Лицензирование
Это изображение является точной фотографической репродукцией оригинального двумерного произведения изобразительного искусства
Данное произведение изобразительного искусства само по себе находится в общественном достоянии по следующей причине:
Это произведение находится в общественном достоянии в тех странах, где срок охраны авторского права равен жизни автора плюс 75 лет и менее.
Вы также должны пометить это произведение одним из , чтобы указать причину, по которой оно находится в статусе общественного достояния в США. Обратите внимание, что в нескольких странах сроки охраны авторских прав длиннее 75 лет: в Мексике — 100 лет, на Ямайке — 95, в Колумбии — 80. Это изображение может не быть в общественном достоянии в этих странах, где, к тому же, не применяется правило более короткого срока
В Кот-д’Ивуаре общий срок охраны авторских прав — 99 лет, но там применяется правило более короткого срока.
Официальная , занятая «Фондом Викимедиа», заключается в том, что «точные репродукции двумерных произведений изобразительного искусства, находящихся в общественном достоянии, также находятся в общественном достоянии, и заявления об обратном представляют собой нападки на саму концепцию общественного достояния». Для получения подробной информации см. Commons:When to use the PD-Art tag.Эта фотографическая репродукция, следовательно, также считается находящейся в общественном достоянии.
Просим учитывать, что в зависимости от местного законодательства повторное использование этого контента может быть запрещено или ограничено в вашей юрисдикции. См. Commons:Reuse of PD-Art photographs.
This work is not in the public domain in the United States because its copyright in the U.S. was restored by the URAA as it was still copyrighted in its source country on the URAA date (January 1 1996 in most cases but see Wikipedia:Non-U.S. copyrights for details). In most cases, it is copyrighted in the U.S. until 95 years after the year in which it was initially published (exceptions are works published after 1977; see Commons:Hirtle chart).
Images whose copyright was restored in the U.S. by the URAA are no longer accepted at Wikimedia Commons. New files should not be uploaded with this tag, or they will be deleted. A review of files is currently underway to verify that this template has been applied correctly to existing files. Files that are copyrighted in the US and that have not been released under a free license will be deleted. If you are the copyright holder of this file, and do not wish to have it hosted on Commons, please contact our designated agent or nominate the file for deletion, explaining the situation. |
Метаданные
Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.
Производитель камеры | NIKON |
---|---|
Модель камеры | COOLPIX S200 |
Время экспозиции | 5/223 с (0,022421524663677) |
Число диафрагмы | f/3,1 |
Светочувствительность ISO | 200 |
Оригинальные дата и время | 15:13, 1 августа 2009 |
Фокусное расстояние | 6,3 мм |
Ориентация кадра | Нормальная |
Горизонтальное разрешение | 300 точек на дюйм |
Вертикальное разрешение | 300 точек на дюйм |
Программное обеспечение | Adobe Photoshop CS2 Windows |
Дата и время изменения файла | 01:53, 14 октября 2009 |
Порядок размещения компонент Y и C | CO-sited |
Программа экспозиции | Программный режим (нормальный) |
Версия Exif | 2.2 |
Дата и время оцифровки | 15:13, 1 августа 2009 |
Глубина цвета после сжатия | 2 |
Компенсация экспозиции | |
Минимальное число диафрагмы | 3,3 APEX (f/3,14) |
Режим замера экспозиции | Матричный |
Источник света | Неизвестно |
Статус вспышки | Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки |
Цветовое пространство | sRGB |
Дополнительная обработка | Не производилась |
Режим выбора экспозиции | Автоматическая экспозиция |
Баланс белого | Автоматический баланс белого |
Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) | |
Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) | 38 мм |
Тип сцены при съёмке | Стандартный |
Контрастность | Нормальная |
Насыщенность | Нормальная |
Резкость | Нормальная |
Расстояние до объекта съёмки | Неизвестно |
Детство и юность
Павел Николаевич Филонов родился в Москве 8 января 1883 года. Родители-мещане были уроженцами Рязанской области. Отец Николай служил извозчиком, а мать Людмила стирала белье состоятельных людей. Несмотря на простое происхождение и непрестижные профессии предков, мальчик получил среднее образование в московской школе и окончил ее как один из лучших учеников класса.
Павел Филонов в молодости
В 1897 году семья переехала в Петербург, где Павел начал осваивать художественное ремесло в живописно-малярных мастерских, а через год поступил на курсы рисования, готовивших работников и преподавателей изобразительного искусства. Видимо, в этот период юноша решил, что хочет быть профессионалом, и стал готовиться к поступлению в академию, посещая частные уроки рисования.
Приобретенных навыков оказалось недостаточно для успешного поступления в высшее учебное заведение. Трижды провалив экзамены, Филонов добился места вольного слушателя и 2 года посещал курсы живописи и графики, перенимая опыт талантливых педагогов Петербургской художественной академии.
Автопортрет Павла Филонова
Классические этюды мало интересовали Филонова, он стремился к самовыражению и эпатажу, создавая первые работы в стиле, не подходящем для традиционного искусства. Преподаватели невзлюбили молодого выскочку, рисовавшего лица и фигуры натурщиков в манере, развращавшей прилежных студентов. В итоге Павла вынудили покинуть занятия, поставив крест на мечте о получении диплома.
Становление
Родился Павел Николаевич Филонов в московской небогатой
мещанской семье, 27 декабря 1882 года (по ст. с.) или 8 января 1883 года (по
н.с.) и происхождение имел сугубо рабоче-крестьянское, что ему очень
пригодилось после революции. Отец, бесфамильный крестьянин Николай Иванов,
родом из Тульской губернии, работал извозчиком в Москве, а мать была прачкой.
В 1897 году Павел с отличием закончил церковно-приходскую
школу и поступил в рисовальные классы Императорского общества поощрения
художеств, а после нее, с 1903 года, учился живописи в частной школе художника
Дмитриева-Кавказского. Одновременно с учебой он работал на живописно-малярных
работах – оформлял помещения, склады, вывески, витрины. Это была обычная работа
для начинающих художников из бедных семей.
В 1905 году, Филонов отправился в путешествие по России и
далее до Иерусалима. Путешествие длилось около двух лет и дало художнику массу
наблюдений и впечатлений на последующие годы. Именно тогда в голове мастера
начали рождаться идеи о необходимости преображения искусства и придания ему
статуса духовного путеводителя. Он хотел продолжить в живописи мощный
мессианский пафос литературы XIX
века.
Так в будущем и вышло – в начале ХХ века русское мессианство
проросло в живописи художников-авангардистов. Концепции Казимира Малевича,
Владимира Татлина и самого Филонова выросли из понимания искусства как духовной
сущности, влияющей на основные постулаты бытия.
В паломнической поездке Филонов изучал различные труды по
истории живописи, иконографии, философии, этнографии и биологии. Даже в молодом
возрасте это был человек широкого кругозора и аналитического мышления.
В те годы в творчестве художника видны мотивы тревоги,
смирения и осмысления. Он пророчески чувствовал Апокалипсис и пребывал в
покаянных раздумьях. В творчестве он использовал этнографические и евангельские
сюжеты – в частности, несколько раз переписывал картину «Поклонение волхвов».
Что-то глобальное тревожило Филонова в те годы. Видя революционные перспективы
проповеди искусства, его традиционная вера в Бога начала сдвигаться в сторону
веры в Человека. Тогда это происходило со многими деятелями русского авангарда.
«Волхвы» 1914
По приезду из паломничества Павел Николаевич сделал две
попытки поступить в Петербургскую Академию художеств, но оба раза у него это не
получилось. И только с третьей попытки он был принят на правах вольнослушателя.
Но учеба не задалась – Филонов, уже тогда друживший с петербургскими
авангардистами, не признавал «генеральную линию» академической живописи и
пытался проявлять свободомыслие, что не приветствовалось среди
преподавательского состава. Ректор даже говорил, что Филонов своими картинами
развращал соратников. В 1910 году, отучившись два года, Павел Николаевич
покинул стены Академии и примкнул к группе художников «Союз молодежи».
Новая эра
С 1916 по 1918 годы Филонов провел на фронтах Первой мировой
войны, где втянулся в революционную деятельность и едва не вошел в ряды
зарождающейся номенклатуры. Он обладал незаурядными деловыми качествами, а организаторские
таланты и личная скромность Павла Николаевича всегда вызывали большое уважение
у окружающих. Но чиновником он не стал и выбрал путь «чернорабочего от
искусства».
Оставив карьеру политика, он в 1918 году вернулся в
Петроград и принял участие в грандиозной выставке, которая проходила в Зимнем
дворце и демонстрировала художников всех направлений. Филонов представлял картины,
входящие в цикл «Ввод в мировой расцвет», среди которых особенно выделялись
«Мать» и «Победитель города».
«Мать» 1916
В 1919 году, хлопотами друзей Павлу Николаевичу удалось
получить небольшую комнату в общежитии литераторов. В ней художник прожил до
самой смерти.
В начале двадцатых годов Филонов создал уникальную
художественную школу – МАИ (школа мастеров аналитического искусства). За
преподавание он не брал никаких денег и полностью отдавался своему детищу. Вокруг
мастера сплотился дружный коллектив верных последователей. Все были переполнены
новыми идеями и смотрели в будущее с нескрываемым энтузиазмом. В то время Павел
Николаевич написал свои знаменитые работы «Формула весны» и «Живая голова».
«Формула весны» 1929
«Живая голова» 1926
Но уже в конце двадцатых годов живопись Филонова и его
аналитический метод были заклеймены советской властью как буржуазные, отсталые
и вредные для молодой страны, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Мастера больше не приглашали на выставки, а если и вспоминали о нем, то только
как пример упрямого художника-формалиста. Планируемая персональная выставка Павла
Николаевича в 1929 году не состоялась. Руководство Русского музея побоялось показывать
столь одиозного художника широким массам и ограничилось закрытым просмотром.
Последнее десятилетие своей жизни Филонов влачил жалкое существование
подпольного юродивого бессребреника, и только вглядываясь в его гениальные
полотна можно почувствовать какие откровения посещали мастера и каких высот
достигал его свободный дух.
Умер Филонов 3 декабря 1941 года во время блокады. Холодной зимой
он тушил на крыше дома зажигательные бомбы, простудился и заболел воспалением
легких. Истощенный организм не смог справиться с болезнью. Досок, чтобы
соорудить гроб, у родственников не было, и поэтому, в течение нескольких дней, великий
художник лежал на столе в своей маленькой комнатушке, накрытый своей же гениальной
картиной «Пир королей».
«Пир королей» 1913
Полное забвение продлилось и после смерти Павла Николаевича.
Только в 1967 году была устроена первая персональная выставка художника в новосибирском
Академгородке стараниями ученых-генетиков. Они увидели в Филонове своего
собрата-исследователя, человека науки, стремящегося и увлекающего других к
постоянному саморазвитию. Да он и был ученым, открывшим объективные законы
неведомой реальности.
Аналитический метод Павла Филонова был научным поиском
вневременных и внепространственных закономерностей. Многие свои картины он
назвал формулами и оставил их потомкам для детальной расшифровки. Филонов
дерзал открыть глобальные законы развития Космоса.
«Формула Вселенной» 1922