К.А. Сомов — мастер портрета и интимных картин
Константин Андреевич родился в Санкт-Петербурге в 1869 году. Его родители были связаны с искусством: отец работал хранителем Эрмитажа, а мать была музыкантом.
К.А. Сомов (1869–1939). Автопортрет. 1909 г.
Художественное образование Сомов получил в Петербурге в Академии художеств, где занимался в мастерской Ильи Репина. Также обучался во Франции в Академии Коларосси. Известность пришла к художнику после участия в выставках. Он представлял свои работы на выставках Общества русских акварелистов, на персональной выставке в Петербурге и за рубежом в 1903 году, на персональной юбилейной выставке в 1919 году и других.
Росту популярности способствовали и иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя и других писателей. Особый интерес вызвала «Книга маркизы» — издание с эротическими рисунками художника. Вначале ее выпустили на немецком языке, затем она издавалась во Франции и России уже в дополненных вариантах. Книга быстро разошлась по ценителям искусства и превратилась в раритет.
Сомов работал во многих жанрах: создавал пейзажи, портреты, графические работы и даже фарфоровые статуэтки. Примеры его работ: «Дама в голубом», «Влюбленные», «Купальщицы», «Вечер», «Арлекин и смерть», портреты Блока, Лансере, Иванова и другие.
К.А. Сомов. «Арлекин и смерть». 1907 г.
В 1923 году художник поехал в США, чтобы представлять там «Русскую выставку», после чего обосновался за рубежом. Скончался Сомов в 1939 году в возрасте 69 лет и был похоронен недалеко от Парижа.
Непростая судьба картины «Дама в голубом» Константина Сомова
Константин Сомов черпал вдохновление в мире галантных дам и мужчин, старинных парках и усадьбах. Потому-то и поместил Елизавету Мартынову в мир XVIII века и одел в широкое блестящее платье, нисподающее струящимися голубыми волнами.
Картину «Дама в голубом» современники художника называли его лучшей работой. Как только её не называли искусствоведы — «Джоконда современности», «образец декаданса в живописи», «проклятая», символ эпохи Серебряного века… Но вместе с тем были единодушны — работа выполнена гениально!
На портрете Сомова героиня подобна хрупкому цветку, выросшему в каком-то призрачном саду. Критики говорили, что в русской живописи того периода присутствует совсем немного портретов, представляющих собой в высшей степени знамение эпохи. Этим своим творением Сомов заявил о новом понимании женственности, создании идеала, своего образа «прекрасной Дамы».
Интернет магазин дизайнерской мебели
Мари Лорансен
была почти ровесницей Пикассо. Она родилась 31 октября 1883 года в Париже, чем предрекла себе неминуемую дружбу с передовыми художниками века. Мари была незаконнорожденной дочерью прокурора и швеи. Мать художницы была строга и сурова, но Мари относилась к ней с почтением и продолжала жить с ней до самой её смерти.
Конечно, никакой дружбы с Пикассо не было бы, если бы Мари не решила однажды посвятить себя живописи.
Интерес и способности к рисованию Мари обнаружила ещё в подростковом возрасте, а в 1901 году мать нашла им разумное применение, отправив дочь обучаться росписи фарфора в Севр, пригород Парижа. Закончив обучение, Мари вернулась в Париж и поступила в Академию Эмбера, где всерьез занялась изучением живописи.
В академии она сразу обрела новых друзей, среди которых были модельер Жорж Лепап и художник Жорж Брак.
В 1903 году Мари начала учиться гравюре в ателье художника Луи Жуа-Путреля. В 1905 — написала свои первые автопортреты маслом и напечатала первые графические работы.
В том же году она впервые выставляется на «Осеннем салоне», где знакомится с искусством фовистов: Матисса, Анри Руссо, Мангена, Дерена, Вламинка, Марке, Камуана, Ван Донгена, Руо. Под их влиянием Мари меняет интересы в живописном стиле.
Фовисты и знакомство с Пабло Пикассо
в равной степени повлияли на её творчество. Искусство Мари Лорансен часто причисляют к кубизму. Но, вдохновившись новыми направлениями, художнице удалось создать свой собственный неповторимый стиль, который сложился уже к 1910 году. Мари экспериментирует с кубизмом со свойственной её натуре изяществом и женской утонченностью. Критики называли её работы «кубизмом рококо» и «деликатным кубизмом».
Годы молодости Мари Лорансен были по-настоящему бурными. В марте 1906 года в мастерской Брака она знакомится с Анри-Пьером Роше, — коллекционером, арт-дилером и другом первых знаменитостей.
Анри-Пьер обсуждал с Мари творческие планы, давал советы, знакомил с нужными людьми. Он стал её первым покупателем и коллекционером, в его коллекцию в итоге вошли 140 её работ. Именно по его совету в 1907 году Мари Лорансен впервые участвует в выставке Салона Независимых, где её картины получают признание. В этом же году Пабло Пикассо знакомит Мари со своим другом, поэтом Гийомом Аполлинером
. Это была любовь с первого взгляда. Ей 23 года, ему — 26. Она — молодая талантливая художница, он — известный поэт и критик. В 1908 году Аполлинер заказал парный портрет с Мари у самого́ Анри Руссо. Отношения Гийома и Мари длились 5 лет.
Поддержка Аполлинера, высоко ценившего её талант и индивидуальность, сыграла большую роль и в творческом утверждении Мари. Она отказалась от изображения привычных для кубизма бытовых предметов. Героями её полотен стали прекрасные музицирующие или танцующие девушки, окруженные романтичными растениями, животными и птицами.
С 1909 по 1913 годы Мари много работает и активно выставляется. Приходит к ней и коммерческий успех, — она добилась контракта с Полем Розенбергом, обеспечив себе финансовую стабильность.
В мировой поэзии образ Мари навсегда остался в любовной лирике Аполлинера. Когда Сорбонна начала записывать на фонограф величайших из живущих поэтов, Аполлинер записал свой «Мост Мирабо», — стихи, написанные на расставание с Мари Лорансен.
Картина Спящая женщина в синем платье Константина Сомова
Константин Андреевич Сомов родился в 1869 году в Санкт-Петербурге в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа.
Образование он получил в частной гимназии К.И. Мая (1879 -1888), затем с 1888 года по 1897 учился живописи в Петербургской Академии Художеств, в 1897-1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.
С 1899 года жил в Петербурге.
Участвовал в создании общества «Мир искусства», оформлении одноименного журнала, а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907)
Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 его произведений.
В 1905 году Сомов начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».
Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции.
В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств.
В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»)
В 1918 году художник стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Званцевой.
В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее.
В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки».
В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс в Париже.
После шестидесяти Сомов увлекся рисованием гомосексуальных эротических сценок, которые хорошо продавались и мгновенно расходились по частным парижским коллекциям, хотя в целом он никогда ранее в своем творчестве не злоупотреблял своей гомосексуальностью.
Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Константина Сомова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Рекорды уходов, цена картин Сомова
При жизни художника его картины пользовались популярностью. Выясним, сколько стоят картины Сомова сегодня. Для этого рассмотрим рекордные и иные уходы его полотен с известных аукционов.
Четыре самые крупные продажи работ живописца состоялись в период с 2005 по 2007 годы в аукционном доме Christie`s.
Первая проданная там работа представляет собой картину «Пьеро и дама», написанную в 1923 году. Это произведение имеет значительное сходство с написанной ранее работой «Пьеро и леди» (принадлежала меценату М. В. Брайкевичу, затем поступила в Одесский художественный музей). На торгах «Пьеро и дама» имела предварительную стоимость 200-250 тысяч фунтов, но в ходе торгов неизвестный покупатель заплатил за нее 1,3 млн фунтов.
К.А. Сомов. «Пьеро и дама». 1923 г.
К.А. Сомов. «Пьеро и леди». 1910 г.
Второй крупный уход связан с холстом «Романтическое преследование». Это произведение продолжает серию работ, посвященных итальянским маскарадам и загадочным женщинам. Картина также имела большой успех на торгах и ушла с молотка за 1,6 миллиона фунтов стерлингов, при том что эстимейт составлял всего 200-300 тысяч фунтов.
К.А. Сомов. «Романтическое преследование». 1935 г.
Еще больший успех ожидал картину «Русская пастораль» на аукционе 2006 года. Ранее она демонстрировалась в Берлине и в Париже. Хотя эстимейт составил всего 200-300 тысяч фунтов, на торгах цена выросла в десять раз и достигла 2,7 млн фунтов.
К.А. Сомов. «Русская пастораль». 1922 г.
Наконец, рекордной на сегодня считается продажа работы «Радуга» в 2007 году. Уход этой картины стал сенсацией, как и то, что в упомянутый период произведения Сомова продавались на торгах по таким внушительным ценам. Никто не ожидал, что цена за романтический пейзаж взлетит почти в десять раз. Перед торгами предварительная стоимость «Радуги» составила 400-600 тысяч фунтов, но во время аукциона она достигла 3,7 миллионов фунтов. Благодаря этой продаже «Радуга» попала в рейтинг самых дорогих картин русских художников.
К.А. Сомов. «Радуга». 1927 г.
Изучая вопрос о том, сколько стоят картины Сомова, мы не можем брать в расчет только самые крупные продажи. Поэтому рассмотрим данные о продажах на разных аукционах в других ценовых диапазонах.
Большой популярностью на аукционах пользуются его сюжеты романтического и эротического содержания. Сомову нравилось изображать любовников, обнаженных женщин и мужчин, купающихся, влюбленных и их игру на маскарадах. Например, это такие картины: «Любовники» (продана на Sotheby`s за 24,5 тыс. фунтов в 2007 году) и одноименная картина, ушедшая с молотка Christie`s в 2006 году за 120 тысяч фунтов, «Маскарад» (продана на Sotheby`s за 401 тыс. фунтов в 2007 г.), «Боксер» (ушла с Christie`s за 580 тыс. фунтов в 2007 году и за 713 тыс. фунтов в 2011 году) и другие.
К.А. Сомов. «Любовники». 1933 г.
Также периодически уходят с молотка его портреты, пейзажи и интерьеры. Например, это работы: «Портрет леди» (продана на Sotheby`s за 289 тыс. фунтов в 2009 году), «Просмотр через окно» (продана на Christie`s за 590 тыс. фунтов в 2006 году) и прочие.
К.А. Сомов. «Просмотр через окно». 1934 г.
Изучив данные разных аукционов, мы можем сделать выводы, что картины Сомова пользуются спросом и часто уходят с молотка со значительным превышением эстимейта. Далее мы рассмотрим, как и где продать картину Сомова и как ее подготовить к продаже.
Из Мадонны художник сотворил Еву-соблазнительницу
Во время учёбы в Париже, а было это в 1897-98 годах, Константин Сомов увлёкся искусством Ватто, Ларжильера, Фрагонара и современных прерафаэлитов. Вместе с Александром Бенуа разыскивал у букинистов старинные картинки, на которых изображались нелепости и курьёзы…
В итоге в Петербург Сомов возвращается уже сформировавшимся художником и заканчивает портрет Мартыновой. Затем тему женственности можно будет проследить в его работах: «Эхо прошедшего времени», «Дама в розовом платье», «Спящая женщина в синем платье», «Волшебница», «Коломбина». Современники считают, что художник Сомов из Мадонны сотворил Еву-соблазнительницу.
А один из исследователей его творчества и вовсе написал: «И горе той, которая попадёт ему на зубок! Мало-помалу, он снимает с неё все уборы — лоскуток за лоскутком, до тех пор, пока не останется бездушный манекен, которым он вертит как игрушкой».
Многоликий Сомов
Следует сказать, что Сомов многолик. Его пейзажи резко отличаются от им же написанных условно-маскарадных и кукольных героев. Именно в пейзажах художник сумел перенести на полотно призрачный свет белых ночей, блики солнца на нежной траве.
В 1919 году он создает шедевр «Радуга», наполненный покоем и лучезарным светом. После грозы солнце выглянуло из-за туч, все залило своими лучами, и появилась радуга. Ею любуются женщины под зонтиками. С берёз при малейшем дуновении ветра еще льются капли дождя. Белизна стволов, ажурная вязь листвы и листьев, яркая свежая зелень молодой травы, промытой дождем, приволье и мелкие кустики очаровывают зрителя.
Его театрализованное полотно «Арлекин и дама» смотрится совершенно иначе. Там художник в работе использует гуашь и акварель. Дама и кавалер прогуливаются в глубине аллеи, но на первый план выходят их двойники, картонные куклы – Арлекин и Коломбина. Героев окружает изысканная театральная декорация: свисающие ветки создают арку, в ночи сверкают фантастические огни фейерверков…
Учителем художника был Илья Репин
Константин Сомов родился в Санкт-Петербурге в семье хранителя Эрмитажа, Ивана Андреевича и Надежды Константиновны Сомовых. Его матушка была образованным человеком и прекрасным музыкантом. Кроме него, в семье подрастало ещё два сына Владимир и Константин и дочь Анна. Гимназию Константин не окончил, так как ему никак не давались естественные предметы. Однако художник и историк искусства Александр Бенуа, с которым познакомился во время учебы, его всячески поддержал и помог поверить в себя.
Затем была учёба в Академии художеств, где будущий русский живописец познавал основы рисунка и цвета. Среди педагогов Сомова был сам Илья Репин. Именно он назвал своего ученика «способным юношей».
Однако, Константина Сомова не удовлетворяли изображения передвижников. Он не видел в них ничего нового: все те же демократизм и социальное просветительство. Действительность отталкивала его. Поэтому начинающий художник погрузился в атмосферу рококо XVIII века, музыку Глюка и Моцарта, поэзию и прозу того времени. Источниками вдохновения для него стали старые альбомы. Но вместе с тем он не собирался стать копиистом…
Художественные особенности
Подруга Мартыновой М. Ямщикова так обрисовала свои воспоминания от портрета:
Что сделал живописец с этим лицом, с этими когда-то зияющими торжеством очами? Как смог вынуть на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворённости? Как смог передать это нежное и совместно с тем болезненное выражение губ и глаз?
В портрете употребляется необыкновенная композиция атмосферы XVIII века со древним парком и платьицем героини — и самой героини, в какой зрители должны были выяснить свою современницу, даму эры, позже нареченной Серебряным веком. По словам искусствоведа:
Это — дама конца XIX века. Всё в ней типично: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в её огромных очах и плотной полосы горестно сжатых губ. И та естественная бледнота, которой в XVIII веке добивались только искусственными снадобьями… Чтоб ярче передать утончённость вида, живописец прибегает к лессировкам, добиваясь тончайших ярких аспектов, прозрачных голубых теней в живописи лица и открытых плеч. Замечательны по собственной выразительности жесты отлично написанных рук. В левой, поднесённой к груди, и в бессильно опущенной правой есть что-то неописуемо немощное. Обычно в собственных портретах К. Сомов не настолько открыто воспользовался жестом как средством свойства, но «Дама в голубом» стала исключением.
На заднем фоне видна мужская фигура, с которой сравнивают самого Сомова. Она подчёркивает одиночество героини: мужик тут, но не с нею. В рецензии 1913 года С. К. Маковский увидел, что в портретах Константина Сомова, в его отношении к жизни как к «маске небытия» таится «скорбное сознание собственной одинокости в этом мире, очень призрачном, чтоб веровать ему до конца».
Художник создал возвышенный образ
Сомов не был увлекающейся натурой. Более того, скажем мягко — женщин он не особо любил. Однако его и Елизавету Мартынову связывала многолетняя дружба и ей он искренне симпатизировал. Они оба обучались в Академии художеств. На тот момент Мартынов была одной из первых женщин, допущенных к обучению на живописном отделении. Она поступила туда в 1890 году. Но вскоре вынуждена была прервать учебу из-за болезни. Мартынова мечтала стать настоящей художницей, но планам так и не суждено было осуществиться. Девушка заболела туберкулезом, и врачи рекомендовали лечение за границей…
Ещё в студенческие годы, в своих пробных этюдах Сомов воплощал личные ощущения от того, что на профессиональном языке художников называют живой натурой. В 1897 году он начинает трудиться над совершенно новым серьёзным портретом Мартыновой.
В результате художнику удалось создать возвышенный, если не сказать, трагический образ. К слову, на самом деле Мартынова была очень жизнерадостным человеком и буквально бурлила энергией. Однако на портрете этого не чувствуется.
История сотворения
Константин Сомов заходил в художественное объединение «Мир искусства» и, как и другие «мирискусники», он стремился отмежеваться от стиля 2-ой половины XIX века с его мыслями народничества, просветительства и «пользы», манифестом которых стали философские и эстетические работы Чернышевского. Творчеству передвижников Сомов противопоставил жанр воззвания к миру прошедшего, в эры рококо и ампир.
Скоро после возвращения из-за границы Сомов начинает работу над 3-мя картинами: «Вечер», «Остров любви» и «Дама в голубом», которые стали настоящим манифестом художника и всего «Мира искусства», эстетики ушедшего и красивого мира XVIII века.
В виде загадочной Прелестной Дамы живописец изобразил свою бывшую соученицу по Академии художеств Елизавету Михайловну Мартынову (1868–1905). Время от времени подразумевают, что она была одним из малочисленных дамских увлечений художника.
Работа продвигалась с перерывами, потому что Мартынова уже была тяжело больна чахоткой и пару раз выезжала на исцеление. Картина была закончена в 1900 году и впервой выставлялась под заглавием «Портрет». Потом живописец стал именовать её «Портрет дамы в голубом платье», в музейной же традиции закрепилось более короткое «Портрет дамы в голубом».
Понятно, что Мартынова была решительно против реализации картины кому бы то ни было. Узнав скоро после первого показа картины о предложении Третьяковской галереи приобрести её у художника, она пишет Сомову:
Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с ухмылкой и некой драматичностью убеждать глядеть на вещи по другому, но это мне всё равно… Сейчас ночкой я пробудилась и не спала от одной раздражающей и истязающей мысли: „Вы не должны и не имеете права реализовать мой портрет“. Я позировала Вам вам, для незапятнанного искусства, а не для того, чтоб Вы получили за мою грусть в очах, за мою душу и мучения средства… Я не желаю этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жалко дать его мне, подарите его даром в галерею…
Все же три года спустя портрет был всё-таки продан Сомовым Третьяковской галерее. Через год, в 1905, 37-летняя Мартынова скончалась от чахотки.
Усталая порочность не всерьёз
Тему арлекинских пасторалей сменяет эротическая тема. В 1907 году в Германии выходит антология эротических сочинений авторов XVIII века «Книга Маркизы. Сборник поэзии и прозы», иллюстрированная эротическими рисунками Сомова. Историки считают, что Сомов ввёл в русскую графику эротику как иронический жанр, которая выглядела, как выражались критики, «усталой порочностью не всерьёз».
Российский и советский искусствовед и художник Степан Яремич говорил, что «Сомов по своей природе мощный реалист, родственный Вермеру-ван-Дельфту или Питер-де-Гоху, и драматизм его положения заключается в раздвоении, в которое попадает каждый выдающийся русский живописец… Едва ли есть другой художник, настолько одаренный способностью самого острого и проникновенного наблюдения, как наш Сомов, который бы уделял так много места в своем творчестве чисто декоративным задачам и прошлому».
Париж он знал и любил
Но его работы понимали не все. Это несколько угнетало уточненного эстета. А уж когда грянула революция, Сомов и вовсе почувствовал себя чужим на родине. В 1923 году он, отправившись в США на выставку, остаётся там. Америка ему не понравилась. В Россию возвращаться не желал. Там ему всё было чуждо.
В 1925 году переезжает в Париж, который знал и всегда любил. Именно там он может свободно творить. По всей видимости, особо по родине не скучает, хотя и пишет своей сестре письма каждые три дня. У Сомова много дел. Он открывает секреты старых мастеров и рисует великолепные натрюрморты…
Жизнь художника оборвалась внезапно в 1939 году в Париже. Последнее время он жил в каком-то тревожном напряжении, беспомощности от прогрессирующей болезни ног и ожидания войны. При всем ощущении одиночества рядом с Сомовым были друзья по «Миру искусства» и, прежде всего, Александр Бенуа. А потом Константина Сомова надолго забыли.
Его заново открыли в конце XX столетия.
Все хотят понять особу на портрете
Сомов не внял просьбам Мартыновой. Он бедствовал и банально нуждался в деньгах. Картина была продана Третьяковской галерее. А вскоре Елизавета Мартынова умерла. Ей было неполных 36 лет. Случайное совпадение привело к тому, что картина начала обрастать домыслами. Картина приобрела если не дурную, то далеко не однозначную, а зачастую и просто мистическую славу.
Многие ценители живописи стали обходить её стороной… Молодые женщины и вовсе старались не задерживаться возле «Дамы в голубом». Говорят, что многие из них потихоньку крестились, разглядывая грустное лицо модели.
И всё-таки большинство любителей портретной живописи смотрят на «Даму…» с интересом и хотят понять эту утончённую особу. Но пока это никому не удалось. Тайные мысли Елизаветы Мартыновой, воплотившей в своем образе целую эпоху, художник спрятал очень далеко…
Направление деятельности художника
Портреты и автопортреты
Портретам Сомов уделял довольно много времени в своем творчестве. При этом он часто работал гуашью, акварелью или красками на водной основе. Портреты художника отличаются превосходной техникой и утонченным вкусом. Так как он состоял в обществе «Мир искусства», свои холсты писал по принципам общества. Так, известная картина «Дама в голубом» представляет собой изображение одухотворенной изящной женщины, в глазах которой художнику удалось изобразить целый букет глубочайших чувств.
К.А. Сомов. «Дама в голубом». 1897-1900 гг.
Интересно, что Сомов придумал собственный тип портрета — ретроспективный, подразумевающей смешение современности и прошлых веков. Например, в картине «Дама в голубом» все возможные бытовые моменты отодвигаются на дальний план, уступая место духовному миру героини, а уход в прошлое демонстрируется не только через платье старинного фасона, но и сам образ женщины. Не зря эта картина считается лучшей работой Сомова.
Наряду с этим художник создавал и портреты в стиле реализма. Он виртуозно изображал известных поэтов, писателей и других представителей интеллигенции. Зачастую эти работы лишены богатого интерьера или иных деталей, отвлекающих зрителя от характера персонажа.
К.А. Сомов. «Портрет А.А. Блока». 1907 г.
Нередко на портретах представал и сам их автор. Себя Сомов в большинстве случаев изображал эдаким щеголем с эффектной прической и изящной одеждой.
К.А. Сомов. «Автопортрет». 1898 г.
Картины интимного характера
Сомов имел свободные взгляды на интимные отношения. В его творчестве это выразилось многочисленными картинами с изображением обнаженных мужчин и женщин. Живописец не стеснялся своих взглядов и мог открыто писать как романтическую сцену влюбленной пары, так и изображать изящное мужское тело.
К.А. Сомов. «Вечер». 1900-1902 гг.
К.А. Сомов. «Летнее утро». 1932 г.
Натурные пейзажи
Если в интимной тематике художник часто прибегает к условности и изображает кукольных героев, то его натурные пейзажи полны естественности и гармонии. Работая с ними, Сомов находил в природе самое сокровенное и с вдохновением переносил это на бумагу. Не зря его картина «Радуга» была так высоко оценена поклонниками живописи (см. ниже).
К.А. Сомов. «Лето». 1919 г.
Что художник сделал с этим лицом?
На картине изображена молодая женщина с кружевами на плечах и груди. У неё в руках книга стихов в кожаном переплете На заднем плане картины водоём, у которого музицирует на скамейке молодая пара. Виднеются деревья усадебного парка. Не забыл художник нарисовать и себя. Мужчина с тростью и есть автор картины.
Подруга Мартыновой Маргарита Ямщикова писала об этой картине: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?».
Совет Третьяковки высказался против приобретения картины
Работа длилась около трёх лет с перерывами из-за поездки Сомова в Париж и лечения Мартыновой в Тироле. Её портреты писали художники Иосиф Браз, Лев Бакст, Филипп Малявин. Однако появившаяся на выставке «Мира искусства» в 1900 г. «Дама в голубом» тут же стала считаться одной из лучших
На портрет обратили на себя внимание члены Совета Третьяковской галереи. Художник Валентин Серов, который в нём состоял, рекомендовал приобрести эту картину для галереи
Надо сказать, что в то время собрание Третьяковки состояло преимущественно из работ художников-передвижников. Так что картина Сомова казалась на их фоне слишком декадентской. По этой причине многие члены Совета Третьяковки стали высказываться против её приобретения и отклонили из опасений нарушить цельность собрания. С большим трудом Серову удалось их переубедить, и «Дама в голубом» пополнила знаменитую коллекцию.