Князь владимир и рогнеда

Работы

  • «Чудесный улов» (1762)
  • «Жертвоприношение Авраама» или «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (1765)
  • «Каин и Авель» (1768)
  • «Зевс и Фетида» (1769)
  • «Святой апостол Андрей Первозванный» (1769)
  • «Владимир перед Рогнедой» (1770)
  • «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, картина не закончена)
  • портрет И. И. Шувалова (1760)
  • портрет писателя А. Сумарокова (1760)
  • портрет актёра Ф. Волкова (1763) и др.
  • Losenko ulov.jpg

    Чудесный улов, 1762

  • Anton Losenko. Vladimir and Rogneda.jpg

    Владимир перед Рогнедой, 1770

  • F volkov.jpg

    Фёдор Волков, 1763

  • Sumarokov by A.Losenko.jpg

    Портрет Сумарокова

Работы

  • «Чудесный улов» (1762)
  • «Жертвоприношение Авраама» или «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (1765)
  • «Каин и Авель» (1768)
  • «Зевс и Фетида» (1769)
  • «Святой апостол Андрей Первозванный» (1769)
  • «Владимир перед Рогнедой» (1770)
  • «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, картина не закончена)
  • портрет И. И. Шувалова (1760)
  • портрет писателя А. Сумарокова (1760)
  • портрет актёра Ф. Волкова (1763) и др.
  • Losenko ulov.jpg

    Чудесный улов, 1762

  • Anton Losenko. Vladimir and Rogneda.jpg

    Владимир перед Рогнедой, 1770

  • F volkov.jpg

    Фёдор Волков, 1763

  • Sumarokov by A.Losenko.jpg

    Портрет Сумарокова

Рафаэль санти — презентация

1 Родился Рафаэль Санти в апреле 1483 года, в Италии, в небольшом городке под названием Урбино. Спустя 8 лет умерла его мать, а через 3 года скончался и отец, потому Рафаэль остался круглой сиротой. Уже к этому времени многие известные художники видели в маленьком мальчике большой талант.

2 Первой картиной Рафаэля стало изображение церкви Сан-Агостино. Эту картину ему заказали в 1500 году. Его всегда восхищали картины итальянских художников, поэтому, когда ему исполнился 21 год, он решается учиться у самых знаменитых: Леонардо и Микеланджело. К концу 1508 г.

он переезжает в Рим, где его нанимает на работу папа Юлий II. Это стало поворотным событием в жизни художника. В 1514 году его пригласили на реставрацию храма Петра. Несмотря на то, что работы было очень много, Рафаэль смог успешно совместить эту работу с несколькими другими.

В 1515 году он стал трудиться намного продуктивнее и папа Римский возложил на него ответственность за перепись различных античных мраморных изваяний и фресок.

Хоть такие мастера как Микеланджело и Да Винчи были более талантливыми, однако они часто, в отличие от Рафаэля, оставляли свои работы незавершенными

Рафаэль Санти никогда не был женат, однако хотел когда-то вступить в брак с племянницей одного важного кардинала

По мнению многих специалистов в области искусства, его ранняя смерть обусловлена его сексуальной невоздержанностью. Скончался этот знаменитый художник в свой 37-й День Рождения. Похоронен Рафаэль Санти в римском Пантеоне.

3 Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло.

4 Мария словно закрывает собой Младенца Христа и маленького Иоанна.

Мягкие линии ее фигуры, текучие складки одеяния, как и ставший типичным для Рафаэля идилличный пейзаж на заднем плане с плавными очертаниями ландшафта, погруженный в легкую дымку и тающий вдали, наполняют картину настроением умиротворения.

Но щегол, символ Страстей Христовых, в руке Иоанна Крестителя, к которому тянется Младенец, вносит тревожную ноту в изображенное. При этом лицо Мадонны, нежное, с опущенными глазами, обрамленное мягкими волосами, выражает спокойствие, которое передается и зрителю.

5 Юноша с вдохновенным лицом, лицом молодого гения — таков Рафаэль ( ), смотрящий на нас с автопортрета. От его облика исходят спокойствие и небесная гармония, которыми отличается вся живопись художника.

Колорит этой картины подчеркнуто сдержан — нейтральный фон, темные волосы, такая же шапочка.

Между темным одеянием и кожей теплого цвета виднеется узкая белая полоска рубашки — в этом тончайшем переходе от глухого черного к живым тонам лица и шеи — весь Рафаэль, чувствовавший глубинные законы живописи.

6 Фигуры юной Богоматери, Ее прекрасного Младенца и маленького Иоанна Крестителя очень органичны и словно растворяются в пейзаже.

Детали ландшафта, с любовью выписанные мастером-и растения, и дальние горы, и городские стены, — притягивают внимание зрителя. 7 Картина Рафаэля Санти «Дама с единорогом»

Размер картины 65 x 51 см, холст, масло. Единорог, мифическое животное с телом быка, лошади или козла и одним длинным прямым рогом на лбу. Единорог является символом чистоты и девственности

7 Картина Рафаэля Санти «Дама с единорогом». Размер картины 65 x 51 см, холст, масло. Единорог, мифическое животное с телом быка, лошади или козла и одним длинным прямым рогом на лбу. Единорог является символом чистоты и девственности.

По преданию, лишь невинная девушка может укротить свирепого единорога. Картина «Дама с единорогом» написана Рафаэлем Санти по мотивам популярного во времена ренессанса и маньеризма мифологического сюжета, который использовали в своих картинах многие художники.

Например, живописец Доменикино создал фреску «Девушка с единорогом» в Палаццо Фарнезе в Риме и т.п. Стилизованный единорог на картине Рафаэля больше похож на милого домашнего зверька.

Литература

  • Большая иллюстрированная энциклопедия живописи.. — М.: ОЛМА Медиа-Групп, 2011. — 305 с. — ISBN 978-5-373-03516-3.
  • Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины 18 столетия. М., 1963
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е.Ю. Русское искусство 18 века. М., Юрайт, сc. 474-479 ISBN 978-5-9916-3527-1
  • А. О. Отришко. [actual-art.spbu.ru/testarchive/10394.html Графика Антона Павловича Лосенко (1737-1773): иностранные влияния и национальное своеобразие] // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 2 . Под ред. А.В.Захаровой— Санкт-Петербург: НП-Принт — 2012. — с.376-381 ISBN 978-5-91542-185-0

Каин и авель в картинах д. дюпре и а. п. лосенко (описание)

К легенде о Каине и Авеле обращались многие художники

Все они сосредоточивали внимание зрителей на сцене убийства

Этот сюжет итальянский художник Джованни Дюпре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Убитый Авель». Зловеще выражение лица Каина.

Он смотрит туда, где только что им было совершено преступление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой поступи.

Он как символ проклятия роду человеческому и на Земле преследует первых людей.

Другая фигура — распростёртый на земле мёртвый Авель. В муках искривлено его тело, безжизненно откинуты назад руки.

Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает одновременно восхищение и усиливает горечь утраты.

Среди работ русских художников на этот сюжет можно выделить картины Антона Павловича Лосенко «Каин» и «Авель». Никто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой.

В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искажённым мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаяния замер в открытых устах.

Он показан художником в сложном диагональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышцами, полно внутреннего движения.

Яркая красная ткань, напоминающая цвет пролитой крови, призвана усилить впечатление страдания. Этой же цели служат и другие художественные детали картины: контрасты светлых и тёмных бликов, отсутствие пейзажа, который лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень).

А «Каин»? Перед нами совершенно другой художественный образ.

В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, «замкнут».

Тень, падающая на лицо Каина, почти скрывает его от нас, отчего образ приобретает ещё большую выразительность. Тень подчёркивает злые помыслы и тёмное начало, владеющее душой Каина.

Обе картины были восторженно приняты русской публикой. Они долго служили эталоном для работ молодых, начинающих художников.

Галереи

  • Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
  • Босуортская Псалтирь
  • Древнерусское искусство — атрибуция
  • Остромирово Евангелие
  • Раннехристианское искусство. Архитектура
  • Эллинизм
  • Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
  • Эгейское искусство
  • Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
  • Атрибуция памятников Древнего Египта
  • Греция. Древняя
  • Онежские петроглифы
  • Пещера Ласко
  • Пещера Альтамира
  • История искусств зарубежных стран в картинках
  • Вавилон
  • Хетты и хурриты
  • Шумер-Аккад
  • Раннее Двуречье
  • Архитектура Древнего царства
  • Раннее царство
  • Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
  • Изборник Святослава

Лосенко Антон Павлович — русский художник

Русский художник Лосенко Антон Павлович . Автор картин: Авель.; Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Владимир и Рогнеда; Натурщик, сидящий на камне (этюд).; Портрет Л.Геннингера (эскиз).; и многих других.

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как “спавший с голоса”, но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.

В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет “Зевс и Фетида” (1769).

В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна “Авель” и “Каин” (оба 1768).

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории – “Владимир и Рогнеда” (1770).

Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.

В картине представлен кульминационный момент “прежалостной судьбы” Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею “неволею сочетался”.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс “Изъяснение краткой пропорции человека…”, ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – “Прощание Гектора с Андромахой”; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.

Античный сюжет из “Илиады” Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.

Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой – Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М.

Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Картины художника

Авель.

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

Владимир и Рогнеда

Натурщик, сидящий на камне (этюд).

Портрет Л.Геннингера (эскиз).

Портрет актера Ф.Г. Волкова

Портрет актёра Я.Д.Шумского

Портрет императора Павла I в детстве

Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова

Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова

Прощание Гектора с Андромахой

Смерть Адонисa

Чудесный улов

Источники вдохновения

Как говорилось выше, Антон Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II. Художник использовал текст «Илиады» на французском языке из своей библиотеки. Книга была проиллюстрирована гравюрами, на одной из которых была изображена сцена прощания Гектора и Андромахи. Кроме того, искусствоведы полагают, что Лосенко мог также пользоваться трудом итальянского историка и поэта XIII века Гвидо де Колумны «История о разорении Трои, столичного града Фригийского царства, из разных древних писателей собранная».

Однако прообразом картины послужило одноимённое полотно французского художника Жана Ресту-младшего, написанное в 1727 году. Ресту был наставником Лосенко, когда тот работал в Париже во время пенсионерской поездки за границу в 1760-1762 годах. К сожалению, некоторые детали полотна из-за смерти художника так и остались не завершёнными…

Владимир и Рогнеда. 1770

Лосенко А.П.Холст, масло211,5 x 177,5

Русский музей

Аннотация

Первое полотно на тему отечественной истории. Сюжет был заимствован из «Российской истории» М.В. Ломоносова и летописей. Новгородский князь Владимир предложил полоцкой княжне Рогнеде стать его женой. Будучи отвергнут, Владимир пошел войной на Полоцк, убил отца и братьев княжны и силой взял ее в жены. В качестве сюжета выбран момент раскаяния, когда Владимир «испрашивает прощения» за насилие, что весьма характерно для просветительских представлений той эпохи, направленных против произвола «деспотичества».
В целом картина, построенная художником в соответствии с классицистическими установками Академии художеств, носит условный, декламационно-патетический характер. Архитектура и костюмы соотносятся с античными, герои молоды и прекрасны, композиция напоминает театральную мизансцену. В облике Владимира угадываются черты знаменитого трагического актера И.А.Дмитревского.
В этом произведении художником был сделан существенный шаг к воплощению в живописи человеческих страстей, к избавлению от отвлеченной идеализации. Картина принесла автору звания академика и профессора.

Биография автора

Лосенко А.П.

Лосенко Антон Павлович (1737, Глухов, Черниговская губ. – 1773, Санкт-Петербург)
Живописец.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770).
Родился в Глухове, на Украине. В детстве был певчим придворной капеллы. Затем учился в Петербурге в мастерской И.П. Аргунова (1753–1758) и в Академии художеств (1758–1760). Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж.-М. Вьена (1760–1764), работал в Италии, в Риме (1765–1768).
Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором. Основоположник русской исторической живописи, портретист. Составитель первого отечественного учебного пособия для Академии художеств «Изъяснение краткой пропорции человека … для пользы юношества…» (1772). По отзыву Э.Фальконе, «талантливейший среди соотечественников живописец».

Значение слова Лосенко по словарю Брокгауза и Ефрона:

Лосенко (Антон Павлович) — исторический живописец и портретист, сын разорившегося подрядчика. родился в городе Глухове Черниговской губернии 30 июля 1737 г. В 1744 г. привезен в С.-Петербург и определен в придворные певчие. Рано обнаружившаяся в нем способность к рисованию была причиной, что, когда 16 лет от роду он спал с голоса, его отдали в ученье к живописцу Я. Аргунову. В 1759 г. он поступил в только что основанную Имп. акд. худ. подмастерьем живописи и занимался ею под руководством Ле-Лоррена и гр. П. Ротари, из которых последнему и подражал вначале. В 1760 г. отправился за границу в качестве пенсионера акд. В Париже пользовался руководством Рету и написал картину «Чудесный улов рыбы» (наход. в Имп. Эрмитаже), доставившую ему звание адъюнкт-профессора исторической живописи. Будучи в 1763 г. вторично послан в чужие края, занимался до 1766 г. в Париже у Л. Давида и Ж. Вьена, а затем жил в Риме до 1769 г. По возвращении своем в этом году в С.-Петербург за представленные в акд. работы «Каин» и «Авель» (находятся в музее акд.) признан назначенным в академики, а в следующем году за картину «Владимир и Рогнеда» (нах. в акд.) получил разом, по новому регламенту, звания академика и адъюнкт-профессора. С 1772 г. по конец своей жизни был директором акд. Умер в С.-Петербурге 23 ноября 1773 г. Деятельность Л

имеет важное значение в истории русского искусства как отличного по своему времени художника, в особенности рисовальщика, образовавшего многих даровитых учеников, которым он помогал и словом, и делом, подавая им советы. вместе с ними Л

писал этюды, рисуя для них оригиналы, и издал серию чертежей по анатомии и пропорции человеческого тела. Этими чертежами пользовались начинающие художники еще долго по смерти Л. Усердные педагогические труды помешали ему написать много картин, из числа которых, кроме выше упомянутых, известны еще: «Товий с рыбою», «Венера оплакивает Адониса», «Авраам приносит Исаака в жертву», «Св. ап. Андрей Первозванный», «Прощание Гектора с Андромахой», «Портрет актера Ф. Волкова» (все — в музее акд.) и несколько др. портретов. А. С-в.

Воины

Правая группа состоит из пяти фигур. К ним относятся юноша, поддерживающий щит и мальчик со шлемом Гектора. Ещё можно видеть воинов и молодого троянца, который с нескрываемым восхищением смотрит на своего военачальника. Изображение чернобородого воина обычно называют одним из наиболее удачных в картине. Однако вместе с тем специалисты считают, что он «бесконечно далёк от античного идеала» и скорее является продолжением работы Лосенко над крестьянскими образами, которые встречались в его более ранних произведениях.

Слева расположена группа воинов со знаменем. Молодые и не очень солдаты сгруппированы вокруг главных героев, смотрят на Гектора, но не приминают никакого участия в действии.

Рассказывая о картине, нельзя не остановиться на изображённой Лосенко архитектуре. Свою картину он писал за сотню лет до того, как в 1870-х годах археологическая экспедиция Генриха Шлимана начала раскопки на месте подлинной Трои. Так что, главным источником информации при создании архитектурного фона для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями. Поэтому мастер изобразил город таким, каким его представлял. Надо сказать, смотрится он весьма грандиозно.

Композиция

Композиция картины включает в себя несколько групп людей. В центре можно увидеть самого Гектора, который показан народным героем. Он стоит около Андромахи, держась правой рукой за маленькую ручку своего сына, левую протянул к небу. Художник показывает его не только любящим отцом, но и верным гражданином Трои.

Как утверждает искусствовед Авраам Каганович, «лицо Гектора, его фигура не вызывают в памяти античный прообраз, они так же реальны, как и модель, которой несомненно пользовался художник». Одежда Гектора, особенно его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия».

Главное содержание образа Гектора у Лосенко заключается в том, что он «полон силы, веры в победу высокого патриотического порыва». Поэтому этот образ героя-троянца вызывал у зрителя не простое сострадание, а чувство искреннего уважения.

Образ Андромахи, также занимает центральное место на картине. Однако, по словам Кагановича, выполнен менее удачным, чем образ Гектора, — в частности, потому что «он более других испытал на себе влияние абстрактной классики»

С маленьким сыном на руках, она повернулась к Гектору, но её внимание производит поверхностное впечатление, а по своему облику «она, пожалуй, самый чуждый персонаж в толпе лосенковских троянцев»

Немаловажное место занимает образ плачущей служанки, которая является характерным персонажем картины. Кстати, она присутствует в подготовительных эскизах Лосенко, начиная с самых ранних

Женщина плачет, утирая слёзы концом косынки. Самое интересное, что её костюм мало отличается от обычной одежды XVIII века и совсем не похож на ту, что носили во время Гомера.

Ярлыки

  • «Вирсавия»
    (1)
  • «Даная»
    (1)
  • «Девочка с персиками»
    (1)
  • «Девушка освещенная солнцем»
    (1)
  • «Кружевница»
    (1)
  • «Ночной дозор»
    (1)
  • «Пётр на смертном ложе»
    (1)
  • «Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
    (1)
  • «Последний день Помпеи»
    (1)
  • 18 век
    (9)
  • Академия хкдожеств
    (1)
  • Академия художеств
    (1)
  • Александр Македонский
    (2)
  • Алексей Петрович Антропов
    (2)
  • амулеты
    (1)
  • анималист
    (1)
  • анималистический жанр
    (1)
  • Антон Лосенко
    (1)
  • Анубис
    (1)
  • Апеллес
    (1)
  • архитектура
    (1)
  • барокко
    (2)
  • богиня Хатхор
    (1)
  • Брюллов К.П. Автопортрет
    (1)
  • Брюллов Карл
    (1)
  • Бурлаки
    (1)
  • бытовой жанр
    (1)
  • В.А. Тропинин
    (1)
  • Валентин Серов
    (4)
  • Василий Андреевич Тропинин
    (1)
  • Великий сфинкс
    (1)
  • Виргилиус Эриксен
    (1)
  • Вишняков Иван
    (1)
  • Гентский алтарь
    (1)
  • Георг Кристов Гроот
    (1)
  • Геродот
    (2)
  • Гертье Диркс
    (1)
  • Гиза
    (1)
  • Гор
    (1)
  • Горький
    (1)
  • графиня Юлия Самойлова
    (1)
  • грифоны
    (1)
  • Губерт ван Эйк
    (2)
  • Д.Г. Левицкий
    (1)
  • Дашур
    (1)
  • Джордж Стаббс
    (1)
  • Джосер
    (2)
  • Древний Египет
    (8)
  • Египет
    (1)
  • Екатерина II
    (1)
  • Елизавета Петровна
    (1)
  • Ермолова
    (1)
  • Женский портрет 18 века
    (1)
  • живописец Иван Аргунов
    (1)
  • живопись
    (3)
  • Живопись Нидерландов
    (1)
  • Живопись Нидерландов 15 века
    (2)
  • жизнь и творчество
    (1)
  • И. Е. Репин
    (2)
  • И.Е. Репин «Царевна Софья»
    (1)
  • И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
    (1)
  • Иван Аргунов
    (2)
  • Иван Никитин
    (3)
  • идущие вброд
    (1)
  • изображение Мадонны
    (1)
  • изображения лошадей
    (1)
  • Икона «Ангел Златые власы»
    (1)
  • Илья Репин
    (1)
  • Имхотеп
    (1)
  • интимный портрет
    (1)
  • Иоганн Фридрих Гроот
    (1)
  • Исаак Ильич Левитан
    (1)
  • искусство портрета
    (1)
  • историческая живопись
    (1)
  • исторические картины
    (1)
  • исторический жанр
    (1)
  • история жизни и любви Рембрандта и Саскии
    (1)
  • история создания Русского музея
    (1)
  • К.Е. Маковский
    (1)
  • канопы
    (1)
  • Каравакк
    (1)
  • Карл Брюллов
    (2)
  • картина «Бурлаки на Волге»
    (1)
  • картина «Воскрешение дочери Иаира»
    (1)
  • классицизм
    (1)
  • классицизм. Карло Расстрели
    (1)
  • конный монумент
    (1)
  • Константин Тон
    (1)
  • Коровин
    (1)
  • Красная пирамида
    (1)
  • крепостной художник
    (2)
  • критический реализм
    (1)
  • Левитан
    (1)
  • Левицкий
    (1)
  • Ломаная пирамида
    (1)
  • Лоренс Альма-Тадема
    (1)
  • Луи Токке
    (1)
  • М.И. Козловский
    (1)
  • Мазини
    (1)
  • Мари Анн Колло
    (1)
  • Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
    (1)
  • Медный всадник
    (1)
  • Медум
    (1)
  • Мемфис
    (1)
  • Микерин
    (1)
  • Михаил Микешин
    (1)
  • мумия
    (1)
  • набережная
    (1)
  • Наполеон Бонапарт.
    (1)
  • натюрморт
    (1)
  • Невский проспект
    (1)
  • немес
    (1)
  • Нидерланды
    (4)
  • Никитин Иван
    (1)
  • О. А. Кипренский
    (1)
  • острохарактерные народные типажи
    (1)
  • Павел Федотов
    (1)
  • памятник А.С. Пушкину
    (1)
  • памятник Екатерине Великой
    (1)
  • парадные портреты
    (1)
  • парадный портрет
    (1)
  • парадный портрет Петра III
    (1)
  • пейзаж
    (1)
  • Пётр III
    (1)
  • пирамида
    (1)
  • пирамида Микерина
    (1)
  • пирамида Хеопса.
    (1)
  • пирамида Хефрена
    (1)
  • Пирамиды
    (3)
  • площадь Искусств
    (1)
  • поздний академизм
    (1)
  • Портрет
    (1)
  • портрет А.С. Пушкина
    (1)
  • портрет графини М.А. Румянцевой
    (1)
  • портрет Е.С. Авдулиной
    (1)
  • портрет Иды Рубинштейн
    (1)
  • портрет императрицы Елизаветы Петровны
    (1)
  • портрет Сары Фермор
    (1)
  • портрет статс-дамы А.М. Измайловой
    (1)
  • Портрет супругов Арнольфини
    (1)
  • портретист
    (2)
  • портреты
    (2)
  • портреты Екатерины II
    (1)
  • портреты Петра I
    (1)
  • портреты Саскии
    (1)
  • портреты светских красавиц
    (1)
  • портреты смольнянок
    (1)
  • прерафаэлиты
    (1)
  • приветствие
    (1)
  • придворный живописец
    (1)
  • реализм
    (2)
  • Рембрандт ван Рейн
    (2)
  • Репин И.Е.
    (2)
  • Риччи Себастьяно
    (1)
  • Рождество Христово
    (1)
  • рококо
    (4)
  • Рокотов
    (1)
  • романтизм
    (2)
  • русский классицизм
    (1)
  • Русский музей в СПб
    (2)
  • русский пейзаж
    (1)
  • русский реализм
    (1)
  • Санкт-Петербург
    (3)
  • саркофаг
    (2)
  • Саския ван Эйленбюрх
    (1)
  • Северное возрождение
    (2)
  • Северное возрождение.
    (1)
  • сентиментализм
    (1)
  • сердаб
    (1)
  • Серов Валентин
    (2)
  • скарабей
    (1)
  • скульптор М.К. Аникушин.
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Снофру
    (2)
  • список литературы
    (1)
  • строительство пирамиды
    (1)
  • сфинксы
    (1)
  • Таманьо
    (1)
  • Титус ван Рейн
    (1)
  • учеба в Академии художеств
    (1)
  • Ф.С. Журавлёв
    (1)
  • фараон
    (4)
  • фараон Хеопс
    (1)
  • фараоны четвёртой династии
    (1)
  • Хеб-сед
    (1)
  • Хендрикье Стоффельс
    (1)
  • Хеопс
    (4)
  • Хефрен
    (1)
  • Химеун
    (1)
  • Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
    (1)
  • Хуфу
    (1)
  • Чемесов
    (1)
  • Чудеса света
    (1)
  • Шаляпин
    (1)
  • Этьен Фальконе
    (1)
  • Юсуповы
    (1)
  • Ян ван Эйк
    (4)
  • Ян ван Эйк — портретист
    (1)
  • XIX век
    (2)
  • XV век
    (4)
  • XVIII век
    (2)

История

Антон Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II. Художник использовал текст «Илиады» на французском языке из собственной библиотеки. Книга была проиллюстрирована гравюрами, на одной из которых была изображена сцена прощания Гектора и Андромахи. Искусствоведы полагают, что Лосенко мог также пользоваться трудом итальянского историка XIII века Гвидо де Колумны под названием «История о разорении Трои, столичного града Фригийского царства, из разных древних писателей собранная» — ко времени написания картины появилось уже несколько изданий этого труда на русском языке.

Прообразом картины послужило одноимённое полотно французского художника Жана Ресту-младшего, написанное в 1727 году. Ресту был наставником Лосенко, когда тот работал в Париже во время пенсионерской поездки за границу в 1760—1762 годах. Напоминанием о его картине для Лосенко могла служить гравюра, сделанная с полотна Ресту французским гравёром Жаном-Шарлем Левассёром в 1769 году.

Некоторые детали полотна Лосенко остались не вполне завершёнными из-за смерти художника, который скончался 23 ноября (4 декабря)  года от водяной болезни. Картина стояла на мольберте в мастерской Лосенко до самых последних дней его жизни.

В течение полувека «Прощание Гектора с Андромахой» считалось в русской живописи «эталоном исторической классицистической картины» — до тех пор, пока в 1824 году Фёдор Бруни не написал своё полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Картина «Прощание Гектора с Андромахой» находилась в музее Академии художеств, после революции перешла в Государственный музейный фонд, а в 1924 году была передана в Третьяковскую галерею.

Жан Ресту-младший, Прощание Гектора с Андромахой (1727)

Жан-Шарль Левассёр, Прощание Гектора с Андромахой (гравюра, 1769)

Гравюра из «Илиады» (1711)

Антон Лосенко, Прощание Гектора с Андромахой (эскиз, 1773, ГТГ)

Биография

Родился в городе Глухове возле Чернигова в 1737 году. В семилетнем возрасте (после смерти родителей) был привезён в Санкт-Петербург в придворный хор.

С 1753 учился живописи у Ивана Петровича Аргунова, с 1759 в Петербургской академии художеств. Продолжил учёбу в Париже (где ему покровительствовал Д. М. Голицын) и Французской академии в Риме. Считается (наряду с Баженовым) первым пенсионером Академии.

После возвращения в Россию снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда» (1770) — несколько наивным и мелодраматичным, но впервые представившим русскую древность наглядно, на принятом в то время художественном языке.

Программа на звание академика: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Роговльду, чтобы ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздраженный Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Роговольда с двумя сынами лишив жизни, с высокосмысленною Рогнедою неволею сочетался».

За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. В 1772 году Лосенко становится директором Академии художеств, разделив эту должность с Н. Жилле.

Портреты кисти Лосенко немногочисленны, но отличаются выразительностью и чётким следованиям принципам классицизма.

Скончался от водянки в 1773 году. Художник похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. В советской литературе встречается информация, что из-за отсутствия заказов и стеснённого материального положения нестарый ещё художник «от унижений и отчаяния спился». Другие авторы, напротив, о художника и то, что белое вино он употреблял как лекарство от болезни.

Литература

  • Большая иллюстрированная энциклопедия живописи.. — М.: ОЛМА Медиа-Групп, 2011. — 305 с. — ISBN 978-5-373-03516-3.
  • Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины 18 столетия. М., 1963
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е.Ю. Русское искусство 18 века. М., Юрайт, сc. 474-479 ISBN 978-5-9916-3527-1
  • А. О. Отришко. [actual-art.spbu.ru/testarchive/10394.html Графика Антона Павловича Лосенко (1737-1773): иностранные влияния и национальное своеобразие] // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 2 . Под ред. А.В.Захаровой— Санкт-Петербург: НП-Принт — 2012. — с.376-381 ISBN 978-5-91542-185-0

Определение слова «Лосенко» по БСЭ:

Лосенко — Антон Павлович , русский исторический живописец, портретист, рисовальщик. С 1744 жил в Петербурге. учился в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и АХ (1758-60). Пенсионер АХ в Париже (1760-65) и Риме (1766-69). В произведениях 1760-х годов («Чудесный улов рыбы», 1762, «Жертвоприношение Авраама», 1765, «Каин», 1768, «Зевс и Фетида», 1769, — все в Русском музее, Ленинград), отмеченных тщательным изучением человеческого тела, образцов античного искусства, Л., не порывая с традициями позднего Барокко (патетичностью образов, динамикой композиции), постепенно приближается к рассудочной ясности Классицизма. Для центрального произведения Л. «Владимир перед Рогнедой», посвящённого эпизоду древнерусской истории, вместе с условно-академической трактовкой сцены, чрезмерной риторикой жестов характерно желание передать естественные эмоции, раскрыть сложный этический конфликт. Незаконченная картина «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, Третьяковская галерея), отличающаяся строгой, хотя и несколько перегруженной композицией, в возвышенных образах раскрывает идею патриотичности долга. Особенной жизненной убедительностью среди портретов Л. выделяются портреты П. И. Шувалова (1760, Русский музей) и Ф. Г. Волкова (1763, Русский музей. повторение — в Третьяковской галерее). Многочисленные рисунки Л. примечательны точностью лепки форм и тонкостью техники. С 1770 Л. — профессор АХ (в 1772-73 директор). Составитель учебного пособия для АХ — «Изъяснение краткой пропорции человека…» (1772). Оказал воздействие на И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова и других. Лит.: Каганович А. Л., Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия, М., 1963. А. П. Лосенко. «Владимир перед Рогнедой». 1770. Русский музей. Ленинград.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector