Фрина на празднике посейдона в элевсине

Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902). Продолжение

Достоинства и недостатки Семирадского проявились
в «Светочах…» (в силу сложности замысла) особенно наглядно.
Семирадский не был мастером психологической и пластической
характеристики, не был даже оригинальным рассказчиком, но он умел
«поставить» зрелище в целом, создать общее впечатление. Он был как
бы пейзажистом исторического жанра. Картина принесла Семирадскому
академическое звание профессора и Гран-при на Всемирной выставке в
Париже, однако продать он ее не смог и подарил Краковскому музею.

Кульминацией творческой деятельности Семирадского
стала прославленная «Фрина на празднике Посейдона в Эливсине»
(1889). Это не просто огромная (только на переднем плане более 30
фигур в натуральную величину) картина, это программа, своего рода
художественный манифест Семирадского. Представлен реальный
исторический эпизод. В Эливсине на празднике Посейдона греческая
красавица гетера Фрина на мгновение сбросила одежды и предстала
перед народом как земное воплощение богини любви и красоты Афродиты
(позже Фрину привлекли к суду за «оскорбление богов»).

Явление, откровение красоты в мире было
вожделенной целью и задачей всего творчества Семирадского. Наконец
найден сюжет, найден безошибочно. Что же получилось? Вот мнение
И. Е. Репина: «Большая
картина… несмотря на всю академическую риторику, производит
«веселое» впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и
доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один
пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры
меня не радуют, но они не портят впечатления». Очень точный и, если
учесть размах замысла, убийственный отзыв. К этому следует добавить,
что позы фигур весьма условны, их живопись, особенно в тенях,
маловыразительна. Что же касается фигуры Фрины (натурщицы
Праксителя), ради которой и создавалась композиция, к которой
направлены все взгляды присутствующих, то она может показаться
деревянной не только в сравнении с пленительной пластикой Афродиты
Книдской, но и рядом с женскими фигурами на картинах другого
знаменитого поклонника классики — Энгра («Источник», «Венера
Анадиомена» и др.).

И все же «Фрина…» почиталась среди
современников бесспорным шедевром. Молодому
К. С. Петрову-Водкину даже
пришлось провести целое исследование, дабы доказать товарищам по
ЦУТР, что эта картина не является одним из величайших созданий в
истории живописи, а ее творец вовсе не гений.

Пользовались успехом и другие работы
художника: монументальные росписи в храме Христа Спасителя в Москве
(1876-79), картины для Исторического музея — «Похороны вождя руссов
в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом
в 971 году» (обе в 1883).

В перерывах между исполнением больших полотен
Семирадский писал многочисленные «античные жанры»: «По примеру
богов» (1879), «Танец среди мечей» (1881), «Песня рабыни» (1884) и
др. На фоне прекрасной природы показана жизнь, какой, вероятно,
никогда не было в действительности. Жизнь-мечта…

До конца своих дней Семирадский продолжал активно
трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для
театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский
был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским
художникам, искал мастерские для пенсионеров АХ в Италии.

Умер Семирадский в 1902 г. Был похоронен в
Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и
перезахоронены в костеле «На Скалке», где покоятся многие знаменитые
поляки.

Сюжет и описание

Сюжет картины был взят художником из книги «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») древнегреческого автора Афинея Навкратийского, создававшего свои произведения на рубеже II—III веков нашей эры.

Фрина — известная своей красотой гетера, жившая в IV веке до нашей эры в городе Мегары. В переводе с греческого её имя означает «белокожая». В частности, она служила натурщицей для древнегреческого скульптора Праксителя, создавшего по её образу знаменитую скульптуру «Афродита Книдская», а также позировала художнику Апеллесу, который писал с неё Афродиту Анадиомену. По рассказам, уверовав в свою неземную красоту, Фрина решила бросить вызов Афродите — богине красоты и любви, которая, согласно преданию, родилась в море и вышла на берег из волн. Простому смертному нелегко было увидеть Фрину нагой — ​она «носила хитон, облегающий всё тело, и не бывала в общественных банях». Во время праздника Посейдона, проходившего в Элевзине, перед ритуальной процессией, идущей от храма Посейдона к морю, Фрина сбросила свою одежду и, обнажённая, на глазах у всех спустилась к морю.

В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами. Фрина уже сбросила свои одежды — сначала художник изобразил её совершенно обнажённой (и даже сфотографировался на её фоне), но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей.

В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона. Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину — некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием.

Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. За ними видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин. В нижнем левом углу изображён ребёнок, рассматривающий приоткрытый ларец с драгоценностями. Его поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове миску и вазу.

Пейзаж, изображённый на полотне, считается одним из лучших в творчестве Семирадского и рассматривается как «одно из несомненных достоинств картины».

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889

Семирадский Г.И.Холст, масло390 x 763,5

Русский музей

Аннотация

Семирадский остался в истории русского и европейского искусства как вдохновенный певец античности. Незаурядное живописное мастерство художника, глубокое знание им древней археологии, умение соединить в произведении броскую эффектность исполнения с занимательностью темы неизменно привлекали зрителей к его полотнам. Сюжет картины заимствован художником из древнегреческой истории. Изображенное событие переносит нас в 364 год до нашей эры. Знаменитая своей красотой гетера Фрина, излюбленная модель скульптора Праксителя, изображает на одном из элевзинских празднеств богиню любви и красоты Афродиту. Под восхищенными взглядами собравшихся Фрина сбрасывает с себя одежды, чтобы, спустившись по ступеням, погрузиться в морские волны. Слева – поэты, воспевающие ее красоту, справа – народ, бросающий цветы к ногам девушки. О замысле своей картины Генрих Семирадский писал: «Я хотел запечатлеть восторг народа-художника при виде красивейшей женщины своего времени».
Сцена, построенная наподобие театральной, разворачивается на фоне пышной южной природы, напоенной солнцем. Разноликая яркая толпа, многочисленные предметы „античной роскоши“ сливаются на полотне в огромный натюрморт, где каждый предмет занимает строго определенное ему место. Выстраивая композицию, Семирадский стремился создать видимость реальности происходящего события. Тем не менее картина содержит в себе все типичные черты живописной системы позднего академизма.

Биография автора

Семирадский Г.И.

Семирадский Генрих Ипполитович (1843, село Печенеги Харьковской губ. –1902, Стржалков Новорадомского уезда Петраковской губ., Польша)
Живописец. Академик Императорской Академии художеств (с 1873).
Член Берлинской, Стокгольмской, Римской, Туринской академий художеств и член-корреспондент Парижской Академии изящных искусств. Кавалер ордена Почетного легиона.
Родился в с. Печенеги Харьковской губернии. Первоначальные художественные навыки получил в Харькове. В 1864 окончил Петербургский университет. Учился в Академии художеств у Б.П. Виллевальде и К.Б. Венига (1864-1870). Пенсионер Академии в Италии и Германии (1871-1877). Преподавал в Академии художеств, профессор.
Автор картин на исторические, античные и религиозные сюжеты. Крупнейший представитель поздней академической живописи, идейный противник искусства критического реализма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: