Творчество Греко
Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.
Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.
В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).
Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.
Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.
Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).
Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).
Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.
Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.
Описание
Передний план
Версия классического сюжета Эль Греко отражает последнюю предсмертную борьбу Лаокоона и его сыновей. Лаокоон, центральная фигура картины, лежит в агонии на волнистых темных скалах переднего плана. Растянувшись на укороченном мертвом теле одного из своих сыновей, Лаокоон цепляется за жизнь, как змея кусает его за голову. Слева стоящий сын Лаокоона корчится от боли, извиваясь, когда змея проносится к его животу. По бокам сцены справа находятся Аполлон и Артемида , которые наблюдают за разворачивающейся ужасной сценой. Справа также появляется незаконченная фигура, состоящая только из головы и ноги.
Эль Греко исказил правила пропорции, изображая мифологических персонажей в виде вытянутых, искаженных фигур. Лаокоон растянулся в странном положении, неестественно вытянув ногу в агонии к изогнутому, напряженному телу своего сына. Искаженные фигуры с их мутной желто-зеленой окраской наполняют сцену чувством страдания и смятения. Темные зловещие скалы на переднем плане усиливают эмоциональную атмосферу.
Задний план
Эль Греко противопоставляет классический сюжет мрачному виду Толедо. Использование Эль Греко Толедо в качестве фона для его изображения смерти Лаокоона может быть основано на местном фольклоре о том, что жители Толедо произошли от троянцев. На картине троянский конь движется к городу, что напоминает о неудачной попытке Лаокоона убедить своих соотечественников в ловушке. Эль Греко изображает город Толедо как мир страданий, используя цвета, чтобы создать ощущение обреченности. Высокая линия горизонта и стоящие фигуры на концах картины создают вертикальную композицию. Угрожающее небо, в котором преобладают бурные оттенки серого и клубящиеся облака, нависает над Толедо и создает жуткий фон, который усугубляет страдания переднего плана.
Стиль
Деталь
После своего первоначального обучения византийским иконописцем на своей родине, Крите, Эль Греко учился в Венеции и Риме, где экспериментировал с венецианскими «колорито» и композиционными техниками эпохи Возрождения. Однако Эль Греко переехал в Испанию в 1576 году, а в 1577 году поселился в Толедо в качестве церковного художника. В Толедо Эль Греко отточил свой эклектичный стиль, став ведущим художником в движении маньеристов и положив начало испанскому художественному ренессансу. Оба эти стиля очевидны в Лаокооне , единственном изображении мифологического сюжета Эль Греко. Классический по своей тематике, Лаокоон отражает политические, религиозные и художественные преобразования пост-ренессансного общества.
Хотя намерения и послание Эль Греко обсуждаются, Лаокоон отражает явное маньеристское влияние. Маньеризм, зародившийся в Италии в 1520-х годах, отразил религиозные потрясения протестантской Реформации. Хаос и духовная неопределенность эпохи заставили художников-маньеристов отвергнуть баланс и пропорциональность художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело, и вместо этого изображать удлиненные фигуры. Маньеризм достиг своего апогея с Эль Греко, что видно по искаженным, искаженным фигурам Лаокоона и его сыновей и гипер-элегантности богов справа.
Наполнение ярких религиозных тем, характерных для работ Эль Греко во время его испанского периода, можно увидеть в Лаокооне . Хотя картина может быть намеком на местные традиции или комментарием к Реформации, Лаокоон содержит бесспорную духовную атмосферу. Мучительные фигуры на ужасающем фоне передают сильную эмоциональную атмосферу. Сочетание глубоких религиозных тем с чертами маньеризма стало определяющей частью искусства испанского Возрождения.
Техника живописи художника
Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.
Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета — жжёной умброй.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.
Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.
Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.
Вдохновение
Картина маслом Лаокоона Эль Греко представляет собой влияние классической мифологии и артистизма.
Классическая мифология
Согласно греко-римской мифологии, Лаокоон был фигурой в Троянской войне, развязанной между ахейцами (греками) и троянцами. Рассказ Лаокоона появляется во многих из многочисленных классических текстов о Троянской войне. В частности, Лаокоон — второстепенный персонаж в « Энеиде » римского поэта Вергилия и « Эпическом цикле» , отдельном сборнике древнегреческих эпических поэм.
Приписывается: Агесандру , Афинодоросу и Полидору , Лаокоону и его сыновьям . Классическая группа Лаокоона . Поздний эллинистический ), c. 160 г. до н.э. и 20 г. до н.э., Белый мрамор , Музей Ватикана.
Лаокоон оказался вовлеченным в войну после того, как греческие солдаты, разочарованные своей неудачной десятилетней осадой города, изобрели уловку, чтобы положить конец войне: полый троянский конь, заполненный греческими солдатами. Лаокоон попытался предупредить своих соотечественников, что лошадь была «смертельным обманом», а не подарком, но троянцы не прислушались к предупреждению. Полагая, что война окончена, троянцы триумфально занесли коня в свои городские стены и инициировали серию катастрофических событий, которые привели к разграблению Трои.
Классическая скульптура
Лаокоон был убит божественной казнью богов, которые поддержали греков в Троянской войне и послали в наказание морских змей. Смерть Лаокоона изображена на знаменитой монументальной эллинистической скульптуре, известной как Лаокоон и его сыновья . Мраморная скульптура I века до н.э. была создана Афинадоросом, Агесандром и Полидоросом Родосским. Группа Лаокоона фиксирует кульминационный момент, когда Лаокоон издает мучительный вопль и борется вместе со своими сыновьями против морских змей Афины. Скульптура, обнаруженная в Риме в 1506 году, очаровала художников эпохи Возрождения своими идеализированными пропорциями и изящными мускулистыми фигурами. Лаокоон и его сыновья, скорее всего, послужили художественным вдохновением для Эль Греко, который изобразил предмет во время своего «испанского периода».
Эль Греко
Краткое изложение жизни
Эль Греко родился в 1541 году на Крите. Официальное имя — Доменикос Теотокопулос. Эль Греко получил это имя, когда жил в Италии, несомненно, изучая классический стиль искусства. В Италии Эль Греко жил в Венеции и учился у Тициана , одного из самых выдающихся художников итальянского Возрождения. Через три года Эль Греко переехал из Венеции в Рим, чтобы продолжить учебу и работу под патронатом кардинала Алессандро Фарнезе . Находясь в Риме, Греко продолжал развивать свой собственный художественный стиль, сочетая стили византийской эпохи, эпохи Возрождения и эпохи маньеризма. Чтобы прочитать полную версию жизни, истории и художественного стиля Эль Греко, щелкните здесь .
Стиль и техника живописи
Поскольку он объединил стилистические идеи трех разных эпох и концепций искусства, картины Эль Греко были поистине уникальными. В целом они захватили новую сущность идеи тела. Фигуры Греко часто были длинными, удлиненными, которые казались почти текучими по своей природе. Его картины обычно несли понятие романтизма , сосредотачиваясь на страдании и любви через боль и раздоры. Эль Греко также был вдохновлен техниками и идеалами периода Возрождения, в частности идеей о том, что идеальное человеческое тело было чистой связью с божественным. В большинстве работ Греко фигурируют фигуры, связанные с этим божественным и иконоборческим чувством бытия. Однако фигуры Эль Греко часто были искажены и удлинены, что контрастировало с абсолютным пропорциональным совершенством телесных форм эпохи Возрождения. Вместо этого его картины и работы связаны с божественным присутствием сильными визуальными и эмоциональными призывами. Это отражение сильных и целенаправленных эмоций восходит к эпохе маньеризма , захватывая идею агрессивной, эмоциональной и почти насильственной перспективы и сильного эмоционального вихря, чтобы захватить повествование и чувства, стоящие за произведением. Это часто было структурным планом в большинстве работ Греко.
Эль Греко также обнаружил, что использование цвета имеет огромное значение. Создание эстетической цветовой палитры иногда было важнее, чем сама фигура. Греко часто имел тенденцию использовать глубокие, полные, насыщенные цвета, чтобы мотивировать эмоциональное выражение в произведении, чтобы повлиять на настроение зрителей. Насыщенные оттенки синего, черного, пурпурного и красного позволили зрителю перенестись в другое измерение. Использование цвета Греко вызывает чувство гнева и божественной преданности, которое кажется потусторонним.
Основная идея стиля живописи Греко заключалась в том, чтобы драматизировать повествование, эмоции и послание каждого произведения . Эль Греко часто использовал масляные краски на холсте.