Анализ и интерпретация произведения п. н. филонова «формула весны» 1929 года

Рекорды на аукционах, цена картин Филонова

Выясним, сколько стоят картины Филонова на современном рынке. Для этого рассмотрим несколько примеров продаж его произведений в разных ценовых категориях на известных аукционах.

Самым крупным считается уход картины «Поклонение волхвов» на Christie`s в 2006 году. Она была написана в 1913 году — в тот период, когда художник окончательно разорвал связи с академической школой и полностью ушел в авангардистские течения. После смерти Филонова оригинальная работа находилась в коллекции его сестры Е.Н. Глебовой, а в 1990 году была продана на Sotheby`s. В 1992 году картину представляли на выставке «Малевич и Филонов» в Париже.

На аукционе Christie новый владелец выставил ее с эстимейтом 250-350 тыс. фунтов, но в ходе торгов цена выросла в несколько раз и достигла планки 904 тыс. фунтов (1,8 млн долларов).

П.Н. Филонов. «Поклонение волхвов». 1913 г.

Вторая крупная продажа датируется также 2006 годом. На этот раз на Sotheby`s состоялся уход холста «Нищие и беспризорники (Бедные люди)». Картина имеет интересное происхождение и сложную судьбу. Ее создание началось ученицами Филонова, которые готовили проект к ленинградской выставке в 1927 году. Работа велась с двух сторон одного холста. На правой стороне Татьяна Глебова рисовала сюжет «Тюрьма», а на левой Алиса Порет работала над «Нищими». Однако сам Филонов активно помогал Алисе работать над картиной, о чем свидетельствует удивительная мощь живописи работы, сохранившиеся фотографии и воспоминания учеников.

Позже картины были разделены. Работа «Нищие и беспризорные» оказалась у ученика Филонова Бориса Гурвича, затем перешла к самой Алисе Порет, после чего была в руках М. Макаренко и дважды уходила с молотка. В 1967 году произведение экспонировалось в Новосибирске на выставке, посвященной пятидесятилетию советской власти. На Christie`s работа была выставлена с эстимейтом 1-1,2 млн долларов и продана за полтора миллиона долларов.

Павел Филонов и Алиса Порет. «Нищие и беспризорники (Бедные люди)».

Если говорить о менее крупных уходах, то это, например, продажа двух картин без названия. Первая из них представляет собой многофигурную композицию, относящуюся к студии Павла Филонова. Из коллекции сестры художника она попала в Galerie Gmurzynska в Кельне, где была представлена общественности на выставке картин Филонова в 1992 году. В 2016 году картина ушла на Sotheby`s за 100 тыс. фунтов (124 тыс. долларов) при эстимейте 30-50 тыс. фунтов.

П.Н. Филонов. Картина без названия.

Вторая работа без названия была продана на Sotheby`s в 2007 году. Она также выставлялась в Кельне в 1992 году и еще в Цюрихе в 2003 году. Картина была создана предположительно в 1922-1925 годах, когда головы, изображенные без тела, стали одной из ключевых тем в творчестве художника. При эстимейте 50-70 тыс. фунтов произведение было продано за 90 тыс. фунтов (177 тыс. долларов).

П.Н. Филонов. Картина без названия. Примерно 1922-1925 гг.

Чтобы ответ на вопрос о том, сколько стоят картины Филонова, был полным, упомянем также и другие уходы. Это продажа картин «Абстрактная композиция со сферами» (Christie`s, 1999 г., 45,5 тыс. фунтов), «Три лица и лошадь» (Christie`s, 2000 г., 46 тыс. фунтов) и других картин.

П.Н. Филонов. «Абстрактная композиция со сферами». 1930 г.

Далее мы рассмотрим, как и где продать картину Филонова, а также как ее подготовить к продаже.

Творчество художника

Ранние произведения

Первые значительные произведения Филонова относятся к периоду 1912-1913 гг., то есть написаны им через пару лет после ухода из Академии художеств. Это произведения «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Запад и Восток» и другие, выполненные в стиле, близком к модернизму и символизму. Уже в этот период художник создавал картины с помощью цветовых ячеек, кропотливо прописывая каждую из них.

П.Н. Филонов. «Пир королей». 1913 г.

Аналитическое искусство

Принципы аналитического искусства Филонов впервые обозначил в статье «Канон и закон». В основу нового учения лег кубизм с его геометрически условными формами и дроблением изображаемых объектов. Однако кубизм, по Филонову, был слишком рациональным, поэтому он ввел принцип органического роста формы и «сделанности» картин.

«Сделанность» провозглашается в его учении единственным профессиональным критерием оценивания созданного произведения. Под ней понимается максимальная отдача от работы художника с картиной. И чем активнее художник размышляет, анализирует будущее произведение и каждый его элемент, тем сильнее готовый холст будет воздействовать на зрителя. Так, он кропотливо тонкой кисточкой писал многометровый холст «Формула весны» и другие картины, от одного края до противоположного.

П.Н. Филонов. «Формула весны». 250 x 285. 1928-1929 гг.

В этом смысле Филонов противопоставил свое учение воззрениям Малевича и других авангардистов. Он считал, что в картине все самое ценное — это та могучая работа, с помощью которой художник выявляет себя и свою душу. Он назвал современный век веком сделанных картин и рисунков и призывал художников упорно и точно изображать каждый атом, вводить каждый цвет.

Однако общество не принимало идеи художника. Его попытки ввести новую теорию в Академии художеств успеха не имели, зато отказ послужил причиной создания собственной школы МАИ в 1920-х годах. С этого времени начинается активное развитие аналитического искусства, создаются картины «Живая голова», «Композиция», «Формула весны» и другие. Работы школы также выполнялись в рамках аналитического искусства.

П.Н. Филонов. «Живая голова». 1923 г.

Продвигать новое искусство было трудно, так как враждебно настроенные члены общества всячески препятствовали распространению непонятного направления. Филонова объявили врагом рабочего класса и всячески травили. Так, в 1929 году подготовленную им выставку так и не увидели зрители. Травля приводила к тому, что художник бедствовал. Заметим, что он к тому же не продавал своих картин, мечтая организовать музей аналитического искусства и передать ему все свои полотна.

П.Н. Филонов. «Формула петроградского пролетариата». 1920-1921.

Союз молодежи

«Союз молодежи» – первое в России объединение художников-авангардистов, созданное Михаилом Матюшиным и его женой Еленой Гуро в 1909 году. На выставках «Союза», которые устраивались ежегодно с 1910 по 1914 год, принимали участие самые именитые новаторы тех лет от живописи: Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Владимир Татлин, Илья Машков, Варвара Бубнова и другие.

В годы сотрудничества с «Союзом молодежи», а длилось оно до
1914 года, Филонов написал свои известные работы: «Головы», «Пир королей»,
«Крестьянская семья», «Мужчина и женщина» и начал разработку концепции живописи
будущего. В 1912 году вышла его статья «Канон и закон», где он четко
сформулировал фундаментальные принципы аналитического искусства – «от частного
к общему» и антикубизм. В статье Филонов провозгласил уход от академических
принципов и обозначил свое движение в направлении свободного искусства. Он поставил
закон жизни, с ее постоянным движением, выше любых канонов, сдерживающих
свободный поиск творческой личности.

«Головы» 1910
«Мужчина и женщина» 1913
«Крестьянская семья» 1914

В начале десятых годов Филонов познакомился, а затем и
сильно сблизился с поэтом Велимиром Хлебниковым

Два таких разных гения имели в
своей глубине нечто общее – духовно близкое понимание архиважности первооснов
для любого творчества. Об их взаимовлиянии говорят графические работы
Хлебникова и литературные опыты Филонова

В то время Павел Николаевич написал
портрет Хлебникова (ныне утерянный), иллюстрировал его книгу «Изборник» и
создал поэму «Пропевень о проросли мировой». Хлебников высоко оценил незаурядный
литературный талант друга и очень тонко вывел Филонова в загадочном рассказе
«Ка».

В своей единственной поэме Филонов искал все те же
первоначальные смыслы, изучал фактуру и пластику слов, создавал характерные
неологизмы. Михаил Матюшин даже считал, что именно в стихах Филонов достал из
бездн человеческого духа те огненные зерна, из которых и пророс его
аналитический метод.

Филонов и Хлебников, несмотря на их колоссальный размах и
безудержную глубину, так навсегда и остались чудаковатыми маргиналами. Они
стали маяками не для широких масс, а для избранных, свободных духом искателей
настоящего живого творчества. Хлебников стал поэтом для поэтов, Филонов –
художником для художников.

В начале 1914 года Павел Николаевич со своими соратниками
инициировал выход манифеста «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков
«Сделанные картины»». В этой декларации Филонов развил идеи аналитического
искусства и довел их до завершенного концепта. Суть его метода выражалась в пронзительном
взгляде внутрь, в самую суть вещей. По замыслу Филонова, художник должен был
четко изображать каждый атом и органично вводить в него цвет, точно также как
тепло входит в тело. Ведь именно так действует природа, выращивая мельчайшую частичку
клетчатки и наделяя ее своим цветом.

Удивительно, но Филонов, презрительно относившийся к
академическому искусству, так и не влился в ряды авангардистов. Его отличала
тяга к жесткому экспрессионизму немецкого образца, жутковатый трагизм и
рефлексия, тогда как авангардисты равнялись на французский фовизм, кубизм и
импрессионизм. Филонов был ближе к Кирхнеру, Нольде и в целом, к группе «Мост».

В 1915 году Филонов написал полностью беспредметную картину
«Цветы мирового расцвета», давшую начало его экспериментам в этом направлении. Но
не ради формы, не имеющей для мастера значения, а только ради цвета и его воздействия.
Павел Николаевич считал любую форму несущественной, для него имел значение
только цвет.

«Цветы мирового расцвета» 1915

И хотя на поле беспредметности уже успешно работали Василий
Кандинский и Михаил Ларионов, Филонов внес в беспредметность иное, новое
понимание цветовых сочетаний, всполохов и переходов.

Формула весны

Павел Филонов — выдающийся мастер русского авангарда, ставший одним из основоположников беспредметного искусства.

Для картины “Формула весны” свойственно стремление к обобщенной пластической формуле, смысловой емкости и многоплановости символа. Организм произведения должен расти, как растет все живое в природе.

Само понятие весны связано, прежде всего, с идеей роста, движения, пробуждения природы.

О цели работы художник пишет: “Самое важное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу”. Старинное, запутанное понятие  слова “творчество” я заменяю словом “сделаность”

На практике оно означает, что художник должен отдать произведению максимум усилий и напряжения. Свои огромные хосты П.Филонов пишет тонкой кисточкой, начиная от одного края и постепенно доводя до противоположного края картины. Каждое прикосновение к холсту, каждая точка для него — это единица действия.

И всегда эта единица действует одновременно и формой, и цветом. 

Произведения, получившие название «Формула», впрямую связаны с утопической программой Филонова «Ввода в Мировый расцвет» человечества, осуществлению чего и должна помочь новая живопись. 

Главный принцип его аналитического искусства – организм картины должен расти, как растет все живое в природе. П.

Филонов призывал своих учеников: “Упорно и точно рисуй каждый атом, упорно и точно вводи цвет в прорабатываемый атом, чтобы он въелся как тепло в тело или органически был связан с формой как в природе клетчатка цветка с цветком. 

На огромном холсте великолепно передано состояние обновления мира. Чистым цветом, прорывами глубокой синевы, непрерывным движением микроструктур, прихотливым ритмом больших форм художник создает острое ощущение действующих сил весны.

Можно буквально проследить как двигалась рука мастера в союзе с мыслью и воображением от левого края холста, не заполняя, а наполняя его как некий живой организм, удовлетворяя его потребность в росте и развитии.

О, весна! без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Блоковское ликование созвучно живописной метафоре Филонова. Картина «Формула весны» подобна колористической симфонии, выражающей великую идею РЕВОЛЮЦИИ.

Творчество

Его творчество сложно. Но именно поэтому хочется его постичь, ведь в творчестве этом – мир самого художника, и этот мир притягивает и отталкивает одновременно. Отталкивает свой необычностью, странным сочетанием животного, человеческого и растительного. Но для него самого никакой странности в его картинах нет, ведь он рисовал и постигал (художник-исследователь!) Вселенную, в которой существует одновременно живое и мёртвое, человек и животное, органическое и неорганическое.

П. Филонов «Формула Вселенной» (1928). Акварель, тушь, перо, бумага. 22×25 см. Государственный Русский музей (Петербург)

П. Филонов «Ударники» (1935). Холст, масло. 72 х 82 см. Государственный Русский музей (Петербург)Его интересовала не поверхность явлений, а их суть. Для этого нужны знания, которые он добывал всю жизнь, перечитав огромное количество научной литературы. Павел Филонов – уникальный художник не только русской и советской живописи, но и всего искусства ХХ в. Это был человек необыкновенной цельности, искренности, чистоты, бескорыстия. Он стремился открыть первоосновы бытия и творчества и затем воплотить свои находки в искусстве.30-е годы были сложными для Филонова: уже нет веры во всеобщее преображение в результате революции; нарастает ощущение сумятицы и неразберихи. Официального признания его работы не получают. Ради заработка он делает и такую работу.

П. Филонов «Тракторный цех Путиловского завода» (1930-е годы). Масло на фанере. 71 x 96 см. Государственный Русский музей (Петербург)Одной из последних его работ являются «Лики»

П. Филонов «Лики» (1940). Масло на бумаге. 64 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург)

  • < Prev
  • Next >

Аналитическое искусство Павла Филонова

Павел Николаевич родился в 1882 году в бедной семье крестьян, которые в поисках лучшей жизни переехали в Москву. Его отец трудился кучером, а мать работала прачкой.

П.Н. Филонов (1882–1941).

С детства мальчик проявил себя талантливым учеником, который сумел окончить столичную приходскую школу с отличием. В 1897 году он поступил в живописно-малярные мастерские Петербурга, а также учился на вечернем отделении Общества поощрения художников и у академика Дмитриева-Казакова. После нескольких неудачных попыток поступления в Академию художеств юноша все же смог стать ее вольнослушателем, но уже через пару лет покинул ее стены, так как взгляды академистов были слишком далеки от его зарождающегося авангардистского мировоззрения.

Филонов считается основателем и учителем аналитического искусства, который не только развивал это направление, но и обучил в своей школе целую плеяду учеников. Художник писал статьи на эту тему, читал лекции, разрабатывал с коллегами манифест и декларацию аналитического искусства, написал несколько трудов на эту тему. А в 1920-е годы он создал МАИ — свою школу мастеров аналитического искусства, в которой за многие годы деятельности обучилось около семидесяти учеников. Она считается одной из самых крупных школ русских авангардистов.

Филонов много участвовал в выставках «Союза молодежи», свободной выставке в Петрограде, в выставке «Художники РСФСР за 15 лет», в нескольких персональных мероприятиях. Также большое количество выставок, посвященных работам художника, прошло после его смерти.

П.Н. Филонов. «Крестьянская семья». 1914 г.

Жизнь художника закончилась трагически. Он умер от голода в 1941 году при блокаде Ленинграда в возрасте 58 лет. Сегодня он считается одной из самых значительных фигур в истории живописи, а его работы находятся в лучших музеях и частных коллекциях.

Экспертиза и продажа картин Филонова

Как оценить картину Филонова

Почему мы рекомендуем обязательно проводить экспертизу картин Филонова? Во-первых, чтобы удостовериться в ее подлинности. Во-вторых, чтобы понять, в какой ценовой категории ее можно выставлять. Дело в том, что произведение одного и того же мастера может стоить миллионы долларов, а может претендовать всего на несколько тысяч. Определить это может эксперт, который отлично разбирается в конкретной эпохе, разных творческих периодах самого Филонова и учитывает сегодняшнюю ситуацию на рынке.

Профессионально оценить картину Филонова на специальном оборудовании помогут в Центре научной экспертизы им. Бенуа.

Где и как продать картину Филонова

Рекомендуем сделать это через нашу галерею «Лермонтов». Вы присылаете нам описание картины и ее фотографии, мы размещаем эту информацию у себя на сайте. Так вы сможете представить произведение значительной аудитории людей, покупающих живопись (узнать детали о продаже через сайт).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: