ПЕРВАЯ СЕМЬЯ И ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ
В феврале 1872 года художник женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора, с которой Илья Репин познакомился ещё в годы студенчества, когда гостил в доме своего однокашника Алексея Шевцова, брата Веры. В конце этого же года у них родилась первая дочь. Осенью 1874 года родилась вторая дочь. К тому времени в семье Репиных появился и неродной ребёнок — Валя Серов. Его мать, Валентина Серова (она позировала Репину для картины «Царица Софья»), в Париже была сильно занята концертами и репетициями, и мальчик стал проводить много времени в семье художника. Репин научил мальчика рисовать, а Серов на всю жизнь стал ему любимым учеником и близким другом.
Позже в семье Репина появилось ещё два ребёнка, но семейная жизнь так и не заладилась. Скромная девушка с толстой косой любила мужа, но — как показало время — совершенно не годилась в качестве жены художника. Илья Ефимович был жаден до общения. Дом Репиных был открыт и доступен широкому кругу столичной интеллигенции. Кроме тех, кого художник писал, в доме постоянно толпились студенты, его ученики. На молодёжных вечеринках собиралось по многу десятков человек. Репин любил пылкие дискуссии и ярких, умных, самостоятельных женщин. А Вера была слишком тихая, никогда не высказывала своего мнения, была поглощена бытом и детьми. Такая женщина перестала быть музой для художника, а брак не оправдал его надежд. В 1884 году всё это закончилось и Вера покинула мужа, узнав о его связях с другими женщинами. Старшие дочери остались с Ильёй Репиным.
За успехи в учёбе Репин получил от Академии стипендию для поездки за границу. Путешествие по Европе продлилось три года (1873-1876). Большую часть этого времени художник жил в Париже, успев, кроме того, посетить Италию и Англию. Приезд Репина в Париж совпал по времени с первой выставкой импрессионистов (1874), наделавшей много шума. Репин отнёсся к увиденному двойственно: с одной стороны, его восхитили свет и колорит новой живописи, а с другой, эти работы показались ему «социально» легковесными.
Вскоре после возвращения в Россию Репин на целый год уехал в родной Чугуев, где написал ряд полотен на современные сюжеты. Работал он медленно и вдумчиво, одновременно занимаясь, как правило, несколькими картинами. В сентябре 1877 года Репин приехал в Москву. Живя в Москве, художник часто навещал Абрамцево, подмосковное имение известного мецената Саввы Морозова. Дружеские отношения у него сложились и с Павлом Третьяковым, «отцом» Третьяковской галереи.
В 1882 году Репин перебрался в Петербург. В эти годы он, набираясь впечатлений, много ездил по России. Так, в 1880 году художник побывал на Украине, в 1882 году — в Курской губернии, а в 1888 и 1899 годах — на Кавказе.
Репин педагог
Пахарь. Лев Толстой на пашне 1887 г.
Уже в звании профессора живописи, с 1894 года художник преподаёт.
Впоследствии его ученики в родной Академии художеств отзывались о Репине как наставнике двояко, но мастер всегда был внимателен к студентам, особенно тем, кто испытывал материальные трудности, устраивая им подработки.
С обострением политической ситуации в стране, особенно после январских событий 1905 года, накалялось и общество. Студенты и педагоги были его частью, и не могли оставаться безучастными. Но мнения разделялись, доходило до горячих споров. В пылу политических разногласий Репин в сентябре того же года всё бросил и уехал в Италию к Нордман, затем вернулся в Россию, уволился, весной 1906-го коллеги уговорили его снова пойти преподавать. Но страна только закипала… В 1907 году Репин снова подал прошение об отставке. На этот раз окончательное.
Политические сюжеты
Репин жил в пореформенную эпоху, когда на сцену выступили самые разнородные общественные силы. Громко заявили о себе тогда и революционеры-народники. Александр II был великим реформатором; он освободил крестьян, с его именем связаны либеральные перемены во всех областях тогдашней российской жизни, но по отношению к заговорщикам, выбравшим для борьбы с самодержавием тактику террора, он действовал очень жёстко. Александр III в этом смысле шёл по стопам своего отца. Репин — по своему воспитанию, по убеждениям, наконец, по активной позиции — не мог пройти мимо революционной темы и в конце 1870-х и в 1880-х годах создал ряд произведений, героями которых стали радикально настроенные революционеры. Наиболее известные среди этих работ — «Отказ от исповеди» и «Арест пропагандиста».
Картина «Сходка», 1883 — одна из самых известных картин «народовольческой» серии Репина. Как и многие другие работы этой серии, очевидным образом перекликается с Евангелием (тема «Тайной вечери»), бывшим, по многочисленным свидетельствам, одной из наиболее популярных книг среди тогдашних революционеров. По своей сгущенно-мрачной атмосфере это полотно — в некотором смысле — противостоит картине «Не ждали»: там «блудный сын» возвращается в родной дом; здесь «заблудшие овцы» упорствуют в своих заблуждениях. Репин, страстно сочувствуя угнетённому народу и мечтая о переменах в жизни России, категорически отвергал тактику террора, взятую на вооружение народовольцами. Год создания картины говорит сам за себя — она написана через два года после убийства императора-освободителя, которое потрясло страну.
Впрочем, не чурался художник и официальных заказов на «парадные» картины. Одна из них — монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», изображающее сановный «цвет» тогдашней России.
Личная жизнь
Отдых. Портрет В. А. Репиной, жены художника 1882 г.
В биографии Ильи Репина была не одна женщина. Первой женой художника стала Вера Алексеевна Шевцова из семьи известного петербургского архитектора – в годы учёбы в Академии он дружил с её братом. Венчание состоялось в феврале 1872 года. Свадебное путешествие по решению молодого мужа было совмещено с поездками по работе – без живописи и общества Репин жить не мог.
Осенью того же года родилась дочь Вера, через два года в Париже дочь Надя, затем Юрий и Татьяна, названная в честь матери художника.
С самого начала обнаружились разные взгляды и наклонности относительно образа жизни – Илье Ефимовичу хотелось иметь много знакомых и друзей, общаться, принимать гостей (что и нужно было для получения заказов), Вера Алексеевна стремилась к замкнутой семейной жизни. Союз продержался до 1887 года. Старшие дети стали жить с отцом, младшие с матерью.
Вторые известные отношения, но без заключения брака, начались в 1900 году. Тогда Репин построил дом в Куоккала (Финляндия), где прожил 14 лет с писательницей Натальей Борисовной Нордман-Северовой до разрыва отношений по её решению. Нордман была своеобразной женщиной (не носила шуб в любой мороз, не ела мясо, не держала прислуги, лечилась отваром сена и т.д.). Заболев туберкулёзом, предпочла отказаться от денег и прочих благ и уехала за границу на лечение. Умерла в 1914 году.
Самые известные картины Ильи Репина
Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:
«Бурлаки на Волге» (1872-1873) — самое известное произведение Репина, в которой он не просто реалистично изобразил тяготы простого народа, но и поставил философский вопрос о судьбах России
Обратите внимание на буксир на заднем плане — это символ прогресса, который далёк от тех, кто тянет лямку на берегу. Картину сравнивали с адом Данте, она вызвала сенсацию в стране и за рубежом
Это один из немногих примеров в живописи, когда жанровая сцена стала монументальной.
«Садко» (1876) — красочная работа, переносящая зрителя в волшебный мир русских сказок. Несмотря на критику, эта картина принесла живописцу звание академика.
«Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) — исторический портрет, передающий непростой характер сестры Петра I. На этой картине художник изобразил Софью Алексеевну уже заточённой в монастырскую келью, но не сломленной.
«Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881). На холсте запечатлён композитор в последние дни своей жизни, в больнице, после приступа белой горячки. Эта картина, в которой передан противоречивый характер Модеста Мусоргского, подтвердила славу Ильи Репина как замечательного портретиста-психолога.
«Крестный ход в Курской губернии» (1883) — ещё одна монументальная работа, в которой отражен народный быт. На картине — свыше семидесяти персонажей, и каждый — со своей судьбой.
«Иван Грозный убивает своего сына» (1885). Невероятно драматичная сцена, наполненная болью и отчаянием, а также ставящая вопрос о цене исторических ошибок. Император Александр III пытался запретить экспонирование произведения на выставках. Эмоциональное воздействие картины настолько высокое, что она дважды подвергалась актам вандализма со стороны посетителей Третьяковской галереи — в 1903 и 2021 годах.
«Не ждали» (1888) — передвижническая работа из «народовольческой серии» Репина. Социально-психологический сюжет, в котором художник не только отразил и личную драму героев, но и вписал её в широкий социальный контекст.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). В этой работе Илья Репин в очередной раз продемонстрировал свой талант живописца-психолога. Удивительная яркость характеров, бурная эмоциональность, юмор — всё это делает запорожцев по-настоящему живыми.
«Какой простор!» (1903). Импрессионистское произведение, наполненное эмоциями людей и стихии.
Творчество мастера всецело поддерживал великий русский меценат — Павел Третьяков, приобретая его шедевры для своей галереи. Он сумел разглядеть великий талант. В наши дни шанс инвестировать средства в вечные ценности предоставляет коллекционерам сайт Very Important Lot, где не только проводятся аукционы антиквариата, но и выставляются работы современных художников. Вы можете недорого купить картину современного автора, тем самым поддержав его творчество и пополнив свою личную коллекцию перспективным произведением искусства.
ПЕНАТЫ
В 1899 году Репин приобрёл имение в финском местечке Куоккала, неподалёку от Петербурга. Здесь он поселился вместе со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Их знакомство произошло в мастерской художника, куда Нордман пришла вместе с княгиней Марией Тенишевой. Пока Илья Ефимович работал над портретом Тенишевой, другая гостья вслух читала стихи.
Своё новое «гнездо» художник назвал Пенатами (в честь древнеримских богов-хранителей, покровителей домашнего очага). Но и второй брак Репина закончился драматически: заболев туберкулёзом, Нордман покинула Пенаты. Она уехала в одну из зарубежных больниц, не взяв с собой ни денег, ни вещей. От финансовой помощи, которую ей пытались оказать муж и его друзья, Наталья отказалась. Она скончалась в июне 1914 года в Локарно на юге Швейцарии.
После Октябрьского переворота 1917 года, приведшего к власти большевиков, Финляндия заявила о своей независимости, и, таким образом, Репин оказался в эмиграции. Впрочем, в Советской России его продолжали считать «своим». В 1922 году в «Пенаты» перебирается жить старшая и любимая дочь художника — Вера. Она взяла на себя все заботы по хозяйству уже пожилого отца. В силу наличия тяжёлого характера она не смогла устроить личную жизнь и оставалась с отцом до конца его жизни. В 1924-1925 годах в Москве и Ленинграде были организованы большие выставки, посвящённые 80-летнему юбилею художника.
В 1913 году Репин приезжает в Москву, чтобы восстановить свою знаменитую и достаточно скандальную картину «Иван Грозный убивает своего сына». Репин закончил полотно к 300-летию смерти Ивана Грозного (в 1884 году). Картина была выставлена весной 1885 года и вызвала одновременно шок и интерес общественности, и поначалу была запрещена к показу. Однако, спустя три месяца, запрет был снят и работу снова выставили в Третьяковской галерее на радость публике. Но в 1913 году один из присутствующих совершил акт вандализма и исполосовал лицо царя. Безумцем оказался сын крупного фабриканта Балашова.
Снова Петербург
Осенью 1882 года Репин переехал в столицу – Москва опостылела, а город молодости обещал зарядить свежими силами для осуществления творческих задумок. Так и случилось – здесь родились настоящие шедевры, герои которых исторические личности и события прошлого и настоящего.
Новые знакомства словно вливали свежую кровь – за плечами пол жизни, опыта накоплено много, намётанный глаз безошибочно выхватывал главное. Увидев интересный типаж, художник загорался желанием написать портрет. Так, глаза литератора Всеволода Гаршина с первой встречи зажгли художника идеей. Позже он осуществил её, привлекая писателя к работе моделью неоднократно.
В период 1894-1899 Репин сблизился с объединением «Мир искусства», участвовал в международных выставках, что поначалу принял восторженно. Приверженцев объединения называли декадентами, их идеология строилась на отрицании школ передвижников и Академии художеств, в выражениях они не стеснялись («школа безвкусицы» и т.д.). Со временем такая резкость стала коробить Репина, и он отказался сотрудничать с «Миром искусства», защищая академистов и передвижников.
Художественная работа
Фотография Репина, сделанная Рентцем и Шредером, 1900 г.
Креативность
Репин настойчиво искал новые приемы и содержание, чтобы придать своему творчеству полноту и глубину. У Репина был набор любимых сюжетов и ограниченный круг людей, чьи портреты он писал. Но у него было глубокое чувство цели в своей эстетике, и у него был большой художественный дар чувствовать дух эпохи и его отражение в жизни и характерах людей. Поиски истины и идеала привели Репина в разные художественные направления под влиянием скрытых аспектов социального и духовного опыта, а также национальной культуры. Как и большинство русских реалистов своего времени, Репин часто основывал свои произведения на драматических конфликтах, взятых из современной жизни или истории. Он также использовал мифологические образы с сильным чувством цели; некоторые из его религиозных картин являются одними из величайших.
Его метод был противоположен общему подходу импрессионизма
Он производил работы медленно и осторожно. Они стали результатом внимательного и детального изучения
Для некоторых своих картин он сделал сотню или более предварительных набросков. Он никогда не был доволен своими работами и часто писал несколько версий с разницей в годы. Он также постоянно менял и корректировал свои методы, чтобы получить более эффективную аранжировку, группировку и колористическую силу. Стиль портретной живописи Репина был уникален, но чем-то обязан влиянию Эдуарда Мане и Диего Веласкеса .
Украинское культурное влияние
В 1870-1880-х годах он приезжал в Чугуев и собирал материалы для своих будущих произведений. Там он нарисовал своего архидьякона .
Картины Репина, вдохновленные украинской культурой, включают:
Украинский крестьянский дом (1880; Киевская национальная картинная галерея)
- Человек с плохим глазом (1876)
- Украинская девушка у забора (1876)
- Деревня Мохначи близ Чугуева (1877 г.)
- Портрет М. Мурашко (1877)
- Ответ запорожских казаков (1880–1891, две версии: Петербургская и Харьковская)
- Вечорницы (1881)
- Украинская сельская баба (1886)
- Портрет Тараса Шевченко (1888 г.)
- Гайдамака (1902)
- Казаки на Черном море (1908)
- Прометей (1910, по поэме Т. Шевченко)
- Гопак (1930)
Репин был членом комиссии, созданной для создания памятника художнику-поэту Тарасу Шевченко, которого он называл «апостолом свободы». Он иллюстрировал романы , такие как Тарас Бульба и Сорочинская ярмарка по Н.В.Гоголя (1872-82) и Zaporissya в остатках древних легенд и людей по Дмитро Яворницкого (1887 г.), и привлек многочисленные эскизы архитектуры, а также различные популярные аспекты украинской культуры . В сферу знаний Репина входил ряд выдающихся мыслителей того времени, в том числе Марко Кропивницкий , Николай Мурашко и Дмитрий Яворницкий .
Репин помогал комитету Союза изобразительных искусств в Николаеве . Он также был почетным членом Союза литературы и искусства, а также Союза древностей и искусства в Киеве. Он поддерживал многочисленных художников, художественные школы Мурашко в Киеве, М. Раевскую-Иванову в Харькове и Художественную школу в Одессе.
В одном из последних писем он написал: «Добрые, дорогие соотечественники Прошу вас поверить в чувство моей преданности и бесконечного сожаления, что я не могу переехать жить в милую, радостную Украину Любя вас с детства Илья Репин ». Художника похоронили у «Чугуевского холма», на окраине его владений в Пенатах.
Наследие
Репин был первым русским художником, добившимся европейской известности, используя именно русскую тематику. Его картина 1873 года « Бурлаки на Волге» , радикально отличающаяся от предыдущих русских картин, сделала его лидером нового движения критического реализма в русском искусстве. Он предпочел природу и характер академическому формализму. Триумф этого произведения был широко распространен, и его хвалили такие современники, как Владимир Стасов и Федор Достоевский . Картины показывают его чувство личной ответственности за нелегкую жизнь простого народа и судьбу России. В 1880-х годах он написал многие из своих самых известных работ и вступил в Общество передвижников.
Кто такой Илья Ефимович Репин
Илья Ефимович Репин (5 августа 1844 — 29 сентября 1930) – талантливый российский художник. Он создал множество картин исторического, бытового направления. В своих работах художник всегда придерживался реалистического жанра. Особое направление в его творчестве занимают портреты известных людей той эпохи. Репин занимался иллюстрацией к произведениям Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова и других известных русских писателей. Воспитал целую плеяду учеников, таких как Ф.А. Малявин, Н.И. Фешин, В.А. Серов. Его знаменитые картины «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,«Крестный ход в курской губернии», «Иван Грозный убивает своего сына», «Нищая. Девочка-рыбачка», «Проводы новобранца», «Садко», «Тайная вечеря» широко известны во всем мире.
Учёба в Академии
Краткая биография Репина как студента изобилует наградами.
С первых лет своего пребывания в Петербурге молодой художник жадно учится и стремится отличиться. Для этого периода наиболее значительны картины Репина под названиями (с описанием евангельских сюжетов):
- «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян» (1865) – серебряная медаль;
- «Иов и его друзья» (1869) – малая золотая медаль;
- «Воскрешение дочери Иаира» (1871) – большая золотая медаль.
Годы учёбы и написание конкурсных работ с непростой тематикой, требующей творческих мук, осложнялись нехваткой средств на холсты и краски. Но Репин художник целеустремлённый, он всегда находил выход. Так, готовясь к выпуску, он с целью продажи довольно быстро написал жанровую работу: студент отвлекается от занятий, наблюдая за девушкой из окна. Отданная в комиссионный магазин, картина быстро и выгодно была продана, обеспечив возможность работать над картиной, завершающей учёбу. В результате в 1871 году Репин стал художником I степени и мог на шесть лет уехать за границу. Слава о молодом таланте, выпускнике Академии, вышла за её пределы.