Что могло быть зашифровано на натюрмортах «Завтрак»?
Современному зрителю представляется шанс увидеть на голландских натюрмортах продукты четырехвековой давности и заодно старинные способы их сервировки, и уже одно это заставляет присмотреться к ним повнимательнее. А кроме того, нельзя забывать о символах, которые прятали на картинах.
В.К. Хеда. Натюрморт с крабом
Голландцам нравилось воспринимать простые, повседневные вещи полными скрытого смысла, часто философского. О том, что жизнь и удовольствия преходящи, художники любили «упомянуть» в большинстве натюрмортов. Считается, что именно о тщете и бренности говорят, например, разбитые бокалы и ощущение хаоса на столе. А вот окорок, ветчина, вино символизируют плотские, земные удовольствия.
Осиас Берт-старший. Натюрморт
Устрицы несли в себе неоднозначный смысл, чаще всего их изображение имело эротический подтекст – ведь и Венера родилась из раковины, но порой в них видели, наоборот, символ раскрытой души. Рыба напоминала о Христе, нож — о жертве, лимон символизировал предательство.
Во многом благодаря изображению на натюрмортах некоторые продукты становились особенно востребованными, те же устрицы однажды оказались под угрозой полного уничтожения, пришлось запрещать их ловлю в определенные месяцы года.
Флорис Герритс ван Схотен. Натюрморт
А в целом натюрморт предоставлял его владельцу возможность самостоятельно трактовать изображенную на холсте композицию, и судя по тому спросу, которыми пользовались «завтраки», голландцам, да и иностранным ценителем этого жанра, такое занятие было по душе.
Цветочный натюрморт
Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика растений особенно сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество значений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на самовлюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмортах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был волен выбрать один из двух смыслов или совместить их.
Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произведения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.
Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе. Между 1606 и 1684 годом
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606–1684) — голландский художник, известный своими цветочными натюрмортами. у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов — рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи.. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым); пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Венчают композицию два крупных цветка, имеющие положительное значение. Синий ирис олицетворяет отпущение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Красный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трактовку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа.. Другие символы спасения — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бессмертную душу.
Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века
Картина Яна Баумана Ян (Жан-Жак) Бауман (1601–1653) — живописец, мастер натюрморта. Жил и работал в Германии и Нидерландах. «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указывают на смертность всего земного; тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание; раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег В Голландии XVII века было очень популярно коллекционирование разного рода «диковинок», в том числе раковин.; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупительной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь.
Натюрморт с накрытым столом
В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских мастеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.
Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год
На картине Геррита Виллемса Хеды Геррит Виллемс Хеда (1620–1702) — автор натюрмортов и сын художника Виллема Класа Хеды. мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Расположение предметов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство. Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе — на разрушение. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.
Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год
Большая часть изображенных предметов на натюрморте Питера Класа Питер Клас (1596–1661) — голландский художник, автор множества натюрмортов. Наряду с Хедой считается основателем харлемской школы натюрморта с ее геометрическими монохромными картинами. являются эротическими символами. Устрицы, трубка, вино отсылают к кратким и сомнительным плотским удовольствиям. Но это всего лишь один вариант прочтения натюрморта. Посмотрим на эти образы под другим ракурсом. Так, раковины — это символы бренности плоти; трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, — символ внезапности смерти. Современник Класа, голландский поэт Виллем Годсхалк ван Фоккенборх, в стихотворении «Моя надежда — это дым» писал:
Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спасения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.
Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным преходящим.
Натюрморт в рыбной лавке
Рыбный натюрморт — это аллегория водной стихии. Такого рода произведения, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висевшие в одной комнате. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579–1657) — фламандский живописец, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста — они воспевают богатство Фландрии.
Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1616 год
Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая принято отмечать 6 декабря. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые постоянно сменяют друг друга. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
Vanitas, или «Ученый» натюрморт
Жанр так называемого «ученого» натюрморта получил название vanitas — в переводе с латыни это означает «суета сует», другими словами — «memento mori» («помни о смерти»). Это самый интеллектуальный вид натюрморта, аллегория вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни.
Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670 год
Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека Юриан ван Стрек (1632–1687) — амстердамский художник, известный своими натюрмортами и портретами. указывают на мимолетность земной славы. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Это признаки начавшейся порчи, намекающие на то, что после смерти даже искусство не пригодится. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Похмелье дня
У коня БоДжека на яхтеНон-фикшн дня
Сборник статей Бориса УспенскогоЮтьюб-канал дня
Мультфильмы-лекции обо всем на свете
Архив
Картины, вызывающие аппетит: натюрморты из Харлема
Первые натюрморты были призваны замаскировать стенную нишу или украсить створку шкафа – голландские граждане могли себе это позволить, а огромное количество произведений художников на рынке изобразительного искусства позволяло выбирать лучшие или, по крайней мере, те, что были милей глазу хозяина дома. Сначала появились цветочные натюрморты, а изображать группы предметов, съедобных и несъедобных, на белой скатерти стало модно чуть позднее, они перекочевали в отдельные самостоятельные произведения с групповых портретов за накрытым столом.
П. Клас. Натюрморт с солонкой
Родиной и центром создания таких натюрмортов – они носили также названия «Завтраки», «Десерты» — стал голландский город Харлем. Мастера изображали простые и привычные для голландского быта предметы и продукты: сыр, ветчину, фрукты, рыбу, пиво, сервированные в оловянной посуде.
Менялась и посуда на картинах – оловянные миски уступили место серебряным блюдам, художники изображали перламутровые кубки из раковин наутилуса, дорогой фарфор, высокие бокалы с вином.
П. Клас. Натюрморт с крабом
Одним из назначений натюрморта было радовать глаз его обладателя, украшать собой помещение, а потому «завтраки» становились все более роскошными и декоративными. Впрочем, каждый художник, во всяком случае, из тех, кто чувствовал себя не ремесленником, а творцом, старался вносить в свои произведения некий смысл, наполнять их символами.
Натюрморт в мясной лавке
Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год
Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508–1575) — голландский художник, также известный как Питер Длинный. Среди его работ — жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображения рынков и лавок. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Эти образы символизируют неумеренность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям
Теперь обратим внимание на задний план. С левой стороны картины в оконном проеме помещена евангельская сцена бегства в Египет, которая резко контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Справа в глубине изображена таверна. За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотвратимость смерти и мимолетность земных радостей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на распутную жизнь.. Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к земным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они удаляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.
Чьи имена и натюрморты сохранила история изобразительного искусства
Особенность голландского рынка картин того времени состоит в том, что каждый из художников – за исключением немногих великих мастеров — работал в очень узкой нише, часто годами изображая на холсте одно и то же. Так было проще всего наладить продажу картин покупателям и справиться с конкуренцией, которая в те времена была очень жесткой. Поэтому теперь, оказываясь в одном зале музея, картины порой выглядят своеобразными «близнецами», различия между которыми становятся заметны лишь при внимательном изучении.
Н. Гиллис. Накрытый стол
Одним из первых натюрмортов-завтраков XVII века считается картина харлемского живописца Николаса Гиллиса «Накрытый стол». Предметы на столе предстают перед зрителем под таким ракурсом, как будто на них смотрят чуть сверху. Это позволяет увидеть и разглядеть все, что находится на столе, от пирамиды с сырами до ореховых скорлупок.
Рулоф Кутс. Натюрморт
Чтобы натюрморт был интересным и живым, а не просто изображением группы разных предметов, от художника требовалось тщательно продумать композицию. Поэтому от голландских «завтраков» остается впечатление некоторой интимности, как будто зритель заглядывает в чей-то дом и чью-то жизнь.
Нарочитой небрежностью отличались натюрморты Рулофа Кутса, еще одного харлемского живописца. Его визитной карточкой стала виноградная лоза с тщательно написанными листьями и нарочитая небрежность, даже беспорядок на столе – смятая скатерть, опрокинутые кубки, свисающие с края стола предметы.
Клара Петерс. Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями
Два мастера голландского натюрморта считаются одними из ведущих художников в этом жанре. Одним из них был Питер Клас, который поначалу также специализировался на натюрмортах вида «суета сует» или vanitas, напоминавших о бренности человеческого бытия. Со временем он полностью посвятил себя «завтракам», изображая на холсте небольшое количество предметов, создавая иллюзию скромной трапезы на одну персону, как будто некто, для кого накрыт стол, только что отошел и вот-вот вернется. Натюрморты Класа замечательны и тем, что демонстрировали объемное изображение, игру света на предметах, блики, серебристый тон.
П. Клас. Натюрморт с кубком и устрицами
Другой выдающийся живописец XVII века, Виллем Клас Хеда, тоже обращался к идее бренности бытия на своих натюрмортах – это заметно по изображениям перевернутых и разбитых бокалов, Его картины были выдержаны в сером или коричнево-зеленом тоне, без ярких акцентов, несколько выделялись лишь белая скатерть и желтый лимон или пирог. Работы Хеды стали первыми примерами монохромного натюрморта. Обычный набор предметов на картинах художника – кувшин, блюдо, бокал, окорок, смятая салфетка, опрокинутая ваза, наполовину очищенный лимон – в каждом новом произведении складывался в новую неповторимую композицию. Хеда тщательно, точно передавал форму, цвет, фактуру каждого предмета, и эта достоверность придавала натюрморту некоторую таинственность, загадочность.
В.К. Хеда. Натюрморт