10 работ рубенса, которые вы должны знать

Учителя Рубенса

За весь период своего ученичества Рубенс побывает в стенах трех мастерских. У Тобиаса Верхахта он осваивал самые азы профессии, у Адама ван Ноорта, пользовавшегося гораздо большим авторитетом среди коллег, он приобретает навыки создания многофигурных композиций. Именно ван Ноорт пытается в силу своих возможностей продолжить традицию фламандской живописи, с которой связаны такие имена, как ван Эйк (ок. 1390-1441), ван дер Вейден (ок. 1400-1464), и др.

Может быть, Рубенс и остался бы в мастерской ван Ноорта подольше, но, по его же собственному признанию, учитель был «насколько действительно оригинальным художником, настолько и своенравным человеком, обходившимся со своими учениками слишком грубо». Так после четырех лет обучения у ван Ноорта Рубенс оказывается в мастерской Отто ван Веена (Вениуса).

Это был человек высокообразованный, обладавший превосходным вкусом и изысканными манерами, не позволявший себе грубости и бесцеремонности по отношению к ученикам. Вениус является одним из членов элитарной группы так называемых «романцев» — художников, когда-то учившихся в Италии и с тех пор с гордостью несущих символический факел гуманистических идеалов эпохи Ренессанса.

Исследователи отмечают, что работы Отто ван Веена были вдумчивыми, значительными, но почти лишенными жизни. Тем не менее, этот художник оказал серьезное влияние на эстетическое образование Рубенса, привив ему интерес к интеллектуальным аспектам их общей профессии.

Эжен Фромантен, рассказывая об учителях Рубенса, писал:

«Нет ничего более противоположного, чем контраст, представляемый ван Ноортом и Вениусом, этими столь неодинаковыми по характеру и, следовательно, столь различными по оказываемому ими влиянию индивидуальностями.

Нет ничего более причудливого, чем судьба, призвавшая их, одного за другим, к разрешению столь ответственной задачи, как воспитание гения

Заметьте, что противоположности их характеров вполне отвечали тем контрастам, которые сочетались в сложной натуре ученика, столь же осторожной, сколь и дерзновенной

В отдельности они представляли собой противоречивые, непоследовательные элементы его характера, вместе они как бы воспроизводили всего Рубенса со всей совокупностью заложенных в нем возможностей, с его гармонией, равновесием и единством, но только без его гения».

И как итог: «Без этих наставников вряд ли и Рубенс был таким, каким мы его видим».

«Страшный суд»

Под названием «Страшный суд» у Рубенса есть две картины, и обе находятся в мюнхенской галерее «Старая пинакотека». Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. Она выполнена маслом на деревянной панели размером 606 на 460 см, поэтому вторую картину, размер которой 183 на 119 см, часто именуют «Малым Страшным судом». Большую часть полотна занимают простые смертные, буквально разбросанные в разные стороны силой снизошедшего к ним Христа. Некоторые из них одеты, некоторые обнажены, но на всех лицах ужас и отчаяние, а кого-то и вовсе утаскивают демонические существа. Бог в виде Иисуса Христа изображен в самом верху картины по центру, от него исходит свет, вместо одежды — ярко-красное полотно, а за его спинами — не то святые, не то умершие, которые уже попали в рай. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках.

На второй картине, которую Рубенс написал в 1620 году, можно увидеть будто бы продолжение или вариацию первого полотна. Несмотря на меньший размер, полотно более вытянутое, Бог вновь на самом верху, но теперь появилось и изображение ада. Грешники сыпятся в бездну, где их встречают радостные черти, а ангелы с трубами не позволяют людям забраться наверх, обороняясь от них щитами.

Описание

На этом фрагменте размером 6,5 на 9,4 фута большая группа хорошо одетых людей в стиле 17-го века отдыхает на пикнике в идиллическом саду. Все хорошо одеты, демонстрируя свое богатство и высокий статус. Это демонстрирует всю глубину сцены полного судебного заседания в рецессионной манере. Амур взаимодействует с людьми, привнося мифологические фигуры в реалистичную сцену сада, создавая фантастическую картину.

Рубенс с Элен Фурман и их сыном Питером Полем , 1639 г., сейчас находится в Музее искусств Метрополитен.

Повсюду в группе можно встретить символы супружеской любви, в том числе амуров, пару голубей, цветочные короны, музыку и павлина Юноны. Собаки олицетворяют верность и верность. Сад олицетворяет не только рай, но и плодородие. Эта картина — аллегория и восхваление любви и брака, а также веселой компании.

В крайнем левом углу мужчина-джентльмен сопровождает женщину в черном к свитам. Считается, что этим человеком был Рубенс, что позволило друзьям идентифицировать эту картину как автопортрет. Считается, что Сад любви является празднованием его брака с женой Рубенса, Элен Фурман .

Хелена Фурмент была второй женой Рубенса. Она была предметом нескольких портретов Рубенса и моделью для других религиозных и мифологических картин.

История создания

Во второй половине XVIII века по всей Европе активно открывались музеи различной направленности. Карлу III захотелось открыть в своей стране Музей естественной истории. Работы по проектированию начал архитектор Хуан де Вильянуэва (1775 г.). В 1808 году испанская королевская семья потеряла власть, на престол взошёл Ж. Бонапарт

Недостроенное монументальное здание привлекло его внимание, и он решил открыть в нём Музей живописи. От идеи Бонапарта до наших дней дошло лишь название, сам музей не был открыт по причине смерти архитектора

Прадо – название площади, где возводилось сооружение.

В 1813 году испанцам удалось вытеснить французских завоевателей, и королём стал Фердинанд VII. Его жена Мария Изабелла Португальская предложила открыть картинную галерею в здании, а в дальнейшем создать общедоступный музей.

1819 год стал годом рождения знаменитого собрания. На протяжении 10 лет его коллекция формируется за счёт приобретений королевской семьи. С 1829 года дарить экспонаты стали и частные лица. В 1869 г. музей Прадо был национализирован. Трагические события XX века не нанесли ущерба испанской сокровищнице: экспонаты были временно перемещены в нейтральную Швейцарию.

Алтарные триптихи

Для Рубенса алтарные работы стали одним из основных видов художественной деятельности в период с 1610 по 1620-й. Алтарными они называются потому, что художник писал их в основном для украшения церкви, а некоторые и вовсе прямо в церкви, чтобы уловить правильно падение света в том месте, где полотно будет находиться. За это время Рубенсом было создано семь картин с распятием, пять — демонстрирующих момент снятия с креста и три с его воздвижением, а также много других изображений Христа, святых и библейских сюжетов. Но самые известные среди них — триптихи, которые находятся в Соборе Антверпенской Богоматери. Триптих «Воздвижение креста Господня», фрагмент которого можно увидеть на главном фото этой статьи, художник создал в 1610 году для алтаря старинной церкви Святого Вольбурга, а на свое сегодняшнее место картины попали в 1816 году. Триптих «Снятие с креста» (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Многие называют это монументальное полотно самым лучшим произведением Рубенса, а также одной из лучших картин эпохи барокко вообще.

Рубенс — художник барокко?

В течение долгого времени Рубенса считали типичным представителем стиля барокко. Но сегодня искусствоведы стараются избегать подобного определения. Искусство Рубенса отличается живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете их тяжеловесной красоты, и все это, в общем, было свойственно эстетике барокко.

Но самые характерные черты этого стиля, а именно условность и внешняя, иногда ложная, экзальтация, отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Картины художника, написанные им сразу же по возвращении с Апеннинского полуострова в Антверпен, отмечены сильным влиянием итальянской живописи — и в особенности, творчества Тициана. Но постепенно в живописи Рубенса начинает пробиваться его индивидуальный стиль. Наследуя богатые традиции итальянского искусства, художник пропускает их сквозь призму собственного понимания живописи, и тут, возвращаясь к началу этой главы, необходимо признать: явление Рубенса в искусстве было весьма своевременным!

Неужели великие недостаточно поработали для него? И не для него ли Рафаэль приготовил свои изысканные композиционные решения, Микеланджело — атлетизм фигур, Тициан — динамику и размах, Веронезе — цвет, Караваджо — свет, Тинторетто — жест? Конечно, многие современники великого фламандца использовали некоторые достижения итальянских мастеров, но чтобы гениально сочетать в своем творчестве все без исключения, следовало быть именно Рубенсом!

Великие художники, часть 63 26/11/2012 filoli.ru

Фонтаны

Фонтаны Трех граций и Венеры олицетворяют супружеское счастье. Фонтанов Три Грации — три Рубенески обнаженные женщины — существа с мягким телом, сладострастные и очень сексуализированные. Эти формы подчеркивают плодородие и физическую красоту, отражая красивый сад. Прямо под Грейсами, ничего не подозревающая группа людей обливается фонтаном. Второй фонтан также изображает обнаженную женщину — на этот раз с обнаженной Венерой, сидящей на спине рыбы и производящей струю воды из ее грудей. Она известна как Кормящая Венера и символизирует вынашивание и воспитание детей.

Дом Рубенса в Антверпен

Павлин идентифицирует эту женщину в полный рост, как богиню Юнону, которая является богиней брака. Рубенс играет на узнаваемые темы, которые узнала бы его современная аудитория.

Рубенс использует мотивы скульптур эпохи Возрождения, но создает сцену в маньеристическом портике своего собственного дома в Антверпене.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: