Кузьма петров-водкин

Черёмуха в стакане (1932)

Зритель сразу узнаёт по фантастическому композиционному и по цветовому решению, чьей кисти принадлежит натюрморт «Черёмуха в стакане». Петров-Водкин использовал необычайный новаторский ракурс в натюрморте, который до сих пор делает его картины незабываемыми.

Тёмное ультрамариновое покрытие стола, красная обложка журнала, на котором стоит простой стакан с веточкой черёмухи, чернильница, письма, блюдце с серебряной ложечкой создают потрясающее трёхмерное пространство. Тонкий стакан с водой и грани толстой стеклянной чернильницы ловят и преломляют солнечные лучи весеннего дня. Коробок спичек, непрочитанные письма и отсутствие чайного стакана говорят о присутствии автора. Он пьёт чай, курит и вот-вот собирается прочесть корреспонденцию.

.

15

Детство

Родился будущий живописец на севере Саратовской области, в городке Хвалынске, расположившемся на правом берегу Волги. Семья Петровых-Водкиных «прославилась» своим предком, любителем «беленькой» Петром. Дед Кузьмы во хмелю зарезал кроильным ножом супругу, а спустя несколько часов и сам скончался. С тех пор детей Петра называли то Петровыми, то Водкиными.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Художнику досталась в «наследство» двойная фамилия, не слишком почетная и напоминающая о семейной трагедии. Отец живописца, Сергей Петрович, получив «прививку» от пагубного пристрастия, был абсолютным трезвенником и лучшим в городе сапожником.

Творческое начало в Кузьме родные отметили в детстве. Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили. Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы. Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина. Пейзаж, нарисованный Кузьмой масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.

Фото Кузьмы Петрова-Водкина

Вторая «картина» Петрова-Водкина тоже украсила кладбищенское надгробие. В этот раз – в благодарность за спасенную жизнь. Кузьма купался в Волге, но заплыл слишком далеко и, выбившись из сил, начал тонуть. Спас мальчика перевозчик Илья Захаров, успевший подплыть на лодке.

Спустя неделю Захаров, спасая очередную жертву волн, утонул сам. Нарисованная на жестяной пластине Волга с маленькой лодкой перевозчика и головами тонущих, посвященная погибшему спасателю, – первое «тематическое» полотно живописца.

Портрет матери Кузьмы Петрова-Водкина

Учился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Там познакомился с иконописцами и попытался повторить увиденное. Первую работу не одобрил священник: уж очень приземленной оказалась Богородица, напоминавшая обуреваемую земными страстями деревенскую бабу.

В 1893 году, окончив училище, Петров-Водкин поехал в Самару, чтобы продолжить образование и получить специальность железнодорожника. Экзамены Кузьма провалил, но не растерялся и поступил в школу живописца Федора Бурова. Через 2 года Федор Емельянович умер, учеников распустили. 15-летний живописец вернулся домой.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Путь к художественному Олимпу сыну открыла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица.

Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.

К. С. Петров-Водкин 1918 год в Петрограде 1920

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939) начинал свой творческий путь в сложнейших социальных условиях первых десятилетий XX века.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию художник воспринял как долгожданное и необходимое событие. Одним из первых в советской живописи он создал произведения, утверждающие высокий гуманистический смысл революции. Такова картина «1918 год в Петрограде». Перед нами, на первый взгляд, вполне конкретная бытовая сцена. На балконе каменного дома стоит молодая петроградская работница, заботливо охраняющая сон спящего у нее на руках ребенка. За ее спиной — улицы Петрограда. Мрачно зияют разбитые окна домов. На стенах расклеены декреты и воззвания. Конечно, суть картины не в бытовых сюжетных деталях. Беспорядочным тревожным ритмом движения маленьких фигурок на улице противопоставлены ясность, величавость, спокойствие силуэта матери. Удивительная женственность, нежность в том, как она бережно прижимает к своей груди сына, поддерживает его слабую руку. Мудрая доброта и надежда светятся в ее грустном взоре. Облик матери, несколько условный,— в центре внимания живописца. Фигура ее трактована обобщенно, плоскостно, лик иконописен, очищен от всего случайного. Это идеальный образ того простого, прекрасного и доброго, нетленного начала человечности, ради победы которого, по убеждению художника, идет бой на всей Земле. Молодая мать, точно Мадонна, освящает суровую жизнь петроградских улиц, олицетворяя собой веру художника в будущее Советской России. Имя народного художника СССР, Героя Социалистического Труда Александра Александровича Дейнеки широко известно. Одна из характернейших черт его творчества — обостренное чувство современности. Не случайно А. А. Дейнека был одним из организаторов «Общества художников-станковистов» (1925), которое ставило своей целью отражение типических явлений советской действительности. Ощущение сопричастности ко всему новому, являющемуся неотъемлемой частью социалистической эпохи, не покидало Дейнеку на протяжении всего его творческого пути — и в годы мирного строительства, и в тяжелую годину Великой Отечественной войны. Одним из первых А. А. Дейнека отразил героическую атмосферу военных будней. Скупыми выразительными средствами передает А. А. Дейнека в пейзаже «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» суровый, мужественный облик военной столицы. Снежные сугробы с противотанковыми ежами и надолбами, дома со следами разрушения, одинокий деревянный столб да мчащаяся фронтовая полуторка с развевающимся на ветру брезентом и хмурое небо — вот в сущности и все, что Изображено на картине. Цветовое решение, с его суровыми, приглушенными тонами, также является активным эмоциональным элементом пейзажа. Перед зрителем возникает образ столицы 1941 года, молчаливой, пустынной, но живой, железом ощетинившейся навстречу врагу. Это сражающийся город, город-боец.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: