Серия Гора Сен-Виктуар
Поль Сезанн обожал вид на гору Сен-Виктуар и рисовал его множество раз с различных ракурсов и в различную погоду. Эту серию объединяет одинаковое цветовое решение: синие, голубые, изумрудные, зелёные мазки, положенные наискосок справа налево изредка перекрываются бежевыми или светло-оранжевыми включениями (крыши и стены домов, акведук, дорога).
В некоторых полотнах на передний план выступают сосны или их серебристо-коричневые стволы с раскидистыми кудрявыми ветками. Причудливый горный массив на каждой картине постоянно подвергается трансформации, как будто художник пытался отыскать геометрическую суть этой горы.
14
Примечания
- Зал 14: Сезанн (HTML). Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков . ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.newpaintart.ru. Проверено 12 февраля 2014.
- Paul Cézanne, 1839-1906. Ecole française. Mardi gras (Pierrot et Arlequin) (HTML). france.cultureru.com. Проверено 12 февраля 2014.
- ↑ 12 Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин (Марди-Гра), 1888—1890 (HTML).Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков . ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.newpaintart.ru. Проверено 11 февраля 2014.
- Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин (HTML). ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.arts-museum.ru. Проверено 11 февраля 2014.
- ↑ 12 Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин (HTML).Московские меценаты современного искусства . ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.artmaecenas.ru. Проверено 12 февраля 2014.
- Irina Antonova, Charlotte Eyerman, Eugenya Georgievskaya, Elena Sharnova. Old Masters, Impressionists, and Moderns. French Masterworks from the State Pushkon Museum, Moscow. — Yale University Press and Museum of Fine Arts, Houston, 2002. — С. 176—178. — 244 с. — ISBN 9780890901113.
Пирамида из черепов (1900)
Пирамида из черепов в исполнении Поля Сезанна — это настоящий гимн скоротечности жизни и постоянства смерти. Необычный натюрморт выглядит несколько устрашающе, но очень живописно. Верхний череп — самый светлый, на нём видны холодные рефлексы от окружающих его предметов, не видимых для зрителя. Эти крупные голубые мазки создают необычайный накал страстей. Череп выглядит устрашающе и предупреждает о неминуемом конце для каждого человека.
Нам очень сложно выбрать лучшие картины Сезанна среди самых популярных, а рассказывать обо всех довольно долго, поэтому ниже мы разместим ещё несколько картин великого живописца, но без описания.
15
Натюрморт с корзиной яблок (1894–1895)
Этот натюрморт стал настоящим прорывом в живописи конца 19 века. По столу из наклонённой корзины на белую скомканную скатерть рассыпались спелые яблоки. Бутылка вина и тарелка с едой словно ожидают своей очереди для подачи на стол.
Натюрморт смотрится очень цельно, так как Сезанн тщательно подбирал место для каждого предмета. Он любил экспериментировать с формой, цветом и контрастом. Его яблоки, рвущиеся с полотна, хочется попробовать, а белую скомканную скатерть — расправить руками. Крупные, немного грубоватые мазки добавляют предметам фактуру и объём. Необычный цветовой подход и передовые живописные приёмы Сезанна сделали эту картину настоящим живописным шедевром.
На нашем сайте most-beauty вы можете прочитать о выдающихся работах Сандро Боттичелли.
9
Пьеро и Арлекин
За долгие годы сложились традиционные представления о характере данных героев. Пьеро часто горюет, он несчастен и много мечтает. Арлекин же является его противоположностью, он всегда веселый и задорный, готов к приключениям. Но Сезанн изобразил их по-своему: Арлекин полон гордости и высокомерия, а Пьеро очень замкнут. Арлекин имеет некрасивые и грубые черты лица, он смотрит на зрителя свысока, ухмыляется, он выглядит слишком самоуверенным. Движется он властной походкой. Пьеро выглядит совершенно по-другому, он опечален, чего-то боится, у него очень печальное лицо. У него нелепая походка, он как будто не хочет входить на сцену, но за всей его грустью зритель может заметить, что он исподтишка толкает в бок Арлекина.
Арлекин
Характер героев так же можно проследить и в их костюмах. Арлекин одет в ярко-красный обтягивающий костюм, который подчеркивает его грациозность, а Пьеро одет в мешковатый белый балахон, который только прибавляет ему еще больше неловкости. Арлекин выглядит воинственно, на голове его треуголка, в руках перчатки. Пьеро и Арлекин не похожи на людей, они больше походят на марионеток. Их движения довольно тяжелы и изломаны.
В конце 19 столетия Сезанн занимался написанием картин с театральной тематикой, причиной этому послужило то, что его сын тогда увлекся актерским мастерством. С него художник и написал образ Арлекина, а моделью для Пьеро был друг его сына. В данном полотне нет каких-либо действий, герои абсолютно противоположны друг другу, они идут порознь, но все же их что-то связывает.
Трудности в творчестве
Изобразительный мир Поля Сезанна необычайно красочный и замысловатый. Многие критики того времени не понимали сути его творчества и считали его картины недоделанными, а художника — позором живописи. Сезанн всегда мечтал добиться успеха в живописи, из-за этого ему приходилось вступать в множество конфликтом буквально со всеми. Его жена не верила в его способности, отец считал его неудачником, а друзья и вовсе со временем отворачивались от него. Этот затяжной конфликт и положил смысл картины «Пьеро и Арлекин» — одно из самых загадочных произведений Сезанна.
На картине изображена небольшая часть праздничного карнавала «Марди Гра». В некоторых источниках данное полотно имеет название «Марди Гра», иногда используется название «Масленица». Во многих странах Европы устраивают празднования на Масленицу, как и в России. Довольно часто в этих празднованиях принимают участие уличные актеры, которые облачаются в традиционные костюмы. На картине изображены Арлекин и Пьеро, которые выходят из-за кулис к зрителям, чтобы показать свое выступление, но они еще не вжились в роль.
Интересные факты
- Некоторые любители литературы сходятся во мнении, что прототипом Пьеро послужил поэт Серебряного века Александр Блок.
- Никто не застрахован от киноляпов, поэтому режиссерам остается только надеяться на невнимательность телезрителей. Вот и советский фильм «Приключения Буратино» не стал исключением. Когда создатели снимали эпизод, как Буратино вместе с Пьеро приходит к Мальвине, актер Дима Иосифов забыл переобуться после того, как отлучился на обед. Поэтому в кадре у героя не деревянные башмачки, а мальчиковые ботинки. Ошибку заметили только при монтаже, но почему этот кадр не стали переснимать, остается только гадать.
К сожалению, Пьеро не стал брендом, как Буратино. Например, именем деревянного мальчика названы конфеты, газированная вода и даже тяжелая огнеметная система. Зато грим Пьеро чаще используется на карнавалах. Тем более, воплотить образ этого героя просто: достаточно обзавестись мукой и черным косметическим карандашом, чтобы нарисовать изогнутые брови и слезы.
- Пьеро – это уменьшительная форма французского имени Пьер.
- Палиндром «А роза упала на лапу Азора» придумал поэт Афанасий Фет.
- В оригинальной итальянской сказке герои комедии дель арте не Буратино, Арлекин и Пьеро, а Арлекин и Пульчинелла.
Натюрморт со статуэткой (1895)
Натюрморт построен на контрасте холодного и тёплого. Яркие «горячие» яблоки и бежевый стол контрастируют с голубовато-белесым цветом стены и гипсовой скульптуры. Сезанн использовал для своего натюрморта необычную композицию. Вытянутая скульптура просила вертикальное полотно, но художник вписал её в небольшой прямоугольник, расположенный по горизонтали.
Сезанн мастерски уравновесил композицию створкой буфета и складками измятой драпировки позади скульптуры. Перспектива картины демонстративно нарушена, особенно это заметно в крышке стола. Художник делает этот ход специально, для усиления восприятия картины зрителем. Кажется, что сейчас, вместе с решительным шагом фигурки пухлого ангела, придут в движение и все предметы, лежащие на столе.
11
Игроки в карты (1890–1896)
В течение 1890-1896 годов Сезанн создаёт серию из пяти картин, которые изображают процесс карточной игры. Картины имеют разные размеры и отличаются композицией, цветовым решением и количеством игроков.
Моделей для своих картин Сезанн отбирал из местных крестьян. Они терпеливо позировали художнику, что вызывало у Сезанна огромное уважение к этим людям. На его картинах мужчины выглядят очень достойно, не пошло, не жалко, и не статично. Каждый игрок обладает своим характером и темпераментом
Простой интерьер не отвлекает внимание от персонажей, а цветовая гамма каждой картины имеет своё собственное «я»
Полотно с четырьмя игроками имеет самую холодную гамму, тот же вариант, но с пятью игроками (мальчиком, спрятавшимся за спиной центрального игрока) — становится уже более тёплым. Варианты с двумя игроками также развиваются в сторону горячих тонов, от контрастного к монохромному изображению.
10