Музей печати санкт-петербурга

Описание

Музей располагается в здании старого доходного дома № 32 по набережной реки Мойки, история которого тесно связана с развитием типографского и издательского дела в России в начале ХХ века. В 1905 – 1908 годах здесь находилась редакция газеты А. А.Суворина «Русь». Рядом со зданием редакции в 1905 году по проекту гражданского архитектора Макарова был построен обширный типографский флигель (Волынский пер., 2). После банкротства Суворина и закрытия газеты «Русь» в 1908 году в здание в 1910 году въехала редакция казенной газеты «Сельский вестник», которая выходила как приложение к газете Министерства Внутренних дел «Правительственный вестник» (начала выходить в 1881 году). Также редакция выпускала приложения «Крестьянский труд», «Деревенское хозяйство», «Родная страна» и другие. В 1917 году здесь размещалась с марта по июль редакция газеты «Правда». В доме на Мойке вышло 99 номеров газеты «Правда» и несколько первых номеров журнала «Работница».

26 января 1984 года в здании на набережной реки Мойке, 32 открылся мемориальный музей «Ленин и газета «Правда»”. Несмотря на политизированность, экспозиция отражала состояние печатного дела в России конца ХIХ – начала ХХ века и представляла собой уникальное, не имеющее аналогов в музейной культуре страны, явление.

В 1991 году музей был преобразован в Музей печати.

Экспозиция «Издательство и типография начала ХХ века», разместившаяся в исторических помещениях редакции и типографии, рассказывает об истории печатного дела в России. В воссозданных по архивным документам, фотографиям, воспоминаниям современников редакционных комнатах представлена мебель начала ХХ века (письменные столы, книжные шкафы, этажерки, кресла, венские стулья), канцелярские принадлежности (чернильные приборы, карандаши, ручки, пресс-папье), экземпляры газет, выходивших в Петербурге в начале ХХ века.

В обширном типографском зале экспонируется старинное печатное оборудование: ручная плоскопечатная машина, прессы, резальная машина, наборные кассы с реалами и ряд типографских принадлежностей. Воссозданная обстановка типографии позволяет проследить весь процесс печати газет и книг в начале ХХ века.

На экспозиции «История печатного дела в Петербурге в XVIII веке» можно познакомиться с материалами, посвященными петербургским типографиям начала ХVIII века, созданию в России гражданской азбуки и первых книгах, набранных с гражданским шрифтом; старейшей петербургской газете «Санкт-Петербургские ведомости» и многому другому. Отдельный раздел экспозиции посвящен типографии, работавшей при Академии наук. В ней впервые были напечатаны научные труды российских ученых по физике, математике, астрономии, истории, анатомии и другим наукам и сочинения русских писателей.

В двух комнатах бывшей барской квартиры доходного дома: гостиной и кабинете – открыта экспозиция «Музыкальный салон». Интерьеры этих помещений воссозданы на период конца XIX – начала ХХ века. Здесь можно увидеть неоклассический мебельный гарнитур красного дерева начала ХХ века и предметы декоративного убранства интерьера, выполненные в стиле модерн.

В гостиной и кабинете собраны разные музыкальные инструменты: фисгармония, флейта, итальянская мандолина и складное портативное пианино. Рядом с ними демонстрируются механические музыкальные устройства: валиковые и дисковые музыкальные шкатулки, настольные и напольные граммофоны.

Экспозиция воссоздает атмосферу традиционных домашних музыкальных вечеров, получивших широкую популярность в среде петербургской интеллигенции на рубеже XIX – ХХ веков

Похожие:

Новосибирский Государственный Университет Факультет Информационных…Этап 1: Определение требований к системе автоматизации дистанционного образования фита на основе анализа по «Moodle» Новосибирский Государственный Университет Факультет Информационных…Этап 1: Определение требований к системе автоматизации дистанционного образования фита на основе анализа по «Прометей»
Новосибирский Государственный Университет Факультет Информационных…Этап 1: Определение требований к системе автоматизации дистанционного образования фита на основе анализа по «Инфотехно» Доклад на тему: «Использование современных информационных технологий…«Использование современных информационных технологий на уроках английского языка»
«Применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла» (доклад Адамовой Н. А.)Продолжить использование икт и мультимедийных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла Отчет по учебно-производственной практике по теме: Применение информационных…Применение информационных систем и технологий на предприятии ООО «Системы промышленной автоматизации (спа)»
Активизация познавательной деятельности школьников через проектную…Формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы по математике… История исторической наукиДисциплина реализуется кафедрой источниковедения и кафедрой истории России средних веков и раннего нового времени факультета архивного…
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 (ред от 01. 07. 2011) «Об образовании»Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере (далее пооп впо) обеспечивает реализацию фгос впо по данному направлению,… Гоу спо «московский государственный колледж книжного бизнеса и информационных…Гоу спо «московский государственный колледж книжного бизнеса и информационных технологий»

Литература

Литература

Необычная биография

Своим появлением дом, где сегодня можно ознакомиться со всеми этапами становления и развития отечественного книгопечатания, увидеть уникальные и при этом работающие экспонаты, а также во время мастер-классов собственноручно изготовить записную книжку, буклет или переплести книгу, обязан А. А. Суворину, который в 1905 году основал издательский комплекс в жилых квартирах доходного дома и построил типографию. История дома началась в 1723 году, когда по приказу Петра I на этом месте был построен особняк шута Луки Частихина.

В 1874 году дом перестроен по проекту архитектора Александра Иванова и под его непосредственным надзором в здании начинаются преобразования. Угловой флигель достраивается до 3-этажного, а размещенный во дворе становится 4-этажным. Одновременно происходит некоторая перепланировка помещений, интерьер дополняется лепниной, пол становится мозаичным, появляются кованые перила.

Печатный дом

Крутой поворот в судьбе дома происходит в 1905 году, когда его выкупает популярный издатель Алексей Суворин: он успевает в восточной части земельного участка построить флигель для типографии по проекту архитектора Павла Макарова и печати газеты «Русь». Однако уже в 1908 году незадачливый коммерсант теряет недвижимость, и вскоре новая владелица увеличивает его до 6 этажей под руководством архитектора Зонна.

Типографию в стиле модерн с легкой руки А. А. Суворина облюбовали издатели. И в разные периоды в нем находилась частная газета «Русь» А. А. Суворина, а также выпускались правительственное издание «Сельский вестник», меньшевистская «Рабочая газета» и руководимая В. И. Лениным большевистская «Правда».

Подъём в русском издательском деле.

Иллюстрация 2: Новый шрифт, введённый Академией Наук в Cанкт-Петербурге.Большой подъём в русском издательском деле наступил в начале 18 в. в связи с преобразованиями Петра I. В Петербурге и Москве были созданы новые типографии, в которых выпускались издания, служившие государственным целям и утверждавшие петровские реформы в области экономики, государственности, образования и быта. С января 1703 начала регулярно выходить первая печатная русская газета «Ведомости» по указу Петра I (16 декабря 1702). Важнейшим событием явилось введение гражданского шрифта, заменившего кириллицу. Первая книга, напечатанная новым шрифтом, — «Геометриа словенски землемерие…» вышла в 1708; официально шрифт был утвержден 29 января 1710. При Петре I было издано около 650 оригинальных и переводных книг, законодательные документы, книги по мореплаванию, военному и военно-морскому делу, истории, географии, словесности, учебники и др.В середине 18 в. центром издательской деятельности становится Петербургская Академия Наук. Академическая типография ввела новый рисунок шрифта (приближающийся к современным контрастным шрифтам). Академией были выпущены труды М. В. Ломоносова, Л. Эйлера, С. П. Крашенинникова, произведения русских писателей, первый толковый словарь русского языка, переводы античных классиков. Художественную и научную литературу выпускала также типография Московского университета, возникшая в 1756. Созданное в 1768 «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг на российский язык» за 15 лет своего существования выпустило 112 произведений в 173 томах, познакомив русских читателей с лучшими произведениями мировой литературы, в том числе с сочинениями французских мыслителей 18 в.здательское делоздательским делом.издательского делаиздательском деле34.

Книжное дело в современной России.

Иллюстрация 7: Герб россйиского издательства детской литературы «Дрофа»Современная издательская система сложилась в стране в последнее десятилетие прошлого века. На ее структуру и особенности функционирования оказали большое влияние самые различные внутренние и внешние факторы, важнейшим из которых является изменение социально-политических условий развития общества на основе демократизации различных сфер его жизнедеятельности. Правовой основой становления новой издательской системы стали важнейшие положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятого парламентом России в декабре 1991 г. и заменившего Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990 г.), который утратил свою силу после распада Советского Союза. Демократизация сферы массовой информации и книгоиздания проходила на фоне неизбежно связанных с ней экономических процессов, обеспечивших переход на рельсы рыночной экономики, когда издательства, формировавшиеся в этих условиях, сразу становились самостоятельными хозяйствующими субъектами нарождающегося книжного рынка.1

Досуг в Музее печати

Всем, кто увлекается историей дореволюционной России, посещение Музея печати будет крайне полезным. В книжном магазине при музее регулярно проходят встречи со знаменитыми деятелями культуры: писателями, актёрами, художниками и музыкантами. И книги здесь продаются тематические, посвящённые типографскому делу, в том числе редкие издания — находка букиниста.

В Музее печати регулярно проходят мастер-классы для детей и взрослых.

«От пера до пишущей машинки»

На интерактивном занятии можно познакомиться с вышедшими из употребления пишущими принадлежностями, узнать их историю. Участники мастер-класса попробуют написать или напечатать тексты с помощью гусиных перьев, перьевых ручек со стальными наконечниками и пишущих машинок.

«Переплётная мастерская»

После тематической экскурсии «Издательство начала ХХ века» посетителям предлагают интерактивное занятие «Переплётная мастерская» в трёх вариантах. Участники смогут попробовать себя в типографской работе — изготовить брошюры ручным способом по старинной технологии. Гости мастер-класса выполнят все переплётные работы: фальцовку листов, изготовление и скрепление книжного блока, оформление обложки брошюры — и создадут буклет, мини-книжку с текстом или записную книжку.

Программа «Старая орфография в новое время»

Занятия будут интересны как школьникам, так и взрослым посетителям. Сколько букв было в русском алфавите при Петре I и почему некоторые буквы исчезли из алфавита? Об этом расскажут ведущие на мастер-классе, а участники смогут написать стихотворение настоящей перьевой ручкой с чернилами или напечатать строки на пишущей машинке.

«Литературные места Санкт–Петербурга»

Участники программы познакомятся с забытыми именами и адресами литературного и издательского Санкт-Петербурга. В ходе самостоятельной работы они создадут плакат с картой исторического центра города, на котором обозначат литературные места центра Санкт-Петербурга.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Начало издателського дела.

Иллюстрация 1: Первая русская печатная книга «Апостол».Первая русская датированная печатная книга — «Апостол» (1563—64) была выпущена Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в руководимой ими царской типографии — Московский печатный двор. Изучение впоследствии обнаруженных семи анонимных изданий даёт основание предполагать, что книгопечатание в Москве возникло ещё до выхода «Апостола». В Московской Руси типографское книгопроизводство приходило на смену рукописному очень медленно. Рукописная традиция продолжалась многие десятилетия, а в некоторых отраслях литературы и столетия. Издательское дело до начала 18 в. сосредоточено было главным образом в Москве. В 17 в. производство печатных книг увеличилось, наряду с религиозной литературой начинают выходить книги научного и учебного содержания. Искусными мастерами печатного дела были Андроник Невежа и его сын Иван Невежин, Анисим Радишевский, Аникита Фофанов, Осип Кириллов, Кондрат Иванов, «подьячий азбучного дела» Василий Бурцев-Протопопов и др. Среди книг светского содержания выделяются поэтические и драматургические опыты Симеона Полоцкого, буквари Кариона Истомина и др.

Издательское дело в СССР.

Иллюстрация 4: Здание бывшего партийного издательства «Коммунист» в Москве, ныне кинотеатр.Великая Октябрьская социалистическая революция1, передав в руки государства материально-техническую базу издательского дела — типографии, бумажные фабрики, шрифтолитейные, красочные и др. полиграфические предприятия, создала небывалые в мировой практике условия для успешного развития издательское дела. Свобода печати из формальной и иллюзорной при капитализме превратилась в фактическую и реальную свободу печати для трудового народа. Социалистическая революция породила принципиально новый тип издательского предприятия, о котором ещё в 1905 говорил В. И. Ленин: «Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами — все это должно стать партийным, подотчетным. За всей этой работой должен следить организованный социалистический пролетариат, всю ее контролировать, во всю эту работу, без единого исключения, вносить живую струю живого пролетарского дела…» (там же, т. 12, с. 101—02). В. И. Ленин стоял у истоков печати и книжного дела страны, своими идеями и практической деятельностью он на многие годы определил пути их развития. Его указания по вопросам партийности печати и литературы нашли всестороннее воплощение в деятельности советских издательств. Ленинская идея партийности составляет главную отличительную черту советского издательского дела. С принципом партийности неразрывно связан принцип народности, заключающийся в том, что советские издательства выпускают по доступным ценам такие книги, в которых находят отражение, с одной стороны, запросы масс, с другой — потребности строительства нового общества. Важнейшими принципами советского издательского дела являются интернационализм, его многонациональный характер. Иллюстрация 5: Конверт, выпущенный к 50-летию ленинского декрета о распространении печати1здательского дела Иллюстрация 6: Плакат времён Великой Отечественной войныВ сложных условиях начался новый период советского издательского дела после победоносного завершения Великой Отечественной войны. Заново или почти заново надо было в кратчайший срок сформировать разграбленные или уничтоженные фашистскими захватчиками книжные фонды республик и областей, подвергшихся временной оккупации, быстрейшим образом восстановить всю материально-техническую базу издательского дела Советский Союз в 1940 выпустил 45 830 названий книг тиражом 462 млн. экземпляров: в 1945 — 18 353 названия тиражом 298 млн. экземпляров. Чтобы достигнуть довоенного уровня, издательствам нужно было увеличить выпуск книг в 2,5 раза по названиям и более чем в полтора раза по тиражу. ЦК партии и Советское правительство приняли энергичные меры по восстановлению и дальнейшему подъёму издательского дела в стране

В июле 1945 ЦК партии принял решение «О полиграфическом оформлении книг», имевшее важное значение для подъёма общей культуры Издательского дела и полиграфического производства

Программ

Каждую первую субботу октября в музее проходит ежегодная ярмарка принтеров в Лос-Анджелесе, а также проводятся многочисленные школьные программы и специальные мероприятия, в том числе:

  • Изобретательный Бен Франклин
  • Колониальное собрание Франклина
  • Конституционный конвенционный тур
  • Праздник Диккенса
  • Экскурсия по галерее Франклина
  • Книжный тур по искусству
  • Уроки книжного искусства и полиграфии
  • Программа значков скаутов
  • Ярмарка принтеров в Лос-Анджелесе

В музее также есть трейлер, в котором находится пресс типа Бен-Франклина, который используется для передачи программ музея живой истории в школы и на общественные мероприятия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: