Основоположник абстракционизма
Кандинский, как и большинство художников, постоянно искал себя. Он знакомился с принципами фовизма, экспрессионизма и другими модными направлениями живописи. Но ему хотелось сосредоточиться на выражении всего чувственного без привязки к материальным формам. Свои искания он описал в книге «О духовном искусстве», оказавшей значительное влияние на целую плеяду художников.
Само же видение того, как именно уйти от формы, пришло к живописцу во время одного интересного эпизода. Продолжая обдумывать свои открытия, Кандинский внезапно увидел невероятный холст, который поразил его своим великолепием и содержал какой-то непонятный сюжет. Оказалось, что это его собственная картина, поставленная на бок. В этот момент он остро осознал, насколько сильно на него подействовали краски картины, когда не было возможности обдумывать сюжет. С этого момента он сосредоточился в первую очередь на цветовых пятнах и линиях картины, а не на передаче конкретных форм.
Осваивая новое для себя абстрактное направление, Кандинский выделил три разных типа картин. Наивысшей формой абстракции он считал композицию, поскольку именно она демонстрировала стихию движения и была призвана полностью захватить чувства зрителя. Это было сродни музыке, уводящей человека от размышлений в мир ощущений. По этой причине композиции художника никогда не имели названий и отличались только номерами.
![]()
Василий Кандинский. «Композиция VII». 1913 г.
К другим формам абстракции он относил импровизацию (бессознательная передача накопленных от мира впечатлений) и импрессию (сознательное отображение окружающего мира).
![]()
В.В. Кандинский. «Импровизация 31 (Морской бой)».
Отец абстрактной живописи Василий Кандинский
Василий Васильевич родился в 1866 году в семье московского предпринимателя. В детстве мальчик много путешествовал вместе с родителями по России и Европе. Затем семья перебралась в Одессу, где ребенка обучали на дому рисованию.
![]()
В.В. Кандинский (1866–1944).
Кандинский, как и многие молодые люди того времени из состоятельных семей, получил юридическое образование, из-за чего его становление как художника началось ближе к зрелым годам. Отказавшись от блестящей юридической карьеры и предложенного ему места профессора, 30-летний мужчина окончательно решил стать художником. Живописи он обучался вначале в частной школе Антона Ажбе, а затем в академии художеств Мюнхена.
Кандинский был деятельным человеком. Он организовывал выставки, создал объединение художников «Фаланга», «Новое мюнхенское художественное объединение», а также группу экспрессионистов и издание «Синий всадник», занимал много почетных должностей, например работал вице-президентом РАХН. Многочисленные поездки в разные страны, знакомства с художниками новых направлений существенно повлияли на творчество живописца. Не зря его считают основоположником абстракционизма.
К числу наиболее известных работ Кандинского относят картины «Старый город», «К городу», «Синий всадник», «Осень в Мурнау», «На белом II», «Первая абстрактная акварель», «Квадраты с концентрическими кругами», «Амазонка» и другие.
![]()
В. Кандинский. «Осень в Мурнау». 1908 г.
Скончался художник в 1944 году во Франции в 77 лет.
Оценка, продажа и скупка картин Кандинского
Как оценить картину Кандинского
Оценку известного произведения живописи лучше всего доверить эксперту, хорошо знакомому с искусством конкретной эпохи и автора. Мы сотрудничаем с ведущими научно-исследовательскими центрами независимой экспертизы. Они проведут качественную экспертизу картины Кандинского, оценив ее по всем желаемым параметрам.
Как и где продать картину Кандинского
Мы предлагаем вам два варианта: выгодную продажу и быструю продажу. Продать картину выгодно можно в нашей галерее при условии ее размещения на площадке. Быстрая продажа означает, что мы выкупим у вас картину за процент от ее стоимости (см. раздел о скупке картин Кандинского).
Для совершения сделки свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.
Эмиграция во Францию и последние годы жизни
После закрытия Баухауса в 1932 году он вместе с женой эмигрировал во Францию, где поселился в городке Нейи-сюр-Сен недалеко от Парижа и перестал путешествовать. Василию Кандинскому было сложно приспособиться к Франции, так как абстрактное искусство здесь не было признано, а в галереях преобладали работы кубистов и сюрреалистов. В 1934 году он участвовал в выставке Художественного движения Abstraction-Création в Париже, в 1936 году в выставках «Абстрактное и конкретное» в Лондоне, «Кубизм и абстрактное искусство» в Нью-Йорке. В 1937 году 57 его работ были конфискованы в немецких музеях и 14 из них были показаны на выставке «дегенеративное искусство» в Мюнхене.
В том же году он участвовал в парижской выставке «Возникновение и развитие независимого международного искусства» в галерее Же-де-Пом. Последняя прижизненная выставка живописи великого художника состоялась в 1944 году в парижской галерее L’Esquisse. Василий Кандинский рисовал каждый день до конца июля 1944 года, он умер 13 декабря того же года в Нейи-сюр-Сен.
Нина Кандинская пережила супруга на 36 лет. После смерти художника она распоряжалась наследием художника, который повлиял на весь мировой авангард, пожертвовала 30 картин и акварелей Центру Помпиду в Париже и продала некоторые из них. В сентябре 1980 она была убита в собственном доме в Гштааде, Швейцария, во время ограбления.
В 2017 года на аукционе «Sotheby’s» за 22 минуты 2 раза был побит рекорд на произведения Кандинского: «Мурнау — пейзаж с зелёным домом» купили за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года находившаяся в Третьяковке, была продана за 42 млн долларов.
Видео от Яндекс
https://youtube.com/watch?v=wdF9kjGElYo
Особенности творчества
Ранняя живопись
До своего перехода к абстракционизму Василий Кандинский часто изображал пригородные пейзажи, деревенские улочки, горные массивы или озера. Для раннего периода характерна живопись с густо положенными мазками.
Вслед за ней появилась манера изображения, близкая к модерну. Ему нравилось изображать с помощью темперы разные сцены, наблюдаемые во время пеших и морских прогулок. Художник осваивал такую технику, как пуантиль, то есть рисование точками или короткими мазками. Благодаря разному расстоянию между точками автору удавалось добиваться разного впечатления зрителя от изображения.
![]()
В. Кандинский. «Синий всадник». 1903 г.
Работа с цветовыми пятнами
После знакомства с живописью Матисса, Пикассо и некоторых других художников, Кандинский всерьез увлекся теорией влияния цвета на человека. Подражая работам Матисса, художник осознал, что цвет и форма могут изображаться без привязки к конкретным предметам.
![]()
В.В. Кандинский. «Квадраты с концентрическими кругами». 1913 г.
Тщательно изучив цветовые принципы Гете, Кандинский пришел к собственной теории, доказывающей появление у человека определенных эмоций при созерцании конкретного цвета. Например, зеленое ассоциировалось с неподвижностью и отсутствием эмоций, синий цвет вызывал спокойствие и печаль, красный светлого оттенка — радость, прилив энергии, решительность. Каждый цвет художник дополнительно сравнивал со звучанием музыкальных инструментов. Так, светло-красный ассоциировался с фанфарами, красный среднего тона — с трубой или литаврами, а темно-красный — с виолончелью.
Большое влияние на Кандинского оказывали и характеристики самих красок — их блеск, бархатистость и даже запахи.
Музыка в искусстве Кандинского
Музыка имела для него большое значение. Творец искал взаимосвязь между музыкой и искусством, сравнивая эффект цветов со звуком музыкальных инструментов, при этом давая определения психологического значения отдельных цветов. Например, киноварь, согласно Кандинскому, выражает страсть и звучит как туба, синий оказывает успокаивающее действие и, в зависимости от его интенсивности, предполагает звук флейты, виолончели, органа.
Василий Кандинский сумел расслышать, как звучат краски, а музыка была самым лучшим вдохновением для его творчества. Множество полотен художника получили название музыкальных терминов, например импровизация и композиция.
Примечания
. Новалис — псевдоним Фридриха Леопольда Фрайхерра фон Харденберга.
. «Kunstblatt», 1930, № 14 S. 59.
. März Roland. Franz Marc. Welt der Kunst. Berlin, 1984. S. 8.
. Kandinsky W. Über das Geistige in der Kunst. Цит. по: Der Blaue Reiter. Dokumenten einer geistigen Bewegung. Verlag Philipp Reclam jun. Leipzig, 1986. S. 344—348.
. Scheidig W. Bauhaus. Weimar 1919—1924. Leipzig, 1966. S. 6.
. Цит. по: Der blaue Reiter. Dokumentarische Neuausgabe von Klaus Lankheit. Piper und со., Verlag, München — Zürich, 1987. S. 284.
. Август Гауль, известнейший скульптор-анималист, член закупочной комиссии Национальной галереи в Берлине, чрезвычайно высоко оценивал и знания, и умение Марка, когда речь шла о приобретении работ Ф. Марка для галереи (июль 1919 г.).
. Б. Келер не только оказывал материальную поддержку Ф. Марку, но и субсидировал издание «Синего всадника», поддерживал словом и делом многих художников, группировавшихся вокруг редакции этого альманаха.
. В 1937 году на выставке «выродившегося искусства» было представлено работ Марка, в числе которых находилась и «Башня синих лошадей». В ответ на протест «Союза немецких офицеров» последняя была удалена с выставки. Клаус Ланкхайт утверждает, что видел ее в Берлине еще летом 1945 г. Затем она исчезает бесследно.
. Цит. по: Marz R. Franz Marc. Berlin, Henschelverlag Kunst und Gesellschaft. Welt der Kunst, 1984, N 26.
В 1993 г. в мюнхенской Государственной галерее современного искусства была открыта выставка полотен и рисунков Франца Марка последних лет его жизни (1912—1915), на которой он впервые предстал в качестве автора целого ряда абстрактных работ, являющих собой ряд «позитивной утопии».
. Kandinsky W. Gesammelte Schriften. Hrsg. von H. K. Roethel und J. Hathekoch. Bern, 1980. S. 66.
. Pauli G. Erinnerungen aus sieben Jahrhunderten. 1936. S. 264.
. Werefkin — Archiv. Vom Bernt Fäthe. München.
. Werefkin M. Briefe an einen unbekannten. 1901—1905. Hrsg. CI. Weiler, Köln, 1960. S. 33
. Архив M. Веревкиной. Мюнхен.
. Collek R. Der Blaue Reiter im Lenbachhaus München, 1974. S. 10.
. Expressionisten. Die Avantgarde in Deutschland. 1905—1920. 125 Jahre Sammlungen der Nationalgalerie 1886—1986 (Katalog). Berlin, Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, 1986. S. 100.
. August Macke — Franz Marc. Briefwechsel. Köln, 1964. S. 32.
. Münchener Neueste Nachrichten. Цит. no: Expressionisten. S. 93 (Chronik 1910).
. August Macke — Franz Marc. Briefwechsel. S. 65. Марк ошибался в оценке дарования А. Канольдта (1881—1939). В двадцатые годы последний стал одним из крупнейших представителей «Новой вещественности».
. Franz Marc im Urteil seiner Zeit. Köln, 1960. S. 45.
. Ibid. S. 49.
. Lankheit К. Zur Geschichte des Blauen Reiters. Cicerone, 1949. Heft 3. S. 110.
. August Macke — Franz Marc. Briefwechsel. S. 72.
. Wasiliy Kandinsky — Franz Marc. Briefwechsel. Hrsg., eingeleitet und kommentirt von K. Lankheit. München/Zürich. S. 40.
. Вильгельм Воррингер — один из крупнейших немецких историков искусства и теоретиков экспрессионизма.
. Wasiliy Kandinsky — Franz Marc. Briefwechsel. Hrsg., eingeleitet und kommentiert von K. Lankheit. München/Zürich. S. 54.
. Рудольф Штайнер (1861—1926), австрийский писатель, философ, скульптор и педагог. В 1902—1912 годах возглавлял вюрцбургское отделение теософского общества, основанного X. П. Блавацким в Нью-Йорке в 1875 г. В 1912 году Штайнер порывает с Блавацким и в 1913 году основывает в Штутгарте антропософское общество. В теориях Штайнера значительное место отводилось познанию духовного мира, духовной сущности человека.
. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. С. 142.
. Дуглас Ш. Лебеди иных миров. Казимир Малевич и истоки русского абстракционизма. Советское искусствознание. Вып. 27. Советская национальная секция Международной ассоциации критиков. М., 1991. С. 397.
. Интересно, что одновременно с «О духовном в искусстве» Кандинского готовилась к печати книга Шенберга «Учение о гармонии».
. Macke A. Ausstellungskatalog. München, 1962. S. 63.
. Wasiliy Kandinsky — Franz Marc. Briefwechsel. S. 128.
. Buchheim L. G. Graphik des deutschen Expressionismus. Feldafing (сор. 1959). S. 18.
. Цит. по: Expressionismus. Literatur und Kunst. 1910—1923. Katalog N 7. Marbach, 1960. S. 86.
. Ball Hugo. Briefe 1911—1927. Einsiedeln (Zürich). Köln, 1957. S. 29
. Это Гартман предлагал Московскому Художественному общедоступному театру сценическую композицию Кандинского «Желтый звук» с его эскизами декораций и своей музыкой, которые были отклонены театром.
. Ball H. Die Flucht aus der Zeit. Luzern, 1946. S. 8, 10, 12.
. Цит. по: März R. Franz Marc. Berlin, 1984, N 25.
. Ibid.
| Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |


















































