Немного истории музея
На реке Яузе еще в незапамятные времена властвования Ивана Грозного раскинулась Немецкая слобода, славящаяся своими замечательными палатами. Пожар, прокатившийся по Москве, полностью уничтожил все палаты, но при царе Алексе Михайловиче район был восстановлен. Именно здесь и прошло знакомство знаменитого Лефорта с молодым и полным сил Петром Первым.
Прошло немного времени, и Немецкая слобода стала одним из аристократических центров столицы, именно здесь царь провел самые известные реформы, воплотил в жизнь смелые мечты, принял важные для России решения. Благодаря Петру район стал наиболее примечательным местом столицы – здесь были построены чудесные дворцы, высажен первый в стране европейский парк, названный «русским Версалем». На этом правитель не успокоился, и резиденция также была перенесена в красочный уголок Москвы. Именно в это время район приобрел новое название – Лефортовская слобода.
Московский музей в наши дни
В 2009-м после очередного переезда и смены концепции музей было решено переименовать, тогда он и получил нынешнее название. В Провиантские склады на пересечении Садового кольца и Остоженки перевезли все экспонаты, на тот момент их было около 700 тыс.
Музей стал главным краеведческим центром, рассказывающим о жизни города в разные времена и даже эпохи — о традициях, обычаях, исторических фактах, связанных с Москвой и ее жителями.
Объединяя музейные фонды с предметами современного искусства, кураторы создают уникальные выставки, на которых можно не только лучше узнать историю столицы, но и познакомиться с мэтрами и новыми деятелями в мире искусства.
Выставки и экскурсии в музее «Лефортово»
В музее действует постоянная экспозиция и ряд временных выставок.
Для посетителей проводятся экскурсии по следующим тематикам:
- «Лефортово. Исторические эпохи»;
- «Реформы Петра Великого»;
- «Птенцы гнезда Петрова» и др.
В залах музея проводятся костюмированные экскурсии и театрализованные представления. Для организованных групп созданы пешие и автобусные маршруты, в ходе которых сотрудники музея подробно знакомят участников тура с историей района Лефортово и рассказывают о его знаменитых жителях (иностранные туристы могут заказать экскурсию на английском языке).
Для юных посетителей имеется возможность организации в помещениях культурного учреждения праздников и дней рождения.
Экскурсии для школьников в музее.
Значимые экспонаты
В числе представленных на экспозиции предметов кухонной утвари имеется медная солонка, которая, по легенде, являлась даром Екатерины II некому проживавшему в Лефортово дворянскому семейству.
По традиции императрица рассылала подарки представителям дворянского сословия при рождении каждого ребенка в царской семье. Давно ожидавшая внука и наследника Екатерина II так расстроилась, узнав о появлении очередной внучки, что в качестве подарка отправила всем солонки.
Среди коллекций одежды представлено платье середины XVIII в., выполненное в западноевропейском стиле.
Его владелицей была дворянка Бутурлина, которая, должно быть, потратила на его приобретение целое состояние и бережно использовала платье лишь для торжественных случаев. Уникальность данного предмета одежды состоит в том, что в России сохранилось лишь несколько подобных нарядов.
На ней изображен рычащий лев с родового герба семьи и девиз «Fuimus» (лат. «Мы были»), который подчеркивает, что предки Брюсов имели королевское шотландское и ирландское происхождение.
Часть экспонатов попала в музей прямо со строительных площадок на территории Лефортово. При строительстве метро «Бауманская» был обнаружен и передан хранителям подсвечник в виде мужской фигуры в традиционной западноевропейской одежде XVIII в., получивший название «Голландец». В реке Яузе близ парка «Лефортово» при чистке дна нашли якорь начала XVIII в.
Старинное платье.
Картина, которую так и не нашли
Наталия Гончарова. Подсолнухи. Начало 1910-х годов Фотография репродукционной мастерской Отдела ИЗО Наркомпроса. 1920-е годы
В 1915 году Наталия Гончарова и Михаил Ларионов отправились в Швейцарию для участия в Русских сезонах Сергея Дягилева. Художники не знали, что покидают Россию навсегда. В их московской квартире в Трехпрудном переулке осталось огромное количество картин. Шла Первая мировая война, а от художников не было писем. В 1919 году распространился слух, что Гончаровой и Ларионова уже нет в живых. Беспокоясь за судьбу их художественного наследия, мать Ларионова обратилась в Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению с предложением передать государству художественное наследие обоих мастеров. В Трехпрудный переулок пришла закупочная комиссия Музейного бюро во главе с Василием Кандинским. Среди отобранных картин оказался большой натюрморт «Желтые цветы» Наталии Гончаровой. На нем были изображены подсолнухи — один из любимых мотивов Гончаровой, который она заимствовала у Ван Гога.
К сожалению, работа известна нам только по фотографиям. В 1920 году «Желтые цветы» были переданы в Музей живописной культуры и стали частью его экспозиции, а в 1929 году по списку № 1 натюрморт поступил в собрание Третьяковской галереи. Но ни в экспозиции Третьяковки, ни на выставках эту работу увидеть нельзя. В 1930 году уже под названием «Подсолнухи» картина была выдана Народному комиссариату иностранных дел. А вот дальше следы картины полностью теряются — в 2018 году из Министерства иностранных дел на запрос Третьяковской галереи ответили, что современное местонахождение работы неизвестно.
Курс приурочен к выставке «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры»
Проект реализован по благотворительной программе «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Основная информация
Музей расположен по адресу: Зубовский бул., д. 2. (на карте главный вход, дополнительный — с Остоженки).
Получить справки можно по тел.: +7 495 739-00-08 или эл. почте: [email protected].
Расписание и рабочие дни
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 21:00, кассы — с 11:00 до 20:00.
Расписание сеансов: 11:00 — 12:00, 13:00 — 14:30, 15:00 — 16:30, 17:00 — 18:30, 19:00 — 20:30.
Санитарные окна: 12:30 — 13:00, 14:30 — 15:00, 16:30 — 17:00, 18:30 — 19:00, 20:30 — 21:00.
Правила посещения
В связи с противодействием распространению коронавирусной инфекции Музей Москвы изменил правила и режим посещения:
- Чтобы попасть в музей, необходимо предварительно записаться. Сделать это можно, нажав кнопку «Билет» на сайте культурного учреждения. Сеанс длится 1,5 часа, после чего проводится дезинфекция помещений.
- При посещении залов музея требуется соблюдать дистанцию, следовать навигационным знакам и ограничительной разметке.
- Всем посетителям необходимо иметь маску и перчатки, нахождение в музее без средств защиты запрещено.
На входе каждому гостю с помощью бесконтактного электронного градусника измеряют температуру. На территории музея установлены санитайзеры.
Стоимость билетов
Входной билет:
- полный — 200 руб.
- льготный — 100 руб.
Семейный билет:
4 человека — 480 руб.
Семейный входной билет на все выставки:
4 человека — 960 руб.
Входной билет во все филиалы музейного объединения:
- полный — 1500 руб.
- льготный — 750 руб.
Индивидуальный экскурсионный билет:
- полный — 300 руб.
- льготный — 250 руб.
Групповой экскурсионный билет (до 20 чел.):
- полный — 5000 руб.
- льготный — 3300 руб.
Льготное обслуживание
Воспользоваться льготами при посещении музея могут:
- дети от 7 до 17 лет;
- многодетные семьи;
- студенты;
- пенсионеры;
- работающие инвалиды II и III групп.
Как добраться до Музея Москвы
Как добраться до Музея Москвы общественным и личным транспортом:
- Метро. Ближайшая станция — «Парк Культуры» Сокольнической линии. На выходе повернуть налево, через 50 м на светофоре перейти ул. Остоженку, здание будет прямо перед вами.
- Автобусом. Остановка «Метро Парк Культуры» располагается со стороны Зубовского бульвара, недалеко от входа в музей. Чтобы доехать сюда, можно воспользоваться следующими маршрутами: «Б», «Б Лужники», «Т10», «Т79».
- Автомобилем. Двигаясь по внутренней стороне Садового кольца от Крымского моста, повернуть направо сначала на ул. Зубовскую, затем в пер. Кропоткинскинский. Здесь находится платная городская парковка, где можно оставить машину.
Музей на карте столицы.
Основная информация
Выставочный центр в Лефортово является филиалом объединения «Музей Москвы».
Правила посещения
Действуют следующие временные правила:
- Посетители допускаются только по предварительной записи.
- В течение дня предусмотрено 4 сеанса — в 11:30, 13:30, 15:30, 17:30.
- Максимальное количество участников — не более 10 человек.
- Вход возможен в течение 45 минут после начала сеанса.
- Необходимо использовать средства индивидуальной защиты — маску и перчатки, соблюдать социальную дистанцию.
- На входе производится контроль температуры тела.
- После каждого сеанса проводится санобработка помещений.
Расположение на карте и адрес
Музей находится по адресу: г. Москва, ул. Крюковская, дом 23.
Проезд осуществляется до м. «Авиамоторная» или «Семеновская», далее трамваями №32, 43, 46 до остановки «Улица Ухтомская». От ст. м. «Авиамоторная» до музея можно добраться также на автобусе №59 — остановка «Улица Ухтомская. Музей Лефортово».
Музей на карте города.
Стоимость билетов
Цены варьируются в зависимости от возраста и количества посетителей:
- взрослый билет -150 руб.;
- обзорная экскурсия для группы из 3 человек — 600 руб.;
- групповое посещение с экскурсией (до 5 человек) — 1000 руб.
Льготное обслуживание
Билеты со скидкой и возможностью бесплатного посещения можно приобрести только в кассах учреждения после предъявления документов, подтверждающих право на льготу.
История открытия Музея Москвы
Его история начинается в 1896 г., когда Московская дума решила создать выставочный комплекс городского хозяйства. Накануне в Нижнем Новгороде прошла художественно-промышленная выставка, где каждый регион представлял достижения промышленности.
Изначально комплекс располагался в несохранившихся до наших дней напорных башнях Мытищинского водопровода. В 1920 г. он сменил название на Московский коммунальный и переехал в Сухареву башню.
Но в 1935 г. ее снесли, а выставочные залы разместились в храме Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади. Последний переезд состоялся уже в 2009 г. — в здания бывших продовольственных складов на Зубовском бульваре, 2.
Основная экспозиция в разные годы тоже менялась. Так, в 1935-м ею стала масштабная реконструкция столицы согласно Генеральному плану. В 1947 г. Москва праздновала свое 800-летие, к этой дате подготовили выставку, посвященную истории города. Через 40 лет, в 1986-м, и комплекс стал называться .
Что ждет в музее посетителей
Музей Лефортово был открыт почти два десятка лет назад, и с каждым годом число посетителей увеличивается – москвичи хотят более подробно познакомиться с историей знаменитого района. Экспозиция поражает своим великолепием, ведь здесь собрано почти тысячелетнее достояние. Старинные уникальные документы, всевозможные экспонаты помогут ознакомиться с событиями, проходящими в историческом центре города.
Особое внимание посетителей музея непременно привлекает огромная коллекция оружия. Здесь можно встретить как древние копья и ножи, высеченные из камня, так и самые современные модели автоматических орудий
Просмотр экспозиции позволит заметить, насколько далеко шагнул прогресс и убедиться в том, что человеческие силы, возможности и находчивость не имеют границ.
Немалое место на стендах занимают различные вещи, картины, старинные гравюры неизвестных и знаменитых мастеров. Благодаря коллекции легко узнать о жизни жителей Лефортово, их нравах, традициях. Документы и фото отображают все значимые для страны события, происходящие в течение долгого периода. Вся тысячелетняя история пройдет перед глазами гостей музея, и это настолько увлекательно, что хочется возвращаться сюда вновь и вновь. Сопровождается просмотр экспозиции интересными рассказами экскурсоводов, и нередко озвучиваются факты, тщательно скрываемые в тайных архивах.
Несмотря на огромное количество экспонатов, музей Лефортово не очень большой, но уютный и интересный. Посещение культурного центра можно сравнить с путешествием на машине времени, ведь с самого порога гости погружаются в исторические события, происходящие задолго до наших дней. Сотрудники музея по праву гордятся своим детищем, и стараются внести яркие и зрелищные моменты в каждую экскурсию. Проводятся не совсем обычные прогулки по историческому центру – на автобусах, пешеходные. Нередко посетителей радуют незабываемыми костюмированными экскурсами, что еще больше способствует погружению в былые времена.
Выставки Музея Москвы
В музее регулярно проходят выставки современного искусства. На таких экспозициях кураторы объединяют запасы своих фондов с работами художников, фотографов, скульпторов, дизайнеров и музыкантов.
Здесь в разное время выставлялись Дмитрий Цветков («Шкафы Москвы», 2018 г.), Константин Батынков («Виды», 2016 г.), Александр Петлюра («Археология Петлюры», 2019 г.), Семен Файбисович («Москва моя», 2017 г.).
Выставочный комплекс стал постоянной площадкой российских и международных фестивалей. Так, ежегодно в рамках проекта TYPOMANIA проходят мероприятия, связанные с типографией, каллиграфией и шрифтами.
В 2020 г. ко Дню города в Провиантских складах открылась бесплатная выставка «Точка отсчета». Она рассказывает о том, как создавался музей.
Посетителям представили самые первые экспонаты — циркуль архитектора Владимира Шухова, предметы из набора «царские гостинцы» императора Николая II, которые выдавались людям на Ходынском поле и привели к трагическим последствиям, и мн. др.
В ноябре стартует проект «ВХУТЕМАС 100», посвященный вековому юбилею самой знаменитой школы авангарда.
Бесплатная выставка в музее «Точка отсчета».
Оформление музейных залов
Экспозиция музея Лефортово в своей постоянной части умещается в двух залах. Еще два используются для тематических выставок. Основные залы недавно подверглись масштабной переделке , затронувшей и внешний вид, и внутренние перегородки, и принципы демонстрации экспонатов.
Применены новые дизайнерские решения, экспозиция построена на фоне своеобразного Горизонта времени, выраженного желтой горизонтальной линией на фоне графических фантазий на тему облика района от древних времен до современности.
Залы не отделены друг от друга коридорами или дверями, они образуют единое пространство путем создания нескольких широких проемов в разделительной перегородке. Горизонт времени нанесен на глухие стены обеих залов, а перегородка с проемами их не содержит, чем подчеркивается единство экспозиции.
Стены залов используются для размещения изображений слободских построек, выполненных старинными художниками и архитекторами. Здесь же портреты исторических личностей, причастных к основанию и развитию поселений на территории нынешнего района Москвы.
Отдельные экспонаты размещены на постаментах черной окраски, общей с цветом потолков залов. Расставленные рядом скамейки предназначены для отдыха посетителей, неторопливого и вдумчивого обозрения экспозиции.
Таких постаментов, установленных по продольным осям залов, в музее Лефортова немного, что позволяет хорошо рассмотреть представленные на них предметы. Еще несколько экспонатов размещены возле стен, к примеру швейная машинка Зингера, замечательная феноменально долгому существованию практически неизменного изделия.
Количество посетителей при отсутствии организованных групп обычно невелико, тесноты и скученности не создается. Оживление в залах наступает при проведении школьных экскурсий, юные посетители все воспринимают непосредственно и порой шумно.
Развитие музея в наши дни
Помимо постоянной экспозиции, в музее регулярно проводятся временные выставки по различным историческим и культурным тематикам.
Руководство учреждения продолжает наполнение фондов ценными экспонатами и документами, связанными с историей района, расширяет программы лекций и экскурсий, приглашает видных деятелей российского искусства и культуры принять участие в проводимых на этой площадке мероприятиях.
К 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне в музее открылась тематическая выставка, посвященная вкладу предприятий и жителей района в оснащение Советской Армии техникой и спецсредствами.
В творческих планах музейного руководства — создание кинолектория, в котором зрителям для просмотра будут доступны редкие документальные и художественные ленты.
Новая музейная концепция
Сплошная историческая инсталляция с Горизонтом времени не является самостоятельным экспонатом, это способ оттенить общие признаки эпохи и отдельно представить ее детализацию.
Верхний ряд рисунков и гравюр исторического содержания, находящихся выше горизонтальной линии, формируют общее впечатление об облике зданий и поселения в целом, а ниши витрин эту информацию дополняют и наполняют отдельными деталями и впечатлениями.
Всем ли посетителям музея Лефортово придется по вкусу такой способ демонстрации материала, и всеми ли он будет адекватно восприниматься, покажут отзывы осмотревших экспозицию.
Возвращает к истории Лефортовской слободы живописный макет этого поселения в начальный период его существования. На уменьшенной модели воспроизведена структура и внешний вид малой части слободы, включающей храмовую постройку, водяную мельницу на реке у окраины и несколько отдельных усадеб, ограниченных деревянными заборами.
Скульптура, найденная на чердаке, и скульптура, разбитая на куски
1 / 2
Марина Рындзюнская. Лежащая девушка. Не позднее 1921 года Максим Глуховцев / Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
2 / 2
Акоп Гюрджан. Спящая девушка. 1918 годГосударственная Третьяковская галерея
В 1929 году по списку № 6 в Третьяковскую галерею были переданы две скульптуры — с очень похожими названиями: «Лежащая девушка» и «Лежащая женщина». Первая — авторства Марины Рындзюнской, вторая — Акопа Гюрджяна. Эти популярные в начале ХХ века скульпторы сегодня почти неизвестны. По ошибке обе работы были записаны в учетной книге Третьяковской галереи с одним и тем же инвентарным номером МЖК (594). А еще там есть запись о том, что в том же 1929 году обеих «Лежащих» отправили в Кубанский художественный музей им. Луначарского.
В конце 2017 — январе 2018 года, на одном из этапов подготовки выставки к 100-летию Музея живописной культуры, начались поиски этих двух скульптур. «Лежащую девушку» Рындзюнской нашли в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко только в апреле 2018 года. Впрочем, обнаружилась скульптура Рындзюнской не в экспозиции музея и не в запаснике, а на чердаке. Именно туда в 1929–1930 годах была выселена вся музейная коллекция авангарда. В 1946-м «Лежащая девушка» была признана работой, не имеющей музейной ценности, и включена в Обменный фонд Второстепенный по своей значимости фонд, куда помещали работы, не очень интересные для коллекции музея, но пригодные для обмена с другими музеями. Краснодарского художественного музея. В конце 1960-х, когда у музея появилось новое помещение для хранения, авангардную живопись вынесли с чердака, но «Лежащая девушка» так и осталась лежать в чердачном шкафу. И если бы не выставка, она, возможно, так и не вернулась бы в искусствоведческий обиход.
А что же случилось с «Лежащей женщиной»? Документа о прибытии скульптуры Гюрджяна в Краснодар найдено не было. Зато была найдена приписка, сделанная в книге учета Третьяковской галереи, вероятно, вскоре после 1929 года: «Нах в Г Т Г». Однако поиски скульптуры в Третьяковке ничем не увенчались. И так как инвентарные номера двух скульптур совпадали и почти совпадали их названия, было решено, что запись о работе Гюрджяна ошибочная: повтор, обычный для путаной документации Музея живописной культуры и Третьяковской галереи 1920–30-х.
Но на этом история «Лежащей женщины» не закончилась. В августе 2019 года неожиданно появилась информация о новой работе в коллекции Третьяковской галереи. Ею оказалась «Спящая девушка» Акопа Гюрджяна. В провенансе Провенанс (фр. provenance — источник) — история владения художественным произведением, его происхождение. скульптуры значилось: «САХП МК САХП МК — Специальный архив художественных произведений Министерства культуры СССР, Загорск, Московская область. В 1992 году архив вошел в состав РОСИЗО.; РОСИЗО; дар О. В. Яхонта». Несмотря на то, что МЖК в этом ряду отсутствовал, на всякий случай был сделан запрос в РОСИЗО РОСИЗО — государственная структура в составе Министерства культуры, которая занимается хранением, изучением, реставрацией и публичным представлением музейных предметов и коллекций.. Выяснилось, что в 1957 году скульптура была передана из Третьяковской галереи в Загорский архив художественных произведений — такова была судьба тех работ, которые, по мнению сотрудников Третьяковской галереи того времени, не имели музейного значения.
Долгое время «Спящая девушка» хранилась в одном из помещений Троице-Сергиевой лавры, где располагался фонд скульптуры Загорского архива. В 1994 году по приказу Министерства культуры работу — из-за плохой сохранности — списали с баланса РОСИЗО и передали реставратору Олегу Яхонту. По его словам, «Спящая девушка» была в катастрофическом состоянии — разбита более чем на 10 фрагментов. Олег Яхонт отреставрировал «Спящую девушку» и в 2019 году вместе с другими произведениями искусства подарил Третьяковской галерее. Проверка обстоятельств передачи и всех учетных номеров показала: это та самая «Лежащая женщина» из Музея живописной культуры, все совпало! Так, совершив невероятное путешествие и превратившись из «Лежащей женщины» в «Спящую девушку», скульптура вернулась в Третьяковскую галерею как раз накануне выставки, посвященной юбилею основания Музея живописной культуры.
Территория комплекса
Комплекс из 4 зданий, который занимает музей, — Провиантские склады. Ансамбль построен в 1829-1935 гг. и сейчас имеет статус памятника архитектуры.
Это редкий, сохранившийся до наших дней образец стиля ампир в Москве первой половины XIX в. На протяжении 100 лет здесь хранили запасы продовольствия для военных, в XX в. его использовали как гараж для нужд Красной армии.
Музей принимает участие в программе «Московское долголетие». На территории также работает экскурсионное бюро и Центр документального кино с кинотеатром.
Блошиный рынок во дворе музея.
Постоянная экспозиция
В комплексе хранится около 790000 экспонатов. Они делятся на 2 большие группы — археология и фонды. Первая создана на базе материалов, найденных во время раскопок на территории города и области.
Наиболее старые экземпляры — эпохи каменного и бронзового веков: орудия труда, оружие, украшения, каменные надгробия. Из фрагментов, обнаруженных в центральных районах столицы (Кремль, Китай-город, Зарядье) удалось собрать коллекцию средневековья.
Музейные фонды — это десятки тематических отделов:
- нумизматика;
- изобразительное искусство;
- одежда и ткани;
- драгоценные металлы и камни;
- фотографии;
- редкие книги;
- фарфора, керамика, стекло и фаянс;
- мебель;
- документы;
- мультимедийное хранилище;
- металлические предметы.
Самые примечательные экспонаты
В фондах хранятся личные архивы и собрания знаменитых коллекционеров и московских купеческих родов — Шелапутиных, Найденовых, Бахрушиных. В документальных архивах можно найти официальные бумаги с подписями российских императоров — Екатерины I, Николая I, Александра II.
В фондохранилище с редкими книгами имеются уникальные экземпляры с автографами поэтов Серебряного века — А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина.
Как строился и менялся город, можно проследить по многочисленным фотографиям и негативам. Облик Москвы запечатлен в работах знаменитых старинных фотоателье (Ю. Мебиуса, «Набгольц и Ко», О. Ренара) и современных фотографов (Владислава Мамышева-Монро, Бориса Михайлова, Игоря Мухина). Многие снимки оцифрованы, и сегодня их можно посмотреть онлайн на сайте.
У музея обширное собрание изобразительного искусства — картины, скульптуры, старинные иконы, печатные работы. Среди них афиши с анонсами громких премьер Большого, Малого и Художественного театров, киноафиши к фильмам, в т.ч. Всеволода Мейерхольда, плакаты московской Олимпиады 1980 г. Можно увидеть и редкие полотна Айвазовского и Васнецова, посвященные Москве.
Историю моды хранит фонд одежды и тканей. От лаптей и рукавиц XVI-XVII вв. до роскошных бальных платьев и камзолов XVIII в. и изысканных нарядов начала XX в.
Отдельное место на выставках занимают макеты самых узнаваемых мест. Кремлевская площадь конца XIX — начала XX вв. В 1947 г. мини-комплекс был изготовлен к очередному юбилею столицы.
Самый крупный макет — миниатюра Страстной площади конца XIX в. с конками, старыми керосиновыми фонарями и брусчаткой.
Фотографии и старинные костюмы в залах музея.
Экспозиция музея истории
Постоянная выставка позволяет гостям проследить путь развития района от столичной окраины, именуемой Немецкой слободой, до места размещения царских резиденций, а позже создания на этой территории крупного центра военной промышленности.
Посетители могут окунуться в атмосферу района, где любил бывать юный Петр I, водивший дружбу со многими его обитателями, в т. ч. с Францем Лефортом, узнать больше о судьбах сподвижников первого российского императора, а также об эпохе строительства в Лефортово царских резиденций и пребывания императорского двора.
Важная доля выставочного пространства отведена под экспозицию, рассказывающую об архитектурной истории района — от устройства Немецкой и Солдатской слободы до создания Петром I парка, именованного «русским Версалем», и строительства в последующие десятилетия Лефортовского, Анненгофского и Екатерининского дворцов.
В музее хранятся архивные фотографии и документы, свидетельствующие о промышленном развитии Лефортово в начале ХХ в., планах размещения заводов и фабрик.
Выставка, посвященная временам Великой Отечественной войны, позволяет зрителям проникнуться атмосферой жизни Лефортово в этот трагический период, узнать о героическом и трудовом подвиге его обитателей
Сохранившиеся документы тех лет свидетельствуют о важном вкладе предприятий района в Победу Красной армии
Посетители могут увидеть на архивных фотоснимках, как производились и отправлялись на фронт грозные «Катюши», санитарные поезда, сложная оптическая аппаратура для артиллеристов и зенитчиков. В находящейся на территории района Военной академии химзащиты был разработан состав «коктейля Молотова».
Старинные костюмы.