Эпизод троянской войны на картине антона лысенко

Воины

Правая группа состоит из пяти фигур. К ним относятся юноша, поддерживающий щит и мальчик со шлемом Гектора. Ещё можно видеть воинов и молодого троянца, который с нескрываемым восхищением смотрит на своего военачальника. Изображение чернобородого воина обычно называют одним из наиболее удачных в картине. Однако вместе с тем специалисты считают, что он «бесконечно далёк от античного идеала» и скорее является продолжением работы Лосенко над крестьянскими образами, которые встречались в его более ранних произведениях.

Слева расположена группа воинов со знаменем. Молодые и не очень солдаты сгруппированы вокруг главных героев, смотрят на Гектора, но не приминают никакого участия в действии.

Рассказывая о картине, нельзя не остановиться на изображённой Лосенко архитектуре. Свою картину он писал за сотню лет до того, как в 1870-х годах археологическая экспедиция Генриха Шлимана начала раскопки на месте подлинной Трои. Так что, главным источником информации при создании архитектурного фона для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями. Поэтому мастер изобразил город таким, каким его представлял. Надо сказать, смотрится он весьма грандиозно.

Литература

  • Антон Павлович Лосенко. — М.: Художник РСФСР, 1977. — 64 с.
  • . К вопросу о природе раннего русского академического классицизма. // Труды отделения искусствознания. — М.: Институт археологии и искусствознания, 1926. — С. 51—60.
  • Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. — 438 с.
  • Карев А. А. Классицизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003. — 319 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0688-5.
  • Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
  • Савинов А. Н. Лосенко. — М.: Искусство, 1948. — 46 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М., 2015. — Т. 2: Живопись XVIII века. — С. 176—177. — 408 с. — ISBN 978-5-89580-070-6.

Антон Павлович Лосенко биография

Антон Павлович Лосенко (1737-1773) родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Не сломайся голос у юного украинского хлопчика, возможно, не было бы одного из зачинателей русской исторической живописи Антона Павловича Лосенко. В 1753 г, как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, молодой А. Лосенко был переведен из хора в ученики к известному живописцу И.П. Аргунову.
Пять с половиной лет, проведенных в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). Подготовка А. Лосенко была столь основательной, что он становится помощником академических преподавателей и получает должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году А. Лосенко отправляют во Францию для совершенствования мастерства.

Занимаясь под руководством Ж.Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-69 гг. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

В 1769 г. Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770).

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 г.), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 г.). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека…», ставший пособием для нескольких поколений художников.

Он полностью отдает себя многогранной деятельности.
В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой»; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники).

Как все живописцы XVIII века, Лосенко не прошел мимо портрета, однако круг избранных им для этого лиц тесно связан с искусством: это основатель и куратор Академии художеств И. И. Шувалов, актеры Я. Д. Шумский и Ф. Г. Волков. Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна и тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э.М.Фальконе, заступаясь за него,писал Екатерине II:
«Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…»

Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью. В возрасте тридцати шести лет А.П. Лосенко умирает.

(* АХ – Петербургская Академия художеств)

Корнилова А.В.(Санкт-Петербург)-”Знаменитые русские художники”-2000г
Коллекция советской открытки – 1964-1990гг

Tags: А.П. Лосенко, Антон Павлович Лосенко, Петербургская Академия художеств

На главную   


This entry was posted on Friday, October 31st, 2008 at 10:13 and is filed under Художники. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed.

Both comments and pings are currently closed.

История

Антон Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II. Художник использовал текст «Илиады» на французском языке из собственной библиотеки. Книга была проиллюстрирована гравюрами, на одной из которых была изображена сцена прощания Гектора и Андромахи. Искусствоведы полагают, что Лосенко мог также пользоваться трудом итальянского историка XIII века Гвидо де Колумны под названием «История о разорении Трои, столичного града Фригийского царства, из разных древних писателей собранная» — ко времени написания картины появилось уже несколько изданий этого труда на русском языке.

Прообразом картины послужило одноимённое полотно французского художника Жана Ресту-младшего, написанное в 1727 году. Ресту был наставником Лосенко, когда тот работал в Париже во время пенсионерской поездки за границу в 1760—1762 годах. Напоминанием о его картине для Лосенко могла служить гравюра, сделанная с полотна Ресту французским гравёром Жаном-Шарлем Левассёром в 1769 году.

Некоторые детали полотна Лосенко остались не вполне завершёнными из-за смерти художника, который скончался 23 ноября (4 декабря)  года от водяной болезни. Картина стояла на мольберте в мастерской Лосенко до самых последних дней его жизни.

В течение полувека «Прощание Гектора с Андромахой» считалось в русской живописи «эталоном исторической классицистической картины» — до тех пор, пока в 1824 году Фёдор Бруни не написал своё полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Картина «Прощание Гектора с Андромахой» находилась в музее Академии художеств, после революции перешла в Государственный музейный фонд, а в 1924 году была передана в Третьяковскую галерею.

Жан Ресту-младший, Прощание Гектора с Андромахой (1727)

Жан-Шарль Левассёр, Прощание Гектора с Андромахой (гравюра, 1769)

Гравюра из «Илиады» (1711)

Антон Лосенко, Прощание Гектора с Андромахой (эскиз, 1773, ГТГ)

Сюжет

«Илиада», перевод Н. И. Гнедича:

Песнь шестая — Свидание Гектора с Андромахой

Сюжет картины основан на событиях Троянской войны, описанных в «Илиаде» — эпической поэме, приписываемой Гомеру. Главный военачальник троянцев Гектор собирается на битву с греками-ахейцами, осаждающими Трою. У Скейских ворот, через которые он собирается выйти из города, Гектор встречает свою жену Андромаху, которая держит на руках их малолетнего сына Астианакса.

Предчувствуя беду, Андромаха уговаривает мужа не рисковать своей жизнью: «Сжалься же ты надо мною и с нами останься на башне, / Сына не сделай ты сирым, супруги не сделай вдовою». Но патриотические чувства Гектора берут верх — он считает, что обязан защищать троянцев и принять участие в битве. Гектор предчувствует поражение своего войска и гибель Трои, которые приведут к рабству и страданиям его близких, но на мольбы Андромахи отвечает отказом: «Всё и меня то, супруга, не меньше тревожит; но страшный / Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой, / Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя». Затем Гектор попытался обнять сына, но тот отпрянул от отца, «Яркою медью испуган и гребнем косматовласатым, / Видя ужасно его закачавшимся сверху шелома». Сняв с головы испугавший ребёнка шлем, Гектор взял Астианакса и обратился с мольбой к богам:

Именно этот момент патетического обращения Гектора к богам и изобразил Лосенко на своей картине. Тему прощания троянского героя с семьёй художник объединяет с темой патриотического подвига и гражданского долга, с клятвой Гектора в верности своему народу, выраженной в его стремлении «Чашу свободы поставить в обителях наших свободных, / После изгнанья из Трои ахеян меднодоспешных».

Каин и авель в картинах д. дюпре и а. п. лосенко (описание)

К легенде о Каине и Авеле обращались многие художники

Все они сосредоточивали внимание зрителей на сцене убийства

Этот сюжет итальянский художник Джованни Дюпре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Убитый Авель». Зловеще выражение лица Каина.

Он смотрит туда, где только что им было совершено преступление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой поступи.

Он как символ проклятия роду человеческому и на Земле преследует первых людей.

Другая фигура — распростёртый на земле мёртвый Авель. В муках искривлено его тело, безжизненно откинуты назад руки.

Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает одновременно восхищение и усиливает горечь утраты.

Среди работ русских художников на этот сюжет можно выделить картины Антона Павловича Лосенко «Каин» и «Авель». Никто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой.

В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искажённым мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаяния замер в открытых устах.

Он показан художником в сложном диагональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышцами, полно внутреннего движения.

Яркая красная ткань, напоминающая цвет пролитой крови, призвана усилить впечатление страдания. Этой же цели служат и другие художественные детали картины: контрасты светлых и тёмных бликов, отсутствие пейзажа, который лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень).

А «Каин»? Перед нами совершенно другой художественный образ.

В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, «замкнут».

Тень, падающая на лицо Каина, почти скрывает его от нас, отчего образ приобретает ещё большую выразительность. Тень подчёркивает злые помыслы и тёмное начало, владеющее душой Каина.

Обе картины были восторженно приняты русской публикой. Они долго служили эталоном для работ молодых, начинающих художников.

Лосенко А.П

Художник-живописец, классицист, мастер исторической картины, рисовальщик. Профессор Петербургской Императорской Академии художеств.

Лосенко родился на Украине в крестьянской семье, рано осиротел. В юности пел в придворном хоре императрицы Екатерины II, подобно будущим графам крестьянским детям Разумовским.

Позже был определен в Императорскую Академию художеств, где был одним из первых учеников в классе рисунка.

В Париже Лосенко обучается у Ж. Рету, представителя позднего французского академизма. Первым результатом его занятий явилось многофигурное полотно “Чудесный улов рыбы” (1762).

Достоинства и недостатки картины были соответственно оценены Академией художеств: “Во всем находим приобретенную им честь в рассуждении и его прилежности…

и талантов, которые подают несравненно большую в нем надежду, есть ли дозволено ему будет упражняться”.

Лосенко не только достигает портретного сходства (о чем можно судить по описаниям Н. И. Новикова), но создает достаточно глубокое для своего времени произведение, раскрывает призвание и духовное богатство Волкова, который, по словам Новикова, был “другом совершенным, великодушным, бескорыстным…”

Лосенко пишет ряд портретов близких ему деятелей культуры, стараясь отразить их характер и личность, не акцентируя внимания на костюме и атрибутах.

Соратники Лосенко, профессоры Угрюмов и Соколов, считали его наиболее совершенным мастером анатомического рисунка. На его произведениях учились поколения студентов Академии.

Большое внимание в этот период уделяет художник работе с обнаженной натурой, а в 1764 году посылает в Петербург “одну картину, этюд с натуры колерами, эскиз…

” Речь шла о картине “Венера и Адонис” или “Смерть Адониса”, этюде “Апостол Андрей Первозванный” и эскизе “Изгнание из храма” (местонахождение неизвестно).

Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину “Авраам приносит в жертву сына своего Исаака”, более выразительную в цвете, чем “Чудесный улов рыбы”.

В декабре того же года художник переезжает в Рим, где живет более трех лет и работает над лучшими антиками для “совершенства рисунку” рисует “из славных…

картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах” “упражняется в колерах”.

Лишенные “сюжетной привязки¦, эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко.

Весной 1769 года Лосенко возвращается в Россию. Высокая оценка ждет его лучшие произведения: “Каин”, “Авель”, “Правосудие” (рисунок с работы Рафаэля). В этой оценке – гордость успехами талантливого живописца.

С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной “Владимир и Рогнеда”, первым произведением, посвященным отечественной истории.

Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко, а Совет Академии избрал его в академики и удостоил профессорского звания.

Последняя картина Лосенко – “Прощание Гектора с Андромахой” (1773) – написана на сюжет “Илиады” и утверждает гражданственность, патриотизм на примере древних.

Василий Майков посвятил своему другу, первому русскому историческому живописцу стихи, в которых отразилась высокая оценка современниками деятельности художника:

Все живо, что твоя рука изобразила

И будет живо все. доколь продлится свет.

Единого тебя смерть в младости сразила

Единого тебя, Лосенко, с нами нет!

Композиция

Композиция картины включает в себя несколько групп людей. В центре можно увидеть самого Гектора, который показан народным героем. Он стоит около Андромахи, держась правой рукой за маленькую ручку своего сына, левую протянул к небу. Художник показывает его не только любящим отцом, но и верным гражданином Трои.

Как утверждает искусствовед Авраам Каганович, «лицо Гектора, его фигура не вызывают в памяти античный прообраз, они так же реальны, как и модель, которой несомненно пользовался художник». Одежда Гектора, особенно его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия».

Главное содержание образа Гектора у Лосенко заключается в том, что он «полон силы, веры в победу высокого патриотического порыва». Поэтому этот образ героя-троянца вызывал у зрителя не простое сострадание, а чувство искреннего уважения.

Образ Андромахи, также занимает центральное место на картине. Однако, по словам Кагановича, выполнен менее удачным, чем образ Гектора, — в частности, потому что «он более других испытал на себе влияние абстрактной классики»

С маленьким сыном на руках, она повернулась к Гектору, но её внимание производит поверхностное впечатление, а по своему облику «она, пожалуй, самый чуждый персонаж в толпе лосенковских троянцев»

Немаловажное место занимает образ плачущей служанки, которая является характерным персонажем картины. Кстати, она присутствует в подготовительных эскизах Лосенко, начиная с самых ранних

Женщина плачет, утирая слёзы концом косынки. Самое интересное, что её костюм мало отличается от обычной одежды XVIII века и совсем не похож на ту, что носили во время Гомера.

Этюды и эскизы

В Государственной Третьяковской галерее также хранится одноимённый эскиз картины «Прощание Гектора с Андромахой» (холст, масло, 48,3 × 63,5 см, Ж-1062). Совет Третьяковской галереи приобрёл эскиз в 1917 году у московского коллекционера Н. С. Гаврилова (правнука Ф. П. Макеровского). Отмечая мягкость цветовых отношений и цельность колористической среды, Авраам Каганович писал, что «в русской исторической живописи XVIII столетия этот эскиз сохраняет уникальное положение самого живописного произведения».

Сохранился и ряд рисунков, созданных Лосенко при подготовке к написанию картины. В частности, в собрании Государственного Русского музея есть карандашный набросок-эскиз, представляющий собой один из ранних вариантов композиционного построения будущего полотна. В отличие от картины и живописного эскиза, на этом рисунке Гектор находится слева от Андромахи и служанки, вытянув правую (а не левую) руку. В Русском музее также хранится подготовительный рисунок к образу плачущей служанки, выполненный на небольшом удлинённом в вертикальном направлении листе, а также набросок к трём фигурам из правой группы, который исполнен карандашом с применением мела. Ещё один рисунок-этюд находится в собрании Третьяковской галереи — на нём изображён нагнувшийся юноша с щитом. Рисунок «отличается большим мастерством исполнения, верностью пропорций и полной ясностью характера модели», он хорошо передаёт движение юноши, а также положение торса и головы.

Рисунки к картине «Прощание Гектора с Андромахой»

Прощание Гектора с Андромахой (эскиз к картине)

Плачущая служанка

Три воина с оружием Гектора

Юноша, подающий щит (этюд)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector