Портрет И.И. Шишкина. 1880
Крамской И.Н.Холст, масло115,5 x 83,5
Русский музей
Аннотация
Шишкин Иван Иванович (1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург)
Живописец-пейзажист. Академик Императорской Академии художеств (с 1865).
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.Н. Мокрицкого (1852-1856), в Академии художеств у С.М. Воробьева (1856-1860). Профессор Академии (с 1873). Совершенствовался в Германии, Франции (1862-1865), посетил Чехию, в Цюрихе работал в мастерской Р. Коллера, где освоил технику офорта.
Член Общества аквафортистов. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Художник несколько раз писал портреты Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898) – крупнейшего мастера реалистического пейзажа, всю жизнь посвятившего созданию образов родной русской природы.
Их объединяли дружеские отношения, общность понимания роли искусства, совместная работа в Товариществе передвижных художественных выставок.
В образе пейзажиста подчеркнуты открытость, простота и естественность, но вместе с тем основательность и надежность. Этот портрет, в котором автор отказывается от каких бы то ни было аксессуаров, характерен для творчества художника акцентировкой нравственного, этического начала в оценке личности портретируемого. По своей монументальной выразительности он не уступает лучшим работам мастера.
Биография автора
Крамской И.Н.
Крамской Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1869).
Родился близ Острогожска Воронежской губернии. В молодости работал ретушером у столичных фотографов. Учился в Академии художеств у А.Т. Маркова (1857-1863). Инициатор и участник «бунта четырнадцати». Организатор и идейный руководитель Петербургской Артели художников, ставшей прообразом будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1868). Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884).
Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников — писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Автор критических статей по вопросам современного искусства. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие.
История жизни Ивана Ивановича Шишкина
Зимой 1877 года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. После свадьбы дом Шишкиных скоро приобрел репутацию самого симпатичного. На их воскресеньях разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в разных смешных костюмах, веселились от души, без стеснения.
картина «Рожь», Шишкин Иван Иванович, 1878
И работа спорилась. Восьмидесятые годы ознаменовались подлинным расцветом таланта Шишкина, о чем говорят такие картины, как «Среди долины ровныя», «Лесные дали» и «Дубовая роща». Для полотна «Среди долины ровныя» (1883) в самой природе посчастливилось художнику найти широкие просторы и могучий дуб, о котором поется в этой песне. Розовыми кудрями лепятся вечерние облака. У горизонта скопились тучи. Издалека слышатся раскаты приближающейся грозы, а могучий дуб чуть шевелит дремучею силой ветвей навстречу грядущим бурям.
«В 1884 году появляется удивительная по охвату изображенного пространства картина «Лесные дали». Перед зрителем, который как бы видит пейзаж с горы, расстилается широкая панорама лесов. Вдали один за другим виднеются невысокие, сглаженные временем веков горные хребты Урала, густо поросшие хвойными лесами. Их ритм придает всему пейзажу величавый покой, широту. Чуть поблескивает вдали горное озеро. Все одето утренним туманом. Седой Урал раскрывается перед нами во всей своей мощи и величии», — пишет О.В. Круглова.
Сила и убедительность шишкинских образов природы, простота и доходчивость сюжета и блестящая техника исполнения явились результатом тщательной продуманности и необычайной требовательности художника к работе над этюдом, художник писал «Великое значение имеет практика. Она одна только дает возможность художнику разобраться в той массе сырого материала, которую доставляет природа. Поэтому изучение природы необходимо для всякого художника, а для пейзажиста в особенности».
Картина «Рожь», Шишкин Иван Иванович, 1878
Одним из самых популярных произведений русской живописи является картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889). Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, художником-передвижником К.А. Савицким, который написал в картине медведей. В этой картине Шишкин словно вводит зрителя в лесную чащу, где под присмотром медведицы резвятся медвежата, карабкаясь на вырванную бурей с корнем могучую сосну. В последнее десятилетие своего творчества Шишкин добился успехов в области колорита, в передаче световоздушной среды.
«90-е годы Шишкин встретил полный сил. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Для него, казалось, не было трудностей, — отмечает А.Н. Савинов. — Он мог создать подряд несколько выдающихся произведений — картины «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком…», столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года.
В конце того же 1891 года Шишкин совместно с Репиным организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Большей частью экспонатов выставки являлись его недавние этюды. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», — заявляли газеты.
В начале 1898 года художник написал картину «Корабельная роща».
Корабельная роща 1898
«Как бы возвращаясь к дням своей юности, к первичным сильным впечатлениям от лесов родного края, Шишкин создает монументальное полотно с гигантами-соснами, точно подпирающими ветвистыми кронами само небо, — пишет В.А. Прытков. — Перед нами своеобразный итог многолетней творческой жизни великого художника, его лебединая песня».
Умер Шишкин 20 марта 1898 года, работая за мольбертом над новой картиной.
Крамской И.Н.
Крамской Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1869).
Родился близ Острогожска Воронежской губернии. В молодости работал ретушером у столичных фотографов. Учился в Академии художеств у А.Т. Маркова (1857-1863). Инициатор и участник «бунта четырнадцати». Организатор и идейный руководитель Петербургской Артели художников, ставшей прообразом будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1868). Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884).
Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников — писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Автор критических статей по вопросам современного искусства. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие.
Для девочек
(196 слов) Картина «Утро в сосновом лесу» является одной из самых популярных работ И.И. Шишкина. Этот художник известен своим мастерством пейзажа, на его полотнах оживает Русь. Но особенно тепло мы воспринимаем работу, где изображен символ нашей страны — медведь.
На картине изображена медвежья семья: мама и три ребенка. Пушистая бурая медведица внимательно следит за потомством, это выражается в ее пристальном взгляде на бревно, где забавляются дети. Художнику удалось передать естественность древесной коры. Ее структура замечательно передана на полотне. На поваленное дерево забрались пухлые и неуклюжие малыши
Третий медвежонок встал на задние лапы и смотрит вдаль, как будто что-то привлекло его внимание. Вся семья находится на возвышенности, а перед ней простираются тенистые лесные просторы
Вокруг медведей расположены хвойные деревья и кусты, много мха и лишайника. В воздухе висит беловато-призрачный туман. На картине преобладают натуральные краски — коричневая кора, темно-зеленая хвоя, ярко-зеленая листва, коричнево-желтый мох, рыжевато-серые увядшие ветки. Солнечный свет едва проникает сквозь ветви деревьев, значит, автор изобразил раннее утро.
Мне очень понравилась картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Она передает всю прелесть густого леса, где человек не тревожит покой животных. Глядя на нее, хочется сбежать из города и очутиться в сосновом бору.
План сочинения-описание картины «Утро в сосновом лесу»:
- Вступление: особенности творчества И. Шишкина.
- Основная часть: описание полотна.
- Заключение: Мое впечатление от картины.