Коллекции
Таблица десертов
Из ста или более его картин, которые можно увидеть в европейских галереях, только 18 датированы. На одной из ранних работ изображена чеканная кружка с бутылкой, серебряной чашей и лимоном на мраморном столе, датированная 1640 годом, в Рейксмузеуме в Амстердаме . Похожая работа 1645 года с добавлением фруктов, цветов и далекого пейзажа находится в замке Лонгфорд. Чаша в венке, с лучистым букетом среди пучков пшеницы, винограда и цветов, является шедевром 1648 в Бельведере из Вены . Венок вокруг Мадонны в натуральную величину, датированный 1650 годом, в музее Берлина , показывает, что де Хем мог рисовать ярко и гармонично в больших масштабах. Музей Прадо владеет Таблица датирована около 1651 и Тиссен музея дома Цветы в стеклянной вазе с фруктами ками 1665.
В Старой пинакотеке в Мюнхене находится знаменитая работа 1653 года, в которой лианы красиво сочетаются с тыквами, ежевикой, апельсином, миртом и персиком, а также оживлены бабочками, молью и жуками. Пейзаж с цветущим розовым деревом, кувшином клубники, набором фруктов и мраморным бюстом Пана , датированный 1655 годом, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге . Некоторые из его работ хранятся в Королевских музеях изящных искусств Бельгии в Брюсселе . Натюрморт 1645 года, изображающий праздник фруктов и омаров, находится в галерее Мемориального художественного музея Аллена в Оберлине, штат Огайо . Простой натюрморт из оловянных кубков можно увидеть в Институте Барбера в Бирмингеме, Великобритания.
«Ладонь твоя росой окроплена, Раскрылся пальцев розовый бутон» Данте Габриэль Россетти .
К XIX веку символика изображенных предметов в живописи утратила свое глубокое значение, и цветочные штрихи нам могут показаться всего лишь красочными акцентами живописного полотна. Тем не менее, в викторианскую эпоху развился свой специфический язык цветов. Символизм, отражённый на картине Данте Габриэля Россетти «Вероника Веронезе» (1872), включает освобождённую из клетки птицу, а ромашки в птичьей клетке— запертую энергию, примулы— символ юности,нарциссы— отражение мыслей.
Вероника Веронезе
Данте Габриэль Россетти
1872, 109.2×88.9 см
Фиалки — символ скромности и верности. Так, на портрете своей жены Эммы Хилл, Форд Мэдокс Браун вкладывает в руки своей возлюбленной, разрушенной алкоголизмом, букет из увядших цветов. Он писал: «Теперь, когда она лежит в постели разбитая лихорадкой,она выглядит прекрасной и молодой,как когда-то».
Переполнено символикой и полотно Данте Габриэля Россетти «Леди Лилит» (1867). Идею картины раскрывает сонет «Телесная прелесть»: «Спокон веков она мужей влекла, Улавливая души и тела В силки страстей, как в наши времена. Ей любы мак и томных роз цветы; Кого, Лилит, не зачаруешь ты, Твой поцелуй и сонных грез настой». Роскошный цветок мака в черной вазе символизирует не только воображение и вечный сон, но также наслаждение и неизбежность смерти.
Леди Лилит
Данте Габриэль Россетти
1873, 96.5×85.1 см
Значение первоцвета изменяется в зависимости от окраски,но в картине Эдвина Лонгсден Лонга«Дочери нашей империи. Англия: первоцвета» (1887) желтый задуман как символ молодости и любви.
Картина Джона Эверетта Милле «Офелия» известна благодаря детализированному изображению растительности реки и на речных берегах. Когда художник рисовал обреченную Офелию Шекспира, в пышной сцене смерти он изобразил все цветы в соответствии с оригиналом текста и ботанической точностью. В каждом из растений закодирован определенный смысл: лютики означают неблагодарность,плакучая ива, склонившаяся над девушкой, — знак отвергнутой любви, крапиваобозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность. Розы традиционно говорят о любви и красоте, кроме того, один из героев трагедии называет Офелию «роза мая»; ожерелье из фиалок знаменует скромность и верность, так же как и растущие на берегу незабудки; алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе.
Офелия
Джон Эверетт Милле
1852, 76.2×111.8 см
И, хотя, сегодня в большинстве живописных сюжетов натюрмортам, цветам и растениям определена второстепенная роль, попробуйте прислушаться к тихому разговору детей Флоры: они вам расскажут много интересного.
Титульная иллюстрация: Рембрандт ван Рейн. Флора
Жизнь
Портрет Вильгельма III Английского , 10 лет, в цветочной гирлянде с символами Оранжевого Дома, военная добыча, вывезенная во Францию в 1795 году, где она и осталась.
Де Хем родился в Утрехте как Иоганнес ван Антверпен . Сначала он учился у своего отца Давида де Хема Старшего (1570–1631), затем у Бальтазара ван дер Аста . Он жил в Лейдене примерно с 1625 по 1629 год, где учился в 1629 году у Давида Байи (1584–1657).
Он переехал в Южные Нидерланды и вступил в гильдию святого Луки Антверпенского в 1635 или 1636 году и стал бюргером этого города в 1637 году. Однако он часто отсутствовал, о чем свидетельствовали обязанности, которые он должен был платить за это. Его замечательный талант снискал ему значительную репутацию. Он с трудом мог удовлетворить спрос. Де Хим считался одним из величайших художников своего времени. Ему хорошо платили, и портрет принца Вильгельма III в окружении картуша из цветов и фруктов был продан за 2000 гульденов, что является одной из самых высоких цен, когда-либо уплачиваемых за картину во время Золотого века Голландии. Его сыновья вместе с ним работали в его мастерской над заказами новых картин. Он ретушировал их работы и ставил свои подписи на картинах.
Он оставался в Антверпене до 1667 года, а затем вернулся в Утрехт, где записи свидетельствуют о его присутствии с 1668 по 1671 год. Он покинул Утрехт в 1671 году, когда к городу приближались французские войска. Неизвестно, когда он наконец вернулся в Антверпен, но его смерть записана в книгах гильдии.
Ваза с цветами , 1660 год, из коллекции барона Лайонела Натана де Ротшильда . В 1961 году его приобрела Национальная художественная галерея .
Ван Хим был дважды женат, сначала на Алетте ван Виде, с которой у него было трое выживших детей после ее смерти в 1643 году, один из которых, Корнелис , стал художником-натюрмортами. Он женился во второй раз в 1644 году на Анне Катерине Рукерс, от которой у него было еще шестеро детей, одним из которых был Ян, который также стал художником-натюрмортами.
Помимо двух его сыновей, у него было несколько учеников: Мишель Верстилен , Александр Куземанс , Томас де Клерк , Ленерт Ругге , Теодор Анванк , Андриес Бенедетти , Элиас ван ден Брок , Якоб Маррель , Хендрик Шук и Абрахам Миньон .
Натюрморт в рыбной лавке
Рыбный натюрморт — это аллегория водной стихии. Такого рода произведения, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висевшие в одной комнате. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579–1657) — фламандский живописец, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста — они воспевают богатство Фландрии.
Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1616 год
Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая принято отмечать 6 декабря. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые постоянно сменяют друг друга. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
Натюрморт с накрытым столом
В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских мастеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.
Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год
На картине Геррита Виллемса Хеды Геррит Виллемс Хеда (1620–1702) — автор натюрмортов и сын художника Виллема Класа Хеды. мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Расположение предметов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство. Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе — на разрушение. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.
Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год
Большая часть изображенных предметов на натюрморте Питера Класа Питер Клас (1596–1661) — голландский художник, автор множества натюрмортов. Наряду с Хедой считается основателем харлемской школы натюрморта с ее геометрическими монохромными картинами. являются эротическими символами. Устрицы, трубка, вино отсылают к кратким и сомнительным плотским удовольствиям. Но это всего лишь один вариант прочтения натюрморта. Посмотрим на эти образы под другим ракурсом. Так, раковины — это символы бренности плоти; трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, — символ внезапности смерти. Современник Класа, голландский поэт Виллем Годсхалк ван Фоккенборх, в стихотворении «Моя надежда — это дым» писал:
Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спасения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.
Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным преходящим.
«Чудесный гость далекого Ирана»
«Портреты» цветов заказывались и владельцами садов, чтобы увековечить диковинные и экзотические и просто прекрасные цветы, собранные или выведенные хозяином. Садоводы, занимавшиеся разведением и выведением редких видов, заказывали рисованные каталоги для презентации покупателям посадочного материала. Особую актуальность такие каталоги приобрели в период пресловутой тюльпаномании. Спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии во второй половине 30-х годов XVII в. достигла поистине степени безумства, когда за луковицу тюльпана редкой новой окраски закладывали дом. Неудивительно, что тюльпаны можно увидеть практически в каждом букете, написанном в первые сорок лет XVII столетия, и больше всего сохранилось альбомов именно с этими цветами. Одна из таких книг — «Тюльпановая книга» Якоба Маррела (1642) — содержит лист с ценами на тюльпаны в 1635—1637 гг., в самый разгар тюльпаномании.
«Колесница Флоры». Аллегорическая картина Гендрика Пота (1580−1657) — популярный лубочный сюжет, высмеивающий простаков-спекулянтов. Повозка с богиней цветов (только тюльпаны) и её праздными спутниками катится под уклон в пучины моря. За ней бредут ремесленники, забросившие орудия своего труда в погоне за лёгкими деньгами
Цветы в вазе
Ян Давидс де Хем
Ваза с цветами
Ян Давидс де Хем
1660, 69.6×56.5 см
Цветы
Ян Давидс де Хем
Цветочная композиция
Ян Давидс де Хем
Натюрморт
Ян Давидс де Хем
Цветы в вазе
Ян Давидс де Хем
Ваза с цветами
Ян Давидс де Хем
1660, 69.6×56.5 см
Первые станковые натюрморты появились в 1600-е гг. в творчестве Якоба де Гейна,Руланта Саверея, Яна Брейгеля, Амброзиуса Босхарта и представляли собой искусные композиции из разнообразных цветов в изысканной вазе. Такие букеты кажутся написанными с натуры, однако присмотритесь: они составлены из растений, цветущих в разные сезоны. Живописцы выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, и затем использовали эти наброски в различных работах.
Ян Брейгель Младший
Флора в цветах
Ян Брейгель Младший
1640-е , 44×64 см
-
Ян Брейгель Младший. Пять чувств: Слух
-
Ян Брейгель Младший. Пять чувств: Зрение
И, конечно, рассматривая изысканные букеты, знатоки с любопытством читали цветочные «письма». Уж они-то знали, что орхидеи затаили ревность,подозрительность, и обман. Ирис уже перестал напоминать о скорби Божьей матери и начал воспевать Весну и возрождение. Лаванда символизирует деревенскую жизнь, крестьянство, и, в то же время,желание, порок, разврат, потерю невинности. А вот тюльпаны, памятую о своем бурном коммерческом прошлом, преобразились в символ богатства, процветания,торговли, и это объяснимо самой историей бытования цветка.
Одуванчик, из символа младенца Христа (на тондо Рафаэля изображен слева у края плаща Иосифа) трансформировался в трогательное напоминание о детстве, тоске по прошлому.
Символика активно использовалась в искусстве до второй половины XIX века. «Говорящий гербарий» можно увидеть на полотнах Ореста Кипренского. «Бедная Лиза» нежными пальчиками держит хрупкий красный цветок — это ее любовь и судьба.
Бедная Лиза
Орест Адамович Кипренский
1827, 45×39 см
Балерина Екатерина Телешова в образе Зелии — героини балета «Приключение на охоте», — демонстрирует идеализированный букетик полевых цветов, намек на простодушие театрального образа. Цыганка прижимает ветку мирта — атрибут Афродиты. Однако у мирта есть еще одно значение — символ язычника обращенного в христианство. И, пожалуй, это наиболее вероятное объяснение присутствия детали на портрете цыганки (как известно, ромы принимают религию страны, где они проживают).
-
Орест Адамович Кипренский Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной 1823
-
Орест Адамович Кипренский Цыганка с веткой мирта
А на портрете Е. Авдулиной отчетливо видна одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта. Его белый цвет — символ нравственной чистоты, но, в то же время и смерти: осыпающиеся лепестки — уже ставший хрестоматийным намек на быстротечность молодости и красоты. Художник грустил: ему довелось покинуть солнечную Италию и вернуться в Петербург.
Портрет танцовщицы Е.А. Телешевой
Орест Адамович Кипренский
1828, 64.2×55.5 см
«Где весело, туда лети, из лучших роз богине Флоре венок сплети…» Рубен ДариоЦветы, учитывая, заложенную в них природой идею роста и плодородия, издревле связывали с женской сексуальностью.
1931, 92×60 см
Портрет Иры П.
Тамара Лемпицка
1930, 99×65 см
Весна
Тамара Лемпицка
1930, 41×33 см
Натюрморт с портретом Арлетт
Тамара Лемпицка
91×55 см
Каллы
Тамара Лемпицка
1931, 92×60 см
Тамара де Лемпицка считала каллы самыми женственными и эротичными цветами и постоянно включала их в свои натюрморты. В картинах Джорджии О’Киф критики практически единодушно усмотрели эротические намёки. А известный фотограф Альфред Стиглиц считал работы О’Киф манифестацией «вечной женственности».
Красная канна
Джорджия О’Киф
1919, 32.5×24.1 см
Розовый душистый горошек II
Джорджия О’Киф
1940-е , 101.6×76.3 см
Канна красная с оранжевым
Джорджия О’Киф
1922, 50.8×40.6 см
Орхидеи
Джорджия О’Киф
1941, 70.2×55.2 см
У древних италийцев с приходом весны над миром властвовала юная богиня распускающихся цветов — Флора. Ренессанс воскресил наследие античности,и цветы окружили жизнерадостных Венеру и Флору. Богини участвуют в картинах с аллегориями месяцев и времен года, чувств и стихий, олицетворяя весну,обоняние или зрение, землю или огонь (Ян Брейгель Старший. «Обоняние»).
Весна (Примавера)
Сандро Боттичелли
1485, 314×203 см
«Я вышла в сад …» Белла Ахмадулина
Вообще, появление и распространение «несерьезной» цветочной живописи в Европе было результатом интенсивного развития садоводства — как научного, так и любительского. Растительный мир, окружавший художников, с середины XVI века начал изменяться. Путешественники и торговля сделали свое дело! Одними из первых преобразили сады восточные луковичные растения, а затем к ним стали постепенно прибавляться диковинки из Нового Света.
Ботаника обрела самостоятельность,отделившись от медицины, составной частью которой была до этого
Вот и художники обратили особое внимание на цветочную живопись,к тому же ученые, большинство из которых работали в Голландии,заказывали рисунки растений для исследовательских целей
Натюрморт в мясной лавке
Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год
Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508–1575) — голландский художник, также известный как Питер Длинный. Среди его работ — жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображения рынков и лавок. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Эти образы символизируют неумеренность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям
Теперь обратим внимание на задний план. С левой стороны картины в оконном проеме помещена евангельская сцена бегства в Египет, которая резко контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Справа в глубине изображена таверна. За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотвратимость смерти и мимолетность земных радостей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на распутную жизнь.. Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к земным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они удаляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.
Vanitas, или «Ученый» натюрморт
Жанр так называемого «ученого» натюрморта получил название vanitas — в переводе с латыни это означает «суета сует», другими словами — «memento mori» («помни о смерти»). Это самый интеллектуальный вид натюрморта, аллегория вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни.
Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670 год
Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека Юриан ван Стрек (1632–1687) — амстердамский художник, известный своими натюрмортами и портретами. указывают на мимолетность земной славы. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Это признаки начавшейся порчи, намекающие на то, что после смерти даже искусство не пригодится. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Похмелье дня
У коня БоДжека на яхтеНон-фикшн дня
Сборник статей Бориса УспенскогоЮтьюб-канал дня
Мультфильмы-лекции обо всем на свете
Архив
Работа
Де Хем был одним из величайших художников-натюрмортов в Нидерландах, сочетая блеск и гармонию цвета с точной передачей объектов: цветов во всем их разнообразии; Европейские и тропические фрукты; лобстеры и устрицы; бабочки и мотыльки; камень и металл; улитки и морские ракушки.
Его натюрморты включали кусочки фруктов, натюрморты vanitas и фрагменты цветов, но он наиболее известен своими богато украшенными или роскошными натюрмортами, так называемыми « пронкстиллевенами ». Некоторые из его работ демонстрируют изобилие; другие, только гирлянда или букетик цветов .
Часто он выражал мораль или проиллюстрировал девиз: змея, свернувшаяся клубком под травой; череп на цветущих растениях. Золотые и серебряные чашки или кружки намекают на тщеславие земных владений. Спасение аллегорически рассматривается как чаша среди цветов, а смерть — как распятие в венке. Иногда де Хем писал, один или с другими, Мадонны или портреты в гирляндах из фруктов или цветов.
Его подпись варьировалась: инициалы (J. De Heem f.), Или Johannes (IOANNES DE HEEM F.), или имя его отца, добавленное к его собственному (JD De Heem f.). Иногда он указывал дату (например, A. i65i), особенно в своих лучших работах.
Богато накрытый стол с попугаями — ок. 1650
Гимн красоте божественного творения
Силу воздействия живописных образов на религиозные чувства верующих прекрасно понимали отцы церкви
И, несмотря на аскетизм ранних сюжетов, роза и лилия одними из первых стали пользоваться особым вниманием.
Алтарь Барди
Сандро Боттичелли
1485, 185×180 см
Лилия — любимица древних властителей и императоров. С расцветом христианства ее белоснежным лепесткам было доверено символизировать непорочность Девы Марии. Цветок стал практически неизменной деталью сцен Благовещенья в европейском изобразительном искусстве.
Роза — покорительница сердец, — никогда не была лишена внимания. Ее насыщенный красный цвет и шипы красноречиво повествовали о страданиях Христа. Сплетённые же вместе белые (символ чистоты Марии) и алые розы знаменовали собой объединение в вере всех христиан (Альбрехт Дюрер «Праздник венков из роз» или «Праздник чёток»).
Праздник четок (Праздник розовых венков)
Альбрехт Дюрер
1506, 162×194.5 см
Ирис — белый символизирует чистоту,синий — материнскую скорбь.
Изображение цветов в религиозных сюжетах позволяло навеки запечатлеть красоту мудрости и щедрости самого Творца, напоминая и о бренности земной жизни. Эта христианская идея отражена в картине Яна Давидса де Хема (1606−1683) «Натюрморт с распятием и черепом» (Мюнхен, Старая Пинакотека). О скоротечности жизни в цветочном memento mori, как правило, напоминает изображение часов или черепа. В натюрморте же с другим набором предметов в этой роли выступает сам цветок.
Цветы в стеклянной вазе, распятие и череп
Ян Давидс де Хем
85×103 см
Включенный в букет хлебный колос символизирует не только хлеб Причастия,но и Воскресение, поскольку человек, подобно зерну, возрождается к новой жизни после погребения в землю. В композиции другой картины Яна Давидса де Хема -«Букет цветов в стеклянной вазе», — очевидно доминирование алого мака и белой гвоздики. Внимательному зрителю мак напоминал о скоротечности живой красоты,а скрытые в нем семена — о смерти и забвении. Белая гвоздика символизировала чистую и ясную христианскую жизнь.
Цветы в вазе
Ян Давидс де Хем
На протяжении XVI столетия светская символика в искусстве постепенно отвоевывала все больше прав. Так, красная гвоздика — в христианском искусстве символ любви и страдания, ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом, уже все чаще в портрете XV—XVI вв., особенно в парном, сопровождает влюбленных и служит указанием на обручение. Цветок стал общепринятым, и по сей день сохранившим свое значение атрибутом доблести и отваги, революции, причем,не только Октябрьской, но, прежде всего, Французской.
Автопортрет
Отто Дикс
Портрет купца Георга Гиссе
Ганс Гольбейн Младший
1532, 97.5×86.2 см
Мужской портрет
Ян ван Эйк
1435, 41×31 см
Мадонна с гвоздикой
Леонардо да Винчи
1478, 67×42 см
Мужчина с розовой гвоздикой
Андреа Соларио
Портрет Помпеюса Окко
Дирк Якобс
54×66 см
Автопортрет
Отто Дикс
Портрет купца Георга Гиссе
Ганс Гольбейн Младший
1532, 97.5×86.2 см
Интересно, что в случае многозначности символа принимается во внимание то из его значений, которое соответствует общему духу картины. Например,чертополох в Германии указывал на помолвку — этот намек и усматривали раньше исследователи известного автопортрета Альбрехта Дюрера с чертополохом
Однако надпись в верхней части картины — «мои дела определяются сверху» (стар. нем.), — указывает на еще одну символику растения — Страсти Христовы. Так художник выразил преданность Богу, подчеркнув свою мысль чертополохом в руке.
Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом)
Альбрехт Дюрер
1493, 56×44 см
В миниатюрах календарей франко-фламандских часовников XV в., цветы — признанные атрибуты апреля и весны вообще в позднейших циклах картин на тему «Месяцы» или«Времена года». Один из самых изысканных образов возрождающейся природы запечатлен в миниатюре«Апрель» («Роскошный часослов герцога Беррийского») братьев Лимбургов: дамы в изящных придворных платьях собирают цветы на яркой зелени луга.
Но что нам «скромные цветы»? Довольно неожиданно выглядит «Автопортретс подсолнухом» Антониса ван Дейка! Дело в том, что подсолнух был только-только завезен испанцами в Европу из Перу (произошло это в 1569 г.), и еще столетие его выращивали в садах как диковинку. Заметив, что подсолнух поворачивается вслед за небесным светилом, его стали считать символом солнца (Творца, монарха) и судьбы, а также верности. Видимо, изображение растения на автопортрете придворного живописца — свидетельство непоколебимой преданности мастера своему покровителю, английскому королю Карлу I.
Автопортрет с подсолнухом
Антонис ван Дейк
1632, 73×60 см