Описание картины:
В XVII веке в Голландии очень многие художники создавали натюрморты, причем в их среде существовала специализация: один изображал цветы, другой — посуду, третий — музыкальные инструменты. Виллем Клас Хеда (1593/1594-1680/1682) писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, по крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), так и 1651. За столь длительное время работы в одном жанре художники достигали впечатляющего совершенства в технике передачи фруктов, овощей, фактуры ткани, предметов из металла и стекла, воды в бокалах. Натюрморты с едой назывались «onbijtjes» (с голландского — «завтрак»).
Спрос на подобные натюрморты был очень большой. В начале 1630-х Хеда стал писать их, используя довольно консервативные каноны своих современников — Флориса Клес ван Дейка и Николаеса Гиллиса. Он также располагает стол строго параллельно плоскости картины, то есть задней стене комнаты. Тем не менее определенное оживление в композицию своих натюрмортов художник внес. Так, белая скатерть у него закрывает не весь стол, а только часть. Тем самым он избегает монотонности фона.
Примечательно многолетнее пристрастие Хеда к одним и тем же предметам. Кубок, бокал, рюмка, дамасский клинок, карманные часы с открытой крышкой и поразительно точно выписанным механизмом (живописец использовал в работе тончайшие кисти) — все это воспроизведено с несомненной любовью.
Источник статьи: http://muzei-mira.com/kartini_gollandia/169-zavtrak-s-chernichnym-pirogom-villem-klass-heda.html
Творчество
Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Перед нами — рассматриваемые с высокой точки зрения предметы, в каждом из которых заложены ассоциации с бренностью и тщетой: чаша с тлеющими угольками, курительные приспособления, перевёрнутый бокал, череп. Колорит выдержан в коричневато-зелёных тонах и является одним из первых примеров нидерландского монохромного натюрморта. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея). В обеих картинах предметы расположены на нейтральном фоне и объединены чёткой диагональной композицией.
В начале 1630-х гг. Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, но, в отличие от них, не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. писалась уже совершенно смятой. Еда ранее представлялась нетронутой, предназначенной лишь для обозрения и любования, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер.
Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, но, меняя расстановку, он создавал оригинальные композиции, представляющие новый взгляд на привычные предметы. Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.
После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Чтобы достичь большей монументальности композиции, Хеда в зрелый период творчества применял не традиционный горизонтальный, а вертикальный формат.
См. также: Нидерландский натюрморт XVII века
Картины для меня. Виллем Клас Хеда.
Виллем Клас Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda) (14 декабря 1593/1594 — 24 августа 1680/1682).
« Стол для завтрака с ежевичным пирогом ». 1631. Картинная галерея, Дрезден.
В Голландии XVII века натюрморт выделился в отдельный жанр изобразительного искусства. Высокая конкуренция среди многочисленных художников вкупе с запросами заказчиков породили множество поджанров, в каждом из которых было много узкоспециализированных и высококлассных живописцев именно в этой «разновидности» натюрморта!
Перечислю только основные поджанры натюрморта в Голландии XVII века: цветочный ; цветочно-фруктовый ; «кухонный» (кухонная утварь и продукты); » рыбный » (преимущественно в портовых городах); » охотничий » (битая дичь и охотничье снаряжение); натюрморт с животными ; » обманка » (иллюзия трёхмерности); Vanitas («суета сует»), или » философский «; » роскошный «; » накрытые столы «.
Вот в последнем варианте голландских натюрмортов выделилась ещё и его особая разновидность — тональный , или монохромный натюрморт. Возник такой вид в Харлеме как эволюция от » роскошного банкетного стола » к скромному » завтраку » с живописным беспорядком.
Вот Виллем Клас Хеда наряду с Питером Класом и был выдающимся мастером именно » тональных завтраков «!
А теперь давайте взглянем на его « Стол для завтрака с ежевичным пирогом », хранящийся в Дрезденской галерее:
Вот оно, скромное обаяние голландской буржуазии: золотые часы, массивный серебряный кубок, серебряное же блюдо, дорогой в те времена стеклянный бокал с загадочным зеленоватым напитком. А пирог с ежевикой был самым популярным среди пирогов зажиточных горожан.
Подивимся мастерству, с которым написаны как отражения в отполированном до зеркального блеска серебряном блюде, так и часы, заводимые ключиком.
Следует ещё заметить, что все предметы на картине были «говорящими»: так, серебряная посуда символизировала богатство, часы — быстротечность времени, а разбитый бокал — бренность и тщетность жизни.
А какие цветовые нюансы этого сдержанного «монохромного» колорита!
Так уж сложилось в эпоху классицизма, что созданная французской Академией изящных искусств иерархия жанров живописи, отводила натюрморту последнее место. Замечу уж тут, что борцами с академической живописью с её иерархией выступали передвижники в России, импрессионисты во Франции и прерафаэлиты в Англии (все — во второй половине XIX века). Но следы этой иерархии заметны и сейчас, почему многие и считают до сих пор натюрморт «легковесной картиной».
Добавлю, что в Голландии XVI-XVII веков к натюрмортам относились уважительно, и стоимость шедевров-натюрмортов в десятки и сотни раз превышала в то время стоимость полотен Рембрандта. А сам Рембрандт, кстати, в 1639 году написал два » охотничьих «натюрморта: « Битая выпь » и « Два мёртвых павлина и девушка », которые, впрочем, остались практически незамеченными.
В нашем Эрмитаже можно посмотреть, например, вот на этот натюрморт Хеды, « Натюрморт с крабом », написанный им в 1648 году.
На мой взгляд, он уступает дрезденскому « Столу для завтрака с ежевичным пирогом ». Чем — затруднюсь ответить, но без раздумий выберу ежевичный пирог , а не краба . Добавлю только ещё, что полуочищенный лимон на «эрмитажной» картине символизирует легко исчезающую внешнюю красоту, под которой скрывается горечь. А разгадки других аллегорических смыслов изображённых на картине предметов, оставлю для поисков тем, кому это интересно.
Добавлю ещё только то, что у Виллема Хеды было много учеников и последователей, включая и его собственного сына Геррета, который пополнил собой многочисленную армию голландских художников, специализировавшихся в написании натюрмортов.
Продолжит мой список картин испанец, последователь Караваджо Франси́ско де Сурбара́н (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598 — 27 августа 1664).
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ebe66e1d515ee06ba6442fd/kartiny-dlia-menia-villem-klas-heda-5f357e24c7ecee3ebce2a1fc