Иван крамской

Портрет художника К. А. Савицкого (1871)

В 1871 году Крамской пишет портрет своего коллеги по обществу передвижников, замечательного художника К.А. Савицкого. На этом портрете будущий академик Императорской Академии художеств изображён молодым, энергичным тридцатилетним мужчиной. Он красив, умён и интеллигентен.

Как обычно, Крамской выделяет образ человека при помощи нейтрального глухого фона. Бледное лицо Савицкого сияет, словно драгоценная жемчужина на тёмно-бордовом бархате драпировки. Его отблески отражаются в густых волнистых волосах молодого человека и в аккуратной бородке. Этот приём позволяет внимательно изучить портрет, не отвлекаясь на детали.

В этом портрете нет ничего лишнего — лишь умные глаза смотрят на зрителя в упор. Так художник смотрит на свою модель, изучая её. Не мы оцениваем Савицкого, он оценивает нас. Для Савицкого все зрители — его потенциальные натурщики, которые могут стать частью его замыслов.

Самые красивые портреты в мире.

3

Детство и юность

Родился художник летом 1837 года в пригородной слободе Новая Сотня под Острогожском, что в Воронежской губернии. Воспитывался в семье чиновника-делопроизводителя, мещанина.

Пределом мечтаний родителей было, чтобы Ваня вырос и стал писарем, но планы невольно нарушил соседский художник-самоучка Михаил Тулинов. Он открыл маленькому Крамскому мир искусства и научил рисовать акварельными красками. С тех пор мальчик при каждой возможности хватался за карандаш и зарисовывал окружавший мир.

Портрет Ивана Крамского. Художник Репин

В 12 лет Иван Крамской окончил курс Острогожского училища, получив грамоты по всем предметам. В том же году подросток лишился отца и отправился работать. Устроился в городской Думе, где ранее трудился в должности писаря отец. Крамской упражнялся в каллиграфии и привлекался как посредник при полюбовном межевании. Желание рисовать не пропало, и парень устроился ретушером у фотографа, с которым объездил всю Россию.

Событие, случившееся в 1853 году, изменило биографию Ивана Крамского. Когда ему исполнилось 16, в Острогожск прибыл полк драгун, а с ним и Яков Данилевский, фотограф. Юный художник поступил на службу к Данилевскому. Работа ретушера приносила Крамскому 2 руб. 50 коп. в месяц, но главное, талантливый фотограф за 3 года, которые у него проработал Иван, научил юношу многому. С ним художник перебрался из провинциального губернского городка в Санкт-Петербург.

Иван Крамской в молодости. Автопортрет

В северной столице Иван Крамской перешел к другому фотографу, Александровскому. На тот момент мастерство молодого ретушера достигло таких высот, что его называли «богом ретуши». Уже тогда в Крамском проснулся талантливый портретист. Благодаря помощнику Александровский стал фотографом императорской семьи и получил «Орла», а Ивана пригласили в знаменитое фотоателье Андрея Деньера. В очередь за отретушированным Крамским фото становилась в очередь петербургская элита.

В Санкт-Петербурге Иван Крамской осуществил мечту, которую лелеял с детства: он поступил в Академию художеств. Юношу определили в группу профессора Алексея Маркова. Будущий живописец в первые же годы стал лидером академической молодежи.

Автопортрет Ивана Крамского

В 1863 году в копилке талантливого художника очутились Малая серебряная и Малая золотая медали. От главной награды – Большой золотой медали и оплаченной 6-летней поездки за границу – Крамского отдаляла малость: на творческом конкурсе следовало нарисовать картину на предложенную тему.

Однако изображать сюжет из скандинавской мифологии 14 из 15 претендентов на медаль отказались – в обществе рос интерес к реалистическому жанру, к картинам, в которых отображалась обыденная жизнь. Возглавил бунтарей Иван Крамской. Студентам отказали в прошении рисовать иной, не мифический сюжет, и они покинули выпускной экзамен.

Старик с костылём (1872)

Продолжение крестьянской темы Крамского — портрет «Старика с костылём». Это незаурядный портрет крестьянина, скорее больного, чем старого человека. Его русые волосы неряшливо растрепались, старый зипун сильно потрепан и замаслен. Из-под него виднеется старая, но чистая рубаха и заплатанные штаны. Крепкие мозолистые руки сжимают костыль. Вероятно, человек испытывает боль, которая возникла из-за травмы позвоночника или болезни ног, как следствие тяжёлого физического труда.

Но лицо крестьянина не выражает ни боли, ни страдания. Старик не выглядит несчастным. Он воспринимает своё положение смиренно, как неизбежность.

5

Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса (1887)

Крамской являлся мастером психологического портрета, и хотя портрет К.А. Раухфуса считается неоконченным, это нисколько не уменьшает его ценности и качества. Прорисованы лишь голова и фон вокруг неё. Остальная часть холста только слегка проработана широкими произвольными мазками грубой кисти — намечены плечи и руки позируемого. Несмотря на это, перед зрителем возникает образ интересного, высокообразованного человека.

Уверенный, умный взгляд, высокий лоб, интеллигентное лицо характеризуют доктора Раухфуса как передового мыслителя и учёного. Это портрет профессора медицины, одного из первых педиатров России.

17

Бунтарь в творческой и личной жизни

У Ивана Крамского была по-настоящему бунтарская натура. Он не боялся бросить вызов обществу против устоев, которые существовали на протяжении долгих лет. Это касается не только его карьеры, но и личной жизни.

В те времена было принято, чтобы у женщины была идеальная биография: если становилось известно о связи с мужчиной, она теряла возможность выйти замуж и была опозорена.

В такой ситуации оказалась Софья Николаевна Прохорова — у нее был роман с неким господином Поповым. Известно, что этот человек тоже был живописцем. Пара даже какое-то время сожительствовала, однако живописец решил уехать за границу и бросил Софью Николаевну. У нее не осталось ничего, кроме испорченной репутации.

Иван Николаевич Крамской «За чтением». Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника,1863 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Как Крамской познакомился с ней — об этом исторические источники умалчивают, известно только, что это произошло, когда живописец заканчивал свое обучение в Академии художеств. По нравам тех времен Софья Николаевна считалась «распутной» женщиной, однако Крамского нисколько не смутило ее прошлое: он проникся сложной судьбой девушки, а затем полюбил ее.

Крамской проигнорировал условности общества того времени и взял Софью Николаевну в жены, потому что по-настоящему любил ее. Их союз был крепким и счастливым. Мне кажется, это был смелый поступок.

Иван Николаевич Крамской «Портрет императрицы Марии Фёдоровны в русском парадном платье», 1881 годМестонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Подводя итог, мне хочется сказать, что Иван Крамской был в первую очередь яркой, неординарной личностью для своего времени. Он не боялся бросить вызов условностям общества и разрушать старые устои.

Если бы не «Бунт четырнадцати», инициатором которого был художник, неизвестно, когда бы в российской живописи отошли от академических принципов и художники проявляли бы истинную свободу творчества.

Крамской внес вклад не только за счет личного творчества (картины «Христос в пустыне», «Неизвестная», «Русалки» и многие другие). Его воспитанником был Илья Репин, который также стал выдающимся представителем российской живописи.

На обложке: Фрагмент картины Ивана Крамского «Автопортрет», фрагмент,1867 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Русалки (1871)

Произведения Гоголя Н.В. произвели на Крамского огромное впечатление. Повесть «Майская ночь» вдохновила художника на написание большого полотна. По сути, картину нельзя назвать иллюстрацией к повести. Скорее всего, это фантазия на тему таинственного произведения и её героев — русалок и разной нечисти.

Крамскому удалось поймать холодные, желтовато-голубые лучи ночного светила. Вдали, за кустарниками и деревьями виднеется хутор. Полная Луна освещает берег реки. Ветки поваленного плетня отбрасывают страшные корявые тени, воды реки тёмные и мрачные. Жутковатые женские фигуры в белых рубахах-саванах, покинув воду, разбрелись по берегу. Они печальны и глубоко несчастны. Девушек-утопленниц тёмные силы превратили в русалок.

Крамской очень скрупулёзно подошёл к написанию этой картины, несколько раз её перерабатывал. И даже спустя время, когда картина уже висела в Третьяковке, он обращался с просьбой вернуть её на время для внесения корректировок.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru вы сможете насладиться фотографиями самых красивых русалок.

2

Примечания

. И.Е. Репин. Далекое близкое. Л., 1986, с. 183.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи в 2-х т. Т. 2. М., 1965—1966, с. 150.

. Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837—1887. Спб., 1888, с. 21.

. Все претенденты на медаль назвались «историками». Право на получение диплома на звание классных художников предоставляло им обладание малой золотой медалью.

. Отдел рукописей ГТГ, ф. 16, ед. хр. 16, л. 20.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 182.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965, с. 407.

. Там же, т. 2, с. 192.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, с. 433; т.3, с. 600.

. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 14, д. 85, л. 9.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 288.

. В. Чуйко. Русский художник в качестве критика. — Наблюдатель, 1889, январь, с. 326.

. Там же, с. 324.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 84.

. ГРМ. Сектор рукописей, ф. 15, ед. хр. 1, л. 17.

. Там же, л. 23 об.; 32 об.

. Устав Товарищества передвижных художественных выставок, утвержденный министром внутренних дел 2 ноября 1870 г.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.

. Так, например, уже в конце 1860-х гг. Крамской привлекался к работе комиссии, назначенной для пересмотра устава Академии художеств. С 1872 по 1874 г. он состоял членом нового состава комиссии, председателем которой первоначально был конференц-секретарь Академии П.Ф. Исеев, а затем Ф.И. Иордан.

. См.: В.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977, с. 177.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Об искусстве. Избранные статьи, рецензии, высказывания. М.—Л., 1949, с. 155.

. Художник-любитель. На своих ногах. — Дело, 1871, декабрь. Современное обозрение, с. 114.

. «Христос в пустыне». Картина И. Крамского. Неизданный этюд. И.А. Гончаров. Сообщил Д.И. Абрамович. — Начала, 1921, № 1, с. 201.

. В.М. Гаршин. Письма. 1934, с. 153, 154.

. Л.Н. Толстой. Полн. собр. соч. Т. 67. М., 1955, с. 175.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 288, 289.

. И.Е. Репин. Далекое близкое, с. 176.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 235.

. Там же, с. 120.

. Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. М., 1953, с. 64.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 238.

. Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973, с. 219.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 203, 204.

. В.В. Стасов. Избр. соч. Т. 2. М.—Л., 1952, с. 471.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 366.

. Там же, т. 1, с. 81.

. Там же, т. 2, с. 230.

. Там же, с. 356.

. Там же, т. 1, с. 352.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 207.

. Там же.

. Там же, с. 351.

. Отдел рукописей ПТ, ф. 1, ед. хр. 1143.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.

. А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960, с. 126.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 345.

. Там же, с. 329.

. Там же, с. 331.

. Там же, с. 364.

. Там же, с. 268.

. Там же, с. 472.

. Анри Перрюшшо. Тулуз-Лотрек. М., 1969, с. 51.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312 и 263.

. Там же, с. 336.

. Там же, с. 345, 348.

. Там же, с. 348.

. Там же, с. 351.

. Переписка И.Н. Крамского. Переписка с художниками. Т. 2. М., 1954, с. 317.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 276.

. М.П. Мусоргский. Письма к В.В. Стасову. Спб., 1911, с. 111.

. См.: Иван Николаевич Крамской. 1837—1887. Каталог выставки к столетию со дня рождения. Под общей редакцией Н.М. Щекотова. М.—Л., 1937, с. 14.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 360.

. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965, с. 181.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 233.

. Там же, с. 427.

. Там же, т. 2, с. 125.

. Там же, с. 98.

. Там же, т. 1, с. 380.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Указ. соч., с. 165.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 460.

. Там же, с. 387, 388.

. Там же, с. 262.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 298.

. Цит. по: там же, с. 227.

. Там же, т. 2, с. 59.

. Там же, с. 190.

. Там же, с. 139.

. Там же, с. 81.

. Об этом, в частности, свидетельствовал сын художника А.И. Крамской. — См.: ЦГАЛИ, ф. 783; С.Н. Гольдштейн. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965, с. 341.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 219.

. Там же, т. 2, с. 96.

. П. Боборыкин. Крамской и Репин. — Новости и биржевая газета, 1883, 24 марта.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312.

. Там же, т. 2, с. 138, 139.

. Там же, с. 141.

. Художественные новости, 1887, № 7, 1 апреля.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 332.

. А.П. Чехов. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти т. Т. 2. М., 1975, с. 230.

  К оглавлению Следующая страница

Биография

Крамской родился 27 мая (8 июня) 1837 года в городе Острогожск Воронежской губернии, в семье писаря.

После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии. Земляк Крамского М. Б. Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского. В 1856 году И. Н. Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Александровского.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

Бунт четырнадцати. Артель художников

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Шишкина. (, Русский музей)

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

В —1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.

Передвижничество

Могила И. Н. Крамского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.

Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, ; И. И. Шишкин, ; Павел Михайлович Третьяков, ; М. Е. Салтыков-Щедрин,  — все находятся в Третьяковской галерее; портрет С. П. Боткина () — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (, Третьяковская галерея).

Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», —; «Неизвестная», ; «Неутешное горе»,  — все в Третьяковской галерее.

Почтовый конверт СССР, 1987 год: 150 лет со дня рождения Крамского

Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.

В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца. Художник скончался от аневризмы аорты 24 марта (5 апреля)  года во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. И. Н. Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.

В Царском Селе установлена скульптурная композиция Крамской и Неизвестная скульптора Александра Таратынова.

Лунная ночь (1880)

Для написания картины художнику позировали две женщины. Первой позировала Анна Попова (будущая жена Менделеева), затем — Елена Третьякова (жена основателя Третьяковской галереи).

На картине изображена молодая романтичная женщина в роскошных белых одеждах. Она сидит в парке, облокотившись на спинку скамьи. Ясная, летняя лунная ночь заставила её задержаться и помечтать на берегу пруда.

Над скамьёй свисают ветви цветущего кустарника, из пруда скромно выглядывают кувшинки. Ночь так восхитительна, что кажется, слышен стрекот сверчков и тихий шорох листьев. Многообразие оттенков полотна передаёт чудесное состояние природы и красоту молодой женщины.

11

Послесловие

Влияние Крамского на развитие русского реализма в живописи — несомненно. Как мастер портретного жанра, он донёс до потомков яркие образы не только выдающихся деятелей России, но и её рядовых, простых жителей. Как великолепный пейзажист, он вывел этот жанр на новый сверх-реалистичный уровень, дополняя его новыми живописными находками, световыми экспериментами. Мы показали вам лишь малую часть прекрасных картин Крамского.

Портрет адмирала Л. Л. Хайдена (1882)

На этом мы заканчиваем нашу статью. Most-beauty.ru просит вас написать какие картины Крамского вам понравились больше всего.

Живопись

После окончания академии Крамской организовал и возглавил Артель свободных художников, куда вошли выпускники и единомышленники. Мастера брали заказы на портреты и копии известных полотен, иллюстрировали книги.

Иван Крамской за работой

Иван Крамской поражал трудолюбием: рисовал портреты, искал заказчиков, распределял деньги, брал учеников. Одним из них стал Илья Репин. В середине 1860-х художник взялся за роспись куполов московского храма Христа Спасителя: зарисовки на картоне Крамской сделал в студенческие годы.

В 1869 году живописец впервые отправился в Европу, чтобы познакомиться с искусством Запада. Впечатления, полученные русским мастером после знакомства с экспонатами художественных галерей европейских столиц, оказались противоречивыми. В отличие от многих соотечественников западное искусство не вызвало у него восторга.

Картина Ивана Крамского «Христос в пустыне»

После возвращения домой у художника случился конфликт с коллегой по артели: нарушив правила «четырнадцати», тот принял от Академии художеств оплаченную зарубежную поездку. Крамской оставил артель. Без него сообщество быстро распалось.

Живописец основал новое творческое объединение, назвав его Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с Крамским соучредителями товарищества стали Григорий Мясоедов, Алексей Саврасов, Василий Перов. Художники-передвижники противопоставляли себя приверженцам академизма, доставляли во все города империи передвижные выставки, популяризируя искусство и приближая его к народу.

Картина Ивана Крамского «Русалки» («Майская ночь»)

На выставках передвижников желающие приобретали понравившиеся полотна. Одно из них – «Майская ночь» кисти Крамского – купил меценат и галерист Павел Третьяков. Мистический сюжет, навеянный повестью Николая Гоголя, художник нарисовал в Малороссии.

В 1872-м Иван Крамской сделал последние мазки на полотне «Христос в пустыне», ставшем его известнейшей работой. Картину тут же приобрел за 6 тыс. рублей Третьяков. Работа произвела фурор, и альма-матер живописца едва не присудила Крамскому звание профессора, но он отказался.

Портреты Тараса Шевченко и Ивана Шишкина работы Ивана Крамского

Но наибольшую славу среди современников Иван Крамской приобрел как портретист. Его изображения Льва Толстого, Сергея Боткина, Тараса Шевченко, Ивана Шишкина, по сведениям современников живописца, имеют полное сходство с героями и передают характеры, внутренний свет натуры.

Полотно «Мина Моисеев» художник подарил миру в 1882 году. Поклонники Крамского и ценители искусства называют портрет крестьянина лучшим произведением русского живописца. На самом деле Мина Моисеев – набросок, этюд к полотну «Крестьянин с уздечкой», нарисованному позже. Эта работа – яркий пример Крамского-гуманиста, любившего и понимавшего русский народ.

Картины Ивана Крамского «Мина Моисеев» и «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев»

В 1880-е Иван Крамской поразил и расколол общество полотном «Неизвестная». Изображенная женщина не принадлежит к высшему обществу. Она одета по последнему слову моды тех лет, что считалось неприличным у знатных дам.

Критик Владимир Стасов вынес вердикт полотну, назвав его «Кокотка в коляске». Многие современники сошлись во мнении, что на портрете – богатая содержанка. Третьяков отказался покупать картину – ее приобрел промышленник Павел Харитоненко.

Картина Ивана Крамского «Лунная ночь»

Техника живописи Крамского – тонкая законченность, тщательное и детальное изображение лиц. Пейзажи художник не рисовал, но в полотнах «Майская ночь» и «Лунная ночь» гениально изобразил лунный свет.

Ивана Крамского по праву называют идейным лидером передвижничества, ярчайшим представителем демократического искусства ХIХ столетия. Портреты художника удивительно человечны и одухотворены.

Христос в пустыне (1872)

Уже, будучи именитым художником, Крамской создаёт шедевр «Христос в пустыне». Это полотно философское, заставляющее всколыхнуть в душе бурю эмоций. Одинокая фигура измученного терзаниями Христа в бескрайней, безжизненной пустыне — это символ противостояния злу, символ борьбы человеческой души с вечными соблазнами и искушениями.

Художник изобразил момент нравственного выбора Христа, готовность пожертвовать собой ради человечества на Голгофе. Казалось бы, статичная фигура среди камней, тишина, и нет намёка на какое-либо движение, но картина насыщена эмоциями, она передаёт ход мыслей Иисуса, его душевную борьбу.

Цвет в картине играет немаловажную роль. Холодные тона усиливают драматизм картины. Пальцы рук Христа крепко переплелись, словно корни сухого растения, лицо печально и задумчиво. На горизонте тонкой алой полоской брезжит рассвет, как символ нового обновления мира. Тьма отступает и наступает время света.

Советуем вам посмотреть нашу статью про 10 изображений Иисуса, которые вызвали горячие споры в обществе.

6

Анна Цомакион – Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность

Крамской И.Н. Пасечник. 1872.

В ноябре того же года картина эта появилась на выставке передвижников, где заняла почетное место между картинами, остановившими на себе особенное внимание посетителей. “Я рад, – писал Крамской Васильеву, – что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло”

Но другие говорили ему, что часть луны попала в его картину.

“Майская ночь” – первая из целого ряда предполагавшихся картин, которыми Крамской думал иллюстрировать “Вечера на хуторе” Гоголя. Мысль эту ему не удалось осуществить: перед ним неотступно стояла другая картина, другая задача, которую он должен был выполнить, не мог не выполнить. Он начал в этом году свою знаменитую картину “Христос в пустыне”.

Когда явилось у Крамского впервые желание и потребность написать это чудное произведение, об этом нет точных сведений; но известно, что уже в 1863 году, то есть в год своего выхода из Академии, он думал о нем, и Репин видел у него в это время вылепленную из глины великолепную голову Христа и ту же удрученную голову, написанную на холсте.

Он высказал свой восторг Крамскому, который стал ему говорить о Христе, о глубокой драме этой жизни для других, об искушении в пустыне, о том, что это искушение очень часто повторяется с обыкновенными людьми, что почти каждому из них приходится разрешать вопрос: служить ли Богу или мамоне? “И в это время, – говорит Репин, – голос его звучал, как серебро, и мысли новые, яркие, казалось, так и вспыхивали в его мозгу и красноречиво звучали”.

Крамской И.Н. Лунная ночь. 1880

“Христа в пустыне” Крамской начал писать в ноябре 1871 года, но уже главной целью поездки за границу в 1869 году было “изучить все, что сделано в этом роде, и раздвинуть рамки сюжета знакомством с галереями”. Любопытны те выводы, к которым пришел Крамской после этого знакомства.

Лучший Христос – Тициана в Дрездене, с динарием, и все-таки это итальянский аристократ, необыкновенно тонкий политик и человек несколько сухой сердцем: этот умный, проницательный и несколько хитрый взгляд не мог принадлежать человеку любви всеобъемлющей.

Библиография

  • В. И. Порудоминский. «Крамской»
  • Собко Н. Иллюстрированный каталог картин, рисунков и гравюр покойного И. Н. Крамского (1837—1887). СПб., 1887.
  • Тр-в. С. И. Н. Крамской в его взглядах на искусство // Исторический вестник, 1888. — Т. 33. — № 7. — С. 129—140.
  • Давыдова А. С. Крамской. — М.: Искусство, 1962. — 72, с. — 20 000 экз. (обл.)
  • Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — Т. 2.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Иван Крамской: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Иван Крамской: жизнь и творчество художникаПроголосуйте

Девушка с кошкой (1882)

Крамской — очень смелый портретист для своего времени. Он всегда изображал самую суть человека, передавал его характер не только за счёт внешних данных модели, но и при помощи различных деталей и окружающих предметов.

Изображая свою дочь Софию, он выбрал необычный, не очень выгодный ракурс. Девушка запрокинула голову и думает о чём-то своём. Рядом с ней устроилась кошка, обняв свою хозяйку лапкой. Девушка не умиляет своей юностью и красотой. Этот портрет довольно реалистичен, прямолинеен, и кошка смягчает некоторую угловатость девушки.

Словно предчувствуя печальную судьбу дочери (в 30-е годы 20-го столетия она была репрессирована и находилась долгое время в ссылке), Крамской изобразил её без прикрас, обычным «гадким утёнком», которому только предстоит превратиться в белого лебедя.

13

Краткая биография

Крамской И. Н. родился в 1837 году в Острогожске Воронежской губернии в семье писаря.

Окончил с отличием училище в этом же городе, живописи учился и работал подмастерьем в иконописной мастерской, но всего лишь год. В 16 лет уехал из родного города и путешествовал в течение трех лет по России, практикуясь в мастерстве живописца, акварелиста и ретушера у харьковского фотографа.

В 1857 году Крамской поступает в Санкт-Петербургскую Академию художеств, не имея никакого специального образования. Однако обучение в Академии так и не закончил, так как возглавил «бунт четырнадцати» и в виде протеста против существующих традиций учреждения вышел из состава студентов, прервав обучение.

В 1863 году начинает работать в Обществе поддержки художников в качестве преподавателя. Стоит во главе группы сподвижников, которые организуют Артель художников, а затем и Товарищество передвижных выставок.

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого (1873)

Этот портрет русского гения литературы считается самым лучшим из всех его портретов. Основатель художественной галереи Павел Третьяков задумал составить собрание портретов выдающихся российских деятелей.

Имя Льва Николаевича Толстого уже было известно далеко за пределами России. Толстой долго не соглашался позировать для такого портрета, но Крамскому удалось его уговорить, при условии, что портрет останется в имении писателя. Крамской стал писать параллельно два портрета с огромным удовольствием.

Как и было уговорено — один портрет остался в Ясной поляне. Второй портрет стал собственностью Третьяковской галереи.

На портрете граф Лев Николаевич Толстой изображён в простой льняной синей рубахе. Талант Крамского передал высокий интеллект, мощь, силу воли Толстого. Эта картина признана шедевром и одной из лучших картин художника.

8

Портрет Александра III (1886)

Портрет предпоследнего российского самодержца, выполненного Крамским, достаточно ярко описывает Александра III, как человека. Его личность незаслуженно держится в тени своих венценосных предков. Этот человек имел множество достоинств. Царь обладал недюжинной силой и довольно мягким характером.

Это строгий, лаконичный, не обременённый различной царственной атрибутикой портрет. Чёрный суконный мундир царя не увешен орденами и не украшен лентами. На нём виден лишь орден святого Георгия II степени. Царь сидит в кресле и опирается на рукоять шашки.

Основное внимание притягивает лицо Александра III. Его мощь, духовная твёрдость и уверенность в себе

Этот человек крепко держал в своих руках Российскую империю. В его царствование не велось ни одной войны, и создались предпосылки для экономического рывка России.

16

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: