Айвазовский. картины. каталог картин с описанием

Краткий курс истории. Иван Айвазовский

2 мая (н. ст.) 1900 года умер Иван Константинович Айвазовский (при рождении – Ованнес Айвазян), армянского происхождения русский художник-маринист, баталист, коллекционер и меценат.

Юное дарование

Иван Айвазовский родился 29 июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося коммерсанта. Его мать была вынуждена наниматься на поденную работу, семья жила крайне бедно. Легенда гласит, что художественный талант у мальчика проявился рано: в 11 лет он угольком рисовал на стенах домов свои первые этюды. Увидев эту живопись и оценив по достоинству, Яков Христианович Кох, феодосийский архитектор, стал помогать мальчику материалами для творчества и рекомендовал его губернатору, который и устроил Ивана в гимназию. После окончания гимназии Айвазовского отправили в Петербург с рекомендацией к поступлению в Академию художеств, куда он был принят вопреки тому, что имел недворянское происхождение. Он был исключительно успешным живописцем – получил серебряную и золотую медали Академии, стажировался в Европе.

Прекрасная зрительная память

Айвазовский известен как маринист –художник, писавший море, и баталист. Большинство его картин были написаны не с натуры, а по памяти. Он считал, что настоящий талант живописца не в копировании природы, а в проживании опыта и эмоций и создании своего видения. Во время очередной Крымской войны Иван Константинович, числившийся штабным живописцем, несколько дней провел в Севастополе, откуда Корнилов его принудительно эвакуировал. Большинство батальных полотен написаны были не на основе самолично увиденного, а больше по рассказам солдат-ветеранов. Прекрасная зрительная память подвела художника лишь однажды: работая на одном из атлантических курортов, Иван Айвазовский сделал легкий набросок побережья, уточнив лишь, с какой стороны солнце. За несколько часов в его мастерской родилось три картины: морской прибой в Биаррице утром, днем и вечером. Картины подверглись критике – прибой получился вовсе не атлантический, а родной, черноморский. Все начатое художник доводил до конца и даже умер в своей студии, оставив незавершенной лишь одну работу – «Взрыв корабля».

«Взрыв корабля», 1900 г. (последняя неоконченная работа И.К. Айвазовского)

Меценат

Женился известный молодой художник по любви. Свою первую жену он встретил в богатом доме, где в нем видели прекрасную партию и было две дочери на выданье, но Айвазовский выбрал их гувернантку, Юлию Гревс. Это послужило причиной большого скандала в Петербурге. Молодые сразу же переехали в Феодосию, где художник построил большой дом (сейчас там его музей). Второй раз Айвазовский был женат на молодой вдове, Анне Саркисовой-Бурназян, с которой не расставался до самой смерти. Иван Айвазовский много трудился на благо малой родины: открыл сиротский приют, собирал средства в помощь пострадавшим от эпидемии дизентерии, вел археологические раскопки. Также Иван Константинович боролся с геноцидом армян в Турции и встречался с султаном. Кроме того, по проекту Айвазовского и на его средства в Феодосии был построен фонтан (в Крыму из-за гористой местности проблемы с водой, и традиционно вместо любых памятников возводились фонтаны), который посвящался императору Александру III, но государь повелел назвать фонтан именем автора.

Фонтан Айвазовского, Феодосия

Коротко о живописце

Родился Иван Константинович Айвазовский в Феодосии в 1817 году 29 июля. Семья художника была небогатой. Отец – Константин Айвазян был купцом, выходцем из Армении. Талант к рисованию проявился у Ивана с юных лет. Он учился в Симферопольской гимназии, а затем, в 1833 г. был принят на обучение за государственный счет в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

В 1844 году маринист стал живописцем при Главном морском штабе России.В 1845 г. Айвазовский уехал в Крым, и обосновался в Феодосии. Это был его родной и любимый город, в котором он прожил до кончины.Искусством И.К.Айвазовский занимался до конца своих дней, постоянно находясь в поисках новых идей и форм для отображения красоты морской стихии. Картина Волна была написана пейзажистом за 2 года до смерти.Скончался И.К. Айвазовский 2 мая 1900 года в Феодосии.

Об истории создания уникального полотна

Почти во всех работах Айвазовского имеет место морская тематика. Причем, к самому морю художник относится, как к живому персонажу. Оно может быть ласковым и нежным, яростным, бушующим, спящим и добродушным. В картинах периода завершения творчества маринист создавал собирательный образ моря.

Айвазовский обладал прекрасной памятью, поэтому рисовал картины, исходя из увиденного, прибавляя немного фантазии. Полотно Волна, написанное в Феодосии в 1889 году, отображает образ морской бури, увиденной художником своими глазами. Возможно, эта картина является воспоминанием о жутком шторме, в который попал Айвазовский во время одного из путешествий, и едва не погиб от наступления буйствующих волн.Холст Волна, имеющий гигантские размеры 505304 см, хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Цветовая палитра

Картины Айвазовского последних лет имеют одну отличительную особенность. Все они выделяются суровыми, мрачными цветами. Светлые тона применяются лишь для изображения клокочущей пены или отсвета грозовых молний, пробивающихся из тяжелых туч.

На картине Волна цветовая палитра также мрачна и тягостна. Трагизм всего происходящего Айвазовский изобразил с помощью серо-зеленых цветов, в который окрашены бушующие волны.И в то же время пенящиеся волны на картине кажутся прозрачными. Этого эффекта Айвазовский добился, используя уникальную технику живописи – лессировку. Он наносил на картину слои масляной краски слоями, ожидая высыхания каждого слоя.

Краткая биография Айвазовского Ивана Константиновича

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в городе Феодосия. Отец – Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841). В юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков. До переезда в Феодосию носил имя Кайтан Айваз. После переезда в Феодосию взял имя Константин-Геворк. А фамилию из Айваз или Гайваз (армянская буква “h” на русский переводится как “а” или “г”) переделал на Гайвазовский. После 1840 года фамилию стали писать как Айвазовский. Мать – Рипсима (1784-1860). Армянка по происхождения. Более подробной достоверной информации нет.

17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился Ованес, сын Геворга Айвазяна.

После окончания феодосийского уездного училища, при помощи Александра Казначеева (сенатор, действительный тайный советник, в 1829-37 гг. глава Таврической губернии), был зачислен в симферопольскую гимназию. Первым учителем у Айвазовского был Иоганн Людвиг Гросс (немецкий художник), при помощи которого Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. В 1833 году был зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга за казенный счет. В 1835 году за получение серебряной медали за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» стал помощником модного французского пейзажиста Фелиппа Таннера. В 1837 году получил Большую золотую медаль за картину “Штиль”. За успехи в учебе на два года раньше окончил Академию. С 1838 по 1839 провел в Крыму, где продолжал писать картины. В 1839 году возвращается в Санкт-Петербург, где получает свой первый чин и личное дворянство. С лета 1840 года по осень 1844 года Айвазовский путешествует и работает в Европе. За этот период посетил Италию, Швейцарию, Голландию, Англию, Францию, Португалию и Испанию. В Париже за свои картины получил золотую медаль Парижской Академии художеств. С 1844 года становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 — профессоромПетербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. В 1845 году начинает строительство дома в Феодосии, и обосновывается в Феодосии. Тем не менее, Иван Константинович очень много путешествовал, по несколько раз в год уезжал в Санкт-Петербург, но домом своим считал Феодосию.

В 1848 году сочетается браком с Юлией Яковлевной Гревс (родилась приблизительно в 1820 – умерла 1898). В этом браке у Айвазовского рождается четыре дочери:Елена(1849), Мария(1851), Александра(1852), Жанна(1858). В 1877 году Иван Константинович и Юлия Яковлевна развелись. А 1883 году Айвазовский женится на Анне Никитичне Бурназян (1856-1944).

Иван Константинович внес огромный вклад в жизнь Феодосии. Открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, руководил археологическими раскопками более 90 курганов в Крыму, занимался вопросами охраны памятников, за свой счет и по своему проекту построил Феодосийский музей древностей (1941 году взорван отступающими советскими войсками), был инициатором строительства железной дороги Феодосия-Джанкой(построена в 1892 году), выступал за расширение Феодосийского порта(с 1892-1894 самый большой торговый порт в Крыму), содействовал в прокладке водопровода от собственного Субашского источника в Феодосию. Айвозовский был первым кому присвоили звание почётного гражданина города Феодосии. До самой смерти Иван Константинович продолжал работу над картинами. Умер 2 мая 1900 года в городе Феодосия. Похоронен в Феодосии во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). За свою жизнь Иван Константинович Айвазовский написал более 6000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Был живописецем Главного Морского штаба, академиком и почётным членом Императорской Академии художеств, почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

БИОГРАФИИ ВСЕХ АВТОРОВ ВЫ НАЙДЕТЕ НА СТРАНИЦЕ —>> «КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ».

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Интересные факты

«Ниагарский водопад» — одна из самых ярких «зарубежных» картин Айвазовского. Несколько занимательных фактов о произведении:

  1. Путешествие в Северную Америку, которое уже пожилой живописец совершил в 1892 г., чтобы осмотреть Ниагарский водопад, оказалось самым дальним в жизни художника.
  2. Эта картина не была покрыта лаком после окончания работы, поэтому живописный слой на ней оказался таким тонким, что проступили очертания холста.
  3. Перед созданием полотна «Ниагарский водопад» Айвазовский сделал в своем альбоме 23 зарисовки с натуры.

Кроме оригинального холста, незадолго до своей смерти художник сделал полномасштабную реплику с той же композицией, размером в 126×164 см. Сейчас эта версия картины «Ниагарский водопад» находится в художественной галерее города Феодосии.

Сюжет

Сюжет картины Айвазовского Волна довольно драматичен. Бушующая стихия поглотила небольшой парусный корабль. На гребне волны виден лишь верх мачты. Матросы с затонувшего корабля перебрались в маленькую шлюпку, и пытаются спастись. Несколько человек упали за борт, а оставшиеся люди пытаются вытащить товарищей из яростной пучины. Трое моряков держатся за мачту, стремительно уходящую под воду.

Жестокое море безжалостно расправляется с людьми, однако, они все же борются до конца, надеясь на чудо.Если внимательно рассмотреть картину, то в нижней части можно увидеть корову, барахтающуюся на волнах. Откуда взялось животное в открытом море? Скорее всего неподалеку находится берег, с которого волна смыла неторопливую корову. Вдобавок, этим незаметным образом Айвазовский дает надежду на спасение тонущим морякам. Закончится шторм, и они смогут доплыть до земли, так как она находится рядом.

Интересные факты

Сама картина «Радуга» – это уже интересный факт в творчестве Айвазовского. Но и существует несколько занимательных моментов, связанных с ее созданием, продажей и выставкой.

  1. Картина «Радуга была написана Айвазовским в ответ на критику. Многие эксперты стали говорить о том, что автор исписался и не может создать что-то принципиально новое. Многие считают, что именно поэтому в Третьяковской галерее картина «Радуга» висит в черной раме, а не в золотой, как другие шедевры. Истинная же причина выбора рамы такого цвета неизвестна.
  2.  П.М. Третьяков был другом И.К. Айвазовского и лично приобрел у него картину «Радуга». Именно ее он считал особенно ценной в творчестве художника.
  3. Во время писания этого шедевра мастер представлял себя одним из членов спасшейся команды.
  4. Картина «Радуга» является экспериментальной работой. Айвазовский сделал более совершенной собственную технику рисования. Цвета стали не столько яркими, сколько глубокими.
  5. Первоначально картина «Радуга» была названа «Шторм». Но поскольку цветовая гамма нехарактерна для штормов, впоследствии было придумано другое название.

Картина Айвазовского «Радуга» считается истинной жемчужиной в коллекции русской живописи. Она всегда будет сохранять свою актуальность, ведь человек всегда будет вступать в борьбу со стихией и всегда будет надеяться на победу.

Об авторе

Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии в Крыму в купеческой семье с армянскими корнями. Его отца звали Геворк Айвазян (впоследствии он поменял фамилию на Гайвазовский, а затем и на Айвазовский). Это имя соответствует русскому Константину. Мать – Рипсиме Айвазян. При крещении родители дали сыну имя Ованес, что соотносится с русским Иоаном.

Семья жила в доме, который находился на краю города. Прямо из дома открывались великолепные виды Черного моря. Такое соседство не могло не сказаться на мировосприятии мальчика. Будущий художник всем сердцем полюбил море, его разные волнующие состояния, а также проникся трепетной любовью к своей малой родине.В жизни И.К. Айвазовского было множество путешествий, но ни один край не пришелся живописцу более по душе, чем родные места и Черное море.

Начало карьеры

Здесь же Айвазовский впервые познакомился с рисованием. Его талант открыл, точнее поспособствовал открытию архитектор по фамилии Кох. Он подарил мальчику его первые карандаши и дал несколько уроков живописи. Судьбоносный выбор был сделан. Юный Иван Константинович Айвазовский решил стать художником.С 1830 года началась карьера будущего мастера. Сначала это была симферопольская гимназия; с 1833 года – Императорская Академия художеств; 1840 год – творческая командировка в Италию.

На пике популярности

Первая знаковая выставка для Айвазовского состоялась уже в 1835 году, где одна из его картин была удостоена серебряной медали. А в 1837 году из-под кисти мастера появилась легендарная картина «Штиль».Далее с разницей в два года появляются самые известные картины Айвазовского:

  1. «Чесменский бой»
  2. «Девятый вал»

Карьера Айвазовского идет стремительно вверх. Он становится очень популярным в России, а также за рубежом. Его приглашают не только на выставки, но и на почетные государственные должности. Так, в России Айвазовский получает должность действительного тайного советника, а также живописца Главного морского штаба. Заграницей Айвазовский становится почетным членом различным академий.Личная жизнь автора складывается своеобразно. У него было два брака. Первый распался из-за рукоприкладства и нежелания супруги менять место жительства.

На склоне лет

Тяга к странствиям заставляет Айвазовского много путешествовать. Даже будучи уже немолодым человеком, в 75 лет, художник отправляется в Америку. Результатом поездки становится запечатленный кистью мастера Ниагарский водопад.
Жизнь замечательного русского художника, баталиста и морениста оборвалась 29 июля 1900 года. Его тело похоронено в Крыму в Феодосии.

Изображенные объекты на холсте

Основная роль в картине Волна принадлежит гневному морю. Разразилась ужасная буря. Корабль накрыла огромная волна, оставив на поверхности лишь макушку мачты. За нее и ухватились пытающиеся спастись моряки. Корабельная шлюпка, балансирующая на гребне волны, с минуты на минуты перевернется, так как перегружена людьми. На картине Волна Айвазовский изобразил следующие детали и объекты:

  • огромные, серо-зеленые, клокочущие морские волны;
  • мачта затонувшего корабля со рваным красным флагом;
  • три человека, вцепившихся в спасительную рею, уходящую под воду;
  • лодка с моряками, и несколько человек, свалившихся за борт.

Яростная, мощная, морская стихия жестоко расправляется со слабыми людьми. На картине Волна Айвазовский изобразил трагическую ситуацию. Понятно, что эти люди, борющиеся с бурей, обречены. Даже когда закончится шторм, у них практически нет шансов на жизнь, так как они окажутся в открытом море на деревянных обломках судна.

Биография

Детство и учёба

После переселения в Феодосию Константин Григорьевич Айвазовский (1771—1841) женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына— Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве— Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился. Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке

Феодосийский архитектор Я.Х.Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски

Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи Казначеева, который в то время уже был таврическим губернатором и признававшем талант будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Академию хуожеств Санкт-Петербурга (последний приём учеников за казённый счёт) и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филлипу Таннеру Филлипу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу как пенсионеру Академии.

Описание и особенности полотна

Картина Айвазовского «Радуга» по праву считается особенным алмазом среди россыпи других в творчестве автора. Даже само название совершенно несвойственно работам художника.Излюбленными темами Айвазовского были море, бури, шторма и корабельные баталии. В этом смысле картина «Радуга» не является исключением.

Стихия же непреклонна. Ее невозможно уговорить, а вступив в борьбу с нею, можно потерять самое ценное, что есть у человека – жизнь. И жизнь команды действительно висит на волоске. С левой стороны картины «Радуга» изображены крутые скалы, на которые запросто может быть выброшено маленькое спасительное суденышко.Но на помощь гибнущим людям, словно лучик надежды, приходит радуга. Это значит, что конец шторма близок. Хоть на небе еще грозно нависают тучи, но радужные лучи уже пробиваются сквозь них, а значит есть надежда. Значит в этой схватке со стихией человек может выйти победителем.

Своеобразие картины «Радуга»

Несмотря на такой привычный сюжет для Айвазовского, манера исполнения замысла является совершенно неожиданной. Этой картиной автор хотел показать то, что его таланту нет конца, и выбрал новейшую манеру исполнения, изменив собственным многолетним принципам рисования. Благодаря такому исполнению зрителю кажется, что он сам находится на маленьком суденышке и борется с морскими волнами.Картина «Радуга» невероятна колоритна. Кроме того, что бурю озаряет свет радуги, на поверхности воды ярко сверкают прозрачные лучи солнца.

Радуга – это не просто надежда, это надежда, которая обязательно воплотится в жизнь. Нет ничего невозможного, нет ничего непреодолимого, если есть рвение и старание – вот основной посыл картины Айвазовского «Радуга».Кроме того, картина «Радуга» имеет и библейский подтекст. Если приглядеться, то один из членов команды складывает руки в немом обращении к высшим силам. И эти силы словно услышали его отчаянный призыв, осветив морские волны радугой и подарив реальную надежду на спасение.

История произведения

Картина «Ниагарский водопад» была написана в 1893 г. За год до этого Айвазовский посетил Североамериканский континент. Предпринятая им поездка на теплоходе совпала с празднованием 400-летия открытия материка. Основной целью вояжа Айвазовский назвал изучение Атлантического океана, однако одним из важнейших поводов для путешествия являлось желание мариниста увидеть собственными глазами Ниагарский водопад. На месте Айвазовский сделал несколько фотографий и набросков на бумаге для будущей картины. Само полотно, по обыкновению прославленного мариниста, было создано уже по возвращению в Феодосию, в мастерской живописца.

Композиция написана масляными красками на холсте. Размер полотна «Ниагарский водопад» небольшой в сравнении с более известными произведениями прославленного мариниста — 35×52. На сегодняшний день работа хранится в Армении, в Национальной картинной галерее (город Ереван).

Композиция и цветовая палитра картины

Жанрово «Ниагарский водопад относится к романтическому пейзажу. Картина несет в себе характерные признаки позднего Айвазовского – некоторую размытость, отказ от четкой прорисовки и ярких контрастов. Композиция произведения проста – на полотне изображен только сам Ниагарский водопад, небольшой участок порога, густо заросший деревьями, едва виднеющаяся группа людей, маленькое судно – и все это на фоне нахмуренного, дождевого неба. Мощные потоки воды Айвазовский изобразил стремительно сбегающими по порогу, поднимающими клубы белой пены и дыма.

На дальнем плане картина «Ниагарский водопад» отражает темнеющую вдалеке полосу лесов. Людей на полотне Айвазовский показал крошечными черными силуэтами, ничтожными по сравнению с величественной красотой и мощью, которые воплощает в композиции Ниагарский водопад. В цветовой палитре картины преобладают оттенки сине-голубой гаммы. Автор использовал для полотна «Ниагарский водопад» следующие цвета:

  • Темно-синий.
  • Кипельно-белый.
  • Бледно-голубой.
  • Чернильно-фиолетовый.
  • Темно-зеленый.
  • Черный.
  • Светло-серый.

Самым ярким акцентом в композиции автор сделал деревья в середине картины и ярко-синие волны в нижнем правом углу холста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: