Фюмаж
Вольфганг Паален. Иностранцы. 1937 год
Идея исключения разума из когнитивных и творческих процессов была основополагающей для раннего сюрреалистического искусства. Но и более поздние представители этого направления, пришедшие к идеям сюрреализма в 1930-е годы, увлекались такого рода экспериментами.
Среди новых техник, восходящих к автоматическому рисунку, можно отметить фюмаж, от французского fumage — «копчение, задымление». Первым произведение в такой технике представил публике Вольфганг Паален Вольфганг Паален (1905–1959) — австрийский и мексиканский художник, скульптор и теоретик искусства. В 1929 году селится в Париже, где берет уроки живописи у Ганса Гофмана и Фернана Леже. В 1935 году присоединяется к сюрреалистическому движению и остается его видным представителем до 1942 года. на Международной выставке сюрреалистов в Лондоне в 1936 году. В том же году он выполнил первую работу в масле по мотивам фюмажа, которая называется «Запретная земля». В этой технике экспериментировали и другие сюрреалисты, например Роберто Матта и Сальвадор Дали, который называл фюмаж «сфумато». Холст или бумагу держали над дымящейся свечой или керосиновой лампой, и получались странные потусторонние образы.
слушайте выпуск подкаста «Зачем я это увидел?»
Сальвадор Дали — гений или поп-звезда?
Что такое сюрреализм? Откуда сюрреалисты брали «сюжеты» своих картин и при чем тут доктор Фрейд? Умел ли Дали работать кистью не хуже Веласкеса и Вермеера?
Две выставки серого кардинала сюрреализма Макса Эрнста в Эрмитаже
«Лес и что? Голубое солнце?», – недоверчиво переспрашивал кто-то из гостей на открытии новой выставки в Эрмитаже. Да, именно так – «Лес и голубое солнце». А еще «Руки на птицах», «Молодые люди, топчущие свою мать» и многое другое, для беглого взгляда – абсурдное и алогичное. Ведь это Макс Эрнст. Художник, имевший право произнести «сюрреализм – это я» раньше своего испанского коллеги.
Эрмитаж одновременно открыл сразу две выставки Эрнста. О его парижских годах – в Новом Эрмитаже. И о любви всей его жизни, книжной графике – в Главном штабе. Днем сюрреализма назвал на открытии Михаил Пиотровский этот день в музее.
Многие сюрреалисты говорили, что после Первой мировой войны будто почувствовали зов Парижа. Услышал его Макс Эрнст. Еще в детстве говоривший, что «его любимое занятие – это смотреть». А самые интересные взгляды, новые языки и образы в 20-е годы были именно в Париже.
Хотя разглядеть нечто чрезвычайное Макс Эрнст мог, кажется, в чем угодно. Доказательство — его книги. Фантасмагорические романы в коллажах из затейливо скомбинированных фрагментов иллюстраций готических книг или репродукций известных произведений, россыпи штрихов в его фроттажной серии «Естественная история» в поздних гравюрах.
«Магия Эрнста пробудила книгу от многовековой дремы: он не просто украсил, заколдовал ее страницы, превратив во множество трепещущих век», – говорил о нем Андре Бретон. Эта магия сродни самой первой детской книжке с картинками. Можно увидеть совершенно новый мир. Если смотреть очень широко открытыми глазами.
«Изысканный труп»
Андре Бретон, Жаклин Ламба, Ив Танги. Изысканный труп. 1938 год
Разрабатывая идею автоматического письма, сюрреалисты заново открыли и приспособили «дадаистский случай». Основатель дадаизма Тристан Тцара и австрийский художник и писатель Рауль Хаусман изобрели метод создания «случайных» поэм, по технике напоминающий коллаж. Хаусман просил типографов выбрать печатные текстовые блоки наугад и напечатать их в случайном порядке. Тцара вырезал отдельные фрагменты текста из газет и, перемешав их в шляпе, вслепую доставал обрезки, на ходу составляя дадаистское стихотворение. Похожий принцип лежал в основе дадаистских коллажей поэта и художника Ханса Арпа Ханс Арп (1886–1966) — немецкий и французский художник, поэт, скульптор. В 1916 году вместе с Тристаном Тцара и другими организовал в Цюрихе группировку дада, начав с выступлений в «Кабаре Вольтер». В 1914 году познакомился с Максом Эрнстом, с которым впоследствии стал основателем дадаизма в Кёльне. В 1924 году переехал в Париж, где сблизился с кругом сюрреалистов., создание которых он оставлял на волю судьбы, рассыпая над листом-основой цветные клочки бумаги, а затем приклеивая их на те места, куда они упали.
Среди сюрреалистических экспериментов, которые основывались на «чуде» случайности, была групповая игра под названием «Изысканный труп». По сути это снова коллаж — из слов, добавленных поочередно всеми участниками игры. На листе бумаги собравшиеся по очереди записывали фразы или предложения, причем каждый последующий игрок не должен был знать, что написал предыдущий. В итоге получалось коллективное повествование, на первый взгляд совершенно абсурдное. Зато такая игра позволяла создавать произведения вне зависимости от эстетических предпочтений каждого из авторов. Название игры отсылает к одному из первых результатов такого эксперимента: «Изысканный труп будет пить молодое вино». Эта игра также была приспособлена к возможностям рисования: каждый игрок должен был запечатлеть закрепленную за ним часть образа. Изображая человеческую фигуру, сюрреалисты, с присущим им принципом метафорического смещения, получали изображения, которые смутно напоминали человека.
Андре Бретон писал, что эта салонная игра была очень популярна на собраниях его друзей. В 1938 году он приводит следующее определение данной игры в «Кратком словаре сюрреализма»:
Инструкция
Для игры нужно не меньше трех человек. Вам понадобятся лист бумаги, ручка или карандаш.
- Пусть первый игрок напишет слово или фразу, загнет лист в месте написанного и передаст следующему игроку. Последний игрок пишет фразу, разворачивает лист и читает полученный текст (возможно, в детстве вы играли в похожую игру «Чепуха»).
- Менее распространенный вариант — игра с изображением. Договоритесь с игроками, что вы хотите нарисовать, разделите задуманное на несколько частей, соответствующее количеству игроков. Загибайте лист так, чтобы следующий игрок видел лишь примерное расположение вашего рисунка.
- Еще более усовершенствованный вариант «Изысканного трупа» — игра с коллажем. Это потребует предварительной подготовки: все участники должны заранее принести вырезки из журналов или газет. Наклеивайте изображения поочередно, загибая бумагу так, чтобы последующий игрок не догадывался о вашей картинке.
- В результате может получиться самый настоящий «изысканный труп», который будет напоминать коллажные работы сюрреалистов.
В журнале «Сюрреалистическая революция»
№ 9–10 за 1927 год (октябрь) были опубликованы такие результаты этой игры:
Краткая история жанра
Изначально движение зародилось в литературе, но почти сразу же перекочевало в художественную сферу. Вслед за популярным в то время психоанализом сюрреалисты пытались показать, что творческая энергия находится в бессознательном, проявляясь в состояниях сна, гипноза, болезненного бреда и в автоматических неконтролируемых действиях. В своих работах они совмещали привычные глазу повседневные образы с аллюзиями и парадоксами из сновидений.
Вдохновленные идеями левой идеологии, последователи течения призывали к освобождению от навязанной рациональности с помощью искусства и выступали за то, что наше восприятие крайне иллюзорно из-за искажений, вызываемых бессознательными процессами. Работы сюрреалистов стремятся передать посыл: зачастую мы видим совсем не то, что нам кажется.
Фроттаж
Макс Эрнст. Молнии младше четырнадцати лет. Из альбома «Естественная история». 1926 год
Еще один способ применить автоматизм к изобразительному искусству придумал Макс Эрнст, немецкий и французский художник. Возможно, вы делали
что-то похожее в детстве, заштриховывая монетку. Вот как описан момент изобретения фроттажа в воспоминаниях художника:
Самый яркий пример работ в этой технике — альбом Эрнста «Естественная история» с фантастическими растениями и животными Эта серия частично представлена на выставке «Макс Эрнст. Парижские годы». Другая часть листов из альбома экспонируется на выставке «Алхимия образа. Книги Макса Эрнста из собрания Марка Башмакова», которая проходит в Главном штабе Эрмитажа..
Инструкция
Вам понадобятся разные предметы с фактурными поверхностями и карандаш.
- Подкладывайте под бумагу предметы, поочередно меняя их, и натирайте лист графитом.
- В полученных узорах можно попытаться разглядеть
какие-либо образы. - Также можно сделать коллажи из нескольких фроттажей, как это делал Макс Эрнст.
Автоматический рисунок
Андре Массон. Автоматический рисунок. 1925 год
В манифесте сюрреализма 1924 года автоматизм входит в определение сюрреализма Андре Бретон, из «Манифеста сюрреализма» 1924 года: «Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений»., но о живописи в этом тексте речи не идет. Более того, Пьер Навилль Пьер Навилль (1904–1993) — французский поэт, теоретик литературы, социолог. К сюрреалистическому движению примкнул в 1924 году, начав публиковаться в журнале «Яйцо вкрутую». Вместе с Бенжаменом Пере основал журнал «Сюрреалистическая революция», но вскоре уступил место редактора Андре Бретону. и некоторые другие ранние представители направления категорически отрицали возможность сюрреализма в живописи, считая, что автоматизм не применим к изобразительному искусству. Это были готовы оспорить некоторые художники, в числе которых были Андре Массон и Жоан Миро. В своем творчестве они предприняли попытку утвердить изобразительный эквивалент автоматического письма.
Автоматический рисунок — это еще одна возможность выразить образы бессознательного, но на этот раз графически. Язык так или иначе определяет результат сеанса автоматического письма — скорее всего, вы получите текст на родном языке и слова, которые вы напишете, будут вам знакомы. Визуальные же образы могут позволить добыть образы из бессознательного — именно их сюрреалисты воспринимали как некие проявления «чудесного».
задний план
Макс Эрнст перенял у Джорджо де Кирико , главного представителя Pittura metafisica , идею объединения мотивов рисунков в загадочные комбинации в живописи на ранней стадии; эту идею позже переняли сюрреалисты . Это соответствовало свободной ассоциации, которую Зигмунд Фрейд использовал для выявления бессознательного в мыслях своих пациентов, что также выражалось в сновидениях. «Селебес» — первая работа в группе картин, которые Макс Эрнст написал в период с 1921 по 1924 год, во время перехода от дадаизма к сюрреализму. Эрнст создал его на основе модели дадаистского коллажа , которую он использовал с 1919 года для получения причудливых комбинаций изображений. Однако он был написан спонтанно прямо на холсте, без каких-либо предварительных коллажей или зарисовок с небольшими изменениями. Другой похожей картиной Макса Эрнста, похожей на коллаж, был, например, « Царь Эдип» 1922 года.
Андре Бретон опубликовал свой первый сюрреалистический манифест в Париже в 1924 году, что считалось началом движения. Де Кирико уже написал «Песнь любви» ( Le chant d’amour ) десятью годами ранее, в 1914 году . На нем изображено загадочное сочетание бюста Аполлона, прикрепленного к стене дома, и резиновой перчатки. На заднем плане движется поезд. Предложение «Прекрасно, как случайная встреча швейной машинки и зонтика на столе для препарирования», часто цитируемое сюрреалистами, взято из песен Мальдорора (1868/69) Лотреамона . Макс Эрнст говорил о «систематической эксплуатации случайной или искусственно спровоцированной встречи двух или более чуждых реальностей на явно подходящем уровне».
Наследие
Сын Эрнста Джимми Эрнст , известный немецко-американский художник- абстракционист-экспрессионист , живший на южном берегу Лонг-Айленда , умер в 1984 году. Его мемуары «Не такой натюрморт» были опубликованы незадолго до его смерти. Внук Макса Эрнста Эрик и его внучка Эми — художники и писатели.
Жизнь и карьера Макса Эрнста рассматриваются в документальном фильме Питера Шамони 1991 года « Макс Эрнст» . Посвященный историку искусства Вернеру Спису , он был собран из интервью с Эрнстом, кадров его картин и скульптур, а также мемуаров его жены Доротеи Таннинг и сына Джимми. 101-минутный немецкий фильм был выпущен компанией Image Entertainment на DVD с английскими субтитрами.
Музей Макса Эрнста открылся в 2005 году в его родном городе Брюль, Германия. Он расположен в здании 1844 года в стиле позднего классицизма, интегрированном с современным стеклянным павильоном. Исторический бальный зал когда-то был популярным местом встречи, которое Эрнст посещал в молодости. Коллекция охватывает 70 лет его карьеры, включая картины, рисунки, фроттажи, коллажи, почти все литографические работы, более 70 бронзовых скульптур. и более 700 документов и фотографий Мана Рея , Анри Картье-Брессона , Ли Миллера и других. Основа коллекции восходит к 1969 году и включает в себя работы, подаренные художником городу Брюлю. Тридцать шесть картин, подаренных художником его четвертой жене Доротее Таннинг , находятся на постоянной основе в Kreissparkasse Köln. Среди заслуживающих внимания работ — скульптуры «Король, играющий с королевой» (1944 г.) и « Учителя школы убийц» (1967 г.). В музее также проходят временные выставки других художников.
Коллекция Менил , в Хьюстоне , штат Техас находится значительная коллекция сюрреалистического искусства , включая более чем 100 штук Макса Эрнста. Известные картины включают « Хвалу свободы» (1926), Лоплоп представляет Лоплопа (1930), День и ночь (1941–1942), Сюрреализм и живопись (1942), Евклида (1945), Рой пчел во Дворце правосудия (1960). ), Свадьба Неба и Земли (1964). Работы Эрнста в коллекции Menil обычно выставляются по несколько штук одновременно с другими произведениями сюрреализма в коллекции на ротационной основе.
Выставки, ретроспективы и награды
- Венецианская биеннале , Венеция (1954), получила Гран-при за живопись.
- Musée National d’Art Moderne Paris (1959), удостоен Гран-при национального искусства.
- Музей современного искусства , Нью-Йорк (1961)
- Галерея Тейт , Лондон (1962)
- Кунстхаус Цюрих (1963)
- Moderna Museet , Стокгольм (1969)
- Ретроспектива из 104 работ 1920–1968 годов, полностью взятых из коллекции Menil , гастролировала по Европе с 1970 по 1972 год ( Hamburger Kunsthalle , Kestnergesellschaft , Frankfurter Kunstverein , Academy of Arts, Berlin , Kunsthalle, Cologne, Musée de l’Orangerie , Musée Cantini , Maison de la Culture de Grenoble , Ancienne Douane (Страсбург) , Musée d’Arts de Nantes ), а затем в США ( Художественный музей Нельсона-Аткинса , Художественный музей Fogg , Художественный институт Чикаго , Музей Соломона Р. Гуггенхайма ). Открытие выставки в Париже было дополнено 44 экспонатами из различных коллекций и открылось 2 апреля 1971 года, в день 80-летия Макса Эрнста.
- В 2005 году в Метрополитен-музее открылась выставка «Макс Эрнст: ретроспектива», в которую вошли такие работы, как Celebes (1921), Ubu Imperator (1923) и Fireside Angel (1937), одна из немногих определенно политических работ Эрнста и под названием «Триумф сюрреализма» изображает разъяренное птицеподобное существо, символизирующее волну фашизма, охватившую Европу. На выставке также представлены работы Эрнста, в которых экспериментируют со свободным письмом ассоциаций и техникой фроттажа , создаваемой натиранием текстурированной поверхности; соскабливание грануляции , с участием царапин на поверхности картины; и декалькомания , которая включает изменение мокрой картины путем прижатия к ней второй поверхности и ее удаления.
- Dada — это ретроспективная групповая выставка Dada в Bildmuseet , Университет Умео, Швеция, которая будет проходить с 17 ноября 2017 года по 20 мая 2018 года.
Документальные изображения
Детство и юность
Макс Эрнст родился 2 апреля 1891 года в Брюле в семье учителя-католика, работавшего с глухонемыми детьми. Мать была домохозяйкой и следила за многочисленным потомством, стараясь, чтобы дети выросли воспитанными и образованными людьми.
В семье занимались рисованием, потому что родитель был художником-любителем, часто бравшим Макса и братьев на природу на пленэр. Мальчик с любопытством рассматривал цветы, реку и деревья, и его ранние произведения ставили другим детям в пример.
В 1897 году юный Эрнст поступил в школу и увлекся философией, выделив ее из других наук. Он прочитал трактат Макса Штирнера и раз и навсегда усвоил, что ключевые события в мире происходят совсем не вдруг.
Самыми сильными впечатлениями из-за этого стали рождение сестры Аполлонии и смерть любимого попугая, случившаяся в тот же день. Будущий мастер решил, что малышка забрала жизнь у птицы, и почувствовал, что пришло время перейти на следующую ступень.
Макс Эрнст в молодости В 1909 году Макс получил стипендию в Боннском университете и в качестве специализации выбрал психологию душевнобольных. Он пристально изучал их способности и произведения искусства и собрал материалы, которых хватило бы на пару научных книг.
Будучи студентом, Эрнст подружился со многими представителями творческих профессий — Генрихом Кампендонком, Карлом Оттеном, Иоганном Кулеманном и Августом Маке. В автобиографии говорилось, что именно в этом прогрессивном обществе он твердо решил стать художником и подумал о персональной выставке.
Вспомнив отцовские уроки, Эрнст рисовал портреты и карикатуры и, чтобы усовершенствовать технику, посещал лекции на факультете искусств. Потом ряд удачных произведений он отправил в галереи Бонна и стал ожидать реакции, преисполненный тревожных чувств.
Живопись
После того как раннее творчество было представлено в экспозиции экспрессионистов, Марк утвердился в собственных способностях и в том, что выбрал правильный жанр. Но Первая мировая война заставила пойти в немецкую армию и нанесла по будущему мастера сильный и жестокий удар.
В 1919 году Эрнст демобилизовался в чине лейтенанта и, приехав в Кельн, заинтересовался авангардным течением дада. Скандалы, связанные с эпатажными художниками, захватили молодого человека, и он решил попробовать собственные силы в прогрессивной технике коллажа.
Макс Эрнст — «Целебесс или слоны Целебесса» Под вымышленным именем Дадамакса Эрнста новоявленный бунтарь делал фотокаталоги и устраивал нетрадиционные выставки, включавшие работы душевнобольных. Из-за этого произошла ссора с родителями, запретившими появляться дома, и интерес к эпатажному творчеству на какое-то время затих.
Впрочем, художник успел познакомиться с французскими единомышленниками Полем Элюаром и Галой — моделью Сальвадора Дали. Он написал сюрреалистическую картину под названием «Слон Цебес» и потом говорил с грусть, что это были счастливые дни.
В 1920-х годах, переехав в Париж по чужому паспорту, Эрнст, вдохновленный многочисленными коллегами, создал ряд выдающихся работ. К сожалению, чтобы оценить «Встречу друзей» и «Прекрасную садовницу», критикам и искусствоведам потребовался не один год.
Макс Эрнст — «Ангел домашнего очага, или Триумф сюрреализма» Макс никогда не оставлял попыток обогатиться и прославиться, изобретая новые техники, такие как фроттаж и граттаж. Он оформлял театральные постановки и писал графические новеллы, а также стал автором зарождавшегося жанра, названного роман-коллаж.
В 1931 году удача улыбнулась художнику, и его работы арендовали для персональной выставки в США. А потом в карьере Эрнста настал весьма плодотворный период, в который в полной мере проявился талант живописца и скульптора.
Накануне 52-го дня рождения Макс написал символическую картину, которая была разбита на секции и состояла из 52 частей. После этого он создал скульптуры «Козерог» и «Бессмертник», ставшие живым воплощением самых смелых авангардных идей.
Поток сознания и достоверность невозможного
Сюрреалисты-художники придерживались двух основных концепций.
Первая заключалась в бессознательном и автоматическом создании картин, порой вообще без осознанного участия художника. Сюрреалист Макс Эрнст (1891–1976), например, так описывал изобретенную им методику: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее <…> над лежащим холстом».
Другой представитель этого направления, Жоан (Хуан) Миро (1893– 1983), создавал полотна, близкие к абстракционизму. Они представляли собой набор произвольных линий и пятен.
Самый известный сторонник второй концепции сюрреалистической живописи — Сальвадор Дали (1904–1989), считавший, что на холст следует как можно тщательнее переносить образы из собственного подсознания.
Работы Дали отличаются точной передачей перспективы и умелой игрой со светотенью. Именно талант и мастерство художника, а не только его фантастические творения, порой отталкивающие, а порой юмористические, сделали Дали одним из самых известных сюрреалистов XX века.
Дали заявлял: «Сюрреализм — это я!», но при этом никогда не останавливался на каком-либо одном найденном приеме. Художников, пренебрегающих тонкостями художественного мастерства, он считал скорее ленивцами, чем гениями.
Многие художники, творившие в стиле сюрреализма, например мексиканка Фрида Кало (1907–1954), часто обращались к сказочным, фольклорным, мифологическим мотивам и образам.
Гюстав Моро «Фаэтон» (1878) Этот художник оказал большое влияние на сюрреалистов
Гипноз
Поль Элюар, Андре Бретон и Робер Деснос. 1923 год
Тайны человеческой психики интересовали многих сюрреалистов, но в особенности теоретика сюрреализма Андре Бретона. В университете он учился на медика и практику проходил во время Первой мировой войны; в госпитале Бретон был свидетелем в том числе душевных страданий изувеченных пациентов.
Интерес к бессознательному, к сновидениям проявлял себя в ранних экспериментах с автоматическим письмом, а также на страницах журнала «Литература», где печатались пересказы сновидений. Городские праздники и ярмарочные представления с участием гипнотизеров открывали перед будущими сюрреалистами новые источники творчества.
Нельзя не отметить еще одно событие, которое побудило Бретона и его соратников на эксперименты с гипнозом, — знакомство с Рене Кревелем, который в сентябре 1922 года заявил о своем даре медиума. Первый задокументированный эксперимент был проведен 25 сентября 1922 года. В нем участвовали Рене Кревель, Робер Деснос, Бенжамен Пере под наблюдением Бретона, Элюара, Ман Рэя, Макса Эрнста и других. Деснос, который уже был разочарован опытом с известными в Париже гипнотизерами, не очень верил в успех эксперимента. Однако внезапно через некоторое время после начала сеанса он начал скрести руками по столу. Кревель истолковал это как желание писать, и Десносу дали карандаш и бумагу. Присутствующие стали задавать вопросы, и вот что из этого вышло Отрывок из «Явления медиумов» А. Бретона.:
Сам же Деснос, выйдя из состояния гипнотического сна, не помнил ничего из произошедшего. Об этом он написал в своих воспоминаниях:
Вскоре, впрочем эксперименты с гипнозом пришлось оставить: на одном из гипнотических сеансов Робер Деснос схватил нож и чуть не устроил резню.
Инструкция
Эксперимент с гипнозом повторять самостоятельно не стоит. Но вы можете попробовать поиграть в другую сюрреалистическую игру.
Игроки садятся за стол, каждый пишет, не глядя на соседа, некое предположение, фразу, которая начинается со слова «если» или «когда» с одной стороны листа, а с другой — другую фразу в условном наклонении или в будущем времени, которая по смыслу никак не связана с предыдущей, но грамматически может быть ответом на любое предположение. После участники разбиваются на случайные пары и зачитывают написанное по очереди.
Вот как это получилось у Андре Бретона и Луи Арагона:
Интерпретации
Остров Сулавеси (Целебес)
Название связано со старым немецким насмешливым стихом: у слона из Целебеса / есть что-то желтое на спине / у слона из Борнео / у него то же самое спереди . Термин «Целебес» — это оригинальное название индонезийского острова Сулавеси , форма которого напоминает слона.
Фернандо Ботеро : Похищение Европы , скульптура в Мадриде
Согласно Вернеру Шпизу , шар, плавающий в правой части изображения, нужно толкнуть (бильярдной) клюшкой слева в круглое отверстие в центре чудовищного существа, похожего на котел. Говорят, что этнологическим источником для этого коротконогого существа послужил огромный бункер из глиняного зерна из южного Судана , который Макс Эрнст видел на репродукции гравюры на дереве.
Атмосфера насилия в Целебесе и, казалось бы, механическое, похожее на слона чудовище может быть связано с травматическим опытом Эрнста в качестве солдата во время Первой мировой войны , о котором он упомянул в своей автобиографии. «Слон» напоминает военный танк , а механическим элементом с прицелом на колосса мог быть перископ . Похоже, что это в аэропорту, и облака дыма в небе могли быть от сбитого самолета.
«Хвощ» по праву может быть истолкован как фаллический символ, а голая женская фигура в нижнем правом угле может быть мифологическим намеком на совращение Европы по Зевсу , под видом быка, чья голова появляется в конце ствола.
Освобождение духа
Сюрреализм (фр. surrеalisme — сверхреализм) как художественное направление оформился в 1920-х годах. Поначалу он обрел последователей в литературе и только потом — в живописи и других жанрах изобразительного искусства. Впервые это понятие использовал в 1917 году поэт Гийом Аполлинер в манифесте «Новый дух».
Философской основой для сюрреализма стали популярные в то время работы Зигмунда Фрейда, предлагавшего людям заглянуть в глубины своего подсознания, а также труды представителей левых политических партий и движений, которые призывали совершить революцию не только в капиталистических странах, но и в умах. Для всего этого требовалось освободиться от реального в пользу иррационального, «вне-разумного». «Манифест сюрреализма», созданный в 1924 году поэтом и писателем Андре Бретоном, гласил: «Среди множества доставшихся нам в наследство невзгод нам была предоставлена и величайшая свобода духа. Мы недостаточно ею злоупотребляем. <…> реалистическая точка зрения… представляется мне глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву. Она внушает мне чувство ужаса, ибо представляет собой плод всяческой посредственности, ненависти и плоского самодовольства».
Рабочие отношения
Император Вахауа |
---|
Макс Эрнст , 1920 |
Масло на холсте |
83,5 × 78 см |
Музей фолькванг , Эссен |
В картине Celebes Макс Эрнст использовал элементы, аналогичные тем, что появились в его работе The Kaiser von Wahaua еще в 1920 году . Над мужчиной на переднем плане парит женщина, стилизованная под медальон. Император играет палкой и шарами, и медальон словно превращается в шары. Небо, покрытое рыбой, в свою очередь, относится к битве рыб или победе веретена , оба из 1917 года. Птицы в воде, рыбы в воздухе или и то, и другое в одном и том же элементе снова и снова появляются в работах Макса Эрнста. Альфред Кубин включил мотив рыбы, летящей по небу, в иллюстрацию к «Другой стороне» , в которой «рыболов на декоративных качелях удочку в воздух с дерева, чтобы поймать плавающую там рыбу».
В 1987 году художник Юрген Шиффердеккера создал сборку , а слон скульптуры малого формата , выполненный из металла и цветного лака, под названием Die Heimkehr де Elefanten Сулавеси (для Макса Эрнста) , который можно увидеть в коллекции Staatliche Дрездена .
Марсель Дюшан «L.H.O.O.Q.»
Сюрреалисты утверждали необходимость пересмотра традиционного искусства. Наиболее ярко это стремление выразил в 1919 году, представив картину «L.H.O.O.Q.», на которой он подрисовал усы и бородку Джоконде. Такая техника — дополнение существующих и зачастую повседневных объектов незначительными деталями, превращающими их в объект искусства, — получила название «readymade» (англ. «готовая вещь») и использовалась Дюшаном в дальнейших работах.
Название интересно тем, что L.H.O.O.Q. при прочтении созвучно с французским «у неё там горячо», и вряд ли Дюшан использовал такую комбинацию букв случайно. Позже художник не раз возвращался к этому обозначению — L.H.O.O.Q. встречается в его произведениях в различных вариациях больше тридцати раз.
Дюшан, которому была близка тема половой идентичности, своим экспериментом с Моной Лизой также затронул гендерную проблему, добавив маскулинные черты олицетворению женственности. Как известно, некоторые работы он даже подписывал женским псевдонимом Rose Sélavy, что созвучно с фразой «Eros, c’est la vie» (фр. «Эрос, это жизнь»). Сохранились также несколько фотосессий Дюшана в женском образе.
Несмотря на кажущуюся кощунственность «бородатой» Моны Лизы, публика восприняла её с интересом. Эксперименты с Джокондой продолжались — появлялись пародии на пародию. Картина остаётся популярной и сегодня: в 2017 году она была куплена на аукционе за $743.000. В 2000 году во Франции была учреждена Премия Марселя Дюшана, которая сегодня считается одним из крупнейших конкурсов в области современного искусства.
Пабло Пикассо «Сон»
«Сон», 1932, Пабло Пикассо. Находится в частной коллекции Стивена Коэна
Как и многие художники вдохновлялся любовными переживаниями, воплощая их в творчестве. На картине «Сон» он изобразил своё новое увлечение — Мари-Терез Вальтер, которую ласково называл валькирией.
Мари-Терез Вальтер было 17 лет, когда она встретила Пабло Пикассо, который был старше её на 28 лет и к тому же женат. Тем не менее, их отношения развивались очень стремительно и страстно, спровоцировав целую серию сюрреалистических портретов, нарисованных Пикассо в 1932 году.
В картине «Сон», нарисованной всего за один день, Пикассо использует любопытный приём, разделив изображенное в анфас лицо на две половинки так, что можно наблюдать и линию профиля. Подобное сочетание несовместимых ракурсов положило начало новому направлению в портретной живописи. Пикассо отказывается от реалистичного изображения спящей девушки, используя форму и цвета так, чтобы вызвать эмоции и передать общее ощущение покоя и умиротворения.
В 2006 году владелец решил продать картину и уже договорился с покупателем о сумме сделки в 139 миллионов долларов, но случайно проткнул полотно локтём. Далее произведение ждали ремонт, который обошёлся незадачливому владельцу в $90,000, установление экспертами новой цены и несколько судебных процессов по страховым вопросам. В 2013 году покупатель всё же получил «Сон» Пикассо, заплатив за него 155 миллионов долларов, что на тот момент сделало картину самым дорогим произведением искусства в истории.