Иов и его друзья, Илья Репин — описание картины

Репин, Илья Ефимович

Илья  Ефимович Репин (1844—1930) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое» .

Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П.

Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался, также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».

Академия Художеств в Петербурге

«Иов и его друзья» 1869

Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

«Бурлаки на Волге»1873

«Воскрешение дочери Иаира»

С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко»

«Парижское кафе»

«Садко»

Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.

В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи.

На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).

«Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879)

«Крестный ход в Курской губернии» (1883)

«Не ждали» (1884)

«Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885)

В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых.

«Дуэль»,

“Портрет Льва Толстого”

«Афанасий Фет»

«Портрет Д. И. Менделеева»

«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»

«Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна»

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года»

В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.

Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.

Политические взгляды

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет».

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.

ПЕРВАЯ СЕМЬЯ И ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

В феврале 1872 года художник женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора, с которой Илья Репин познакомился ещё в годы студенчества, когда гостил в доме своего однокашника Алексея Шевцова, брата Веры. В конце этого же года у них родилась первая дочь. Осенью 1874 года родилась вторая дочь. К тому времени в семье Репиных появился и неродной ребёнок — Валя Серов. Его мать, Валентина Серова (она позировала Репину для картины «Царица Софья»), в Париже была сильно занята концертами и репетициями, и мальчик стал проводить много времени в семье художника. Репин научил мальчика рисовать, а Серов на всю жизнь стал ему любимым учеником и близким другом.

Позже в семье Репина появилось ещё два ребёнка, но семейная жизнь так и не заладилась. Скромная девушка с толстой косой любила мужа, но — как показало время — совершенно не годилась в качестве жены художника. Илья Ефимович был жаден до общения. Дом Репиных был открыт и доступен широкому кругу столичной интеллигенции. Кроме тех, кого художник писал, в доме постоянно толпились студенты, его ученики. На молодёжных вечеринках собиралось по многу десятков человек. Репин любил пылкие дискуссии и ярких, умных, самостоятельных женщин. А Вера была слишком тихая, никогда не высказывала своего мнения, была поглощена бытом и детьми. Такая женщина перестала быть музой для художника, а брак не оправдал его надежд. В 1884 году всё это закончилось и Вера покинула мужа, узнав о его связях с другими женщинами. Старшие дочери остались с Ильёй Репиным.

За успехи в учёбе Репин получил от Академии стипендию для поездки за границу. Путешествие по Европе продлилось три года (1873-1876). Большую часть этого времени художник жил в Париже, успев, кроме того, посетить Италию и Англию. Приезд Репина в Париж совпал по времени с первой выставкой импрессионистов (1874), наделавшей много шума. Репин отнёсся к увиденному двойственно: с одной стороны, его восхитили свет и колорит новой живописи, а с другой, эти работы показались ему «социально» легковесными.

Вскоре после возвращения в Россию Репин на целый год уехал в родной Чугуев, где написал ряд полотен на современные сюжеты. Работал он медленно и вдумчиво, одновременно занимаясь, как правило, несколькими картинами. В сентябре 1877 года Репин приехал в Москву. Живя в Москве, художник часто навещал Абрамцево, подмосковное имение известного мецената Саввы Морозова. Дружеские отношения у него сложились и с Павлом Третьяковым, «отцом» Третьяковской галереи.

В 1882 году Репин перебрался в Петербург. В эти годы он, набираясь впечатлений, много ездил по России. Так, в 1880 году художник побывал на Украине, в 1882 году — в Курской губернии, а в 1888 и 1899 годах — на Кавказе.

Религиозные картины

К религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути. Две его студенческие работы, «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира» были удостоены в 1869-м и 1871-м годах соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств. Из более или менее поздних картин этого рода о (начато в 1890 году), посвящённое евангельской теме искушения Христа. Этой картине художник отдал более десяти лет. В 1898 году, в период работы над ней, он посетил Святую Землю, чтобы своими глазами «увидеть древние стены и природу, в окружении которой жили люди, описанные в Библии». А.Н. Бенуа позволил высказаться об этой работе И.Е. Репина следующим образом: «… под влиянием своих литературных связей и увлечений, а отчасти прислушиваясь к призывам «передовых» течений, Репин как-то стал тяготиться реализмом, и его всё больше начало тянуть на создание таких творений, в которых ему казалось, он мог выразить своё мировоззрение, свои верования, свое отношение к великим вопросам бытия. Насколько это было не его делом, показала огромная и столь неудачная картина «Иди за мною, сатана», появление которой вызвало тоскливое недоумение самых верных его почитателей…»

Это полотно хранилось в Художественном музее города Харькова, но, к сожалению, было уничтожено в годы Второй мировой войны. Сохранился лишь ряд набросков к нему. Вновь заинтересовался Репин религиозной живописью на закате своей жизни.

Карл Брюллов

С Карлом Павловичем Брюлловым судьба свела молодого писателя в 1836 году, когда юному литератору было всего 19 лет. Пожилой художник смог запечатлеть на своем портрете юного Толстого, который только что окончил университет и проводил лето в имении своего дядюшки, предаваясь беззаботному отдыху перед началом государственной службы.

«Портрет Алексея Толстого в юности» К. П. Брюллов написал всего за один раз, не используя заранее заготовленных эскизов или пробных набросков.

Позже художник признавался, что портрет А. Толстого стал одной из лучших его работ, полноценно отразившей пору юности и высоких духовных стремлений молодого человека.

Алексей Константинович Толстой уже тогда мог заинтересовать своих более старших современников ясностью мысли, чистотой воззрений и недюжинным литературным талантом, привлекавшим к нему многих известных людей того времени.

Работа Карла Петровича находится в государственном музее Эрмитаж.

Самые известные картины Ильи Репина

Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:

«Бурлаки на Волге» (1872-1873) — самое известное произведение Репина, в которой он не просто реалистично изобразил тяготы простого народа, но и поставил философский вопрос о судьбах России

Обратите внимание на буксир на заднем плане — это символ прогресса, который далёк от тех, кто тянет лямку на берегу. Картину сравнивали с адом Данте, она вызвала сенсацию в стране и за рубежом

Это один из немногих примеров в живописи, когда жанровая сцена стала монументальной.
«Садко» (1876) — красочная работа, переносящая зрителя в волшебный мир русских сказок. Несмотря на критику, эта картина принесла живописцу звание академика.
«Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) — исторический портрет, передающий непростой характер сестры Петра I. На этой картине художник изобразил Софью Алексеевну уже заточённой в монастырскую келью, но не сломленной.
«Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881). На холсте запечатлён композитор в последние дни своей жизни, в больнице, после приступа белой горячки. Эта картина, в которой передан противоречивый характер Модеста Мусоргского, подтвердила славу Ильи Репина как замечательного портретиста-психолога.
«Крестный ход в Курской губернии» (1883) — ещё одна монументальная работа, в которой отражен народный быт. На картине — свыше семидесяти персонажей, и каждый — со своей судьбой.
«Иван Грозный убивает своего сына» (1885). Невероятно драматичная сцена, наполненная болью и отчаянием, а также ставящая вопрос о цене исторических ошибок. Император Александр III пытался запретить экспонирование произведения на выставках. Эмоциональное воздействие картины настолько высокое, что она дважды подвергалась актам вандализма со стороны посетителей Третьяковской галереи — в 1903 и 2021 годах.
«Не ждали» (1888) — передвижническая работа из «народовольческой серии» Репина. Социально-психологический сюжет, в котором художник не только отразил и личную драму героев, но и вписал её в широкий социальный контекст.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). В этой работе Илья Репин в очередной раз продемонстрировал свой талант живописца-психолога. Удивительная яркость характеров, бурная эмоциональность, юмор — всё это делает запорожцев по-настоящему живыми.
«Какой простор!» (1903). Импрессионистское произведение, наполненное эмоциями людей и стихии.

Творчество мастера всецело поддерживал великий русский меценат — Павел Третьяков, приобретая его шедевры для своей галереи. Он сумел разглядеть великий талант. В наши дни шанс инвестировать средства в вечные ценности предоставляет коллекционерам сайт Very Important Lot, где не только проводятся аукционы антиквариата, но и выставляются работы современных художников. Вы можете недорого купить картину современного автора, тем самым поддержав его творчество и пополнив свою личную коллекцию перспективным произведением искусства.

ТАЛАНТ ПЕДАГОГА

В сентябре 1894 года Репин в качестве профессора Академии художеств приступил к педагогической деятельности. В марте 1895 года он писал: «В целом я вполне удовлетворён новой работой. Она доставляет мне много радости, превратившись в любимое дело. Мне даже начинает казаться, что у меня есть педагогический дар. Общаясь со своими студентами, я чувствую себя счастливым». Студенты, к слову, души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили тёплые воспоминания о своём профессоре.

Вместе с тем художник продолжал создавать новые картины. Активно он участвовал и в общественной жизни страны. Так, в 1896 году деньги, вырученные от продажи одной из своих работ, Репин пожертвовал в помощь голодающим. К царскому режиму он относился довольно критически — не желая связывать своё имя с бездарной политикой, проводимой (как он однажды выразился) «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти», живописец в 1907 году покинул Академию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: