Всё начинается с детства
Над точной датой рождения Тициана ученые-историки думают до сих пор. На сегодняшний день существует несколько вариантов. Не говоря уже о месяце и числе, год рождения художника варьируется от 1473 по 1490 год. Соответственно, кто-то считает, что он прожил 88 лет, а кто-то – что и все 96.
Например, сохранилось письмо Тициана к Филиппу II – королю Испании, в котором живописец, будучи уже в пожилом возрасте, называет годом своего рождения 1474. Последние исследования в этой области склоняют к версии 1490 года, а вот сотрудники Метрополитен – музея и Исследовательского института Гетти настаивают на 1488 году.
Что удивительно, хотя историки не определили точной даты появления на свет самого живописца, им хорошо известна его семья и место рождения. Увидел свет Тициан в итальянском городе Пьеве-ди-Кадоре. Отцом мальчика был государственный деятель Грегорио Вечеллио.
Тициан Вечеллио «Любовь небесная и любовь земная», 1514 годМестонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Затем, до десятилетнего возраста, биография художника вновь теряется. Примерно в это время семья Вечеллио перебирается жить в Венецию. Там мальчик начинает учебу в художественных мастерских, сначала Себастьяно Цуккато, потом Джентиле Беллини и Джованни Беллини.
Пока юноша учился в Венеции, он приобрел множество интересных знакомств. Тициан обрел друзей в художественной среде, например, он познакомился с Джорджо Барбарелли. В книге «Вечеллио Тициан» из серии «Великие художники мира» (составитель Н.А. Моисеева) приводится такой факт про художника:
Как показывают исторические исследования, талант к живописи проявился у мальчика ещё до десятилетнего возраста и переезда в Венецию. В городе на воде молодой живописец в полной мере проявил свои таланты и способности. Вначале он занимался фресками, которые первое время выполнял вместе со своим близким другом Джорджо Барбарелли, современники звали его просто Джорджоне. Одной из первых значимых работ Тициана считаются фрески, выполненные им вместе с Джорджоне для дворца Фондако-деи-Тедески.
Автопортрет Джорджо Барбарелли, более известного как Джорджоне, вместе с которым работал Тициан, около 1508 годаМестонахождение: Музей Герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия
Описание картины
«Динарий кесаря» — философская картина, чья композиция отображает борьбу света и тени. На полотне нет заднего плана, второстепенные детали сведены к минимуму. В центр сюжета «Динарий кесаря» Тициан выводит две фигуры — окутанную мраком и излучающую свет, фарисея и Христа. По размеру картина совсем не большая — 75×55 см. «Динарий кесаря» сосредоточена на одной мысли и идее, отсекая все лишнее. Тициан использовал в этой работе приглушенные, даже мрачные тона:
- Черном.
- Темно-коричневом.
- Сером.
- Алом.
- Грязно-белом.
- Бледно-бежевом.
Ярче всего выделяется на общем плане полотна «Динарий кесаря» фигура Христа. Спокойно и немного рассеянно смотрит Он на человека, протягивающего Ему серебряную монету. Образ Христа занимает большую часть полотна. Тициан выделяет его за счет одеяния алого цвета, особенно яркого на тусклом и мрачном фоне. Фигура же фарисея как будто выплывает из мрака с правой стороны. Образ его груб и приземлен: большие, покрытые жилами руки, землистая кожа, крупный хищный нос. Лицо человека картина показывает в профиль, выражения его не видно. «Динарий кесаря» изображает его как символ искушения и обмана, олицетворение темных сил.
Кроме вышеописанного, картина воплощает и мысль о противостоянии земного и возвышенного, небесного. Христос – образ возвышенный, духовный идеал. Тициан подчеркивает это при помощи более светлых, легких оттенков и тонких линий. Рука Христа указывает на монету, но не касается ее – образ чужд всему земному и порочному. В то же время жилистая, сильная рука фарисея сжимает серебро уверенно – его мысли и желания низменны, обращены к плотским страстям и удовольствиям. Таким образом, Тициан хотел, чтобы созданная им картина «Динарий кесаря» несла в себе больше философского и духовного смысла, не ограничивалась локальным, эпизодическим политическим противостоянием, но вызывала мысли и эмоции, обращенные к вечным вопросам и идеалам.
Диана и Актеон
Еще одно полотно из серии мифологических картин, написанных Тицианом для испанского короля Филиппа II, «Диана и Актеон» изображает сцену из «Метаморфоз» римского поэта Овидия, в которой греческий герой встречает богиню охоты, которая, как показывает более поздняя картина художника «Смерть Актеона», приводит к его гибели. Приобретенная Национальной галереей Лондона и Национальной галереей Шотландии в 2009 году за 50 миллионов фунтов стерлингов, «Диана и Актеон», так же как и «Диана и Каллисто», которая была приобретена теми же галереями три года спустя за 45 миллионов фунтов стерлингов, описаны британским художником Люсьеном Фрейдом как «самые красивые картины в мире».
Диана и Актион, 1556-1559
Автор
Тициан Вечеллио – выдающийся итальянский художник, чье творчество базируется на основах венецианского живописного искусства. Именно в Венеции прошла большая часть жизни этого художника. От рождения Тициан был представителем среднего класса – отец его инспектировал шахты и руководил народным ополчением. О годе его рождения ничего доподлинно не известно – одни историки называют 1488, другие – 1490. Детство Тициан провел в Беллуно, близ Венеции.
Переезд в один из знаменитейших центров ренессансной культуры позволил ему набраться опыта и завести знакомства с самыми прославленными мастерами – такими, как Беллини, Да Винчи, Джорджоне, Лотто и др. «Динарий кесаря» написан в начале этого периода. В Венеции Тициан быстро приобретает известность как портретист, автор алтарных картин и фресок. Поклонником его таланта был и Карл V.
В своем творчестве Тициан развивает традиции близкого к позднеантичной живописи реализма. Полотна его выполнены чаще всего в мягкой, естественной, золотистой гамме. При этом краски Тициан наносил настолько плотно, что картина казалась зернистой. Композиции работ художника отличает сочетания монументальности с динамизмом, поразительных психологизм и свойственная эпохе философичность.
Силен со змеей
Силены были детьми Сатиров и Нимф. От отцов козлиные ноги им не доставались. Красота их матерей перебила этот ген. Но часто Силена изображают с повышенной волосатостью.
Этот же вовсе не волосатый. Видимо мама-нимфа была особенно хороша.
Еще он чем-то похож на Лаокона. Этот мудрый человек уговаривал жителей Трои не завозить троянского коня в город. За это Боги наслали на него и его сыновей огромных змей. Те их и задушили.
На самом деле ещё в текстах древнеримских поэтов Силены часто описывались нагими и обвитыми змеями. Это вроде как украшение, слияние с природой. Все-таки они лесные жители.
Женщины в жизни Тициана
Для художника, а в особенности портретиста, важны натурщики. Даже чтобы написать нечто мифическое или религиозное, живописцу требуется образ – чья-то натура. Например, картины «Венера перед зеркалом», «Мадонна с младенцем», «Любовь земная и любовь небесная» и многие другие, где изображены женщины, требовали своих натурщиц.
Многие картины Вечеллио посвящены женской красоте. Для некоторых полотен позировали мастеру простые жительницы Венеции, а для других и довольно знатные особы, ведь быть образом для такого художника считалось почетным.
Тициан Вечеллио «Венера перед зеркалом», 1555 годМестонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США
Множество историй, где женщина становилась натурщицей живописца, продолжались романтическими отношениями. Не был исключением и Тициан. Он любил женщин, а они его, поэтому в жизни художника было достаточно романтики и взаимной любви. Особенно выделял Вечеллио женщин статных, имеющих пышные формы и рыже-золотистый цвет волос. Самого же художника современники описывали так:
Тициан Вечеллио «Женщина с зеркалом», около 1515 годаМестонахождение: Лувр, Париж, Франция
Это можно заметить на его автопортретах. Живописец был любвеобилен, но со временем выбрал одну женщину, которую и взял в жены. Чечиллия Сольдано поначалу служила экономкой у Тициана. Она была привезена художником с его малой родины из северных областей Италии.
Дети у этой пары появились намного раньше того, как они обвенчались. В семейной жизни Тициан нажил четверых детей – двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов супруга художника скончалась.
Примечания
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.103
- Стасин. Киприи, синопсис
- Катулл. Стихотворения LXIV 113—115; Проперций. Элегии II 14, 8; Нонн. Деяния Диониса XLVII 532
- Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.66
- Гомер. Одиссея XI 321
- Схолии к Гомеру. Одиссея XI 321 // Примечания М. Е. Грабарь-Пассек в кн. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М., 1998. С.253
- Гигин. Мифы 43
- Плутарх. Тесей 20
- Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тыс. до н. э. М., 2000. С.99
- Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 5; Гигин. Астрономия II 5, 1
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 1, 2.4; Э I 8-10
- Гесиод. Теогония 947—949
- Эпименид, фр.19 Якоби = Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 5; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека VI, фр.4; Овидий. Метаморфозы VIII 178—181
- Арат. Явления 71-73; Каллимах. Прядь Береники, ст.24; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 61, 5
- Овидий. Фасты III 467—468
- Нонн. Деяния Диониса XLVII 763
- Павсаний. Описание Эллады II 23, 8
- Павсаний. Описание Эллады X 29, 3—4
Ариадна на Викискладе |
История
Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д’Эсте, герцога Феррары, который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану. Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия. В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).
Реставрация
Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967—1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.
Картина Вакх и Ариадна (картина Тициана)
Кто автор
: Тициан
Как называется картина
: Вакх и Ариадна
Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
- В каком году написана(когда) : в 1520—23
- Оригинальное название картины на английском : Bacco e Arianna
- Холст, масло.
- 176.5 на 190 см.
- Лондонская Национальная галерея
Описание картины “Вакх и Ариадна (картина Тициана)”
«Вакх и Ариадна» (итал. Bacco e Arianna) — картина венецианского художника Тициана, написанная в 1520—1523 годах. Полотно заходит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д’Эсте, барона Феррары. Находится в Государственной галерее в Лондоне.
1 История 1.1 Реставрация 2 Сюжет 3 В массовой культуре 4 См. также 5 Литература 6 Ссылки
История
Картина предназначалась для декорации дворца Альфонсо I д’Эсте, барона Феррары, который был декорирован изображениями на традиционные мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха».
Но Рафаэль погиб в 1520 году, успев написать только подготовительный набросок и заказ был передан Тициану. Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия.
В 1806 году картина попала в Англию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).
Реставрация
Полотно было два раза свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к чертовским для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Англию и, начиная с конца XIX века, повсевременно реставрировалась для остановки опадения краски с холста.
Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой план Тициана, но галерея заявляет, что это было нужно из-за разрушения лакового покрытия.
Сюжет
Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) возникает справа. Влюбившись в Ариадну с первого взора, он выходит из колесницы с 2-мя гепардами (в уникальном тексте у Катулла — с леопардами).
Ариадна была только-только брошена греческим героем Тесеем на полуострове Наксос — его корабль ещё показывается вдалеке. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от неожиданного возникновения бога.
По легенде Вакх позднее вознёс её на небо и преобразовал в созвездие Корона, которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).
Картина заходит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу барона, возможно, по советы 1-го из придворных учёных.
Альфонсо I д’Эсте в 1510 году желал включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до погибели и дописана Тицианом.
Всего Тициан написал в 1518—1525 годах три картины для герцогского дворца.
Живописные премудрости картины Тициана
Тициан. Вакх и Ариадна. 1520 г. Национальная лондонская галерея
Теперь, когда герои все расшифрованы, можно и живописные достоинства картины разобрать. Вот самые важные из них:
1. Динамика
Тициан показал фигуру Вакха в динамике, «заморозив» его в прыжке с колесницы. Это большое новаторство для Эпохи Возрождения. До этого герои чаще просто стояли или сидели.
Мне такой полет Вакха чем-то напомнил «Мальчика, укушенного ящерицей» Караваджо. Он был написан 75 лет спустя после «Вакха и Ариадны» Тициана.
Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей. 1595 г. Национальная лондонская галерея
И только после Караваджо это новаторство приживётся. И динамика фигур будет важнейшим атрибутом Эпохи Барокко (17 век).
2. Цвет
Посмотрите, какое у Тициана ярко-синее небо. Художник использовал ультрамарин. Для того времени – очень дорогая краска. Она подешевела лишь в начале 19 века, когда ее научились производить в промышленных масштабах.
Но Тициан писал картину по заказу Герцога Феррары. Тот видимо и давал денег на подобную роскошь.
3. Композиция
Композицию Тициан выстроил тоже интересно.
Картина делится по диагонали на две части, два треугольника.
Верхняя левая часть – небо и Ариадна в голубом одеянии. Правая нижняя часть – зелено-желтая палитра с деревьями и лесными божествами.
А между этими треугольниками – Вакх, как скрепа, с развевающейся розовой накидкой.
Такая диагональная композиция, тоже новаторство Тициана, будет чуть ли не главным видом композиции всех художников Эпохи Барокко (спустя 100 лет).
4. Реализм
Обратите внимание, как реалистично Тициан изобразил гепардов, запряженных в колесницу Вакха. Тициан
Вакх и Ариадна (деталь)
Тициан. Вакх и Ариадна (деталь)
Это очень удивительно, потому что в то время не было зоопарков и уж тем более энциклопедий с фотографиями животных.
Где же Тициан видел этих животных?
Могу предположить, что он видел зарисовки путешественников. Все-таки он жил в Венеции, для которой внешняя торговля была главным делом. И людей путешествующих в этом городе водилось немало.
***
Эту необычную историю любви и предательства писали многие художники. Но именно Тициан рассказал ее по-особенному. Сделав ее яркой, динамичной и захватывающей. И нам пришлось лишь немного постараться, чтобы раскрыть все секреты шедевральности этой картины.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Венера Урбинская. 5 удивительных фактов о картине Тициана».
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Вакх и вакханалии в живописи
Вакх – Досси Доссо, ок. 1524 г.
По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро.
В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре,а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино.Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.
После этого Дионис через Фракию отправился в Индию.Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники – тирренцы.Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса.
Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий (“плющ”, “плющевой”), “виноградная гроздь” и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.