее лето. Небо на картине ясное, светлое, голубое и высокое, а облака легкие, пушистые и белые.

Воздух прохладный, это мы понимаем, смотря на небо. Глядя на картину чувствуется, что воздух, заполняющий пространство пейзажа, чистый и прозрачный. Хотя на небе нет солнца, но картина вся пронизана теплым светом. Пейзаж золотой осени изображен в теплых и ярких тонах.

      Картина Исаака Левитана «Золотая осень», пожалуй, одна из моих любимых картин. Она изображает ту пору, когда еще чувствуешь летний воздух, а календарь на стене возвещает нам о наступлении осени.

Смотря на эту картину я чувствую, как во мне рождается прилив сил и бодрости, независимо от того, что осень – это, как сказал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, «унылая пора». Художнику удалось передать всю красоту и неповторимость русской природы.

Хочется очутиться на берегу этой реки, пройтись вдоль берега и насладится чистым осенним воздухом, зарядиться энергией и вдохновением. Именно поэтому для многих поэтов, писателей и художников тема «осень» является одной из основных в творчестве, их вдохновляет красота русской природы.

А вообще я люблю осень, именно осенью рождаются новые мысли, хочется творить и воображать. Особенно люблю именно этот переходный период, когда на календаре уже осень, а на дворе еще стоят теплые и солнечные деньки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: