Осенний салон 1905
Анри Руссо , Голодный лев бросается на антилопу , 1905, холст, масло, 200 см × 301 см, Фонд Байелера , Базель
После просмотра ярко раскрашенных полотен Анри Матисса , Андре Дерена , Альбера Марке , Мориса де Вламинка , Киса ван Донгена , Шарля Камуана , Роберта Деборна и Жана Пюи в Осеннем салоне 1905 года критик Луи Воксель осудил художников: « fauves »(дикие звери), что дало своему движению название, под которым оно стало известно, — фовизм . Художники представили свою первую выставку в Осеннем салоне 1905 года. Группа получила свое название после того, как Воксель описал свою выставку работ фразой «Donatello chez les fauves» (« Донателло среди диких зверей»), противопоставляя их «оргию чистых тонов» скульптуре Альберта Марка в стиле эпохи Возрождения , которая разделяла комнату с ними.
Анри Руссо не был фовистом, но его большая сцена в джунглях «Голодный лев бросается на антилопу» была выставлена рядом с работами Матисса и, возможно, оказала влияние на уничижительное отношение. Комментарий Вокселла был напечатан 17 октября 1905 года в ежедневной газете Gil Blas и стал широко использоваться
Картины вызвали серьезное осуждение — «Горшок с краской был брошен в лицо публике», — писал критик Камилла Моклер (1872–1945), — но также и положительное внимание. Картина, которая подверглась нападкам, — « Женщина в шляпе» Матисса ; покупка этой работы Гертрудой и Лео Штайн оказала очень положительное влияние на Матисса, который страдал деморализацией из-за плохого восприятия его работы
Неоимпрессионистский пейзаж Матисса Luxe, Calme et Volupté уже выставлялся в Салоне Независимых весной 1905 года.
Танец (1910)
Матисс считал, что для понимания живописи не требуется специальное образование или соответствующий кругозор. В его картинах делается упор на простые формы. По его мнению, глядя на картину, зритель должен испытывать покой и расслабление. Картина «Танец» была написана от впечатлений художника от национальных танцев.
Однажды воскресным днем художник отправился в Мулен де ла Галлет. «Я просто смотрел, как танцуют. Особенно мне понравилась фарандола (хоровод). К слову говоря, художник часто изображал на своих полотнах хороводы. Вернувшись домой, Матисс повторил увиденный танец на картине 4-метровой длины.
Роскошь, покой и наслаждение (1904)
Удивительно бережно относился Матисс к будущим зрителям. Его полотно «Роскошь, покой и наслаждение» будто бы призывает зрителя остановиться, расслабиться и получить наслаждение от увиденного. Картина относится к тому периоду, когда Матисс еще искал себя, тем не менее уже хотел дарить утешение через свои полотна. Однако в жизни характер художника сложно было назвать милым, особенно если работа шла не так, как планировалось. Но целью искусства он видел радовать зрителей. Полотно написано в духе пуантилизма, и его приобрел Поль Синьяк (1863-1935), который и стал основоположником направления. На картине изображены популярные в художественных кругах того времени купальщицы.
Радость жизни (1905-1906)
«Радость жизни» в свое время была встречена зрителями очень бурно, шумно. Небезразличных к ней не было: одни отводили глаза, другие довольствовались буйством красок. Чересчур смелая и ярка картина Матисса стала новым событием в мире изобразительного искусства. Художник начал работать над ней во Франции, где организовал уютную мастерскую в одном монастыре.
В сюжете картины – обнаженные фигуры, нежащиеся на природе. Все они распределены на холсте равномерно, стоит сделать от него несколько шагов назад, как приходит понимание, насколько гармонично составлена картина, хотя Матисс не приветствовал законы перспективы. Сам художник с любовью назвал картину «Моя Аркадия», подразумевая свой взгляд на идею-утопию абсолютной гармонии человека с природой.
Посуда и фрукты на красно-черном платке (1906)
Работа была создана в 1906 году в Коллиуре, о чем свидетельствует пурро – испанский винный сосуд, который мы видим на полотне художника. Автор работал над картиной летом. Весной 1906 Матисс путешествовал по Северной Африке, откуда кроме впечатлений, привез еще и керамику, и восточные ткани. Эти элементы стали неоднократно появляться в полотнах художника.
Красно-черный ковер, который ранее по ошибке назывался платком, фигурировал также и в других произведениях Матисса: «Красный ковер» и «Натюрморт с гипсовой статуэткой». Яркий коврик занимает почти все полотно, являясь украшением для посуды и фруктов. Только стеклянный сосуд показывает свою независимость.
Последующие годы
В 1917 году Матисс перебрался в пригород Ниццы на Французской Ривьере и стал работать в более расслабленный манере, а стиль его полотен в 1920-х годах получил признание в качестве традиционной французской живописи. В 1930-х годах он принял более смелое упрощение формы, чем прежде. После 1941 года, когда художнику в результате сложной операции было тяжело работать у мольберта, он создал потрясающе яркую серию произведений в технике бумажного коллажа.
Анри Матисс прожил 84 года и скончался в 1954 году. За долгий и насыщенный период своей творческой деятельности он создавал скульптуры, витражи, эскизы для труппы «Русского балета» Сергея Дягилева, работал над книжными иллюстрациями, художественным оформлением интерьеров и даже монастырской капеллы. Но самое огромное достояние Матисса, как основополагающей фигуры современного искусства, — это его выразительный язык цвета и рисунка, отображенный во множестве работ.
Неоимпрессионизм
С 1899 года можно заметить, как Матисс значительно упрощает форму изображения, обозначая ее сильными широкими мазками или контрастными контурами, все чаще используя локальные, лишенные оттеночных вариаций цвета. Это особенно заметно в пейзажах «Аркуэль», «Нотр Дам», «Мост Сен-Мишель» и серии автопортретов 1900 года, натюрмортах. С 1903 года в произведениях Анри Матисса появляется много изображений обнаженных и ярко костюмированных моделей, которых Анри предпочитает изображать в полный рост, но пробует себя также и в портретном жанре.
Летом 1904 года для работы в естественных условиях Анри уехал в Сен-Тропе вместе с Полем Синьяком, который с 1889 года работал точечными мазками в технике пуантилизма (дивизионизма). Отказ от смешения красок на палитре, когда визуальный эффект объема и тонального перехода достигался только путем нанесения основных цветов мелкими раздельными мазками, вдохновил Матисса.
Он пробует себя в подобной технике и в 1904–1905 годах создает ряд работ, среди которых лучшей считается «Роскошь, покой и наслаждение». Его живопись этого периода яркая, но разбавленные белилами цвета менее интенсивные и создают ощущение прозрачности. Увлеченность Анри пуантилизмом совершенно проходит через пару лет, он находит свой собственный стиль, которому следует до конца жизни. Однако в период 1897–1905 годов художник создал свои самые яркие, колоритные и жизнерадостные произведения.