Иван шишкин — биография

ЛИЧНАЯ ДРАМА

Личная жизнь художника складывалась трагически. Он два раза был женат по любви. Первый раз на Евгении Александровне Васильевой, сестре рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева (которого он опекал и учил азам мастерства). Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и годы её жизни с Иваном Ивановичем прошли тихо и мирно. Средств в семье хватало, чтобы обеспечить скромный комфорт, хотя с рождением детей художник и его супруга не могли позволить себе ничего лишнего. В этом браке у Шишкина было трое детей: два сына, умершие в младенчестве и дочь. Свою первую жену Шишкин изобразил на двух картинах: «Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870). Знакомых у них было много, а Иван Иванович был радушным хозяином, поэтому часто в доме собирались гости. Однако имеющиеся у Евгении Александровны проблемы со здоровьем, которые начали давать о себе знать уже в первый год супружества, не позволили им долго наслаждаться своим союзом. Рождение детей, а затем смерть сына окончательно подорвали здоровье супруги и Евгения Александровна скончалась от чахотки (туберкулёза лёгких) в 1874 году в возрасте 27 лет. Они прожили вместе всего 6 лет.

Буквально за два года до этого, в 1872 году умер и отец Ивана Ивановича. Художник был убит горем и впал в отчаяние. Ушли из жизни самые близкие ему люди. Шишкин в этот период перестал писать, начал отдаляться от верных друзей, сблизился со своими однокашниками, которые практически потеряли себя как художники. Вместе с ними Иван Иванович увлёкся возлияниями, и родственники всё чаще заставали его во хмелю.

Но могучая натура и преданность искусству взяли свое. Также этому способствовала малолетняя дочь Лидия. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Он вернулся к творческой жизни, которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с его жизнью вообще. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой. Одна из шишкинских современниц, проводившая лето по соседству с его дачей, рассказывала: “Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет, ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве».

Спустя три года после смерти Евгении, Шишкин знакомится с молодой художницей Ольгой Лагодой. Она была молода, красива, талантлива, полна жаждой жизни. Ольга Антоновна родилась в Санкт-Петербурге и была одной из первых тридцати учениц-женщин, принятых в Императорскую Академию художеств. Она посещала Академию в качестве вольнослушательницы, а затем занималась в мастерской Шишкина. В 1881-1882 годах её работы экспонировались на 9-й выставке Товарищества передвижных выставок и Всероссийской выставке в Москве. В 1880 году они поженились и поселились в купленной усадьбе в деревне Выра.

У них часто собирались друзья и устраивались шумные застолья. В Выре у супругов появилась на свет дочь Ксения. Но художника опять постигло страшное горе. Ольга скончалась от воспаления брюшины (перитонита) спустя всего полтора месяца после родов. Маленькую девочку взялась воспитывать Виктория Лагода, сестра умершей. Она осталась жить в семье Шишкина до конца его дней, заботясь о племяннице, о самом художнике и его дочери Лидии от первого брака.

История полотна

У картины на самом деле два автора — Шишкин и Савицкий. Но в музейном описании указано имя только одного художника. Двух живописцев связывали разные узы. Они были друзьями, партнерами и даже породнились. Шишкин основал Товарищество передвижных выставок, а Савицкий был его напарником. А также художник крестил сына Ивана Ивановича, которого в честь него назвали Константином.

Супруги живописцев умерли — Шишкина от болезни, а Савицкая совершила самоубийство. Товарищи поддерживали друг друга в эти трудные времена. Эти события художник описал в своем дневнике. Он говорил, что подобные испытания только усиливают дар — талант. Позже живописец женился во второй раз, но и этот брак окончился печально. Супруга оставила после себя дочь, но сама скончалась.

Однажды товарищи встретились, и Шишкин поделился своими мыслями о создании полотна, на котором будут изображены медведи. Эта идея появилась после того, как он нарисовал «Туман в осеннем лесу» и «Бурелом». И через несколько месяцев Шишкин пригласил друга в свою мастерскую — посмотреть на полотно.

На завершенном произведении оба автора написали свои фамилии. Картину продали за 4 тысячи рублей, четвертую часть Шишкин отдал Савицкому. Но подпись была поставлена уже после выставки.

Интересные факты

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен К. Марксом, большим поклонником его творчества.

Картины, удостоенные наград

В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили

Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью. Это было несколько картин, включая работу «Вид в окрестностях Петербурга» с простым сельским пейзажем

Зарисовки с натуры Шишкин делал по собственной инициативе неподалеку от Петербурга, в ходе которых он научился тонко подмечать все особенности местности и блестяще передавать их на холсте. По словам самого художника, в конкурсной картине ему хотелось передать сходство с природой и «жизнь жарко дышащей натуры». Вслед за ней была получена еще одна малая серебряная медаль за рисунки в Дубках.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.

Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста. Академия часто посылала учеников на остров Валаам в северной части Ладожского озера, чтобы они зарисовывали живописные виды

Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет часам и дням. Его завораживали древние скалы, испещрённые трещинами, бьющиеся о них огромные волны и непередаваемая красота деревьев. На острове нередко бушевала непогода, на глазах ломались деревья, что оставляло еще более глубокие переживания в душе художника и наполняло новыми красками его удивительные пейзажи. И это чуткое отношение к природе не могло остаться незамеченным: одну из работ этой серии преподнесли в подарок императорской семье и по окончанию учебы отметили большой золотой медалью. По словам самого художника, медаль была просто прелестна и, главное, содержала надпись «Достойному».

И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.

«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.

На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов

Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует

Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.

В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.

И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.

Рожь


В этом известном полотне Шишкин соединил два основных цвета отечественной школы живописи: голубой и золотой. Такая гамма часто использовалась в иконописи. Из этого можно сделать вывод, что в этом произведении художник ставит русский пейзаж вровень с природой божественной.

Также следует обратить внимание на символическое значение сосен, которые олицетворяют выносливость, силу жизни и несгибаемость. Деревья на этой картине выступают эдакими былинными богатырями, оберегающими ржаное поле

Диссонансом в их общем ансамбле выглядит засохшее дерево. Вероятнее всего, Шишкин, так хотел обозначить свое сложное душевное состояние, в котором он пребывал работая над созданием полотна, ведь незадолго до создания картины, художник потерял дорогих ему людей (отца, супругу и двоих детей).

Популярные темы сообщений

  • Мифы Древней Греции

    Чтобы понять себя, свои культуру и традиции, надо знать своё прошлое. Чтобы ощутить и прочувствовать прошлое, стоит проникнуться тем, как жили наши предки и что их интересовало. Народ изливал свои страхи и горести в творчестве.

  • Конституция РФ

    Конституция — главный нормативный акт в Российской Федерации. Слово “конституция” происходит от латинского слова constitutio и в переводе означает “устройство, установление”. В конституции изложены фундаментальные основы и цели существования

  • Город Сыктывкар

    Сыктывкар – столица республики Коми. С языка коми название переводится как «город на реке Сысоле». Сыктывкар ведёт свою историю с 1780 г., и до 1930 г. носил имя Усть-Сысольск. В 2019 г. население города составило 244 тыс. человек.

Описание природы

Шишкин всегда восхищался красотой русской природы. Языком красок он пытался передать свои эмоции на полотнах. Растительный мир на его картинах словно живой. Если внимательно рассмотреть его, то кажется, словно полотно дышит и источает прохладу.

Под кистью живописца оживал каждый листочек, малейшая травинка, кора на деревьях. Художник старался показать, как тихо и спокойно в сосновом бору ранним утром. Сквозь ветви деревьев еще не успели пробиться лучи солнца. И его задумка удалась. Искусствоведы говорят, что при осмотре картины человеку кажется, словно он действительно оказался в лесу.

Шишкин выбрал такую тему для полотна не случайно. Он много времени уделял изучению природы, поэтому у него получались такие правдоподобные пейзажи. Сосновый бор в его понимании — место с чистым и свежим воздухом, подходящее для отдыха и раздумий. Здесь приятно встречать рассвет, любоваться дикой природой и наблюдать за поведением животных.

Передний план картины

На переднем плане находится зеленый берег. Мелкая травка настолько яркая, что кажется кислотной. Возле самой кромки воды она теряется в озере, кое-где выглядывая из его глади. В контрастной траве виднеются мелкие полевые цветы, настолько белые, что кажется, будто это блики от солнца на растениях. Справа за озером от ветра колышется большой темно-зеленый куст с вкраплениями ярких салатовых оттенков.

На другом берегу озера слева зритель может различить крыши нескольких домов; вероятно, рядом с озером находится деревушка. За крышами возвышается изумрудный, темно-зеленый сосновый лес.

Художник (Шишкин) подобрал очень верно сочетание светло-синего, зеленого (теплого и холодного), охристого и черного.

Работы художника

Лесная глушь

Начало 1870-х годов — время расцвета в творчестве Шишкина. Он полон сил и замыслов, он участвует в художественном движении, которое, как всем тогда казалось, перевернёт понятия о живописи, изгонит из неё затхлую омертвелость академических форм. Об этой работе много говорили — именно за неё Шишкин в том же году получил звание профессора; это было заслуженным знаком общего признания, почти славы.

Дождь в дубовом лесу

1890-е годы — кризисные для передвижников. В это время их пытались «задвинуть» на второй план художники, исповедовавшие новые идеи. Многие не сумели понять необходимость перемен. Но Шишкин умел меняться. Художник заинтересовался изображением атмосферных состояний и передачей световоздушной среды, не изменяя при этом своему творческому принципу цельности видения предметной формы. «Дождь в дубовом лесу» — лучшее тому подтверждение.

Корабельная роща

Шишкин написал «Корабельную рощу» в год своей смерти. Картина словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры, свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утратил твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки. Картина является прощанием с миром, прощанием с родной землёй, с прикамскими просторами, в которых он всегда черпал силу и вдохновение.

Рожь

Шедевр экспонировался на VI передвижной выставке среди других замечательных работ соратников. Но все они уступали «Ржи». Тему художник нашёл на родине, во время поездки в Елабугу в 1877 году. На карандашном наброске Шишкин написал «Эта» — этот набросок и стал основой полотна. Его содержание, его основная идея раскрыта художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство».

Последние годы

В 1891 году Академия художеств устроила персональную выставку, на которой было представлено более шестисот работ: этюдов, гравюр, рисунков.

В 1894 году популярный художник стал не менее признанным преподавателем в Высшем художественном училище при столичной Академии художеств.  Авторитет Шишкина был непререкаем. Он, со своей стороны, к ученикам был чуток, умел выделить, оценить и развить таланты.

Иван Иванович Шишкин считал, что в искусстве овладения профессией художника нельзя останавливаться. Решение, что всё выучено основательно и до конца, губительно. Да, на какое-то время знаний будет хватать, но затем «впечатления бледнеют, и художник сам не заметит, как уйдёт от правды».

Таким вечным учеником, учителем которого была сама Природа, Иван Шишкин и ушёл из жизни. Это случилось 20 марта 1898 года прямо перед мольбертом, на котором стояла новая работа, неоконченная картина «Лесное царство».

Последние годы жизни

Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Ему удавалось отлично передавать не только солнечную теплоту, но и мистическую прохладу луны. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества. Несмотря на то что Шишкин был женат дважды, и у него было четверо детей его всю жизнь преследовало одиночество. Обе его жены скончались раньше него, а дети повзрослев не были заинтересованы в общении с отцом. Вот так в полном одиночестве великий мастер скончался 20 марта 1898 года у себя в мастерской работая над очередным гениальным творением.

И. И. Шишкин — На севере диком

Фон для животных

Написанием самого пейзажа занимался Шишкин. Он, как искусный художник, достоверно передал вид леса на рассвете. При появлении первых солнечных лучей он словно просыпается от дремучего сна.

Сосны на заднем фоне окутал туман. Их стволы практически не видны из-за белой дымки. Но кое-где уже проглядывают лучи света, они заставляют блестеть зеленые ветви. А на полянке, где резвятся медвежата, уже достаточно светло. Отсюда ушел туман, поэтому место выглядит не так таинственно и опасно.

Некоторые искусствоведческие специалисты говорили, что Шишкин просто не смог достойно изобразить медведей на полотне, поэтому доверил это своему другу. На самом деле у живописца получился настолько дивный пейзаж, что он даже не хотел его портить. Шишкин набросал эскизы животных, по ним и работал Савицкий.

Сначала планировалось изобразить двух медвежат, их позы и положение на поляне отличались от окончательных вариантов. Но затем художники решили, что нужно написать целое семейство, показать забавы малышей и серьезность матери.

Манера исполнения картины, ее задумка настолько символичны, что в них сразу узнается рука мастера — Ивана Ивановича Шишкина. Только он умел писать настолько живые пейзажи. Они словно отражают тонкую русскую душу. Художник работал с фоном легко и одновременно тревожно.

Туман в лесу — загадочное, даже мистическое явление. Оно пробуждает скрытые чувства, заставляет задуматься о прекрасном, хоть и на краткий миг. С первыми лучами, которые спешат пробиваться через ветви, дымка испаряется, оставляя о себе только воспоминание. С ее исчезновением воздух снова становится чистым, а лес играет новыми красками.

Доклад №2

В небольшом городе Елабуге на территории современной Республики Татарстана 25 января 1832 года родился Иван Иванович Шишкин. Он любил просторы реки, вдоль которой стоял город, бесконечные леса, и с детства увлекся их рисованием. Родители не одобряли его увлечения. Шишкину ничего не оставалось, кроме как при свечах рисовать по ночам, чтобы не расстраивать их. От людей, приехавших из Москвы реставрировать росписи церковного иконостаса, он впервые услышал о Московском училище живописи. И тогда мальчик впервые серьезно задумался о профессии и твердо решил стать художником.

Он блестяще учился в Санкт-Петербурге, много читал и изучал природу. Прежде чем нарисовать, он трогал руками стволы деревьев, внимательно рассматривал травы, мхи, мелкие листики. Он постоянно зарисовывал интересные виды и пейзажи. Во всех своих работах он воспроизводил мельчайшие детали растений. Сосновый это лес или еловый, дубы или березы, все они были как настоящие: ветви, листья, стволы, коренья; камни, глина или песок – все получалось в его картинах как в действительности. О его рисунках отмечали, что Шишкин рисует, как еще никто до него не рисовал. У художника был несомненный талант.

Пережитая трагедия в личной жизни, когда умерла его жена, а вскоре и маленький сын, увеличила работоспособность мастера. Именно в это тяжелое время создавались картины «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие. Впоследствии Ивaн Ивaнович занялся преподавательской деятельностью при Академии художеств. Безмерным уважением пользовался он среди своих учеников, вдохновляя их мастерством. Постоянная работа на природе помогла художнику определиться со своей особенной стилистикой, в которой он экспериментировал с сочетанием различных мазков, кистей и оттенков при передаче естественных красок. Поэтом природы прозвали его друзья и почитатели.

Солнечным весенним днем в Петербурге 20 марта 1898года Ивана Шишкина не стало. Как и полагается мастеру, он скончался за мольбертом. Незаконченной осталась работа «Лесное царство», а завершением творческой жизни И. И. Шишкинa стала картина “Корабельная роща”, отразившая детские воспоминания автора и лучшие его достижения.

Множество работ, огромный труд, любование сказочной красотой вокруг нас и впредь останутся примером для подражания будущих поколений, источником восхищения и внутреннего успокоения.

4 класс

История жизни Ивана Ивановича Шишкина

Зимой 1877 года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. После свадьбы дом Шишкиных скоро приобрел репутацию самого симпатичного. На их воскресеньях разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в разных смешных костюмах, веселились от души, без стеснения.

 картина «Рожь», Шишкин Иван Иванович, 1878

И работа спорилась. Восьмидесятые годы ознаменовались подлинным расцветом таланта Шишкина, о чем говорят такие картины, как «Среди долины ровныя», «Лесные дали» и «Дубовая роща». Для полотна «Среди долины ровныя» (1883) в самой природе посчастливилось художнику найти широкие просторы и могучий дуб, о котором поется в этой песне. Розовыми кудрями лепятся вечерние облака. У горизонта скопились тучи. Издалека слышатся раскаты приближающейся грозы, а могучий дуб чуть шевелит дремучею силой ветвей навстречу грядущим бурям.

«В 1884 году появляется удивительная по охвату изображенного пространства картина «Лесные дали». Перед зрителем, который как бы видит пейзаж с горы, расстилается широкая панорама лесов. Вдали один за другим виднеются невысокие, сглаженные временем веков горные хребты Урала, густо поросшие хвойными лесами. Их ритм придает всему пейзажу величавый покой, широту. Чуть поблескивает вдали горное озеро. Все одето утренним туманом. Седой Урал раскрывается перед нами во всей своей мощи и величии», — пишет О.В. Круглова.

Сила и убедительность шишкинских образов природы, простота и доходчивость сюжета и блестящая техника исполнения явились результатом тщательной продуманности и необычайной требовательности художника к работе над этюдом, художник писал «Великое значение имеет практика. Она одна только дает возможность художнику разобраться в той массе сырого материала, которую доставляет природа. Поэтому изучение природы необходимо для всякого художника, а для пейзажиста в особенности».

 Картина «Рожь», Шишкин Иван Иванович, 1878

Одним из самых популярных произведений русской живописи является картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889). Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, художником-передвижником К.А. Савицким, который написал в картине медведей. В этой картине Шишкин словно вводит зрителя в лесную чащу, где под присмотром медведицы резвятся медвежата, карабкаясь на вырванную бурей с корнем могучую сосну. В последнее десятилетие своего творчества Шишкин добился успехов в области колорита, в передаче световоздушной среды.

«90-е годы Шишкин встретил полный сил. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Для него, казалось, не было трудностей, — отмечает А.Н. Савинов. — Он мог создать подряд несколько выдающихся произведений — картины «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком…», столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года.

В конце того же 1891 года Шишкин совместно с Репиным организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Большей частью экспонатов выставки являлись его недавние этюды. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», — заявляли газеты.

В начале 1898 года художник написал картину «Корабельная роща».

Корабельная роща 1898

«Как бы возвращаясь к дням своей юности, к первичным сильным впечатлениям от лесов родного края, Шишкин создает монументальное полотно с гигантами-соснами, точно подпирающими ветвистыми кронами само небо, — пишет В.А. Прытков. — Перед нами своеобразный итог многолетней творческой жизни великого художника, его лебединая песня».

Умер Шишкин 20 марта 1898 года, работая за мольбертом над новой картиной.

Последняя любовь, последняя картина

Ещё в 1877-м году Шишкин пишет картины «Полдень» и «Лесная глушь», за которую ему присуждают звание профессора академии художеств. Шишкину завидую, много критикуют, пишут о нем в газетах, но он продолжает творить в своем неповторимом стиле.

Одна из учениц художника, Ольга Лагода, стала его второй женой. Пейзажиста как будто преследует злой рок в личной жизни, молодая жена вскоре умирает, успев родить дочь Ксению.

Опять художник находится в глубокой печали, спасаясь лишь творчеством. Он интересуется новым веянием – фотографией. Именно с фотографии он затем пишет свою последнюю картину «Корабельная роща».

И.И.Шишкин «Корабельная роща»,1898 годМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В 1889-м году появляется знаменитое «Утро в сосновом лесу», эту картину ещё при жизни художника разместили на обертках конфет. Считается, что медведей на полотне посоветовал разместить художник Константин Савицкий. Тем не менее воплощению в жизнь картина обязана именно Ивану Шишкину.

В 1898-м году «Корабельная роща» едет на выставку без автора, у Шишкина наблюдаются проблемы с сердцем. Он не перестает работать и 8 марта умирает у холста с кистью в руках, Шишкину было 66-ть лет.

Сегодня в доме уникального пейзажиста Шишкина в родном городе Елабуга находится музей. Большое количество картин этого художника находится в Третьяковской галерее, о чем позаботился ещё Павел Третьяков в 19-м веке. Всю жизнь великолепного творца терзали сомнения по поводу своих же работ. Он думал о том, понравятся ли его картины культурному обществу, купят ли их, был глубоким самокритиком, хотя уже давно доказал на что способен.

Иван Иванович Шишкин – «царь леса» в русской живописи / livemaster.ru

Среди пейзажей Шишкина и вырос русский человек, они близки и знакомы с детства. Картины Ивана Ивановича понятны всем, не нужно ломать голову над тем, что хотел сказать художник своим творчеством. Живопись Ивана Шишкина – это светлый теплый луч солнца, согревающий душу.

Потомок Шишкина по линии его первой дочери Лидии, праправнук Сергей Лебедев, так сказал о своём знаменитом родственнике:

«Дали»

От картины Шишкина «Дали» веет чем-то загадочным, пейзаж будто теряется в закате. Солнце уже зашло, и мы видим лишь легкую полосу света у горизонта. Справа на переднем плане возвышаются одинокие деревья. Вокруг них много растений. Зелень очень густая, поэтому через кустарники почти не пробивается свет. Ближе к центру полотна расположилась высокая липа, которая наклонилась от тяжести своих ветвей.

Небо, как и на других картинах, занимает большую часть композиции. Небо – самое светлое на полотне. Серо-голубой цвет небосвода переходит в светло-желтый. Разбросанные светлые облака выглядят очень легкими и динамичными. В этом произведении Шишкин Иван Иванович предстает перед нами как романтик и мечтатель.

На переднем плане мы видим небольшое озеро, которое уходит вдаль. В нем отражаются темный камень и выгоревшая охристая и желто-зеленая трава. Вдалеке находятся фиолетовые, серые холмы, не очень высокие, но заметные.

Глядя на картину, наполняешься ощущением грусти и уюта. Такой эффект создается благодаря теплым оттенкам, которые художник Шишкин использовал в своей работе.

Иван Шишкин — один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Этот человек был по-настоящему влюблен в леса, рощи, реки и озера России, поэтому прорабатывал их до мельчайших деталей в своих работах. По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. И масляными красками, и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).


Полдень. В окрестностях Москвы


Вид на острове Валааме


Рубка Леса

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .


Рожь


Сосновый бор


Среди долины ровныя

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Конфеты и ковры

Не только коллекционер сделал полотно Шишкина популярным. В России о картине узнали благодаря кондитеру Теодору Фердинанду фон Эйнему. Он основал фабрику, которая выпускала печенье и конфеты. Предприниматель заботился и о вкусовых качествах своей продукции, и о рекламе, что в то время было редкостью.

Компания выпускала несколько видов конфет:

  • «Клады моря и земли»;
  • «Транспортные средства»;
  • «Типы народов земного шара»;
  • «Русские художники и их картины»;
  • «Мишка косолапый».

Последняя сладость появилась на прилавках в 1896 году. Ее обертку украшала картинка с медвежатами — изображение полотна Шишкина. Хотя на рисунке было четыре животных, в народе конфеты стали называть «Три медведя».

Сладости выпускались и после Октябрьской революции. Но этим занимались уже не частные компании, а советские фабрики. Стоимость конфет была очень высокой — 4 рубля за килограмм. Из-за этого Маяковский написал юмористический лозунг: «Если хочешь кушать „Мишку“, заведи себе сберкнижку».

Позже появилась посуда с изображением медведей, а такие ковры висели практически в каждом доме. Сегодня некоторые компании предлагают приобрести недорогие репродукции, заказать футболки, чашки и другие предметы с этой картиной.

Происхождение и детство

Иван Шишкин родом из Елабуги Вятской губернии (сегодня Татарстан). Родился 25 января 1832 года в многодетной купеческой семье потомственных хлеботорговцев (некоторые документы указывают годом рождения 1831-й, другие 1835-й).

Отца будущего художника в городе почитали: он благоустраивал Елабугу (финансировал городской деревянный водопровод), неоднократно избирался главой города и организовал выпуск первой книги о его истории. Увлекался археологией, краеведением, много читал. Трепетное отношение к родине и природе прививал детям с ранних лет. Подобной судьбы, человека разностороннего и находящегося в обществе на гребне уважения, он желал и для своих детей.

В первую очередь следовало дать хорошее образование, и 12-летнего Ивана отправили на учёбу в Казань. Гимназические будни и точные науки подростку были неинтересны – уже тогда его живо интересовало искусство. Чувствуя в себе стремление к уединению с природой, размышлениям и развитию способностей, гимназист Шишкин очень тосковал. Учебный процесс никак не способствовал развитию индивидуальности учеников. Дотянув до пятого класса, Иван Шишкин бросил учёбу и приехал домой, объявив ошеломлённым родителям, что чиновничество не его путь.

Отец с самого начала с опаской, но всё же с пониманием относился к увлечённости сына рисованием, при этом допускал лишь второстепенную роль искусства в жизни, в качестве невинного хобби. Мать, расстраиваясь от несерьёзности сына и неспособности его к учёбе, сетовала, что во всём виновата эта «пачкотня бумаги». Ивану приходилось рисовать по ночам, при свечах, чтобы родные не видели и не ужаснулись растущей одержимости сына.

Мысль, что рисование может быть его профессией, пришла Шишкину в период приезда в Елабугу живописцев из Москвы (они занимались росписью иконостаса местного храма). Биография Ивана Шишкина с этого момента изменила вектор – он узнал о существовании учебного заведения, где готовят художников, и обрёл твёрдость в своём стремлении. Сумел убедить отца, и тот отправил сына в Москву, уже в надежде, что из него выйдет толк.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: