Перов. картины с названиями и описанием. годы жизни (1833-1882)

Введение

История
Третьяковской галереи, которая является одним из крупнейших музеев мира. Его
популярность почти легендарна. Ежегодно сотни тысяч людей приезжают посмотреть
его сокровища в тихий Лаврушинский переулок, расположенный в одном из старейших
районов Москвы, в Замоскворечье. Собрание Третьяковской галереи посвящено
исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли
свой вклад в историю русского искусства или тесно с ним связаны. Галерея была
задумана ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем
Третьяковым, в 1832-1898 годах и сохранилась до наших дней.

Судьба главного героя

История эта имеет продолжение. Однажды, спустя четыре года после написания картины, к Перову пришла старушка в полушубке и грязных лаптях. В ней мастер с трудом узнал ту самую тетушку Марью. Она протянула ему небольшой узелок с яичками. «В подарок», — так объяснила женщина. Со слезами на глазах крестьянка рассказала художнику, что ее Васенька умер в прошлом году, тяжело заболев. Оставшись совершенно одна, женщина продала весь свой скарб, работала всю зиму, и, скопив немного деньжонок, пришла к Перову, чтобы на свои нехитрые сбережения выкупить у него картину, на которой изображен ее любимый сынок. Мастер объяснил бедной матери, что картина «Тройка» находится в галерее, что приобрести ее невозможно. Зато можно ее увидеть. Когда женщина оказалась перед картиной, она упала на колени и, горько заплакав, начала на нее молиться. Тронутый этой сценой, художник обещал матери нарисовать портрет ее сына. Свое обязательство он выполнил и отправил в деревню женщине свое произведение в золоченой раме.

В этой статье дано описание картины «Тройка» Перова, а также рассказано об авторе и фактах, связанных с ее созданием. Надеемся, информация будет интересна широкому кругу читателей.

Среда обитания: кабак, ночлежный дом, неправедный суд

Герои картин толпятся перед зданием мирового суда, у острога, кабака или ночлежного дома. Городская натура у передвижников практически не бывает собственно городской: в ней не просто нет никаких урбанистических примет, но и отобрана она путем своего рода отрицательной селекции — только та, которая враждебна персонажам или пагубна для них. Уникальный случай — картина Перова «Последний кабак у заставы», где, вопреки обычной в подоб­ных сюжетах повествовательности, трактовка темы предвосхищает будущий экспрессионизм: сани, лошади, фигура женщины, ждущей мужа, теряются в живописном сумраке, прорываемом лишь зловещим желтым светом окон питейного заведения.

Лица власти: сатира, обличение

У жертв, вызывающих сострадание, есть обидчики, и они обладают отчет­ливыми социальными физиономиями. Достается помещикам, торгующим людьми, купцам и чиновникам, измывающимся над безответным собратом. Но больше всего сатирических и обличительных красок выпадает на долю представителей духовенства — от гротескного протодьякона на купеческих именинах до пьяного попа на крестном ходе. В картинах 1860-х годов столкновение положительных и отрицательных героев часто происходит назидательно-наглядно: позднее такие лобовые трактовки постепенно исчезнут и интонации картин станут сложнее.

Натурщики

Автор произведения долго искал натурщиков для своей работы. Для фигур девочки и крайнего левого мальчика он их нашел. А вот для изображения центрального героя художник никак не мог «присмотреть» подходящего ребенка. Картина «Тройка» уже была написана более, чем наполовину, когда Перов встретил однажды на улице крестьянку с сыном, которые шли из рязанской деревни в монастырь. Когда он увидел мальчика, то сразу понял, что это именно та центральная фигура, которой не достает на полотне. Разговорившись с женщиной, мастер узнал, что зовут ее тетушкой Марьей, а ее сына — Васей. Судьба ее нелегка. Она похоронила всех своих детей и мужа, умерших от болезней и нужды. Двенадцатилетний Вася – ее единственная надежда и утешение. Выслушав горькую историю, Перов предложил женщине нарисовать ее сына. Та согласилась. Так на картине появился новый персонаж.

Хоровые картины: народ как множество

Термин «хоровая картина» употребляется по отношению к большим полотнам, представляющим некое людское множество; в корпусе передвижнических работ они обретают популярность примерно с середины 1870-х годов. Картин­ными ситуациями, где в качестве коллективного героя присутствует «весь народ», могут быть сцены труда или проводов в армию, а также ярмарки и церковные праздники. И как раз в последних изгнанная, казалось бы, цветность палитры вновь обретает права. С одной стороны, это мотивировано апелляцией к национальному как положительному: тема русской красоты и русской стихии ярко проявится позднее, в творчестве живописцев следую­щих поколений — например, у Андрея Рябушкина или Филиппа Малявина. С другой же стороны, молебны и крестные шествия занимали значительное место в народной жизни — и здесь следование правде отчасти могло вступать в конфликт с антиклерикальными настроениями многих художников, обра­щавшихся к этой теме.

«Гитарист-бобыль», 1865 г.

Картина Перова в этой жанровой сценке многое говорит русскому человеку, даже спустя сто пятьдесят лет после ее создания. Перед нами одинокий человек.

У него нет семьи. Свое горе горькое он топит в стакане вина, перебирая струны гитары, его единственной собеседницы. В пустой комнате холодно (гитарист сидит в верхней, уличной одежде), пусто (нам виден только стул и часть стола), не ухожено и не убрано, на полу валяются окурки. Волосы и борода давно не видели гребня. Но человеку все равно. Он давно махнул на себя рукой и живет, как получается. Кто ему, немолодому, поможет найти работу и обрести человеческий образ? Никто. Никому до него нет дела. Безысходностью веет от этой картины. Но она правдива, вот что главное.

Перов Василий Григорьевич (1834-1882)

Василий Григорьевич Перов — не просто один из крупнейших
художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, стоящая рядом
с такими мастерами, как П. Федотов,
А. Венецианов,
И. Репин, чье творчество
знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой
в истории искусства.

Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 году. Был
незаконным сыном местного прокурора, барона Г. К. Криденера, фамилию
же “Перов” дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты,
заштатный дьячок. Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан
в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе. В 1853 году поступил
в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями
стали М. Скотти, А. Мокрицкий и С. Зарянка. Его ближайшим наставником
становится Е. Васильев, протянувший молодому художнику руку помощи в
самый тяжелый для него период. Положительной особенностью обучения в
Московском училище была возможность одновременно со штудиями писать
“картины на ими самими придуманные сюжеты или избранные из предложенных,
но никак не заданные”. Впоследствии в опубликованном в 1881 году рассказе
“Наши учителя” Перов создает яркие образы педагогов и передает свои
впечатления о том времени.

В 1856 году за представленный в императорской Академии
художеств этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль. За этой
наградой последовали другие, присужденные ему Академией: в 1858 году
— большую серебряную медаль за картину “Приезд станового на следствие”,
в 1860 году — малую золотую медаль за картины “Сцена на могиле” и “Сын
дьячка, произведенный в первый чин”, в 1861 году — большую золотую медаль
за “Проповедь в селе”. Эти четыре произведения Перова и написанные им
вскоре после того “Сцена на могиле” и “Чаепитие в Мытищах”, были выставлены
в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и представили
художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова,
не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим
в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны,
но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор “Сватовства
майора”.

Получив вместе с большой золотой медалью право на
поездку за границу, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные
художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже.
Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих
местные типы и сцены уличной жизни (“Продавец статуэток”, “Савояр”,
“Шарманщик”, “Нищие на бульваре”, “Музыканты и зеваки”, “Тряпичники”
и другие), но вскоре убедился, что воспроизведение чужих нравов не дается
ему так же успешно, как изображение родного русского быта, а потому
с разрешения Академии в 1864 г. возвратился в Россию до окончания срока.

Главной целью заграничной поездки, по его собственным
словам, оказалось совершенствование “технической стороны”, так как,
взявшись поначалу за различные сюжеты, сложные многофигурные композиции,
он почувствовал, что “несмотря на все его желание” не может “исполнить
ни одной картины, которая была бы удовлетворительна”. Это поездка стала
замечательной возможностью получить новые впечатления и от встречи с
мастерами, знакомыми по Эрмитажу, и от современных выставок, материал
которых был не менее интересным и поучительным, позволявшим соотнести
собственный уровень с “европейски признанным”. Но его постигает полная
неудача. Именно здесь он остается прежде всего лишь иностранцем, фиксирующим
“разнообразные сценки”, разнообразный типаж чужой страны.

Образ странника в декоративно-прикладном искусстве


Странник.
Щекотихина-Потоцкая Александра Васильевна. 1916 г. Серая бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь. 30,8 х 23,5.
Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России


Странник.
Эскиз мужского костюма к опере «Рогнеда», рассказывающая об одном из эпизодов истории Киевской Руси. Москва, Московская опера С.И. Зимина.
Щекотихина-Потоцкая Александра Васильевна. 1916 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь. 20,7 х 14,1; 22 х 15,7 (подложка).
Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России

Странник. Гипс, роспись полихромная.
8,3 х 3,2 х 3,4

Странник. Фарфор, роспись надглазурная.
7,7 х 3,2 х 2,6.

Странник. Фаянс, роспись подглазурная
8,7 х 3,3 х 2,7

Странник. Фарфор; роспись надглазурная
7,8 х 3,4 х 2,9

Скульптуры «Странник»

Организация-изготовитель:
Производственный образец НЭКИН

Место создания: Московская область, район Гжели (?)

Период создания: 1930-е годы (?)

Местонахождение: ФГБУК «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства»

Несколько слов об авторе полотна

Картина «Тройка» — это, пожалуй, одно из самых эмоциональных и известных произведений художника Василия Григорьевича Перова. Он родился в городе Тобольске. Когда его родители переехали в Нижегородскую губернию, будущий великий мастер поступил на обучение в Арзамасское уездное училище. Там же он с перерывами учился в художественной школе, закончить которою Василию так и не удалось. Зато позже будущий художник получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. За свою жизнь мастер написал множество замечательных картин. Среди них такие работы, как «Приезд станового», «Мальчик-мастеровой», «Плач Ярославны» и многие другие.

Третьяков Павел Михайлович

Родился 15 (27) декабря 1832 г. в Москве в купеческой семье. Он получил образование на дому, начал свою карьеру в торговле и работал с отцом. Вместе со своим братом Сергеем Павел построил бумажные фабрики, на которых работало несколько тысяч человек. Состояние П.М. Третьякова на момент его смерти оценивалось в 3,8 миллиона рублей. Третья галерея Музей.

Павел
Михайлович давно не женился. Только в августе 1865 года он женился на Вере
Николаевне Мамонтовой, двоюродной сестре известного мецената Саввы Ивановича
Мамонтова. В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866-1940), затем Александра
(1867-1959), Любовь (1870-1928), Михаил (1871-1912), Мария (1875-1952), Иван
(1878-1887). В 1887 году Иван, всеобщий любимец, умер от алой лихорадки,
осложненной менингитом, надеждами отца. Горе Павла Михайловича не имело границ.
Старший сын Михаил родился больным и слабым и никогда не приносил радости
родителям.

В
1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства,
которую хотел подарить городу почти с самого начала. Считается, что первые
картины он приобрел в 1856 году — это работа Н.Г. Шильдера
«Искушение» и «Борьба с финскими контрабандистами» (1853)
В.Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами Игоря Трутнева, Александра
Саврасова, К. А. Трутовского, Фридриха Бруни, Лагорио и других мастеров. Еще в
1860 году меценат издал завещание, в котором говорилось: «Для меня, кто искренне
и горячо любит живопись, не может быть лучшего желания, чем начало публики,
чтобы обеспечить все доступные депо изобразительного искусства, со многими
льготами, со всем удовольствием».

В
1860 году Третьяков приобрел картины «Порт заключенного» В. И. Якоби,
«Прошлая весна» М. П. Клодетты, «Бабушкина сказка» В. М.
Максимова и другие. Павел Михайлович высоко оценил творчество В.Г. Перова,
которому он написал в октябре 1860 года: «Берегите себя на службе
искусства и своих друзей». В 1860-е годы были приобретены такие
произведения Перова, как «Крестный ход на Пасху», «Тройка»
и «Любитель», позже Третьяков продолжал приобретать картины Перова,
заказывал для него портреты, активно участвовал в организации посмертной
выставки работ художника.

В
1864 году в сборнике появляется первая картина, написанная по сюжету русской
истории — «Тараканья принцесса» К.Д. Флавицкого. В конце 1860-х годов
Павел Михайлович заказал произведение Ф. А. Бронникова, ставшее впоследствии
любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой — «Пифагорийский гимн
восходящему солнцу».

В
1874 году Третьяков построил здание для собранной коллекции — галерею, которая
была открыта для публики в 1881 году. В 1892 году Третьяков передал свою
коллекцию вместе со зданием галереи в дар Московской губернии. Через год это
учреждение было переименовано в «Муниципальную картинную галерею
Третьякова Павла и Сергея Михайловича». Павел Третьяков был назначен
пожизненным попечителем галереи и получил звание почетного гражданина Москвы.
Является акционером Московского торгового банка.

В
конце жизни Третьяков получил звание торгового советника, был членом
Московского отделения Торгово-Промышленного Совета и действительным членом
Санкт-Петербургской Академии художеств (с 1893 года). Скончался 4 (16) декабря
1898 г. в Москве. Последними словами его родственников были: «Позаботьтесь
о галерее и будьте здоровы». Он был похоронен на Даниловском кладбище в
Москве рядом с родителями и братом Сергеем, умершим в 1892 году. В 1948 году
прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Пятая галерея в наши дни

В
апреле 1995 года в главном здании в Лаврушинском переулке для посетителей была
открыта обновленная выставка классического русского искусства. Выставочная
площадь увеличилась. В реконструированном главном здании Третьяковской галереи
удалось значительно расширить экспозицию древнерусского искусства, создать залы
для скульптуры XVIII — первой половины XIX века.

Графика,
требующая специального светового режима, сейчас экспонируется в специально
оборудованных залах, есть «камера сокровищ», где можно увидеть
произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных
шкатулках.

Развитие
дворов позволило создать новые залы для картин величайших мастеров живописи XIX
века — К.П. Брюллова, А.А. Иванова, И.А. Крамского, А.И. Куинджи. Самая большая
из них была специально разработана для огромного декоративного панно «Мечта
принцессы» М.А. Врубеля (1896).

Еще в
1953 году из Большого дворца Московского Кремля в Третьяковскую галерею было
перенесено пятиметровое полотно И.Е. Репина «Прием вольных сержантов
Александра III во дворце Петровского дворца в Москве». (1886), созданный
по «высшему» порядку. Она также была включена в новую экспозицию.

Для
того, чтобы показать искусство 20 века с возможной полнотой, соответствующей
объему и уровню музейной коллекции, было принято решение разделить экспозицию
на два здания и провести общую выставку искусства 20 века в здании галереи,
которое находится на Крымском валу.

16
декабря 1998 года, к 100-летию со дня смерти П.М. Третьякова, на Крымском валу
открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, основанная на
историческом, хронологическом и монографическом принципах. Впервые появилась
возможность увидеть в полном объеме работы величайших художников, которые не
взрывались до 1917 года и после. В юбилейном 2006-2007 году зрителям была
предложена новая версия экспозиции.

В настоящее
время основное внимание уделяется разнообразию стилей в живописи первой
половины ХХ века. Объективность и неоклассицизм 1910-х годов, монументализм и
камерная лирика 1920-х, соцреализм и поставангардная живопись 1930-х годов
образуют выразительный контраст и обогащают идею художественного процесса и
развития мастеров в советский период

Впервые работы советских художников
1930-1950-х годов будут показаны наряду с работами художников из других стран
России. В дополнение к традиционным экспонатам, новая выставка также включает в
себя реконструкцию. Посетители могут увидеть знаменитые контррельефы В.Е.
Татлина, «пространственные объекты» конструктивистов, которые не
сохранились до наших дней; картина 1920-х годов дополнена фотографиями А. Родченко.

Выставочная
деятельность галереи становится все более разнообразной и интересной. Ежегодно
организуются выставки, которые вызывают большой интерес общественности, в том
числе выставки «Сокровища эпохи Возрождения России» (1995), «К
150-летию со дня рождения И.Е.Цветкова» (1995), «Сокровища музеев
Московской области» (1996), «Незабываемая Россия». Россия и
Россия глазами британских художников. XVIII — первая половина XIX века»
(1997), «М.Ларионов — Н.Гончарова. Шедевры парижского наследия.
Живопись» (1999), «К.П.Брюллов. К 200-летию» (2000),
«Западноевропейское искусство XVI-XVIII веков. Столетия из собрания
Тульского художественного музея». (2000), «Вернемся в музей
Грозного» (2002), работы Н.Н.Сапунова (2003), «Пророк и мечтатель».
М.А.Врубель, В.Е.Борисов-Мусатов. Графика» (2005).

Работы
из коллекции галереи регулярно демонстрируются на международных и национальных
выставках в разных городах.

С
середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведутся серьезные исследования по
подготовке и изданию сводного каталога коллекции. Это научное и наиболее полное
многотомное издание, представляющее всю коллекцию Галереи.

Третьяковская
галерея проводит обширную издательскую и популяризаторскую работу: Публикуются
книги, альбомы и другая печатная продукция. В 2004 году был создан
инновационный отдел мультимедийных и интернет-проектов для создания
современного сайта Третьяковской галереи и издания электронных каталогов
выставок.

Коллекция
Третьяковской галереи на сегодняшний день насчитывает более 170 тысяч
произведений.

Описание картины «Тройка»

На переднем плане холста изображены трое детей в одной упряжке. По краям мальчик и девочка, примерно одногодки. В центре – подросток, года на два постарше. Ребята тянут за собой на санях огромную бочку с водой, которая нависает горой над бедной троицей.

Лица выписаны фронтально. Робкие, усталые, беззащитные, они обращены к зрителю. Однако каждый персонаж смотрит в свою сторону. Мальчик слева, кажется, вот-вот упадет от изнеможения: мышечные жилки на его детской шее по-взрослому напряглись, взгляд потух. Девочка справа прикрыла глаза веками – то ли от леденящего ветра, то ли от безнадежности. Она напоминает юную библейскую страдалицу. И только в центральном герое еще чувствуется некая целеустремленность, желание довести непосильное дело до конца.

Бегущая рядом дворняга также не выказывает игривого расположения духа. Оскал на ее морде – посильный протест непогоде и своей бездомности. Дети одеты и обуты в дырявые родительские обноски. Они никак не защищают тело и душу от леденящего зимнего ветра. О нестерпимом холоде красноречиво свидетельствуют застывшие по краям бочки сосульки.

Фигура взрослого мужчины, подталкивающего сани, только усугубляет неадекватность детских усилий от возложенной на них ноши. Дети измотаны. На их лицах проступают отчаяние и безысходность.

Картина выполнена в блеклых, темных тонах. Даже снег на полотне серый и грязный. Одни специалисты предполагают, что действие происходит ранним утром, другие – на закате дня. Но все сходятся во мнении, что будь то утро или вечер, в любом случае, они одинаково беспросветные. От «Тройки» Перова веет пронизывающим холодком даже сегодня, в теплом зале Третьяковки.

Краткая биография

  1. В 1852 г. молодой человек отправился в Москву поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1853 г. он был принят, но из-за финансовых трудностей чуть было не бросил учёбу. Помог преподаватель Егор Яковлевич Васильев, приютивший талантливого ученика у себя дома.
  2. В 1856 г. за портрет двоюродного брата Василий был награждён малой серебряной медалью Академии художеств.
  3. Через год картина «Приезд станового на следствие» была отмечена большой серебряной медалью.
  4. В 1860 г. молодой художник получил малую золотую медаль за работу «Первый чин», после чего переехал в Петербург, чтобы принять участие в конкурсе на большую золотую медаль.
  5. Год спустя Перов закончил работу над 2-мя картинами. Первая, «Проповедь в селе» принесла автору большую золотую медаль и возможность продолжить обучение за границей. Вторая, «Сельский крестный ход на Пасхе», была встречена неоднозначно. Картина вызвала большие споры в обществе и была запрещена к показу в России. Её приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
  6. В 1862 г. Перов окончил училище. В этом же году он написал своё знаменитое полотно «Чаепитие в Мытищах».
  7. В декабре того же года художник отправился поездку за границу в качестве пансионера Императорской Академии художеств. Сначала он посетил несколько немецких городов, познакомился с коллекциями их музеев, потом прибыл в Париж, где прожил до 1864 г. Там он написал ряд интересных картин со сценами европейской уличной жизни. Но художник очень тосковал по родине, поэтому досрочно вернулся в Москву.
  8. На родине Перов много и плодотворно работает, создавая картины на социальные темы. В работах середины 60-х гг. художник с глубоким сочувствием показывает несчастную жизнь бедняков. В 1865 г. появляется полотно «Проводы покойника», завоевавшее первую премию на московском конкурсе Общества любителей художеств.
  9. За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом», написанные в 1866 г. Василий Григорьевич был удостоен звания академика.
  10. В 1867 г. несколько полотен Перова было представлено на Всемирной выставке в Париже. Они получили высокие оценки критиков и публики.
  11. В 1868-1869 гг. живописец много работал в портретном жанре, стараясь передать особенности характера и духовного мира своих героев.
  12. В 1869 г. вместе с Григорием Мясоедовым Перов основал Товарищество художественных передвижных выставок и стал членом его правления. Эту должность он занимал 7 лет.
  13. В 1870 г. картины «Странник» и «Птицелов» принесли своему создателю звание профессора.
  14. В 1871 г. была написана и представлена на 1-й выставке передвижников картина «Охотники на привале». Вообще в 70-е гг. Перова больше занимают бытовые сцены, он показывает людей, увлечённых любимым делом.
  15. В том же году художник становится преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
  16. По заказу Павла Третьякова мастер в 1871-1872 гг. создаёт ряд портретов русских литераторов и научных деятелей. Среди них выделяется портрет Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, В. И. Даля и др.
  17. В 1873 г. живописец участвует в венской Всемирной выставке. В том же году он начинает писать этюды к работе «Суд Пугачёва». Он создаст 3 варианта этой картины, но ни один автора не удовлетворит.
  18. В 1874 г. по мотивам романа Тургенева «Отцы и дети» художник написал картину «Старики-родители на могиле сына».
  19. В 1875 г. Василий Григорьевич пробует себя в роли писателя. Некоторые его статьи печатаются в журналах.
  20. В 1877 г. Перов покинул Товарищество передвижников.
  21. В 1878 г. он снова участвовал во Всемирной парижской выставке, представив на ней 6 работ.
  22. Последней работой художника стало большое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере». Картина осталась незаконченной.
  23. 29 мая (10 июня по новому стилю) 1882 г. в возрасте 48 лет Василий Григорьевич Перов умер от чахотки.

Автопортрет. 1870 г.

Реализм

Выступив пионером в этой области живописи, Перов, картины которого являются новостью и открытием для русского общества, продолжает разрабатывать тему маленького, зависимого человека. Об этом говорит первая созданная после возвращения картина Перова «Проводы покойника». Зимним пасмурным днем, под надвинувшимися на небо облаками, медленно идут сани с гробом. Управляет ими крестьянка, по обе стороны от гроба отца сидят мальчик и девочка. Рядом бежит собачка. Все. Больше никто не провожает человека в последний путь. И этот никому не нужен. Перов, картины которого показывают всю бесприютность и униженность человеческого существования, выставлял их на выставках Товарищества передвижников, где они находили отклик в душах зрителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: