Музей-заповедник «александровская слобода»

Отмена опричнины

В начале правления Ивана Грозного Россия прочно утвердилась на территориях бывших осколков Золотой Орды — Казанского и Астраханского ханств, Ногайской орды. Удавалось поддерживать безопасность и на южных рубежах, где соседом России было Крымское ханство. 

Однако в 1560-е годы крымский хан выдвинул московскому царю ряд территориальных требований, касавшихся Казанских и Астраханских земель. Крым начал подготовку завоевательного похода, чему активно содействовала Османская империя. 

В 1569 году состоялся неудачный для крымчан Астраханский поход, в 1570 году крымские царевичи совершили нападения на пограничные с Москвой территории. 

В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей выступил на Москву со всей ордой. Опричное войско, которое должно было держать оборону берегу реки Оки в районе Калуги, не оказало сопротивления, что обусловило беспрепятственное продвижение к Москве. Отказавшись от штурма, крымский хан принял решение сжечь городские посады. Огонь перекинулся на весь город, пострадали Кремль и Китай-город. Это событие стало ключевым фактором, который заставил Ивана пересмотреть существовавший политический режим.


‍В.М. Васнецов — «Царь Иван Васильевич Грозный»‍

Однако признать поражение собственной политики царь не решился и в очередной раз обвинил бояр (а конкретно князя И.Ф. Мстиславского) в измене и сговоре с татарами, что и привело к поражению и сожжению Москвы. Помимо этого, царь продолжал проводить расследования, выявляя значительные факты злоупотребления опричниками своей властью.

В 1572 году Москва ожидала повторения похода крымчан, так как путём дипломатии конфликт урегулировать не удалось. На этот раз русское войско возглавил командующий М.И. Воротынский, ранее часто оказывающийся в опале. Под его началом встали вместе как опричное войско, так и земские люди. В битве у деревни Молоди русскому войску удалось выстоять, крымский хан был разбит. 

Как писал историк В.Н. Кобрин: «Битва при Молодях стала победой не только над Девлет-Гиреем, но и над опричниной». Осенью 1572 года Иван отменил разделение страны на две части, и, более того, запретил любые упоминания об опричнине. 

Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY72021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 7 класса, в котором изучается тема опричнины. 

Что посмотреть

Кремль открыт для посещения круглогодично. В его Троицком соборе, Успенской и Покровской церквях, больничном и келейном корпусах действуют около 20 постоянных выставок.

Одна из любопытных экспозиций в Покровской церкви — Столовая палата 16 века. В ней воспроизведен интерьер покоев, где принимали послов, бояр и опричников, устраивались обильные застолья.

Здесь посетители могут ознакомиться с историческими реконструкциями царского меню и столовым этикетом времен Ивана Грозного.

Постоянно работает выставка, посвященная легендам и былям Александровского кремля. Ее материалы повествуют, в частности, о судьбе знаменитой «либерии» — библиотеки, которая, по легенде, принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении нескольких веков. После падения Константинополя она переместилась в Москву, а ее владельцем стал Иван Грозный. Одна из версий связывает последнее местонахождение знаменитого собрания книг с Александровским кремлем.

Устрашают «Средневековые подвалы 16 века», возможные места заключения и пыток эпохи Ивана Грозного. Поднявшись на колокольню Распятой церкви, можно с высоты осмотреть панораму кремля и ближайших окрестностей.

Монах

Известно, что в Александровской слободе Иван IV организовал своё «монашеское братство». Иван IV написал для опричного корпуса в Александровской слободе монастырский устав, сам был игуменом этой монашеской общины, князя Афанасия Вяземского назначил келарем, Малюту Скуратова — церковным причетником. В тот же период (в 1567 г., как считает Р. Г. Скрынников) во время одного из приездов в Кириллов монастырь он поделился с некоторыми старцами своим сокровенным желанием постричься у них. В том же 1567 году царь дал 200 рублей в Кирилловскую обитель себе на келью.

Для всех членов братства была изготовлена монашеская одежда: грубые нищенские одеяния на козьем меху, длинные черные монашеские посохи, снабженные железным острием, под нищенской рясой скрывались богатые одежды, шитые золотом, у пояса — длинные ножи. В Александровской слободе установился особый распорядок дня. Царь сам звонил в колокола, служил молебен, пел в хоре опричников.

Вероятнее всего, монашеское братство в Слободе был образовано на волне конфликта Ивана IV с митрополитом Филиппом. Глава церкви обличил неправедное житие царя. Наличие в Слободе иноческого братства воочию показывало всем, что государь ведет жизнь святого. Иван Грозный со своим братством особо не заигрался. В 1570-1571 гг. одни братья были зарезаны либо повешены на воротах собственного дома, другие утоплены, либо брошены в темницу.

Долгая дорога

В начале декабря 1564 года Иван Грозный стал вести себя предельно странно: он посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них. В самих молитвах не было ничего странного, странны были сборы: царская «семья» готовилась к переезду. К величайшему неудовольствию церковных властей, Иван IV велел забрать и свезти в Кремль самые почитаемые иконы и прочую «святость».

В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли сотни нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян.

Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю государственную казну. Церковные сокровища и казна стали своего рода залогом в руках Грозного. Войско, сопровождавшее государя, было полностью вооружено и готово к военным действиям, дворян сопровождали боевые холопы («люди»).

Царский выезд был необычен. «Ближние люди», сопровождавшие Грозного, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном неведении о замыслах царя и «в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведало куцы бяша».

Царский «поезд» скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы. Отсюда в начале января царь известил митрополита и думу о том, что «от великие жалости сердца» он оставил свое государство и решил поселиться там, где «его, государя, Бог наставит». Можно предположить, в дни «скитаний» царь работал над завещанием и весьма откровенно объяснял причины отъезда из Москвы.

«А что по множеству беззаконий моих Божий гнев на меня распростерся, — писал Иван, — изгнан есмь от бояр, самовольства их ради, от своего достояния и скитаюся по странам, а може, Бог когда не оставит».

Личная гвардия Ивана Грозного

О том, каких масштабов достигнет опричнина, вряд ли кто-то, кроме самого царя, мог догадываться. Иван Грозный объявил своей собственностью сразу 12 городов, набрал несколько тысяч молодых людей, которых назвал опричниной и наделил властью. Вообще-то они должны были бороться с крамолой и злонамеренными боярами, однако на деле опричники устроили резню на Руси.


«Александровская слобода». Эскиз декорации к опере «Царская невеста». (artchive.ru)

С лёгкой руки Ивана Грозного в список предателей и изменников попали практически все его приближённые: жертвами опричнины пали известные князья и бояре. Зачастую вместе с мужчинами казнили и их семьи, в том числе детей. Кого-то, кому повезло больше, постригли в монахи, кого-то выслали, лишив всего, подальше из Москвы.

Александровская слобода стала фактически центром опричнины и вошла в историю как «кровопийственный град»

С одной стороны, после переезда царя в слободу она стала центром притяжения выдающихся иконописцев и зодчих, с другой, — дела государственной важности чередовались там с изуверскими пытками, которым царь подвергал своих мнимых врагов.. Опричники в Новгороде

(lenta.ru)


Опричники в Новгороде. (lenta.ru)

В укреплённый дворец к Ивану Грозному опричники привозили знатных бояр и отнятое у них имущество. Там же, рядом с православным собором, устраивались кровавые казни. Напоминавшие монашеские рясы чёрные одежды, в которые облачались опричники, вкупе с отрезанными собачьими головами и мётлами, которые, согласно некоторым воспоминаниям, опричники возили с собой, придавали их образу вид устрашающий.

В Александровской слободе Иван Грозный, будучи человеком крайне религиозным, основал из опричников что-то вроде монашеского братства. Он написал специальный устав, а себя приказал величать «игуменом». Своих любимцев-опричников Грозный облачил в нищенские наряды, выдал им монастырские посохи, а сам часами неистово служил молебны и пел в хоре. Впрочем, в итоге почти всех своих «иноков» Иван Грозный казнил.


Александровская слобода. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911 г. (radonez.ru)

Из Александровской слободы Иван Грозный вознамерился сделать неприступную крепость: он, по словам немецкого путешественника Генриха фон Штадена, обложил стены крепости «снаружи поверх брёвен кирпичом от земли до стрельниц», а свои палаты обнёс специальным валом и рвом. Несмотря на это, слобода всё равно развивалась: поскольку там в итоге сошлись все нити государственного управления, то появилась своя улица для чиновников, своя — для купцов, отдельная, конечно же, — для опричников.

Слобода стала главным местом для всех переговоров, которые вёл Иван Грозный, а также, по воспоминаниям английского путешественника Флетчера, самым богатым городом Руси. «Слобода сделалась городом, украшенная церквами, домами, лавками каменными», — писал историк Николай Карамзин.


Вид на современную Александровскую слободу с воздуха. (turizm.sputnik.ru)

Иван Грозный провёл в Александровской слободе практически 20 лет. За это время там, например, успели устроить ярмарку невест для царя: туда свезли 2 тыс. девушек из разных городов Руси, часть из которых Грозный выдал замуж за своих приближённых, а одну — Марфу Собакину — взял себе в жёны. Оттуда же, из Александровской слободы, опричное войско Ивана Грозного отправилось покорять вольный Новгород и учинило там погром. В слободе же начала работать первая провинциальная печатня, где работали ученики Ивана Фёдорова.

Покинуть Александровскую слободу навсегда Ивана Грозного заставила смерть сына, виновником которой, по одной из версий, был он сам. Больше в это место царь не возвращался, а слобода на долгие годы превратилась в обычное дворцовое село.

Экспозиции

В рамках самостоятельного посещения или с экскурсией вы сможете посетить Кремль за крепостной стеной, Успенский собор, многочисленные церкви Александровской слободы, а также экспозиции внутри зданий.

Ежедневно для одиночных посетителей организуются экскурсии: со вторника по пятницу в 12:00, в выходные в 11:00 и 14:00.

Государев двор в Александровской слободе

В рамках экспозиции рассказывается о становлении столицы опричнины на месте дворцовой деревни

Особое внимание привлекает «Домовой храм Ивана Гроздного» и росписи шатра. Это единственный сюжетно расписанный шатер из сохранившихся в стране

Роспись отличает тонкий рисунок и лаконичный художественный язык.

Царственные особы в Александровской слободе

В белокаменной палате XVII века рассказывается о династиях Рюриковичей и Романовых, силами представителей которых поддерживался статус Александровской слободы, как царского имения.

Столовая палата XVI века

В рамках экспозиции воссозданы интерьеры, представлена утварь, кубки и чарки, бывшие в столовой палате для «малых приемов», где встречали иностранных послов и бояр.

Иван IV Грозный в художественных произведениях

В палате, бывшей «казнохранилищем», разместилась выставка художественных произведений, посвященный царю. Выставка отражает различные взгляды художников различных эпох на личность одного из самых неоднозначных правителей РУси.

Сенник постельный

В Александровской слободе для подтверждения ее столичного статуса проходили свадьбы Ивана Грозного. Первую брачную ночь полагалось проводить в специальном помещении, сеннике, который декорировался специальным образом. В палате воссоздан такой свадебный сенник.

Сокровища земли Александровской

Здесь собрана коллекция художественных произведений, созданных в Александровской слободе. Лучшие образцы иконописи, книги начала XVI века, предметы декоративного искусства — оклады, кресты, кадила, а также образцы шитья, созданные местными вышивальщицами.

Александровская слобода. Легенды и были

На выставке можно узнать историю таинственных событий Александровского кремля: загадка смерти Ивана III Васильевича, судьба либерии Ивана Грозного, конфликты царской семьи и многое другое.

Экспозиции Александровской слободы на официальном сайте

Сергей Кузнецов

Саин-Булат

В 1575 году Иван Грозный вторично отрекся от престола и посадил на трон служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича. Современники не понимали смысла затеи монарха. Распространился слух, будто государь был напуган предсказанием кудесников. Известие об этом сохранил один из поздних летописцев: «А говорят нецыи, что для того сажал (Симеона), что волхви ему сказали, что в том году будет пременение: московскому царю будет смерть».

Предупреждения такого рода самодержец получал от колдунов и астрологов не однажды. Иван же стал называть себя «холопом Ивашкой». Но показательно, что власть «холопа» почему-то продолжала распространяться на земли бывшего Казанского ханства, где Иван сохранял титул царя.

Скорее всего, Иван побоялся, что, оказавшись под властью настоящего чингизида, казанцы пожалуй воспрянут духом, подобьют Симеона на восстание. Конечно, Симеон не был настоящим царем, неопределенность его положения усугублялась тем обстоятельством, что он занял царский трон, но получил вместо царского один только великокняжеский титул.

На третьем месяце правления Симеона Грозный сказал английскому послу, что сможет вновь принять сан, когда ему будет угодно, и поступит, как Бог его наставит, потому что Симеон еще не утвержден обрядом венчания и назначен не по народному избранию, а лишь по его соизволению. Правление Симеона продолжалось 11 месяцев, после чего Иван смещает его, щедро награждает Тверью и Торжком, где Симеон и умирает аж в 1616 году, приняв перед смертью монашество. Почти год Грозный проводил свой эксперимент. Как хороший шахматист, он вёл позиционную игру.

Что посмотреть

Троицкий собор — классический владимиро-суздальский пятиглавый храм. Он датируется 1513 годом и почти не перестраивался, только подновлялся и ремонтировался. Собор украшен двумя трофеями Ивана Грозного: воротами, привезенными из новгородской Софии, после разорения Новгорода, и воротами из тверского Преображенского собора. Храм был расписан в XIX палехскими мастерами, но сохранилось и несколько фрагментов росписей XVI века. В настоящее время храм является действующим. Одна из его главных святынь — мощи св. Корнилия Александровского. Это был монах, живший в XVII веке. Он прославился святой жизнью, основал несколько обителей недалеко от Александрова и был духовником и наставником Успенского женского монастыря. Корнилий был канонизирован в 1984 году.

Распятская церковь-колокольня и Марфины палаты — изначально это здание было не храмом, а высокой дозорной башней. При Иване Грозном оно было переделано в колокольню, внутри которой была устроена небольшая Распятская церковь и несколько служебных помещений. Высота колокольни составляет 56 метров. В помещениях рядом с церковью по утверждениям некоторых историком располагались царские допросные и пыточные.

Уже в XVII веке к колокольне было пристроено еще одно небольшое здание с четырьмя комнатами. Именно здесь жила постриженная Петром I в монахини царевна Марфа Алексеевна. Во время конфликта с юным Петром ее старшая сестра София послала ее вместе с другими родственниками к Петру для примирения. Примирения не произошло, а все участники поплатились. Марфа была пострижена в монахини и поселена в Успенском монастыре.

На колокольне сейчас устроена смотровая площадка, а в Марфиных палатах располагаются экспозиции, рассказывающие о царевне Марфе (здесь сохранились изразцовые печи XVII века, мебель и иконы), истории Успенской обители, и о загадках истории, связанных с Александровской слободой: тайне библиотеки Ивана Грозного, первой попытки человека создать летательный аппарат и т. д.

Основная экспозиция музея находится в Царских палатах и примыкающей к ним шатровой Покровской церкви. Церковь датируется 1510-ми годами, и является одним из первых русских шатровых храмов. Сохранились уникальные росписи шатра на ветхозаветные сюжеты. Они были открыты в 1925 году при реставрации.

В этих палатах когда-то жил Иван Грозный, а церковь была его домовым храмом. Экспозиция посвящена именно этому периоду жизни Александровской слободы. Представлены разные образы Ивана Грозного — в живописи, графике, скульптуре и даже киноискусстве. В одной из комнат воспроизведен интерьер столовой палаты, с посудой и столовой утвари XVII века, другая посвящена семейной жизни царя и его свадьбам. Под палатами сохранились трехметровые подвалы. В одной из их комнат сейчас экспозиция, посвященная истории самой крепости, в другой — устроена пыточная с Малютой Скуратовым, а в третьей — выставка, представляющая искусство XVII-XVIII вв: иконопись, предметы быта и т. д.

В Успенской церкви XVI вв. находится выставочный зал современного православного искусства, а также экспозиция, посвященная александровскому купечеству XIX-XX веков. Когда-то это была домовая церковь княгинь дома Романовых, поэтому она отличается уютом и изяществом. В XVIII веке у церкви появилась шатровая колокольня, а на ней были установлены часы новейшей конструкции.

В Келейном корпусе, который примыкает к церкви, сейчас творческий центр, где можно поучаствовать в мастер-классах по изготовлению изразцов и славянских кукол-оберегов, а в деревянной келье неподалеку — выставка, посвященная быту русской деревни.

В Больничном корпусе находится выставка вещей из дворянских усадеб Александровского уезда — в первую очередь из усадьбы Бутурлиных-Зубовых. Воссозданы подлинные интерьеры провинциальных усадеб XIX века. К Больничному корпусу примыкает небольшая Сретенская церковь XVIII века — когда-то в ней была усыпальница царевны Марфы.

Откуда пошло название города Александров

Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно происхождения названия города. Так, краевед Н.С.Стромилов (1842-1895) выдвинул три версии. Согласно первой из них, прежде это поселение носило название Новая слобода, однако в XV веке его переименовали в Александровскую, чтобы отличать от другой Новой слободы, расположенной в 5 верстах от нее.

По другой версии, здесь мог стоять станом князь Александр Невский, когда навещал своего отца в Переславле-Залесском. В XIII веке здесь было заложено селение Александровское. Однако до настоящего времени нет документов, которые бы подтверждали эту версию.

Еще одна версия связывает название слободы с именами ее владельцев. Так, в XV веке этими землями владел князь Александр Иванович Ростовский, по прозвищу Хохолок (умер до 1474 года), праправнук Ивана Калиты (ок. 1283 – 1340 или 1341). При князе Юрии Дмитриевиче землями рядом с Александровской слободой владел боярин Александр Владимирович.

В конце XV – начале XVI века хозяином слободы был Александр Иванович Старков. Согласно писцовым книгам 1506-1510 года,  его брат Алексей получил в наследство слободу и переименовал ее в Александровскую.

История слободы

Александровская слобода известна нам с начала XV века. Это было небольшое село, которое полюбилось московскому великому князю Василию III, и он устроил здесь свою загородную резиденцию. В 1513 году для него были построены дворец и каменный Покровский собор. Но гораздо более известно это место как опричная резиденция следующего царя – Ивана Грозного.

Историки и политики до сих пор спорят о том, как оценивать фигуру Ивана Грозного – как прогрессивного правителя, укреплявшего московское государство, или как тирана и маньяка, развернувшего настоящий террор в своей стране. Так или иначе, история Александровской слободы неразрывно связана с его памятью.

Официально Иван Грозный вступил в права в 1545 году со своим совершеннолетием, а в 1547 году венчался на царство. Он начал правление с прогрессивных реформ: принял новый Судебник, созвал Земской собор – русский вариант парламента, упорядочил систему государственных приказов, то есть разных отраслей управления. При нем в состав государства вошли Казань и Астрахань… Однако в какой-то момент царь сосредотачивается на поисках внутренних врагов.

В 1565 году он делит свою страну фактически на две неравноправные части: опричнину – то есть свои личные земли, и земщину – то есть все остальное. Против земщины разворачиваются репрессии. Протестующих против опричнины и даже просто бьющих челом с просьбами об отмене такого разделения жестоко казнят. В 1570 году царь идет походом на Новгород, подозревая его в измене – и в летописях этот поход остался как самое жестокое из его деяний. Царь истреблял простых новгородцев тысячами.

Новой фактической столицей государства стала опричная Александровская слобода. Грозный переехал сюда, официально отрекшись от престола, забрав свою знаменитую библиотеку и государственную казну. Опричнина была устроена царем как монашеский орден, в котором он сам исполнял обязанности игумена. У опричников было особое одеяние, похожее на монашеское, но с оружием, и свои знаки: собачья голова, символизировавшая верность царю и готовность растерзать его врагов, и метла, которой они выметали «сор» из страны. В самой Александровской слободе царь действительно исполнял игуменские обязанности: будил всех колокольным звоном к заутрене, пел на клиросе.

Впрочем, вскоре, после долгих уговоров, он все-таки вернулся в Москву для официального принятия власти снова – и стребовал с Земского приказа 100 тысяч рублей за свои вынужденные передвижения. Но Александровская слобода так и осталась его столицей – в Москву он в дальнейшем ездил только по необходимости. Именно здесь он принимал иностранных послов и вел переговоры, именно в этих подвалах пытал бояр, подозреваемых в измене. Грозный продолжал жить здесь до 1581 года, до года смерти своего сына — царевича Ивана. Мы не знаем, правда ли именно отец убил сына, но трагедия произошла именно здесь, в Александровской слободе. Легенда говорит, что Иван Грозный избил до смерти царевича железным посохом, заподозрив его в заговоре и желании захватить власть. По другим сведениям, сначала царь стал избивать его беременную жену, царевич вступился, и тогда обезумевший отец стал бить уже его. Так или иначе, Грозный покинул Александровскую слободу после этого и никогда сюда не вернулся.

В 1885 году на этот сюжет была написана знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Копия этой картины – один из главных экспонатов нынешней музейной экспозиции.

При Иване Грозном деревянные стены крепости заменяются на кирпичные, обновляются Покровский и Троицкий храмы, появляется высокая колокольня, строятся Царские палаты.

После отъезда Ивана Грозного жизнь в слободе не прекратилась. C XVI века здесь существует Успенский монастырь, на который много жертвует царь Федор Алексеевич. При нем над западными воротами была построена церковь во имя Федора Стратилата, его святого покровителя. Само село оставалось вотчиной семейства Романовых, и царствующие особы регулярно сюда приезжали. Например, в этих местах очень любила охотиться цесаревна Елизавета Петровна, будущая императрица – Александровская слобода с 1727 года принадлежала именно ей.

После революции территория монастыря и все его строения были переданы музею. В настоящий момент монастырь возрожден, и соседствует с музейными экспозициями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector