Оскар кокошка

Более поздняя жизнь

Кокошка натурализовался как британский подданный 21 февраля 1947 года и восстановит австрийское гражданство только в 1978 году. В 1947 году он ненадолго поехал в Соединенные Штаты, а затем поселился в Вильневе , Швейцария, в 1953 году, где и прожил остаток своей жизни. Кокошка провел эти годы в качестве педагога в Международной академии зоммеров Bildenden Künste (недавно скончавшийся Рикарда Якоби был одним из его учеников), одновременно работая над сценографией и публикуя сборник своих произведений. Ретроспектива работ Кокошки была выставлена ​​в галерее Тейт в Лондоне в 1962 году.

Кокошка умер 22 февраля 1980 года в Монтрё в возрасте 93 лет, за восемь дней до своего 94-летия, от осложнений после заражения гриппом. Он был похоронен на Центральном кладбище Монтрё.

У Кокошки было много общего со своим современником Максом Бекманном . Оба сохранили свою независимость от немецкого экспрессионизма , но теперь считаются учебными примерами этого стиля. Тем не менее, их индивидуализм отличал обоих от основных движений модернизма двадцатого века . Оба красноречиво писали о необходимости развития искусства «видения» (Кокошка делал упор на восприятие глубины, а Бекманн занимался мистическим постижением невидимого царства), и оба были мастерами новаторских техник масляной живописи, укоренившихся в более ранних традициях.

Карл Брюллов и «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком» (1834)

Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

История отношений великого русского живописца и красавицы-аристократки нельзя подвести под кратковременное увлечение или флирт. Это были глубокие чувства любви и привязанности, общности темпераментов, которые дарили обоим вдохновение и ощущение счастья, несмотря на социальный статус. Графиня Самойлова, энергичная, увлекающаяся и даже взбалмошная, выходила замуж, разводилась, заводила романы (молва ей приписывала много любовников), расставалась, и все это время у нее был ее Бришка (так она называла Карла Брюллова). А он в свою очередь тоже не был затворником, однажды даже женился официально, но не надолго. Исследователи творчества художника говорят о том, что Самойлова и Брюллов были очень похожи характерами, стремлением к свободе, в их судьбах можно найти много совпадений. И конечно, темпераментная красавица с итальянской внешностью стала героиней главных полотен Брюллова. А в знаменитой картине «Последний день Помпеи» Самойлова изображена даже трижды.

Франсиско Гойя и « Махи» (1797—1800)

Фото: Art Media/Print Collector/Getty Images

Испанский художник, выполняя заказ для частной коллекции одного из министров, сделал две версии картины – «Обнаженная Маха» и «Маха одетая». С помощью хитрого механизма планировалось прятать от вездесущих глаз инквизиции изображение обнаженного женского тела, закрывая одной картиной другую. Это было во всех смыслах рискованная затея: мифологические сюжеты священники еще могли принять, но увековечивать в высоком искусстве обнаженную простолюдинку (махами называли горожанок из низших слоев, носивших национальные костюмы), это чревато последствиями.

Правда, кто именно выступил в роли натурщицы, доподлинно неизвестно. Подозревают, что на самом деле моделью была одна хорошо известная в те годы аристократка Мария Каэтана де Сильва, герцогиня Альба. Слишком уж много внешнего сходства с ней. Эта замужняя дама из высшего света покровительствовала Франсиско Гойе, была моделью нескольких его работ, и современники подозревали их в любовных отношениях. Правда, потомки герцогини с этим утверждением не согласны, но точных доказательств, как и опровержений, нет.

Образование

Один из учителей Кокошки предложил ему продолжить карьеру в изобразительном искусстве после того, как он был впечатлен некоторыми его рисунками. Против воли отца Кокошка подал заявление в Венскую Kunstgewerbeschule , ныне Венский университет прикладных искусств . Он получил стипендию и был одним из немногих поступивших

Венская Kunstgewerbeschule была прогрессивной школой прикладного искусства, в которой основное внимание уделялось архитектуре, мебели, ремеслам и современному дизайну. В отличие от более престижной и традиционной Венской Академии изящных искусств , в Kunstgewerbeschule доминировали преподаватели Венского Сецессиона

Кокошка учился там с 1904 по 1909 год и находился под влиянием своего учителя Карла Отто Чешки в развитии оригинального стиля.

Среди ранних работ Кокошки были жесты-рисунки детей, изображавшие их неуклюжими и похожими на трупы. Кокошка не имел формального образования в живописи и поэтому подходил к среде, не обращая внимания на «традиционный» или «правильный» способ рисования. Учителя Kunstgewerbeschule помогли Кокошке получить новые возможности через Wiener Werkstätte или Венские мастерские. Первыми заказами Кокошки были открытки и рисунки для детей. Позже Кокошка сказал, что это упражнение стало «основой художественной подготовки». Его ранняя карьера была отмечена портретами венских знаменитостей, написанными в нервно-оживленном стиле.

Получив собственное художественное образование, Кокошка посвятил годы своей жизни преподаванию искусства и написанию статей и выступлений, документирующих его взгляды и практику в качестве педагога. Чешский гуманист и реформатор образования XVII века Ян Амос Коменский оказал на Кокошку наибольшее влияние с точки зрения подхода к образованию. Из теорий Коменского Кокошка заимствовал убеждение, что студенты получают наибольшую пользу от использования своих пяти чувств для облегчения рассуждений. Кокошка преподавал в Вене с 1911 по 1913 год, а затем снова в Дрездене с 1919 по 1923 год. Хотя его усилия как учителя отмечались в различных публикациях, они, как правило, были сосредоточены на его личности, запечатленной в его собственном искусстве, а не на его занятиях в классе. Кокошка пренебрегал традиционными структурированными методологиями и теориями, принятыми педагогами по искусству, и вместо этого преподавал через рассказывание историй, наполненное мифологическими темами и драматическими эмоциями. В 1912 году Кокошка представил свое эссе «Von der Natur der Gesichte» («О природе видений») в Akademischen Verband für Literatur und Musik в Вене. Это эссе обрисовало в общих чертах художественную концептуализацию Кокошки о взаимосвязи между внутренним зрением и оптическим зрением. Рассматривая свое собственное искусство, Кокошка сказал, что вдохновение происходило из ежедневных наблюдений, которые он собирал оптически, взаимодействуя со своим современным окружением. Способность Кокошки осознавать, как эти стимулы проявляются в его внутреннем воображении, привела к созданию работ, которые опираются на подсознание, а не на оптическое зрение. Кроме того, Кокошка предоставил зрителю задачу интерпретировать изображение на основе того, как они воспринимают видение в своей собственной сфере сознания. Эта концепция, в соответствии с теорией Василия Кандинского о духовности в искусстве, стала основой, на которой историки искусства понимают венский экспрессионизм.

Исаак Левитан и портрет Софьи Кувшинниковой (1888)

Фото: wikipedia.org

В салоне Софьи Кувшинниковой в конце XIX века собиралась вся московская богема: художники, писатели, музыканты, заглядывали Илья Репин, Владимир Гиляровский, Антон Чехов и его молодой приятель Исаак Левитан. Хозяйка салона, 42-летняя жена полицейского врача, увлекалась музыкой и живописью и очень стремилась к общению к известными и талантливыми людьми. Вскоре в свете поползли слухи о романе Кувшинниковой с Левитаном. Пикантности ситуации добавляло то, что замужняя дама была к тому же и на 10 лет старше, по тем временам не молода. Да и красавицей ее не считали, но она была обладательницей многих других талантов, способных увлечь мужской взгляд.

В это время и появился редкий в творчестве пейзажиста Левитана портрет Софьи Кувшинниковой (он переключался на этот жанр только ради любимых). Кстати, адюльтер Кувшинниковой лег в основу сюжета «Попрыгунья» Антона Чехова, от чего сам писатель всячески открещивался, но публика была иного мнения – узнаваемость истории и действующих лиц была слишком очевидной. Любовная связь Левитана и Кувшинниковой, как и дружба с Чеховым, оборвалась.

Работы (подборка)

Паршская приходская церковь Драгоценной Крови

картина

  • 1909: Натюрморт с ананасами , холст, масло, 109 × 78 см, Национальные музеи в Берлине , Национальная галерея , Берлин
  • 1910: Портрет Херварта Уолдена , Государственная галерея Штутгарта
  • 1910: Натюрморт с бараниной и гиацинтом , Бельведер , Вена
  • 1912: Портрет Карла Этлингера , Государственный кунстхалле, Карлсруэ
  • 1913: Невеста ветра , Художественный музей Базеля
  • 1913: Лицо женщины , лист 1 из серии Окованный Колумб (портрет Альмы Малер), литография, Музей Герцога Антона Ульриха , Брауншвейг
  • 1913: Натюрморт с путто и кроликом , Kunsthaus Zürich
  • 1918: автопортрет
  • 1918: Сила музыки , Stedelijk Van Abbemuseum , Эйндховен
  • 1922: Дрезден-Нойштадт , Кунстхалле Гамбург
  • 1926: Тигр Лёве , Бельведер, Вена
  • 1926: Парижская площадь, написанная от имени Поля Кассирера , Берлин (Национальная галерея?)
  • 1931: Пан: Трудль с козой , Музей Шпренгеля, Ганновер
  • 1934: Прага: Карлов мост , Национальная галерея Праги
  • 1937: Автопортрет «дегенеративного художника» , Национальная галерея Шотландии
  • 1950: Портрет проф. Теодор Хойс , Музей города Кельна, музей Людвига
  • 1950: триптих » Прометей» , Фонд Самуэля Кортальда, Лондон; Художественная галерея Кортальдского института
  • 1951: Гамбургский порт , Музей современного искусства , Нью-Йорк.
  • 1952: Братья и сестры Файльхенфельдты , частная собственность ( Вальтер и Конрад Файльхенфельдты )
  • 1954: триптих Фермопил , Гамбург, университет
  • 1955: Эскизы декораций и костюмы для Волшебной флейты , Зальцбургский фестиваль
  • 1956: Вена, Государственная опера
  • 1956: Вид на город Кельн с площади Мессетурм , музей Людвига, Кельн
  • 1966: Портрет Конрада Аденауэра

Книжные иллюстрации

  • Оскар Кокошка: Мечтательные мальчики . Wiener Werkstätte , Вена 1908 — 8 литографий
  • Альберт Эренштейн : Tubutsch . Insel Verlag, Leipzig 1919 ( Insel-Bücherei 261/1) — 12 рисунков

Стихи и драмы

С 1907 года Кокошка пишет экспрессионистские пьесы. Кокошка поставил постановку « Иов и убийца», «Надежда женщин» 3 июня 1917 года в Театре Альберта в Дрездене . Его драмы все чаще разыгрывались в 1990-х годах.

  • 1907: Сновидящие мальчики
  • 1907: Сфинкс и соломенный человек. Любопытный. Комедия для автоматов (драма), премьера которой состоялась 29 марта 1909 года в кабаре Fledermaus в Вене и 14 апреля 1917 года в галерее Дада в Цюрихе.
  • 1908: Белый убийца животных
  • 1907/1910 и 1907/1916: Убийца, Надежда женщин (драма),
  • 1911: Горящий куст (драма)
  • 1913: Аллос Макар
  • 1914: присвоение
  • 1917: Иов (драма) как расширенная версия Сфинкса и Соломенного человека (1907)
  • 1918: Орфей и Эвридика (драма). 1923 г. Новая версия оперного либретто. Музыка: Эрнст Кренек . Премьера 27 ноября 1926 года, Государственный театр Касселя
  • 1920: Дейзи
  • 1936–1938 / 1972: Коменский (драма)

Шрифты

Кокошка писал эссе и стихи , а также автобиографию Mein Leben (1971). Его переписка появилась с 1984 года.

  • Сочинения 1956 г. 1907–1955 гг. Опубликовано Гансом Мария Винглер. (Воспоминания и рассказы, Стихи, Драмы, О художниках и искусстве, Письма и Приложение с реестром)
  • 1971: моя жизнь . Предисловие и документальное сотрудничество Ремигиуса Нетцера .
  • 1973: Письменная работа . Опубликовано Хайнцем Шпильманном . 1973ff

Эндрю Уайет и «Хельга» (с 1971 года)

Фото: Helen H. Richardson/The Denver Post via Getty Images

Американского художника привлекла особенная внешность его соседки по дому. Как он потом вспоминал: «Я никак не мог выбросить из головы образ этого скуластого прусского лица с широко расставленными глазами в обрамлении белокурых волос». Эндрю Уайет предлагает женщине стать моделью для его картин. Так начался 15-летний творческий союз и любовный треугольник одновременно.

Жена Эндрю Уайета, пока он писал свою немку Хельгу, занималась финансами (их семейные отношения давно переросли в деловые, и очарование супруга соседкой по дому было женщине, так сказать, неприятно). Но все, как известно, заканчивается, и вдохновение от нездешней красоты Хельги у художника прошло. Модель впала в депрессию, Уайет ее лечил, иногда жил с ней, жена оправдывала это тем, что «искусство важнее», и почти не видела мужа. А копилка мировой живописи пополнилась серией портретов некогда обычной домохозяйки с необычной внешностью.

Сочинения

Литературные произведения Кокошки так же своеобразны и интересны, как и его искусство. В его мемуарах «Море, окруженное видениями» подробно излагаются его теории как телесного, так и висцерального зрения и того, как они формируют сознание, искусство и реальность. Его короткую пьесу « Убийца, надежда женщин» (1909, действие которой положил десять лет спустя Пауль Хиндемит в роли Мёрдера, «Хоффнунг дер Фрауэн» ) часто называют первой экспрессионистской драмой. Его « Орфей и Эвридика» (1918) стал оперой Эрнста Кренека , к которому впервые обратились за случайной музыкой .

Список используемой литературы

  • 1908: Die traumenden Knaben (Мечтающие юноши) Вена: Wiener Werkstätte (Первоначально издано Wiener Werkstätte тиражом 500 экземпляров. Нераспроданные экземпляры пронумерованы 1-275, в 1917 году переиздан Куртом Вольфом Верлагом).
  • 1909: Mörder, Hoffnung der Frauen (Убийца, надежда женщин) (пьеса)
  • 1913: Der gefesselte Columbus (Columbus Bound). : Фриц Гурлитт , (известный как Der weisse Tiertoter (Убийца белых животных).
  • 1919: Орфей и Эвридика , в: Vier Dramen: Orpheus und Eurydike; Der brennende Dornbusch; Mörder, Hoffnung der Frauen; Хайоб . Берлин
  • 1955: Эскизы декораций для Волшебной флейты В. А. Моцарта, Зальцбургский фестиваль 1955/56 . Зальцбург: Галерея Вельц
  • 1962: Море, окруженное видениями . Лондон: Thames & Hudson ISBN  978-0-500-01014-3 (Автобиография)
  • 1974: Моя жизнь ; перевод (из «Mein Leben») Дэвида Бритта. Лондон: Thames & Hudson ISBN  0-500-01087-0

Первые постановки пьес

  • 1907: Сфинкс и Штроманн. Komödie für Automaten . 29 марта 1909 года, Cabaret Fledermaus, Вена.
  • 1909: Mörder, Hoffnung der Frauen
  • 1911: Der brennende Dornbusch
  • 1913: Sphinx und Strohmann, Ein Curiosum . 14 апреля 1917 года в Дада-галерее , Цюрих.
  • 1917: Hiob (увеличенная версия Sphinx und Strohmann , 1907)
  • 1919: Орфей и Эвридика

    1923: новая версия оперного либретто; музыка Эрнста Кренека . 27 ноября 1926 года в Государственном театре Касселя.

  • 1936–38 / 1972: Коменский

Данте–Габриэль Россетти и «Мона Ванна» (1863)

Фото: Photo 12/UIG via Getty Images

Про Россети, основателя Братства прерафаэлитов, ходила дурная слава: слишком увлекался телесными удовольствиями без всяких моральных ограничений. Любовницы и случайные связи не исчезли в его жизни даже тогда, когда появилась любимая жена – 19-летняя Элизабет Элеонор Сиддал. Надо сказать, продолжая изменять, он забрасывал ее стихами – признаниями в любви, рисовал ее портреты и считал своей музой.

Впрочем, рыжеволосая девушка из простой семьи, хотя и верна была только мужу, вдохновляла и других живописцев – Уолтера Хоуэлла Деверелла, Уильяма Холмана Ханта, Джона Эверетта Милле, который изобразил ее на известной картине «Офелия». Эта работа оказалась роковой: модель, без того страдающая слабым здоровьем, позировала в ванной с водой и простудилась. Для лечения доктора ей выписали препарат, содержащий опиум, после которого у Сиддал сформировалась наркотическая зависимость. К проблемам со здоровьем добавилась хроническая депрессия от семейной жизни, и в возрасте 32 лет самая известная натурщица викторианской Англии скончалась.

Эдвард Мунк и «Мадонна» (1894–1895)

Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Художник, известный своим пессимистическим взглядом на жизнь, обожествил на полотне свою возлюбленную – писательницу Дагни Юль. Правда, в присущей ему манере сделал это в темных тонах, наделив изображение мрачностью и трагизмом. Как будто предсказал судьбу. Молодая девушка была замужем, но это обстоятельство не мешало ей крутить романы. Среди ее увлечений оказался Эдвард Мунк. Видимо, художник гораздо серьезнее относился к этим отношениям, Дагни можно увидеть на нескольких его работах: «Ревность», «Поцелуй», «Созревание». Ветреная барышня быстро переключилась на другую творческую личность – польского поэта, от рук которого она и погибла при неизвестных нам обстоятельствах.

Выставки (выборка)

  • 1976: Оскар Кокошка, портреты 1914–1975 гг. Галерея современного искусства Roswitha Haftmann , Цюрих
  • 1982: Оскар Кокошка, акварель, графика, графика. Галерея современного искусства Roswitha Haftmann, Цюрих
  • 1986: Оскар Кокошка, акварель, рисунки цветным карандашом из Шотландии, графика. Галерея современного искусства Roswitha Haftmann, Цюрих
  • 1994/1995: Оскар Кокошка, Жизнь эмигрантов — Прага и Лондон 1934-1953, Кунстхалле Билефельд и Национальная галерея Праги
  • 2010: Античность Оскара Кокошки. Европейское видение современности. Фонд Морицбурга , Галле-ан-дер-Заале
  • 2017/2018: Оскар Кокошка и Эрнст Людвиг Кирхнер. Музей Киршнера в Давосе
  • 2018/2019: Оскар Кокошка. Ретроспектива. Kunsthaus Zürich , в сотрудничестве с музеем Леопольда , Вена (куратор Катерин Хуг)

Приложения

О других проектах Викимедиа:

Оскар Кокошка , на Викискладе?

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )
  • Ресурсы изобразительного искусства  :
  • (автор) , в виртуальном музее LeMO Немецкого исторического музея (DHM)

Пост Импрессионизм

Движение по XIX — го  века Неоимпрессионизм  · Дивизионизм  · Пуантилизм  · Перегородчатость  · Наби  · Синтетизм  · Символизм  · Ар-нуво
Художники Эмиль Бернар  · Поль Сезанн  · Жорж Дюфренуа  · Поль Гоген  · Анри де Тулуз-Лотрек  · Одилон Редон  · Анри Руссо  · Жорж Сёра  · Поль Синьяк  · Винсент ван Гог  · Рене Шютценбергер
Движение по XX — го  века Фовизм  · Die Brücke  · Der Blaue Reiter  · Экспрессионизм  · Кубизм
Художники Жорж Брак  · Андре Дерен  · Василий Кандинский  · Эрнст Людвиг Кирхнер  · Франц Марк  · Анри Матисс  · Пикассо  · Карл Шмидт-Ротлуф
Выставки Groupe де XX  · La Libre ESTHETIQUE  · Независимых художники  · Осенний Салон  · Вольпините выставки  · Le Barc де Boutteville  · Салон де Cent  · Амбруаз Воллар
Отзывы Октав Маус  · Феликс Фенеон  · Альбер Орье  · Река Жорж
См. Также: Импрессионизм  · Модернизм  · Современное искусство  · Венский сецессион
  • Портал живописи
  • Портал Австрии

Произведения

Портрет Лотты Франзос 1909, (холст, масло, 114,9 см × 79,4 см), Коллекция Филлипса , Вашингтон, округ Колумбия

Почтовая марка Конрада Аденауэра по картине Оскара Кокошки

Обнаженная, перевернутая, рисунок тушью, гуашью, мелом, ок.  1907 г.

Покров Вероники . 1911, (120,6 см x 80,7 см), Музей изящных искусств, Будапешт

  • 1909: Лотте Францос
  • 1909: Марта Хирш I
  • 1909: Ганс и Эрика Титце
  • 1909: Святая Вероника с Сударием
  • 1909: Les Dents du Midi
  • 1909: Дети играют
  • 1910: Натюрморт с бараниной и гиацинтом
  • 1910: Рудольф Блюмнер
  • 1911: Дама в красном
  • 1911: Герман Шварцвальд I
  • 1911: Эгон Веллеш
  • 1911: Распятие
  • 1912: Две обнаженные
  • 1913: Пейзаж в Доломитовых Альпах (с Чима Тре Крочи)
  • 1913: Буря
  • 1913: Карл Молл
  • 1913: Натюрморт с путто и кроликом
  • 1914: Невеста ветра
  • 1914: Портрет Франца Хаузера
  • 1915: Странствующий рыцарь
  • 1917: Портрет матери художника
  • 1917: Влюбленные с кошкой
  • 1917: Стокгольмская гавань
  • 1920: Сила музыки
  • 1919: Дрезден, Нойштадт I
  • 1921: Дрезден, Нойштадт II
  • 1921: Две девушки
  • 1922: Автопортрет у мольберта
  • 1923: Автопортрет со скрещенными руками
  • 1924: Венеция, Лодки на Догане
  • 1925: Амстердам, Кловенирсбургвал I
  • 1925: Толедо
  • 1926: Мандрил
  • 1926: Олень
  • 1926: Лондон, большой вид на Темзу I
  • 1929: Арабские женщины и ребенок
  • 1929: пирамиды в Гизе
  • 1932: Девушка с цветами
  • 1934: Прага, вид с виллы Крамарж
  • 1937: Olda Palkovská
  • 1938: Прага — Ностальгия
  • 1940: Краб
  • 1941: Аншлюс — Алиса в стране чудес
  • 1941: Красное яйцо
  • 1948: Автопортрет (Фьезоле)
  • 1962: шторм в Гамбурге
  • 1966: Отвергнутый любовник
  • 1971: Время, господа, пожалуйста

Особенности творчества и настроения картин

Уже самыми первыми работами Оскар завоевал успех. Его произведения вызывали неподдельный интерес у публики Вены, которой приелось классическое искусство. И вот, молодой Кокошка уже замечен самим Густавом Климтом, широко известным австрийским художником-модернистом, а затем знаменитым архитектором Венской школы Адольфом Лоос. Это были авторитетные и влиятельные мастера того времени.

Но, случилось так, что одну из показательных выставок школы посетил сам австрийский император. Увидев работы Оскара эротического содержания, назвал их уродскими и буквально на следующий день Кокошка был отчислен.

Это его не слишком огорчило, ведь он уже завоевал славу среди публики. Молодой художник ворвался в ту эпоху со своими откровенными рисунками, разрушив все стереотипы того времени. Так еще никто не писал. Сердцеед Кокошка пользовался большим спросом у женской части населения. Писал портреты обнаженных тел с натуры, с периодичностью меняя предмет своего воздыхания.

Карьера росла, со временем его пригласили преподавать в ту самую школу, откуда отчислили несколько лет назад. В 1907 году он становится членом союза художников и дизайнеров, разрабатывает с коллегами современный по тем временам дизайн графических открыток. В 1919 году Кокошка становится профессором Дрезденской академии. У него появляется свой дом с огромной мастерской, где он продолжает создавать картины.

За время его творчества их было написано немало. Вот 5 самых известных картин Кокошка:

«Невеста ветра»

Эту картину он посвятил своей возлюбленной Альме Малер, с которой был роман. Долгое время Оскар уговаривал Альму стать его законной супругой. И она пообещала при условии, если он напишет настоящий шедевр.  На создание ушло буквально два дня. Но, все же принять его предложение она в итоге отказалась, ее пугала одержимость художника. Первоначальное название этой картине он хотел дать “Тристан и Изольда”. Само же название “Невеста ветра” он услышит впоследствии от своего друга поэта. После написания почти сразу же продал ее, несмотря на то, что она была очень важна для него. Слишком много личного связывало с ней.

 «Странствующий рыцарь»

Автопортрет. После того, как Кокошка пережил расставание с любимой женщиной, пройдя тяготы войны, вернувшись израненным и душевно, и физически он создает это полотно. На ней он изображает себя погибающим Тристаном, облаченным в рыцарские доспехи, сравнивая их с былой любовной страстью. Пожалуй, одна из самых глубоких картин написанная в тяжелое для художника время.

«Любовники»

На ней он изобразил себя со своей Альмой. Эта женщина была для него смыслом всей его жизни, не только его музой, но и продолжением самого себя. Его вдохновением, энергией, внутренней силой и спокойствием души.

«Красное яйцо»

Написана Кокошкой в сатирическом стиле, на фоне военных событий, происходящих в то время в Европе и подписания Мюнхенского соглашения, которое привело к разделу страны. На ней просматриваются образы тех, кто расположился у кормушки. Само же яйцо, как символ жертвенника.

«Вид Праги»

Я уже упоминала, что Оскар был по национальности чех, хоть и родился в Австрии. В 1934 году он переезжает на родину отца в Прагу. К тому времени он уже много где побывал, но красота города его настолько покоряет, что он пишет ни одно полотно, посвященное ему. Великолепие мостов, дворцов, церквей — все это ложится под кисть художника. Картина “Вид Праги” была написана в этом же году всего за три дня и выставлена почти сразу на экспозицию в зале “Манес”. Но, самое интересное, спустя 85 лет, здесь же состоялся аукцион, на котором картину продали за 78,5 млн. крон.

Биография и творчество

По отцу принадлежал к роду известных пражских ювелиров. В 1903—1909 учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт и Карл Отто Чешка. В 1908 году работы Кокошка скандально дебютировал на художественной выставке, организованной в Вене сподвижниками Климта. Постановка драмы Кокошки «Убийца, надежда женщин» (1907) на венской сцене вызвала скандал (в 1921 году Пауль Хиндемит написал оперу на её основе).

Кокошке покровительствовал известный венский архитектор Адольф Лоос (портрет которого он написал); к этому периоду относятся также портреты венских знаменитостей (Карл Краус и др.). В 1910 г. он сблизился в Берлине с экспрессионистской группой «Штурм», познакомился с Кандинским.

В 1911—1913 гг. Кокошка пережил бурный роман с известной венской красавицей Альмой Малер, на тот момент — вдовой знаменитого композитора и дирижёра Густава Малера (позже она была замужем за архитектором Вальтером Гропиусом, а затем — за Францем Верфелем). Неспособный избавиться от мучительных воспоминаний о ней, Кокошка в 1919 заказал мастеру в Штутгарте женскую куклу в натуральную величину, которую позднее описал в книге «Фетиш» (1925). Он посвятил Альме одну из лучших своих картин — «Невеста ветра». Под этим же названием в 2001 году вышел художественный фильм Брюса Бересфорда «Невеста ветра» (англ. Bride of the Wind), в котором нашли отражение их взаимоотношения.

Кокошка участвовал в Первой мировой войне, был ранен в 1915 г. на Галицийском фронте, пережил плен, признан врачами психически нестабильным. В 1916 Кокошка познакомился с Гофмансталем и Рильке. Впечатления от войны вошли в драму «Иов» (1917). В 1919—1924 гг. Кокошка был профессором Дрезденской академии художеств. По его драме «Орфей и Эвридика» (1919) написана опера Эрнста Кшенека (1923).

В 1922 году написал портрет актрисы Марии Орской, который ныне хранится в виде литографий в нескольких музеях. В 1922 и 1932 гг. работы художника участвовали в Венской Биеннале.

О художнике отрицательно отзывался Муссолини, которого поддержали пронацистские власти в Вене. В 1937 г. картины Кокошки фигурировали на известной пропагандистской выставке «Дегенеративное искусство», организованной нацистами.

В 1934 Кокошка переехал в Прагу, в 1938 г., после Мюнхенского соглашения — в Великобританию, в 1946 г. получил британское гражданство. С 1947 г. жил в Швейцарии. После окончания Второй мировой войны его работы были представлены в 1945 г. на выставке в Вене вместе с полотнами Климта и Шиле, в 1947 г. его экспозиция с успехом прошла в Берне, а в 1952 г. на Венской Биеннале ему был отведен отдельный зал.

В 1952—1963 Кокошка преподавал в летней Академии изобразительных искусств в Зальцбурге. В 1955, 1959 и 1964 гг. его работы были представлены на кассельской выставке «Документа». В 1960-е годы выступал также как сценограф (Волшебная флейта Моцарта, 1964, и др.), работал художником-оформителем на телевидении («Росмерхольм», по драме Ибсена, 1961). В 1960 году Оскар Кокошка стал лауреатом премии Эразма.

В 1981 г. большие ретроспективные выставки работ Кокошки прошли в Лондоне и Нью-Йорке, в 1986 — в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма.

Ранний период жизни

Дом, в котором родился Оскар Кокошка, в Пёхларне (август 2006 г.)

Оскар Кокошка, второй ребенок богемского ювелира Густава Йозефа Кокошки и Марии Романы Кокошки (урожденной Лойдл), родился в Пёхларне . У него была сестра Берта, родившаяся в 1889 году; брат Богуслав, 1892 г.р .; и старший брат, умерший в младенчестве. Оскар твердо верил в предзнаменования, чему способствовала история о пожаре, вспыхнувшем в Пёхларне вскоре после того, как его мать родила его. Жизнь семьи складывалась непросто, во многом из-за отсутствия финансовой устойчивости отца. Они постоянно переезжали в квартиры поменьше, все дальше и дальше от процветающего центра города. Сделав вывод, что его отец неадекватен, Кокошка сблизился с матерью; и считая себя главой семьи, он продолжал поддерживать свою семью, когда он обрел финансовую независимость. Кокошка поступил в Realschule в 1897 году, тип средней школы, где упор делался на изучение современных предметов, таких как естественные науки и язык. Несмотря на свое намерение продолжить формальное образование в области химии, Кокошка не интересовался такими предметами, так как он преуспел только в искусстве и проводил большую часть своего времени за чтением классической литературы во время уроков. Как и многие французские и немецкие современники Кокошки, он интересовался примитивным и экзотическим искусством, представленным на этнографических выставках по всей Европе.

литература

  • Ханс М. Винглер, Фридрих Вельц : Оскар Кокошка — Графические работы. Verlag Galerie Welz, Зальцбург 1975, ISBN 3-85349-037-9 .
  • Вернер Й. Швайгер : Молодой Кокошка — жизнь и творчество 1904–1914. Издание Christian Brandstätter, Вена / Мюнхен, 1983. (= серия Документации Оскара Кокошки Пёхларн, Том 1.)
  • Габриэле Коллер, Освальд Оберхубер : Оскар Кокошка, городские портреты. Löcker Verlag, Вена / Мюнхен 1986, ISBN 3-85409-091-9 .
  • Норберт Вернер (Hrsg.): Кокошка — жизнь и работа в данных и изображениях (= Insel-Taschenbuch. 909). Инзель, Франкфурт-на-Майне 1991, ISBN 3-458-32609-X . Информативный компактный дисплей с половиной изображения.
  • Ханс-Йозеф Ольшевский:  Кокошка, Оскар. В: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Том 4, Баутц, Герцберг 1992, ISBN 3-88309-038-7 , Sp. 307-319.
  • Иоганн Винклер, Катарина Эрлинг: Оскар Кокошка — Картины 1906–1929 гг. Verlag Galerie Welz, Зальцбург, 1995.
  • Альфред Вейдингер: Король Лир Кокошки. Альбертина, Вена, 1995, ISBN 3-900656-29-0 .
  • Альфред Вейдингер: Кокошка и Альма Малер — документы страстной встречи. ( Библиотека Пегаса. ) Prestel Verlag, Мюнхен / Нью-Йорк 1996, ISBN 3-7913-1711-3 . Обоснованная презентация взаимоотношений Кокошки и Альмы Малер со ссылкой на историю искусства; много цветных и ч / б изображений присвоены соответствующие отрывки текста, резюме, ссылки и ссылки.
  • Хайнц Шпильманн: Оскар Кокошка — жизнь и работа. Дюмон, Кельн, 2003 г., ISBN 3-8321-7320-X . Базовая и исчерпывающая стандартная монография.
  • Вольфганг Майер-Преускер : Книга и портфолио работ с графикой немецкого экспрессионизма. Каталог выставки ганзейского города Висмар. Вена 2006, ISBN 3-900208-37-9 .
  • Альфред Вейдингер, Алиса Штробл: Оскар Кокошка. Рисунки и акварели 1897–1916 гг. Каталог произведений, 1-й том. Под редакцией Альбертины. Verlag Galerie Welz, Зальцбург 2008, ISBN 978-3-85349-290-1 .
  • Агнес Хуслейн-Арко, Альфред Вейдингер (ред.); Альфред Вейдингер: Оскар Кокошка. Приснившийся мальчик — enfant ужасный, 1906–1922. Бельведер, Вена 2008, ISBN 978-3-901508-37-0 .
  • Катя Шнайдер , Стефан Леманн (ред.): Oskar Kokoschkas Antike. Европейское видение современности. При участии Р. Боннефой, А. и Д. Фуртвенглер, А. Гуцфельда, Санкт-Леманна, Х. Милеты, Х. Шпильмана, П. Вайдманна. Hirmer Verlag, Мюнхен 2010, ISBN 978-3-7774-2581-8 .
  • Реджин Боннефой, Рут Хойслер (ред.): След в зыбучих песках — Оскар Кокошка снова виден . Письма и изображения, Майкл Имхоф Верлаг, Петерсберг 2010, ISBN 978-3-86568-524-7 .
  • Тобиас Г. Наттер, Франц Смола (ред.): Кокошка — Я в центре внимания. Выставка в сотрудничестве с Центром Оскара Кокошки Венского университета прикладных искусств. (Выставка кат. Музей Леопольда, Вена, 4 октября 2013 г. — 27 января 2014 г.). Вена 2013, ISBN 978-3-85033-785-4 .
  • Агнес Тиезе : Оскар Кокошка и пражская культурная жизнь . Винанд, Кельн, 2014 г., ISBN 978-3-86832-232-3 . ( Каталог одноименных выставок в Kunstforum Ostdeutsche Galerie Regensburg и в Национальной галерее в Праге )
  • Рюдигер Гёрнер: Оскар Кокошка: художник века. Пауль Жолнаи Верлаг, Вена 2018, ISBN 978-3-552-05905-4 .

Заключение

Умер великий художник 22 февраля 1980 года, не дожив до своего 94-летия несколько дней. Всю свою жизнью он посвятил новому экспрессионистскому движению, стоял у его истоков. Своей живописью и графикой выработал необычный самобытный стиль, при этом отвергнув классику. Наряду с этим он внес свою лепту в словесное искусство. Писал автобиографические рассказы и эссе.

Как знать, сложилась бы его жизнь именно так или по-другому, если бы он не отправил по совету педагога свои рисунки на конкурс в Венскую академию. Возможно мир был не узнал великого художника-самоучку, который заставил смотреть на искусство по-иному.

Автор текста: Ольга Устюгова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: