«иоанн креститель» леонардо да винчи: описание, история и интересные факты

Кто изображен на картине «Мона Лиза»?

По словам итальянского историка и искусствоведа Роберто Заппери, художник и писатель составлявший труды о современных художниках эпохи «Возрождения», Джорджо Вазари допустил ошибку в описание картины «Мона Лиза». В виде одного из доказательств, служит траурное одеяние «Джоконды», Лизе Герардини на момент окончания работ над «Моной Лизой» было всего 23 года и скорбить на тот момент ей было не по ком.

Леонардо да Винчи философ и творец эпохи «Возрождения»: биография, факты

Есть мнение о том, что на картине портрет любовницы герцога Джулиано II Медичи — Пачифики Брандано. Основано оно на сохранившихся записках секретаря кардинала Луиджи д`Арагона, который посещал мастерскую Леонардо да Винчи, где художник показал некоторые из своих работ, в том числе и «Мону Лизу» сообщив, что заказал её Джулиано Медичи. Меценат хотел увековечить портрет любимой женщины, которая умерла, оставив ему сына наследника. Пачифика Брандано была интересной и незаурядной женщиной, умна, приятна в общении. «Роковая женщина» можно назвать её так, многим мужчинам пришлось поплатиться жизнью за связь с нею. Эти качества, можно связать с таинственной улыбкой «Моны Лизы», превосходство и власть над мужчинами.

Искусствоведы не исключают альтернативный автопортрет, Леонардо мог написать портрет матери или собирательный образ несуществующей женщины. Этому есть логическое обоснование, Леонардо в трехлетнем возрасте разлучили с матерью и его женские образы на картинах, часто относят к ранней потере матери.

Красота «Мона Лизы» соответствует требованиям моды прошлых веков, кватроченто – красивый овал лица, выбритые брови и волосы надо лбом, чистая и светлая кожа. Образ, запечатленный на полотне можно считать идеалом красоты того времени. Уникальность работы Леонардо да Винчи заключается в том, что улыбку можно увидеть, если смотреть на портрет только под определенным углом. Воспринять выражение полуулыбки может только периферическое зрение. Если смотреть прямо – улыбка исчезает.

Тщательно художник проработал детали одежды и прическу женщины. Хорошо видна вышивка на одежде или прядки волос, на которых лежит прозрачная вуаль. Задний фон представляет собой изображение дикой необузданной природы, подчеркивает величественность женской фигуры, которая по задумке автора немного увеличена.

«Мона Лиза» («Джоконда»)

Портрет супруги торговца шелком из Флоренции Ф.Д. Джокондо Лизы Герардини был написан приблизительно в 1503-1505 годах. Ныне картина считается самой известной не только в творчестве Леонардо да Винчи, но и вообще в мировой живописи всех времен и народов. Биографы великого мастера всегда писали о месте полотна в творчестве художника, его отношении к портрету и о том, с какой страстью он отдавался работе над ним.

Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки. Биографы и искусствоведы уже не первое столетие бьются над многими вопросами о ее создании. В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца. Существуют версии, что в этом качестве могла выступать Изабелла Арагонская, возлюбленный мастера Салаи или даже сам Леонардо да Винчи, завуалировавший таким образом свой автопортрет.

В настоящее время картина хранится в Лувре (Париж).

внешние ссылки

  • Ресурсы изобразительного искусства  :

Леонардо да Винчи (1452-1519) (: приписано : в сотрудничестве †: потеряно    : AdQ    : BA )

Картины Крещение Христа (1472 — 1475)  • Благовещение (Галерея Уффици, 1472 — 1475)  • Медуза † • Джиневра де Бенчи (ок. 1476)  • Мадонна с гвоздикой (1478 — 1480)  • Мадонна Бенуа ( 1478 — 1482)  • Благовещение (Лувр, около 1478 — 1485)  • Святой Жером (1480 — 1482)  • Поклонение волхвов (1481)  • Дева в скалах (Лувр, 1483 — 1486)  • Дама с горностаем (1488-1490)  • Мадонна Литта (около 1490)  • Портрет музыканта (1490)  • La Belle Ferronnière (1490-1496)  • Богоматерь скал (Национальная галерея, 1495 — 1508)  • Мадонна с веретеном (ок. 1501)  • Святая Анна, Богородица и Младенец. Иисус играет с ягненком (1503-1519)  • Мона Лиза д’Ислворт (между 1503 и 1506)  • Мона Лиза (1503-1506)  • Salvator Mundi (после 1507 г.)  • Ла Скапильята (1508 г.)  • Леда и лебедь (1508 г.) † • Святой Иоанн Креститель в роли Вакха (1510-1515 гг.)  • Святой Иоанн Креститель (между 1513 и 1516 гг.)
Фрески Тайная вечеря  • Битва при Ангиари † • Зала делле Ассе
Скульптуры Памятник Сфорце (так и не реализованный)  • Лошадь и всадник  •Поднимание лошади с воином
Рисунки
Научные рисунки
  • Витрувианский человек
  • Пейзаж долины Арно
  • Изучение движения кошек
  • Исследования плода в утробе матери
Портреты
  • Кондотьер
  • Мученичество святого Себастьяна
  • Прекрасная принцесса
  • Автопортрет
Подготовительные занятия
  • Этюд для Мадонны с кошкой
  • Голова молодой женщины (Турин)
  • Голова молодой женщины (Лувр)
  • Этюды для Младенца Иисуса (Галереи Венецианской академии)
  • Этюд для головы Святой Анны (Виндзорский замок)
  • Голова Богородицы на три четверти вправо (Метрополитен-музей)
  • Этюд для правой руки Богородицы (Виндзорский замок)
  • Этюд для драпировки Богородицы (Лувр)
Картонные коробки
  • Голова ребенка на три четверти вправо (ок. 1483 г.)
  • Изабель д’Эсте (1499-1500)
  • Святая Анна, Богородица, младенец Иисус и святой Иоанн Креститель в младенчестве (1499-1500?)
  • Святая Анна, Богородица и Младенец Иисус (картон) (1501)
Рукописи Codex Arundel  • Codex Atlanticus  • Codex Forster  • Codex о полете птиц  • Codex Leicester  • Codex Madrid  • Codex Trivulzianus  • Codex Windsor  • Анатомические работы  • Трактат о живописи
Проекты Автомобиль  • Танк  • Орнитоптер  • Воздушный винт  • Гигантский арбалет  • Альт-органиста  • Робот  • Архитоннер  • Божественные пропорции
Места Место рождения ( Винчи )  • Музей Леонардо да Винчи ( Винчи )  • Замок Кло-Люсе ( Амбуаз )  • Музей науки и техники ( Милан )  • Музей Галилея ( Флоренция )
Леонардески Джованни Антонио Больтраффио  • Джампьетрино  • Эрнандо де лос Льянос  • Джованни Агостино да Лоди  • Бернардино Луини  • Чезаре Магни  • Марко д’Оджоно  • Франческо Мельци  • Джованни Амброджо де Предис  • Салаи  • Чезаре да Сесто  • Андреа Солари
Специалисты Даниэль Арассе  • Кармен Бамбах  • Марсель Брион  • Паскаль Бриоист  • Алессандро Чекки  • Винсент Делевен  • Мартин Кемп  • Пьетро К. Марани  • Эжен Мюнц  • Чарльз Николл  • Карло Педретти  • Адольф Розенберг  • Алессандро Веццози  • Франк Цёлльнер
Винсентианские исследования Окружение и связи Леонардо да Винчи  • Наука и техника Леонардо да Винчи  • Анатомические работы Леонардо да Винчи  • Список картин Леонардо да Винчи  • Леонардо да Винчи: Искусство и наука о Вселенной
Дань уважения Смерть Леонардо да Винчи  • Леонардо да Винчи (телесериал)  • Леонардо (комикс)  • Italdesign DaVinci
  • Портал живописи
  • Портал эпохи Возрождения
  • Портал Италии
  • Вашингтон, округ Колумбия Портал

Леонардо да Винчи в Тоскане

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом тосканском городке Винчи в 30 км от Флоренции, у подножия Монте Альбано. Согласно некоторым свидетельствам, он родился на ферме в деревеньке Анкиано на выезде из Винчи, в живописном окружении оливковых деревьев, виноградников и маковых полей.

Анкиано – место, где родился Леонардо да Винчи

Он был внебрачным сыном молодого нотариуса Пьетро да Винчи и простолюдинки Катерины (по одним источникам она была крестьянкой, по другим – прислугой в таверне). Сведений о матери Леонардо почти не сохранилось, а вот об отце известно, что он сделал блестящую юридическую карьеру, был 4 раза женат и произвел на свет 12 детей.  

Винчи – родной город Леонардо да Винчи

С самого детства Леонардо демонстрировал выдающиеся интеллектуальные способности (хотя и не получил высокого школьного образования), был силен в математике и музыке, показал большие способности в рисовании. В возрасте 15 лет он был послан отцом в мастерскую прославленного живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо, который также обучал Сандро Ботичелли и Пьетро Перуджино. 

Музей Леонардо да Винчи находится в его родном городке Винчи в средневековом замке, специально отреставрированном для этих целей. В музее представлены модели различных машин и механизмов в натуральную величину, воссозданные по чертежам Да Винчи и демонстрирующие его интересы в самых различных сферах – от военного дела и приспособлений для полетов до строительства и производства текстиля.

Музей Леонардо да Винчи в Винчи

Экспозиция дополнена цифровой анимацией и интерактивными экранами с описаниями. А рядом с замком находится церковь Санта-Кроче, где, согласно преданию, крестили будущего гения.  

Палаццо Веккьо

В 1499 г. Леонардо пришлось вернуться из Милана, занятого французскими войсками, во Флоренцию. Именно в этот «флорентийский» период Леонардо пишет свою самую знаменитую картину «Джоконда» и получает большой заказ от властей Флоренции на роспись одной из стен зала палаццо Веккьо. 

Зал пятисот палаццо Веккьо, для которого была заказана фреска

Темой фрески была победа, одержанная флорентийцами при Ангиари в 1434 г. Как и для , Леонардо вновь использует технику аль секко (роспись по сухой штукатурке), из-за чего фреска вскоре осыпалась, так и не будучи завершенной. В XVI в. незаконченную композицию покрыли слоем новой росписи. По предположениям исследователей, этой новой росписью стала «Битва при Марчиано» Джорджо Вазари. Якобы Вазари даже оставил знак, где искать произведение его предшественника – на фреске изображена группа солдат, несущих вымпел со словами «Cerca Trova» («Ищите и обрящете»). 

Так или иначе, «Битва при Ангиари», в отличие от «Тайной вечери», была утрачена. До наших дней сохранились лишь наброски, а также копия Рубенса (находится в собрании Лувра). Одновременно вместе с Леонардо заказ получил Микеланджело на роспись противоположной стены зала, его фреска тоже так и не была закончена. 

«Битва при Ангиари», копия Питера Пауля Рубенса

Галерея Уффици / Galleria degli Uffizi

В галерее Уффици в Кабинете рисунков и гравюр находятся рисунки, сделанные рукой Леонардо да Винчи. Художник оставил после себя многочисленные наброски и эскизы, на которых зафиксированы основные этапы работы над картинами и статуями.

Рисунок для Леонардо подобен букве, слову, предложению: вместо того, чтобы выражаться словами, он «говорит» линией карандаша, угля или пера.Адольфо Вентури

Звезда Вифлеема и другие растения, ок. 1505-1507 гг.

В галерее Уффици находится отдельная комната, посвященная работам молодого Леонардо да Винчи. Это картины, написанные до того, как он переехал в Милан в 1482 г.

Комната Леонардо да Винчи в галерее Уффици, «Поклонение волхвов»

На левой стене комнаты находится картина «Крещение Христа», написанная Андреа Вероккьо совместно с тогда еще учеником Леонардо да Винчи для церкви Сан-Сальви во Флоренции примерно в 1475 году.

На противоположной стене – «Благовещение», одна из самых известных и значительных картин молодого Леонардо. Манера исполнения говорит о том, что это юношеское произведение художника, возможно, исполненное в 1472 г., когда он только получил звание мастера живописи. 

Благовещение, ок. 1472 г.

В центре находится недавно отреставрированная картина «Поклонение волхвов», заказанная августинцами для их церкви Сан-Донато в Скопето. Произведение так и осталось незавершенным в связи с переездом Леонардо в Милан.

Образование

В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Мастерство и техника юного ученика были настолько прогрессивными, что иногда учитель даже пугался. Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии – Милан. В этом городе для да Винчи начинается совсем новая жизнь сразу после того, как он начинает работать военным инженером у самого миланского герцога Сфорца. На протяжении 17 лет работы в Милане великий Леонардо изобретал, рисовал, постигал науку, а также генерировал бесконечный поток самых смелых и инновационных идей своего времени. Без сомнений, эти годы, проведенные за работой для Сфорца, были самыми продуктивными в карьере великого творца. Однако в 1499 году, когда да Винчи было 47 лет, французские войска захватили Милан и изгнали герцога Сфорца из города. С тех пор и до самой смерти Леонардо путешествовал по Италии, посещая Венецию и Рим, занимаясь проектами самого разного рода. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.

Описание

Состав

Две картины Богородицы в скалах, которые сейчас принадлежат Национальной галерее в Лондоне, и те, которые принадлежат Лувру в Париже, идентичны по тематике и общей композиции, что указывает на то, что одна является производной от другой. Эти две картины различаются композиционными деталями, цветом, освещением и обработкой краски.

Обе картины показывают группу из четырех фигур: Деву Марию, младенца Христа, младенца Иоанна Крестителя и ангела, выстроенных в треугольную композицию внутри картины на фоне скал и далекого пейзажа гор и воды. На обеих картинах Мария образует вершину группы пирамидальных фигур, протягивая одну руку, чтобы включить Джона, а другую поднимать над головой младенца Христа в благословении. Иоанн становится на колени, глядя на младенца Христа, сложив руки в молитвенной позе. Младенец Христос сидит перед картиной, поддерживаемый ангелом, и поднимает правую руку в знак благословения к коленопреклоненному Иоанну.

Отличия

Композиционно все фигуры на лондонской картине немного крупнее, чем на картине Лувра. Основное композиционное различие между двумя картинами заключается в том, что в то время как на лондонской картине правая рука ангела лежит на его / ее колене, на картине Лувра рука поднята, указательный палец указывает на Джона. Глаза ангела на лондонской картине созерцательно опущены вниз, но на картине Лувра они обращены взглядом в общем направлении зрителя.

В лондонской живописи все формы более определены, включая телесные формы одетых фигур. Скалы расписаны до мельчайших деталей, в то время как формы фона на картине в Лувре все более туманные. Контраст между светом и тенью на фигурах и лицах на лондонской картине намного резче. Лица и формы на картине Лувра более деликатно нарисованы и тонко размыты сфумато . Освещение в картине Лувра мягче и кажется более теплым, но это может быть результатом тона лака на поверхности. В соответствии с консервативным подходом к работам Леонардо, версия Лувра не подвергалась значительной реставрации или очистке. Картина Лувра остается такой же, какой она была в 1939 году, когда Кеннет Кларк посетовал, что «мы не можем сформировать реальную концепцию цвета, значений или общего тона оригинала, скрытого под слоем толстого желтого лака. В темноте какая-то смесь битума сделала поверхность коркой и потрескалась, как грязь, и на всей картине есть бесчисленные пятна старой перекраски. Все это необходимо иметь в виду, прежде чем мы скажем, что в то время Леонардо был темным художником и неинтересный колорист «.

Деталь зеленого ангела

Еще одно отличие заключается в расцветке мантии, особенно одежды ангела. На лондонской картине нет красного цвета, в то время как на картине Лувра ангел облачен в ярко-красное и зеленое одеяния, причем одежды расположены иначе, чем у ангела в Лондоне. Лондонская версия содержит традиционные атрибуты, отсутствующие в версии Лувра, нимбы и традиционный крестообразный тростниковый посох Джона. Дэвис говорит, что «неясно», являются ли эти детали, нарисованные золотом, современными с картиной или добавлены более поздним художником. Детали цветов также сильно различаются на двух картинах: те, что на картине Лувра, являются ботанически точными, а те, что на картине Лондона, являются причудливыми творениями.

Ангел-музыканты

Две картины ангелов, которые связаны с Богородицей в скалах и находятся в Национальной галерее, не соответствуют первоначальному заказу для двух панелей, каждая из которых изображает четырех ангелов, поющих с одной стороны и играющих на музыкальных инструментах с другой. Всего два музыканта, оба повернули в одну сторону и оба играют на музыкальных инструментах. Один зеленым цветом играет на виеле, а другой красным — на лютне. Положение ступней и драпировки схожи, что указывает на то, что частично был использован один и тот же дизайн для обоих. Считается, что ангел в красном — работа Амброджо де Предиса. Ангел в зеленом — работа неизвестного соратника Леонардо. Национальная галерея предполагает, что это могла быть работа Франческо Наполетано.

В обоих случаях ангел стоит в нише, выкрашенной серым цветом. Рефлектограмма Ангела в зеленом цвете с Вьелем показала часть нарисованного пейзажа. Фон красного ангела с лютней не удалось определить, потому что серая краска на этой картине густая и непрозрачная. Хотя обычно считается, что две панели ангелов изначально размещались по обе стороны от центральной панели, статья, опубликованная Национальной галереей, предполагает, что они были размещены выше на алтаре.

Как организована выставка

В Лувре выставка Леонардо да Винчи разместилась в зале Наполеона, непосредственно под Пирамидой Лувра. Организаторы выставки представили работы Леонардо да Винчи в свете пяти главных тем, рассказывающих о его творчестве:

  • Биография Леонардо да Винчи: история жизни и индивидуальность художественного стиля;
  • Свет и тени: то самое уникальное умение Леонардо да Винчи работать со светом и объёмом, выраженные в скульптурах и картинах мастера.
  • Свобода: как воплощалось творчество мастера, которое выходило за рамки обычного образа мышления и напрямую отражалось в его работах – в том числе и стиле «componimento inculto»;
  • Наука: идеи и эксперименты Леонардо да Винчи, воплощаемые не только в художественных работах, считаются уникальными для своего времени во многих областях – механике, анатомии, философии.
  • Жизнь: история и детали создания мастером работ, которые сегодня считаются особенными шедеврами.

«Дама с горностаем»

Картина «Дама с горностаем», написанная в 1489-1490 годах, изображает фаворитку герцога Людовико Сфорца Чечилию Галерани, с которой у Леонардо были дружеские отношения. В отличие от других художников своего времени, да Винчи написал девушку не в профиль, а с поворотом головы на три четверти, что подчеркнуло изящество шеи и плеч семнадцатилетней фаворитки.

Горностай в ее руках, вероятнее всего, отсылка к фамилии Галлерани, так как на древнегреческом «горностай» звучит как «гале». По другой версии, горностай действительно мог принадлежать молодой фаворитке – в те времена их разводили для ловли крыс и мышей, как кошек.

Оценка специалистов-искусствоведов

Картина «Иоанн Креститель», принадлежащая кисти итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, написана маслом. Она относится к более позднему периоду творчества мастера живописи. Об упадническом характере данной работы свидетельствует не только период жизни художника, но и завершение самой эпохи Возрождения, одухотворявшей весь европейский мир культуры и искусства. Это отлично видно, как по образу Иоанна, так и по отсутствию традиционного пейзажа на заднем плане картины.

«Иоанн Креститель» писался художником в усадьбе Клу (город Амбуаз в центральной части Франции), когда он пребывал в почете и окруженный всеобщим признанием и вниманием. Известно, что Леонардо да Винчи уже не испытывал удовлетворения от собственного творчества

Он постоянно занимался переделкой и дополнением своих старых работ, которые в большом количестве привез сюда с собой. По всем приметам видно, что данная картина «доводилась до ума» в период его крайнего творческого упадка.

Картина показывает юношу, одна рука которого обращена ввысь, а вторая прижимает к груди крест. Таинственность и загадочность изображения усиливается контрастом темного фона и освещенной фигурой молодого человека. Несмотря на восторженные отзывы коллег по творческому цеху и критиков о работах художника того времени, именно картина «Иоанн Креститель» вызывала у них неподдельное удивление. Ведь привычный канонический образ святого в данном случае очень сильно разнился с полученным изображением.

Религиозная традиция однозначно трактует личность Иоанна Крестителя, выступавшего в Священном писании именно в качестве сурового аскета с обильным волосяным покровом на лице. Поэтому двусмысленная улыбка изображенного на картине юноши никак не вяжется с классическим восприятием известного исторического и религиозного персонажа

Важно понимать, что именно такая улыбка была свойственна всем лицам людей, которых изображал Леонардо в своем позднем периоде творчества

Именно отсутствие живописного пейзажа на заднем плане картины «Иоанн Креститель» и цветущий образ молодого человека, не соответствующий каноническим правилам художественного воспроизведения образов, позволяют говорить о том, что Да Винчи в этом случае хочет произвести на зрителя особое впечатление. Пожалуй, такого рода двусмысленность может ассоциировать у многих лишь с ироническим мотивом и неким прозрением, позволяющим заглянуть за традиционные рамки бытия.

Леонардо да Винчи механизмы и чертежи

Многие знают о том, что Леонардо да Винчи придумал прототип танка, вертолета, подводной лодки, дельтаплана и прочих механизмов. Стоит отметить одно обособленное изобретение — это первый «унитаз».

Когда Леонардо прибыл в Париж по зову короля Франциска I первое, что его поразило в Париже, знаменитом городе любви и романтики, так это его зловония, да, да именно зловония. У парижан были явные проблемы с гигиеной. Леонардо был тонкой и чуткой натурой, поэтому детально разработал проект водопровода, смыва и самого «унитаза», специально для короля. Король оценил проект, а также оценил стоимость проводки водопровода в замок, в итоге «чудо-изобретение», так и осталось на бумаге.

Описание картины Леонардо да Винчи «Крещение Христа»

В картине «Крещение Христа» Андреа дель Вероккьо и Леонардо да Винчи в центре полотна на переднем плане стоит Иисус Христос. Слева от Иисуса (справа для зрителя) — Иоанн Креститель. В левой руке он держит посох с крестообразной верхушкой, а в правой — чашу с миртом, которым он крестит Сына Божия. Справа расположены два коленопреклоненных юных ангела — свидетели таинства ведут неспешную беседу.

Тихая и торжественная, окружающая их природа созвучна значимости происходящего. Иордан тихо катит свои воды мимо на заднем плане, будто бы созерцая и поощряя происходящее. В небесах мы видим две раскрытые в сторону зрителя ладони, из которых выпархивает белый голубь. Ладони символизируют Бога-отца, голубь — Бога-Духа Святого. С одной стороны, это символы Божьего благословения происходящего таинства, а с другой — обозначение триединства Божественной сущности, Всезнающей и Всевидящей, Вездесущей. В пользу первого говорит цитата из Евангелия от Марка: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».

Пейзаж в картине, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает вид Монсуммано — местечка, находящегося неподалеку от родины Леонардо — деревеньки Винчи — один из тех дорогих сердцу уголков, которые да Винчи изображал в своих полотнах.

Библиография

  • Официальный веб-сайт Лувра, , доступ 2011-12-11.
  • Даниэль Арассе (1997). Леонардо да Винчи . Конецки и Конецки. ISBN 978-1-56852-198-5.
  • Лучано Берти (1971). Уффици . Scala.
  • Анджела Оттино делла Кьеза (1967). Полное собрание картин Леонардо да Винчи . Пингвины из цикла «Классика мирового искусства». ISBN 978-0-14-008649-2.
  • Мартин Дэвис (1961). Каталог ранних итальянских школ. Каталоги Национальной галереи, Лондон. ISBN 978-0-901791-29-0.
  • Фредерик Хартт (1970). История итальянского искусства эпохи Возрождения . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-23136-4.
  • Мартин Кемп (2004). . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280644-4.
  • А.Е. Попхэм (1946). Рисунки Леонардо да Винчи . Джонатан Кейп. ISBN 978-0-224-60462-8.
  • Марко Роши (1977). Леонардо . ISBN Bay Books Pty Ltd. 978-0-85835-176-9.
  • Тамсин Тейлор, (2011) , дата обращения 06.02.2012.
  • Джек Вассерман (1975). Леонардо да Винчи . Абрамс. ISBN 978-0-8109-0262-6.
  • Фрэнк Цолльнер (2003). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков . Taschen. ISBN 978-3-8228-1734-6. .

Картины

Версия Лувра

Богоматерь Скалы в Лувре, по мнению большинства историков искусства быть ранее из двух и датируется примерно 1483-1486. Большинство авторитетов согласны с тем, что работа полностью принадлежит Леонардо. Он примерно на 8 см выше лондонской версии. Первое достоверное упоминание об этой картине датируется 1625 годом, когда она находилась во французской королевской коллекции. Принято считать, что эта картина была создана по заказу 1483 года в Милане. Предполагается, что эта картина была продана Леонардо в частном порядке и что лондонская версия была написана позже, чтобы заполнить комиссию. Существует ряд других теорий, объясняющих существование двух картин. Эта картина считается прекрасным примером техники Леонардо « сфумато ».

Лондонская версия

Очень похожая картина в Национальной галерее в Лондоне также приписывается Леонардо да Винчи и датируется до 1508 года. Первоначально предполагалось, что она была частично написана помощниками Леонардо, при тщательном осмотре картины во время недавней реставрации между 2008 и 2010 год привел реставраторов из Национальной галереи к выводу, что большая часть работы принадлежит Леонардо, но споры продолжаются. Части картины, в частности цветы, указывают на сотрудничество и вызывают предположения, что работа полностью сделана другими руками, возможно, помощником Леонардо Джованни Амброджо де Предис и, возможно, Евангелистой .

Он был написан для часовни Братства Непорочного зачатия в церкви Сан-Франческо Маджоре в Милане . Он был продан церковью, скорее всего, в 1781 году и, конечно, в 1785 году, когда его купил Гэвин Гамильтон , который привез его в Англию. Пройдя через различные собрания, в 1880 году он был куплен Национальной галереей.

Ангелы

Считается, что две картины с изображением ангелов, играющих на музыкальных инструментах, были частью композиции, установленной на алтаре. Считается, что эти две картины, которые сейчас находятся в Национальной галерее в Лондоне, были завершены между 1490 и 1495 годами. Одна, ангел в красном, считается работой Амброджо де Предиса, а ангел в зеленом — работа другого помощника Леонардо, возможно, Франческо Наполетано.

«Мадонна Литта»

Известные всему миру картины Леонардо да Винчи, с названиями и краткой историей создания представленные в статье, никогда не подвергались сомнению в плане авторства, чего нельзя сказать о полотне «Мадонна Литта». Некоторые искусствоведы полагают, что ее вполне мог написать один из его учеников. Другие в качестве доказательства подлинности приводят эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре.

В центре сюжета женщина с ребенком на руках, которого она кормит грудью. Фон заполнен стеной с двумя арочными окнами, из которых на зрителя падает свет. Сама же Мадонна словно озарена изнутри.

Леонардо писал картину в 1490-1491 гг. для правителей Милана. Позже полотно перешло к знатной аристократической семье Литта. В их частной коллекции оно хранилось несколько столетий, благодаря чему и обрело свое современное название. В 1864 г. «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем, где выставлена и поныне.

Картины Леонардо да Винчи, с названиями и фото представленные выше, бесспорно, являются лучшими в творчестве художника. Это настоящие жемчужины не только его личной галереи, эпохи Ренессанса, но и всей мировой живописи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: