Картины леонардо да винчи с названиями: «тайная вечеря», «иоанн креститель», «святой иероним», «мона лиза»

Источники

Леонардо да Винчи (1452-1519) (: приписано : в сотрудничестве †: потеряно    : AdQ    : BA )

Картины Крещение Христа (1472 — 1475)  • Благовещение (Галерея Уффици, 1472 — 1475)  • Медуза † • Джиневра де Бенчи (ок. 1476)  • Мадонна с гвоздикой (1478 — 1480)  • Мадонна Бенуа ( 1478 — 1482)  • Благовещение (Лувр, ок. 1478 — 1485)  • Святой Жером (1480 — 1482)  • Поклонение волхвов (1481)  • Дева в скалах (Лувр, 1483 — 1486)  • Дама с горностаем (1488-1490)  • Мадонна Литта (около 1490)  • Портрет музыканта (1490)  • La Belle Ferronnière (1490-1496)  • Богоматерь скал (Национальная галерея, 1495 — 1508)  • Мадонна с веретеном (ок. 1501)  • Святая Анна, Богородица и Младенец. Иисус играет с ягненком (1503-1519)  • Мона Лиза д’Ислворт (между 1503 и 1506)  • Мона Лиза (1503-1506)  • Salvator Mundi (после 1507 г.)  • Ла Скапильята (1508 г.)  • Леда и лебедь (1508 г.) † • Святой Иоанн Креститель в Вакхе (1510-1515 гг.)  • Святой Иоанн Креститель (между 1513 и 1516 гг.)
Фрески Тайная вечеря  • Битва при Ангиари † • Зала делле Ассе
Скульптуры Памятник Сфорце (так и не реализованный)  • Лошадь и всадник  •Поднимание лошади с воином
Рисунки
Научные рисунки
  • Витрувианский человек
  • Пейзаж долины Арно
  • Изучение движения кошек
  • Исследования плода в утробе матери
Портреты
  • Кондотьер
  • Мученичество святого Себастьяна
  • Прекрасная принцесса
  • Автопортрет
Подготовительные занятия
  • Этюд для Мадонны с кошкой
  • Голова молодой женщины (Турин)
  • Голова молодой женщины (Лувр)
  • Этюды для Младенца Иисуса (Галереи Венецианской академии)
  • Этюд для головы Святой Анны (Виндзорский замок)
  • Голова Богородицы на три четверти вправо (Метрополитен-музей)
  • Этюд для правой руки Богородицы (Виндзорский замок)
  • Этюд для драпировки Богородицы (Лувр)
Картонные коробки
  • Голова ребенка на три четверти вправо (ок. 1483 г.)
  • Изабель д’Эсте (1499-1500)
  • Святая Анна, Богородица, младенец Иисус и святой Иоанн Креститель в младенчестве (1499-1500?)
  • Святая Анна, Богородица и Младенец Иисус (картон) (1501)
Рукописи Codex Atlanticus  • Кодекс полета птиц  • Кодекс Лестера  • Кодекс Арундела  • Мадридский кодекс  • Кодекс Тривулциана  • Анатомические работы  • Кодекс Виндзор  • Трактат о живописи
Проекты Автомобиль  • Танк  • Орнитоптер  • Воздушный винт  • Гигантский арбалет  • Альт-органиста  • Робот  • Архитоннер  • Божественные пропорции
Места Место рождения ( Винчи )  • Музей Леонардо да Винчи ( Винчи )  • Замок Кло-Люсе ( Амбуаз )  • Музей науки и техники ( Милан )  • Музей Галилея ( Флоренция )
Леонардески Джованни Антонио Больтраффио  • Джампьетрино  • Эрнандо де лос Льянос  • Джованни Агостино да Лоди  • Бернардино Луини  • Чезаре Магни  • Марко д’Оджоно  • Франческо Мельци  • Джованни Амброджо де Предис  • Салаи  • Чезаре да Сесто  • Андреа Солари
Специалисты Даниэль Арассе  • Кармен Бамбах  • Марсель Брион  • Паскаль Бриоист  • Алессандро Чекки  • Винсент Делевен  • Мартин Кемп  • Пьетро К. Марани  • Эжен Мюнц  • Чарльз Николл  • Карло Педретти  • Адольф Розенберг  • Алессандро Веццози  • Франк Цёлльнер
Дань уважения Смерть Леонардо да Винчи  • Леонардо да Винчи (телесериал)  • Леонардо (комикс)  • Italdesign DaVinci
  • Портал живописи
  • Портал эпохи Возрождения
  • Портал Ватикана

Описание

Композиция очень необычная, правда, некоторые части картины вырезаны.

Художник изображает покаяние Жерома де Стридона в пустыне. Поставленный в уединение персонаж занимает середину изображения, тело немного по диагонали. Ее положение на коленях принимает трапециевидную форму , правая рука вытянута к внешнему краю картины и смотрит в противоположном направлении. Джек Вассерман также указывает на связь этой картины с анатомическими исследованиями Леонардо. На переднем плане простирается атрибут святого — большой лев , тело и хвост которого образуют двойную кривую, пересекающую нижнюю часть картины

Еще один аспект, на который следует обратить внимание, — это ландшафт скалистых масс, едва начерченный там, где находится персонаж.

Галерея

Список важнейших произведений Леонардо, хранящихся в музеях или доступных для публики коллекциях. ВАШИНГТОН (США) Женский портрет. 1474. Дерево, масло. 42х37см.Национальная галерея искусств. Мадонна Дрейфус. Ок. 1470. Дерево, масло. 415,5х12,7см. Национальная галерея искусств.

КРАКОВ (Польша) Дама с горностаем. 1489-1490 Дерево, масло. 54х39см. Музей Чарторыжских

ЛОНДОН (Великобритания) Мадонна в скалах. 1493-1508 Дерево, масло. 189,5х120см. Национальная галерея Набросок конного памятника Джан Джакомо Тривульцо. Ок. 1510 Бумага, серебрянный карандаш. 18,9х14,5см. Виндзор, Королевская библиотека Святая Анна, Мария, младенец Христос и маленький Иоанн Креститель. 1508 Картон, угольный карандаш, свинцовые белила и растушевка. 139х101см. Национальная галерея

МИЛАН (Италия) Портрет Беатриче д»Эсте. Ок. 1485 Дерево, масло. 51х34см. Пинакотека Амброзиана Портрет музыканта. Ок. 1487 Дерево, масло. 43х31см. Пинакотека Амброзиана Растительные переплетения Зала делле Ассе. 1498-1499 Настенная живопись. Кастелло Сфорцеско, Зала делле Ассе

МЮНХЕН (Германия) Мадонна с гвоздикой. Ок. 1472 Дерево, масло. 62х47см. Старая пинакотека

ПАРИЖ (Франция) Благовещение. 1478. Дерево, темпера. 14х59см. Лувр Вакх. После 1510 Дерево, темпера и масло (переведена на холст). 177х115см. Лувр Иоанн Креститель. 1510-1514 Дерево, масло. 69х57см. Лувр La Belle Ferraniere. Ок. 1495 Дерево, масло. 63х45см. Лувр Мадонна в скалах. 1483-1486 Дерево, масло (переведена на холст). 199х122см. Лувр Портрет Изабеллы д»Эсте.1499 Бумага, черный карандаш, сангина и пастель. 63х46см. Лувр Портрет Моны Лизы (Джоконда). 1503-1510 Дерево, масло. 77х53см. Лувр. Святая Анна с Марией и младенцем Христом. 1510 Дерево, масло. 168х112см. Лувр

ПАРМА (Италия) Женщина с растрепанными волосами. 1506-1508 Дерево, зеленая земля, свинцовые белила. 24,7х21см. Национальная пинакотека.

РИМ (Италия) Святой Иероним. 1480-1482 Дерево, темпера и масло. 103х75см. Ватиканская пинакотека

САНК-ПЕТЕРБУРГ (Россия) Мадонна Бенуа, или Мадонна с цветком. Ок. 1478 Дерево, масло (переведена нп холст.) 48х31см. Государственный Эрмитаж Мадонна Литте. 1478-1480 Дерево, масло.(переведена на холст). 42х33см. Государственный Эрмитаж

ТУРИН (Италия) Автопортрет. Ок. 1515 Рисунок сангиной. 33,3х21,3см. Национальная библиотека Серпообразные повозки. Ок. 1490 Рисунок. Национальная библиотека.

ФЛОРЕНЦИЯ (Италия) Благовещение. Ок. 1475 Дерево, масло. 98х217см. Андрэа даль Верроккьо. «Крещение Христа». 1472-1475 Дерево, масло.177х151см. Галерея Уффици. Леонардо приписывается голова ангела слева. Пейзаж с Мадонной делла Неве. 1473 Рисунок пером. 19,6х28см. Галерея Уффици. Поклонение волхов. 1481-1482 Эскиз на дереве. 245х243см. Галерея Уффици.

Переносная пианола (рисунок) Маховик Осветительный прибор, или прожектор

Рукописи

Сокращение (а) Страницы
Кодекс Атлантический 1478–1519 CA 1,119 Пинакотека Амброзиана, Милан

Гигантский арбалет (CA149b-r / 53v-b)

12 томов, собранные скульптором Помпео Леони .
Кодекс Виндзор 1478–1518 W. 153 Королевская коллекция , Виндзор

Плод в утробе (W.19102r)

Эти рисунки были вклеены в альбом Помпео Леони, вероятно, вошли в английскую королевскую коллекцию во время правления Карла II и были изъяты из переплета в 19 веке.
Кодекс Арундела 1480–1518 BL, Arundel MS. или Br.M. 283 Британская библиотека , Лондон

Водолазный снаряд (BL24v)

Кодекс Тривулзиана c.  1487–1490 Трив. 55 (первоначально 62) Biblioteca Trivulziana, Кастелло Сфорцеско, Милан

Список с профильным портретом (Triv.30r)

Кодекс Форстера 1487–1505 Форстер I, II и III (включая I 1 , I 2 и II 2 ); ранее известный как SKM I, II и III 354 Музей Виктории и Альберта , Лондон

Определение объема твердых тел правильной и неправильной формы (Forster I.7r)

Пять карманных записных книжек в трех томах, перечисленных здесь в хронологическом порядке:
I 2 (Милан, ок.  1487–1490 ): обсуждает гидротехнику, движение и подъем воды и вечное движение .
III (Милан, ок.  1490–1493 ): Заметки о геометрии, весе и гидравлике с вкраплениями эскизов лошадей, которые могут быть рисунками для бальных костюмов и описанием анатомии человеческой головы.
II 1 (Милан, ок.  1495 г. ): Заметки по теории пропорций и другой разный материал.
II 2 (Милан, 1495–1497): Заметки по теории веса, тяги, напряжений и противовесов.
I 1 (Флоренция, 1505 г.): Примечания по измерению твердых тел и топологии .
Парижские рукописи 1488–1505 A, B, C, D, E, F, G, H (включая H 1 , H 2 и H 3 ), I (включая I 1 и I 2 ), K (включая K 1 , K 2 и K 3 ), L и M более 2,500 Bibliothèque de l’Institut de France , Париж

Воздушный винт (деталь Б.83в)

Вертикально стоящий летательный аппарат с птичьим крылом (B.80r)

12 томов, перечисленных здесь в хронологическом порядке:
B (1488–1490; 84 листа): Записная книжка, включающая проекты летательных аппаратов (включая « вертолет »), подводной лодки, централизованно планируемых церквей и боевых машин.
C (1490–91; 28 листов. Один раздел отсутствует). Трактат о свете и тени; также обсуждает течение воды и перкуссию.
A ( ок.  1492 г. ): Фрагмент большей рукописи, которая включала Кодекс Эшбернхема II. Охватываемые темы включают живопись, перспективу, воду и механику.
H (1493–94; 142 листа): три карманных записных книжки, переплетенные вместе. Обсуждает евклидову геометрию и дизайн материалов для рисования.
М (конец 1490-х – 1500; 48 листов): Карманный блокнот по геометрии, баллистике и ботанике.
L (1497–1502; 94 листа): тетрадь по военной инженерии, которую использовал Леонардо, когда он был на службе у Чезаре Борджиа .
К (1503–1508; 128 листов): Три карманных блокнота, в основном по геометрии.
I (1497–1505; 139 листов): две карманные записные книжки с заметками по геометрии, архитектуре, латыни, перспективе и пропорциям для художников.
D (1508–09; 10 листов с 20 рисунками): Обсуждает теории зрения.
F (1508–1513; 96 листов): обсуждает воду, оптику, геологию и астрономию.
E (1513–14; первоначально 96 листов): обсуждает веса и эффекты гравитации, изобретение для осушения Понтийских болот , геометрию, живопись и полет птиц.
G (1510–1515; 93 листа): в основном обсуждает ботанику.
Кодекс Мадрид 1490–1504 гг. Мадрид I и Мадрид II Национальная библиотека Испании , Мадрид

Чертеж литейной формы для головы коня Сфорца (Мадрид II.156v – 157r)

Два тома, переоткрытые в 1966 году:
I (1490-е годы): В основном занимается наукой о механизмах.
II (1503–04): Разные рисунки, включая карты Арно, относящиеся к проекту по изменению его курса, а также примечания и рисунки, относящиеся к отливке памятника Сфорца .
Кодекс Эшбернхема c.  1492 Эш.И. или BN2037 (ранее часть MS.B.); Ash.II или BN2038 (ранее часть MS.A.) Bibliothèque de l’Institut de France , Париж

Этюды для здания по централизованной планировке (Ясень.I.5в)

Два тома, изъятые из парижских рукописей A и B и проданные графу Эшбернхему , который вернул их в Париж в 1890 году.
Кодекс полета птиц от 1505 г. Турин 18 Biblioteca Reale , Турин

Заметки о положении птицы в полете по отношению к ветру (Турин, 8r)

Первоначально часть Парижской рукописи B; вероятно, украден графом Гульельмо Либри примерно в 1840–1847 годах.
Кодекс Лестера 1506–1510 Leic. 72 Частная коллекция, США

Исследования освещенности Луны (Leic.1A (1r))

Codex Urbinas и libro A c.  1530 Урб. и L ° A. Biblioteca Apostolica Vaticana
Антология произведений Леонардо, составленная после его смерти его учеником Франческо Мельци . Сокращенный вариант был опубликован в 1651 году как трактат по живописи ( Trattato della Pittura ).

Леонардо да Винчи в Тоскане

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом тосканском городке Винчи в 30 км от Флоренции, у подножия Монте Альбано. Согласно некоторым свидетельствам, он родился на ферме в деревеньке Анкиано на выезде из Винчи, в живописном окружении оливковых деревьев, виноградников и маковых полей.

Анкиано – место, где родился Леонардо да Винчи

Он был внебрачным сыном молодого нотариуса Пьетро да Винчи и простолюдинки Катерины (по одним источникам она была крестьянкой, по другим – прислугой в таверне). Сведений о матери Леонардо почти не сохранилось, а вот об отце известно, что он сделал блестящую юридическую карьеру, был 4 раза женат и произвел на свет 12 детей.  

Винчи – родной город Леонардо да Винчи

С самого детства Леонардо демонстрировал выдающиеся интеллектуальные способности (хотя и не получил высокого школьного образования), был силен в математике и музыке, показал большие способности в рисовании. В возрасте 15 лет он был послан отцом в мастерскую прославленного живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо, который также обучал Сандро Ботичелли и Пьетро Перуджино. 

Музей Леонардо да Винчи находится в его родном городке Винчи в средневековом замке, специально отреставрированном для этих целей. В музее представлены модели различных машин и механизмов в натуральную величину, воссозданные по чертежам Да Винчи и демонстрирующие его интересы в самых различных сферах – от военного дела и приспособлений для полетов до строительства и производства текстиля.

Музей Леонардо да Винчи в Винчи

Экспозиция дополнена цифровой анимацией и интерактивными экранами с описаниями. А рядом с замком находится церковь Санта-Кроче, где, согласно преданию, крестили будущего гения.  

Палаццо Веккьо

В 1499 г. Леонардо пришлось вернуться из Милана, занятого французскими войсками, во Флоренцию. Именно в этот «флорентийский» период Леонардо пишет свою самую знаменитую картину «Джоконда» и получает большой заказ от властей Флоренции на роспись одной из стен зала палаццо Веккьо. 

Зал пятисот палаццо Веккьо, для которого была заказана фреска

Темой фрески была победа, одержанная флорентийцами при Ангиари в 1434 г. Как и для , Леонардо вновь использует технику аль секко (роспись по сухой штукатурке), из-за чего фреска вскоре осыпалась, так и не будучи завершенной. В XVI в. незаконченную композицию покрыли слоем новой росписи. По предположениям исследователей, этой новой росписью стала «Битва при Марчиано» Джорджо Вазари. Якобы Вазари даже оставил знак, где искать произведение его предшественника – на фреске изображена группа солдат, несущих вымпел со словами «Cerca Trova» («Ищите и обрящете»). 

Так или иначе, «Битва при Ангиари», в отличие от «Тайной вечери», была утрачена. До наших дней сохранились лишь наброски, а также копия Рубенса (находится в собрании Лувра). Одновременно вместе с Леонардо заказ получил Микеланджело на роспись противоположной стены зала, его фреска тоже так и не была закончена. 

«Битва при Ангиари», копия Питера Пауля Рубенса

Галерея Уффици / Galleria degli Uffizi

В галерее Уффици в Кабинете рисунков и гравюр находятся рисунки, сделанные рукой Леонардо да Винчи. Художник оставил после себя многочисленные наброски и эскизы, на которых зафиксированы основные этапы работы над картинами и статуями.

Рисунок для Леонардо подобен букве, слову, предложению: вместо того, чтобы выражаться словами, он «говорит» линией карандаша, угля или пера.Адольфо Вентури

Звезда Вифлеема и другие растения, ок. 1505-1507 гг.

В галерее Уффици находится отдельная комната, посвященная работам молодого Леонардо да Винчи. Это картины, написанные до того, как он переехал в Милан в 1482 г.

Комната Леонардо да Винчи в галерее Уффици, «Поклонение волхвов»

На левой стене комнаты находится картина «Крещение Христа», написанная Андреа Вероккьо совместно с тогда еще учеником Леонардо да Винчи для церкви Сан-Сальви во Флоренции примерно в 1475 году.

На противоположной стене – «Благовещение», одна из самых известных и значительных картин молодого Леонардо. Манера исполнения говорит о том, что это юношеское произведение художника, возможно, исполненное в 1472 г., когда он только получил звание мастера живописи. 

Благовещение, ок. 1472 г.

В центре находится недавно отреставрированная картина «Поклонение волхвов», заказанная августинцами для их церкви Сан-Донато в Скопето. Произведение так и осталось незавершенным в связи с переездом Леонардо в Милан.

Композиция и история «Поклонения волхвов»

Неоконченная картина «Поклонение волхвов» была заказана в 1481 г. монахами-августинцами из монастыря Сан Донато (Скопето). Однако она так и осталась незавершенной, так как через год после начала работы мастер уехал в Милан. Заказчики, озабоченные слишком долгим его отсутствием, желая получить картину как можно быстрее, обратились к другому художнику, к Филиппино Липли. Оба произведения в настоящее время хранятся в галерее Уффици.

Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. Существует мнение, что молодой человек, изображенный справа – это сам да Винчи в возрасте 29 лет. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю.

«Тайная вечеря»

Монументальная роспись, над которой да Винчи работал в течение трех лет (1495-1498 гг.), располагается на задней стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тема росписи является вполне традиционной для подобного рода помещений.

Фреской в традиционном понимании «Тайная вечеря» не является, Леонардо писал ее по сухой штукатурке, а не по влажной. Он последовательно нанес на каменную стену несколько покрытий из смолы, габса и мастики, а затем расписал ее темперой.

Роспись является отдельной вехой искусства эпохи Ренессанса. Она отличается невероятной точностью и глубиной перспективы. Техника мастера оказала огромное влияние и буквально направила в нужное русло развитие всей живописи Запада.

Святой Иероним в пустыне

Иероним равно почитается как в православной, так и в католической традиции как один из учителей церкви. Сюжет картины представляет один из двух иконографических образов Святого Иеронима. Обычно в художественной традиции его изображали либо в виде кардинала в красной мантии, с атрибутами учёности и высокого сана, либо как кающегося грешника, облачённого в простые одежды, среди пустыни, бьющего себя камнем в грудь.

Леонардо да Винчи обратился ко второму образу, изобразив кающегося старца полуобнажённого, в старых одеждах, посреди пустынного пейзажа. В руке святой держит камень, он готов нанести себе удар. У ног его лежит лев, приподнятая голова зверя и раскрытая в рыке пасть обращены в сторону старца.

Неслучайно художник поместил царя зверей у ног святого. По легенде, монах Иероним вытащил занозу из лапы хромого льва. С тех пор благодарный зверь стал его верным спутником и помощником и нередко изображается на полотнах рядом со святым.

Леонардо да Винчи в Венеции

Когда в 1499 г. Милан заняли французские войска, Леонардо да Винчи вынужден был покинуть город. Художник посещал Мантую и Венецию, но долго ни в одном из этих городов не жил. Но именно в Венеции находится один из самых известных рисунков в истории человечества – «Витрувианский человек

Галерея Академии / Gallerie dell ‘Accademia

В венецианской Галерее Академии можно увидеть оригинал самого знаменитого рисунка, созданного Леонардо да Винчи в качестве иллюстрации для книги, посвященной трудам античного римского архитектора Витрувия. До 1784 года работа принадлежала миланскому кардиналу Чезаре Монти, затем ее выкупило австрийское правительство у коллекционера Джузеппе Босси и передало в 1818 г. Академии изящных искусств в Венеции (город стал частью Ломбардо-Венецианского королевства, принадлежавшего Австрии). 

Это небольшой рисунок, выполненный пером, чернилами и акварелью, иллюстрирует мысль о соотношении идеальных пропорций человеческого тела и их связи с геометрическими формами. Образ стал настолько узнаваемым в современной культуре, что его даже воспроизвели на монете в 1 евро. 

Витрувианский человек, 1490 г.

К сожалению, в целях сохранения реликвии «Витрувианский человек» экспонируется в довольно редких случаях.

Краткий путеводитель на тему, в каких музеях мира находятся картины Леонардо да Винчи

Здесь можно посмотреть картины Леонардо да Винчи

Мона Лиза (Джоконда). 1503-1506. Дерево, масло. Лyвp, Париж

Мадонна в гроте. Около 1483. Холст, масло. Лувр, Париж

Мадонна Дрейфус. 1470-1475. Дерево, темпера. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Благовещение. 1472-1475. Дерево, темпера. Лувр, Париж

Мадонна Литта. 1490-1491. Темпера, холст (переведено с деревянной доски). Государственный Эрмитаж, Санкт – Петербург

Тайна вечеря. 1495-1498. Темпера на мастике. Церковь Санта Мария дель Грацие, Милан

Иоанн Креститель. 1515-1516. Дерево, масло, Лувр, Париж

Святая Анна с Марией и младенцем Христом. Около 1510. Дерево, масло. Лувр, Париж

Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани (?). 1485-1490. Дерево, масло. Национальный музей, Краков

Бахус. 1513 — 1515. Масло, темпера, дерево. Лувр, Париж

*Первоначально картина называлась «Иоанн в пустыне»

Поклонение волхвов. 1481-1482. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция

Автопортрет. Около 1515. Сангина на бумаге. Королевская библиотека, Турин

Мадонна с гвоздикой. 1478 — 1480. Дерево, масло. Старая Пинакотека, Мюнхен.

Портрет Джиневры де Бенчи. 1474. Дерево, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон 

Святой Иероним. 1480-1482. Дерево, масло. Музей Ватикана, Рим

Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. /507-1508. Бумага, уголь, мел. Национальная галерея, Лондон

Витрувианский человек. Около 1490 — 1492. Бумага, коричневые чернила, свинцовый карандаш, перо. Академическая галерея, Венеция.

Битва при Ангьяри. 1503-1506. Бумага, уголь, тушь, перо, акварель. Лувр, Париж

Пейзаж. 1473. Бумага, тушь, перо. Галерея Уффици, Флоренция

Голова девушки. Около 1483. Тонированная бумага, свинцовый карандаш. Королевская библиотека, Турин

Набросок мужской головы к картине «Тайная вечеря». Около 1495. Тонированная бумага, тушь, перо, серебряный карандаш, Музей графики Альбертина, Вена .

Штудия для картины «Поклонение Марии». Около 1481. Бумага, тушь, перо, серебряный карандаш. Галерея Уффици, Флоренция

Аллегория. Около 1516. Бумага, сангина. Королевская библиотека, Виндзор

Леда. 1503-1507. Бумага, тушь, перо, уголь. Королевская Библиотека, Виндзор

Штудии человеческого черепа. 1489. Бумага, тушь, перо, уголь. Королевская библиотека, Виндзор .

Гигантский арбалет. 1480-1482. Бумага, коричневые чернила, свинцовый карандаш, перо. Библиотека Амброзиана, Милан

Анатомические зарисовки плечевого пояса человека. 1509-1510. Бумага, коричневые чертога, свинцовый карандаш, перо. Королевская Библиотека, Виндзор

Зарисовки кошек, драконов, и других животных. 1513-1515. Бумага, тушь, перо, уголь. Королевская библиотека, Виндзор

Звезда Вифлиема. 1505-1507. Бумага, тушь, перо, сангина. Королевская библиотека, Виндзор

Рисунок мужской головы. 1504-1505. Бумага, свинцовый карандаш. Музей изобразительных искусств, Будапешт

 Эскиз драпировки для сидящей фигуры. 1470-1484. Холст, темпера. Лувр, Париж

 Андреа дель Верроккио. Крещение Христа. 1472-1475. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция

Леонардо да Винчи является автором Ангела (слева) и пейзажа над головами ангелов

Мадонна с веретеном. 1501. Дерево, масло. Частное собрание, Нью-Йорк

Известны три версии этой композиции, эта наиболее близка к манере Леонардо да Винчи.

Портрет Лукреции Кривелли (?). 1490-1495. Дерево, масло. Лувр, Париж

Леда с лебедем. 1510 — 1515. Масло, дерево. Галерея Боргезе, Рим

*Картина «Леда и лебедь» кисти Леонардо да Винчи до нашего времени не сохранилась. О ней можно удишь лишь по копии, сделанной неизвестным художником в начале 16 века

Мадонна Бенуа. 1478. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт — Петербург

Портрет музыканта. 1485. Дерево, масло. Пинакотека Амброзиана, Милан

Портрет Беатриче д’Эсте. Около 1485. Дерево, масло. Пинакотека Амброзиана, Милан

 Профиль воина в шлеме. Около 1472. Бумага, свинцовый карандаш. Британский музей,  Лондон

Женщина с распущенными волосами. 1508. Дерево, темпера. Национальная галерея, Парма

„Мадонна в гроте» Vergine delle Rocce (1486)

Мадонна в гроте 1490—1494 Мадонна в гроте 1494—1500

 «Мадонна в гроте» — «Мадонна среди скал»

Одновременное колоссом Леонардо работал над „Мадонной в гроте», возникшей между 1483 и 1490—1494 годами. Эта картина, ныне хранящаяся в Лувре, была написана для братства Concezione della Vergine и приобретена самим Лодовико Моро.

Несколько позднее (1494—1500) Леонардо выполнил, с помощью Амброджо де Предиса, слегка видоизмененную реплику парижского экземпляра, довольно сильно уступающую ему в качестве (Лондонская национальная галлерея).

В „Мадонне в гроте» стиль Леонардо достигает своей полной зрелости. Здесь окончательно преодолеваются кватрочентистские традиции. Детали утрачивают самостоятельное значение, исчезает былая жесткость, некогда акцентированный реализм уступает место чисто чинквечентистской идеализации. Спокойная, уравновешенная композиция построена по принципу классического треугольника, вершина которого совпадает с головой Мадонны; нижние углы этого треугольника образованы фигурами опустившегося на правое колено юного Крестителя и ангела, придерживающего младенца-Христа. Избегая схематизма излишне строгой геометрической композиции, Леонардо слегка сдвигает всю группу влево, утяжеляя одновременно ее правую часть, в которой фигуры ангела и Христа явно перевешивают противостоящую им фигуру Крестителя. Для того, однако, чтобы правая часть группы не получила явного преобладания над ее левой частью, Леонардо создает слева большой просвет в скалах, своим светлым пятном как бы компенсирующий освещенные фигуры ангела и Христа. Просвет справа сознательно сделан Леонардо гораздо меньшим по размеру, так как именно в правой своей части группа фигур переднего плана является наиболее тяжелой. Таким образом просветы способствуют уравновешению композиции, отличающейся математической ясностью и логичностью. Спайкой между правым и левым углом треугольника у Леонардо служит фигура Марии, правая рука которой покоится на Крестителе, а левая простерта над Христом. Указующий жест правой руки ангела играет ту же роль композиционной вязки: направляя взгляд зрителя к юному Иоанну, он вбирает в себя обратный поток движения, идущий от Иоанна к Христу. Благодаря такого рода композиционным приемам зритель воспринимает все четыре фигуры как связанные неразрывно друг с другом. Фигуры Леонардо обрабатывает при помощи тончайшей светотени, отнимая тем самым у них столь типичную для стиля XV века графическую жесткость. Концентрирующийся на озаренных таинственными улыбками лицах свет придает им особую мягкость и жизненность, в сравнении с которыми лица на картинах кватрочентистских мастеров кажутся сухими и неподвижными.

Совершенно оригинально задуман у Леонардо и пейзаж. Несмотря на огромную натуралистическую точность его деталей (ср. трактовку растительности и скалистых уступов переднего плана, равно как и трактовку кристаллических образований второго плана), в целом он отличается абсолютной надуманностью построения. Он существует не сам по себе, а лишь как тихий, едва замечаемый зрителем аккомпанемент к фигурам. Его острые кристаллы и синеватые пустынные просветы служат идеальным фоном для фигур: не отвлекая внимания от последних, они в тоже время выполняют по отношению к ним роль своеобразных композиционных подпорок, придающих всей картине замечательное единство.

Лазарев В.Н.

 Фрагменты картин:

< Предыдущая
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: