P. S. Что эта картина значит для Рубенса?
Среди многих десятков церковных алтарей, исполненных в разные годы Рубенсом, антверпенский триптих «Снятие с креста» занимает особое место. Считается, что, именно работая над этим произведением, художник окончательно нащупал свой вполне сложившийся стиль, именно с него начинается по-настоящему зрелый Рубенс.
Примерно за два с половиной года до начала работы над «Снятием с креста» Рубенс вернулся домой из Италии, где провел плодотворные восемь лет, изучая живопись итальянского Возрождения и памятники Античности, и где уже добился известности, создав свои первые значительные произведения. Приехавший в Антверпен по семейным обстоятельствам Рубенс первоначально планировал скоро вернуться в Рим. Но оказалось, что его искусство и талант очень востребованы на родине. Во Фландрии началось экономическое оживление, связанное с перемирием после долгой войны между Северными и Южными Нидерландами. Восстанавливались и заново украшались церкви и монастыри; заказчики готовы были выстроиться в очередь к модному, прославившемуся в Италии художнику. Рубенс решает остаться в Антверпене и вскоре безоговорочно завоевывает репутацию лучшего и наиболее успешного художника Фландрии.
Следующие за возвращением домой два года — 1609–1610 — это период «бури и натиска» в творчестве молодого живописца. Рубенс в эти годы работает с неутомимой энергией и вдохновением, создает десятки произведений, проникнутых энергией самоутверждения, стремлением доказать свое безусловное превосходство над всеми мастерами, составлявшими местную художественную среду. Его картины этих лет отмечены бравурной динамикой, преувеличенной экспрессией и обилием эффектных подробностей. Именно так было решено «», алтарный триптих, написанный во второй половине 1610 года для одной из антверпенских церквей и с конца XVIII века находящийся по соседству со «Снятием с креста» в главном городском соборе. Своим экзальтированным стилем, утрированной анатомией, «бьющими» по глазам и по нервам натуралистическими деталями «Воздвижение креста» произвело на сограждан ошеломительное впечатление.
Но всего несколько месяцев спустя, приступив к работе над «Снятием с креста», Рубенс вдруг резко меняет свой стиль. Он создает картину, в которой главным становится стремление к композиционной сбалансированности, гармонической ясности общего впечатления и благородной сдержанности. Не снижая драматического пафоса повествования, нимало не утратив своей способности эмоционально захватывать и потрясать зрителя, Рубенс теперь уделяет гораздо больше внимания индивидуальной характеристике образов, наполняет свои картины множеством тонких психологических нюансов, делает акцент на человеческом содержании изображаемых им сюжетов. Вместе с тем реалистическая убедительность рассказа всегда сочетается у него с возвышенным идеализмом общей концепции, умением зримо воплотить глубинный религиозный и философский смысл происходящего.
https://youtube.com/watch?v=boqZ6ceSTAg
Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи. Из цикла «Искусство видеть» Лекция Алексея Ларионова в рамках совместного проекта Европейского университета в Санкт-Петербурге, Государственного Эрмитажа и «Арзамаса».
«Снятие с креста» открывает тот период творчества художника, охватывающий середину и вторую половину 1610-х годов, который исследователи его искусства условно называют «классическим». Именно с момента создания этого шедевра можно говорить об эпохе подлинного расцвета гения Рубенса, когда великий мастер обрел счастливую и непоколебимую уверенность в себе и достиг абсолютной свободы художественного языка.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Нон-фикшн дня
Как The Beatles уничтожили рок-н-роллПушкин дня
Пушкин-русофилМонета дня
Сребреник
Архив
Особенности
В этой работе можно выделить все возможные характеристики барокко:
- динамичное построение фигур
- доминирующая диагональная линия в составе композиции от левого нижнего до верхнего правого угла (очевидная картинная ось)
- цвета и оттенки цветовой гаммы делятся на три основных цвета: красный, синий и жёлтый
- основное действие сюжета заключено в овал или треугольник
- контрастное сопоставление светлых и тёмных тонов, а также четкое обозначение светотени
Все движения в картине показаны по оси вверх, в то время как само снятие с креста противоречит этому, то есть создаётся эффект объёма. Динамика в этой композиции достигнута в основном через баланс конфликтующих сторон.
Картина Воздвижение Креста (Рубенс)
Кто автор
: Питер Пауль Рубенс
Как называется картина
: Воздвижение Креста Господня
Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
- В каком году написана(когда) : в 1610
- Оригинальное название картины на английском : Kruisoprichting
- Холст, масло Собор Антверпенской Богоматери
Описание картины “Воздвижение Креста (Рубенс)”
«Воздвижение Креста Господня» либо «Водружение Креста» — триптих фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, написанный в 1609—1610 годах (по неким данным также сообщается, что он был окончен сначала 1611 года). Размеры: центральная панель 460 х 340 см, и две боковые по 460 × 150 см.
Картина была написана Рубенсом после его возвращения во Фландрию из Италии. В работе находятся очевидные черты итальянского ренессанса и барокко, и а именно таких живописцев, как Караваджо, Тинторетто, Микеланджело.
Центральная панель иллюстрирует чрезвычайное напряжение меж обилием низких атлетичных парней, пытающихся изо всех сил поднять крест с, казалось бы, нестерпимой тяжестью тела Христова.
Воздвижение Креста Господня. Полное изображение триптиха
Обычно живописцы изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя очевидцем экзекуции. Палачи с гневным усилием поднимают крест.
Лица их практически не заметны, а напряжённые мускулы тел, железные латы, тускло-красные одежки соединяются воедино. И кажется, как будто не они, а жива волна схватила Христа и несёт Его навстречу молящимся.
Даже пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный мученик, а государь Собственной судьбы.
На левой панели это скорбящие дамы совместно с Марией и Иосифом. Средняя панель, очевидно, посвящена полностью и на сто процентов Иисусу.
Сразу в средней и правой панели изображена подготовка экзекуции 2-ух преступников, их также аккомпанирует группа из нескольких боец.
Приятный пример ракурса Микеланджело, который проявляется в искажении пропорций людей и их массивного телосложения. Изображение Христа пересекает всю центральную панель на искосок, что стилистически сродни картине “Погребение Христа” (Караваджо).
На обеих картинах показывается движение подъема и спуска (у Караваджо), которое изображается в главный момент деяния. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. Движение, место и время проиллюстрированы в сравнении с вертикальным подъемом Христа.
Рубенс смело употребляет динамику цвета и светотени, — стиль, который с течением времени приобретет более тонкие черты.
Работа также датируется периодом, известным как Антверпенский период творчества Рубенса (1608—1618). Договор на живопись был заключен в 1609 году, негоциантом и меценатом Корнелисом ван дер Геестом, который уплатил Рубенсу по окончании сумму в 2600 гульденов. Сначало картина была предназначена церкви Св.Вальбургии (Антверпен).
Во время правления Наполеона, она была увезена царем в Париж совместно с другим триптихом Рубенса “Снятие с креста”. Обе картины были возвращены в собор в конце 1800-х. С 1815 года и до настоящего времени работа находится в Антверпенском Кафедральном Соборе (Антверпен, Бельгия) вместе с другими известными произведениями Рубенса.
Установлена на одной из алтарных стенок.
См. также
Воздвижение Креста Господня Снятие с креста (Рубенс) Иисус Христос Собор Антверпенской Богоматери Барокко в живописи
§Композиция
Поочередно в триптихе описываются сцены: «Встреча Марии и Елизаветы», «Снятие с креста» и «Представление Иисуса в Иерусалимском храме». Посреди центрального полотна меж восемью фигурами находится Христос в необыкновенно трогательной позе
Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста. Над крестом находятся два человека, какой-то из них ещё поддерживает тело Христа, в то время как Св
Иоанн, стоя понизу, воспринимает Христа и несет основную его тяжесть. Коленопреклоненные святые супруги готовы посодействовать св. Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белоснежным, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтоб принять тело отпрыска. Она глядит на него с горестью, проникающей в сердечко всякого, кто пристально вглядится в её лицо. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. С обратной стороны другой старец спускается по приставной лестнице, выпустив угол савана и передав свою ношу стоящему рядом св. Иоанну. Более поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Известный британский живописец XVIII века сэр Джошуа Рейнолдс (1723—1792) писал:
По сути тут изображена вся «тяжесть смерти», но в самой картине никакой тяжести не ощущается. С перехватывающей дыхание виртуозностью Рубенсу удалось передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно под тяжестью собственного веса сползает в прочные руки святого Иоанна, который стоит, раскрыв свои объятия, чтоб принять его. Фигура слева немного поддерживает левую руку Христа, а справа достопочтенный старец Никодим, ухватившись за конец савана, другой рукою держит его тело. Иосиф Аримафейский и Никодим размещены на полпути каждой из лестниц, с тем чтоб лица друг дружку, создавали единое органичное построение совместно с 2-мя плебеями в высшей части картины. Одна из ног Спасателя приходится на стильное плечо Марии Магдалины, немного касаясь её золотистых волос. Хрупкая женщина лаского поддерживает руками его хладные ступни. Саломея (она же Мария Клеопа) припадает на коленях к подножию креста, подбирая длину собственного платьица. Но никто из их покуда не принял на себя его тела; это критичный момент, схваченный художником в толики секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках.
По неким источникам, изображение Марии Магдалины было написано с Изабеллы Брандт, на которой Рубенс женился за два года до сотворения этой картины и которая служила ему, может быть во время собственной беременности, моделью для Богоматери на одной из створок картины с изображением «Посещения Св. Елизаветы». Справа на фронтальном плане центральной панели изображена одна из страничек Священного писания и медный таз, где лежат терновый венец и гвозди с Распятия в запекшейся крови — знаки Страстей Христовых. Масса, как обычно экзальтированная от вида этой пытки, уже разошлась с Голгофы, также потухает и дневной свет. После жертвы на Голгофе ивр. גולגלתא, «лобное место» от арам. gûlgaltâ, букв. «череп»; лат. Calvaria), как это именуется в Писании, через грустное, сумрачное небо пробиваются лучи света, освещающие бугор и тела плебеев, смелые позы которых напоминают композицию Даниэле да Вольтерра.
«Снятие с креста»(ок. 1545), до ее восстановления в 2004 году. Даниэле да Вольтерра. Тринита-деи-Монти, Рим.
Деталь триптиха «Снятие с креста». Питетр Пауль Рубенс, 1612. Собор Антверпенской Богоматери.
«Встреча Марии и Елизаветы» и «Представление Иисуса в Иерусалимском храме» — композиции, владеющие редчайшей благодатью, — они написаны теплыми красками, все ещё напоминающими о воздействии на художника Венеции. Но центральная панель — «Снятие с креста» знаменует собой очевидное освобождение Рубенса от итальянской зависимости, в ней мы смотрим эволюцию вереницы более светлых красок, что является обычным явлением для голландской живописи. На самом мертвом теле, на складках савана и на дамских фигурах, мастером нанесены мерцающие бело-серые блики; светло-янтарный и зелено-голубой цвета контрастируют с более обычным красноватым и карим на мужских фигурах.
Наружняя сторона створок полностью посвящена Святому Кристоферу. Аркебузьеры, заказав это полотно попросили Рубенса непременно изобразить на триптихе покровителя их ордена — святого Кристофера либо Христофора, который, согласно средневековой христианской легенде, когда-то перенес Христа через реку. Рубенс изобразил святого Христофора в виде гиганта Геркулеса, переходящего реку с малышом Христом на плечах. Отшельник, изображенный на правой створке, освещает его путь фонарем. Сюжет картины длится на оборотной стороне боковых панелей, и потому всю картину можно осознать только при закрытых «крыльях» триптиха.
Евангельский рассказ
Снятие с креста (мозаика кафоликона монастыря Неа Мони, 1042—1056 годы) Рассказ о снятии тела Иисуса с креста приводится у всех четырёх евангелистов и каждый из них связывает это событие с именем Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христа. В Евангелиях не описано как происходило само снятие тела, рассказывается лишь о том, как Понтий Пилат дал на это разрешение.
Евангелие | Описание снятия с креста |
От Матфея (Мф. 27:57-59) | Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею… |
От Марка (Мк. 15:43-46) | …пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. |
От Луки (Лк. 23:50-54) | Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном , где ещё никто не был положен. |
От Иоанна (Ин. 19:38) | После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. |