Портрет музыканта -portrait of a musician

Конка делль Инкороната

В центре Милана, в артистическом районе Брера, на улице Сан Марко находится единственная оставшаяся часть канала Навильо делла Мартесана в окружении испанских стен Милана, воплощение гения Леонардо в области гидравлики.

Первые исследования Леонардо да Винчи в этой области были проведены ещё в 1482 году во время его первого пребывания в Милане, о чем свидетельствуют некоторые чертежи, представленные в Атлантическом Кодексе Амброзианской библиотеки. Построен был канал только в 1496 году при герцогстве Людовико иль Моро. Руководство работами было поручено инженерам Джулиано Гуаскони и Бартоломео делла Валле, разумеется, при содействии Леонардо да Винчи.

Сегодня эта часть высушенного «Навильо» имеет длину около ста метров и состоит из каменных откосов, старинного моста и деревянных перегородок с засовами замковой системы, известных как «леонардовские ворота». Шлюз перестал быть действующим с 1929 года, когда канал был закрыт для навигации и осушен, но его деревянные перегородки сохранились в своём первозданном виде.

Мона Лиза

Самая известная работа живописца, и сегодня хранит множество тайн и загадок. До сих пор нет единого мнения, кто изображён на художественном полотне, супруга торговца шёлком из Флоренции Лиза Герардини, или Пачифика Брандано.

В момент работы над Джокондой живописец отложил в сторону все свои дела, и всецело посвятил свой талант и время написанию женского портрета.

Знаменитый шедевр кисти мастера Возрождения находится в Лувре, и всё реже путешествует по миру. В России, тогда ещё в СССР, «Мона Лиза» побывала один раз, в 1974 году.

Читайте на most-beauty.ru интереснейший материал о самых известных картинах Боттичелли, еще одного яркого и талантливого представителя этого периода.

3

Тайная вечеря — il Cenacolo

Самая известная в мире фреска, Тайная Вечеря (Il Cenacolo), находится в Милане в церкви Санта Мария делле Грацие на одноимённой площади. Церковь относится к архитектуре эпохи Возрождения и была построена по заказу герцога Людовико Сфорца двумя известными архитекторами Гвинифорте Солари и Донато Браманте.

На выполнение этой работы Леонардо понадобилось около четырёх лет, поэтому техника, которую он использовал при работе над ней, очень далека от традиционной фресковой живописи, требующей определённой скорости написания по сырой основе. Этим и объясняется её хрупкое состояние — краска, несмотря на постоянные реставрационные работы, осыпается и фреска уже давно потеряла свой изначальный вид.

Художник не спешил, потому что его задачей было тщательное изучение мельчайших деталей, ведь он не просто создавал классический иконографический сюжет из Евангелия от Матфея, своей работой он вершил революцию в современной живописи. Леонардо впервые изобразил «душевные порывы», то есть реакцию всех двенадцати апостолов на слова Иисуса: «Один из вас предаст Меня «. Эмоции апостолов, у каждого выраженные по-своему, воплощают бесконечные страсти человеческой души. Именно благодаря этой особенности фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи завоевала мгновенную и непрерывную славу в европейском искусстве начиная с XVI и сохраняет её по сегодняшний день, став предметом художественных цитат таких современных художников как Энди Ворхол, Ла Шапель и многих других.

Портрет Джиневры де Бенчи

Одна из ранних работ Леонардо, на которой он изобразил флорентийскую поэтессу Джиневру д’Америго де Бенчи. По одной из версий портрет заказал Бернандо Бембо, страстно влюблённый в красивую женщину.

Портрет красивой и одухотворённой девушки, написанный примерно в 1478 году, стал первой работой художника в портретном жанре живописи. Пейзажи всегда выступали определённым символом, и здесь ветви можжевелового дерева указывают на имя, изображённой на портрете девушки.

Это единственная картина Леонардо да Винчи, которая находится за пределами Европы, и выставлена в Вашингтонской Национальной галерее.

8

Критическое мнение [ править ]

Критическое мнение о « Портрете музыканта » исторически было неоднозначным, и ученые иногда неохотно приписывали его полностью Леонардо. Историк искусства XIX века Эжен Мюнц дополнил его «энергичность моделирования, достойную Рембрандта », но раскритиковал работу за угрюмое выражение, плохую окраску и незавершенность. Согласно Марани, эти комментарии можно в значительной степени объяснить тем, что Мюнц использовал очень плохое воспроизведение для анализа. Как и Мюнц, Цёлльнер нашел недостаток в незавершенности и выразительности произведения; он также считал, что эта поза уступает позе Джиневра де Бенчи . Историк искусства Джек Вассерман заявил, что портрету не хватает типичной черты лица других работ Леонардо; менее, Сисон и Кемп похвалили пристальный взгляд натурщика, а историк искусства Алессандро Веццози заявил, что в этой работе «Леонардо достигает беспрецедентного уровня психологической напряженности, которая достигает возвышенного в Леди с помощью Горностай ». Светотень был предметом споров: Цёлльнер и другие ученые критиковали ее как «чрезмерно подчеркнутую»; Сайсон считал это драматичным и убедительным; то время как Исааксон критиковал затенение, но хвалил освещение глаз. Сайсон отметил, что незавершенность работы во многом объясняет эти негативные реакции.

«Поклонение волхвов»: описание незаконченной картины художника Леонардо да Винчи

«Поклонение волхвов»

Эта картина гения осталась незавершенной. В ту пору художник Леонардо да Винчи уехал в Милан и не хотел возвращаться. Но заказчики хранили полотно как память. Оно наполнено смыслом, композицией и символическими значениями. Описание незаконченной картины «Поклонение волхвов»:

  • Пальма представляется знаком Иерусалима.
  • Развалины храма на горизонте – это знак уже изжившего себя язычества, которое уже заменила христианская вера.
  • В центре изображена мадонна с младенцем.
  • Волхвы смиренно склонились в поклоне перед Божьим сыном, будущим мессией и спасителем людей.

Картина поражает своей масштабностью и буйством красок, а также неимоверным реализмом.

Тайны картин да Винчи

Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.

С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.

Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель Дэн Браун. Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.

«Витрувианский человек» — известная картина художника Леонардо да Винчи: описание

«Витрувианский человек»

Эта интересная работа выполнена из таких материалов:

  • Бумага
  • Перо
  • Чернила
  • Акварель

Вот описание известной картины художника Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»:

  • Это не просто отображение фигуры мужчины.
  • Данное изображение — объяснение такому явлению, как симметрия.
  • Это «золотое сечение» или «божественная пропорция», где присутствуют 6 ладоней и один локоть, а длина от кончика самого длинного до самого низкого основания – 1 ладонь.
  • Рост в таком случае равен размаху руки.
  • 24 ладони вместе с четырьмя локтями могут показать человеческий рост.

Соответственно, данное творение более источает культурное наследие и является рационализаторской работой, а не только произведением искусства.

НА КРЫЛЬЯХ ВДОХНОВЕНИЯ

Уникальный талант Леонардо позволял ему создавать не только безупречно точные с точки зрения техники и анатомии образы, но и передавать тончайшие оттенки эмоций.

Британский историк искусства Кеннет Кларк назвал Леонардо «самой загадочной личностью в истории человечества». Действительно, круг интересов Леонардо поражает своей широтой, но за эту широту художнику приходилось платить. Неуёмный, пытливый ум то и дело заставлял его бросать начатую работу, чтобы полностью отдаться другой, только что захватившей его идее. Эта особенность Леонардо была подмечена ещё современниками, и его биограф XVI века Джорджо Вазари писал, что Леонардо «мог добиться гораздо большего, если бы не его непостоянство. Не успев взяться за одно дело, он оставлял его, чтобы тут же взяться за новое».

«Мадонна Бенуа»: описание картины художника Леонардо да Винчи

«Мадонна Бенуа»

Картина художника Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» называется призраком старухи с морщинистой шеей. Авторство было установлено с помощью известного искусствоведа. Его наняло само семейство Бенуа с целью установить, кто же является подлинным автором. Что особо бросается в глаза, так это крестоцветное растение. Оно намекает на судьбу ребенка. Но ни мать, ни чадо об этом не задумываются. Вот описание работы:

  • Судя по выражению лица, женщина изображена в момент игры со своим чадом. Ее лицо источает веселье и беззаботность.
  • Что же касается ребенка, он не по годам серьезен и словно тянется, что-то выискивая.
  • Мария одета по моде, что существовала в то время во Флоренции. Несмотря на то, что картина написана с модели, черты лица ее далеко не идеальны.
  • Девушка показывает ребенку цветок, а тот пытается исследовать его получше.
  • Он держит маму за руку, чтобы она не убрала от него новую игрушку.
  • Сам по себе сердечник символизирует Распятие.
  • Позы и жесты естественны – можно осязать даже световоздушную среду.

Обе фигуры достаточно тесно вписаны в холст, и занимают почти все его пространство. Вокруг женщины с ребенком остается не так уж много места, в которое можно было бы вписать какие-либо интересные и важные детали

Соответственно, именно центральные образы обращают на себя все внимание, являются основополагающими

«Крещение Христа» — еще одна из первых картин художника Леонардо да Винчи: описание

«Крещение Христа»

Работа «Крещение Христа» была выполнена в соавторстве с учителем. Это еще одна из первых картин художника Леонардо да Винчи. Вот описание произведения «Крещение Христа»:

  • На полотне изображен ангел со светлыми волосами в левом углу.
  • Да Винчи тогда было 24 года. Бытует мнение, что Верроккьо был настолько поражен работой молодого ученика, что перестал рисовать сам, будучи пристыженным.
  • Известно, что Иисуса и Крестителя рисовал именно учитель, а сам да Винчи только лишь ангелов и окружающий пейзаж.
  • Полотно получилось действительно монументальным, впечатляющим.
  • Центральным персонажем для художников является Иисус Христос. Он находится на переднем плане.
  • Справа — Иоанн Креститель с посохом и чащей. Он производит обряд.
  • На картине изображены два ангела, преклонившие колени. Это свидетели таинства, что неспешно беседуют.

Вполне очевидно, что их разговор касается тех событий, которые, возможно, начнутся после того, как дело Крестителя будет завершено. Природа тихая и торжественная. Вдалеке плещутся воды Иордана. На небосклоне расположены распахнутые ладони, из них словно воспаряет голубь. По сути, сами ладони – это Бог-отец, а голубь – ни что, иное, как Святой Дух.

  • Здесь имеет место триединство Божественного Естества. Картина полностью передает атмосферу таинства.
  • Кажется, что зритель может почувствовать себя незримым свидетелем происходящего, услышать каждое слово, увидеть каждое действие.
  • Ноги Иисуса в воде – он смиренно проходит обряд омовения.
  • Чудодейственный, мистический свет над его головой заставляет задуматься о том, что это крещение значит гораздо больше, чем аналогичное у простого, рядового христианина.
  • Да Винчи словно показывает процесс обмена божественной энергией между сыном Божьим и его подданными.

Кажется, что Христос во время процедуры словно наполняется волшебной энергией, которую впоследствии он будет дарить людям, бесконечно любя и желая искупить прегрешения.

Ссылки [ править ]

  1. , стр. 47-48.
  2. ^ , с. 47.
  3. ^ , стр. 105.
  4. ^ , стр. 95.
  5. ^ , с. 83.
  6. ^ , стр. 62.
  7. ^ , стр. 225.
  8. ^ , стр. 55.
  9. ^ , стр. 74.
  10. ↑ , p. 45.
  11. ^ , стр. 238–239.
  12. ^ , стр. 237.
  13. ^ , стр. 122.
  14. ^ , стр. 73.
  15. ^ , стр. 68.
  16. ^ , стр. 97.
  17. ^ , стр. 238.
  18. ^ , стр. 165.
  19. ^ , стр. 239.
  20. ^ , стр. 75–76.
  21. ^ , стр. 96.
  22. ^ , стр. 100.
  23. ^ .
  24. , стр. 339.
  25. ^ , с. 160.
  26. ^ , стр. 163.
  27. , p. 236.
  28. ^ , стр. 138.
  29. ^ , стр. 164.
  30. , стр. 85.
  31. , стр. 86.
  32. , стр. 164-165.
  33. , стр. 399.
  34. , стр. 394.
  35. , стр. 100.
  36. , стр. 155.
  37. С. 95–96.
  38. .
  39. , pp. 738–739.
  40. .
  41. .
  42. С. 96–97.
  43. ^ , стр. 76.
  44. ^ , стр. 75.
  45. ^ .
  46. , стр. 165.
  47. .
  48. ^ .
  49. . Универсальный Леонардо . Сайт поддерживается Мариной Уоллес и Мартином Кемпом . Лондон, Великобритания: Лондонский университет искусств . 1 октября 2020 года . Дата обращения 22 марта 2020 .
  50. Woldhek, Зигфрид (февраль 2008). . Лондон, Великобритания: конференции TED . 1 августа 2020 года . Проверено 17 июля 2013 года .
  51. , стр. 160-161.
  52. , стр. 161.
  53. , стр. 59-60.
  54. ^ , стр. 77.

ХУДОЖНИК-МЫСЛИТЕЛЬ

Законченные картины Леонардо можно пересчитать по пальцам. И вместе с тем он был очень известным художником. На современников производило впечатление не только стилистическое совершенство работ Леонардо, но и его способность творчески мыслить. До Леонардо художники были во многом ремесленниками. Его же работы были непревзойдёнными не только по «механическому» мастерству, но, в первую очередь, по умению решать композиционные проблемы и выражать эмоции через движение.

Сам Леонардо писал: «Изображённая фигура имеет ценность только в том случае, если её движение передаёт состояние души».

Эту сторону творчества Леонардо иллюстрирует удивительная история, рассказанная Вазари. Настоятель монастыря Санта-Мария Делле Грацие возмущался тем, как Леонардо работает над заказанной ему «Тайной вечерей». Художник мог провести едва ли не целый день, стоя в раздумьях перед едва начатой фреской, в то время как настоятель требовал, чтобы он работал «как вскапывающий сад работник».

В конце концов, настоятель пожаловался Сфорца, тот потребовал от Леонардо объяснений. Леонардо их охотно дал. Он сказал, что никак не может найти лицо, с которого можно писать лик Христа. Та же проблема касалась и Иуды, но её можно считать решённой — голова настоятеля монастыря вполне подойдёт для этого. Герцог весело расхохотался, и инцидент был исчерпан.

Творчество и изобретения да Винчи

Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.

Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.

В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.

Леонардо да Винчи — «Мона Лиза»

Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.

Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.

Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.

Леонардо да Винчи — «Тайная вечеря»

Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей. 

Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.

В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.

Фон [ править ]

Исторический контекст

Портрет музыканта является радикальным отходом от господствующей формы портретного в пятнадцатом веке Милане. Миланская аудитория была более консервативна в художественном отношении, чем другие в Италии и ожидала, что большинство, если не все, портреты будут в профиль, как у Занетто Бугатто , Винченцо Фоппы и Амброджо Бергоньоне . Трехчетвертный профиль натурщика уже был обычным явлением в ранней нидерландской живописи , где портреты часто размещались на плоском черном фоне. Антонелло да Мессинапредставит аналогичный черный фон и портреты с тремя четвертями обзора в Венеции и Сицилии , с такими работами, как Портрет мужчины ( Il Condottiere ) и Портрет мужчины в красной шляпе . Леонардо, вероятно, находился под влиянием стиля Антонелло и мог видеть работы этого художника во время краткого визита Антонелло в Милан в 1476 году, или в Венеции около 1486 года, когда Леонардо мог быть в городе в гостях у своего бывшего учителя. Андреа дель Верроккьо . Историк искусства   предположил, чтоПортрет музыканта — самый похожий из портретов Леонардо на портрет Антонелло, фигура обращена лицом к зрителю, в отличие не только от большинства портретов Антонелло но и других портретов Леонардо. Портрет молодого человека ( с.  1490-1491 ) в Пинакотеке Брера художником в кругу Леонардо был в большой степени под влиянием Портрет музыканта .

  • Il Condottiere , 1475, Антонелло. Лувр, Париж. Способ освещения лица Антонелло, возможно, вдохновил Леонардо.

  • Портрет мужчины в красной шляпе , 1475–1476, Антонелло. Национальная галерея, Лондон. Как и Антонелло, Леонардо подчеркивает лицо объекта, которое доминирует в кадре.

  • Портрет молодого человека , ок.  1490–1491 , Круг Леонардо. Пинакотека Брера, Милан. Заметно вдохновил художника Портрет музыканта .

Происхождение и история выставки

« Портрет музыканта» — единственный известный мужской портрет Леонардо и его единственное панно, которое осталось в Милане. Марани отметил, что работа, вероятно, предназначалась для частного использования. Обычно считается, что его не было среди произведений, подаренных Амброзиане ее основателем кардиналом Федерико Борромео в 1618 году, которые в то время составляли основную часть коллекции музея. Вполне возможно , что это , возможно, было дано Ambrosiana в 1637 по   , известный коллекционер произведений Леонардо , таких какБогородица с младенцем, святые Анны и Иоанн Креститель и Атлантический кодекс .

Работа впервые задокументирована в 1672 году, когда она была каталогизирована Пьетро Паоло Боска в Амброзиане. Источники различаются по поводу того, привез ли Наполеон Портрет музыканта во Францию ​​в 1796 году. Марани заявил, что он был разграблен , но Сисон заявил, что французы сочли Атлантический кодекс более ценным и взяли его вместо этого. Оба ученых согласны, что это было в Амброзиане в 1798 году.

Портрет экспонировался на выставке 2011–2012 годов Леонардо да Винчи: Художник при дворе Милана в Национальной галерее в Лондоне на выставке 2015 года « Леонардо 1452–1519: Il Disegno del Mondo» в Королевском дворце Милана , и выставка « Леонар де Винчи» в Лувре в 2019–2020 годах .

Мадонна Литта

Портрет, который сейчас выставлен в Эрмитаже, был написан в период с 1483 по 1486 год. В мелких деталях полотна скрылись секреты и загадки, которые рассказывают о матери и её ребёнке.

Разрезы на сорочке зашиты, что говорит о том, что женщина пыталась отлучить своё дитя от груди. Но зритель видит момент кормления, а швы с правой стороны разорваны, а значит, женщина решила отложить на время момент отлучения сына от грудного кормления.

В Лувре находится эскиз головы Мадонны, а многие специалисты предполагают, что фигура младенца написана учеником Леонардо талантливым Джованни Антонио Больтраффио.

7

Туринский автопортрет Leonardo da Vinci

Leonardo da Vinci – туринский автопортрет

Годы написания: после 1512 года.Где находится:  Королевская библиотека, Турин.Материалы: сангина, бумага.Размеры: 33,3 х 21,6 см.

Считается автопортретом художника, нарисованным в 60-летнем возрасте. Портрет выполнен палочкой для рисования из каолина и оксидов железа, именно поэтому картина имеет желтоватый оттенок. В настоящее время не выставляется по причине хрупкости.

Вокруг авторства популярной работы всё ещё идут споры, не смотря на то, что штриховка идёт слева направо, как и было привычно Леонардо, однако некоторые искусствоведы считают её подделкой. По некоторым данным, во время рентгеновской съемки, под изображением старца была найдена живопись, датированная предположительно XVII веком.

Самая дорогая картина Леонардо да Винчи в частной коллекции: Спаситель мира

Спаситель мира

Стоимость: $400 000 000
Годы написания:
1499 — 1507.Где находится: частная коллекция.Материалы: масляная живопись на доске.Размеры: 66 х 47 см.

В том, что автором этой картины был именно Леонардо да Винчи многие искусствоведы сомневаются. По этой причине она не вошла в наш основной список. Однако «Спаситель мира», без сомнений, является одним из самых дорогих произведений искусства в истории.

На аукционе Christie’s в ноябре 2017 года полотно было продано за впечатляющую сумму в 400 миллионов долларов. Теперь оно хранится в частной коллекции одного из саудовских принцев и, возможно, будет выставляться в отделении Лувра в этой стране.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЕЖИ

Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто изображали механизмы, совершенно немыслимые для того времени — например, что-то вроде экскаватора. Художник мечтал построить летательный аппарат, но мечта его была невыполнима за отсутствием достаточно мощных двигателей.

Некоторые проекты Леонардо довольно забавны. Так, он придумал будильник с очень оригинальным принципом действия. Суть его в том, что вода постепенно собирается в сосуд, а когда тот оказывается переполненным, начинает выливаться на ноги спящего. И спящий, по словам самого Леонардо, «немедленно проснётся, чтобы приступить к делам».

Лишь очень немногие изобретения ему удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты устройств для различных праздников, но эти приспособления были настолько недолговечными, что от них, разумеется, не осталось и следа.

Атрибуция [ править ]

Портрет леди ( с.  1490 ) по Амброджо де Предис ранее считалось, что Леонардо и был в паре с Портрет музыканта .

Хотя в предыдущие века приписывание Леонардо было спорным, современные историки искусства теперь рассматривают Портрет музыканта как одну из его оригинальных работ. Сомнения в приписывании работы Леонардо существовали почти столько же, сколько и картина была известна. Его первое появление в каталоге 1672 года для пинакотеки Амброзиана было указано как произведение Леонардо но в описи коллекции 1686 года оно было приписано Бернардино Луини . Это было быстро вычеркнуто и заменено на «или, скорее, Леонардо». В 1798 году Амброзиана отнесла портрет к «школе Луини», но вскоре он был переименован в Леонардо. Когда он впервые был включен в список в 1672 году, он был описан как обладающий «всей элегантностью, которую можно было ожидать от герцогской комиссии», чего следует, что субъектом был Людовико Сфорца , герцог Миланский , который был работодателем Леонардо, когда картина была написана. Это было принято до 20 века, когда ученые полагали, что это кулон к Портрету дамы в Амброзиане, который теперь приписывается Джованни Амброджо де Предисно в то время считался портретом Леонардо Беатрис д’Эсте , жены Людовико. В середине 20 века специалист по Леонардо Анджела Оттино делла Кьеза выявила одиннадцать ученых, которые поддержали приписывание Леонардо; восемь, которые приписали работу Амброджо де Предису; двое не определились с мнением и один, считавший, что это работа Джованни Антонио Больтраффио , другого ученика Леонардо .

Там не сохранившийся отчет о портрете в комиссии . Его приписывание Леонардо основано на стилистическом и техническом сходстве с другими его работами особенно с лицом ангела в Лувре « Богородица в скалах» и лицом титульной фигуры в Святом Иерониме в Пустыня . Темный фон портрета, стиль, популяризированный Леонардо, способствует этой атрибуции, поскольку он появляется в более поздних его картинах, таких как « Дама с горностаем» , «Прекрасная Ферроньера» и « Святой Иоанн Креститель» . Дама с горностаем, в частности, показала много стилистических сходств с музыкантом при рентгеновских исследованиях . Другие характеристики, типичные для стиля Леонардо, включают меланхоличную атмосферу, чувствительные глаза, неоднозначный рот (который, кажется, только что закрылся или вот-вот откроется), и вьющиеся волосы напоминающие его более ранний портрет, Джиневра де Бенчи . Также для Леонардо характерно использование орехового дерева, материала, который он предпочитал и рекомендовал но который не использовался другими художниками в Ломбардии в то время. Атрибуция также подтверждается сравнением зрачков глаз музыканта, которые расширяются в разной степени; связь была отмечена со следующим отрывком из записных книжек Леонардо:

Проблема атрибуции картины проистекает из ее жесткого и стоического поведения, что нехарактерно для обычных картин Леонардо. В то время как некоторые ученые считают это результатом незавершенного состояния картины, другие предполагают, что одежда и туловище принадлежат студенту. Если Леонардо и помогали, наиболее часто цитируемыми кандидатами были Больтраффио и Амброджио де Предис, из-за того, что их стиль был ближе к жестким и жестким качествам портрета. По словам историка искусства Карло Педретти , Болтраффио и Марко д’Оджоно, другой ученик Леонардо, изображают глаза так же, как и на портрете, предполагая, что любой из них мог сотрудничать с Леонардо в работе. Историк искусства Пьетро Марани отметил, что маловероятно, что у Леонардо были бы помощники в середине 1480-х годов, и даже если бы это было так, они вряд ли помогли бы в создании портрета для чиновника или личного друга. Несмотря на утверждения Марани, современный научный консенсус относительно того, была ли Леонардо оказана помощь, остается неясным: Цёлльнер заявил, что «теперь принято, что Леонардо выполнил лицо, в то время как Больтраффио приписывают всю верхнюю часть тела», тогда как, по мнению Сисона, только «значительное меньшинство» ученых не согласилось с полной атрибуцией. Сотрудничество или нет, но большинство ученых согласны с тем, что если вся картина написана не рукой Леонардо, то по крайней мере лицо.

Интерпретация [ править ]

Из-за нехватки современных записей некоторые ученые предложили теории относительно цели картины. Некоторые считают, что лицо испытуемого сильно напряжено, потому что он только что закончил или находится в процессе выступления. Другие ученые рассматривают живопись как представление самопровозглашенной идеологии Леонардо о превосходстве живописи над другими формами искусства, такими как поэзия, скульптура и музыка. Леонардо заявил в начале своего неполного « Трактата о живописи» :

Эти слова, по-видимому, не одобряют эфемерную природу музыки, в отличие от материальных и постоянных физических качеств живописи. Эта теория предполагает, что грусть в глазах молодого человека связана с представлением о том, что музыка просто исчезает после выступления. Другая интерпретация состоит в том, что Леонардо был перемещен, чтобы изобразить красоту мужчины. Скорее всего, учитывая странную и, казалось бы, интимную эстетику картины, она была сделана в качестве личного подарка близкому другу.

6. Тайная вечеря

Тайная вечеря

Годы написания: 1495 — 1498.Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.Материалы: фреска.Размеры: 460 x 880 см.

Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.

Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.

Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.

Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.

Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.

От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.

БИТВА ПРИ АНГИАРИ

В 1503 году Леонардо попросили написать большую фреску для Палаццо Веккио во Флоренции — на сюжет состоявшейся в 1440 году бытвы при Ангиари, в ходе которой Флоренция нанесла поражение Милану.

В 1504 году Микеланджело получил аналогичный заказ на фреску «Битва при Кашине», посвящённую победе флорентийцев над пизанцами в 1364 году. Начавшееся соревнование двух титанов Возрождения, в конечном счёте, не состоялось. Леонардо вновь решил применить экспериментальную технику, но его краски не легли на грунт, и в 1506 году он бросил эту работу. Микеланджело, приглашённый в 1505 году в Рим папой Юлием II, также прикратил работу. К счастью, сохранились копии рисунков как Леонардо, так и Микеланджело.

ЖИВОПИСЬ НА ДОСКЕ

Все картины Леонардо (за исключением выполненных на стене) написаны на деревянных досках, которые являлись обычной в те времена «основой» (холст в этом качестве тогда был ещё большой редкостью). Именно на доске Леонардо написал на заказ два своих самых чарующих портрета — «Портрет музыканта», 1490—1492, слева и «Портрет Джиневры де Бенчи», ок. 1474-1476, справа.

Для своих картин художники брали доски, сделанные из местных пород древесины — в Италии чаще всего это был тополь. Прежде чем наносить краску, художник грунтовал каждую доску смесью мела и специального клея. Как правило, Леонардо писал маслом, хотя в некоторых ранних работах использовал смесь масла и яичной темперы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: