Живопись
В 1863 г. Илья Репин отправляется в Петербург, чтобы показать руководству Академии художеств свои работы. Однако там его рисунки подвергли резкой критике. В частности, юноше сказали, что он не владеет тушевкой и плохо создает тени.
Все это очень огорчило Репина, но не отбило у него желания продолжать заниматься творчеством. В скором времени он начал посещать вечернюю художественную школу.
Илья Репин в молодости
Там он зарекомендовал себя как самого одаренного и преуспевающего художника.
Через год в биографии Ильи Репина произошло важное событие: он поступил в Академию. Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников
Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника
Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников. Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника.
Позже Илье удалось познакомиться с Иваном Крамским, которого он считал своим учителем. В скором времени Репин был удостоен медали за картину «Воскрешение дочери Иаира».
В 1868 г., находясь на берегу Невы, Илья Ефимович увидел бурлаков, тянущих за собой судно. Это событие оставило неизгладимый след в его душе. В результате, через 2 года им было написано знаменитое полотно «Бурлаки на Волге».
Картина была прекрасно принята искусствоведами, которые восхищались тем, насколько точно Репин смог передать эмоции каждого персонажа. После этого художник стал популярен не только в Петербурге, но и в Москве.
Картина «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репин, 1871 г.
В 1873 г. Илья Ефимович посетил несколько европейских государств. Интересен факт, что в Париже он познакомился со знаменитым импрессионистом Эдуардом Мане.
Однако его мало привлекал модный в то время импрессионизм. Репин наоборот предпочитал писать картины в стиле реализма. Вскоре он представил свою новую работу «Садко», за которую был удостоен академического звания.
После этого путешествия Илья Репин начал жить в Москве. Именно там он написал знаменитую картину «Царевна Софья». Для того, чтобы как можно лучше изобразить Софию, он перечитал множество документов о ней.
Изначально полотно не было оценено по достоинству, и только Крамской увидел в нем настоящий шедевр. После этого Репин представил несколько своих работ на библейские сюжеты.
В 1885 г. из-под его кисти вышла известная картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», показанная позже на выставке передвижников. Она получила множество положительных отзывов и сегодня считается одной из лучших работ Ильи Репина.
Картина «Бурлаки на Волге», И. Е. Репин, 1870-1873 гг.
Три года спустя мастер представил свой новый шедевр «Не ждали», на котором ему удалось необычайно точно отобразить эмоции каждого героя. Интересен факт, что художник неоднократно переписывал выражение лица неожиданного гостя, стремясь достичь наилучшего результата.
Стоит заметить, что параллельно с этим Илья Репин написал множество полотен, на которых изображались деревенские пейзажи и домашняя утварь.
Следующая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» принесла художнику еще большую славу. Для ее написания Илья Ефимович перечитал множество литературы о казаках и Запорожской Сечи, в том числе и «Тараса Бульбу» Николая Гоголя.
В этот период биографии Репин считался одним из самых талантливых живописцев, благодаря чему он неоднократно писал картины для Александра 3.
Интересен факт, что лучший портрет писателя Ивана Тургенева и работающего Льва Толстого на пашне написал именно Репин. В конце данной статьи имеется ссылка на все картины Репина, где вы сможете найти и эти две картины.
В конце жизни Илья Репин жил и творил в финской Куоккале в усадьбе Пенаты. И хотя он сильно тосковал по Родине, он все же предпочел остаться жить в Финляндии.
Незадолго до своей кончины у художника отнялась правая рука, в результате чего ему пришлось работать левой. Однако в скором времени перестала работать и она.
Карл Брюллов
С Карлом Павловичем Брюлловым судьба свела молодого писателя в 1836 году, когда юному литератору было всего 19 лет. Пожилой художник смог запечатлеть на своем портрете юного Толстого, который только что окончил университет и проводил лето в имении своего дядюшки, предаваясь беззаботному отдыху перед началом государственной службы.
«Портрет Алексея Толстого в юности» К. П. Брюллов написал всего за один раз, не используя заранее заготовленных эскизов или пробных набросков.
Позже художник признавался, что портрет А. Толстого стал одной из лучших его работ, полноценно отразившей пору юности и высоких духовных стремлений молодого человека.
Алексей Константинович Толстой уже тогда мог заинтересовать своих более старших современников ясностью мысли, чистотой воззрений и недюжинным литературным талантом, привлекавшим к нему многих известных людей того времени.
Работа Карла Петровича находится в государственном музее Эрмитаж.
Детство
Детство будущего литературного деятеля проходило в уютной семейной атмосфере. Семья Алеши обладала большим достатком и огромным влиянием в дворянском обществе, и юный граф ни в чем не нуждался, посвящая свой досуг чтению французской литературы и обучению различным наукам. Способности Алеши к обучению, по заверениям гувернеров, были отменными: мальчик с жадностью читал труды по философии, арифметике, черчению, литературоведению и языкознанию, также увлекаясь химией и зоологией.
К сожалению, семья Алексея Толстого распалась, когда он был еще совсем юным, и мальчика отправили на воспитание к дяде – известному писателю Антону Погорельскому, который посвятил ему свою знаменитую сказку «Черная курица, или Подземные жители».
Передача галереи в дар Москве
Неожиданно летом 1892 г. умер младший из братьев Третьяковых, Сергей Михайлович. Он оставил завещание, в котором просил присоединить свои картины к художественному собранию старшего брата: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве художественную коллекцию и в виду сего предоставить в собственность Московской городской думе свою часть дома… где помещается его художественная коллекция… то я часть этого дома, мне принадлежащую, предоставляю в собственность Московской городской думе, но с тем, чтобы Дума приняла те условия, на которые брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование…» Завещание не могло быть выполнено, пока галерея принадлежала П.М. Третьякову. 31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича (вместе с домом). В сентябре Дума на своем заседании официально приняла дар, постановила благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за дар, а также решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П.М. Третьяков был утвержден попечителем Галереи. Не желая участвовать в торжествах и выслушивать благодарности, Павел Михайлович отправился за границу. В августе 1893 г. Галерея была официально открыта для посещения. Как попечитель, он приобретал картины на выделяемые городом средства, а также продолжал дарить приобретенные им самим. В ноябре 1898 г. Третьяков отправился по делам в Петербург, вернувшись в Москву, почувствовал себя плохо. 4 декабря 1898 г. Павел Михайлович Третьяков скончался.
Парадные работы
Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В 1901-1903 годах он написал картину, изображающее заседание Государственного совета. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Он рисовал картины, используя самые разные сюжеты, и полотна неизменно ему удавались. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие.
Топограф, иконописец, студент Академии художеств
Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.
Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.
Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов — в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец».
Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург — учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств.
Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским, которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым, а также критиком Василием Стасовым.
Вариант 2
На данной картине изображён великий писатель все времён и народов! Его зовут Лев Николаевич Толстой. Именно этот человек выпустил за свою долгую и продолжительную жизнь, множество полезных и поучительных книг. Именно книги Льва Николаевича Толстого дарят читателю не то, что важные знания. А даже очень поучительные. Его книги можно было не только читать, но так же учиться по ним. Искать в них что-то новое, записывать различные идеи и цитаты. У Толстого есть замечательный портрет, который выполнен очень качественно, мы даже можем разглядеть все детали на лице Толстого, походу его рисовал очень хороший художник. А точнее его рисовал Илья Ефимович Репин. Портрет получился очень качественным и харизматичным.
Кому интересна история данной картины, то могу рассказать. Результат, который получил художник, мягко говоря, его не впечатлил. И он несколько раз перерисовывал картину, доводя её до абсолютного идеала. Данная картина была оставлена у жены Толстого, так как сам Толстой отказался от неё по некоторым фактам.
На картине видео нам всем Лев Николаевич толстой. Данная картина не вызывает ощущения присутствия данного человека. Ведь взгляд самого Льва Толстого направлен вдаль. Он смотрит и видит свои новые идеи и возможности, он так сказать не с нами. Он находится где-то отдалённо от нас, в своих мыслях и так сказать в своём собственном мире. Его взгляд очень грубый и серьёзный.
В руках он держит книгу. Возможно, это его новое произведение. А может быть, это его блокнот с записями и набросками текстов. Лев сидит в чёрном кресле, в очень старом кресле. Фон картины зеленоватого цвета. Очень жаль, что мы не можем увидеть, то, что написано в книги. Ибо там совершенно не чего не разобрать, и эти отрывки останутся только в голове Толстого. Поза писателя очень спокойная и блаженная. Лицо блестит на свету. Видятся даже морщины на лице, ибо картина очень хорошо детализирована. На лбу много морщин, губы сжаты, а так же его восхитительная борода, так прям и украшает его физиономию и картину в целом.
Книга открыта ради того, что он продумывает фрагменты своих текстов. Она очень хорошо входит в данную картину, ибо она добавляет такую некую загадочность и уникальность.
`
Религиозные картины
К религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути. Две его студенческие работы, «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира» были удостоены в 1869-м и 1871-м годах соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств. Из более или менее поздних картин этого рода о (начато в 1890 году), посвящённое евангельской теме искушения Христа. Этой картине художник отдал более десяти лет. В 1898 году, в период работы над ней, он посетил Святую Землю, чтобы своими глазами «увидеть древние стены и природу, в окружении которой жили люди, описанные в Библии». А.Н. Бенуа позволил высказаться об этой работе И.Е. Репина следующим образом: «… под влиянием своих литературных связей и увлечений, а отчасти прислушиваясь к призывам «передовых» течений, Репин как-то стал тяготиться реализмом, и его всё больше начало тянуть на создание таких творений, в которых ему казалось, он мог выразить своё мировоззрение, свои верования, свое отношение к великим вопросам бытия. Насколько это было не его делом, показала огромная и столь неудачная картина «Иди за мною, сатана», появление которой вызвало тоскливое недоумение самых верных его почитателей…»
Это полотно хранилось в Художественном музее города Харькова, но, к сожалению, было уничтожено в годы Второй мировой войны. Сохранился лишь ряд набросков к нему. Вновь заинтересовался Репин религиозной живописью на закате своей жизни.
Литературная и общественная деятельность
В последующее десятилетие Алексей Константинович лишь укреплял свой авторитет в литературном сообществе Российской империи. В 1860 году он становится редактором журнала «Современник», а также выполняет работу по вычитке текстов в периодических изданиях «Русский Вестник» и «Вестник Европы», попутно работая над сборником собственных стихотворений, опубликованном в 1867 году под настоящим именем писателя.
В это время Толстой активно экспериментирует со стихотворными формами, создавая баллады и подражания народным формам поэзии. С 1863 по 1870 год он публикует цикл трагедий, посвященных русской императорской линии: «Князь Серебряный», «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».
В литературном портрете Алексея Толстого к тому времени стали отчетливо появляться оттенки сатиры и юмора. Именно Алексей Константинович известен как один из создателей сатирического образа Козьмы Пруткова.
Незадолго до своей смерти писатель предпринял крупное путешествие по странам Европы, итогом которого стал сборник путевых заметок, изданный за год до смерти писателя, в 1874 году.
«Бурлаки на Волге»
Особо пристальный интерес к картинам народной жизни неизменно проявлял Илья Репин. Картины художника на данную тематику всегда получали теплый отклик у демократически настроенной интеллигенции и деятелей искусства. В 1870-1873 годах он создал одно из своих самых известных и монументальных полотен «Бурлаки на Волге».
Сюжет картины возник под впечатлением от поездки художника по Волге. В этом полотне автор передал силу и величие простого русского народа. Образы тружеников получились очень цельными и поэтичными во многом потому, что автор каждому из изображенных людей придал черты индивидуальности. Эта работа получила и международное признание, так как изображала сцену из народной жизни, в то время как данная темы была непопулярна среди живописцев Академии.
Примечания
. Письмо к И.Е. Репину от 28 февраля 1884 года. И.Е. Репин и П.М. Третьяков. «Переписка», стр. 84.
. И.Е. Репин. «Письма к писателям и литературным деятелям». Изд. «Искусство», 1950, стр. 24.
. Только что произошел окончательный разрыв с женой.
. Репин в своих письмах восхищался Данте и Рубенсом.
. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 1/13 Июня 1887 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 107.
Репин, очевидно, имел в виду картину Фавретто, 1887 года. «graghetto della Maddalena».
. И.Е. Рeпин. «Далекое близкое», стр. 394—409.
. «Художественное наследство», т. I, стр. 330—334.
. Там же, стр. 333.
. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 30 декабря 1891 года, И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 158.
. «И. Е. Репин и Л.Н. Толстой». Материалы. Изд. «Искусство», 1949. т. II, стр. 36.
В издании: И.Е. Репин. «Письма к писателям и литературным деятелям» — в тексте письмо на стр. 26—27 допущена ошибка.
. Письмо И.Е. Репина к В.Г. Черткову . И.Е. Репин, «Письма к писателям и литературным деятелям», стр. 58.
. «Рассказы для детей И.С. Тургенева и гр. Л.Н. Толстого», с картинами академиков: В.М. Васнецова, В.Е. Маковского, И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Изд. Берс и кн. Оболенского, М., 1883.
. Интересно, что Репин, жалуясь на упреки критиков за его якобы незаконченное письмо, ссылался на картину «Толстой на пашне». Он писал П.М. Третьякову: «Читали Вы, как меня Ясинский «продернул» в Иллюстрации? В каждой вещи нашел неизгладимые пороки. Перед закрытием выставки я пошел и взглянул беспристрастно на свои работы. Удивляет меня несправедливость ко мне! Мне показалось, что работы мои добросовестнее других закончены и форма выдержана гораздо строже, чем у других. Никто, напр, не упрекает В. Маковского в мазне и недоконченности, а между тем у него часто вместо руки — какой-то неопределенный клякс и уж такая неоконченность, что я никогда не дерзнул бы выставить; а между тем этого никогда никто не говорит. Поставьте рядом «Пахаря» и его «Свадебную остановку» — что более кончено? Лицо пахаря так кончено, что дальше идти нельзя. А критики просвещенные меня все за чуб таскают да приговаривают: кончай, кончай!! — Терпи казак!.. (Письмо И.Е. Репина к П.М. Третьякову от 14 апреля 1888 года. И.Е. Репин и П.М. Третьяков. «Переписка», стр. 132—133). Рецензия И. Ясинского «XVI Передвижная выставка» была напечатана в журнале «Всемирная Иллюстрация», 1888, 19, III, № 1000.
. Н. Машковцев. «Толстой в произведениях И.Е. Репина» Изд. «Искусство», 1948.
. «И. Е. Репин и Л.Н. Толстой» т. II, стр. 60.
. Там же, т. I, стр. 32.
. «И. Е. Репин и Л.Н. Толстой», стр. 33.
. Там же, стр. 55.
. С.Л. Толстой. «Очерки былого». ГИХЛ, 1949, стр. 353.
. Исполнен с натуры в 1907 году, но в 1911 году голова Толстого была переписана.
. Одну из них Репин пожертвовал в 1891 году в пользу голодающих. Она на аукционе была куплена Ф.Д. Терещенко.
. И. Ясинский. «Роман моей жизни». Госиздат, 1926, стр. 180.
. Там же, стр. 180—181.
. ГАУ. Литературный архив. Фонд № 842. Воспоминания академика Яворницкого Д.И. (копия). Ед. хр. 65, л. 12 об.
. К.М. Фофанов в 1889 году напечатал характерное для своего поколения стихотворение:
«Отходят старые глашатаи свободы,
Под своды вечные, под гробовые своды,
И лавры провожают их.
И смерти торжеству внимает скорбь живых.
Они родилися в мятущиеся годы,
В дни предрассудков роковых.
В те дни, когда еще зарей освобожденья
Не озарялся мрак отчизны дорогой…
При них порвалися гнилого рабства звенья.
От них повеял дух благого просвещенья
Над пробужденною страной.
Понятна их борьба; разумна их тревога.
Благословен их трудный путь…
Страдая и любя, они творили много,
Их есть чем помянуть!
А мы! Мы робкое, больное поколенье,
Смирив в своих сердцах пытливое веленье,
Мы все хотим простить и все благословить,
Но цель потеряна, кумир давно разрушен…
Мы к миру холодны, и мир к нам равнодушен:
Мы не умеем жить».
. Газета «Дачница», 1912, № 1. Цит. К. Фофанов. Стихотворения. «Советский писатель», 1939, стр. 9—10.
. «Художественное наследство», т. II, стр. 145.
. Он был закончен в июле 1887 года в замке Иттер (в Баварии) и остался в собственности пианистки. Ныне находится в частном собрании в Тель-Авиве.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Как все начиналось
Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И.И. Соколова, «Разносчик» В.И. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.К. Саврасова, «Больной музыкант» М.П. Клодта. А раньше, в 1854–1855 годах, Третьяков купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…».
Как видим, художественная галерея создавалась Третьяковым фактически с нуля.
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Девушка в платке Венецианова Алексей Гаврилович Венецианов — известный русский художник, который смог утвердить бытовой жанр как равноправную часть искусства. С 1819 года живописец отказался от продажи своих работ
- Сочинение Весенний дождь После зимы наступает весна. Постепенно большие снежные сугробы и реки начинают таять и превращаться в маленькую речку, которая движется к канавке или разливается прямо по дороге
- Сочинение по картине Проселок Саврасова (3-7 класс) Алексей Кондратьевич Саврасов считается русским живописцем, основоположником символистского пейзажа настроения в русской живописи. Этот художник написал много прекраснейших картин
Деревенская тема
Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».
Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.
Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее — принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».
Художественный вкус П.М. Третьякова
Павел Михайлович Третьяков
Об этом ходят легенды. Его вкус был настолько непререкаемым, а художественное чутье настолько тонким, что присмотренную им на выставке картину никто уже не смел покупать, даже, говорят, император. Сосредоточенный и молчаливый (в семье его называли «неулыба»), П.М. Третьяков появлялся на открытии выставки и останавливал свой выбор на никому не известной картине, покупал ее – почти безошибочно угадав в ней будущий шедевр. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — сказал однажды о нем художник Крамской.
В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И. Якоби, «Последняя весна» М.П. Клодта, «Бабушкины сны» В.М. Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.
В. Перов «Тройка»
В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К.Д. Флавицкого.
П.М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно. В 1860-е годы в его собрании появляются картины Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта, И.И. Шишкина. Он писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».
Важное место в собрании Третьякова занимали портреты. К концу 1860-х годов он задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников
Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Например, Перов по просьбе Третьякова написал портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С. Тургенева; И.Н. Крамской – портреты Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова и Н.А. Некрасова.
История создания И. Крамским портрета Л.Н. Толстого
И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого»
Портрет Толстого Третьякову хотелось иметь еще в 1869 году, но писатель наотрез отказывался позировать. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет… Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Лишь в 1873 году И.Н. Крамскому удалось его уговорить. А произошло это так. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Далее послушаем самого художника, который пишет Третьякову: «Разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету и все безуспешно… Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее. «Как так?» Очень просто, я, разумеется, не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно… Я начал делать ему уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей… А затем оказалось, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии… и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра…».
Так был создан этот портрет Толстого. Крамскому удалось сломить нравственное сопротивление Толстого и открыть дорогу к Толстому многим художникам. Но Крамского убедил в необходимости этого портрета П.М. Третьяков.
Семья Третьяковых
Семья П.М. Третьякова. Слева направо: Вера, Иван, Вера Николаевна, Михаил, Мария, Мария Ивановна, Павел Михайлович, Александра, Любовь. 1884
Третьяковы принадлежали к старинному купеческому роду, который ведет свою родословную из Калужской губернии. Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем. Всего в семье было 9 детей, но от скарлатины умерло четверо из них, а затем умер отец, после чего все движимое и недвижимое имущество перешло к братьям Павлу и Сергею, которые успешно продолжили дело отца. Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. У него было 6 детей. В семье все любили друг друга. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным». В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Ваня, всеобщий любимец, надежда отца.Павел Михайлович очень горевал. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. Музыка, литература, иностранные языки, концерты, театры, художественные выставки, путешествия – вот составляющие домашнего воспитания в семье Третьяковых. В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, В.Д. Поленов и многие другие. Любили в семье Третьякова путешествия – как по стране, так и за границу.
Сергей Михайлович Третьяков
Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т.п.). Была еще и благотворительная деятельность, о которой мы упоминали выше, а также участие в деятельности Православного миссионерского общества, он занимался попечительством о бедных, состоял членом Коммерческого суда, был членом разных обществ – художественных, благотворительных, коммерческих. По его завещанию большие суммы денег были выделены на содержание галереи, на Арнольдовское училище, на различные стипендии и др.