Основоположник абстракционизма
Кандинский, как и большинство художников, постоянно искал себя. Он знакомился с принципами фовизма, экспрессионизма и другими модными направлениями живописи. Но ему хотелось сосредоточиться на выражении всего чувственного без привязки к материальным формам. Свои искания он описал в книге «О духовном искусстве», оказавшей значительное влияние на целую плеяду художников.
Само же видение того, как именно уйти от формы, пришло к живописцу во время одного интересного эпизода. Продолжая обдумывать свои открытия, Кандинский внезапно увидел невероятный холст, который поразил его своим великолепием и содержал какой-то непонятный сюжет. Оказалось, что это его собственная картина, поставленная на бок. В этот момент он остро осознал, насколько сильно на него подействовали краски картины, когда не было возможности обдумывать сюжет. С этого момента он сосредоточился в первую очередь на цветовых пятнах и линиях картины, а не на передаче конкретных форм.
Осваивая новое для себя абстрактное направление, Кандинский выделил три разных типа картин. Наивысшей формой абстракции он считал композицию, поскольку именно она демонстрировала стихию движения и была призвана полностью захватить чувства зрителя. Это было сродни музыке, уводящей человека от размышлений в мир ощущений. По этой причине композиции художника никогда не имели названий и отличались только номерами.
Василий Кандинский. «Композиция VII». 1913 г.
К другим формам абстракции он относил импровизацию (бессознательная передача накопленных от мира впечатлений) и импрессию (сознательное отображение окружающего мира).
В.В. Кандинский. «Импровизация 31 (Морской бой)».
Отец абстрактной живописи Василий Кандинский
Василий Васильевич родился в 1866 году в семье московского предпринимателя. В детстве мальчик много путешествовал вместе с родителями по России и Европе. Затем семья перебралась в Одессу, где ребенка обучали на дому рисованию.
В.В. Кандинский (1866–1944).
Кандинский, как и многие молодые люди того времени из состоятельных семей, получил юридическое образование, из-за чего его становление как художника началось ближе к зрелым годам. Отказавшись от блестящей юридической карьеры и предложенного ему места профессора, 30-летний мужчина окончательно решил стать художником. Живописи он обучался вначале в частной школе Антона Ажбе, а затем в академии художеств Мюнхена.
Кандинский был деятельным человеком. Он организовывал выставки, создал объединение художников «Фаланга», «Новое мюнхенское художественное объединение», а также группу экспрессионистов и издание «Синий всадник», занимал много почетных должностей, например работал вице-президентом РАХН. Многочисленные поездки в разные страны, знакомства с художниками новых направлений существенно повлияли на творчество живописца. Не зря его считают основоположником абстракционизма.
К числу наиболее известных работ Кандинского относят картины «Старый город», «К городу», «Синий всадник», «Осень в Мурнау», «На белом II», «Первая абстрактная акварель», «Квадраты с концентрическими кругами», «Амазонка» и другие.
В. Кандинский. «Осень в Мурнау». 1908 г.
Скончался художник в 1944 году во Франции в 77 лет.
Оценка, продажа и скупка картин Кандинского
Как оценить картину Кандинского
Оценку известного произведения живописи лучше всего доверить эксперту, хорошо знакомому с искусством конкретной эпохи и автора. Мы сотрудничаем с ведущими научно-исследовательскими центрами независимой экспертизы. Они проведут качественную экспертизу картины Кандинского, оценив ее по всем желаемым параметрам.
Как и где продать картину Кандинского
Мы предлагаем вам два варианта: выгодную продажу и быструю продажу. Продать картину выгодно можно в нашей галерее при условии ее размещения на площадке. Быстрая продажа означает, что мы выкупим у вас картину за процент от ее стоимости (см. раздел о скупке картин Кандинского).
Для совершения сделки свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.
Эмиграция во Францию и последние годы жизни
После закрытия Баухауса в 1932 году он вместе с женой эмигрировал во Францию, где поселился в городке Нейи-сюр-Сен недалеко от Парижа и перестал путешествовать. Василию Кандинскому было сложно приспособиться к Франции, так как абстрактное искусство здесь не было признано, а в галереях преобладали работы кубистов и сюрреалистов. В 1934 году он участвовал в выставке Художественного движения Abstraction-Création в Париже, в 1936 году в выставках «Абстрактное и конкретное» в Лондоне, «Кубизм и абстрактное искусство» в Нью-Йорке. В 1937 году 57 его работ были конфискованы в немецких музеях и 14 из них были показаны на выставке «дегенеративное искусство» в Мюнхене.
В том же году он участвовал в парижской выставке «Возникновение и развитие независимого международного искусства» в галерее Же-де-Пом. Последняя прижизненная выставка живописи великого художника состоялась в 1944 году в парижской галерее L’Esquisse. Василий Кандинский рисовал каждый день до конца июля 1944 года, он умер 13 декабря того же года в Нейи-сюр-Сен.
Нина Кандинская пережила супруга на 36 лет. После смерти художника она распоряжалась наследием художника, который повлиял на весь мировой авангард, пожертвовала 30 картин и акварелей Центру Помпиду в Париже и продала некоторые из них. В сентябре 1980 она была убита в собственном доме в Гштааде, Швейцария, во время ограбления.
В 2017 года на аукционе «Sotheby’s» за 22 минуты 2 раза был побит рекорд на произведения Кандинского: «Мурнау — пейзаж с зелёным домом» купили за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года находившаяся в Третьяковке, была продана за 42 млн долларов.
Видео от Яндекс
https://youtube.com/watch?v=wdF9kjGElYo
Особенности творчества
Ранняя живопись
До своего перехода к абстракционизму Василий Кандинский часто изображал пригородные пейзажи, деревенские улочки, горные массивы или озера. Для раннего периода характерна живопись с густо положенными мазками.
Вслед за ней появилась манера изображения, близкая к модерну. Ему нравилось изображать с помощью темперы разные сцены, наблюдаемые во время пеших и морских прогулок. Художник осваивал такую технику, как пуантиль, то есть рисование точками или короткими мазками. Благодаря разному расстоянию между точками автору удавалось добиваться разного впечатления зрителя от изображения.
В. Кандинский. «Синий всадник». 1903 г.
Работа с цветовыми пятнами
После знакомства с живописью Матисса, Пикассо и некоторых других художников, Кандинский всерьез увлекся теорией влияния цвета на человека. Подражая работам Матисса, художник осознал, что цвет и форма могут изображаться без привязки к конкретным предметам.
В.В. Кандинский. «Квадраты с концентрическими кругами». 1913 г.
Тщательно изучив цветовые принципы Гете, Кандинский пришел к собственной теории, доказывающей появление у человека определенных эмоций при созерцании конкретного цвета. Например, зеленое ассоциировалось с неподвижностью и отсутствием эмоций, синий цвет вызывал спокойствие и печаль, красный светлого оттенка — радость, прилив энергии, решительность. Каждый цвет художник дополнительно сравнивал со звучанием музыкальных инструментов. Так, светло-красный ассоциировался с фанфарами, красный среднего тона — с трубой или литаврами, а темно-красный — с виолончелью.
Большое влияние на Кандинского оказывали и характеристики самих красок — их блеск, бархатистость и даже запахи.
Музыка в искусстве Кандинского
Музыка имела для него большое значение. Творец искал взаимосвязь между музыкой и искусством, сравнивая эффект цветов со звуком музыкальных инструментов, при этом давая определения психологического значения отдельных цветов. Например, киноварь, согласно Кандинскому, выражает страсть и звучит как туба, синий оказывает успокаивающее действие и, в зависимости от его интенсивности, предполагает звук флейты, виолончели, органа.
Василий Кандинский сумел расслышать, как звучат краски, а музыка была самым лучшим вдохновением для его творчества. Множество полотен художника получили название музыкальных терминов, например импровизация и композиция.
Примечания
. Новалис — псевдоним Фридриха Леопольда Фрайхерра фон Харденберга.
. «Kunstblatt», 1930, № 14 S. 59.
. März Roland. Franz Marc. Welt der Kunst. Berlin, 1984. S. 8.
. Kandinsky W. Über das Geistige in der Kunst. Цит. по: Der Blaue Reiter. Dokumenten einer geistigen Bewegung. Verlag Philipp Reclam jun. Leipzig, 1986. S. 344—348.
. Scheidig W. Bauhaus. Weimar 1919—1924. Leipzig, 1966. S. 6.
. Цит. по: Der blaue Reiter. Dokumentarische Neuausgabe von Klaus Lankheit. Piper und со., Verlag, München — Zürich, 1987. S. 284.
. Август Гауль, известнейший скульптор-анималист, член закупочной комиссии Национальной галереи в Берлине, чрезвычайно высоко оценивал и знания, и умение Марка, когда речь шла о приобретении работ Ф. Марка для галереи (июль 1919 г.).
. Б. Келер не только оказывал материальную поддержку Ф. Марку, но и субсидировал издание «Синего всадника», поддерживал словом и делом многих художников, группировавшихся вокруг редакции этого альманаха.
. В 1937 году на выставке «выродившегося искусства» было представлено работ Марка, в числе которых находилась и «Башня синих лошадей». В ответ на протест «Союза немецких офицеров» последняя была удалена с выставки. Клаус Ланкхайт утверждает, что видел ее в Берлине еще летом 1945 г. Затем она исчезает бесследно.
. Цит. по: Marz R. Franz Marc. Berlin, Henschelverlag Kunst und Gesellschaft. Welt der Kunst, 1984, N 26.
В 1993 г. в мюнхенской Государственной галерее современного искусства была открыта выставка полотен и рисунков Франца Марка последних лет его жизни (1912—1915), на которой он впервые предстал в качестве автора целого ряда абстрактных работ, являющих собой ряд «позитивной утопии».
. Kandinsky W. Gesammelte Schriften. Hrsg. von H. K. Roethel und J. Hathekoch. Bern, 1980. S. 66.
. Pauli G. Erinnerungen aus sieben Jahrhunderten. 1936. S. 264.
. Werefkin — Archiv. Vom Bernt Fäthe. München.
. Werefkin M. Briefe an einen unbekannten. 1901—1905. Hrsg. CI. Weiler, Köln, 1960. S. 33
. Архив M. Веревкиной. Мюнхен.
. Collek R. Der Blaue Reiter im Lenbachhaus München, 1974. S. 10.
. Expressionisten. Die Avantgarde in Deutschland. 1905—1920. 125 Jahre Sammlungen der Nationalgalerie 1886—1986 (Katalog). Berlin, Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, 1986. S. 100.
. August Macke — Franz Marc. Briefwechsel. Köln, 1964. S. 32.
. Münchener Neueste Nachrichten. Цит. no: Expressionisten. S. 93 (Chronik 1910).
. August Macke — Franz Marc. Briefwechsel. S. 65. Марк ошибался в оценке дарования А. Канольдта (1881—1939). В двадцатые годы последний стал одним из крупнейших представителей «Новой вещественности».
. Franz Marc im Urteil seiner Zeit. Köln, 1960. S. 45.
. Ibid. S. 49.
. Lankheit К. Zur Geschichte des Blauen Reiters. Cicerone, 1949. Heft 3. S. 110.
. August Macke — Franz Marc. Briefwechsel. S. 72.
. Wasiliy Kandinsky — Franz Marc. Briefwechsel. Hrsg., eingeleitet und kommentirt von K. Lankheit. München/Zürich. S. 40.
. Вильгельм Воррингер — один из крупнейших немецких историков искусства и теоретиков экспрессионизма.
. Wasiliy Kandinsky — Franz Marc. Briefwechsel. Hrsg., eingeleitet und kommentiert von K. Lankheit. München/Zürich. S. 54.
. Рудольф Штайнер (1861—1926), австрийский писатель, философ, скульптор и педагог. В 1902—1912 годах возглавлял вюрцбургское отделение теософского общества, основанного X. П. Блавацким в Нью-Йорке в 1875 г. В 1912 году Штайнер порывает с Блавацким и в 1913 году основывает в Штутгарте антропософское общество. В теориях Штайнера значительное место отводилось познанию духовного мира, духовной сущности человека.
. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. С. 142.
. Дуглас Ш. Лебеди иных миров. Казимир Малевич и истоки русского абстракционизма. Советское искусствознание. Вып. 27. Советская национальная секция Международной ассоциации критиков. М., 1991. С. 397.
. Интересно, что одновременно с «О духовном в искусстве» Кандинского готовилась к печати книга Шенберга «Учение о гармонии».
. Macke A. Ausstellungskatalog. München, 1962. S. 63.
. Wasiliy Kandinsky — Franz Marc. Briefwechsel. S. 128.
. Buchheim L. G. Graphik des deutschen Expressionismus. Feldafing (сор. 1959). S. 18.
. Цит. по: Expressionismus. Literatur und Kunst. 1910—1923. Katalog N 7. Marbach, 1960. S. 86.
. Ball Hugo. Briefe 1911—1927. Einsiedeln (Zürich). Köln, 1957. S. 29
. Это Гартман предлагал Московскому Художественному общедоступному театру сценическую композицию Кандинского «Желтый звук» с его эскизами декораций и своей музыкой, которые были отклонены театром.
. Ball H. Die Flucht aus der Zeit. Luzern, 1946. S. 8, 10, 12.
. Цит. по: März R. Franz Marc. Berlin, 1984, N 25.
. Ibid.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |